Способы познания окружающего мира. Виды познания

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Познание мира
Рубрика (тематическая категория) Производство

Личность

Личность - ϶ᴛᴏ человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человеческий индивид является личностью. Личностью становятся в процессе социализации.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь.

Процесс социализации проходит через несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость. Различают начальную или первичную социализацию (она происходит в детстве и юности), и продолженную или вторичную (в зрелости и старости).

Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации (они играют важнейшую роль в становлении личности) – родители, братья, сестры, родственники, учителя и т.д. Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники TV и т.д.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Также различают институты первичной социализации (семья, школа) и институты вторичной социализации (СМИ, армия, церковь).

В период вторичной социализации личность должна быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, соц. ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – обратный процесс восстановления утраченных ценностей и соц. ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. В случае если процесс десоциализации чересчур глубок, то он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно.

1. Познание как деятельность .

Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Познание - ϶ᴛᴏ процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины.

Познание - ϶ᴛᴏ духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, всœе они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всœегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделœенного волей и сознанием, в широком - всœе общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Также объектом познания должна быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определœенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией . Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают ʼʼрефлексирующегоʼʼ, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание

Чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv - воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения бывают зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всœегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определœенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, в случае если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объёмом сохраняемой информации.

Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всœего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

При этом чувственное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (к примеру, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всœестороннего познания мира. По этой причине второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум).

Рациональное познание

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия бывают менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всœеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубинœе ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и должна быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на базе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления принято называть умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название ʼʼдедуктивноеʼʼ происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio - наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений ʼʼвыводятʼʼ некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь ʼʼнаводятʼʼ на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит для него основой. При этом, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

При этом, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всœего научных) проблем. И тогда важную роль в данном процессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всœеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми, как в повсœедневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата͵ глубинœе проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Чувственное познание – живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.

Представление – чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, в случае если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Вывод: результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.

Рациональное познание - ϶ᴛᴏ когда при помощи мышления человек получает представление о вещах, их свойствах.

Понятие – форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Умозаключение – получение новых суждений на базе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Суждение – форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Большую роль в переработке информации играет память (хранение ранее полученной информации): оперативная, долгосрочная, краткосрочная.

Среди философов нет единого мнения о путях познания.

Но цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

Познание мира - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Познание мира" 2017, 2018.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Всякая наука имеет своим истоком практику. Каждый помнит со школьных времен, что наука математика возникла из-за необходимости разметить поля после разлива Нила в Древнем Египте, химия была подарена человечеству алхимиками, благодаря их попыткам отыскать философский камень, и т.п. Однако, в настоящее время не занимаются разложением, например, молока на составляющие, чтобы выяснить, действительно ли в нем есть жиры, белки, витамины и микроэлементы.

Мы обычно используем научные знания даже для бытовых нужд. Спокойно принимаем эту информацию, включаем ее по мере надобности в свой обиход. Знаний, приобретаемых личным, опытным путем об окружающем нас мире, у современного человека становится все меньше и меньше. А сами науки все больше дистанциируются от бытовых, житейских проблем, становятся все более обобщенными, абстрактными. Они начинают жить своей жизнью, создают свой язык, формируют особую систему отношений с практикой. Идет четкое разделение теории и практики, науки и быта. Житейские знания, связанные с предметом большинства наук, обычно подавляются научными знаниями, они оказываются погребены последними, перестают играть существенную роль в жизнедеятельности человека.

По таким ли законам развиваются знания о психике человека, о воспитании и обучении личности?

Самопознание человечества.

Базовым условием существования человека является определенное представление им не только того, каков окружающий мир, но и того, каково место человека в этом мире, каков сам человек.

Философский и художественный уровни познания.

Особе место в становлении психолого-педагогического знания, как и других человеческих знаний, принадлежит философии. В YII-YIII вв. до н.э. даже возникает философская психология, которая разрабатывает психологическую тематику в рамках той или иной философской системы. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда связано с изучением того, кому этот мир представлен, т.е. «с познанием самого себя».

Философская психология прогрессировала в плане описания психических явлений и их обозначения. Такие понятия как «душа», «сознание», «Я» первоначально разрабатывались в недрах философии. Душа как предмет познания возникла в учении древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Многие философы, как прошлого, так и настоящего, были авторами оригинальных концепций сущности психического, описывали законы психической жизни, предлагали собственные педагогические теории (например, Ж.-Ж.Руссо и др.). Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Ближе к познанию конкретного человека оказывается художественный уровень познания. Не случайно в художественных произведениях содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Однако глубина и тонкость анализа во многом определяются только способностями и опытом автора этого произведения.

Житейский и научный уровни познания.

Что касается научного и житейского познания психолого-педагогических феноменов, то их различия заключаются в следующем:

поле исследовательской деятельности. У житейской психологии и педагогики оно практически бесконечно. Научные дисциплины отличаются резким сужением поля исследования, что связано с наличием методических процедур и возможностью создания специальных ситуаций, с помощью которых, в конечном счете, можно установить определенные закономерности функционирования изучаемого психолого-педагогического явления;

Область и пути приобретения психолого-педагогических знаний. Опытом житейской психологии и педагогики является индивидуальный опыт со всеми его особенностями. Приобретается он случайным образом, и знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически. Наука базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным, что зафиксировано в специальном языке;

формы сохранения психолого-педагогических знаний. Обширный опыт житейской психологии и педагогики сохраняется и существует в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, семейных мифах и пр. Однако, основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Житейская мудрость не стремится к логичности, единообразию. Научная психология и научная педагогика систематизируют знания в форме логически непротиворечивых положений, гипотез и аксиом;

способы передачи и воспроизведения знаний. Обыденные психологические и педагогические знания, казалось бы, легко доступны. Отточенные афоризмы мыслителей прошлого, яркость и простота пословиц и поговорок, советы бывалых людей содержат сгустки житейского опыта. Однако, воспользоваться этим опытом не так просто. Обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное одним человеком в своей ситуации, другим человеком в новой ситуации. Опыт науки, хотя он и не столь обширен как житейский, содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях. Они передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые, в свою очередь, служат основанием для выдвижения новых научных гипотез.

Формы сотрудничества научной и житейской психологии и педагогики в реальной жизни и деятельности

Французский психолог и психопатолог Пьер Жане (1859-1947) в свое время отмечал, что в психологии, которую народ создал еще до профессиональных психологов, воедино слиты деятельность и знания, что было обусловлено необходимостью понимать другого человека, предвидеть его поступки. Поэтому науки о человеке не отказываются от житейского опыта. Исследователи привлекают свой личный опыт. Опасность использования житейского опыта в науке связана с возможностью «засорения» житейскими ассоциациями.

Имеет место и обратное влияние научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Следствием такого заимствования, в частности, появились некоторые понятия психоанализа («архетип», «внутренняя цензура», такие защитные механизмы как «компенсация», «рационализация», «вытеснение»), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы («стресс», «аффект»). Попадая в разговорную речь, эти термины порой получают содержание, не всегда относящееся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия человеком собственной психологической сущности.

Однако, по крайней мере, в ближайшем будущем, научная психология не сможет соперничать с житейской психологией в образности своих моделей психики. Она, по своей природе получения научных знаний, не будет использовать эмоции при создании этих моделей. Поэтому в отличие от других наук, два вида психологии всегда будут сосуществовать. Конечно, научная психология поможет специалисту. Она даст ему знания для успешного взаимодействия, предоставив объективные обобщенные модели наиболее рационального поведения в профессионально значимых ситуациях. Научная психология окажет неоценимую услугу тем людям, которые сами не смогли найти оптимальный вариант взаимодействия со своими родственниками, имеют проблемы в формировании собственной личности, хотели бы развить свои способности, но исчерпали видимые возможности.

Весь свой долгий путь существования и развития человек был склонен к исследованиям, изучениям, открытиями. Он многое делал для упрощения своей жизни, прилагал большое количество усилий для раскрытия смысла своего существования, каких-либо закономерностей и причин природных явлений.

Суть явления

Понятие познания трактуется достаточно широко. В самом общем смысле под ним понимается процесс или целая совокупность таких механизмов, которые помогают нам изучать мир, накапливать объективные данные о нем, а также выявлять различного рода закономерности. Сложно переоценить роль данного явления. Потому что именно благодаря нему люди достигли тех технологических, медицинских, технических и иных успехов, которые мы сейчас можем наблюдать. О данном понятии нам достаточно широко рассказывает обществознание. формы, его задачи - все это мы сможем узнать еще в школе. Однако наука, которая специально посвящена изучению данного аспекта, называется эпистемологией. И она входит в

Что же это такое?

Процесс познания очень сложен, многогранен. Его достаточно проблематично описать, или изложить в простых формулярах. Отсюда следует, что необходимо сначала разобраться в сложной структуре этого аспекта нашей жизни, а затем определять его цель и значение для целой цивилизации. В широком смысле понятие познания достаточно слабо отражает всю суть процесса. Поэтому необходимо четко выделить его строение.

Какое оно бывает?

Ранее, давая определение, мы говорили о том, что познание - многогранный механизм. Это не один единичный процесс, а целая система, тесно взаимосвязанная с иными важными элементами. Дабы не углубляться слишком сильно в философскую терминологию и науку, будем отталкиваться от курса и рекомендаций, которые нам дает предмет - обществознание. Виды познания и формы познания достаточно часто употребляют, подразумевая один и тот же смысл - совокупность приемов и способов, посредством которых происходит изучаемый процесс. Поговорим более подробно о каждом из них.

Бытовое

Многие ученые не выделяют данную форму познания в отдельную категорию. Однако следует отметить, что познание жизни без бытового, обыденного уровня практически невозможно. Данный вид не требует серьезного изучения. Нет необходимости в его пристальном изучении, а также использовании специальных инструментов. Например, чтобы понять, что огонь обладает высокой температурой, достаточно обжечься. Вы не будете иметь никаких измерительных приборов, но с точностью сможете сказать: пламя очень горячее.

Таким образом, бытовой процесс познания крайне неточен. Он дает лишь приблизительные ответы на наши вопросы. Однако он достаточно быстро воспринимается. Этот механизм нагляден и не требует большого количества времени для разработки. С этой формой познания мы встречаемся чаще всего в своей обыденной жизни. Как правило, чем мы взрослее, тем больше знаний накопим посредством этого вида. Но история знает множество исключений.

Научное социальное познание

Его еще называют научным методом. Это наиболее точный, но и трудоемкий способ познания. Он не требует от вас проявления художественных качеств, а лишь любви к точности и изучениям. Этим методом пользуются все учебные дисциплины, в том числе и обществознание. Виды познания в целом, так или иначе, но опираются на данный вид. Ведь с его помощью можно расшифровать более простые знания, что сделает их гораздо полезнее.

Эта форма также достаточно разнообразна. Например, есть научное, Оно направлено на исследование общества, объединений людей, социальных групп и многого другого. Все научные методы делятся на два вида - теоретическое и эмпирическое. Первое выдвигает предположения, проверяет его на соответствие уже реальным знаниям, строит модели и целые системы. Практический метод проверяет реальность гипотез посредством экспериментов, наблюдения, а также вносит коррективы в гипотетические взгляды.

Эмпирические знания также могут раскрывать новые явления, которые затем будут предметом пристального внимания теоретиков. Хотя данная форма познания нашла наибольшее количество приверженцев, не обходится и без ее которая, надо сказать, вполне уместна. Так, некоторые ученые указывают на то, что новые познания - это аномалии. Наука, открыв какое-либо, на ее взгляд, неестественное явление, начинает доказывать его существование в настоящей системе мировоззрения. Пытается выявить его закономерности, а также то, почему оно не умещается в рамки существующих теорий.

Зачастую такие аномалии полностью противоречат устоявшемуся мнению. Вспомните Коперника или иных ученых, пытающихся доказать революционные гипотезы. Они обнаружили такие аномалии и постарались их познать, в результате чего уже накопленные знания казались им неверными. Так, ранее люди не верили в то, что Земля имеет шарообразную форму, или в то, что все планеты крутятся вокруг Солнца. История знает множество подобных примеров - Эйнштейн, Галилей, Магеллан и др.

Художественное

Некоторые могут утверждать, что данный вид включает в себя социально-гуманитарное познание. Но это не так. Эта форма наиболее яркая. Она является самой простой и одновременно самой сложной. Допустим, несколько тысяч лет назад люди только начали изучать письменность, а до этого они использовали лишь рисунки для передачи информации. Они описывали природные явления посредством передачи его визуального образа на носитель (камень, например). Это значительно упрощало взаимодействия между поколениями для передачи опыта.

В дальнейшем люди начали разрабатывать и придумывать языки для обеспечения более доступного общения, обмена информацией. Символы, картинки, изображения - все это выглядит достаточно просто лишь на первоначальном этапе. Посмотрите на художественные произведения сейчас. Для того чтобы понять смысл, который нам хотят передать авторы, что-то познать, необходимо приложить усилия, разобраться в увиденном или прочитанном, понимать способы изложения автором своих мыслей.

Надо сказать, что данная форма значительно отличает нас от многих животных, но еще более значительно друг от друга. В нынешнее время людей легко можно поделить на тех, кто пытается изобразить вещи, пропустив их через призму своего внутреннего мира, и тех, кто видит все так, как есть. Именно поэтому художественная форма невероятно важна, полезна и сложна, но никогда она не может быть объективной. В этом главная проблема данного вида познания. Ведь оно преследует цель в выявлении и накоплении объективных знаний, а не субъективных видений. Тем не менее такая форма используется достаточно часто. Она также внесла свой огромный вклад в развитие нашей цивилизации.

Философское

Философское познание невероятно ценно как для мира, существовавшего несколько веков назад, так и для нас с вами. Только благодаря философскому познанию можно выйти за рамки реальности, бытия. Именно философы начали выдвигать гипотезы о строении нашего мира и даже Вселенной. Они говорили о нашем организме, мышлении, характерных чертах всех людей еще до того, как были изобретены способы изучения всех этих аспектов.

Философское познание принято делить на два вида - гносеологическое (или общее) и онтологическое. Второй вид строится на изучении сущности и бытия, причем со всех их сторон - реальной, мысленной, субъективной, объективной и др. Что примечательно, посредством этого вида познания люди не только определяли окружающих их мир, находили свое место в нем, но еще и показывали, каким это место должно быть.

Философия часто стремится к идеализации, так что такой вид познания, скорее, отвечает на вопросы: "Как есть, как должно быть?" Опять же, в достаточно общих чертах. Такие общие формуляры дает нам обществознание, виды познания в котором не раскрываются так полно, чтобы не преступить границы философии.

Ступени

Помимо видов, также выделяются и уровни познания. Иногда их относят к формам. Но более правильно говорить о них как о ступенях, которые используются во всех видах. Таких уровней всего два. Но они играют невероятно большую роль в нашей жизни.

Чувственный уровень

Он построен на наших органах чувств и полностью от них зависит. Еще с древних времен, даже когда потомки современного человека не начали осваивать орудия труда, они уже были наделены чувствами. Вспомните про бытовой вид познания. Например, мы бы не поняли, что огонь горячий, если бы не могли ощущать. Хотя многие говорят о 6 органах чувств, на самом деле их больше. Так, седьмым чувством можно было бы назвать ощущение притяжения, так называемой силы гравитации.

Формы чувственного уровня

В общем виде их выделяют всего 3. Они объединяют многие органы чувств. Это следующие механизмы:

  1. Ощущение. Способно передавать нам некоторые свойства предмета. Благодаря уникальности каждого из органов чувств, мы получаем «отчет» о характеристиках той или иной вещи, явления, процесса. На примере яблока можно сказать, что с помощью зрения мы видим цвет, с помощью прикосновения можем определить его мягкость, температуру, форму, с помощью вкусовых рецепторов - вкус.
  2. Восприятие. Это более глобальная форма. Посредством нее мы получаем наиболее полную информацию, объединяем все то, что было получено при помощи ощущения в целостную картину. Сложив все описанное в первом пункте, мы поймем многие важные характеристики яблока.
  3. Представление. Основано на нашей памяти. Позволяет создать чувственный образ предмета. Например, подумайте о лимоне, как его осторожно разрезают на дольки, посыпают солью. Вы сразу ощутите прилив слюны во рту, а также кисловатый привкус. В памяти всплывет форма лимона, его цвет и иные характеристики. Представление позволяет нам не терять важные знания, которые мы получили в жизни.

Рациональный уровень

Уровни познания без завершающей, логической ступени выглядели бы неправильно. Исторически человек с момента своего появления на планете умел чувствовать. А вот мыслить, писать, анализировать научился гораздо позднее. Данный уровень полностью построен на мыслительных качествах. Поэтому он невероятно сложен и не так нагляден, как чувственный. Однако его польза крайне высока, тем более что с развитием современного общества именно рациональный уровень становится более востребованным. Большинство предметов нашей планеты уже прошли через все формы чувственного уровня. А значит, их необходимо систематизировать, записать и сделать определенные выводы.

Формы рационального уровня

Выделяют три вида:

  1. Понятие. С помощью ощущения мы определили свойство, благодаря восприятию составили целостную картину, а используя данную форму, смогли изложить Чтобы понять, что лимон на вкус кислый, его не обязательно пробовать, достаточно прочесть об этом.
  2. Суждение. Оно всегда носит направленный характер. Например, фраза «лимон кислый» является ярким примером данной формы. Суждение бывает отрицательным или положительным. Но оно также строится либо на понятии, либо на восприятии.
  3. Вывод. Исходит от предыдущей формы. Он подытоживает все то, что мы систематизировали в один ответ. Так, сказав, что лимон не сладкий, не ядовитый и имеет желтый цвет, мы сможем сделать какой-либо вывод об этом предмете. Выделяют три типы умозаключения: индуктивный, дедуктивный и по аналогии. Вспомните рассказы о Шерлоке Холмсе. Он активно использовал дедукцию для составления выводов, используя обычные суждения.

В отдельности иногда выделяют интуицию, как особый уровень познания. Правда, данное явление еще слишком слабо изучено.

Понятие «познание», его структура и этапы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного - ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры.

Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса - познавательной деятельности людей.

Итак, познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы .

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие - разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами ( , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых - рационалистами ( , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания - агностицизм - отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).

Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание - познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. - осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.

Итак, рациональное познание - это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются :

Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Формы и методы научного познания

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII вв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.

Это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

    разделение и кооперацию научного труда;

    научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

    методы научно-исследовательской работы;

    систему научной информации;

    всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании - то есть сам человек. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель - объективная истина.

Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки :

    объективность;

    системность;

    нацеленность на практику;

    доказательность;

    обоснованность полученных результатов;

    достоверность выводов.

В настоящее время существует следующая классификация наук :

    естественные науки - изучают мир природы;

    технические науки - изучают мир техники;

    гуманитарные науки - изучают мир человека;

    социальные науки - изучают мир общества.

Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента .

    Субъект науки - исследователь, осуществляющий научную деятельность.

    Объект науки - предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.

    Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.

    Язык науки - присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:

    1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;

    2) результаты его первоначального обобщения;

    3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

    4) закономерности, принципы и теории;

    5) методы научного познания;

    6) стиль мышления.

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня .

Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод . Наиболее распространенными методами научного познания являются :

    анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;

    синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;

    аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;

    индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

    дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;

    системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу.

предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. заблуждение - не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины :

    опытные данные;

    теоретически обоснованные знания;

    соответствие окружающему миру.

Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами - абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.

Контрольные вопросы

    Что такое познание?

    Назовите типы познания.

    Каковы формы чувственного познания?

    Каковы формы рационального познания?

    Какие виды наук вы знаете?

    Какие признаки присущи научному познанию?

    Назовите уровни и методы научного познания?

    Что такое истина и каковы ее критерии?

    Достижима ли абсолютная истина?