Омонимы. Презентация на тему "омонимы" Презентация по русскому языку на тему омонимы


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.





Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации

«Лексикология» - Информация о слове. Лексикография. Подбор синонимов. Значения слова в словаре. Лексикология. Типы лингвистических словарей. Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Чем занимается лексикография. Каковы информационные носители. Толковые словари. Виды толкований слов. В лингвистических словарях содержится информация о словах.

«Особенности лексики» - Омонимы. Лексика с точки зрения смыслового значения. Прочитай предложения. Прямое и переносное значение слов. Лексика. Прочитайте предложения. Синонимы, антонимы и омонимы. Лексика и фразеология. Синонимы. Выполните задания. Антонимы. Найдите синонимы. Однозначные и многозначные слова.

«Лексика текста» - Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Диалектизмы в тексте. Тема. Лингвистические термины. Язык – это история народа. Федор Абрамов. Лексическая характеристика слов. Ключ. Уста и губы – суть их не одна, и очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки.

«Русская лексика» - Омонимы. Устаревшие слова. Раздел «Лексика». Найдите лишнее слово. Найдите омонимы в стихотворениях. Сказочные перевёртыши. Слова в переносном значении. Антонимы в пословицах и поговорках. Знания по теме «Лексика». Противоположные по смыслу пары. Фразеологизмы с антонимами. Лексика. Угадайте героев.

«Лексика и фразеология» - Омоформы. Омографы. Стилистические разряды русской лексики. Паронимы. Историзмы. Тропы и стилистические фигуры. Омофоны. Фразеология. Холодный суп. Материал по лексике и фразеологии. Информация. Омонимы. Лексика общеупотребительная. Диалектизмы. Замените разговорное слово. Разделы лексических единиц.

«Лексика современного русского языка» - Вопросы кроссворда. Найдите фразеологизмы. Дорога. Признаки старославянизмов. Заимствованные слова. Происхождение фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Найдите заимствованные слова. Заимствованные морфемы. Совокупность слов. Лексика с точки зрения происхождения. Речь. Русские соответствия. Подберите синонимы.










ВИДЫ ОМОНИМОВ: ОмофоныОмофоны (фонетические омонимы) слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Омографы (графические омонимы) слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значениюОмографы МоформыМоформы (грамматические омонимы) это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах.


Омофоны -слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение В русском языке выделяют два основных источника омофонии: - явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком -редукция гласных в безударной позиции. Например: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся.


Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении 1) Например: замок-замок, Жене - жене ме́ла мела́ 2) Профессиональная лексика Слова, не отличающиеся друг от друга на письме, если не ставятся точки над ё. Например: возбу́жден возбуждён осу́жден осуждён углу́блен углублён


Омоформы это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах Например: Слово «три»: - форма именительного и винительного падежа числительного 3 -форма повелительного наклонения от глагола «тереть» Слово «стекло» -существительное в именительном падеже единственного числа - глагол «стечь» в форме прошедшего времени среднего рода.





Слайд 2

Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В.Лифшиц О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?

Слайд 3

5 примет омонимов:

1. Омонимы - это слова одной и той же части речи; 2. Омонимы одинаково звучат; 3. Омонимы одинаково пишутся; 4. Омонимы имеют разные лексические значения; 5. Омонимы не имеют в значении никакого сходства;

Слайд 4

Используя омонимы, ответьте, какие омонимичные слова употребляют для названия

1) Садовое растение и оружие для метания стрел 2) Кошелёк для денег и мелких бумаг и работник бумажной промышленности 3) Географический сборник карт и шёлковая, гладкая, блестящая ткань 4) Супружество и недоброкачественное изделие, дефект 5) Взятые взаймы деньги и обязанность (ЛУК) (БУМАЖНИК) (АТЛАС) (БРАК) (ДОЛГ)

Слайд 5

На загадку дай отгадку

Я все то, что есть на свете, Все народы на планете. Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины мир

Слайд 6

Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной. норка

Слайд 7

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются … иголки

Слайд 8

Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. очки

Слайд 9

Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков град Меня ищут как причину, оправдывающую какое- нибудь действие, а мой омоним – служебная часть речи предлог Верхняя ветвистая часть дерева и денежная единица некоторых европейских стран крона

Слайд 10

Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот и морское млекопитающее с ценным мехом котик Продукты, идущие в пищу животным, и задняя часть судна корма

Слайд 11

У ОМОНИМа имёнТри – такой уж важный он!

Слайд 12

Раз, конечно, «омофоны»,Два, без спора, «омоформы»,Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними:«Одинаковое имя»!

Слайд 13

Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Вена-вена, блок-Блок, даль-Даль, надежда-Надежда. Носорог - нос о рог, крынку – к рынку, окошке – о кошке.

Слайд 14

Омофоны: луг и лук –Одинаковый лишь звук;Труд и трут, рот и род,Туш и тушь, плот и плод –Написание разнится –Звук – один, различны лица!

Слайд 15

ЮНАЯ РЫБАЧКА

Вместо озера - пруд. Вместо удочки - прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!..

Слайд 17

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ

Мы расскажем, как Тарас Отличился как-то раз: Собирал грибы в лесу, А поймал за хвост лису!..

Слайд 18

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Промой под краном клюкву Раза три – И с сахарным песочком Разотри…

Слайд 19

ПОСЛЕ УЖИНА

Как понравились Вам раки? - Я не разглядел Во мраке…

Слайд 20

Омоформы- слова разных частей речи, которые одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 21

Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-Пироги пора нам ПЕЧЬ.Вьюга сникла, ветер СТИХ,До конца дописан СТИХ –В этом нет секрета:Омоформыэто! Только форму измени,Разбегутся прочь они:Пироги пеКУ в пеЧИ;Ветер ТИХ; СТИХИ учи, -Оморофм потерян след,Их в помине даже нет!Подивись со мною самЭтим "ОМО"-чудесам!

Слайд 22

ДЯДЮШКИН И ЕГО СОН

Мы с Толиком Сидим за столиком, А сто сторожат – Нас сторожат.

Слайд 23

ДОБРОЕ СЛОВО

Я встретил грибника за бором, Потом - Полкана за забором, А после - мальчика у дачи. И всем им пожелал удачи!

Слайд 24

ПРО ЦАРЯ ГОРОХА

На троне сидит Царь Горох, а к нему за казной Из банка приехал автобус - большой, заказной. Финальная сцена, похоже, выходит нема: Горох - на бобах, ведь казны у Гороха - нема...

Слайд 25

Омографы - одинаково пишущиеся слова, которые произносятся по-разному. Мука-мука, кружки-кружки, замок-замок. Пугало пугало сорок сорок.

Слайд 26

ДЕД НЕ ДРЕМЛЕТ...

Глядит, как смотрит внучка, А с ней и два внучка За тем, как лает Жучка На черного жучка...

Слайд 27

ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

Стрепня любая - нелегка. Готовка - сложная наука. Но если есть у вас мука, То сделать блинчики - не мука...


Омофоны - слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме («плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп»). Омофоны могут возникать, в частности, благодаря способности разных фонем совпадать при произношении в одном варианте.фонем (Большая советская энциклопедия)












Я прочитаю вам письмо одного неграмотного мальчика: Дорогая мама! Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь изъели.














Выводы В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла.


Источники информации: Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Книга для учащихся средней школы – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982; В.А. Крутецкая, Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников, С-П., 2007; Третье издание «Большая советская энциклопедия», М., 1978; Реформатский А.А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Современный русский язык, М.:Айрис-Пресс, 2002