Урок конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения

Технология коучинга на уроке в 6 классе " Конфликты в межличностных отношениях"

Технология коучинга

21 век. Требования гуманистической направленности образования прежде всего обращены к общечеловеческим ценностям. И главной ценностью выступает личность во всем многообразии ее проявлений. Личностная ориентация является основным главенствующим направлением в современной педагогике. Развитие учащегося на данном этапе рассматривается во взаимосвязи с саморазвитием. Соответственно и технологии обучения будут опираться на самообразование и развитие, поэтому необходимо обучающимся создать такие условия обучения, чтобы активизировать процесс саморазвития его личности. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Одним из наиболее эффективных, проверенных на практике в различных сферах деятельности, инновационных управленческих механизмов является коучинг. Актуальность применения инновационной технологии в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения.
Возник коучинг при взаимодействии психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики. Он имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основные процедуры. Технологии коучинга могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с учениками. Соответственно такой подход позволяет по-другому, по-новому, осознать суть процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателя. Роль педагога значительно повышается при использовании методологии коучинга. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но еще и реализации функции стимула интереса к обучению.
В чем же заключается технология коучинга? На первом этапе человек не имеет знаний, но хочет их получить. На втором этапе уже знает, но еще не понимает некоторые аспекты полученных знаний. Для третьего этапа характерны умение работать с полученной информацией. Четвертый этап - это навык, когда мы можем применять полученные знания на практике.
Коуч не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. С помощью открытых вопросов он дает возможность обратиться к внутренним ресурсам. Коуч актуализирует субъективную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии. Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития. Наиболее полно и эффективно такая позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании, так как основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения, реализуемыми в соответствующих технологиях обучения, являются:
1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;
2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познании своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;
3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.
Особенностью же коучингового подхода в реализации этой технологии является диалогический характер общения учителя с учащимися

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе

Цели урока: систематизировать знания о технологии коучинга, применение технологии на уроке обществознания через изучение конфликтов в межличностных отношениях, сформировать понятие "конфликт", «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации, развивать творческие способности детей; воспитывать культуру общения и взаимоуважение при работе в группах.
Задачи урока
Образовательные: усвоение сущности социологических категорий: «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «субъекты конфликта», стратегия разрешения конфликтов
Развивающие: развитие навыков логического, критического мышления, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности - анализа научного понятия, коммуникации, умения ясно и четко формулировать и представлять свою позицию, взаимодействовать в группе.
Воспитывающие: ценностные установки на толерантность, сотрудничество, мирный способ разрешения конфликтов, уважение прав и достоинства оппонента, справедливость.
УУД: предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
Планируемые результаты
Предметные:Научатся: сохранять достоинство в конфликте.
Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
Метапредметные УУД:Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.Личностные УУД. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Ресурсы: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для групп, учебник: Обществознание., под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва, Просвещение, 2014

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и постановки цели.
(На доске слайд презентации, где изображены два дерущихся мальчика)
Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и организует диалог с учащимися: когда вы пришли ко мне на урок, я обратила внимание на ситуацию, которая возникла между Алешей и Кириллом в вашем классе. Как каждый из вас считает, о чем идет речь? О чем сегодня поговорим на уроке? Какая тема урока? Что будете изучать? Чего не знаете? Чего хотите достичь при изучении данной темы к концу этого урока? Как ты узнаешь, что достиг цели? Насколько от тебя зависит досижение цели?Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас, на этом уроке?
Дети отвечают на вопросы, обсуждают ситуацию, формулируют тему урока «Конфликты в межличностных отношениях», обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

2. Актуализация знаний.
Учитель обращает внимание детей на слайд и задает вопросы: 1.Как ты думаешь, при каком виде деятельности могут возникать конфликты? 2. Что ты называешь «общением»? 3. Какие средства общения тебе известны? 4. Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? 5. Что я знаю о понятии «конфликт»?Дети отвечают на вопросы.(Во время ответов детей демонстрируются слайды с изображением общающихся детей, спорящих детей, дерущихся)

3. Изучение нового материала. Учитель предлагает выстроить ассоциативный ряд синонимов к слову «конфликт».Класс делится на группы по принципу выбора своего любимого цвета. Выполняют задание в группах. Один ученик из группы зачитывает получившиеся ассоциативные ряды.
Учитель предлагает детям вспомнить сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (Отрывки из произведения лежат на партах, а на слайде - изображение старика и старухи с разбитым корытом) Почему вам предложены именно эти отрывки из сказки? Дети говорят о том, что в этих отрывках есть конфликт, излагают, в чем он состоит и кто в нем принимает участие. Чем закончился конфликт для старухи? Все ли конфликтные ситуации начинаются одинаково?
Есть ли последовательность в развитии кофликтной ситуации? Какая? Дети высказывают предположение, что последовательность в развитии конфликтной ситуации существует и пробуют составить схему развития.Работа в группах. Один представитель от группы зачитывает результат.(Полученные схемы демонстрируются на интерактивной доске).
Попробуйте охарактеризовать каждый этап конфликта.(Демонстрируется слайд, на котором изображены этапы развития конфликта). Результаты работы лучше оформить в виде таблички. Дети работают с оформлением таблички. Один представитель от группы зачитывает результат. Учитель подводит итог работы групп.

4. Первичное осмысление и закрепление изученного. Давайте вернемся к сказке Пушкина.(На слайде дворянка старуха, ругающая старика) Какова причина конфликта? Каким было поведение участников? Что послужило инцидентом?
Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему? Какие стадии развития конфликта? Каков исход конфликта?

5. Итоги урока . Рефлексия. Учитель делает обобщающий вывод; "В современном обществе много конфликтных ситуаций, иногда их избежать можно, а иногда - нет. Но они нужны, потому что именно в споре рождается истина"(демонстрируется слайд, где два человека пожимают друг другу руки), задает вопрос и выслушиват ответы детей: «Конфликт для меня — это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и действую как... (поведение)».
Дети подбирают определенную ассоциацию, мысль, чувство и стратегию поведения,которая необходима.
Учитель задает вопросы ребятам:
«Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?» (о конфликте), «Когда случается конфликт? Каковые его причины?» (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Дети делают выводы, которые прямо соотнесены с поставленными целями урока, и вывод, что для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.

6. Домашнее задание. Вспомните и проанализируйте конфликтную ситуацию, которая касалась непосредственно вас.

Обществознание 6 класс

Урок 20

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают понятие конфликта, причины межличностных конфликтов, пути их разрешения, стадии конфликта.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, научатся сохранять достоинство в конфликте.

Методы и формы обучения:

Методы: технология формирования ууд, икт технология, технология проблемного диалога, кейс-технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный,

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

    Понятие «конфликт».

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы, учебники.

Ход урока.

Дети демонстрирует сценку «Новенький» (выпуск №4 киножурнала «Ералаш»)

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают сценку

Драка, ссора, конфликт

Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

Понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

При общении

Это взаимные деловые и дружеские отношения людей

Речь, невербальное общение

Конечно, могут

Изучение нового материала

Работа с одаренными детьми

(индивидуальное

домашнее задание поискового характера )

Работа с иллюстрацией

Работа с учебником

Физминутка

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

Сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

А теперь ребята, я вам предлагаю послушать о том, что такое социальный конфликт

-?Ребята, как вы поняли, кого называют субъектами конфликта?

А теперь давайте, посмотрим внимательно на картину Федора Павловича Решетникова «Поймали нарушителя»1950 г.Федор Павлович Решетников вам знаком по картине «Опять двойка».

По каким признакам мы можем достоверно судить, что перед нами конфликт?

- Как ведут себя герои ?

Какие субъекты конфликта здесь изображены

(задание для одаренных детей)

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецируется эталон ответа на экран

Разногласия между людьми

Выписывают определение

Ответ учащихся о том, что такое социальный конфликт, субъекты конфликта

Учащиеся слушают

Участники конфликта

Один из мальчиков готовиться к драке

Нарушителю -скорее всего стыдно; кто-то пытается понять причину такого поведения мальчика, некоторые ребята продолжают работать

Свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом),посредники(люди, которые пытаются предотвратить конфликт)подстрекатели(те, кто подталкивают к конфликту)

Изучают схему

Ступени конфликта; - этапы конфликта

5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Физминутку проводит один из учащихся:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Первичное осмысление и закрепление

Настало время вспомнить нашу сценку в начале урока. Давайте попробуем разобрать ее на стадии.

Какова причина конфликта?

Каким было поведение участников?

Что послужило инцидентом?

Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

Каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

Внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей с 76

Какова причина конфликта?

Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

Каков вид данного конфликта?

Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Противоположные желания и интересы

Избегание

Неконструктивный

Прерывание конфликта

(Различия, связанные с положением в обществе)

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

Для одаренных детей:

приложение

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

активно работал

делал то, о чем просили

внимательно наблюдал за работой других

Таблица «Этапы конфликтной ситуации» (для презентации)

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Осознание конфликта. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта: Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

инцидент.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

3.Проявление конфликтного поведения. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра

4.Углубление конфликта

4.Углубление конфликта . На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Разрешение конфликта. Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию . Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Коммуникативные

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД:

Методы и формы обучения:

Методы:

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия:

План:

    Понятие «конфликт»

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.

Ход урока.

- Ребята, посмотрите внимательно видеосюжет, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока.

Демонстрирует Фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»

О чём данный видеосюжет?

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? - Исходя из просмотренного сюжета, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Правильно, тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

План изучения нового материала

    Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».

    Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

    Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Просматривают видео

Драка, ссора, конфликт

Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

Понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

При общении

Это взаимные деловые и дружеские отношения людей

Речь, невербальное общение

Конечно могут

Изучение нового материала

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов (составление Кластера. На доске слово конфликт и учащиеся пишут синонимы)

Сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

А что же такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран

Разногласия между людьми, ссора, противостояние, спор, драка, столкновения, борьба.

Выписывают определение

Отвечают

Изучают схему

Ступени конфликта; - этапы конфликта

5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Давайте разберём сюжет из «Ералаша» на стадии.

Какова причина конфликта?

Каким было поведение участников?

Что послужило инцидентом?

Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

Каков исход конфликта?

Посмотрите ещё один видеосюжет

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

Внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей.

Выполнение задания в Рабочих листах

Какова причина конфликта?

Что послужило инцидентом?

Каков вид данного конфликта?

Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Выступление представителей групп по каждому вопросу.

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Спор из-за фамилии одного из участников

Неконструктивный, закончился дракой

Противоположные желания и интересы

Избегание

Мальчик обрызгал водой

Неконструктивный, потому что попугай оказался за окном, на улице. Сразу, в комнате участникам не удалось разрешить конфликт.

Прерывание конфликта

Различия, связанные с положением в обществе

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде вопросы, на которые отвечает каждая группа:

Понравился ли вам урок? Чем?

Что нового вы узнали на уроке?

Заставила ли вас эта тема задуматься? Почему?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Где?

Что вызвало трудности при работе на уроке?

Итак, подведём итог.

Заключительное слово учителя.

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

активно работал (красный цвет)

делал то, о чем просили (зелёный цвет)

внимательно наблюдал за работой других(жёлтый цвет)

Ответы каждой группы

Каждый член группы прикрепляет смайлик к ящику

Таблица «Этапы конфликтной ситуации»

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

ДЛЯ ГРУПП

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество,

Компромисс,

Приспособление и

Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию . Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.

Технологическая карта

способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи

1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока

усвоение новых знаний

Основные понятия:

конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Просматривают видеосюжет, формулируют и обсуждают тему и цели урока

Личностные : понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные : самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения

Актуализация знаний

Организует диалог с учащимися по предыдущей теме

Отвечают на вопросы

Познавательные : анализируют вопросы, формулируют ответы

Регулятивные : соотносят ранее полученные знания, осознают их взаимосвязь с новым материалом.

Коммуникативные : высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Изучение нового материала

Организует индивидуальную работу с текстом учебника, формирует группы и организует групповую работу

Формулируют ключевое понятие урока, сверяют с эталоном; делятся на группы, выполняют задания, выступают, заполняют таблицу и создают опорную таблицу на доске

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотносения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные : осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Первичное осмысление и закрепление

Организует обсуждение конфликтных ситуаций на примерах из мультфильмов и русских народных сказок, пословиц.

Выполняют практические задания

Домашнее задание

Демонстрирует на слайде и озвучивает д/з

Записывают д/з в дневники

Рефлексия

Демонстрирует слайд с заданиями

Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные : прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала

Состав группы: Рабочий лист группы №1

Ход работы:

Задание №1.

    Назовите этап конфликта.

Задание №2.

    Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

Состав группы: Рабочий лист группы №2

Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях».

Цель: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Ход работы:

Задание №1.

Пользуясь текстом, который есть у вас на столах, заполните таблицу:

    Назовите этап конфликта.

    Дайте краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

Задание №2.

Просмотрев фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая» выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соответствии с таблицей.

    Какова причина конфликта? ______________________________________

    Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

___________________________________________________________________

    Что послужило инцидентом?__________________________________________

    Каков вид данного конфликта?________________________________________

    Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта_________________________________________________________

Состав группы: Рабочий лист группы №3

Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях».

Цель: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Ход работы:

Задание №1.

Пользуясь текстом, который есть у вас на столах, заполните таблицу:

    Назовите этап конфликта.

    Дайте краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Задание №2.

Просмотрев фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая» выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соответствии с таблицей.

    Какова причина конфликта? ______________________________________

    Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

___________________________________________________________________

    Что послужило инцидентом?__________________________________________

    Каков вид данного конфликта?________________________________________

    Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта_________________________________________________________

Состав группы: Рабочий лист группы №4

Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях».

Цель: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Ход работы:

Задание №1.

Пользуясь текстом, который есть у вас на столах, заполните таблицу:

    Назовите этап конфликта.

    Дайте краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Задание №2.

Просмотрев фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая» выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соответствии с таблицей.

    Какова причина конфликта? ______________________________________

    Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

___________________________________________________________________

    Что послужило инцидентом?__________________________________________

    Каков вид данного конфликта?________________________________________

    Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта_________________________________________________________

Состав группы: Рабочий лист группы №5

Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях».

Цель: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Ход работы:

Задание №1.

Пользуясь текстом, который есть у вас на столах, заполните таблицу:

    Назовите этап конфликта.

    Дайте краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Задание №2.

Просмотрев фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая» выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соответствии с таблицей.

    Какова причина конфликта? ______________________________________

    Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

___________________________________________________________________

    Что послужило инцидентом?__________________________________________

    Каков вид данного конфликта?________________________________________

    Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта_________________________________________________________

Дубовцева Е.В., учитель

истории и обществознания

МБОУ школа №14 г.Феодосии

Тема: Конфликты в межличностных отношениях

Цели урока: познакомить учащихся с причинами, сущностью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций; применять понятийный аппарат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диалог, достигать взаимопонимания.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

    Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

    Зачем тебе это? - спросил мастер.

    Хочу стать сильным и непобедимым.

    Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

    Почему?

    Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

    Что тебе нужно? - спросил старый мастер.

    Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...

И тогда Учитель взял его в ученики.

Вопрос к классу :

    Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», выполнив несколько заданий.

    Из двух суждений: а) общение - это важная сторона любой совместной деятельности; б) общение - это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями:

    верно только а;

    верно только б;

    оба суждения верны;

    оба суждения неверны.

    В современном обществе люди все больше общаются по Интернету. Подумай, какие плюсы и минусы возникают при этом.

    Отметьте утверждения, которые вы считаете правильными:

    общение бывает речевое и неречевое;

    общение - это отдельный вид деятельности;

    общение служит только для передачи информации;

    личность человека может быть сформирована и без общения.

    Древнегреческий философ Платон сказал: «Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого».

    Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.

(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Конфликты в межличностных отношениях».

    Предположите, о чем мы будем говорить.

    На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

    Как возникает межличностный конфликт.

    Семь раз отмерь...

    Как не проиграть в конфликте.

Проблемный вопрос уроков

    Почему важно научиться правильно разрешать межличностные конфликты?

III . Введение в новый материал

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они - нормальное явление в нашей жизни...»

(Ответы учеников.)

Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, способах решения.

IV. Работа по теме уроков

1. Как возникает межличностный конфликт

    Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Конфликт - это...»

(Ответы записываются на доске: положительные формулировки конфликта - с одной стороны, а отрицательные - с другой.)

Мы можем сделать вывод, что конфликт - это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Вопросы к классу

    В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?

    Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?

    Сколько людей требуется для конфликта?

    Какого типа люди чаще попадают в конфликт?

(Ответы учеников.)

Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты - побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.

Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.

Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт - это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.

Творческое задание. Ученики делятся на группы по трое, и каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку - на 3-5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.

Вопросы к классу

    Что общего было во всех сценках?

    Какие чувства вы отмечали у себя во время выполнения задания?

    Каково вам было в роли конфликтующих сторон? Поделитесь впечатлениями.

(Ответы учеников.)

Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают конфликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.

Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Самая распространенная форма - межличностные конфликты.

    Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)

Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутрилич- ностный конфликт.

    Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)

Назовите этапы протекания конфликта


(Ответы учеников)

    Осознание конфликта :

Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:

    переход к конфликтному поведению;

    стремление предотвратить конфликт, т. е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг к другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер.


    Проявление конфликтного поведения :

Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:

    открытая борьба, столкновение сторон;

    отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно);

    компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний).


    Углубление конфликта :

Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:

1)конструктивного - сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;

2)деструктивного - сотрудничество невозможно, конфликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит процесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, создание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).


    Разрешение конфликта :

Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием или тупиком

Проблемное задание. Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.

Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется - избегание.

Второй этап. Класс разбивается на две равные группы. Первая группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни, вторая группа - отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.

Вопрос к классу

    Почему люди могут избегать конфликтов? {Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)

Третий этап. Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает карточки с названием одного из стилей поведения в конфликте с соответствующим девизом.

Рабочий материал

Конкуренция: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Приспособление: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Компромисс: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен в чем-то уступить».

Сотрудничество: «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Группы должны обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. При предъявлении результатов они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки класс обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю и отвечает на вопросы.

Вопросы к классу

    Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Почему?

    Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?

    По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

    Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?

    Какой стиль вам показался наиболее конструктивным? Почему?

(Во время выполнения задания на доске появляются записи.)

Компромисс – это…

    • Сотрудничество

      Соперничество

      Избегание

      Приспособление

3. Как не проиграть в конфликте

Любой конфликт в конце концов разрешится, т. е. наступает его последний этап.

Задание: разделившись на четыре группы, работая с п. 3 § 9 учебника, дайте характеристику конфликта на следующих стадиях: подчинение (первая группа), компромисс ( вторая группа), прерывание конфликтных действий (третья группа), интеграция {четвертая группа).

    Какая из предложенных стратегий является наиболее эффективной? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

    Проходят ли конфликты бесследно?

    Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей.

    Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, - сказал отец.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рассказал ему эту новость.

    А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, - ответил отец.

Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

    Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, - сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.

Вопросы к классу

    В чем смысл притчи?

    Оставляют ли конфликты следы?

(Ответы учеников.)

Творческое задание. Работая в группах, разработайте проект: «Правила поведения в конфликтной ситуации».

(Презентация проектов.)

    Рефлексия

Напишите синквейн, используя понятие «конфликт».

Прием «Интеллектуальная рефлексия».

Ученикам предлагается выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке:

    я сам не смог справиться с затруднением;

    у меня не было затруднений;

    я только слушал предложения других;

    я выдвигал идеи.

    Подведение итогов уроков

Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»

Задание: выберите из предложенных качеств те, которые помогаю"!" человеку договариваться с другими людьми, общаться.

(Скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, грубость, ответственность.)

Послушайте одну довольно известную притчу.

Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая мысль - выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму - чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.

Домашнее задание

    Повторить § 6-8 учебника и подготовиться к уроку-практикуму.

Cлайд 1

Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и … Что произошло дальше? Почему события развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

Cлайд 2

Cлайд 3

СТАДИИ КОНФЛИКТА Возникновение конфликтной ситуации Осознание конфликта Проявление конфликтного поведения Углубление конфликта Разрешение конфликта Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Cлайд 4

Cлайд 5

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение. конфликты конструктивные неконструктивные

Cлайд 6

интеграция Варианты разрешения конфликта Прочитать стр.80-81 и объяснить каждый вариант

Cлайд 7

Задание на дом: § 9 прочитать, ответить на вопросы. Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.

Cлайд 8

Работа в группах. Заполнить таблицу. Этап конфликта Варианты поведения и характеристика

Cлайд 9

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…” эмоциональное состояние Причина конфликта? 1

Cлайд 10

различные представления о правилах или нормах поведения “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…” Русская народная сказка Причина конфликта? 2

Cлайд 11

Различия, связанные с положением в обществе … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…” Русская народная сказка Причина конфликта? 3

Cлайд 12

Уклонение от конфликта. “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Стратегия поведения 4

Cлайд 13

поведение– приспособление А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…” Стратегия поведения 5

Cлайд 14

В.Г.Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку». Стратегия поведения компромисс 6

Cлайд 15

Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. Сотрудничество Стратегия поведения 7

Cлайд 16

Разрешение конфликта «Худой мир лучше доброй ссоры» «С глаз долой, из сердца вон» «Сядем рядком, да поговорим ладком» компромисс интеграция прерывание конфликта 8

Cлайд 17

Кто конфликтует? Из-за чего конфликт? Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и себе причины конфликта) Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом) Изменения в процессе развития отношений. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось) Что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта?

Cлайд 18

Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс Случай, происшествие, недоразумение: 1) инцидент 3) аргумент 2) конфликт 4) поведение

Cлайд 19

Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание 1) причина 3) инцидент 2) осознание 4) посредничество Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

Cлайд 20

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.

Cлайд 21

Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту.