Омонимы. Презентация на тему "омонимы" Презентация по русскому языку на тему омонимы
Урок по теме
«СЛОВА-ОМОНИМЫ»
Группа № 5
Тема: Слова-омонимы
Цель деятельности учителя:
создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.
Этапы урока
Приёмы
Организационный момент
Актуализация знаний. Формулировка проблемы
Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.
Введение в тему
Определение темы и целей урока.
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление
Открытие нового знания.
Работа в группах. Защита рисунков.
Применение нового знания. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа. Проверка по эталону.
Подведение итогов
Прием «Инсерт»
Домашнее задание
Домашнее задание по выбору
Рефлексия
Закончи предложение
Планируемые результаты:
- Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
- Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
- Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Актуализация знаний
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
А у меня дома овсянка.
Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.
И я люблю!- сказала Оля.
Она желтая, красивая такая!
И вкусная, особенно с молоком!
Как это вкусная? Как это с молоком?
Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
Да ты про что говоришь?
Как это про что? Про овсянку!
Про какую овсянку?
Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела?
Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
А потом ко мне мою овсянку кушать!
Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)
Вы знаете, как называются такие слова?
Можно ли эти слова назвать многозначными?
Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).
- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.
Сходства-отличия омонимов и многозначных слов
СХОДСТВО
ОТЛИЧИЕ
Многозначные Омонимы
Пишутся
одинаково
имеют абсолютно
общее в ЛЗ разные ЛЗ
(по форме, цвету,
характеру, действию)
Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .
Найдите омонимы. Нарисуйте их
Наш Ванюша во бору
Отрываясь от Земли
Накосил косой траву.
На большой ракете,
А своей косой Танюша
Взяли горсточку земли
Полюбилася Андрюше.
На память о планете.
Найдите омонимы.
- горький лук – лук охотника;
- кисть рябины – кисть для рисования:
Какая пара лишняя? Почему?
Найдите омонимы (Ключ)
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
весёлые загадки
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской.
весёлые загадки
Загадка 2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
весёлые загадки
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Прием «Инсерт»
«V» - уже знал
« + » - новое
«?» - не понял, есть вопросы.
Рефлексия
- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
- Сегодня я узнал…
- Что вызвало затруднение?
- Сегодня я научился…
- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?
- Для меня стало новым…
- Для меня было трудно…
Рефлексия
При подготовке модели урока
Было легко
Было трудно
Подбирать дидактические материалы
Формулировать цели урока в условиях ФГОС
Составлять задания к тексту
Разграничивать виды УУД к этапам урока
Разрабатывать структуру урока
Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.
Подбирать задания для мотивации и актуализации
«Лексикология» - Информация о слове. Лексикография. Подбор синонимов. Значения слова в словаре. Лексикология. Типы лингвистических словарей. Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Чем занимается лексикография. Каковы информационные носители. Толковые словари. Виды толкований слов. В лингвистических словарях содержится информация о словах.
«Особенности лексики» - Омонимы. Лексика с точки зрения смыслового значения. Прочитай предложения. Прямое и переносное значение слов. Лексика. Прочитайте предложения. Синонимы, антонимы и омонимы. Лексика и фразеология. Синонимы. Выполните задания. Антонимы. Найдите синонимы. Однозначные и многозначные слова.
«Лексика текста» - Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Диалектизмы в тексте. Тема. Лингвистические термины. Язык – это история народа. Федор Абрамов. Лексическая характеристика слов. Ключ. Уста и губы – суть их не одна, и очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки.
«Русская лексика» - Омонимы. Устаревшие слова. Раздел «Лексика». Найдите лишнее слово. Найдите омонимы в стихотворениях. Сказочные перевёртыши. Слова в переносном значении. Антонимы в пословицах и поговорках. Знания по теме «Лексика». Противоположные по смыслу пары. Фразеологизмы с антонимами. Лексика. Угадайте героев.
«Лексика и фразеология» - Омоформы. Омографы. Стилистические разряды русской лексики. Паронимы. Историзмы. Тропы и стилистические фигуры. Омофоны. Фразеология. Холодный суп. Материал по лексике и фразеологии. Информация. Омонимы. Лексика общеупотребительная. Диалектизмы. Замените разговорное слово. Разделы лексических единиц.
«Лексика современного русского языка» - Вопросы кроссворда. Найдите фразеологизмы. Дорога. Признаки старославянизмов. Заимствованные слова. Происхождение фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Найдите заимствованные слова. Заимствованные морфемы. Совокупность слов. Лексика с точки зрения происхождения. Речь. Русские соответствия. Подберите синонимы.
ВИДЫ ОМОНИМОВ: ОмофоныОмофоны (фонетические омонимы) слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Омографы (графические омонимы) слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значениюОмографы МоформыМоформы (грамматические омонимы) это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах.
Омофоны -слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение В русском языке выделяют два основных источника омофонии: - явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком -редукция гласных в безударной позиции. Например: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся.
Омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении, в русском языке чаще всего из-за различий в ударении 1) Например: замок-замок, Жене - жене ме́ла мела́ 2) Профессиональная лексика Слова, не отличающиеся друг от друга на письме, если не ставятся точки над ё. Например: возбу́жден возбуждён осу́жден осуждён углу́блен углублён
Омоформы это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах Например: Слово «три»: - форма именительного и винительного падежа числительного 3 -форма повелительного наклонения от глагола «тереть» Слово «стекло» -существительное в именительном падеже единственного числа - глагол «стечь» в форме прошедшего времени среднего рода.
Слайд 2
Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В.Лифшиц О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?
Слайд 3
5 примет омонимов:
1. Омонимы - это слова одной и той же части речи; 2. Омонимы одинаково звучат; 3. Омонимы одинаково пишутся; 4. Омонимы имеют разные лексические значения; 5. Омонимы не имеют в значении никакого сходства;
Слайд 4
Используя омонимы, ответьте, какие омонимичные слова употребляют для названия
1) Садовое растение и оружие для метания стрел 2) Кошелёк для денег и мелких бумаг и работник бумажной промышленности 3) Географический сборник карт и шёлковая, гладкая, блестящая ткань 4) Супружество и недоброкачественное изделие, дефект 5) Взятые взаймы деньги и обязанность (ЛУК) (БУМАЖНИК) (АТЛАС) (БРАК) (ДОЛГ)
Слайд 5
На загадку дай отгадку
Я все то, что есть на свете, Все народы на планете. Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины мир
Слайд 6
Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной. норка
Слайд 7
Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются … иголки
Слайд 8
Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. очки
Слайд 9
Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков град Меня ищут как причину, оправдывающую какое- нибудь действие, а мой омоним – служебная часть речи предлог Верхняя ветвистая часть дерева и денежная единица некоторых европейских стран крона
Слайд 10
Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот и морское млекопитающее с ценным мехом котик Продукты, идущие в пищу животным, и задняя часть судна корма
Слайд 11
У ОМОНИМа имёнТри – такой уж важный он!
Слайд 12
Раз, конечно, «омофоны»,Два, без спора, «омоформы»,Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними:«Одинаковое имя»!
Слайд 13
Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Вена-вена, блок-Блок, даль-Даль, надежда-Надежда. Носорог - нос о рог, крынку – к рынку, окошке – о кошке.
Слайд 14
Омофоны: луг и лук –Одинаковый лишь звук;Труд и трут, рот и род,Туш и тушь, плот и плод –Написание разнится –Звук – один, различны лица!
Слайд 15
ЮНАЯ РЫБАЧКА
Вместо озера - пруд. Вместо удочки - прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!..
Слайд 17
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
Мы расскажем, как Тарас Отличился как-то раз: Собирал грибы в лесу, А поймал за хвост лису!..
Слайд 18
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Промой под краном клюкву Раза три – И с сахарным песочком Разотри…
Слайд 19
ПОСЛЕ УЖИНА
Как понравились Вам раки? - Я не разглядел Во мраке…
Слайд 20
Омоформы- слова разных частей речи, которые одинаково пишутся и произносятся.
Слайд 21
Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-Пироги пора нам ПЕЧЬ.Вьюга сникла, ветер СТИХ,До конца дописан СТИХ –В этом нет секрета:Омоформыэто! Только форму измени,Разбегутся прочь они:Пироги пеКУ в пеЧИ;Ветер ТИХ; СТИХИ учи, -Оморофм потерян след,Их в помине даже нет!Подивись со мною самЭтим "ОМО"-чудесам!
Слайд 22
ДЯДЮШКИН И ЕГО СОН
Мы с Толиком Сидим за столиком, А сто сторожат – Нас сторожат.
Слайд 23
ДОБРОЕ СЛОВО
Я встретил грибника за бором, Потом - Полкана за забором, А после - мальчика у дачи. И всем им пожелал удачи!
Слайд 24
ПРО ЦАРЯ ГОРОХА
На троне сидит Царь Горох, а к нему за казной Из банка приехал автобус - большой, заказной. Финальная сцена, похоже, выходит нема: Горох - на бобах, ведь казны у Гороха - нема...
Слайд 25
Омографы - одинаково пишущиеся слова, которые произносятся по-разному. Мука-мука, кружки-кружки, замок-замок. Пугало пугало сорок сорок.
Слайд 26
ДЕД НЕ ДРЕМЛЕТ...
Глядит, как смотрит внучка, А с ней и два внучка За тем, как лает Жучка На черного жучка...
Слайд 27
ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ
Стрепня любая - нелегка. Готовка - сложная наука. Но если есть у вас мука, То сделать блинчики - не мука...
Омофоны - слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме («плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп»). Омофоны могут возникать, в частности, благодаря способности разных фонем совпадать при произношении в одном варианте.фонем (Большая советская энциклопедия)
Я прочитаю вам письмо одного неграмотного мальчика: Дорогая мама! Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь изъели.
Выводы В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. В устной речи омофоны порождают неясность в выражении мысли или двусмысленность. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. Надо учиться высказывать свои мысли так, чтобы собеседник однозначно понял, о чем идет речь. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла. В письме обязательно надо знать и применять орфографические правила, иначе получается текст без смысла или искажение смысла.
Источники информации: Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Книга для учащихся средней школы – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982; В.А. Крутецкая, Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников, С-П., 2007; Третье издание «Большая советская энциклопедия», М., 1978; Реформатский А.А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Современный русский язык, М.:Айрис-Пресс, 2002
Популярное
- Метафоричность названия повести А
- Победа России в Северной войне (причины и последствия)
- Проверка нулевой гипотезы
- Согласные звуки. Русский язык. Глухие согласные Где все согласные
- Эмбриональный период онтогенеза Опасные периоды эмбрионального развития
- План барбаросса говорил о нападении
- Социологическая концепция джованни арриги
- Есть ли жизнь на других планетах солнечной
- Применение производной при решении уравнений
- Столько просьб у любимой всегда!