Храм николая чудотворца в хамовниках. Церковь святителя николая чудотворца в хамовниках Почему слобода называется Хамовничьей

В 1900 году рядом с небольшим селом Бирюлёво при прокладке Рязанско-Уральской железной дороги стали селиться рабочие, железнодорожники - появился поселок, позже была выстроена станция Бирюлёво-Товарная.

Указом Священного Синода от 8 ноября 1911 года при строящейся церкви-школе на ст. Бирюлёво был открыт «самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика».

К апрелю 1912 года церковь была выстроена и освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Церковь была размещена в деревянной пристройке к зданию училища. Следует отметить, что святой царь-мученик Николай *** пожаловал денежное пособие на уплату долгов по постройке Александро-Невского храма.

В приход Александро-Невского храма кроме поселка железнодорожников вошло и село Бирюлёво. В 1916 году в приходе церкви состояло более 600 верующих.

В 1918 году после издания декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви над Александро-Невским храмом нависла опасность быть упраздненным. Для сохранения храма верующие зарегистрировали православную общину и заключили договор с Московским уездным советом о передаче храма в бессрочное и бесплатное владение Общине. К сожалению, это мера всего лишь отодвинула дату закрытия храма, вскоре заговорили об «изоляции детей от религиозного влияния церкви», о «расширении школы за счет храма».

В начале 1924 года Александро-Невский храм был закрыт. Прихожане ликвидированного храма подали прошение на имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона (ныне прославленного Святителя Тихона), в котором в частности говорилось: «Под влиянием столь прискорбных событий весьма многие прихожане стали рассеиваться по разным приходам, но не находили для себя нравственного удовлетворения. Это побудило нас обратиться к Советской власти за разрешением вновь построить храм на том участке земли, где находится кладбище».

По молитвам Патриарха Тихона, Президиум Моссовета разрешил приходскому совету Александро-Невской церкви построить новую церковь на территории кладбища, возникшего близ железнодорожной станции в период 1917-1923 годы.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона началось строительство храма. Так как добровольный сбор средств по церквям на сооружение храма был запрещен, небольшая деревянная церковь была выстроена только на средства прихожан. (Следует отметить, что прихожане принимали посильное участие в строительстве церкви.)

14 декабря 1924 года церковь была освящена уже во имя святителя Николая Чудотворца, настоятелем храма стал священник Василий Конардов****, репрессированный в 1937 году.

Позже настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Перехвальский. Так случилось, что в начале пятидесятых годов протоиерей Николай Перехвальский по служебным делам был в Елоховском соборе, он обратил внимание на послушника Алексия Байкова и пригласил его приехать в храм святителя Николая Чудотворца в Бирюлёво. В 1955 году после окончания семинарии юноша приехал в Свято-Николаевский храм, здесь он встретил свою судьбу, Прасковью Слогину. Вся дальнейшая жизнь отца Алексия была неразрывно связана с Николаевским храмом - более 55 лет отец Алексий служит в храме Святителя Николая Чудотворца в Бирюлёво.


С горечью вспоминает отец Алексий о событиях 1956 года, в этот год скончался отец Николай, вскоре после его кончины сгорел храм.

Из воспоминаний отца Алексия Байкова: «1 марта храм наш сгорел... Примерно в три часа дня. Ну, я вам скажу, было много версий... Все началось с алтаря. Когда я пришел уже полыхало вовсю... Стою около двери, думаю: «Как спасти?»... Только я хотел, что-то предпринять - меня какая-то сила (оттолкнула) назад, и в это время крыша падает. Если бы секунда... и я бы туда прошел - я бы сам погиб… Господь сохранил меня! Слава Богу, за все!»

По свидетельству очевидцев: «Все это место выгорело. Тяжелые снега лежали вокруг... Пожарные машины не смогли подъехать, а людей не подпустил комсомольский патруль... Не пустили гасить огонь, не дали спасти иконы. (Уцелела лишь одна икона святителя Николая).

Все кресты и деревья возле храма выгорели. Один деревянный крест на могиле матушки Серафимы остался среди пепелища, только чуть-чуть нижний конец креста у земли обуглился. Всего меньше недели не было службы, пока приспосабливали сторожку под храм. Опять началась служба... Властям необходимо было ликвидировать приход. За день до прихода комиссии верующим стало известно, что на следующий день в 10 часов утра прибудет комиссия, которая должна зафиксировать отсутствие храма и, как следствие, отсутствие прихода. Тревожная весть мгновенно облетела всю округу. Верующие пригнали вагон с лесом. Православные мужчины и женщины работали всю ночь, по милости Божией, за ночь успели поставить сруб и укрепили стропила. Утром прибыла комиссия и вынуждена была констатировать, что «строение существует».

По мнению отца Константина Кобелева именно матушка Серафима - создательница нового храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево: «Батюшка отец Василий Моисеев, еще был молодым священником, пришел к ней (незадолго до её смерти), она ему предсказала, что он будет строить храм...Какие храмы в то время…., когда наоборот только все уничтожалось или закрывалось... И вот то, что она ему, предсказала, что он будет строить храм, это конечно на него повлияло. Иначе как бы он решился сам бы без такого предсказания, без такого благословения приступить к какому-то строительству в то время, когда все священники находились под жестким контролем соответствующих органов и такая инициатива могла кончиться для него очень плачевно. А вот он имел такую веру. Помолился, сходил к ней на могилу, как я понимаю. И потом дерзнул приступить к этому делу. И у него и дальше все так получалось чудесным образом. Потому, что в то время, ну как это можно было храм построить… За все годы советской власти по всей стране было построено только сто храмов, по всей стране, за 70 лет. Причем это, не считая тех, которые были открыты на оккупированных территориях...»

Приведём факты из истории. «Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью явилось Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года, которое призвало Министерство просвещения, комсомол, профсоюзы развернуть беспощадную борьбу с религией». Методы борьбы почти не отличались от методов 30-х годов. Священно служителей особо почитаемых в народе, старались перевести в отдаленные приходы, бывали случаи, когда пастырей переводили с прихода на приход несколько раз. Представители власти могли лишить регистрации любого приходского священника, а затем под разными предлогами отказывали в регистрации новому священнику. Если приход оставался без священника и служб более шести месяцев, его закрывали как не действующий. (Священникам из других храмов обслуживать такой храм запрещалось: «человек должен работать, там, где прописан». Если находились священнослужители, желающие переехать и прописаться рядом с храмом, им отказывали в прописке.)

Нередко пожарная инспекция могла запретить пользоваться храмом, требовали провести генеральный ремонт. В тех случаях, когда бедному приходу не хватало средств на ремонт, решающую роль играл запрет на использование средств «со стороны» благополучных приходов или со стороны епархии... (В результате всех этих мер количество православных церквей к восьмидесятым годам сократилось вдвое.)

Именно поэтому сам факт того, что прихожане сгоревшего храма в годы богоборческого лихолетья не дали уничтожить приход, сумели противостоять изощрённым методам властей – является чудом Господним. Следует особо отметить: «Среди пепелища уцелел лишь один деревянный крест на могиле старицы Серафимы!» Не это ли указание на молитвенное ходатайство подвижницы перед Господом за православных людей проживавших в Бирюлево?!

С Божией помощью в короткие сроки был возведен новый храм. Иконы для церкви были переданы верующими из окрестных подмосковных деревень. Иконостас собрал художник-реставратор Вячеслав Андреевич Рыбаков из частей, которые удалось найти в недействующих храмах.

Много труда вложил в благоустройство храма настоятель протоиерей Василий Моисеев. 22 декабря 1957 года, в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», новый деревянный храм был торжественно освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1959 году в храме был устроен приставной престол во имя Покрова Божией Матери. В 1960 году поселок Бирюлёво вошел в состав Пролетарского района города Москвы. В 1977 году был завершен проект застройки микрорайона Бирюлёво-Западное. При осуществлении этого проекта Бирюлёвское кладбище должны были уничтожить.

Останки схимонахини Серафимы, отца Николая Перехвальского, других священнослужителей и некоторых прихожан был перезахоронены на территории церкви.

По сей день, к старице Серафиме на могилку приходят верующие люди: одни просят о помощи, другие приходят за советом, просят благословения, третьи благодарят за исцеление, быструю помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

Схимонахиня Серафима, моли Бога о нас!

Приведем краткие свидетельства о подвижницах, которых духовно окормляла схимонахиня Серафима.

По свидетельству Людмилы Михайловны Волковой монахиня Татиана (в схиме Гавриила) в конце 70-х годов принимала страждущих. Когда Людмила Михайловна, после смерти пятнадцатилетнего сына, пришла за утешением к монахине Татиане, подвижница попросила свою келейницу Екатерину дать ей акафист Божией Матери «Скоропослушница».

Расстроенная женщина взяла книгу, попыталась читать, но не смогла. Поэтому искренне призналась, что ничего не понимает и не в состоянии прочесть. Тогда матушка взяла книгу в свои руки, посмотрела акафист и сама передала его ей со словами: «Читай, а где запнешься, - поправлю». По свидетельству Людмилы Михайловны, будто пелена спала с её глаз – она свободно стала читать, а матушка, знавшая акафист наизусть, иногда её поправляла.

После того как акафист был прочитан, молитвенница сказала:

Теперь клади поклоны и проси…

Что просить? –

Ничего, Матерь Божия сама знает, что тебе нужно.

Через год у Людмилы Михайловны родился сын.

Из воспоминаний прихожанки храма иконы Казанской Божией Матери (с. Сосенки) рабы Божией Зинаиды: ««... Моя бабушка Матрена (Матрена Егоровна Буканова (+ 1963 гг.)) умерла, когда ей было 97 лет. И последние годы жизни, с 70 лет, она все время, просила, чтобы мы ее не беспокоили, и молилась на коленях с семи до девяти, и ходила в Коммунарку к матушке Серафиме... Все время она уходила на ночь перед праздниками, приходила утром. Или они ездили в какой-то храм прямо из Коммунарки, но ходили пешком через кладбище. Это я помню хорошо. Она пироги пекла, и они ходили туда в Коммунарку. Она говорила: «Я хожу к Серафиме, монашке…» Еще там была монашка Татьяна... она приходила к ней. Вот они вместе туда и ходили к матушке. И вот у Татьяны очень ножки болели и моя бабушка ей по бревну, говорила, чтобы она ходила. У бабушки дома елка или сосна была (они ее обстругали) и всех, кто заикался, она пускала по этому бревну. Бревно было метра четыре... И вот она по этому бревну пускала туда, обратно, туда обратно. И чтобы человек пел молитву какую-то. И вот он пел, туда сюда ходил (бревно лежало вдоль комнаты). И вот к ней ходили, все, все ходили…, помогала она.… А Матрену, научила матушка Серафима... Я даже помню еще, ходили и пели ребятишки. Бабушка Матрена собирала травы...

По Калужской дороге шли всегда нищие, и ее дом был первым на их пути. Куда они все время заходили. В деревне она собирала нищих. Кто просил подаяние и собирал куски. И все к бабушке Матрене шли. И она всех принимала...»

Филимоновский Княже-Владимирский монастырь – был основан в честь чудесного избавления от гибели императора Александра III и его семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года. (Семья императора Александра III из Крыма возвращалась в специальном царском поезде. 18 октября 1888 года, не доезжая до Харькова, на перегоне Тарановка - Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги поезд потерпел крушение. Часть вагонов разнесло в щепки, погибло 20 человек, в основном из прислуги. В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Известно,что в вагоне были выбиты поперечные стенки, боковые стены треснули и крыша стала падать. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Рослый император поддерживал крышу, пока из-под нее выбираались его близкие, среди них был и Наследник Николай Александрович.)

Монастырь был построен по образцу Черниговско-Гефсиманского скита с подземной усыпальницей, верхним и нижним храмами (Троицким и преп. Сергия Радонежского). Его первой игуменьей стала княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская. По скорой блаженной кончине Веры Борисовны, указом от 18 июня 1893 года была назначена новая игуменья Анастасия - монахиня Казанской Головинской обители.

В ноябре 1928 года монастырь закрыли, с годами монастырь разрушился. Однако в последнее время в разрушенном монастырском храме уже действует придел преподобного Сергия Радонежского. Настоятель храма отец Александр.

В посёлке Коммунарка в годы безверия буквально вся земля была пропитана кровью расстрелянных, замученных жертв политических репрессий. Здесь находится одно из самых крупных массовых захоронений жертв политических репрессий в Москве (спецобъект НКВД). В посёлке никогда не было храма, но, по промыслу Божиему, сейчас собираются построить храм Преображения Господня …. (Посёлок расположен на 24-м километре Калужского шоссе.)

На месте предполагаемого строительства храма в посёлке Коммунарка установлен строительный вагончик, на крыше которого сооружен небольшой купол. Община имеет возможность служить молебны и панихиды в часовне. С начала апреля 2006 года Божественные Литургии.

Настоятель иерей Михаил (Котик) обращается ко всем верующим, внести свою лепту, помочь в Богоугодном деле.

*** Церковная деятельность Императора Николая II была весьма широкой и охватывала все стороны церковной жизни.

В Его царствование Россия продолжала украшаться обителями и церквами. С 1894 - 1912 гг. было открыто 211 новых мужских и женских монастырей и 7546 новых церквей, не считая большого числа новых часовен и молитвенных домов...

В книге «Император Николай II как человек сильной воли» церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908-1986 гг.) отмечает: «Среди огромных заслуг Императора Николая II-го в самых различных областях государственной жизни, видное место занимают Его исключительные заслуги в церковной деятельности...

С 1896 года по 1916 год, т. е. за двадцать лет царствования Императора Николая II, Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств... Первым был прославлен в 1896 г. святитель Феодосий Углицкий. В 1897 г. было установлено местное празднование свмуч. Исидора и с ним 72 мучеников в г. Юрьеве Ливонском, латинянами утопленных (1472 г.), а в начале XX века - празднование преп. Иова Почаевского.1903 год ознаменовался великими церковными торжествами по случаю прославления преп. Серафима Саровского Чудотворца...

12 июня 1909 г. состоялось восстановление празднества св. Княгини Анны Кашинской (супруги св. Вел. Кн. Михаила Ярославича Тверского, замученного в Орде 22 ноября 1318 года, правнука Всеволода Большого Гнезда)...

Обретение мощей св. Княгини Анны Кашинской произошло 28 июля 1649 года. 12 июня 1650 г. мощи святой были перенесены, в присутствии Царя Алексея Михайловича, в Кашинский Вознесенский собор. Однако, по почину Патриарха Иоакима, третьего преемника Патриарха Никона, Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднования Ей не творити»... Через 260 лет, в царствование Императора Николая II, торжество восстановления празднования св. Анны Кашинской происходило в г. Кашине в православном Успенском соборе по единоверческому чину...

4 сентября 1911 г., в присутствии Вел. Кн. Елисаветы Феодоровны и Вел. Кн. Константина Константиновича, совершено было прославление мощей святителя Иоасафа Белгородского...

В 1911 г. было восстановлено церковное почитание преп. Евфросина Синозерского. Это был в царствование Императора Николая II второй случай - после св. Кн. Анны Кашинской - вторичного прославления святого, ошибочно исключенного из сонма Русских Святых во время реформ, предпринятых Патриархом Никоном в XVII веке...

17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея России... 28 июля 1914 г. состоялось прославление мощей святителя Питирима, Епископа Тамбовского.

Во время Великой Войны, 10 июня 1916 года, Митрополит Макарий Московский совершил прославление мощей святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского...»

Священник Василий Конардов (1891-1937 гг.) родился в селе Волынщино (Московская обл.) в семье псаломщика Михаила Конардова. Отец Василий был арестован 28 ноября 1937 года. 1 декабря 1937 он был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД СССР по Московской области. 11 декабря 1937 года приговор был приведён в исполнения на «Бутовском полигоне» (посёлок Бутово, Московская область) (30.06.1989 – священника Василия реабилитировали посмертно.)

Упокой, Господи, раба Твоего священника Василия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

Одним из самых необычайно красивых мест Москвы является Храм святителя Николая, который находится возле московской станции метро «Парк Культуры». Святитель Николай православными христианами почитается как чудотворец, считается покровителем путешествующих, мореплавателей, особенно оберегает детей и сирот.

Всего несколько столетий назад на той площади, где в настоящее время стоит здание, располагалось поселение ткацких рабочих. Промышленники занимались продажей полотен, а ткачи стали именоваться, как «хамовники», то есть производители тканых изделий из дешевого сорта льна или шелка. Спустя некоторое время все поселение стало именоваться Хамовники.

В районе Хамовники расположены так же музеи, монастыри, исторические здания, которые стоит посетить и прогуляться по Фрунзенской набережной — ее по праву считают украшением района.

Вконтакте

История возникновения

В дореволюционное время в Москве построили и возвели множество церквей. Но годы советского правления разрушили основное их количество, лишь Свято-Николаевская не испытала участи советского времени и разрухи на себе.

Именно поэтому в настоящее время Церковь Николая чудотворца считается одной из самых главных достопримечательностей района и всей Москвы. Возведена на все сбережения ткачей, проживающих в Хамовническом поселении.

Святитель Николай является для этих людей покровителем, потому церковь освятили в его честь. Изначально сооружение было построено из дерева, об этом свидетельствуют исторические сводки от 1625 г. Уже спустя чуть более 20 лет перестроили из камня — в 1657.

В настоящее время сооружение возведено на площади, находящейся чуть дальше от первоначального строения. Ее основу заложили еще в 1679 г., в годы правления Ф. А. Романова. Освещение церковного здания было проведено в летний сезон 1682 г.

Важно знать: возведено и освещено было основное строение, а чуть позже пристроили трапезную и колокольню.

Само строение церкви по внешнему виду похоже на строение кораблей, данная схема возведения церковных сооружений вступила в силу еще в конце 17 века. Шатровая часть колокольни – одна из самых масштабных по всей столице.

Нападение на собор

В 1812 г. Москва подверглась нападению французских войск. В ходе военной французской эпохи разрушены церковные здания и испорчено множество памятников культуры.

Под их воздействие попал и описываемый храм, который пострадал частично, но полностью не разрушен. После выведения французов из столицы, к 1849 году церковное сооружение было полностью реконструировано.

Николаевская церковь никогда не закрывалась. Исключение не составили и критические дни после прошедшей революции. Каждый желающий мог прийти в любой момент и молиться об облегчении своей судьбы и о тех, кто сильно нуждался в Божьей помощи.

В прошлом столетии храм так же был подвержен нападению большевиков. 1922 год стал годом, когда все православные церкви столицы были лишены своих ценностей. Из Хамовнического изъяли более пяти пудов церковных украшений и различной утвари, выполненной из золотых и серебряных металлов.

Большевики хотели полностью переделать Москву и создать из нее центр коммунизма, охватывающего мировые масштабы. В 1935 году был разработан план по переустройству Москвы, согласно ему столицу превратили бы в дворец Советов, от которого в разные стороны хотели возвести магистральные трассы.

Обратите внимание: на этом угрозы уничтожения святыни не закончились. Вскоре при строительстве комсомольского проспекта также поднимался вопрос о снесении церковного здания, но и эта угроза уничтожения святыни миновала. Теперь Божий дом доставляет огромную радость московским жителям, удивляя своей красотой и уникальным и сохраненным первозданным видом.

Направление одной из трасс должно было проходить через то место, где был возведен Николаевский храм. Но начавшаяся война стала помехой в осуществлении плана большевиков, Святой Угодник не оставлял свое творение.

Одна из святынь храма

Во все времена существования церкви одной из главных ее святынь являлась и является по сей день – икона Божией Матери, которую именуют «Споручницей грешных». Эта святыня обладает очень интересной историей.

Некоторое время икона с образом Божией Матери находилась в Николо-Одринском монастыре, где про неё многие просто позабыли. Но как-то раз в этот монастырь обратилась женщина, у которой был очень болен ребенок.

Она просила священников отслужить молебен возле иконы Божией Матери. После проведения молитвенного служения, ребенок стал восстанавливаться от тяжелой болезни и вскоре выздоровел.

Чудодейственная сила, которой обладает эта икона, была замечена многими, и слава о ней быстро распространилась. Вскоре список иконы появился и в храме святого Николая чудотворца, где было еще множество подобных случаев проявления исцеляющей силы иконы.

В хамовнической церкви Николая угодника чудотворная икона находится уже более 160 лет, согласно этому 2008 год был юбилейным.

Прихожане

Храм Николая чудотворца посещало огромное количество прихожан на протяжении всей истории его существования.

Один из известнейших литературных деятелей, который довольно часто приходил сюда – Лев Толстой.

Даже в некоторых его романтических произведениях описывается православная святыня и его иконы.

Место нахождения и контактная информация

Располагается здание по адресу: город Москва, улица Льва Толстого 2.

Телефон дежурного священника: 8-926-672-73-18.

Настоятелем церкви в настоящее время служит епископ Тихон из , который является также викарием Московской епархии (Зайцев Александр Викторович).

Подробнее о храме Николая Угодника в Хамовниках смотрите в следующем видео:

Хлюстины, Плеве, Толмачевы…
«Скоропослушница» спешит на помощь

Никольский храм в Растворове был действующим недолго – без малого 130 лет, но сколь удивительна его история, начиная с самого факта строительства церкви. Достаточно назвать имя храмоздателя: Антон Семёнович Хлюстин, известный мосальский помещик – благотворитель, строитель первых корпусов городской больницы № 4 в Калуге, Никольского собора в Мосальске и других богоугодных заведений.
В Растворове находилось имение супруги Хлюстина Натальи Васильевны. Видимо, для того, чтобы было где молиться ей и местным жителям, возводит Антон Семёнович красивую ротондальную Никольскую церковь
После кончины Н. В. Хлюстиной растворовское имение переходит по наследству её внукам – детям сына Семёна, также отличавшегося милосердием и склонностью к широкой благотворительной деятельности. Жизнь Семёна Антоновича рано оборвалась и завершать дела, начатые мужем и свекром, пришлось молодой вдове Вере Ивановне. По родословию она принадлежала к древнему знатному роду Толстых (сподвижник Петра I граф Петр Андреевич Толстой участвовал в суде над сыном Петра Великого и Евдокии Лопухиной царевичем Алексием). Мать В. И. Хлюстиной происходила из почтенного, но небогатого рода Майковых, давшего миру великого русского святого – преподобного Нила Сорского (1433-1508). Вера Ивановна усердно занималась просвещением, лечением крестьян и дворовых людей, давала им возможность получить профессию и отпускала на волю ещё задолго до отмены крепостного права.
Никольская церковь в Растворове славилась образованными настоятелями, крепкими священническими династиями Виноградовых, Орловых, Ратмировых, состоящих друг с другом в родстве. В селе работала церковно-приходская школа, содержавшаяся на общественные средства, имелась приписная Богоявленская церковь в соседней Чавле.
Проживал в Растворове и посещал храм помещик, коллежский советник Александр Иванович Толмачев, сын Ивана Сидоровича Толмачева, осевшего в Мошонках после Отечественной войны 1812 г. Иван Сидорович известен как строитель Александроневского храма в селе Мошонки, который сейчас восстанавливается. Эти усилия поддерживает потомок рода Толмачевых игумения Елисавета (Шмельц)
возглавляющая сегодня женский монастырь в Гефсимании (Израиль).

В Никольском храме с. Растворово принял крещение в жизнь вечную Вячеслав Константинович фон Плеве выдающийся государственный деятель при Императоре Николае II. Фон Плеве, уроженец Мещовской земли, был единственным сыном учительницы Елисаветы Михайловны Шамаевой, владевшей в селе небольшим родовым имением. Обладая глубокой религиозностью и светлым умом, Вячеслав Константинович стремительно взбирался по служебной лестнице: статс-секретарь Его императорского Величества, действительный тайный советник, государственный секретарь, министр внутренних дел (1902-1904 г.г.).
15 (28) июля 1904 г. В. К. фон Плеве был убит террористом Е. Сазоновым, бросившим бомбу в карету министра на мосту через Обводной канал возле Варшавского вокзала в Петербурге.
Николай II в день убийства Плеве записал в своем дневнике:
«15 июля. Четверг.
Утром П. П. Гессе принес тяжелое известие об убийстве Плеве, брошенного бомбою, в Петербурге, против Варшавского вокзала. Смерть была мгновенная. Кроме него убит его кучер и ранены семь человек, в том числе командир моей роты Семеновского полка капитан Цвецинский – тяжело.
В лице доброго Плеве я потерял друга и незаменимого министра внутренних дел. Строго Господь посещает нас своим гневом. В такое короткое время потерять двух столь преданных и полезных слуг! На то Его святая воля!».

В 2015 г. накануне Крещения Господня стараниями братии Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря началось восстановление Никольского храма.

Во дни престольных праздников здесь совершаются водосвятные молебны с акафистом,
крестные ходы вокруг храмаУстановлены даты постройки центрального Никольского придела – 1800 г. и бокового (теплого) в честь преп. Сергия Радонежского – 1869 г.

Сохранилось подробное описание архитектурного облика порушенной святыни. Таких оригинальных церквей, как в Растворове, было всего три на Руси – храмы Иоанна Предтечи в Белозерске и Спаса в Глинищах на Москве Последняя стала прототипом для своих «младших сестер». Архитектурный проект приписывается В. И. Баженову, но больше оснований видеть в нем мастерский почерк М. Ф. Казакова.
Особенностью архитектуры Растворовского храма по сравнению с Белозерским является доминирующая в общей структуре ротонда и играющая второстепенную роль трапезная, а также своеобразная трактовка всех дугообразных в плане частей – полуциркульных лепестков ротонды или скругленных углов трапезной – которые чередуются с прямоугольными элементами: креповками углов в трапезной или прямоугольными выступами на концах апсидальных лепестков.
Этот характерный для классицизма приём придает объемной композиции особую ясность и скульптурность.
Мастерски прорисованные фасады храма отличаются цельностью и благородством форм, богатой светотеневой игрой и особой мерой в использовании набора декоративных элементов… Над прямоугольными нижними проемами окон и дверей, чередующимися с такими же нишами, расположены круглые окна второго света. Северный и южный полукруглые лепестки ротонды выделены двухколонными тосканскими портиками.
Внутренне пространство храма имеет эффектную композицию, основанную на чередовании контрастных помещений: то узких и темных, то обширных и светских. Такая «театрализация» архитектуры здания, использование намеренно драматизированных иллюзорных приемов характерны для развитого классицизма екатерининского и павловского времени.
По мнению специалистов, церковь в Растворове, несомненно, создана на основе проекта, очень близкого ряду чертежей из «Смешанного альбома» Ю. Казакова.
Чтобы в полноте восстановить утраченное благолепие, потребуются много средств и немало времени. Для спорости в деле реставрации нужна регулярная молитва. Ради чего в ближайшее время в селе начнется строительство храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и жилого корпуса.

Церковь Николая Чудотворца в Москве хорошо известна жителям столицы, расположена в Хамовниках по ул. Льва Толстого дом 2. Там, где берет начало Комсомольский проспект, а недалеко находится метро Парк культуры. Первое свидетельство о ней, тогда еще относящейся к деревянной архитектуре, встречается в 1625 году.

Через 22 года она стала каменной. А через 50 лет получила свое знаменитое историческое название храма Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен. В строительстве святыни принимали участие ткачи, которые и дали ему имя святого, которого считали своим покровителем. Москвичи всегда любили все нарядное. Обитель святителя Николая в Хамовниках получилась яркая, солнечная, словно расписной московский пряник. По сей день она является украшением патриархальной Москвы.

Почитание святого в России

Русский народ всегда имел и имеет любовь к архиепископу Мир Ликийскому. Так как он в свое время был человеком, отстаивающим правду и защищающим слабых, когда им угрожала опасность.

Купцы по роду своей деятельности часто сталкивались с одной стороны с обманом, а с другой – могли сами быть соблазненными неправильно что-то подать, продать.

И вот они, желая избежать и того, и другого, имея своим покровителем Николая Чудотворца, молились Ему, чтобы Господь уберег их от греховного поползновения (падения).

Святитель был бессребреником. В мире давно процветает культ золотого тельца, поэтому примеры бескорыстия так важны сегодня для православных людей. Святой мог отдать последнее человеку, если тот нуждался. Был случай, когда один отчаявшийся отец трех дочерей был готов отдать их на панель, так как не на что было их кормить и одевать, тем более выдавать замуж. Когда святитель узнал об этом, то бросил мешочек с золотом в окно бедняку и быстро удалился неузнанным. Семья была спасена.

Обратите внимание! В России верующие люди называют святителя Скоропомощником, особо почитая иконы и церкви, ему посвященные.

Архитектура

По своему внешнему виду церковь святителя Николая в Хамовниках при внимательном рассмотрении напоминает корабль. Такой прием строительства православных храмов был характерен для того времени.

Историки архитектуры относят церковь Николая Чудотворца к традиции московского барокко конца 17 века. Правда при этом строение сохраняет черты древнерусской архитектуры, но уже весьма стилизованные. При его постройке сохранен принцип древнего зодчества – окрашивать архитектурные детали в разные цвета.

Наиболее нарядно богато украшена колокольня. Это типичное двухъярусное сооружение, но самое высокое во всей Москве. Колокол, призывающий людей к богослужению, весит 108 тонн. В советское время все колокола были изъяты властями, чтобы церковный звон не раздавался более по стране. Но уже в 1922 году один из них был возращен, остальные безвозвратно утеряны. С тех пор он возвещает о важнейших моментах церковной службы, обладает удивительным тембром звучания. Другие колокола сравнительно молодые, были установлены намного позже.

Храмовые святыни

В 1812 году, когда на территории Хамовников хозяйничали французы, храм Николая Чудотворца в Москве был основательно разрушен. Здесь завоеватели устроили лазарет и конюшню, оскверняли святое место пьянством. После такого надругательства церковь пришлось не только восстанавливать, но и переосвящать. Это сделал святитель Филарет Московский.

Главный престол освящен во имя святого Николая Чудотворца. Приделы – в честь святителя Алексия, митрополита московского и иконы Божьей Матери «Споручница грешных». В главном иконостасе находится икона конца 17-го века святителя Алексия, митрополита московского с изображением Кремля со Спасскими воротами работы царского изографа Ивана Максимова.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках имеет и другие чтимые святыни:

  • икона Божьей Матери «Смоленская»;
  • образ Богородицы «Владимирская» — подарок патриарха Пимена в честь 300-летия храма;
  • «Утоли моя печали»;
  • «Скоропослушница»;
  • «Троеручица»;
  • икона мученика Иоанна-воина.

Никольская церковь никогда не закрывалась, даже в самые атеистичные времена в ней совершалась Божественная литургия, здесь крестили, венчали, отпевали. Всегда можно было помолиться за тех, кому нужна была помощь Божья. И как прежде, так и теперь, приходящие в церковь преклоняют колено перед величайшей соборной святыней — иконой Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», которая оказалась здесь поистине необыкновенным путем.

В середине 19-го века (1846 г) из Николо-Одринского монастыря прибыл в Москву иеромонах, чтобы заказать ризу чудотворной иконе. Он остановился у одного военного Банческу. Позже в благодарность за гостеприимство иеромонах прислал ему копию, написанную с чудотворной иконы. Полковник поместил образ у себя в доме, но очень скоро он стал известен многим людям, которые стекались отовсюду. Молясь перед образом, люди исцелялись от психических и других заболеваний.

Однажды на иконе был замечен необычный блеск и капли маслянистой жидкости драгоценного мирра. Им стали помазывать болящих, которые благополучно выздоравливали. Поразившись чудесам, которые происходили от образа, подполковник Димитрий Банческу пожертвовал икону в церковь, где она находится и по сей день.

Полезное видео: московский храм святителя Николая Чудотворца

Исторические достопримечательности

Считается, что одним из самых знаменитых прихожан Никольской церкви в свое время был граф Л.Н. Толстой, который приобрел усадьбу в бывшем Долго-Хамовническом переулке. Сегодня это улица Льва Толстого.

Одно время писатель регулярно посещал церковь, выполняя все ее предписания. Это уже потом в ряде произведений им была отвергнута Божественная природа Христа, который по мнению писателя является не искупителем, а лишь великим учителем морали.

Поразительный исторический феномен заключается в том, что Толстой был отлучен от церкви за те же еретические высказывания, что проповедовал и отступник Арий в первые века христианства. Святитель тогда, как мы помним, решительно не принял воззрения Ария. Позже церковь в Хамовниках, где святой стал покровителем, также отвергла суждения писателя.

Как получить информацию о храме

В церкви широко ведется культурно-просветительская деятельность. Объединяется молодежь, посещающая храм Николая Чудотворца в Хамовниках.

Обратите внимание! Расписание работы воскресной школы, молодежной группы доступны в интернете, где работает официальный сайт.

Заглянув на него, можно узнать много другой полезной информации:

  • адрес и другие контакты;
  • как добраться до церкви Николая Чудотворца;
  • различные объявления;
  • новости церковной жизни;
  • о социальной работе;
  • о миссионерской деятельности;
  • задать вопрос о важном священнику;
  • получить доступ к электронной библиотеке;
  • фото храма.

Полезное видео: церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Вывод

На церковном сайте можно узнать, где находится храм Николая Чудотворца в Хамовниках, расписание богослужений, а также почитать православный календарь, житие святых, различные видео, аудио материалы о событиях в жизни церкви и ее учении.

Вконтакте

У каждого храма своя история, свой день рождения и свое имя. Храм прирастает к месту, мы прирастаем к храму. От сердца к душе тянется тропинка, и невидимая нить прочно связывает с ним воедино, будто с самым родным, самым дорогим человеком, таким постоянным, надежным и в тоже время меняющимся, живым и настоящим. Именно таким для нас стал храм святителя Николая Чудотворца при 17-ой городской больнице города Киева.

В центре города на Печерске, в больнице, основанной в 1975 году, вплоть до начала 2000 года ни у кого и в мыслях не было о возможном появлении здесь храма в честь одного из самых почитаемых на Руси святых. Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает». Так и вышло. Первая литургия, в сторожке у ворот больницы, была отслужена в том же 2000 году 19 декабря, в день памяти святого покровителя храма.

За двенадцать лет много воды утекло. Из сторожки в три на четыре метра усилиями настоятеля храма протоиерея Владимира Косточки, главврача больницы Демина Николая Ивановича, а также прихожан вырос храм. Сформировалась и сплотилась приходская община.


С особой теплотой и радушием проходят всегда престольные храмовые праздники 22 мая и 19 декабря. Праздничное богослужение, Крестный ход, общая трапеза.

Среди святынь храма любимые и почитаемые нами старинные иконы ХVIII – XIXвв. - Казанская икона Божьей Матери и Спас Нерукотворный. Великая святыня, заставляющая с замиранием сердца приклонять пред ней колени - частица древа Животворящего Креста Господня. Писаные иконы с частицами мощей – свт. Николая Чудотворца, свт. Луки (Войно- Ясенецкого), вмч. Екатерины, вмч. Варвары, преп. Ионы Киевского, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, вмч. Георгия Победоносца, прп. Серафима Саровского и прп. Сергия Радонежского.

В летописи памятных для нас дней навсегда останутся дни, когда в храме пребывали специально привезенные святыни, среди которых: чудотворный образ св. Николая Чудотворца именуемый «Крупецкий» из Крупецкого Батуринского женского монастыря, чудотворная икона Божией Матери «Остробрамская», частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона, доставленная с Афона. С пребыванием этой святыни связано чудо исцеления, которое случилось по молитвам к святому в нашем храме. Во время пребывания частицы мощей люди шли непрерывно, молебны служились каждый час. Случайно проходя мимо и узнав, что в храме частица мощей великого святого, мужчина зашел помолиться за свою коллегу по работе. У женщины были проблемы со зрением, требовалась операция.

В простоте сердца попросил он святого, дабы все благополучно разрешилось. Потом сам случайно узнал от болевшей женщины, что в ту же ночь ей приснился вмч. Пантелеимон, а операция впоследствии не понадобилась. Через месяц после тех событий он снова проходил рядом с храмом и уже специально зашел, дабы рассказать о чуде по молитвам к вмч. Пантелеимону и поблагодарить.

При храме регулярно проводятся духовные беседы (для взрослых), воскресная школа (для детей), уроки церковного пения и уроки церковного чтения, а также совершаются паломничества по святым местам нашей страны. Только за последние три года мы посетили более сорока городов и населенных пунктов Украины. Побывали в двадцати шести монастырях, помолившись у местночтимых святынь.

При храме работают православные – библиотека, фонотека, видеотека.

В храме совершаются: Крещение, Венчание, Соборование, отпевание. Можно пригласить священника поисповедовать и причастить больного в палате или дома. По договоренности со священником можно освятить квартиру, офис, машину.

Храм открыт каждый день с 10.00 до 18.00.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ИСТОРИЯ в фотографиях: