Экономическое развитие древней греции. Торговля древней греции Развитие торговли в древней греции

Причина возникновения торговли: ограниченность и неравномерное распр-ие природных ресурсов, узость внутреннего рынка, нехватка продовольствия и сырья.

Основные виды торговли


Внутренняя внешняя

Внутренняя бывает: Внешняя:

Внутригородская - с другими полисами

Полис с хорой - Греко-варварская

Внутренняя торговля

Большую роль играли сухопутные пути. Розничный хар-ер. Продукты повседневного спроса. Денежный товарооборот.

В каждом полисе была агора – площадь. В некоторых полисах было даже несколько. Агоры были разные, например – рыбная (обычно рядом с портом). Крупные «фирмы» имели постоянные лавки на агоре. Менее состоятельные использовали сборные ряды. Были и просто палатки, также происходила торговля в разнос (человек ходил и предлагал).

Торговля на агоре к обеду прекращалась. Тогда она становилась местом тусовки. Также на агорах проводились народные собрания, здесь же выставлялись доски с текстами, постановлениями по каким-то текущим делам – публикация сведений для всех.

Стои – крытые галереи с колоннадой, обрамляющие агору и создающие тень (отсюда - стоики).

Самая известная сейчас стоя – Аттала в Афинах, з-х этажная.

При торговле использовали:

Весы (коромысло)

Весы (рычажные)

Стандартные опробированные гири (клейменные, обычно свинцовые или каменные)

Мерные сосуды

Агроном – проверяющий работу на рынке.

В Др. Греции проводились ярмарки, обычно связанные с религизными праздниками. На ярмарках была возможность закупить товар по дешевке оптом.

На хоре товара было меньше, существовал натуральный обмен.

Внешняя торговля

До эллинизма в основном – по морю, морская торговля. Поэтому произошло разделение кораблей на торговые и военные.

Крупные корабли – оптовый товар. Основное отличие между военными и торговыми кораблями – торговые были без весел и с парусами. Первоначально плавали только летом и зимой, только вдоль берега и только в светлое время суток.

Каботажное плавание – вдоль берега, не теряя из виду землю.

Постепенно происходит переход к круглогодичному плаванию и на дальние расстояния (с эпохи эллинизма). В это время появляются искусственные гавани, создавали молы (огораживали гавани), доки (стационарные), верфи, появляются первые маяки, появляются пириты – лоции.

Лоция – карта с описанием морей.

Основные импортные товары в Грецию:

  • Зерно (Сев. Причерноморье, Египет, Сицилия)
  • Лес (Фракия, Иллирия, Колхида)
  • Медь (Кипр)
  • Олово (Испания, Британия)
  • Рыба (Причерномрье)
  • Благовония (Аравия)
  • Слоновая кость (Африка)
  • Рабы (МА, Сирия, Фракия, Скифские рабы, Сев. Причерноморье)

Скифских рабов закупали для выполнения полицейских ф-ций.

ИЗ Египта – хлопок, фаянс

· Оливковое масло

· Керамика (сначала – из Ионии, потом- из Коринфа, из Афин)

· Серебро (из Афин)

· Коринфское оружие

· Ткани (Милеет, Хиос, Самос, Лесбос, потом – Афины, Каркира, Парос, Родос)

С классики колония Южной Италии набирает обороты в торговле (Великая Греция)

В эпоху эллинизма расширяются границы торговой связи (после походов Александра Македонского). Расширение центров до Китая, Развитие караванной торговли.

Новые восточные центры: Александрия, Селевкия, Пергам, Антилохия на Аронте

О. Родос и Делос тоже участвуют в торговле по морю.

Фиесы – «профсоюзы» купцов, ремесленников, просто клубы.

Выработать систему мер и весов греки так и не смогли. Употребление той или иной меры зависело от ее экономического положения. Самые распространенные: аттическая, ионийская, персидская, эгинская.

Мера длины – дактиль (дюйм) – фаланга большого пальца

Стадий (олимпийский – 192м, дельфийский – 177,5м, римский – 176м)

Меры объема:

  • Для жидкостей – клаф (45г) и метрепа (45г)
  • Для твердых тел – медимн (72л)

Меры веса: халк (0,09г), обол (0,72 г), талант (25-30 кг)

8 халков=1 обол

6 обол=1 драхма

100рахм=1мина

60мин=1 талант

Трапедзиты – первые банкиры, сидели за скамьей и обменивали деньги.

Монета появляется в античное время, первая - в Лидии (МА) а 7в. до н.э. из электра (и в это же время на острове Этна)

До этого вместо монет использовались серебряные слитки. В основе греческой монетной системы лежит серебро – обслуживало в основном внешнюю торговлю. Внутреннюю же- медь. Медная монета потом стала кредитной.

6в. – широчайшее распространение чеканки монет (медные и отливали). В раннем периоде были фигурные монеты(в виде дельфинов, осетров, стрелок). Золото в монетном обращении появляется только в эпоху эллинизма и обычно в небольшом количестве, памятные монеты.

Со временем происходила порча монет. На внешнем рынке выделяется группа монет общенародных, стабильных:

  • Электровые монеты г. Кизика (5-4 вв.)
  • Монеты Афин
  • Коринфские – для западных регионов
  • Статеры Александра
  • Во Фракии – статеры царя Лисимаха
  • В римское время – римские динарии

Статер – золотая монета

Рабовладение в вышеописанной классической форме широкое распространение получило в тех полисах, в которых были развиты торговля и денежное обращение, существовали внешний и внутренний рынки,-в Афинах, Коринфе, Милете и др. Рабский способ производства и торговый капитал неотделимы друг от друга. Одно предполагает и обусловливает другое до определенной стадии экономического развития.

Поворотным пунктом в средиземноморской экономике вообще и внешней торговле в частности были греко-персидские войны и образование Делосской симмахии. Греко-персидские войны передвинули экономическую ось с востока на запад-от малоазийских полисов к западным полисам Балканского полуострова и Сицилии. После неудачных попыток утвердиться в Эгейском море Персия отказалась от западной политики и порвала связь с греческими городами. Восточный рынок для греков потерял свое значение, вследствие этого захирели некогда цветущие города Малой Азии. С этого времени главные рынки Греции переносятся на северо- восток (Черное море) и запад и отчасти юг-Сицилия, Италия, Испания и Северная Африка (Кирена). Фактическим гегемоном в Эгейском море становятся Афины, а на западе-Великая Греция. Объединение массы греческих общин Афинской архэ, с одной стороны, и создание условий, необходимых для безопасности морского плавания,-с другой, в высокой степени способствовали развитию посреднической торговли. Центром посреднической торговли сделались Афины -в то время самый большой и культурный город эллинского мира. Своим возвышением Афины обязаны, с одной стороны, политической гегемонии Афин в эллинском мире, а с другой-своему географическому положению как естественного торгового посредника между Востоком и Западом.

Афинский порт Пирей сделался транзитным пунктом, через который проходило множество всевозможных товаров, направлявшпхся с Востока па Запад л обратно. Самой крупной статьей афинской импортной торговли во все эпохи был хлеб. Объектами вывоза Афин были предметы афинского производства-металлические изделия, керамика, предметы роскоши, оружие и т. д.

В Пирее помещались большие складочные депо, где хранились товары. Там же находились верфи, мастерские, банкирские и нотариальные конторы, имелись гостиницы и постоялые дворы для приезжих купцов. Пирей в то время был самым многолюдным и оживленным местом Афин, где слышалась речь на всех языках и где возвышалось много великолепных зданий, выстроенных при Перикле.

«Из эллинов и варваров,-говорится в вышеназванном произведении анонимного автора - «Псевдоксенофонтовой по литии»,- (конца V в.),-одни только афиняне могут иметь богатства. Ведь если какой-нибудь город богат кораблестроительным лесом, куда будет он сбывать его, если не убедит господ моря купить его? Если же какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать все это помимо владык моря, т. е. афинян? По этой же причине мы имеем от одного полиса дерево, от другого- железо, от третьего-медь, от четвертого-льняные материалы, от пятого-г-воск и т. д.».

Автор цитированного сочинения с особой силой подчеркивает именно географическое положение Афин, находящихся в центре торговых дорог, что особенно благоприятствовало их экономическому росту и торговому посредничеству.

«Афины,-читаем в сочинении другого автора той же эпохи,- с точки зрения морской торговли и судоходства-самый желательный и самый прибыльный город. Прежде всего он имеет превосходные безопасные гавани, где можно останавливаться во время бурь. Затем в большей части других городов всякий раз приходится набирать новую кладь, потому что монета этих городов совершенно бесполезна вне своих пределов, в Афинах же не только множество предметов для нагрузки корабля, но если торговец не пожелает нагружать корабли новым товаром вместо своего, то он может вести самый чистый товар (деньги), так как где бы он ни продал афинское серебро, он везде получит больше» .

Натуральное хозяйство античного мира не исключало денег и денежного обращения , хотя экономические функции денег в античных обществах были более ограничены, чем в капиталистических.

Роль денег была двоякая. С одной стороны, они выступали в качестве посредников торговых сделок, а с другой-сами служили объектом торговли: Торговля деньгами (ростовщичество) составляла одну из наиболее оживленных статей греческой торговли V-IV вв. Ростовщики давали ссуды под залог земель (земельный кредит), под залог городских домов (городской кредит) и под залог кораблей н привозимых на них товаров (морской кредит). В условиях античного мира и рабского производства вследствие быстрого развития торгового капитала и перехода на денежный расчет ростовщичество приняло очень широкие размеры. Уже в солонов- скую эпоху многие землевладельцы находились в кабале у эвпа- тридов и плутократов. В последующие же эпохи, в период пелопоннесской войны и позже, при постоянных кризисах и крайней неустойчивости валюты ростовщичество приняло угрожающие для общества размеры. Мелкие землевладельцы брали ссуду, продавали, закладывали и перезакладывали свои участки, становясь жертвой ростовщического капитала. Ростовщичеством

Тетрадрахм V века с изображением Афины. На обороте-голова совы.

занимались, главным образом, содержатели меняльных лавок , так называемые трапезиты.

Деятельность эллинских трапезитов развернулась в конце V и, в особенности, в IV в., захватывая широкие слои населения во всех городах эллинского мира. Основной экономической функцией трапезитов был размен денег , что при разнообразии монет в греческом мире и частой их фальсификации имело первостепенное значение. Из размена и хранения денег с течением времени развился перевод денег со счета одного вкладчика на счет другого. Все трапезиты, читаем в одной речи Демосфена, когда частный вкладчик указывает место, кому нужно уплатить деньги, записывают имена вкладчиков, сумму вклада и имя лица, которому надо сделать перевод. Если же лицо не указано, то указывают имя того человека-поручителя,-по приказанию которого может быть оплачена означенная сумма. Переводы, говорится в другом документе (речи Исократа «О трапезитах»), следует делать серез трапезитов во избежание опасности, которой могут подвергнуться деньги во время плавания. Операции греческих трапезитов были многочисленны, разнообразны и по масштабам Гоеции значительны

Наиболее распространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Греции были морские ссуды, т. е. отдача денег под залог товаров или под большие («морские») проценты судовладельцам. К этой основной операции присоединялась масса всевозможных мелких сделок и махинаций. Дошедшие до нас в большом количестве речи греческих адвокатов, судебные тяжбы, правительственные распоряжения и декреты, относящиеся, главным образом, к IV в., развертывают картину настоящей пляски вокруг золотого тельца, происходившей в гаванях и на рынках больших городов Греции.

Обманы, подлоги, клевета и масса всевозможных кляуз и доносов составляют содержание бесконечных мелких и крупных судейских тяжб, которыми так богата греческая литература IV в.

Из речей ораторов видно, что помимо отдачи денег под морские проценты спекулировали и на денежном курсе, что при множестве находившихся в обращении монет было весьма выгодным занятием. Именно с этой стороной греческой коммерции знакомит нас приводимый ниже отрывок из речи Демосфена против Формиона.

«Хрисипп, - рассказывает Демосфен, - ссудил Формиону 2000 драхм на плаванье туда и обратно, чтобы получить в Афинах 2 600 драхм. Формион же утверждает, что отдал Лампиду на Бое- поре 120 кизпкеких статеров, занявши их под проценты с земли. Проценты эти составили шестую часть капитала, кизикский же статер стоил там 28 аттических драхм... Итак, судьи, вам следует высчитать, какую сумму, по его словам, он передал. Ведь 120 статеров составят 3 360 драхм, процент же с земли-шестая часть с 30 мин из 60 драхм-составят 560 драхм. Весь капитал составляется из суммы того и другого. Однако, судьи, может быть, и был бы такой человек, который за 260 драхм заплатил бы 30 мин и 360 драхм и при этом еще проценты в 560 драхм, т. е. 3 920 драхм, как утверждает?» 1 .

Развитие денежных операций приводило к расширению деятельности меняльных лавок (трапез), превращавшихся в своеобразные банкирские конторы.

О большой роли греческих трапез и социальном весе трапезптов свидетельствует история афинского банкира Пасиона. Пасион имел несколько трапез-банков. В 371 г. его «бапк» в Афинах оперировал 50 золотыми талантами, что составляет сумму около 100 тысяч волотых рублей. Собиравшиеся в банках суммы не лежали мертвым капиталом. Часть их отдавалась взаймы, а другая часть вкладывалась в торговые предприятия. Благодаря своему богатству, нажитому денежными операциями, метэк Пасион получил звание афинского гражданина. В благодарность же за дарование прав гражданства Пасион на свои средства оснастил пять триер, доставил государству тысячу щитов и сделал ряд других пожертвований»

* Демосфен, Речь против Формиона, 23.

Из деятельности трапезитов можно сделать заключение о широком развитии денежного хозяйства и кредитных операций в греческих полисах классического и, главным образом, послеклассп- ческого периода.

Крупная посредническая торговля далеко еще не исчерпывала всех видов коммерческой деятельности древних греков. Во всех городах Греции (больше всего, конечно, в Афинах) существовала масса мелких торговцев, разносчиков, продавцов с ларька, содержателей и арендаторов палаток, всякого рода лавочников и др.

Главным местом торговли служили торговые ряды, украшенные роскошными колоннами в таких богатых городах, как Афины, и Милет. В источниках упоминаются рыбные, масляные, вин- ные, горшечные, бобовые и тому подобные ряды. Повсюду с лотков продавали редьку, бобы, сушеные сливы, смоквы, фиги.

Повсюду слышались голоса торговцев и торговок, предлагавших купить масло, вино, уксус и пр. Масса всякого рода торговцев, ремесленников, торговых агентов, служащих, презрительно называемая «базарной чернью», составляла большую часть населения городов античного мира, что придавало им специфически базарный и мелкоторгово-ремесленный характер. На рынках всегда толпилось множество торговцев, торговок, флейтистов, паяцев, фокусников, солдат и матросов.

Живая картина афинского рынка изображена в комедии «Лиси - страта » Аристофана, великого мастера передавать жизнь во всех ее деталях и неприкрытом реализме. Протестуя против существующих порядков и распущенности, Лисистрата, героиня комедии, первым делом считает необходимым прекратить шатание по базару вооруженных солдат. Прежде всего, заявляет она, необходимо запретить солдатам с оружием в руках, как дуракам, шататься по базару. Они постоянно толпятся в горшечном и зеленном ряду. Лисистрата рассказывает, что собственными глазами видела командира верхом на лошади, накладывавшего в свой медный шлем яйца, в то время как другой воин, подобно фракийцу, потрясая копьем и колчаном, с умилением смотрел на торговку фигами, сладко смакуя незрелые смоквы» 1 .

Лисистрату окружают торговки горохом, чечевицей, свининой, чесноком, маслом, хлебом, сыром, льном, шерстью и пр.

В течение всей истории древней Греции одно из первых мест среди греческих предпринимателей, банкиров и ростовщиков занимали греческие храмы, в частности храм Аполлона на Делосе, о чем свидетельствует обширная надпись середины IV в. до н. э. Она показывает, что храмы кредитовали не только частных лиц, но целые города и государства.

Из той же самой надписи видно, что греческие храмы располагали крупной земельной собственностью, вели большое хозяйство,

* Аристофан, Лисистрата. 576-580, имели свои дома, мастерские, гончарные, кузнечные и др., своих рабов и арендаторов.

Хозяйственная мощь храмов объяснялась рядом причин, из которых первостепенное место занимала международная (межобщинная) роль, которую в эллинском мире играли храмы. При дробности эллинских общин, при постоянных войнах и ссорах храмы выполняли роль посредников и заимодавцев и они же обеспечивали возможность обмена на храмовых ярмарках.

Среди многочисленных греческих храмов первое место занимали святилища, расположенные в центре многих общин. Таким, например, был храм Аполлона в Дельфах (дельфийский оракул) и храм Аполлона на Делосе , очень важном международном пункте.

Помимо всевозможных спекуляций и доходов с торговых статей и мастерских, в храмы поступало много денег и вещей, собиравшихся в виде «священных налогов». В греческих полисах не существовало ни одного вида собственности, ни одной отрасли труда, о которых бы не взимались священные налоги в пользу того или другого святилища. При основании городов и разделе земель всегда выделялся «священный участок». При сборе плодов, при приплоде животных, при получении наследства, при выходе замуж, при удачной игре, при отпуске рабов,-словом, при всех случаях гражданской и личной жизни известная часть доходов отчислялась в пользу храма.

Но как ни велики были приношения частных лиц и государств, все же они не могли итти в сравнение с теми доходами, какие давали всенародные празднества: олимпийские, истмийские, ие- мейские,»пифийские и им подобные.

Наибольшей торжественностью отличался олимпийский праздник , устраивавшийся в июле, на который со всех концов эллинского мира стекалась масса народа на праздник Зевса. Дни олимпийских торжеств были днями всеобщего мира во всей Греции. По случаю праздника на храмовой земле устраивалась обширная ярмарка, приносившая много доходов от сбора всевозможных пошлин, взимавшихся с продаж, покупок и торговых сделок. Прибывавшие пилигриммы располагались в деревянных бараках, более состоятельные останавливались в храмовых гостиницах. Нигде социальное неравенство не бросалось в глаза с такой резкостью, как именно на этих всенародных праздниках. Несмотря на видимую демократичность, первенствующая роль на них принадлежала богатым гражданам, содержавшим большие конюшни, располагавшим свободным временем для тренировки, участвовавшим в конных состязаниях и одерживавшим на них победы.

  • Ксенофонт, О доходах, III.

Географическое положение Греции и характер ее жителей одинаково благоприятствовали развитию мореплавания и торговли, в особенности же морской торговли. Море было их родной стихией. Подобно всем плававшим на море народам, они в доисторические времена занимались, по-видимому, морским разбоем. В торговле их учителями с самого начала были финикийцы. В этом деле греки оказались очень понятливыми учениками, хотя, как и в искусстве мореплавания, они не сравнялись с учителями. Дурные черты финикийских торговцев, за которые греки их презирали, были переняты ими самими очень скоро. Разницы в солидности и честности между греками и финикийцами не было никакой. По отзыву Демосфена, предприимчивый и вместе с тем честный купец был чудом.

Тем не менее, торговлей занимались даже такие почтенные и выдающиеся люди, как Солон, Платон, Гиппократ, Фалес и Зенон. Стремления к наживе были сильнее предубеждений. Несомненно, однако, то, что в Греции особенно в Афинах, о которых мы имеем больше всего сведений, торговля действовала деморализующе на и без того слабую нравственность населения.

Малоазийские греки получали продукты Азии частью морем от финикийцев, частью же сухим путем через соседние страны - Лидию и Фригию, откуда подвозили их к морю. Из Лидии же они впервые получили чеканную монету - основу всякой правильной торговли. В 700 г. до н. э. первый из греческих городов, город Фокея, отчеканил монету. На ней был изображен, в виде городского герба, морской котик. Ионийские города, в особенности Милет, были первыми греческими городами, достигшими богатства и расцвета благодаря торговле и первыми начали обширную колонизацию, распространившую греческую культуру по всему побережью Средиземного моря. Среди островных греков своим участием в торговле в северной части Архипелага выделились лемносцы, а в южной, до Крита и Элиды - эгиняне, которые значительно раньше остальных греков обнаружили склонность к торговле; из береговых греческих государств выделился Коринф, получивший название "богатого" (Фукидид, I, 13), который благодаря своему выгодному географическому положению, поддерживал сухопутную торговлю с Пелопоннесом и в то же время был посредником в торговых сношениях Востока с Западной Грецией и Италией. Коринф был центром, где быстро расцветали искусства и ремесла; число одних рабов достигало в нем 460 000 человек. Пелопоннес при наличии спартанских воззрений, принимал очень незначительное участие в торговле и промышленности. Тем не менее, в 670 г. до н. э., при царе Арголиды Фейдоне, были отчеканены первые в европейской Греции монеты и установлены меры и веса.

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Торговля в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях .

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Торговля в древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Торговля в древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

Факт существования сношений между финикиянами и греками в микенскую эпоху можно считать, по-видимому, установленным. Финикияне привозили восточные товары, увозили сырье. Благосостояние прибрежных обитателей возрастало, потребности увеличивались; туземная промышленность стала подражать заморским изделиям.

Главной отраслью промышленности в микенскую эпоху была металлическая. Металлы сделались наиболее ценным объектом торговли и внутри страны, где мерилом ценности был скот. В VIII в. начинается мореплавание и у греков, но влияние финикиян не падает. Главным предметом ввоза был хлеб. Скот и драгоценности, как мерила ценности, сначала уступили место слиткам меди и железа, а затем благородным металлам, по весовым единицам; наконец, из Лидии была заимствована монета.

9. Особенности политической системы первых государств.

Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен. Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство.

Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме т.н. восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытнообщинного строя. Эти небольшие по территории государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы.

По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

10. Сложение египетской цивилизации, ее особенности

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества и по тому заслуживают внимания.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень определило, прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Оригинальность и своеобразие культуры определялись ранним зарождением классовых отношений и государства, также довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

Египет – «Дар Нила», речная цивилизация. Главным кормом ее являлись приливы и отливы реки, которая оставляла после себя плодородный ил, способствующий развитию сельского хозяйства, позволял сторить сложные оросительные системы. Так же благодаря созданию ирригационной системы дамб и каналов реку получилось контролировать и направлять ее в нужное русло, что позволило избежать наводнений. Для Египта была характерна диспотия, регилия исповедовась та, которую скажет император, фараон – сын бога, т.е. подчинение духовенства и государственной власти фараону. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников.

Египтяне были язычниками, но главным богом считался бог Солнца Ра. Больших успехов достигли египтяне в науке (математика, вычислять (число «пи»), умели доказывать теорему Пифагора, развита астрономия). В Египте был создан один из первых календарей. Год у египтян делился на 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней.

Жизнь Египта была очень тесно связана с природными циклами реки. Первые государства в Египте возникли как религиозные центры. Во главе таких объединений стояли первосвященники-жрецы. Эти поселения назывались «номы». Каждый ном стремился к тому, чтобы его храм посещало больше людей, так как тогда именно в этот храм шли налоги. Поэтому номы постоянно соперничали друг с другом и вели борьбу за сферы влияния и территории. Постепенно на территории Египта образовалось два государства: Верхний и Нижний Египет. Около 3000 года до н.э. царь Верхнего Египта Менес подчинил себе Нижний Египет. Объединение двух частей страны приобрело религиозный смысл. Царь объединенного Египта стал называться «фараоном», считался живым богом и олицетворял собою абсолютную власть. Вся обрабатываемая земля считалась собственностью фараона, но часть этой земли он раздавал своим родственникам и вельможам. Фараон управлял страной, опираясь на бюрократический аппарат. Чиновником мог стать только грамотный человек, успешно прошедший все испытания. Получить образование можно было не каждому, поэтому чиновники считались привилегированным сословием. Они представляли власть фараона в номах, собирали налоги, вели учет хозяйственным запасам, производили перепись населения, нанимали рабочих на строительство пирамид.

11) Зарождение государства в Китае. Социально-экономические и политические предпосылки.

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории. Доимперский Китай - это совокупность племенных общностей. Предпосылками зарождения государства можно назвать такие факторы, как усвоение земледелия(мелиорация почвы), постепенное усовершенствование метала (бронзы), с этим шло усложнение военного дела (ведь было необходимо мастерство военного дела и тд), что привело к расслоению общества: те, кто подчиняется и кто главенствует, кто обрабатывает землю и кто воюет. Появление обмена, вскоре переросшего в торговлю. Формирование управленческих аппаратов и т.д. А также наличие единой веры (если можно это так назвать), религиозность или суеверие. Также изолированное развитие цивилизации сыграло свою роль. Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

12) Специфика развития древней Индии. Речная цивилизация, огромная территория, леса, дожди, горы…. Однако растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

В III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на 4 сословия-варны(брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, которая появилась в нач 1 тыс и означала слугу, это все неарии). Самое низкое положение у«неприкасаемые», не входили ни в одну из варн, выполняли самую грязную работу.

С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.).

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие (пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник). Развито животноводство коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди (ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и др). А также бронза, золото, свинец.

Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Мастерство ювелиров (обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины). Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит.

С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. С помощью слонов люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами.

13) Древняя Греция как культурный центр античного мира.

Средиземное море стало центром притяжения народов. В 8-6 в до н.э. произошла цивилизационная революция на территории Др Греции, как ответ природным условиям. Геополитический факт и культурный также сыграли важное значение в становлении великой цивилизации (не было бы столь разнообразного народа). Особенностями было то, что: участки земли стали индивидуальной собственностью, в отл от восточных держав. Собственники земли объединялись в полисы (города-государства) для решения совместных вопросов, господствовала демократия. Именно греция считается культурным центром античного мира, ведь в ней первой люди отошли от мифологии к рационализму. Борьба за равенство против аристократии послужила причиной бурного развития ремесла и торговли. В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.