Предложения на звук ц. Речевой материал на автоматизацию звука "Ц

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели :

  • Коррекционно-образовательные : автоматизировать звук «Ц» в словах, чистоговорках и предложениях. Формировать умение выделять родственные слова из текста. Закреплять зрительный образ буквы «Ц». Учить анализировать слова. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании существительных суффиксальным способом. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в умении составлять предложения с опорными словами.
  • Коррекционно-развивающие : развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
  • Воспитательная : воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование : ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «В некотором царстве, в некотором государстве…», карандаши, тетрадь, индивидуальное зеркало.

Ход занятия

1. Оргмомент. (Слайд 2)

Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готов? Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука «Ц». (Слайд 3)

Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).

Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).

Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).

Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).

Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).

Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.

Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара.

Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.

3. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках. (Слайд 4)

Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.

4. Автоматизация звука «Ц» в словах. (Слайд 5)

Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук «Ц». (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука «Ц»)

5. Автоматизация звука «Ц» в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Ц» в словах. (Слайд 6)

В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук «Ц» в этих словах (в начале, середине или конце).

(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)

6. Закрепление зрительного образа буквы «Ц». Развитие зрительного восприятия. (Слайд 7)

Еще мы возьмем с собой букву «Ц». Посмотри, как она пишется и подумай, на что она похожа. Нарисуй у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».

7. Пальчиковое упражнение.

Самомассаж пальцев рук и ладошек. Движения сопровождаются строчками стихотворения.

Восемь у дороги,
Девять на лугу…
- Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
- Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
- Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.

8. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд 8)

В сказочной стране живет волшебно эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница

10. Физминутка. (Слайд 9)

Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).

На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.

9. Выделение родственных слов к слову «цветок» из текста. (Слайд 10)

Послушай текст и назови слова-родственники к слову «цветок».

Подснежник, ветреницу и медуницу называют первоцветами .
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек ».
В парке большая цветочная клумба.
Саня – цветовод , он работает в цветнике .

За каждый правильный ответ я дарю тебе цветок. Вот какой красивый букет получился.

11. Составление предложений. (Слайд 11)

Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук «Ц».

Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)

12. Составление предложений по картинкам с заданными словами. (Слайд 12)

Составь предложения со словами: одеваются, смеются, катается, учатся, вытирается, купается. Не забудь четко и правильно произносить звук «Ц».

13. Итог занятия (Слайд 13)

Молодец! Ты помог жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?

Использованная литература

  1. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2008. 120 с.
  2. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.В. Цвынтарный – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 63 с.
  3. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Гном и Д», 2002. – 48 с.

Препеляк И.В., учитель–логопед, МКОУ Грибановская СОШ №3.

Цель занятия: “Автоматизация звука Ц в словах, в предложениях”.

Коррекционно-образовательные:

формировать умение употреблять звук Ц в словах, во фразах и в предложениях;

активизировать словарный запас;

упражнять в согласовании числительных с существительными до 5;

составлять предложения с опорой на картинку.

Коррекционно-развивающие:

совершенствование навыков звукового анализа слов, определение место звука;

развитие артикуляционной, общей, мелкой и мимической моторики;

закрепление точного сочетания речи и движения, интонационной стороны речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание нравственных качеств: доброты, заботы к братьям нашим меньшим, отзывчивости.

Оборудование: иллюстрации по сказке "Курочка Ряба", песня про звук Ц, карандаши цветные, ручка, курица, цыплята, яйцо, слоговая таблица, киндер сюрприз, крупы, мешочки с крупами, флеш – игра “ Кто звучит”.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Артем, давай поприветствуем всех кто сегодня пришел к нам в гости послушать, как ты красиво научился произносить звуки. И подарим им улыбку и пожелаем хорошего настроение на целый день.

Посмотри и отгадай, какая это сказка (Ребенку предлагается посмотреть на картинку "Курочка Ряба").

1. Психогимнастика "Грустно - весело".

Логопед - Артем, как ты считаешь, какое стало настроение, когда бабушка увидела, что мышка разбила яйцо.

Логопед: Да, действительно бабушке стало грустно. (Показываю скорлупу)

Логопед: покажи какое стало лицо у бабушке.

Логопед:- А какое настроение было у бабушки, когда курочка снесла "золотое яйцо"? Да правильно - веселое. (Показываю "золотое яйцо"- покрашенное в желтый цвет).

2. Артикуляционная гимнастика для звука [ц].

Логопед: Ну, чтобы язычок произносил красиво звуки, мы должны сделать зарядку для язычка. (Ребенок, глядя на картинки, выполняет артикуляционную гимнастику)

1) "Улыбка - трубочка";

2) "Лопаточка";

3) "Почистим зубки";

4) "Сердитая кошка";

5) "Молоток - водичка";

6) "Тихо кукла спит".

3. Логопед: Послушай, подумай и назови о ком идет речь.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда,

Живое выбежало чудо.

Такое тёплое,

Такое пушистое и золотое. (Показываю цыплят в коробке 5 штук).

II. Основная часть.

1. Логопед: Артем, как ты думаешь, наши цыплятки правильно произносят звук Ц?

Покажи им как правильно произносится звук [ц]. (Найди на картинке и произнеси только звук Ц).

Логопед: Молодец!

2.Автоматизация звука Ц в прямых и обратных слогах.

Логопед-А сейчас ты прочти эти слоги и узнаешь как цыплята общаются между собой. (читает слоги на листе).

Ца-ца-ца, ац- ац- ац

Цо-цо-цо, оц – оц - оц

Цу-цу-цу, уц – уц - уц

Цы-цы-цы, ыц – ыц - ыц

3. Автоматизация в чистоговорке.

Логопед: Повтори за мной:

Ца-ца-ца - нет продавца у яйца.

Цо-цо-цо – вот яйцо.

Цы-цы-цы - сильные они борцы.

Це-це-це - муха на яйце.

Цу-цу-цу - зову курицу.

Логопед: Ты умница!

Логопед: Артем, посмотри на экран. Как можно сказать кто здесь? Правильно. птицы. Каждая птица произносит звуки, и мы это услышим и угадает кто какие звуки издает (флеш - игра). С кем здесь курица?

Артем: Курица с цыплятами

Логопед: Правильно.

Логопед: Посмотри, как смирно сидят наши цыплята, они готовы слушать сказку.

4. Отражённое проговаривание.

5. Физминутка "Цыплята".

Логопед: Наши цыплятки проголодались, и мы их должны накормить и напоить.

Логопед: как ты думаешь, что они любят клевать? Ребенок (пшено).

Но прежде чем покормить мы сейчас из всех предложенных круп выберем, что? Правильно - пшено (предлагаю: гречку, фасоль, манку, горох. Правильно, оно такое же кругленькое, маленькое и желтенькое, как они сами), а теперь предлагаю на ощупь определить -где пшено.(Мешочки с крупами).

Логопед: Видишь, как они забавно клюют пшено, а теперь нальем им водицу в блюдце.

Логопед: Артем, ты учил стишок, расскажи, пожалуйста.

6. Автоматизация в словах.

А теперь покажи цыплятам, как ты красиво говоришь звук [ц] в словах и определяешь где находится звук ц в начале слова, в середине слова или в конце слова, а теперь раскрась картинки. (лист со схемой, песня про букву Ц)

7. Логопед: Посмотри на картинку, давай вмести постараемся составить небольшой рассказ о наших героях. (Ребенок составляет по схеме предложения).

1.Курица снесла яйцо.

2. Из яйца вылупился цыпленок Цып.

3.Цып любит гулять под акациями.

4.Под акациями цветут цветы.

5. На цветах – сидят гусеницы.

6. Гусеницы смотрят на Цыпленка.

8. Работа над словарём.

Логопед: У каждого детеныша есть своя мама. Вот у цыпленка мама – курица.

Давай вместе с тобой посмотрим на картинку и назовем всех мам.

Найдем маму лисенка – это лисица, мама медвежонка - медведица, мама осленка – ослица, мама тигренка- тигрица, мама верблюжонка – верблюдица, мама орленка – орлица, мама ягненка – овца, мама куненка – куница)

Логопед: Умница всех правильно назвал.

Какой звук сегодня мы учились красиво произносить?

Ты сегодня отлично справился со всеми заданиями, и Курочка Ряба тебе тоже снесла непростое Яйцо, а с сюрпризом.

Раскрась дома картинку со звуком [ц] и букву Ц.

Ярош Татьяна Александровна

Освоение звука "Ц" нужно начинать тогда, когда малыш уже овладел правильным произношением звуков "С" и "З".

Правильная установка органов артикуляции

Кончик широко открытого языка внизу, за нижними зубами (как при звуке - с). Язык приподнят и выгнут («киска сердится»). Губы мягко растянуты в улыбке. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается резким толчком, на поднесенной ко рту ладони ощущается холодный воздух. Звук - "ц" образуется при слиянии звуков - "т" и "с".

Произношение правильного звука - "ц" и закрепление его в речи

Подготовить органы артикуляции (как указано выше), затем слитно и быстро произнести 2 звука "тс". Они сольются в один звук "ц". Этот звук твердый, глухой.

1. Закрепление звука – ц в слогах.

Предложения:
Продавец продает перец.
Наконец вырыли колодец.
Во дворец приехал гонец.
На кровати мягкий матрац.

Чистоговорки:
Ац – ац – ац – я купил матрац
Ец – ец – ец – плавает пловец
Ец – ец – ец ели огурец

3. Закрепление звука – ц в начале слова.

4. Закрепление звука – ц в середине слова.

Предложения:

У Вовы на пальце царапина.
- Бойцы охраняют границы.
- В колодце холодная водица.
- Ходят по улице мокрые курицы.

Автоматизация звука – ц

1.Закрепление звука – ц в стихах.

Послали молодицу
На улицу по водицу.
А водица далека,
А бадейка велика.

Ца – ца - ца – белая овца
- Цо – цо - цо – умывает лицо
- Цы – цы - цы – ели огурцы
- Цо – цо - цо – на руке кольцо.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Цыплята и курица
Целый день на улице
Цыплята на улице
Цыплята под курицей.

2. Автоматизация звука – ц в текстах (повторение за взрослыми, ответы на вопросы, пересказывание)

Братец
У меня братец Ваня. Он маленький. Ваня любит леденцы. Дал ему продавец леденец. Ваня взял леденец и сосал его. Вырастет Ваня – будет леденец.

На границе
Мой отец был на границе. Отец и другие бойцы охраняли границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик много помогал отцу. Отец помнит Цибика.

Цыплята
Вывела курица цыплят. Дала курица имена цыплятам. Первого цыпленка курица назвала – Цып. Второго цыпленка курица назвала – Цып – Цып. Третьего цыпленка курица назвала – Цып - Цып - Цып. Самое длинное имя было у двенадцатого цыпленка: Цып - Цып - Цып - Цып….

Развитие фонематического восприятия

1. Какой звук повторяется в каждом слове:
- цапля, цепь, цифра, цокать
- палец, боец, певец, борец.

2. Хлопки в ладоши на звук – ц:
М, б, д, ц, л, к, ц, н, в, р, ц, п, л, н, д, ц….

3. Отложи фишку, когда будет слово со звуком – ц
- Дети, цирк, кино, циркуль, буква, книга, целый, цапля, воробей, царапать.
- Больницы, яблоки, луковицы, рецепт, город, улицы, рукавицы, бумага, картон, операция.

4. Запомни из текста слова со звуком – ц
- В цирке мы видели медведицу.
- На огороде огурцы и луковицы.
- В конце деревни кузница.
- Цыпленок Цып вышел из яйца.

Закрепление звука – ц в самостоятельной речи

1. Игра «Один – много» (образовать множественное число).
Боец – бойцы, борец – борцы, певец – певцы, леденец - …, молодец - …, продавец - …, палец - …, колодец - …, пловец - ….

2. Измени слово:

3.«Что ты увидел?»
улица – улицу
водица – водицу
граница - …
пуговица - …
луковица - …
больница - …
мельница - …

Таким образом, следуя этим рекомендациям, можно в домашних условиях научить малыша произносить звуки "с", "з", "ц" и закрепить их в речи. Заниматься нужно перед зеркалом по 10-20 минут, желательно ежедневно. Очень важно не допускать переутомления малыша или занятий под давлением – превратите освоение родной речи в приятную игру.

Ац-оц-уц-ыц яц-ёц-иц-ыц ац-яц-оц-ёц

ыц-уц-оц-ац ец-иц-ёц-яц ыц-иц-уц-ец

Игра «Хлопушка» - хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ц

Т, с, ц, щ, с, сь, ц, ц ть, ч, ц, с, ч, ц и т.п.

Ац, он, оц, ыц, ка, от, яц, ыц, яв, ыц, яс, от, уц, иц, уч, ус.......

Боец, дом, гонец, шприц, пол, двор, дворец, продавец, глупец, жизнь, квас, фикус, кузнец, мост, кость, палец...........

Звук Ц в конце слов

Заяц горец палец перец танец

ранец братец беженец колодец мизинец

Проговаривать слова, чётко произнося звук Ц (выделяя его голосом)

Паяц матрац шприц боец отец

жнец борец гонец конец жилец

Певец рубец глупец дворец удалец

огурец пловец беглец кузнец образец

леденец молодец наконец продавец

Непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Проговаривать предложения

У Маши леденец. Меня положили на матрац.

К шефу прибыл гонец. Мама сделала клецки.

Отец пришел домой. Малосольный огурец.

Вова хороший пловец. Мой дядя – кузнец.

Проговаривать предложения.

В кустах заяц. Колодец глубокий.

Продавец продал перец. Я прорезал мизинец.

Морозец румянит людей. В суп положили перец.

Я порезал палец. На опушке заяц.

Проговаривать и пересказывать рассказы.

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня - будет молодец.

Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий ».

Звук Ц в прямых слогах

Проговаривать слоги. Упражнение "Послушай, запомни, повтори"

Ца-цо-цы-це цо-цы-це-ца ца-цы-це-цо

це-цы-цо-ца цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца

Проговаривать слова, чётко произнося звук Ц (выделяя его голосом)

Овца цапля пыльца мерцать

лицо яйцо кольцо крыльцо цокать деревцо

цыган отцы бойцы жильцы концы

певцы борцы огурцы дворцы гонцы

пловцы молодцы кузнецы продавцы

цирк цифра циркуль цинковый

цех цель центр цепкий целый

оценка рецепт офицер зацепка

Непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Проговаривать слова, чётко произнося звук Ц (выделяя его голосом)

Яйца улица мельница водица певица теплица

граница больница пшеница рукавица курица кольца

кашица кожица горница пятница умница кузница

овцы луковица пуговица царапина зайцы улицы

больницы пальцы ножницы рукавицы цыганка цыпленок

акация авиация милиция операция лекция порция

Отработка фраз.

На Олимпиаду приехали борцы и пловцы.

На концерте выступали молодые певцы.

Продавец упаковал огурцы и перец.

Офицер взял циркуль.

У восьмёрки два кольца без начала и конца.

Проговаривать и учить загадки.

Два кольца, два конца,

Посередине – гвоздик. (ножницы)

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнеце.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ц

Ац – оц – уц

уц – ыц – ец

ац – ац – ац

яц – ёц – юц

юц – иц – ац

оц – оц – оц

ац – яц – оц

цы – це – цо

цо – цы – цу

оц – ёц – юц

ец – ец – ец

ца – цо – цы

ца – це – цы

ца- ца – ца

цо – цо – цо

цы – це – цу

ца – цу – це

цы – цы – цы

аца - оцо - уцу

оцо - ыцы - эцэ

ыцы - эцэ – аца

оцо - эцэ - уцу

эцэ - ыцы – аца

уцу - оцо - эцэ
эцэ - ыцы - оцо

Слова

АЦ: Матрац, паяц, клёцки, шприц, бац, плац

ЕЦ: Молодец, огурец, конец, борец, удалец, боец, беглец, глянец, индеец, китаец, японец, отец, гонец, жилец, рубец, глупец, китаец, кузнец, беглец, леденец, наконец, продавец, братец, танец, ранец, колодец, мизинец, дворец, певец, перец, палец, заяц, горец, отец, боец, борец, конец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, продавец, заяц, палец, ранец, танец, колодец, мизинец, братец.

ЦА: Цапля, овца, пыльца, мерцать, цокать, цоколь, яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, деревцо, пунцовый

ЦЫ: Цыган, цып-цып, огурцы, борцы, концы, певцы, отцы, жильцы, пловцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, циркуль, цифра, цинк, цирк

ЦА: Певица, кузница, мельница, лестница, водица, улица, рукавица, курица, больница, пшеница, граница, теплица, кашица, кожица, кольца, пятница, умница, луковица, пуговица, царапина.

ЦЫ: Улицы, больницы, овцы, зайцы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыпленок, цилиндр, цыганка, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция, акция.

ЦА: Цапля, овца, кузница, луковица, курица, мельница, пуговица, куница, рукавица, водица, певица, теплица, граница, больница, горчица, умница, кузница, царапина.
ЦЫ: Цыпленок, улицы, пальцы, цыганка, ножницы, пловцы, рукавицы, лекция, милиция, акация, циркуль, птицы.

Цветы, цепь, цифры, блюдце, полотенце, мотоцикл.

Чистоговорки

Ца – ца – ца – вот идет овца. Ца – ца – ца – белая овца.

Цу – цу – цу – не боюсь овцу Цы – цы – цы – мы ели огурцы.

Цо – цо – цо – мы вымыли лицо Цо – цо – цо – круглое яйцо.

Цы – цы – цы – нет овцы.

Це-це-це, це-це-це Цу-цу-цу, цу-цу-цу

Вот вам сказка о яйце. Не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо, Цо-цо-цо, цо-цо-цо

Курица снесла яйцо. Сами мы съедим яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу Цы-цы-цы, цы-цы-цы

Киска тянется к яйцу. Отогнали? Молодцы!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца Це-це-це, це-це-це

Брысь, котенок, от яйца! Вот вам сказка о яйце.

Предложения

Длинноногая цапля.

Болотная птица.

Цветной фильм.

Голубой цветок.

Целое яйцо.

Главная цель.

Белая акация.

Цокот копыт.

Ценное кольцо.

Удивленное лицо.

Легкая пыльца.

Знакомые лица.

Холодная водица.

Новая улица.

Льняное полотенце.

Темное оконце.

Птенцы птицы.

Длинные концы.

Ловкие пальцы.

Цельное молоко.

Высокая цена.

Цементный цоколь.

Витая цепь.

Новый мех.

Цигейковая муфта.

Западный циклон.

Плетеная циновка.

Голодный цыпленок.

Ярко светит солнце.

С юга летят птицы.

Птицы вьют гнезда.

Птицы – друзья садов.

Птицы поедают гусениц.

В саду цветет акация.

Курица снесла яйцо.

Курица вывела цыплят.

Курица гуляет с цыплятами.

С пальца сняли кольцо.

Курица села под крыльцо.

У цапли длинный клюв.

Солнце светит целый день.

В цирке танцует медведица.

Кузнец ковал цепь.

Я потерял пуговицу.

На грядке огурцы.

У колодца корытце, из него пьют воду овцы.

Лисица крадется к зайцу.

Бабушка вяжет спицами рукавицу.

Синица схватила гусеницу.

Козочки пасутся на лугу.

Девочка в теплице собирает огурцы.

Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.

Целебный цветок.

Цветная циновка.

Кольцо на пальце.

Огурцы в салатнице.

Циркуль в ранце.

Цементом цементируют.

Цветы цветут в цветнике целое лето.

Цветы отцветают к концу лета.

Разноцветные цветы – разного цвета.

Одноцветные цветы – одного цвета.

Птицу кольцевать – кольцо надевать.

Синица – птица, цапля – птица и курица – птица.

У птицы – яйцо, у курицы – цыпленок.

Цыпленок – курицын ребенок.

Хоть овца и в кольцах, да кольца не на пальцах.

У огурца два конца.

Цапля – болотная птица.

К цветку цветок – цветной узор.

Многие цветы целебны.

Глициния цепляется за стены.

С улицы доносился цокот копыт.

Ловкие пальцы плели цветную циновку.

Голодный цыпленок клевал под оконцем остатки хлебца.

Вымой лицо холодной водицей.

С мыльцем и вытри полотенцем.

У Лены цигейковая шуба.

На именины сестрицы

Лена готовила цукаты.

Мама насыпала в конфетницу цукаты и леденцы.

На оконце целый месяц цветут цветы.

Птенцы вылупились из яйца.

Отец съел целую салатницу огурцов.

Цветные кольца – символ олимпиады.

Боец целится в цель.

Кузнец подковал жеребца-молодца.

Лена звала цыплят: «Цып-цып-цып».

Связная речь

СТРАННЫЙ ЦЫПЛЕНОК.

Вывела наседка цыплят. Все цыплята, как цыплята, желтенькие, пушистые. Только один цыпленок очень странный. Большой, неуклюжий, с широким носом. Повела их мать-курица на берег реки, искать червяков. Подошел странный цыпленок к берегу, да как бросится в воду! Испугалась курица, закричала, цыплята тоже пищат: «Помогите, братец тонет!». Услышала хозяйка шум, прибежала на берег и видит – в воде утенок плавает. Всплеснула руками и говорит: «Ах, глупая, что я наделала! Положила под курицу утиное яйцо!»

Стихотворения

Я умница-разумница, На улице

И это знает вся улица – Две курицы

И петух, и курица. С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются.

Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять!

Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз-два, и готово!

Забрели к нам в детский сад Три недели Маша хмурится -

Десять крошечных цыплят. У нее пропала курица,

Завела их с улицы А она цыпляток

Пестренькая курица. Вывела десяток.

Миленькая курица, Гуляют по лужайке,

Ты ошиблась улицей, Любуется петух:

Это детский сад, Все желтые цыплята,

Но не для цыплят! И мягкие, как пух.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб целей была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

Цыплята и курица Целое лето нарциссы росли,

Целый день на улице – Целое лето нарциссы цвели.

Цыплята у курицы, Лето к концу -

Цыплята на курице, и нарцисс наш отцвел,

Цыплята под курицей. Рядом осенний цветок расцвел.

Кольцом окольцовывают, Товары все оценивают в ценах,

Цинком оцинковывают, А цепи все сцепляют из колец.

Цепью оцепляют, Цыганские хоры поют на сценах,

Прицепы прицепляют. А кто был молод – тот и молодец!

Лисица на зайца имеет прицел, Зацепила из криницы

Но заяц лисицын останется цел. Красна девица водицы.

Лисица на курицу целит свой глаз – Цокнул сзади конь копытцем,

С цыплятами курица дома у нас. Под копытцем пыль клубится.

Лиса наконец отцепилась от всех Молодец у молодицы

И лапкой царапает рыжий свой мех. Попросил воды напиться.

Распространение предложений.
Отец поцарапал.
Отец поцарапал пальцы.
Отец поцарапал пальцы об оконце.
Отец зацепился и поцарапал пальцы об оконце.

Цветы цветут.
Цветы цветут на улице
Цветы цветут на улице у больницы.
Разноцветные цветы цветут на улице у больницы.

Нацеди водицы
Нацеди в колодце водицы
Нацеди в колодце водицы для овец.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.