Современные педагогические технологии в реализации фгос. Перечень современных образовательных технологий (по Г.К

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

Самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

В условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;

Образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

Образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;

Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

Отбор и структура содержания (что);

Оптимальная организация учебного процесса (как);

Методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

Учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками присущими педагогической технологии являются:

Диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

Визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди технологий выделяют:

п/п

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

Проектная технология

Развить воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества; создание благоприятного психологического климата на уроке, стимулирование познавательной деятельности, формирование навыков презентации и самопрезентации, повышение мотивации к изучению языка.

Учащиеся рисуют поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации). Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации.

Повышение мотивации к изучению языка, самостоятельное осуществление учащимися исследовательской и познавательной деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности, прочное усвоение учебного материала. В результате проектной деятельности были созданы следующие работы - «Праздники в России и Австралии», группа «Битлз», «Мультфильмы Уолта Диснея». Повысился интерес к предмету. Развитие самостоятельности.

Метод проектов, Л. Выготский

этот метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

ознакомление студентов с методикой работы над проектом;

знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;

ознакомление с аутентичным материалом по теме

подготовка материала для создания компьютерной презентации по банковским системам и непосредственно банков

выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах;

формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;

контроль преподавателем подготовленных материалов, внесение дополнений и изменений; оформление отчетов в виде мультимедийной презентации, создания буклетов, составления диалогов;

презентация и защита проектов;

обсуждение результатов, подведение итогов работы

Работая над проектом, студенты повышают культуру устной и письменной речи, самостоятельно подбирают информацию, практически используют знания, полученные на уроке. Проектная деятельность стимулирует студентов к высказываниям на английском языке без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого студента. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы.

Групповые технологии

О.С.Анисимов

Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени.

Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому студенту говорить в течение 10-15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 студентов.

Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить студентов с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом студент, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.

Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка

Групповые технологии.

(Г.К.Селевко)

Развитие речи учащихся, коммуникативности, мышления, интеллекта, взаимное обогащение. самостоятельное решение учебной задачи

Используя данную технологию, урок строю следующим образом:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи.

2. Инструктаж о последовательности работы

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5.Распределение заданий внутри группы.. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы

Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой

Групповые технологии обучения оптимизируют учебный процесс, делают его более эффективным и личностно направленным. Снимается состояние неуверенности учащихся, что способствует формированию социальных мотивов учения, в основе которых лежат стремления к обретению желаемого статуса в среде одноклассников..

Цель технологии обучения – основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения.

Основное описание данной технологии это – нравственно-волевая и познавательная мотивация у учащихся.

Результатом технологии развивающего обучения является формирование у учащихся психологической установки (доминанты) на самосовершенствование.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Интенсивная технология обучения иностранному языку разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране, например, методика Г. А. Китайгородской.

Технология коммуникативного обучения иноязычному говорению детально разработана Липецкой школой, которую возглавляет заслуженный деятель культуры Е. И. Пассов.

Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции,осуществлять межкультурное общение с носителями языка

Иноязычная коммуникативная обучение предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорение, понимании воспринимаемого на слух (аудирование), чтении и письма

Применяется для:

1. Развития навыков саморегуляции и

самообразования у обучающихся;

2. Стимулированиия интереса к занятиям;

3. Развития личностных качеств обучающихся;

4. Формирования навыков монологической речи;

5. Формирования навыков аудирования;

6. Развития творческих способностей обучающихся по грамматике;

7. Создания условий закрепления на практике знаний обучающихся по грамматике;

8. Организации межпредметных связей приобщения школьников к культуре мировой цивилизации.

Расширение образовательных возможностей в организации учебной работы и большей успешности в обучении

Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку, М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев

Развитие лексических, грамматических, произносительных навыков учащихся;

Эффективное обучение чтению и письму, монологической и диалогической речи;

Развитие умения понимать иноязычную речь на слух;

Развитие коммуникативных навыков;

Расширение кругозора;

Развитие навыков работы с компьютерными программами, приложениями MS Office.

Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля; средства подготовки текстов, их хранения; графический редактора, средства подготовки выступлений.

Создание собственной медиатеки.

Использование Интернет-ресурсов, презентаций и учебных видеофильмов на всех этапах изучения определённой темы / раздела, а также на различных этапах урока: на этапе целеполагания, речевой разминки, ознакомления с новым материалом, закрепления материала, контроля усвоения полученной информации.

Применение компьютерных программ для

изучения лексики, отработки произношения, обучения диалогической и монологической речи, обучения письму, отработка грамматических явлений.

Повышение интереса учащихся к процессу изучения английского языка; положительная динамика качества знаний, среднего балла; совершенствование навыков работы с приложениями MS Office (создание собственных презентаций, использование Интернет-ресурсов и т.д.).Участие в городском семинаре учителей иностранного языка «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной работе», 26.03.2009 (внеклассное мероприятие «Мамин день»). 2-е место в городском конкурсе «Первые шаги», посвящённом Ю.Гагарину.

Компьютерные технологии

Г.Р. Громов, А.П. Ершова

Использование мультимедиа технологии в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом

Студенты готовят презентации в программе Power Point для демонстрации раннее изученного материала, которые подкреплены аудио и видео сопровождением.

Применение компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность студентов.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес студентов к занятию.

Информационно-коммуникационная технология

Активизация процесса обучения,

Повышение наглядности,

Повышение эффективности преподавания и усвоения знаний,

Сделать процесс обучения более интересным, что способствуют успешному усвоению изученного материала,

Формирование навыков индивидуальной работы,

Для реализации всех достоинств использования ИКТ я создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.

При изучении грамматики возможно анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.

Игровые технологии служат для активизации познавательной деятельности школьников. Например, вариант известной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» (Кто лучше всех знает английский) – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, четверти или изучение большого раздела учебника кажется вполне приемлемым именно для повышения познавательной активности современных школьников.

Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера.

Использование ИКТ на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися, вносит элемент новизны, позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком.

Здоровьесберегающая технология

Митяев А.М.

Формирование навыков здорового образа жизни

Цикл мероприятий:

Выступления по теме:

« Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»;

« Новые Санитарно- эпидемиологические нормы »

« Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников»;

Формула здорового роста»;

Беседы по здоровому образу жизни;

Внеклассное мероприятие « НЕТ наркотикам»

Специальный выпуск СМИ о наркотиках.

Проведение социального опроса среди учащихся старших классов по вредным привычкам;

Участие в « Едином дне здоровья»

Разработка программы « Здоровье»

Физкультминутки на уроке иностранного языка.

Дыхательная гимнастика;

Спортивно –игровые мероприятия

Повышение мотивации учащихся к ЗОЖ

Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки

Игровые технологии (ролевые и деловые игры)

В.П.Беспаленко

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки студентов, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Игровая форма позволяют активизировать познавательную деятельность студентов.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры

Г.К.Селевко

С.А.Шмаков

Р.В.Овчарова

А.К.Маркова

А.Б.Фридман

А.Б.Орлов

Обучать, воспитывать,
развивать, вызывая интерес у
учащихся посредством
применения игровых моментов
на уроках и внеклассных
мероприятиях; сохранение
традиций игровой культуры
народа, организация познавательной
деятельности

Использование на уроках и во внеурочной
деятельности, динамических, офтальмологических
пауз, на переменах, праздниках.

Обучение осуществляется через активные формы:

игры-состязания; викторины; олимпиады; ролевые игры и т.д.

Игровые технологии эффективны лишь в сочетании с
другими методами и средствами обучения.
В своей практике использую систематически на
следующих этапах урока:

Актуализация знаний (приём создание игровой
ситуации)

закрепление нового материала (игровая ситуация)

Повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка. Улучшение качества знаний проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами

Метод индивидуального подхода Пассов Е.И, Китайгородская Г.А.

Активизация учебных навыков, самостоятельной работы

Повышение учебной активности, качества усвоения учебного материала

Повышение мотивации к обучению

Диалог культур

(В.С.Библер, С.Ю Курганов)

Формирование социо – культурной компетенции

Воспитание толерантности, уважения к чужой культуре и традициям

Знакомство с культурой стран изучаемого языка.

Сравнение традиций и культур своей страны и страны изучаемого языка.

Преодоление культурного барьера и минимализация культурного шока в условиях глобализации мира.

Планомерная работа с текстами страноведческой направленности. Изучение истории, культуры, традиций, достопримечательностей страны изучаемого языка (Заложена в УМК).

Работа над проектами страноведческого характера.

Создание презентаций

Проведение индивидуально – групповых или факультативных курсов по страноведению: « Страноведение Франции» , « Деловой французский» Проведение внеклассных мероприятий по данной тематике (праздники «Пасха», «Рождество» , ….). сравнение с традициями их проведения в России.

Участие в районных конкурсах презентаций «Достопримечательности стран изучаемого языка», «Огни большого города» и т.д., а также в интернет – конкурсах по страноведению и фестивалях.

Ежегодное проведение (участие) декады иностранного языка с мероприятиями страноведческого содержания: просмотры видеофильмов и презентаций по истории, культуре, традициям, достопримечательностям страны изучаемого языка; проведение внеклассных мероприятий страноведческого характера, конкурсов чтецов, викторин.

Изучение литературы страны изучаемого языка.

Адаптация учащихся к условиям и реалиям современного мира в условиях глобализации.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание терпимости и уважения учащихся к элементам чужой культуры.

Повышение интереса к предмету и мотивации к изучению иностранного языка.

Педагогика сотрудничества

Авт. Амонашвили Ш.А.,Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н.

Научить учащихся работать по принципу: «делай, как я»

Оценивание деятельности ребенка, использование отметок ограничено, индивидуальный подход, мастерство общения, свобода выбора и радость познания, лингвистическое чутье, постижение прекрасного, постижение красоты всего окружающего, обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний

Происходит: учение без принуждения; идея опережения в обучении; свобода выбора и т.д.

Обучение в сотрудничестве

Аронсон Д, Славин М.Б., Джонсон М.

Развитие коммуникативных навыков

В ходе занятия; на различных этапах

Повышение мотивации

Проблемное обучение, И.Я. Лернер

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.

Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность студентов к общению с преподавателем, с одногруппниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Интегрирование (объединение) учебных дисциплин

Формирование научной картины мира, объединение разделов науки на единой логической основе.

Происходит изучение не только отдельных дисциплин, но их объединение. Ученики понимают, что важно не только само знание иностранного языка, но и умение выразить на иностранном языке то, что для них важно и необходимо: рассказать о том, куда можно сходить иностранному другу в городе, познакомить семью по обмену с традиционной русской кухней. Кроме того, интегрирование учебных дисциплин позволяет понять явления одного предмета через другой (русский и английский языки).

Происходит реализация главной функции языка (коммуникативной): ученик не просто говорит на иностранном языке, но обсуждает те вопросы, которые ему важны и интересны.

Интерактивные технологии

Активизация обратной связи между учителем и учеником, активизация познавательной деятельности учащегося

При возникновении вопросов, трудностей или потребности обсуждения какого-либо явления происходит активизация обратной связи между учителем и учеником. Устраняются трудности, обсуждаются проблемы, вопросы.

Происходит устранение возникших трудностей, активизируется познавательная деятельность учащегося.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания,самореализации.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями

учебный материал (характер его предъявления) строится на выявлении содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний:

активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, которая обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

контроль и оценка не только результата, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

100% успеваемость; высокое качество;

Реализация талантов, возможностей, самосознания учащихся;

Повысился стимул познавательной деятельности у учащихся.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение в современной школе. (Якиманская И.С.) Современные образовательные технологии. (Селевко Г.К.)

Формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной личности.

1. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. 2. Дифференцированный подход – выделение детей по знаниям, способностям. 3. Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям. 4. Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, неповторимости.

Повышение интереса учащихся к учебной деятельности;

Формирование положительной мотивации к обучению.

Диалоговые

технологии

Цели: формировать диалогическую личность учащихся,

развивать гуманитарное мышление,

способствовать накоплению опыта

диалогического восприятия (диалог идей, диалог культур, диалог людей, рефлексия ученика)

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Формирование навыков диалогической речи

Формирование и развитие умений активно слушать собеседника

Развитие умений грамотно высказывать собственные мысли

Привитие интереса к урокам

иностранного языка

Проведение диспутов и семинаров

Подготовка публичных выступлений школьников на конференциях

Проведение интегрированных уроков

Кейс-метод,

преподаватели школы бизнеса Гарвардского университета

Повышение уровня знания ИЯ в целом;

Эффективное усвоение и употребление терминов;

Развитие творческого мышления, умения вести дискуссию;

Развитие умения работать в команде.

В рамках элективного курса «Английский язык в сфере межкультурных коммуникаций» учащиеся решают предварительно составленные учителем кейсы, которые включают в себя тематические вопросы проблемного характера, задания к аудио- и видеофрагментам, утверждения для дискуссий (в т.ч.пословицы и поговорки), актуальные проблемные ситуации коммуникативной направленности.

Получение знаний, умений и навыков делового общения, развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Лингвострановедческий подход , Н.А.Саланович, Е.С.Дикова

Расширение кругозора учащихся;

Знакомство учащихся с реалиями и культурой стран изучаемого языка.

Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий: «Мамин День», «В мире сленга», «Карадагский заповедник», проведение ежегодной «Декады английского языка».

Участие в городском семинаре учителей иностранного языка «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной работе», 26.03.2009 (внеклассное мероприятие «Мамин день»).

Технология развития речи

Развитию речи на уроках английского языка

Чтение рассказов, с усложненным пересказом (от третьего лица, от лица случайного свидетеля, прохожего).Составление рассказов и предложений по подстановочным таблицам; Написание изложений и сочинений по плану; Составление рассказов по сюжетным картинам; Разучивание ролей, инсценирование; Сочинение стихов по заданной теме; Заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов; Словарная работа, этимология слов

Развитие грамотной речи, правильного построения предложений, высказывание мыслей

Перечень современных образовательных технологий

(по Г.К. Селевко)

Название технологий

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

Частнопредметные педагогические технологии.

5.4.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.3.

Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

Технология развивающего обучения

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.1.

Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Современные образовательные технологии и/или методики


ПЕДАГОГ
Перечень технологий для аттестации

Перечень современных образовательных технологий

(по Г. К. Селевко)

№ Название технологий

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1. Педагогика сотрудничества

1.2. Гуманно-личностная технология Ш . А. Амонашвили

1.3. Система Е. Н. Ильина : преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации еятельности учащихся

2.1Игровые технологии

2.2. Проблемное обучение

2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И. Пассов)

2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1. Технология  ; С. Н. Лысенковой :перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2. Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В. В. Фирсов

3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. И. Закатова) .

3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А. С. Границкая,В. Д. Шадриков

3.6. Технология программного обучения

3.7. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко)

3.8. Групповые технологии .

3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения .

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.«Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов)

4.2.«Диалог культур» (В. С. Библер,С. Ю Курганов)

4.3. Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П. М. Эрдниев)

4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович)

5. Частнопредметные педагогические технологии .

5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зайцев)

5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)

5.3. Технология обучения математике на основе решений задач (Р. Г. Хазанкин)

5.4. Педагогичесакя технология на основе  ; системы эффективных уроков (А. А. Окунев)

5.5. Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев)

6. Альтернативные технологии

6.1. Вальдорская педагогика (Р. Штейнер)

6.2. Технология свободного труда (С. Френе)

6.3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)

6.4. Технология мастерских

7. Природосообразные технологии

7.1. Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир)

7.2. Технология саморазвития (М. Монтессори)

8. Технология развивающего обучения

8.1. Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова

8.3. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

8.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков,Г. С. Альтшуллер,

И. П. Иванов)

8.5. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко)

9.1. Школа адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург,Б. А. Бройде)

9.2. Модель «Русская школа»

9.4. Школа-парк (М. А. Балабан)

9.5. Агрошкола А. А. Католикова.

9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии .

Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования

Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
- универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;
- ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
- специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения современных педагогических технологий в практику их деятельности.
В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования детей используется ряд образовательных технологий.

1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

2. Технология индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Его главная цель – персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

3. Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

4. Технология адаптивной системы обучения.
А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

5. Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
- превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
- в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
- гуманистическая ориентация образования;
- развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
- сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.

6. Технология коллективной творческой деятельности.
Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Задачи технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности, которое и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

7. Технология «ТРИЗ».
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

8. Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – индивидуально, поэтому от педагога требуется использовать подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

9. Коммуникативная технология обучения.
Характерной чертой большинства педагогических технологий является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Отношения между участниками образовательного процесса – педагогом и ребёнком – основаны на сотрудничестве и равноправии.
Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения.
Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности.

10. Технология программированного обучения.
Технология программированного обучения – предусматривает усвоение учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ПК, электронные учебники и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
- информационный блок;
- тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
- коррекционно-информационный блок;
- проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
- блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить.

11. Информационно-коммуникационные технологии.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео).
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
- как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделам);
- как основная (наиболее значимая из используемых в данной технологии частей);
- как монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

12. Технология проектного обучения.
Технология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
- происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.
Педагог превращается в куратора или консультанта.

13. Игровые технологии.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

14. Интерактивные технологии.
Интерактивные технологии обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

15. Здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические;
- психолого-педагогические;
- физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В заключение хочется ещё раз отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

В российском обществе на сегодняшний день основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития российского общества, что невозможно без постоянной модернизации.

Развитие школы осуществляется путем введения новшеств. Одним из направлений по разработке и применению инноваций являются образовательные (педагогические технологии).

Актуальность использования педагогических технологий

  • Современные образовательные технологии в школе достаточно легко вливаются в общий образовательный процесс в условиях классно-урочных занятий и никак не изменяют установленные стандарты образования;
  • Проникая в реальный процесс обучения, такие технологии помогают достичь поставленных целей по определенному предмету;
  • С их помощью беспрепятственно осуществляется гуманизация образования и применяется личностно-ориентированный подход;
  • Образовательные технологии помогают детям развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях с учителем и со сверстниками;
  • Особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности и его творческих способностей.

В педагогике дается несколько определений образовательной технологии. Суммируя и анализируя их, можно сделать вывод о том, что современные образовательные технологии в школе – это совокупность определенных действий учителя, направленных на достижение поставленной цели в рамках избранного им метода.

Сущность педагогической технологии составляют:

Определение конкретных целей обучения;

Дифференциация содержания;

Организация учебного процесса наилучшим образом;

Средства, методы и прием обучения;

Профессионализм педагога;

Объективная оценка результатов.

Признаки образовательной технологии:

  1. Экономичность. За небольшой промежуток времени педагог должен достигнуть по средствам своего труда поставленные цели. Это будет оценкой качества педагогической системы.
  2. Современные образовательные технологии в школе предполагают гарантированное достижение целей и эффективности работы по обучению.
  3. Педагогической технологии принадлежит идея воспроизводимости, которая заключает в себя последовательность, целостность, проецирование и управляемость.
  4. Возможность коррекции позволяет вернуться и изменить заданный курс на четкое выполнение поставленной цели.
  5. Визуальный контакт предполагает использование дидактического материала и наглядных пособий, а также специальной техники для оптимизации учебного процесса.

Наши современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных педагогических технологий.

Популярные современные образовательные технологии в школе:

  1. Традиционные технологии. Их основой является способ обучения, построенный на объяснении материала с помощью иллюстраций. Учитель особое внимание отводит изложению новой информации, которая подается в форме монолога. Следствием такого обучающего процесса является низкий уровень навыков общения учеников, что ведет к неумению выстроить полноценный развернутый ответ, используя собственное мнение. Плюсом такой технологии является четкая организованность, системность в процессе обучения, применение наглядного материала.
  2. Игровые технологии. Они являются эффективным средством для организации взаимодействия учителя с учениками во время урока, возникшим еще в древности. В ходе этого процесса ребята играют и обучаются одновременно, что вызывает у них большой интерес. В результате приобретается привычка работать самостоятельно, внимательно слушать, мыслить и запоминать. Учащиеся фантазируют и с легкостью развивают свои навыки, что не вызывает трудностей в усвоении учебного материала.
  3. Метод проектов. Он возник в первой половине ХХ века и направлен на появление интереса у учеников к определенным учебным проблемам, стимуляцию критического мышления. Он ориентирован на самостоятельность детей. Они сами планируют, организовывают и дают оценку своей деятельности, работая в группах и поодиночке.
  4. Метод обучения в сотрудничестве. Он предполагает коллективную организацию учебного процесса. Дети трудятся в группах или в парах, используя различные средства обучения. В результате такой деятельности ребенок тренирует память, развивает логическое мышление, работает в индивидуальном темпе, систематизирует полученные знания, берет ответственность за всю группу.
  5. Дифференцированный метод обучения. Данный процесс подразумевает личностно-ориентированный индивидуальный подход к учащимся, где основной задачей является раскрытие способностей каждого.
  6. Тестовые технологии. Их применяют для детей с 5 класса и особенно широко для 9 и 11 класса, чтобы выявить итоговый уровень знаний. Такой вид обучения в основном ориентирован на устное выполнение заданий от простых к более сложным.
  7. Информационные технологии. Это весь спектр компьютерных возможностей и использование других технических средств на уроках в средней школе. В настоящее время широко используются мультимедийные презентации, как учителем для объяснения нового материала, так и учащимися для демонстрации своих разработок, выводов и творческих работ по теме.

Следует отметить, что все технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в своем методе преподавания.

Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную, всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением в нашем обществе.

1. Одной из самых революционных современных образовательных технологий являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course — MOOC), которые начались в Стэнфорде с Udacity и Coursera (в 2012-м) и с инициативы MIT edX.

Открытые онлайн-курсы делают качественное образование настолько доступным, что раньше это и представить было невозможно — я, например, выросла в Кишиневе и не могла даже мечтать о том, чтобы, не выходя из дома, слушать лекции преподавателей мирового уровня и получать за эти курсы дипломы.

Сначала университеты начали выкладывать свои лекции, в частности, MIT много лет делал свою библиотеку лекций, потом к ним стали добавлять другие функции. К тому, чтобы сделать открытый бесплатный курс с проверочными заданиями, которые позволят сказать, что человек его успешно прошел, образовательные технологии пришли два года назад.

2. Следующая технология — так называемые большие данные .

Когда вы задаете в интернете параметры поиска, весь мир, который есть в онлайне, настраивается на ваши параметры. В образовании этого пока нет. В компьютерных и сетевых образовательных методиках можно собрать и проанализировать данные, например, о миллионе кликов и видеть, с чем именно у человека возникают проблемы, где он не понимает; можно сравнивать его с другими учащимися; можно давать рекомендации по тому, каким образом ему продвигать обучение, можно выстраивать персональные траектории.

Большие данные сами по себе позволяют сделать очень много интересных выводов, и благодаря им педагогика превращается в точную науку, которой она раньше не была. Если раньше мы получали информацию, опросив тысячу человек, или проводили эксперимент в ста школах, или оценивали эффективность обучения несколько раз в году, то сейчас можно померить все что угодно на бесконечном количестве учеников и увидеть, что работает, а что нет, какие методики и педагогические приемы дают результат, а что является непроецируемым и немасштабируемым эффектом харизматичности и личных свойств преподавателя. Большие данные дают возможность сделать процесс обучения более точным. Кроме того, они делают возможным существование следующей технологии — адаптивного обучения.

3. Адаптивное обучение — это когда ученик получает на основании больших данных рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория. Все коммерческие онлайн-сервисы (например, сайт по продаже билетов) бесконечно адаптируются под вас, потому что они таким образом зарабатывают деньги. То же самое теперь можно делать и в образовании. Самый известный в этой области стартап Knewton берет любой контент (видео, игру, лекцию) и использует огромное количество разных метрик к этому контенту, чтобы понять, как человек с ним взаимодействует. Как на сайтах есть google analytics, так и адаптивное обучение — это такой аналитик для образования. При этом он не только собирает данные, но и перерабатывает их и рекомендует студенту тот контент, который будет для него наиболее эффективным.

4. Обучайся, играя: еще одна мощная новая образовательная технология — геймификация . Все знают, что обучение через игру — лучшее, что можно придумать, так учатся дети, все это давно доказано исследованиями. Смысл геймификации — вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом контексте: например, превратить в игру мытье посуды. В России о ней стали говорить после взлета Foursquare, который геймифицировал свое приложение, и все стали пытаться геймифицировать всё подряд.

5. Другая методика, которая сейчас набирает обороты, — смешанное (гибридное) обучение , blended learning. Его смысл в том, чтобы сочетать обучение за компьютером и общение с живым учителем. Благодаря тому, что можно индивидуально собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь, в смешанном обучении есть возможность выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию и дать ребенку управление своим обучением.

Выглядит это так: ребенок приходит в школу, получает плей-лист, в котором написано: сейчас ты будешь делать то-то, потом пойдешь туда, потом сюда. В школе нет уроков, нет классов. Каждый ученик идет по своей программе. Плей-лист может быть напечатан на бумажке, может быть в приложении в телефоне, может показываться на экране при входе. Далее ребенок идет заниматься на компьютере. Если ему нужна помощь, он занимается с учителем, а учитель благодаря программе уже знает, что именно недопонял ученик. Расписание становится тоже очень подвижным и электронным, каждый день оно меняется, и учитель тоже каждый день получает плей-лист, где говорится: сегодня этому надо помочь с этим, потом собрать вот этих трех и сделать с ними то-то. Ребенок сам управляет своей программой обучения, но не может перейти на следующий уровень, пока не освоит предыдущий блок на отлично. Таким образом полностью ломается классно-урочная система, потому что не остается ни традиционных классов, ни уроков.

Что дадут новые образовательные технологии традиционной школе в ближайшие пять лет:

17-18 октября проект Edutainme совместно с Digital October и МИСиС проводит конференцию EdCrunch.ru , посвященную новым технологиям в образовании. В числе спикеров — Чарли Харрингтон из Knewton, Дафна Коллер из Coursera, Анант Агарвал (MIT-edX), Iversity — основатель школ Стива Джобса в Голландии, ClassCraft — проект учителя, который придумал, как геймифицировать уроки в 25 тысячах школ мира.