Самые известные игры воскобовича. Теоретический семинар по технологии В.В

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ КВАДРАТ В. В. ВОСКОБОВИЧА» Барсукова О.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №51 «Теремок» г. Энгельс

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.

Развивающие игры – интеграции психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми,они оставались интересными, оригинальными предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича.

Основные принципы в основе этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, веселым и грустным языком сказки, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича: Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях. Развитие мелкой моторики.

Игры Воскобовича пополнили математический уголок в группе

Квадрат Воскобовича (Игровой квадрат) или «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами» -это 32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать плоскостные и объемные фигуры. Дети осваивают алгоритм конструирования находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

З н а к о м и м с я с к в а д р а т о м «Обследование квадрата» - обведи пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.; «Играем в прятки» - найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком; «Сложи квадрат» - пополам разными способами.Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат; « Путешествие в квадрате» - пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам.

Знакомство со схемами

В ажно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.

Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Самолёты…

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича: 1. Перед тем как предлагать игру ребенку – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой. 2.В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет. 3. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры. 4. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

Игры Воскобовича отличаются своей мноступенчатостью, возможностью решать задачи в несколько этапов с их усложнением. Например, игры « Геоконт » и «Квадрат Воскобовича » интересны детям и трех лет, и семи, и более старшего возраста. Также следует отметить, что каждая игра преследует несколько целей. Ребенок и запоминает цвета, и развивает мелкую моторику. Еще одно преимущество игр Воскобовича – это их неограниченный творческий потенциал. Из одних и тех же элементов можно создать разные фигуры: животные, бабочки, корабли и прочее. Проведенные исследования показали, что методика является на сегодняшний день одной из самых эффективных и прогрессивных методик.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА В СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Барсукова О.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР Саратовской области

Главной задачей в своей работе по развитию интеллектуального развития средствами развивающих игр я вижу… сохранить интерес к познанию применять полученные знания, умения и навыки верить в свои силы

В нашем дошкольном учреждении создана игровая развивающая среда по технологии В.В.Воскобовича, которая успешно позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

Фиолетовый лес- сенсомоторный уголок с приключениями забавных персонажей, занимательными вопросами,проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

Технология развивающих игр реализуется нами как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. В них, с одной стороны, ребенок подражает взрослому, с другой – проявляет свою фантазию и личное творчество.

Уникальное пособие «Коврограф» помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров. В процессе игры коврограф превращается в волшебную ковровую полянку в Фиолетовом лесу, на которой происходят разные чудеса.

Используя «Забавные цифры» дети легко осваивают количественный и порядковый счёт, и в последующем сами придумывают математические задачки.

Пособие «Цветные квадраты» помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.

Кораблик «Плюх-Плюх»- помогает нам формировать простейшие математические навыки. В процессе игры с корабликом у детей развивается мелкая моторика, внимание и зрительное восприятие.

С игрой «Чудо-цветик» дети всегда с интересом отправляются в путешествие с малышом Гео, где разгадывают все математические секреты.

Используя чудо-конструктор дети с удовольствием оживляют самые фантастичные образы.

Играя в игру «Черепашка», дети закрепляют полученные знания, выполняя тесты на сравнение, классификацию, закономерности, совершенствуют навыки моделирования. Стимуляция самостоятельной речевой активности.

С «Игровым квадратом» дети осваивают алгоритм конструирования и находят спрятанные геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

С помощью пособия «Игровизор» очень удобно с детьми выполнять графические диктанты, тесты, осваивать пространственное расположение объектов и наконец исследовать пути загадочных лабиринтов.

Увлекательная игра «Шнур-затейник» . На игровом поле с помощью разноцветных шнуров ребенок «вышивает» различные варианты изображений. Игра направлена на развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, совершенствование интеллекта и мелкой моторики рук, на формирование и уточнение математических представлений.

Игра-конструктор «Геоконт» - позволяет нам закреплять цвета, величину, а также развивать у детей навыки моделирования и конструирования, развивать мелкую моторику.

Календарно-перспективное планирование развивающих игр В. Воскобовича для детей 5-6 лет группы № 4

Таким образом развивающие игры В.В. Воскобовича создают благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. И благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…


Покупка игрушек для детей в современном мире очень ударяет по карману семьи. Хотелось бы, чтобы эти затраты не оказались пустым выкидыванием денег на ветер, а происходит это довольно часто. Ребенок, поиграв пару дней, забывает о новой игрушке, потому что она ему становится неинтересна, надоедает. Совсем другое дело – покупка развивающих игр В. Воскобовича. Его игры имеют множество функций, заинтересуют ребенка самого разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.

Немного о В. Воскобовиче

Вячеслав Владимирович Воскобович, получая образование по специальности инженер-физик, даже не предполагал, что ему придется погрузиться в педагогику. Сделать это ему пришлось для воспитания и всестороннего развития своих сыновей. В начале 90-х годов, во времена перестройки, в магазинах было очень мало качественных игр, купить их было не каждому по карману. Поэтому, когда он стал отцом, он задумался о создании собственных игр, которые будут интересны не только его сыновьям, но и их ровесникам. В этом ему помогло изучение работ Зайцева и Никитиных.

Созданные им игры помогали не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию.

Свой метод развития детей сам Воскобович именует технологией. Он внес огромный вклад в педагогику данного периода, став педагогом-новатором времен перестройки. Автор дал название своему методу «Сказочные лабиринты игры».

Спустя небольшое количество времени, создается центр «Развивающие игры Воскобовича». Именно там игры разрабатываются и производятся, также он занимается распространением и внедрением методики.

О методике Воскобовича

Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Целями и задачами его методики является:

  • способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
  • развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
  • развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
  • гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
  • оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
  • формировать начальные представления об окружающей действительности;
  • содействовать психическому развитию;
  • развивать мелкую моторику.

Что представляют собой игры

Вячеслав Воскобович говорит о том, что старается уйти от производства игр для одноразового применения, когда ребенок соберет-разберет и уберет игру подальше. Он стремится к созданию многофункциональных игр, которые будут творчески использоваться ребенком постоянно.

Особенности игр

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.

Значение сказки в играх

На первое место при создании игр Воскобович ставил интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия. Читая сказку и помогая сказочным героям, дети незаметно переходят к обучению.

Вместе с героями сказок, мудрым вороном Метром, храбрым малышом Гео, хитрым, но простоватым Всюсь, забавным магноликом, пауком Юком, Нетающими льдинками, Чудо-Цветиком и пчелкой Жужжой ребенок отправляется в путешествие по фиолетовому лесу и помогает им справляться со злом, выполняя задания.

Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.

Как играть с ребенком

При приобретении игры внимательно прочитайте инструкцию к ней и следуйте всем правилам.

Важные этапы игры:

  • Взрослому необходимо познакомить ребенка со сказочными героями, подобрать упражнения подходящей степени сложности и устроить игру вместе с малышом.
  • Необходимо дать детям возможность усвоить игровые приемы, приобрести необходимые навыки конструирования, выполнить задания.
  • Теперь дети могут приступить к самостоятельной игровой деятельности, придумать задания, сконструировать свои формы и сделать к ним схемы.

Требуется дополнительно способствовать развитию речи ребенка в игровой деятельности, так как в основном дети все делают с помощью рук, и взаимодействия с окружающим миром практически нет. Ребенок может прокомментировать действия, заново рассказать сюжет сказки, подробно проговорить варианты выполнения сказочных заданий.

Во время игры необходимо устраивать небольшие физминутки. Малыши не всегда могут усидеть спокойно на одном месте, а игры Воскобовича, как правило, этого требуют. Поэтому следует начинать играть с ребенком очень недолго. Для начала вполне хватит 10 минут. По истечении этого времени отложите игру. Когда ребенок будет готов продолжить, можете снова поиграть с ним.

Запаситесь терпением и одобряйте действия малыша как можно чаще, вместе с ним радуйтесь его успехам и победам. Не надо его ругать в случае ошибки. Технология Воскобовича предполагает окружение ребенка непринужденной атмосферой, дающей возможность мыслить креативно. Во время игры между малышом и родителем должны царить партнерские отношения.

Плюсы и минусы технологии Воскобовича

У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича, ярко выражены умения:

  • проанализировать информацию;
  • сравнивать;
  • отлично справляться с ориентировкой на плоскости;
  • считать и читать;
  • отличать и называть геометрические фигуры;
  • распознавать цвета;
  • сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода;
  • выполнять поставленные задачи;
  • заканчивать начатое дело.

У детей, занимающихся по этой методике, очень хорошо развиты память и мышление, умение сосредоточиться находится на высоком уровне.

Популярные игры Воскобовича

Абсолютно все игры Воскобовича имеют свое направление в развитие ребенка.

Рассмотрим подробнее. С большинством игр, представленных ниже, можно познакомиться, посмотрев короткие видеоролики в конце описания пособия.

Квадрат

Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов.

«Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.

Занимательная сказочная история о тайнах ворона Метра и материалы, которые потребуются в процессе игры, предложены в комплекте. Такие герои, как мама Трапеция, папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, кроха Квадрат помогают ребятам справиться с предлагаемыми задачами.

Игра может оказать содействие в формировании у ребенка:

  • умения смотреть на ситуацию в целом, не зацикливаясь на мелких деталях;
  • способности к моделированию;
  • хорошего уровня развития ориентирования в пространстве;
  • креативности, памяти, внимательности, старательности.

Можно услышать такие названия этой игры, как «Кленовый лист», «Косынка», «Вечное оригами».

Игровизор

Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.

Игровизор состоит из:

  • подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;
  • прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.

Между собой листы скреплены пружиной. На подложке в углах нарисованы животные. С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.

С помощью игровизора можно:

  • просто рисовать;
  • под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
  • можно писать графические диктанты , обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т.д..

В продаже можно встретить 3 варианта игровизоров:

  1. игровизор;
  2. игровизор в комплектацию которого включен синий маркер на водной основе;
  3. игровизор с синим маркером и еще в комплекте к нему предлагается 5 пособий, предназначенных для разного возраста детей от 3 до 8 лет.

Для удаления маркера с пластикового листа можно использовать флисовые тряпочки.

Несомненными достоинствами игровизора будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно), вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).

Теремки

Это игра получила свое признание за то, что является прекрасным средством обучения детей раннего возраста чтению. Играя, дети складывают слоги , а потом и складывают из слогов слова.

В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Забавные артисты, с именами, начинающимися с гласной буквы, позовут малыша в их мир. Чтобы получить слог, кроха должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Таким же образом кроха будет познакомлен с ударением и мягким и твердым знаком. Для проведения игр предложена инструкция, с детальным описанием их хода.

Играя в «Теремки», дети смогут расширить свой словарь, развивать творческие способности. Также игра поспособствует успешному развитию психики ребенка.

Складушки

Весьма колоритно выполненное пособие для игр, поможет со знакомством малыша с гласными и согласными буквами, поможет понять принцип складывания слогов. Пособие сделано подобно книжке, страницы которой украшают яркие картинки. Сказочные персонажи предлагают малышу разучить стихи, и спеть песенки.

Диск со всеми песнями предоставляется с комплектом. Книжка задействует визуальную, осязательную и слуховую восприимчивость ребенка. Она окажет положительное воздействие на развитие у детей внимательности, старательности, прилежности, памяти.

Чудо-крестики

Эта головоломка имеет много функций и будет содействовать формированию начальных математических представлений, фантазии, оказывает поддержку ребенку в его изобретательных проявлениях.

Игра выглядит как рамка с вкладышами, отличающимися формой и цветом. Использующиеся геометрические фигуры собираются из отдельных частей. Именно такие упражнения предлагаются ребенку при первых играх. Когда кроха начнет хорошо справляться с этими упражнениями, они усложняются. С помощью предложенных схем малыш будет составлять разнообразные образы фигур и предметов. В «Альбоме фигурок» представлена наглядность к головоломке.

Игра поможет ребенку познакомиться с основными цветами, поспособствует развитию умений сравнивать и производить анализ, сформирует представления о целом и части, научит пользоваться схемами.

Фонарики. Эталоны формы

В комплекте предложены «фонарики» - эталоны разных форм и размеров. К полю игры, выполненному из ковролина, они закрепляются с помощью ленты. Поле для игры можно располагать как горизонтально, так и вертикально.

В альбоме, который входит в комплект, предлагаются различные схемы для конструирования фигур. Можно работать, опираясь на них, а можно проявить воображение и придумать самостоятельно. Альбом подразделен на темы: человек, животные, бабочки и другие. Это сделано для удобства его использования.

Пособие способствует:

  • развитию изобретательных способностей и воображения;
  • речевому развитию ребенка;
  • развитию мелкой моторики;
  • сенсорному развитию малыша;
  • развитию тактильной восприимчивости;
  • развитию внимательности;
  • интеллектуальному развитию;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию памяти;
  • развитию математических навыков: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами;
  • развитию умения конструировать на плоскости.

Чудо-соты

Игра, которая предназначается для детей разного возрастного диапазона. Ее можно назвать и головоломкой, и конструктором. Она сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленая сота состоит из двух трапеций.

Маленьким детям можно предложить разложить фигуры по цвету или форме, собрать головоломку. Спросите у него, как называются детали, или расскажите ему об этом. Можно попросить его построить башню или сделать дорожку, разложив при этом соты по количеству деталей.

Для ребят постарше предлагаются схемы, по которым они могут построить разные фигуры. Они могут пофантазировать и сложить свои фигурки. Получившиеся фигуры используются в качестве трафарета: обводить и раскрашивать. Героями сказки чудо-сот являются пчелка Жужа и Каррчик. Вместе с ними ребята путешествуют и делают разнообразные задания.

Конструктор «Чудо-соты» будет развивать у крохи:

  • логику;
  • умение находить решения математических задач;
  • мелкую моторику;
  • зрение;

Игра познакомит ребят с геометрическими фигурами, даст представление о понятиях «часть и целое».

Логоформочки

Поле этой замечательной развивающей игры составлено из квадратов 3*3 см. Снизу расположена подвижная линейка, пользуясь которой можно смоделировать геометрическую фигуру или составную. Составляются они из 3 эталонных красных фигур (круг, треугольник, квадрат) и 6 зеленых составных. Составные фигуры, которые образованы с помощью объединения верха и низа эталонных, получили свое название по схожести с предметами, которые они напоминают (ваза, грибок). Названия можно увидеть в инструкции. Можно предложить ребенку самому придумать названия.

Фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах расположены в строгой последовательности. В вертикальных рядах все фигуры имеют одинаковый верх (вершки), в горизонтальных – низ (корешки). При помощи гвоздика расположенного на всех фигурах их удобно доставать и вкладывать обратно, как в формочки, так и на другие поверхности.

Можно придумать массу игр с логоформочками самим или воспользоваться готовыми, можно использовать формы как трафареты, создавать фигурки, обрисовывать ее и раскрашивать.

Игра развивает логику, мыслительные процессы, память, внимательность, мелкую моторику, фантазию.

Математические корзинки

С помощью этого пособия ребенок сможет совершить сказочное путешествие в страну математики. Герои игры, цифрята-зверята, помогут малышу освоиться в мире счета и закрепить его, побывать в гостях у чисел и выяснить их состав, будут подвергать цифры сравнению и совершать математические действия.

Ребенок вместе со сказочными друзьями собирает грибы-вкладыши в корзинки. Они устраивают соревнования, кто собрал больше грибов, а кто меньше, вместе размышляют, сколько грибов еще надо положить в корзинки, чтобы стало одинаково. Всего в инструкции описано 10 игр, которые можно предложить ребенку.

Шнур затейник

Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.

Сказку «Филимон Коттерфильд», по сюжету которой основана игра, необходимо рассказать малышу предварительно. Нужно сопоставить волшебство фокусника и досочку, показав, как следует работать.

С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.

Забавные цифры

В комплект игры входят 10 ярких красочных карточек с цифрами, сделанных из картона, и детальная инструкция. С помощью цифр в виде зверей можно сделать из скучного процесса обучения математике познавательную и увлекательную игру под названием «Цифроцирк».

На всех карточках нарисована не просто цифра, а цифрозверь, например 1 – это еж, 2 – зайчик… Информация, которую малыш получит играючи с цифрами-зверятами, запомнится намного быстрее, ведь она будут основана на конкретных образах. Получать знания от конкретного к абстрактному, для малышей необходимо, так они усваиваюих гораздо быстрее.

В прилагаемой инструкции описывается много игр с цифроцирком, которыми вы можете воспользоваться для занятий.

Цифроцирк познакомит кроху цифрами, натуральными числами, порядковым и количественным значением числа. Малыш с легкостью будет справляться со счетом в пределах 10, научится анализу, сравнению, сопоставлению и объединению чисел. Во время игры будет развиваться память, мышление, внимательность, фантазия, речь ребенка.

Геоконт

Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур». Она представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики. В комплект входят цветные резиночки и подробная инструкция. В инструкции описаны необычные путешествия сказочных персонажей по лесу, встреча с пауком Юком и его цветными паутинами. Детям необходимо выполнить различные задания, чтобы помочь героям. Уровни сложности предложены разные, взрослый подбирает подходящий для конкретного ребенка.

Дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно. Можно изобразить дорожки, геометрические фигуры, сложные узоры-паутинки.

Играя, ребенок будет:

  • запоминать цвета, формы;
  • развивать моторику рук;
  • учиться ориентированию по системе координат;
  • развивать креативность;
  • учиться анализировать и сравнивать.

Кораблик «Плюх-плюх»

Пособие сделано в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.

Пособие является многофункциональным. Это отличная замена обычной пирамидке.

С его помощью:

  • малыш будет определять цвета;
  • научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;
  • сформируются начальные математические представления;
  • будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.

У «кораблика Плюх-плюх» имеется брат «кораблик Брызг-брызг». Основная суть игры с ним такая же. Отличие в том, что «кораблик Брызг-брызг» крепится к ковролину, у него семь мачт и паруса на липучке

Конструктор букв

Пособие представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. В комплект включено 15 элементов разных форм для составления букв.

Конструктор поможет малышу в изучении алфавита. С его помощью можно выкладывать графическое обозначение каждой буквы, перестраивая ее потом в другую. Помощь ребенку будут оказывать жители сиреневого леса, которые очень хотят раздобыть секреты фокусника Филимона Коттерфильда.

Пособие окажет помощь ребенку:

  • в понимании того, как связаны между собой звук и буква,
  • в запоминании графического обозначения букв,
  • в развитии мелкой моторики и воображения.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Более 20 лет назад в детских садах (и в нашем, в том числе) появились необычные игры Вячеслава Воскобовича на развитие интеллекта детей – самые известные из них: «геоконт», «игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы» и др.

А началось все с того, что Вячеслав Владиславович Воскобович, автор игр, инженер – физик по образованию, в период Перестройки (читаем – голых полок в магазинах игрушек) задумал создать для своих собственных детей интересные развивающие игры.

Результат превзошел ожидания и превратился со временем в игровую технологию интеллектуально – творческого развития детей 3- 7 лет «Сказочные лабиринты игры», которая успешно используется в дошкольных образовательных организациях.

В этом учебном году мы решили основательно заняться внедрением игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в образовательный процесс в ДОО.

Предлагаю читателям блога познакомиться с нашим опытом работы на этом пути, возможно, приведенная информация пригодится педагогам и родителям дошкольников.


Во - первых, мне хочется выразить благодарность коллегам из МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №115» - воспитателю Морозовой Татьяне Михайловне, заместителю заведующего по ВМР Сикович Татьяне Васильевне. Именно в этом учреждении в рамках круглого стола "Организация культурных практик как средства развития детской индивидуальности и самостоятельности" в мае этого года воспитателем - тьютором Морозовой Татьяной Михайловной в полном объеме была представлена игровая технология В.Воскобовича. Присутствующие педагоги и методисты познакомились с широким спектром игр, а Татьяна Михайловна предложила нам «превратиться в детей» и провела с нами мастер-класс с играми В.Воскобовича.

Особенности развивающих игр Воскобовича


Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, узнает или запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делаю игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в "долгоиграющий восторг"(Т.Г. Харько)

Методические пособия


Мы закупили необходимую методическую литературу для работы с детьми всех возрастных групп. Привожу название и краткие анонсы.

1. Харько Т.В., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет.

«Методическое пособие содержит концептуальные положения технологии, описание необходимых педагогических условий для организации детской игровой деятельности, таблицы «решение образовательных задач в играх». В книге представлены конспекты, сценарии, логико – математические игры для каждой возрастной группы. Технология предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы, гувернеров, психологов. Родителей».

На каждый дошкольный возраст, начиная с младшего, представлено по 1 конспекту игровой ситуации в месяц.

Приведены таблицы в помощь воспитателю для создания развивающей среды - "Комплект игрового оборудования для подгруппы детей"

2. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" (ранний и младший возраст)


В этом методическом пособии и последующих представлено по 4 конспекта игровых ситуаций на каждый месяц.

"Образовательное содержание методики "Сказки фиолетового леса выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Содержание построено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно реализовать познавательные способности детей дошкольного возраста, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые нужно преодолевать, делает развитие слабым и вялым.

Методика "Сказки Фиолетового леса" - это взаимодействие детей и взрослых через реализацию сюжета сказок Фиолетового леса. В игровых ситуациях есть сюжет, роли и действия, но отсутствует воображаемая ситуация из-за того, что главный акцент сделан на освоении детьми развивающих игр и познавательных процессов" (Т.Г. Харько).

Чем сложнее игра, тем более схематичен сюжет и наоборот.

3. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (средний дошкольный возраст )

"Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико - математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует" (Т.Г. Харько).

4. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (для детей 5-7 лет)

" Содержание игровых ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы, геометрические фигуры, их признаки и свойства, находить сходство и различие, видеть разные образы в знакомых предметах.

Занимательный проблемно - игровой сюжет, в который органично вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения. В итоге такая интеграция методов и приемов эффективно развивает волевую регуляцию.

В методике реализуется деятельностный подход к развитию детей 5-7 лет.Они, осваивая различное содержание - математическое, речевое, об окружающем мире, - манипулируют с различными предметами и получают результат от действий с ними: собранную фигуру, построенную башню,"вышитый" контур и т.д.Это не только мотивирует детей, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев и рук, координации действий "глаз - рука".

5. "По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича" Кузьмина О.В., Михалина А.В, Парняк С.А.


Небольшое пособие - руководство - опыт педагогов тьютерского центра на базе ГБОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт - Петербурга. Авторы на основе морской тематики разработали примеры технологических карт для детей от 2 до 7 лет.

а также картотеку игр по различным направлениям развития. Весь этот материал является неким "конструктором" для построения занятий с дошкольниками, уроков - для учащихся начальных классов.

6. "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" - Материалы I (II и III) Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, г. Санкт - Петербург, 2013, 2015 г.

Создание условий для реализации

игровой технологии "Сказочные лабиринты игры"

Для эффективного решения образовательных задач по технологии "Сказочные лабиринты игры" автор методических разработок Татьяна Григорьевна Харько рекомендует оснастить группу хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста ребенка и этапа работы, рассчитан на 8-10 детей и подходит для подгрупповых занятий.


Все игры и пособия концентрируются в одном месте - "интеллектуально - игровом центре". Один из вариантов оформления - объемный или плоскостной "Фиолетовый лес", населенный персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.

Для объемного моделирования в нашем учреждении, к сожалению, нет места, и на данном этапе мы пока приобрели один малый комплект пособия "Фиолетовый лес" для одной из групп.

Подобное пособие (работающее по принципу хорошо знакомого дошкольникам фланелеграфа) при желании можно изготовить своими силами, тем более сейчас материалов для творчества - огромный выбор, размер выбрать в соответствии с возможностями группового помещения. Видела в интернете фотографии, когда для основы - фона использовался однотонный ковролин, а дальше - уже дело творчества: вырезать из цветного фетра деревья, полянку, озеро Айс, персонажей. (Для справки - стоимость малого пособия "Фиолетовый лес" - 7900 р.)

Краткий обзор игр В.Воскобовича (их более 50) представлен в презентации по ссылке:

В поисках оптимальной цены мы пришли к выводу, что дешевле всего приобрести игры напрямую в ООО "Развивающие игры Воскобовича" (г. Санкт - Петербург). Работать с этой организацией было очень легко - согласовали все документы, выслали сканы электронной почтой, оригиналы - заказным письмом и уже через 4 дня получили заказанные игры.

В пространстве сказки и игры

В ноябре - декабре нашими педагогами были подготовлены и проведены показательные развлечения, занятия по интеллектуально - творческому развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

За основу воспитатели взяли конспекты из приведенных выше пособий, дополнили и творчески переработали в соответствии со своими задачами.

Для читателей блога - небольшой фоторепортаж.

Игровая ситуация "Отправляемся в экспедицию к морским обитателям", старшая группа, воспитатель Альбина Рафиковна Насрулаева.


"Игровизор" - рисование по точкам китенка


Занятие "Путешествие в Фиолетовый лес", подготовительная к школе группа, воспитатель Татьяна Петровна Тригуб.
Сюжетная линия образовательной ситуации в игровой форме была представлена в виде презентации с изображениями сказочного Фиолетового леса, его жителей персонажей - малыша Гео, его друга Лопушка, паука Юка, анимацией, вставками - схемами, зрительной гимнастикой, опорным слайдом для рефлексии в конце занятия.(просматривая презентацию в режиме докладчика с текстом, можно проследить за ходом занятия)


Занятие "Прогулка в Фиолетовом лесу", младшая группа, воспитатель Майя Алексеевна Райкова.

Используя развивающую среду "Фиолетовый лес" на занятии решались вопросы формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.


На мой взгляд, воспитателям удалось увлечь детей, а педагогам понравилось работать с технологией "Сказочные лабиринты игры" Т.Г. Харько, В.В. Воскобовича. Понятно, что полное комплектование групп играми Воскобовича - это вопрос времени и финансов, при этом, если педагог увлечен, многие из игр можно сделать своими руками и с помощью родителей.

Однажды я уже писала про то, как можно стимулировать развитие ребенка с раннего возраста, а сегодня я хочу рассказать вам о развивающих играх Воскобовича. Это уникальный комплекс разноплановых игровых пособий, направлен на обучение ребенка основным знаниям в рамках игрового пространства.

Игры Воскобовича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит полезны не только дошкольникам, но и младшим школьникам.Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.

История создания игр и методика Воскобовича

Вячеслав Владимирович Воскобович никогда специально не связывал свою жизнь с педагогикой. По профессии он инженер-физик. Но так сложились обстоятельства в родной стране, что молодому отцу Воскобовичу пришлось углубиться в педагогику с головой.

Когда у Вячеслава Владимировича появились дети, он всерьез задумался о их всестороннем развитии. К сожалению, в те годы не было большого выбора среди х игр, а те педагоги-новаторы, кто предлагал методику раннего обучения, советовали изготавливать все игры из подручных материалов. Вдохновившись работами Зайцева и Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не только его детям, но и их сверстникам.

Пусть у Вячеслава Воскобовича не было педагогического образования, но интуиция в выборе методов для воспитания своих детей, открыла перед ним двери настоящего педагогического творчества. Создавая свою первую игру, он придумал интересную сказку, в ходе которой герои должны вместе с ребятами разгадать загадку новой игры и сделать интересное открытие.

Позднее в своей технологии Воскобович скажет о том, что ни одна игра не может быть одноразовой, что она нуждается в хорошем сюжетном сопровождении. Создание сказочного, методического пространства к каждому развивающему и обучающему пособию в технологии Воскобовича носит ключевой характер. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. А взрослый в этих сказочных сюжетах становится полноправным партнером ребенка, без оглядки на возраст и опыт.

Наверное, поэтому все развивающие игры Воскобовича имеют интересный, загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами. К слову сказать, данная технология быстро пришлась по вкусу многим родителям в Санкт-Петербурге, а вскоре стала интересным открытием для детских садов по всей России.

На сегодняшний день во многих городах создаются клубы родителей, желающих учить ребенка по играм Воскобовича, по его технологии работают детские сады, клубы, кружки по интересам. За последнее десятилетие автором выпущено более 50 игр, охватывающихразные возрастные категории, но интересных как детям трех лет, так и тем, кто уже учится в начальной школе.

В чем же заключается такая популярность развивающих игр Воскобовича и можно ли их использовать дома, а не в саду, кружке, клубе? Давайте разберемся вместе.

Самые известные игры Воскобовича

Все развивающие игры Воскобовича делятся по типам:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Среди них выделяется Геокон-конструктор .

Это пособие представляет собой игровое поле с нанесенными лучами-осями и геометрическими фигурами, обозначенными буквами. В каждой точке пересечения лучей закреплен гвоздик с номером. Натягивая между гвоздиками специальные резиночки, ребенок может создавать различные фигуры и отрезки, как в пособии или включая свою фантазию.

С помощью Геокона формируются первые математические представления, происходит знакомство с геометрическими фигурами, и закрепление знаний цветов. По своей сути – это уникальная и многоплановая развивающая игра, которую можно приобрести в магазинах или создать самим.

Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях.

Квадраты Воскобовича небольшого размера и их можно брать с собой в поездки, в поликлиники и даже на прогулки.

Еще одним игровым пространством в освоении математических понятий является Кораблик Брызг-Брызг. Это игра для самых маленьких. Макет пятимачтового корабля. На каждой мачте нанизаны разноцветные флажки.

Малыш с легкостью может снимать их и надевать обратно. С таким пособием можно начать осваивать счет, можно учиться различать цвета, можно развивать память и выдумку. Более того, это пособие отлично заменяет пирамидку и развивает мелкую моторику.

Есть и альтернативный вариант данной игры.

Универсальное пособие-игра, которое подходит как маленькому ребенку, так и младшему школьнику. С его помощью, летом мы тренируемся с сыном в счете, а с дочкой учим числа и знаки. Речь идет о “Цифроцирке “.

2. Игры с буквами, звуками, словами.

Особое место среди развивающих игр Воскобовича занимают Теремки Воскобовича .
Это настоящая авторская методика по раннему обучению чтению в игре. В игре 24 кубика. 12 кубиков теремков – согласные буквы, и 12 кубиков – вкладок-окошек – гласные буквы. С помощью этой игры малыши учатся складывать буквы в слоги, слог в слова. Формируется естественный навык чтения в игровой, понятной ребенку среде.

Серия игр “Ромашка”, “Снеговик”, “Яблонька” научат наших детей словотворчеству.

Некоторые примеры сказочных сюжетов, для совместных игр

Выше я упоминала, что все развивающие игры Воскобовича имеют сказочную составляющую. Расскажу немного подробнее об этом.

Итак, для деток от 3 до 10 лет, Вячеслав Владимирович разработал целую методику под названием «Сказочные лабиринты игры». Мир, в котором происходит развитие персонажей и все связанные с ними приключения, называется «Фиолетовый лес», и он делится на много зон, территорий и домов. Для каждой своей игры Воскобович придумалсюжетную линию, и проблему, которую ребенок решает вместе с персонажем.

Мальчик Гео, с которым мы путешествуем

В « Геоконе» незадачливый паучок Юкк решил сделать для мальчика Гео красивую паутинку, но сильно захотел пить и отправился в магазин за соком. Пока он отсутствовал, его внук решил помочь и по незнанию запутал все нити паутины.

Паучок Юкк

Теперьдедушка паук не знает, каквсе распутать и просить ему помочь. Он так хотел порадовать Гео.
Затем ребенку предлагается по координатам восстановить узор паутинки.

«Игровой квадрат» , или вечное оригами. Здесьможно фантазировать вместе сребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так. Что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Автор сам говорит, что игра должна жить, и поэтому, подключая свою творческую мысль, выпитаете игру энергией.

Еще одна интересное пособие в развивающих играх Воскобовича: «Прозрачный квадрат» . Это 30 прозрачных пластин с нанесенными на них изображениями квадратов, ромбов, трапеций и треугольников.

Ведущий рассказывает сказку о том, что мальчик Гео решил навестить свою бабушку, а ворон Метр, провожая его в дорогу, дал на память нетающие льдинки Айс. Мальчик удивился такому подарку, но ворон сложил из льдинок фигуру коня и Гео смог часть пути проскакать на волшебном скакуне.

Создаем прозрачные квадраты сами

Но самая интересная и таинственная игра ждет маленького следопыта Гео на заколдованной поляне. Помочь ее пройти и не заблудиться может только «Конструктор букв» , так как чтобы найти правильный путь и расколдовать все предметы, необходимо подбирать буквы к заколдованным словам.

Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным мирам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваивает счет, чтение и даже основы геометрических понятий. Создать такое пространство в детской комнате очень легко. Можно купить все необходимое в магазинах. Можно сшить, вырезать декорации. Но главное, это не учить ребенка по играм, а играя в сказку узнавать с ним что-то новое и необычное.

Вы и сами не заметите, как развивающие игры Воскобовича раскрасят жизнь яркими красками веселого познания!