Особенности педагогической профессии. Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.

Главное ее отличие от других профессий типа «человек–человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек–человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельностей по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А.Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако, если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.



Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» . В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой (1828-1910) видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель» .

В 50–60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. «Век математики - хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека» .

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» .

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г.Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям» .

Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении «воспитывать». Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы «человек–человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности . Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С.Макаренко, который считал, что «должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» .

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива .

А.С.Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. Единство педагогического коллектива, по его мнению, «совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее» . А.С.Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А.Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель.

Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало аксиоматичным. Однако известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего ей творческого начала.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов . Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Итак, педагогическое творчество – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено в педагогическом опыте (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего педагогического опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

В.И. Загвязинский выделяет следующие уровни педагогического творчества:

Новаторство. В педагогике оно связано с открытиями, их авторы утверждают идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

Изобретательство. Педагоги разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем;

Рационализаторство. Оно воплощается в усовершенствованиях, связанных с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности. К ним можно отнести:

1) преемственно-перспективный характер деятельности педагога . Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни;

2) концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы : базовую культуру личности (нравственную, физическую, эстетическую, гражданскую и т.п.) воспитывают и у дошкольников, и у младших школьников, и у подростков, и у старшеклассников, но на более высоком уровне;

3) «объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение. Педагогу приходится «приспосабливать» свою деятельность к особенностям учащихся. По сути, взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное ;

4) педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер . В других профессиях группы «человек-человек» (врач, продавец, библиотекарь и т.д.) результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека. В педагогической профессии трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и т.д. в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. В широком смысле – это педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, в узком - круг тех педагогов, которые имеют отношение к группе учащихся или отдельному ученику. В настоящее время остается актуальной мысль В.А. Сухомлинского о том, что там, где нет педагогического коллектива, нет и коллектива ученического;

5) профессиональная деятельность педагога многофакторна . Она проходит в природной и социальной среде, которая, в свою очередь, представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Поэтому педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями;

6) творческий характер педагогической деятельности вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия и операции, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, стремление к познанию нового, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, оригинальность, фантазия, чувствительность и т.п. Именно эти качества характеризуют творческую личность;

7) гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии – развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры и т.д.;

8) отдаленность по времени результатов педагогической деятельности . Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает много лет спустя. Кроме того, учитель непреднамеренно естественно «продолжается» в своих учениках;

9) учитель, в отличие от ученика, не имеет права на ошибку , так как в его руках судьба ученика. Ошибкой может быть, например, то, что учитель не заметил склонность, способности ребенка чему-то и не помог их развитию. Ошибочно подозревать ребенка в совершении проступка, не имея на то достаточных оснований;

10) непрерывное образование . Учитель сам должен постоянно учиться, пополняя свой знания и совершенствуя своё мастерство.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа "человек - человек". Деятельность педагога за общественными функциями, требованиями к профессионально значимых личностных качеств, сложностью психологической напряженности и эмоциональной нагрузки приближена к деятельности артиста, ученого, писателя. По утверждению психологов, она содержит в своей структуре до 250 компонентов. Урок иногда называют "театром одного актера". Однако для актера сценарист пишет сценарий, режиссер помогает во время репетиций, другие работники - в оформлении сцены, освещении, музыкальном сопровождении. А учитель одновременно и сценарист, и режиссер, и постановщик, и актер, ежедневно ставит не один, а несколько спектаклей.

Профессия педагога относится к стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане. Она требует от человека постоянных резервов самообладания и саморегуляции. Эмоциональная нагрузка педагога значительно выше, чем у менеджеров высшего звена и банкиров, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми.

Высокая эмоциональная напряженность обусловлена постоянным наличием большого количества факторов риска, стресс-факторов, которые влияют на самочувствие учителя, работоспособность, профессиональное здоровье и качество работы. В педагогической деятельности наряду с общими факторами риска для здоровья работников умственной сферы (например, нервно-эмоциональное напряжение, информационные перегрузки, гипокинезия) есть и специфические: значительное голосовое нагрузки, преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки, большой объем зрительной работы, нарушения режима труда и отдыха и т.п. Профессия учителя сейчас феминизированная, потому фактором риска является еще и загруженность работой дома, дефицит времени для семьи и детей.

По данным Всемирной организации здравоохранения, коэффициент стресогенности педагогической деятельности составляет 6,2 балла (при максимальном коэффициента 10 баллов). В рейтинге профессий Американского института исследования стресса первые места занимают учителя старших классов, полицейские и шахтеры.

Проявления стресса в работе учителя разнообразны. Специалисты выделяют прежде всего тревожность, депрессию, фрустрированность (стресс "потерянной надежды"), эмоциональное опустошение, истощение, профессиональные болезни. Одно из последствий длительного профессионального стресса - синдром эмоционального «выгорания» как состояние физического, эмоционального и умственного истощения педагога, а также развитие негативной самооценки, отрицательного отношения к работе и потеря понимания и сочувствия по отношению к другому человеку (К. Маслач). Высокий уровень «выгорания» учителей с большим стажем обусловлен длительным действием профессиональных стрессов, молодых - вхождением в профессиональную сферу, первыми шагами в педагогической деятельности.

Профессия педагога выделяется среди других прежде всего способом мышления ее представителей, чувством долга и уровнем ответственности. Основное ее отличие от других профессий типа "человек - человек" заключается в том, что учитель относится и к тем, кто превращает, и к тем; кто руководит. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием его внутреннего мира.

Задача учителя - управлять учением, а не учить, руководить процессом воспитания, а не воспитывать. Чем глубже он осознает свою основную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет учащимся. Хороший педагог всегда находится в учебно-воспитательном процессе как бы "за кадром", за пределами свободного выбора учеников, а в действительности - выбора, руководимого им. Учитель должен помочь родиться мысли в голове ученика, а не сообщать готовые истины. Итак, стержень педагогического труда - в управлении всеми процессами, которые сопровождают становление человека. Сейчас труд учителя все чаще называют "педагогическим менеджментом", а самого педагога - "менеджером воспитания, обучения, развития".

Педагогическая деятельность не может быть деятельностью только "для себя". ее сущность - в переходе деятельности "для себя" в деятельности "для других". В ней объединены самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении уровня обучаемости, воспитанности, развития, образования ученика, его росте. Поэтому профессию учителя причисляют к хелперських (англ. Help - помогать), поскольку она связана с оказанием поддержки и помощи другим.

Своеобразность педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

1. Гуманистический характер педагогической профессии. В целостном педагогическом процессе учитель выполняет две функции - адаптивную и гуманистическую. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, конкретных запросов общества, а гуманистическая - с развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

В работе педагога всегда гуманистическое, общечеловеческое начало, которое направляет ее не только на знания, но и на личность воспитанника. "Знания могут быть грудой камней, под которой похоронена личность. Но могут быть и пирамидой, на вершине которой стоит личность", - отмечает российский драматург Виктор Розов.

Гуманистическая педагогика рассматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. ее основная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению. Признание права человека на свободу, счастье, духовное и физическое развитие становится составной педагогического кредо как системы педагогических ценностей. Это предполагает реализацию личностного ориентированного воспитания, предоставления ученику помощи в его саморазвитии и само формированию своей личности.

2. Коллективный характер педагогической профессии. Если в других профессиях типа "человек - человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников влияния в качественное преобразование субъекта деятельности, то есть питомца.

Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, то есть настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия. Отечественный педагог Антон Макаренко (1888-1939) отметил закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлена уровнем сформировании педагогического коллектива: "Единство педагогического коллектива вполне определяющая вещь, и самый молодой, неопытный педагог в едином, сплоченном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, идет вразрез с педагогическим коллективом ". Он утверждал, что невозможно ставить вопрос о зависимости воспитания от таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Отечественный педагог Василий Сухомлинский (1918- 1970) акцентировал на другой закономерности: чем богаче духовные ценности, которые накапливает и заботливо сохраняет педагогический коллектив, тем четче коллектив воспитанников выполняет роль активной, действенной силы, участника воспитательного процесса, воспитателя. Он утверждал, что если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива учащихся. А создают его, по мнению В.Сухомлинского, коллективные мысль, идея, творчество.

3. Творческий характер педагогической профессии. Это важнейшая ее особенность. Уровень творчества педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий учитель умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы, эффективно выполняя свои профессиональные функции. Педагогическое творчество проявляется не только в нестандартном решении педагогической задачи, но и в общении с учениками, их родителями, коллегами по работе. Творческим педагог становится только тогда, когда добросовестно относится к труду, стремится повышать профессиональную квалификацию, изучать опыт лучших школ и учителей.

Профессия педагога в современных социальных условиях имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным относятся: возможность профессионального роста; многообразия социальных связей с коллегами, учениками, их родителями; возможность удовлетворить высшие человеческие потребности - творческие; гуманистический характер; творческая самостоятельность; летние сроки отпуска и его продолжительность (48 рабочих дней). Среди негативных - низкая заработная плата (оплата учительского труда неадекватна ее общественной значимости и профессиональной сложности, заметно отстает от заработка других специалистов с высшим образованием, что приводит к снижению уровня ее престижности) строгая регламентация поведения и деятельности учителя, высокие требования к его нравственности; значительные нервные затраты, высокая стрессогенность педагогической деятельности.

Следовательно, труд педагога - один из важнейших, но в то же время самых сложных. Поэтому человек, стремящийся стать учителем, должен четко осознать, какие требования перед ним встанут, и не только приобретать профессиональных знаний, но и воспитывать собственный характер, интеллектуально и эмоционально развиваться.

Принадлежность человека к той или иной профессии прояв­ляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представи­телей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в от­дельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек - человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профес­сий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности ста­новление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физическо­го развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек - человек" также требует взаимодей­ствия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и на­править усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по со­циальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двой­ной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание со­ставляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отноше­ния с теми людьми, которыми он руководит или которых он убе­ждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека спе­циальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в за­висимости от того,кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руково­дит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится про­фессионально необходимым качеством. Изучение опыта начи­нающих учителей позволило исследователям, в частности B.A-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающие­ся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контак­та, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начи­нающие учителя испытывают психологические "барьеры" по не­опытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные кон­такты с детьми, без эмоционального богатства которых невозмож­на продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.