Под управлением любви. Майя Пильдес: Школа – это не место неудачников, это место счастливых людей Принято считать, что школа – это такое очень косное учреждение…

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Майя Борисовна Пильдес
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР →Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академическая Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

Родилась 30 апреля 1951 года в Ленинграде. После окончания средней школы работала старшей пионервожатой в школе № 183 Дзержинского района с преподаванием ряда предметов на английском языке и обучалась в ЛГПИ им. А. И. Герцена на факультете русского языка и литературы. В 1972 году была награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».

После получения высшего образования в 1974 году была переведена на должность руководителя политмассового отдела Дома пионеров и школьников Дзержинского района Ленинграда, где возглавляла работу со старшими пионервожатыми и районным пионерским штабом. Работу в ДПШ совмещала с работой учителем русского языка и литературы в школе № 193 Дзержинского района. С 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Возрождение Гимназии № 56

В 1990 году назначена директором школы № 56 Петроградского района, в которой работает по настоящее время. В 1991 году школа получила статус Гимназии. С 2002 года Гимназия № 56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования и психолого-педагогический медико-социальный центр. В 2004 и 2007 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2006, 2007, 2008 и 2009 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», причем все четыре раза возглавляла петербургский список учреждений-победителей, набрав наибольшее число баллов.

В 2011 году вошла в состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011».

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки, членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Награды и премии

  • Орден Почёта (2000) - за заслуги в обучении и воспитании учащихся, подготовку высококвалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд
  • Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (1994)
  • Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» (2005)
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2009)

Недавно гимназия N 56 Петроградского района второй раз подряд была признана "Лучшей школой России". Главный приз - серебряный колокольчик - директор Майя Пильдес получила из рук министра образования на сцене Государственного Кремлевского дворца.

56-я - своеобразное государство: здесь занимаются более двух тысяч учеников (85 классов!), работают свыше 340 учителей. Она объединяет пять зданий (от детского сада до гимназии) и несколько центров (от медиатеки до базы отдыха). И везде жизнь бьет ключом, что подтверждают десятки грамот, дипломов за подписью самых видных людей государства, спортивные трофеи и награды всероссийского уровня.

Вкусно пахнет пирожками

Заходишь в школу - все блестит и вкусно пахнет пирожками. В туалетах - хорошая сантехника, горячая вода и дезодоранты. Классы - как с иголочки. Учителя знают волшебное слово, чтобы дети не рисовали на партах?

Конечно! Ведь чистые парты - один из серьезных показателей работы школы, - убеждена Майя Борисовна. - Наши годами стоят как новенькие. Почему? Это значит, что дети на уроке плотно заняты: выполняют задания в тетради, на компьютере, в лингафонном кабинете. Зачем что-то ковырять и портить, если урок идет интенсивно, интересно и все поглощены делом? Звонок - и сразу включился в работу. А у нас созданы все возможности, чтобы занятия были максимально полезными и увлекательными.

Классы оборудованы мультимедийными комплексами, плазменными панелями, интерактивными досками. Кабинеты физики, химии - настоящие лаборатории. Есть даже установки обратной связи, аналогичные волшебному пульту на популярной игре "Как стать миллионером?". Нажимаешь кнопку - и выбираешь ответ. Для блиц-опросов незаменимая вещь: восприятие материала сразу улучшается.

- Но даже "умная" электроника мало что значит без хорошего учителя.

Учителя у нас особенные. Мои заместители поют, пишут стихи, музыку. И все остальные им под стать. При том что каждый - профессионал, "предметник". Вы знаете, сколько в нашей школе аплодируют? Мы стараемся отметить любой успех. Причем особых материальных стимулов нет. Зарплата учителя со стажем и званиями в лучшем случае достигает 17-19 тысяч. Но они все яркие личности. Что меня очень привлекает в национальном проекте "Образование"? Нет, не миллион, хотя для школы это большие деньги. Но еще важнее, что на уровне правительства активно поддерживают лидеров. Ведь у нас не очень любят успешных. А в проекте, наоборот, призывают работать ярко, активно.

- Хорошо быть лучшим, когда в школе учатся дети едва ли не всех городских начальников.

Рада, что нашу гимназию выбирают известные люди. Однако двери открыты для всех. У нас занимаются около 400 ребят из малообеспеченных семей. Вскоре начнется прием в первые классы. Никаких конкурсов, ночных бдений, костров! Приходи, записывайся, учись. Нынешней весной набираем 6 или 7 первых классов. Так что дело не в элите. Важны отношения с родителями! Все наши главные праздники мы проводим только вместе с папами и мамами. Для этого снимаем самые большие концертные залы, стадионы. Обстановка на таких встречах удивительная. Пять тысяч человек ощущают себя одним целым. Кстати, родители входили и в команду, представлявшую гимназию на конкурсе лучших школ страны. Именно к ним со стороны жюри оказалось больше всего вопросов.

Ранец тяжелее портфеля

- Хотите убедить, что в школе нет платных услуг?

Ситуация, когда в классе собирают по 500 рублей на ремонт крыши, пола, замену светильников, для нашей гимназии исключена. Другое дело, когда мы просим помочь родителей - никто не отказывает. Каждый делает то, что в его силах. Одни моют окна, другие читают лекции, а кто-то может посодействовать в приобретении кабинета релаксации. Недавно открыли прекрасный тренажерный зал, помог отец одиннадцатиклассника.

Надо вести честный разговор. Мы все хотим, чтобы школы были благоустроенными, уютными, оборудованными. Чтобы дети получали лучшее. Но на какие средства это приобрести, по какой статье - не говорится. В бюджете расходы на красивую посуду не предусмотрены. Выход один: посильная помощь родителей. У нас даже есть день подарков. Мы стараемся воспитать культуру взаимоотношений, учим детей быть внимательными и отзывчивыми - к окружающей среде, старшим, школе. Первыми в городе мы стали публиковать в Интернете открытый отчет о работе гимназии (рапорт за текущий год появится в начале февраля). Публично, на всю страну отчитались о средствах, полученных за первенство в нацпроекте. А когда все наглядно, понятно - кривотолков сразу становится меньше.

- Вы как-то сказали, что ранец первоклассника тяжелее министерского портфеля...

А я и сейчас уверена: учиться в школе порой сложнее, чем работать. Попробуйте поставить эксперимент. Приходите к 9.00 и вместе с девятиклассниками, например, отучитесь все семь уроков. Ответьте по химии, алгебре и биологии, напишите контрольную по физике и сочинение по литературе, не забудьте английский, немецкий и черчение. Запомнить все это невозможно. Поэтому мы должны научить ребенка учиться. Решать маленькие, но исследовательские задачи. Быстро извлечь из горы справочников, энциклопедий и компьютера нужные сведения. Без этих навыков в современном мире не обойтись.

При этом наш выпускник должен уметь написать эссе, деловое письмо, знать наизусть стихи, разбираться в географии и т. д. А главное - думать и размышлять. Сейчас по телевидению закончится показ новой версии "Преступления и наказания", мы соберемся со старшеклассниками в актовом зале и посмотрим старый фильм. Пусть сделают выводы.

Завхоз или наставник?

Как вы относитесь к тому, что во многих семьях детей поощряют деньгами? Получил пятерку - возьми пятьдесят рублей. Двойка - минус двадцать со счета.

Если родители таким образом развивают в маленьком человеке предприимчивость, учат обращаться с деньгами, - это неплохо. Ведь булки не растут на деревьях. Если ребенок хочет хорошо учиться, почему бы его не поддержать? Не обязательно деньгами. Это все из области взаимоотношений в семье. Я знаю одно: надо сделать все, чтобы ребенок не врал. И в плане денежных расходов тоже.

Вы 18 лет возглавляете гимназию. Из рядовой сумели сделать свою школу лучшей в России. Но директор в отече.ственном образовании фигура особая. Что-то среднее между завхозом и учителем с большой буквы...

Я крепко держусь за одну метафору. Когда капитан Грей узнал о мечте Ассоль, он отправился в лавку, купил шелк, привез его на корабль и вместе с командой стал натягивать алые паруса. Так прекрасная девушка обрела счастье. Себя я отношу к людям, которые, образно говоря, должны ходить в лавку, покупать ткань... Чтобы на жизненном горизонте каждого человека, который работает рядом со мной, сиял алый парус. Ведь хорошая школа, впрочем, как и плохая, - это не номер. У нее есть фамилия, имя и отчество. Директора.

Школа должна быть по-хорошему консервативна

56-я гимназия Петербурга в последние годы стала чем-то вроде парадного портрета всего петербургского образования - да и, честно сказать, российского тоже. Однако - помимо нескрываемой гордости за образцово сделанную работу - это добавляет гимназии и массу проблем. Причем таких, какие большинству городских школ даже и не снились. Главная, например, звучит так: как не застыть не пьедестале и куда двигаться дальше. Гость газеты - директор 56-й Майя Борисовна ПИЛЬДЕС.

Майя Борисовна, вам не скучно жить? Ведь добились всего, чего хотели...

А вы разве можете предположить, чего мне хотелось? Вряд ли. Потому что я по жизни всегда стремилась к лидерству, была лидером и лидером остаюсь - и не вижу смысла этого стесняться. Но лидерство в моем конкретном случае - вещь не только сугубо индивидуальная, но и вполне коллективная. Наша гимназия - действительно лидер в современном образовательном процессе. Еще раз в этом убедилась несколько дней назад, когда пришлось заседать в жюри конкурса российских школ в рамках нацпроекта «Образование». Коллеги, представляя свои проекты - кстати, замечательные настолько, что я лично завидовала, - не раз говорили: а это вот мы подсмотрели у Майи Борисовны, это - на сайте 56-й вычитали, а это - по опыту Петербурга... Не скрою, было приятно.

Я, честно говоря, после визита в вашу гимназию в приятном шоке: как будто попала в то будущее, из которого к нам в свое время Алиса Селезнева пожаловала. Представить не могла, что дети в школе могут быть чем-то иным, кроме орущей толкающейся стаи, что в школе не страшно развешивать зеркала на каждом шагу и ставить светлые диваны, что классы похожи на офисы каких-нибудь суперкорпораций...

Вы знаете, этот ряд можно продолжать до бесконечности. И мы действительно тихо радуемся и диванам, и зеркалам, и тому, что на столах в классах вы не найдете царапин... Не потому, что дети у нас какие-то особенные: мы берем всех, кто к нам хочет. Просто нашим воспитанникам делать всякие гадости - некогда. Они постоянно заняты на уроках, они ведут насыщенную интеллектуальную жизнь. Это одна из главных целей всего процесса организации жизни школы - и образовательного, и воспитательного.

Считаю, что школа должна быть по-хорошему консервативна. Ее основа - то, что школу делает школой, - внутренняя дисциплина и дисциплина ума. Добиться их оптимального сочетания сложно - особенно с учетом той вакханалии вседозволенности, что царит за школьным порогом. Но если «это» захлестнет и школу - последствия будут ужасными. И потому школа должна быть авторитарна - в хорошем значении этого слова, от авторитета учителя до приоритета знаний.

А как же инновации?

Я к ним отношусь суперпозитивно - но только в том случае, если они обеспечивают развитие. Если нет - они просто не нужны. Надеюсь, в нашей гимназии мы нашли оптимальное сочетание. Свидетельство чему - победы во всех тех конкурсах и смотрах, которые нам интересны. Мы доказываем и себе, и родителям, и детям, что мы - хорошая, успешная школа, что мы воспитываем успешных людей, способных добиться счастья.

Мы трижды получали по миллиону за счет побед в программах нацпроекта «Образование» и сумели на эти деньги сделать очень многое. Однако с 2009 года выделение грантов для школ на федеральном уровне прекратится, они останутся только для учителей.

А как же подушевое финансирование, на которое в Петербурге перешли раньше других регионов страны?

Считаю переход на подушевое финансирование безусловным благом. Да и новые условия оплаты труда учителей, разработанные комитетом образования, безусловно, помогли петербургскому учительству. Но вопросы все же остались. В нашей гимназии 2500 учеников, за обучение каждого город нам платит по 25 тысяч рублей. А в Москве - по 98 тысяч! А в Нижнекамске школе, которая может быть предметом мечтаний любого ученика и его родителей, почти 10 миллионов было выделено на 558 учеников вдобавок к «подушной» цене региона. Кстати, в «нашу» сумму включаются абсолютно все расходы школы - в том числе на оборудование классов и оплату коммунальных услуг. А в «московскую» - расходы на ЖКХ и на оборудование не входят.

Но если государство гарантирует право на образование и равный доступ к нему, оно должно установить оптимальную стоимость образования в расчете на каждого ученика - с тем, чтобы эта сумма давала возможность выполнить государственные образовательные стандарты. А уж регионы имели бы право лишь добавлять к этой сумме, но никак не отнимать. Увы, ни Минэкономики, ни Минфин, ни Минобразования так и не знают, сколько «стоит» ученик...

Насколько, на ваш взгляд, городские чиновники понимают проблемы петербургской школы?

Комитет по образованию многое делает, чтобы подтянуть все школы города к какому-то приемлемому сегодня уровню. И это явно удается. Нас, директоров школ, похоже, понимают, выслушивают, мы работаем в очень тесном контакте. Но ведь в школе все развивается прецедентами - в том числе и процесс рождения школ-лидеров. И вот тут, мне кажется, нужна штучная работа. Лидеры - а к ним я по праву отношу и нашу гимназию, и ряд других школ города - не должны останавливаться. Иначе нашему первенству скоро придет конец. Как и лидерству Петербурга в этой сфере - а мы, город в целом, вполне вправе им гордиться.

Мне кажется, стоило бы подумать о системе петербургских грантов для лучших школ. Пусть это будут 20 - 30 миллионов в год для 3 - 5 победителей. Для лучших - и тогда у школ города появится вдобавок к моральному весомый материальный стимул развития. Сумма не слишком велика. Ее, мне кажется, можно выделить даже без дополнительного финансирования - ведь в пересчете на каждую школу города это порядка 20 - 30 тысяч рублей, которые можно собрать в городскую копилку. Но эти деньги будут работать как никакой другой рубль в системе образования. Если лидеров поддержать, все остальное мы сделаем сами. И это не голые обещания: наш опыт показывает, что мы на это способны.

Наша справка

Майя Пильдес - пионервожатая, учитель, директор. В «своей» школе (потом гимназии) уже 18 лет. Добилась строительства нового здания на Чкаловском проспекте, потом - превращения гимназии в крупнейший на Северо-Западе РФ образовательный комплекс. Сейчас в нем дошкольное отделение, две начальные, средняя и старшая школы, центр дополнительного образования, ППМС-центр и загородная база отдыха. Трижды ее гимназия становилась победителем общероссийского конкурса в рамках нацпроекта «Образование», дважды - победителем конкурса «Лучшие школы России».

С 1992 года заслуженный учитель, с 2005-го - народный учитель РФ. Награждена орденом Почета. Член Общественного и Межведомственного советов при Министерстве образования РФ, координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

Беседовала Марина ГЛЕБОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Гимназию №56 знают в Петербурге многие. Она славится творческим подходом к обучению, передовыми технологиями и учениками, которые выигрывают всевозможные олимпиады и конкурсы. О том, как устроен процесс обучения в этой школе «Диалог» поговорил с ее директором Майей Пильдес.

Как по вашему, что главное сейчас в образовательном процессе в современной школе?

Главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель с его глубокими знаниями того предмета, который он преподает, психологии, физиологии, методики. Фигура учителя – это главный и двигатель всей системы, и ее вдохновитель, и притягательная сила. Обаяние учителя, любовь к нему детей, его любовь к детям – это не требует никакого инновационного вмешательства. Только слово учителя, его взгляд и его интерес к предмету дают такой результат, которого мы все ждем. Никакое высокотехнологичное оборудование не может его заменить.

Но все же, какие инновационные методики преподавания вы используете?

Все-таки мы живем в XXI веке, и сегодня высокие технологии шагнули так далеко, что дошагали до школы. Сегодня мы можем предоставить учителю самые широкие возможности для современного обучения. Когда лет 8-9 назад в нашей школе появились первые интерактивные доски, и я была на уроке геометрии в классе, где начали изучать стереометрию, я увидела это чудо, так скажем, мультипликации. Ребенок ведет пальчиком, и у него все рисуется. Сейчас в руках у учителя огромная сила для того, чтобы ребенок увидел, понял, представил себе, сконструировал сам. Я считаю, что величайший прорыв в образовании – это использование такой интерактивной техники. Я вижу, как на доске строится график, а рядом в пробирках что-то булькает. Я понимаю, как это друг от друга зависит. Это величайший шаг вперед.

Сейчас мы приобретаем 3D-проекторы с программой для урока биологии. Человек надевает очки и видит, как клетка делится, например. Если к учителю, который обладает знаниями, харизмой, любовью добавить современные технологии, это делает процесс обучения интересным и зажигающим. Это очень важно, потому что ребенок будет хорошо учиться, когда ему будет интересно и у него будет получаться. Современное высокотехнологичное оборудование дает возможность получать удовольствие от того, что происходит в классе. Приход в школу дистанционного обучения делает возможным из самого глухого уголка увидеть уроки лучших учителей. Тут должны быть два компонента: хороший учитель и эта техника.

Вы говорите, что учитель – главная часть образовательного процесса. Как вы подбираете своих сотрудников? Какими качествами они должны обладать?

Они должны обладать качествами, о которых легко рассказать, но очень трудно найти даже в таком большом городе, как наш, и в такой престижной школе, как наша. При первой встрече с учителем мне очень важно, как он выглядит. У нас почему-то это очень недооценивается. Для меня очень важно, чтобы он был завораживающе хорош собою в любом возрасте. Дети должны видеть, что учитель не с постели встал и прибежал в класс, а готовился к встрече с ними: подобрал правильную одежду, надел красивые туфли, привел себя в порядок. Педагогический облик – это такая же важная составляющая, как и глубокие академические знания, увлечения, которыми он тоже обязан обладать.

Дальше я смотрю на образование, которое получил человек. Я, правда, никогда в жизни ни у кого не спрашивала эту вкладку с оценками. Мне неловко. Но то, какой вуз закончил человек, имеет вес. Меня, конечно, интересует предыдущий опыт работы, а если я беседую с молодым специалистом, то интересует, что его привело в школу. Ну не заработок же! При всех этих отборах конечно ничего не стоит ошибиться, Так же как и стопроцентно попасть в цель. Для меня это очень большая проблема.


От выпускников 56-ой гимназии я слышала, что у вас бывают творческие уроки. Какие необычные методики используются здесь?

В школе должно быть интересно. Ученики должны сюда ходить с радостью, с восторгом открытий, познания, осознанием того, что к ним уважительно и хорошо относятся. Например, у нас необыкновенный праздник 1 сентября. В этом году мы отмечали первое сентября на «Сибур-Арене». Еще у нас есть праздник «Достояние года» в БКЗ Октябрьский, выезды старшеклассников. Эти выезды — самое любимое творческое дело: надо и костюмы подготовить, и номера какие-то, подготовиться к интеллектуальным творческим играм, к спортивным состязаниям. Наши ребята приходят в школу не 1 сентября, а 25 августа, и с этого времени что-то придумывают.

Множество родителей приезжает посмотреть на выступление детей. А дети, старшеклассники, не стесняются показать родителям, как они поют и танцуют. В этом есть высокий педагогический эффект. Я очень горжусь этим. Сами уроки у учителей интереснейшие, познавательные. Я говорила вам об интерактивных досках, они стоят в каждом классе. Еще очень важны проекты, которые готовят дети, научно-исследовательские работы. У нас даже есть предмет «Учебно-исследовательская деятельность». Он идет в 9 классе. В рамках этих уроков ребята пишут работы, делают групповые и индивидуальные проекты.

В двадцатых числах марта обязательно будет научно-практическая конференция, где дети будут выступать с докладами. Еще будет праздник песни, праздник танца. У нас в школе шесть хоров. В них поют дети с первого класса и до одиннадцатого. Это им очень нравится. У нас много направлений: есть химико-биологические, технологические, физико-математические, социо-гуманитарные, филологические классы. Дети учатся с удовольствием, и это очень большое благо. Я очень рада тому, что эта творческая атмосфера, которая живет в педагогическом коллективе и передается детям, и поддерживается родителями, дает хорошие результаты.

Насколько сложно учиться в вашей школе?

Учиться у нас непросто. Мне кажется, учиться вообще тяжело, — тяжелее, чем работать. В школе – тяжелее, чем в вузе, потому что в старших классах, например, я все должна учить: и химию, и биологию, и физику, и географию. Вообще учеба – это тяжелый труд.

У вас есть отбор детей?

Нет, кто первый пришел, тот наш.

Почему?

А зачем конкурс проводить?

Для того, чтобы выбрать тех, кто подходит именно вам.

Нам подходят все, кто хочет учиться. Кто плохо учится – будет отчислен. Бывают дети, у которых возникают проблемы с учебой. Для того, чтобы устранить сложности, есть психологи. Они выявляют, почему учеба не успешна и что-то советуют родителям. Дети есть разные. Есть дети, которые не могут учиться в большом коллективе, им нужно там, где 5-7 человек в классе. Им порекомендуют. Умные родители нас послушают. Есть дети, которые с большим удовольствием после 9 класса пойдут и в колледжи, и в лицеи. Они будут получать профессию и станут очень успешными людьми. Есть дети, которым нужно обязательно учиться, закончить 11 класс и выполнить главную мечту учителя, ребенка и родителя – поступить в вуз.

У нас непросто учиться, но мы следим за каждым и понимаем всех. Если создать правильные условия, то практически все могут учиться. Нет, конкурс я проводить среди учащихся не буду. Пока они еще сами за себя не отвечают: все зависит от того, как семья и школа организуют их обучение. А когда они сами за себя начинают отвечать, здесь работает закон. Мы всем даем великолепные равные возможности. Каждый берет их по-разному.

Принято считать, что школа – это такое очень косное учреждение…

Да, рутинное такое место.

…с незыблемыми традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Я за традиции и за добрый консерватизм! В 56-ой школе никогда не отказывались от формы. Когда началась демократическая вакханалия в 90-е годы: хоть в халате ходи в школу — наши дети всегда ходили в форме. Это косность или стремление к корпоративному порядку, который меняет человеческое мышление? Конечно, последнее. У нас дети не лежат за партами, а встают, когда входят взрослые. Традиция – это вообще то, чем школа живет. Система разрушается, если не соблюдать два важных принципа: не развивать ее и уничтожить ее традиции. У нас принято вполне консервативное поведение, уважительные, доверительные отношения «взрослый-ученик», жесткое расписание, достаточно серьезная дисциплина. Это нисколько не мешает школе быть современной. Традиция – это нравственная память поколения, а, может быть, и поколений. Она важна в семье, в культуре, в школе.


фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Как тогда правильно сочетать новации и традицию?

Это очень просто. Школа должна развиваться. Иначе она погибнет. Развитие может быть в разных вещах. Можно развивать идею. Вот мы выбрали идею педагогики успеха, и теперь для нас это великая традиция. Что касается технологий обучения, они обязательно должны идти вперед, должны быть современными. Есть такие чудаки, которые при помощи мела и тряпки могут научить детей, но массовая школа не может обладать большим количеством таких чудаков. Здесь должны быть люди, которые владеют современными технологиями, которые дают возможность расширить процесс обучения, сделать его понятнее, нагляднее. Когда я училась в школе, у нас были большие плакаты. Их в классе показывали. Наглядные пособия. Вы можете сегодня себе представить современную школу, которая на драном картоне что-то показывает? Сегодня включат компьютер, покажут это на большом экране.

Это у вас. А я легко себе могу представить такую школу.

А что значит «у вас»? У нас нет никаких дополнительных средств, у нас нет ничего того, чего не может быть в любой школе. У нас что, другое финансирование? У нас обычное государственное бюджетное образовательное учреждение. Первый грант в миллион рублей мы получили, выиграв его по национальному проекту образования в 2006 году. Тогда мы купили интерактивные доски. Мы участвовали в конкурсах, получали гранты, приобретали оборудование. А кто мешает другим школам участвовать в конкурсах? Никто. Придумывайте! Заявляйте! Показывайте! И у вас тоже все будет! Просто если наша школа взялась участвовать в конкурсе, мы его выиграем, потому что нам есть, что предъявить. У меня, как у хорошей хозяйки, в голове и в бухгалтерии все бюджетные деньги разложены в специальные ячейки. Я работаю с бюджетом. Мы расходуем деньги грамотно и правильно, вот и все. У нас нет никаких платных образовательных услуг, мы не зарабатываем деньги. Единственное – мы сдаем в аренду часть помещения. Там расположена известная стоматологическая клиника. В ней лечат наших детишек и еще нам за это деньги платят. Еще депутаты дают деньги. Вот, председатель ЗакСа Вячеслав Макаров нам помогает.

То есть просто нужно стремиться?

Просто надо хотеть. Я могу вам сидеть и рассказывать, что ничего нет. И ничего не будет! А меня за этот стол посадили, чтобы было! И мое дело – правильно хозяйствовать. Мы целенаправленно шли к этому, и пришли. Пусть так будет у всех. Здесь все очень просто: если я хочу, чтобы моя школа была такой, — она будет. Если я хочу, чтобы здесь пахло только пирожками, а не туалетом, — будет так. А я знаю школы, в которые я войду, и будет пахнуть туалетом. Мне очень стыдно за них. Я пришла 25 лет назад работать в 56-ую школу, в самую плохую в Петроградском районе. Она даже средней не была. Сегодня 56-ая гимназия на таком уровне. Захотите — все будет. Я в это верю. Я вообще считаю, что любую проблему можно решить организационными средствами.






Кстати о проблемах. Наверное, непросто привлечь работать молодых учителей: платят мало, профессия не очень модная…

Много не платят, но, в общем-то, не так уж и мало. У меня пополнение молодыми обеспечено тем, что к нам приходят работать наши выпускники. В нашей школе работает много счастливых людей, поэтому наши выпускники с удовольствием выбирают педагогический университет. Потом они возвращаются к нам, если есть вакансия. Еще есть люди, которые специально приезжают к нам. Например, участники конкурса «Учитель года». Иногда я выискиваю в Интернете. Я хочу, чтобы школа была молодой. Мы создаем условия для этого. Сейчас в коллективе много молодых, талантливых. Для очень многих людей важно участвовать в большом интересном деле или иметь такие условия работы, как у нас, или работать в знаменитой школе. Таким образом сюда народ и собирается. Наше дело людей заинтересовать, дать им возможность проявить себя, что мы удовольствием и делаем. Так мы задерживаем молодежь. Школа – это не место несчастных людей или неудачников. Школа – это место счастливых людей, потому что здесь должно быть интересно, — и детям, и взрослым. Весь мир — театр, а люди в нем актеры. Если люди — актеры, то им должны аплодировать. Школа – это место, где аплодируют людям. Наша задача — создать подиум для демонстрации всех талантов учителей. Слагаемые успеха образовательного учреждения — это новые технологии, традиции, творчество и, конечно, зарплата. Средняя зарплата у нас такая, как положено. У учителей с мая месяца с учетом отпускных в среднем 46 тысяч. В общем, достойно. Начинающим тяжело, но у нас есть премии. Например, по результатам ЕГЭ педагогов, ученики которых написали ЕГЭ больше чем на 90 баллов, мы премируем независимо от возраста и опыта. Подготовил таких учеников – вот тебе премия. Я не хочу эти деньги просто так раздавать. Их нужно давать за что-то. Это очень важно, это стимулирует людей.

У вас в школе введена форма, есть эмблема. То есть вы стараетесь поддерживать корпоративный дух. Насколько это объединяет людей?

Школьная жизнь, возрастной период с 7 до 17 лет, – это не подготовка к будущей жизни, не репетиция того, что будет. Это жизнь, которую человек проживает. Она уже никогда не повторится. Я с большим удовольствием перенимаю все, что я вижу на западе. Я поехала в одну из первых командировок и увидела, что, например, в Бельгии у каждой школы есть животное-талисман. Это было примерно в 1992-1993 году. Тогда мы решили придумать свой тотем. Мы думали-думали, придумали бобра. Мы с коллегами как-то не задумывались о том, что он что-то там портит в природе, но то, что он строит хатки и что он трудяшка, нам очень нравилось. Из этого выросла целая история. К примеру, наши отличники получают в конце учебного года диплом «Золотой бобер». У нас есть книга, в которую вписаны все эти дети. Их там уже великое множество. Этот «бобер» недавно стал еще и зеркальным для тех учителей, которые подготовили победителей олимпиад городского и всероссийского уровня. Зеркальный он, потому что в ученике как в зеркале отражается учитель. Такая у нас бобриная семья. В этом году гимназия стала академической и на нашего бобра мы надели конфедератку. Форма, бобер – вот вам уже и корпоративный дух. Ведь это потом и в жизни будет очень важно. Форма, в которой дети ходят, вечера, которые мы проводим для учителей, премии, которые мы придумываем (например, педагогический «Оскар», который у нас называется «Звездный час»). Это все элементы корпоративной культуры.


фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Вы сказали, что эта премия для отличников. Теперь я представляю, как вы работаете с теми, кто хорошо учится. А вот с теми, кто плохо?

Бороться с недостатками – это путь в никуда. Развивать нужно достоинства коллектива и человека. Это же гимназия. Мы что, должны их заставлять учиться? Мы предоставили им потрясающие возможности для хорошей учебы. Мы для них сделали все. У нас шикарные классы, прекрасные учителя, интересная жизнь, много экскурсий, поездок. Хочешь – бери. Не хочешь – твои проблемы. Это не значит, что мы на них не обращаем внимания. У нас работает большая служба психологов. У них много программ, в том числе и преодоления неуспешности в учебе. Маленьким детям надо помогать. Чего их ругать? А старших ругать бесполезно. Не хотят учиться – пусть не учатся здесь. Тратить свою энергию и время на бездельников я не буду. Если надо помочь, мы поможем. В 10 классе объяснять лоботрясу, что нужно учиться, а прогуливать – плохо и бессмысленно, я не буду.

Вы много лет работаете в этой школе…

Да я ее построила, что уж тут лукавить!

Что вас заставляет продолжать?

Меня ничего не заставляет. Это моя жизнь. Я это очень люблю. Это мое детище. Оно мне досталось дорого. Я заплатила собственным здоровьем, но пока я еще могу, с удовольствием это делаю. Я люблю этих людей. Это мои самые близкие друзья. Это мое все. Я это сделала. Я хотела этого. Меня никакие дальние должностные перспективы никогда не интересовали более того, что я имею. Это уровень моей компетенции. Я так полагаю, что я хороший знаменитый директор хорошей знаменитой школы. Это греет мое самолюбие, не буду скрывать. Это мой успех. Государство очень высоко оценило мои заслуги, и я очень благодарна ему за это. Сколько я еще могу, буду работать. Я знаю, кому я это дело передам потом.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга