Нужно ли человеку искать смысл жизни аргументы. Учимся писать сочинение: Аргументация собственного мнения (Как правильно аргументировать?)

Вариант вступления.
Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь - это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них - «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог - утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

А. П. Чехов. Рассказ «Студент» .
Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь - это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.

И. А. Гончаров. «Обломов» .
Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», - писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник» . Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

…Так в чём же смысл человеческого существования? Не в вопросе ли заключён ответ? Не в том ли смысл появления человека на земле и во Вселенной, чтобы кто-то спрашивал? Себя и целый мир: зачем мы и всё зачем? Если верно, что человек - осознавшая себя материя, своё существование осознавшая, себя увидевшая со стороны материя, так кому же, кроме как человеку, спрашивать: зачем? зачем? зачем?..

С камня не спросится, что он камень, с чайки не спросится, что она чайка… С человека спросится.

«Червь, - написал один из героев Даниила Гранина, - для того, чтобы „делать землю”».

«Человек, - скажем мы, - чтобы спрашивать». И за червя, и за самоё землю спрашивать: зачем всё? Зачем земля и зачем червь, «делающий землю»? И самое главное «зачем» - зачем я, человек?

«Простое размышление о смысле жизни, - говорил Альберт Швейцер, - уже само по себе имеет ценность». Человек смотрит в небо, на звёзды - это ему необходимо потому, что он - человек. Он смотрит не как вершина горы, дерево, кошка. И смотрит, спрашивая и за себя, и за гору, и за кошку: что и зачем?

А что же сегодня главное, какие вопросы самые актуальные? Не вечные ли и есть самые актуальные? Да, те самые, о которых часто думалось: обождут, на то они и «вечные»!

Вопрос жизни и смерти? - подумаешь, нам бы ваши заботы!

Теперь это наша забота, именно наша - о жизни и смерти самой планеты, во-первых, и, во-вторых, человечества, человека на ней. И есть ли что важнее и актуальнее таких вот вечных вопросов?

Настоящее - то, что всегда охотно приносилось в жертву чему-то: иногда - прошлому, а иногда - будущему. Ведь данный миг всего лишь мостик, чтобы «консерваторам» уходить в уютное, милое для них прошлое, а «революционерам» рваться и увлекать за собой в будущее.

И люди, что живут сегодня, обязательно хуже вчерашних. И уж наверняка далеко им до тех, которые завтра придут!

Но никогда не было так очевидно, что на них, на теперешних людях, всё сошлось. Каковы они ни есть, но, несомненно, от них зависит, сохранится ли жизнь.

Сегодня особенно ощутима истина: без прошлого человек не весь, без устремлённости в будущее человеку невозможно, но главный смысл человеческого существования всё-таки в том, чтобы вечно продолжалось настоящее - жил и продолжался человек. Смысл жизни - в самой жизни. Ведь действительно может оказаться, что человек - единственное во Вселенной существо, которое сознаёт своё существование и спрашивает, спрашивает - о смысле и целях собственного бытия!

А это зачем? - можно спросить. - Зачем, чтобы спрашивали?

Давайте подождём миллиарды годиков и узнаем ответы на все «зачем». Главное - не оборвать цепь, не позволить прекратиться жизни…

Для раскрытия проблемы он использует сравнение: “с чайки не спросится, что она чайка… С человека спросится”. Именно размышление над смыслом жизни отличает людей от животных. Также не менее важную роль играет ответ автора на вопрос “зачем всё?”: «Давайте подождём миллиарды годиков и узнаем ответы на все “зачем”». Своим высказыванием А.М. Адамович наводит нас на мысль, что человечество никогда не получит ответ на самый важный вечный вопрос.

Несмотря на это, по мнению автора, “смысл жизни - в самой жизни”. Позиция автора для меня является спорной. С одной стороны, именно в течение своей жизни человек находит собственные причины, чтобы жить, которые и являются целью его существования. Но, с другой стороны, верно будет и обратное высказывание: “жизнь – в смысле жизни”, так как существование человека, не знающего, зачем он живет, бессмысленно.

Подтверждение моей позиции можно найти романе “Евгений Онегин” великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Онегин, главный герой произведения, пытается найти свой смысл жизни через новые увлечения, но “построить” его на ложных ценностях не выходит. Отсутствие истинной причины жить приводит Евгения к тому, что он становится ко всему равнодушен. Теперь он уже не живет, а просто существует. На этом примере мы видим, как отсутствие смысла жизни губительно влияет на нравственную сторону жизни человека, превращая его в доживающую свой срок оболочку.

Также аргументом, подтверждающим мою точку зрения, может служить произведение аргентинского писателя Гильермо Саккоманно “Человек из офиса”. Все люди в мире романа абсолютно безлики, потому что ни к чему не стремятся и ничего не ждут от своей жизни. У них есть жены, которых они не любят, дети, которых они не хотели, работа, которую они ненавидят. Из-за отсутствия смысла жизни у всего общества эти люди уже давно мертвы духовно, и теперь находятся в шаге от полного вымирания.

Подводя итоги написанному выше, хотелось бы отметить, что наличие смысла жизни – одна из причин, по которой человек может называться человеком, а его отсутствие ведет к духовной и нравственной деградации, делая людей подобными животным, слепо подчиняющимся инстинктам и выполняющим одну-единственную функцию, данную природой.

На вопрос Помогите с примером из жизни (из истории) на тему смысла жизни Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) заданный автором Мару лучший ответ это В процессе создания сочинения, отзыва, эссе, устного высказывания нужно обосновать основную мысль (тезис) соответствующими теме аргументами, цитатами и примерами, что вызывает трудности у школьников.
Здесь приведены примеры тезисов, цитат и аргументов по следующим проблемам:
1) В чем смысл жизни?
2) Что такое свобода, добро, истина?
3) Счастье и совершенство.
4) Эволюция и революция.
5) Мировая бессмыслица и мировой смысл.
6) Самопознание.
7) Осмысление законов жизни.
Возможные тезисы:
1) Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, сча­стья...
2) Свобода - это осознанная необходимость.
3) Счастье - это цель конечная, совершенство - бесконечная.
4) Основные противоречия жизни решаются путем естест­венного развития.
5) Бессмыслица - только исчезающая тень смысла.
6) Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
7) Живя во времени, мы живем в малом. Через малое мы со­прикасаемся с вечным.
Цитаты:
1) Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни (Ф. М. Дос­тоевский).
2) Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (К. Маркс).
3) Свобода - это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравст­венности (Ю. Бондарев).
4) Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано (И. Бунин).
5) Революция как Сатурн - она пожирает своих детей (Г. Бюхнер).
6) А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, до­копавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неиз­веданной глубины (Ю. Бондарев).
7) Тот, кто жил лучшими стремлениями своего времени, жил для всех времен (Ф. Шиллер).
Аргументы:
1) Какое переживание лирического героя выражено в стихо­творении А. С. Пушкина «Пророк»? Прежде всего это чувство тревоги, вызванное своей прежней поэтической деятельностью («духовной жаждою томим...»). И это чувство ответственности перед людьми, - чувство, обусловленное пониманием пророче­ской роли поэта. Поэт - такой же смертный человек, как и все люди. Но он отличается от них: ему дано видеть, слышать, пони­мать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Это дает право пророку «глаголом жечь сердца людей».
2) Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В. Г. Белинский). Евгений Базаров идет дальше своих литературных предшественников: он отстаи­вает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон»: Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспо­коенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.
3) В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять её трактовку, необ­ходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Анд­рея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей... Целью этого пути является обрете­ние смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счаст­ливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для себя, что жить надо так, чтобы люди не жили незави­симо от их жизни, чтобы все они жили вместе.

Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

В помощи людям

  1. Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» . Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
  2. Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.

В материальных ценностях

  1. Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» , считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
    2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.

В служении Родине

  1. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» . Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно – несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея – это его отчизна и любовь к ней.
  2. Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» , Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.

В любви

  1. Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
  2. Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.
  3. Поиски смысла жизни

    1. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
    2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
    3. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.
    4. Ложный смысл жизни и последствия ошибки

      1. В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
      2. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
      3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.

Человек в какой-то момент задумывается над вопросом: «Для чего он был рожден на этот свет? В чем смысл жизни?» И этот нелегкий вопрос каждый решает, как может.

В качестве литературного аргумента можно представить произведение И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Обломов, вполне культурный и добрый человек, так и не смог раскрыться, представить свои лучшие качества. Отсутствие высокой цели обрекает на нравственную гибель. И даже прекрасное чувство любви к Ольге Ильинской не сумело спасти его.

Мучился поиском смысла жизни и герой пьесы А. П. Чехова «Чайка» – начинающий писатель Константин Треплев: «…вы знаете, куда идете, а я все ещё ношусь в хаосе грез и образов…».

В произведении другого писателя И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показан человек, который поклонялся лживым ценностям. Деньги были для него всем и все вокруг кружили и прислуживали не столько ему, сколько его деньгам.

Но когда он умирает, оказывается, что истинное счастье прошло мимо него, его он так и не постиг. И даже самые родные люди, жена и дочь, не горюют о кончине Господина из Сан-Франциско.

Обновлено: 2017-10-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.