Кудеяр территория вкусной еды. Несметные клады разбойника кудеяра

Разбойник Кудеяр -- один из самых популярных персонажей фольклора.

Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

Кто такой Кудеяр?

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения: Кудеяр (тюрк. перс. Xudāyār «возлюбленный Богом»). Но ряд исследователей не согласны с тюркским происхождением имени Кудеяр и указывают на то, что имя Кудеяр было достаточно распространено в Западной и Центральной Руси и означало «сильнейший из чародеев».

  • Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре и его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.
  • Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батори, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Батори (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников Грозного Царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий в русском варианте Сигизмундович.
  • Ещё одна версия гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Легенда о Кудеяровой пещере и её сокровищах

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.

Вот одна из легенд о кладе Кудеяра.

Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, - густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус, поросший в то время соснами.

Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище "Пушки" были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.

Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.

У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.

Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.

Народная песня

БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

Слова Н. А. Некрасова

Исполняет Ф.Шаляпин в хоровом сопровождении (запись 1932 года):

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
сам Кудеяр - Питирим!

Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (сказ приведен в конце страницы). Сказ основан на фольклорных легендах о Кудеяре-атамане. Смысл стихотворения Некрасова и первоначальной легенды в песне не сохранен. И в легенде, и у Некрасова герой выступает как народный мститель: бросив разбой, он становится паломником и отшельником, живет в лесу один (а не уходит в монастырь), но молитвы ему не помогают. Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает холопов». Также в некрасовском оригинале нигде нет упоминания о том, что инок Питирим и Кудеяр - одно лицо. Вероятно, что данная песня - не стихийная народная обработка, а результат деятельности какого-то автора из церковной среды.

Легенды о Кудеяре-атамане связаны с районом Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках - село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и др. Но вообще, легенда о двух великих грешниках - очень распространенная у разных народов, особенно она популярна у восточных славян; в данном случае герой назван Кудеяром, но это не обязательно. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама.

ВАРИАНТ 1

Было двенадцать разбойников

Слова Н. А. Некрасова (в нар. обработке)

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Инок честной Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман.
Много разбойнички пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь пошел он
Богу и людям служить.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр-Питирим.

ВАРИАНТ 2

Жили двенадцать разбойников

Жанна Бичевская - "Баллада о двенадцати разбойниках"

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.

Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу он молится,
Будет ему он служить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 2, ZeKo Records, 1996 (запись 1994 г.)

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

О двух великих грешниках
<Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»>

Н. А. Некрасов

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево -
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб - три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут - продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул - и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков! (1876)

Н. А. Некрасов. Полн. Собр. соч. и писем в 15-и томах. Т. 5. - Л., «Наука», 1982 (печатается по типографскому оттиску 1876 года с восстановлением по наборной рукописи фрагментов, измененных Некрасовым для печати)

В некоторых изданиях последняя строфа:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
- сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
- нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
- публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

«Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии - он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).

Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II. (

Немало мест на Руси связано с легендарным разбойником Кудеяром. В книге «Приходы и церкви Тульской Епархии», изданной в Туле в 1895 г. мы находим следующие сведения, относящиеся к селу Страхово Алексинского уезда (ныне Заокского района): « С. Страхово лежит в лесистой местности при почтовой дороге из Тарусы (Калуж. губ.) на станцию Иваново Моск.–Кур. ж. д., на разстоянии 70-ти вёрст от Тулы и 30 от Алексина. Название села связано с именем московского изменника, белевскаго дворянина, разбойника Кудеяра. Поселившись в лесу со своею шайкою над Окою, вблизи нынешняго села Страхова, он наводил страх на жителей этой местности. Отсюда название с. Страхово».

В упомянутой книге есть сведения и о Чаплыгинском городище Чернского уезда, где якобы были скрыты сокровища разбойника, а Боянов овраг (в плане владений помещицы Маляревской он значится как Буянов), расположенный близ могильного поля, находящегося с западной стороны городища «может быть, и получил свое название от буйств, производимых разбойничьею шайкою Кудеяра».

Рассказывая о пребывании И.С. Тургенева на тульской земле, краевед Василий Анисимович Новиков, в своей книге «И.С. Тургенев в Тульском крае», отмечал, что писатель хорошо знал рассказы о разбойнике Кудеяре, которые местные крестьяне передавали из поколения в поколение. Василий Анисимович указывает и на размещённые в газете «Тульские губернские ведомости» (№ 2–6, 1850) народные предания, повествующие о разбойнике.

Легенды о нём были широко распространены и в других российских губерниях. Отсюда можно предположить, что именем разбойника, ставшим нарицательным, могли пользоваться атаманы разных разбойничьих шаек.

Доподлинно же известно, что в правление Царя Иоанна IV Васильевича Грозного, действительно жил боярский сын Кудеяр Тишенков, родом из города Белёва (ныне Тульской области). Он был в числе изменников, которые без особых препятствий провели крымского хана Девлет-Гирея к Москве в мае 1571 года. Столица тогда была сожжена.

Доктор исторических наук Борис Николаевич Флоря, в своей работе «Иван Грозный», указывает, что сведения о перебежчиках Царю доставил Севрюк Клавшов, посланный гонцом в конце лета 1571 года в Крым к Девлет-Гирею. “Дети боярские белевцы Кудеяр Тишенков дa Окул Семенов дa кaлужaне Ждaн дa Ивaн Вaсильевы дети Юдинковы, дa коширяне Сидор Лихaрев, a прозвище Сотник, дa серпуховитин Русин, a с ним десять человек их людей”. Этот список из «Крымских дел», хранящихся Центральном государственном архиве древних актов приводит в своём труде «Опричнина» историк Александр Александрович Зимин. Из документа следует, что самым активным был именно Кудеяр Тишенков, он упорно настаивал на походе на Москву: “И ты-де, госудaрь, поди прямо к Москве, a вождь-де, государь, тебе через Оку и до Москвы яз”.

Своим предложением, Кудеяр и другие изменники нарушали планы Девлет-Гирея, целью которого был набег на район Козельска. Походу на Москву противились и крымские военачальники. Но заверения в отсутствии, каких либо серьёзных препятствий убедили хана, и он направился к столице Руси. В порыве преданности Тишенков заявил, что готов сесть на кол, если завоеватель не одержит победу: “Толко-де ти приход к Москве не учинишь, и ты-де меня нa кол посaди у Москвы. Стоять ден противу тебя некому”

Стараниями Кудеяра, вероятно, и были найдены броды через реку Оку, благодаря чему орда крымского хана миновала русское войско занявшее оборону на берегу.

Позднее, получив от Севрюка Клавшова сведения об изменниках, Царь Иоанн Васильевич полагал, что в силу своего не столь знатного положения они являлись лишь орудием в руках высокопоставленных бояр. В разговоре с послом крымского хана Государь отметил: “Брат наш Девлет-Гирей, сослався с нашими изменники з бояры, да пошел на нашю землю, а бояре наши еще на поле прислали к нему с вестью встречю разбойника Кудеяра Тишенкова”.

Тишенков покинул Московское государство вместе с ханским войском и поселился в Крыму. О нём, в своих письмах Царю Иоанну Васильевичу из крымского плена, упоминал думный дворянин Василий Грязной. Из них следует, что Кудеяр пребывал в милости у хана и занимал важное положение. Но в 1578 году, уже сам Тишенков вступает с Царём в переписку, испрашивая прощение за измену и изъявляя желание вернуться на Родину. Иоанн Васильевич был благосклонен и дал своё согласие: “и будет на наше имя ехати похочешь, и ты бы свои вины покрыл правдою, на наше имя ехал, а мы тебя пожалуем, вины твои тебе отдадим и сумнения бы еси себе не держал”. Далее, следы боярского сына из Белёва теряются. Сведений же о том, что он и разбойник Кудеяр один и тот же человек – не имеется, хотя и упоминается, что разбойник был родом из Белёва.

Истории о Кудеяре, о его многочисленных набегах и грабежах, вселявших в сознание народа страх и ужас, породили множество легенд, а они, в свою очередь, послужили источником для создания художественных произведений. В репертуар Фёдора Ивановича Шаляпина, входила песня «Сказание о двенадцати разбойниках», в основу которой легло предание «О двух великих грешниках» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», где воспевался раскаявшийся в своих злодеяниях разбойник Кудеяр.

Протоиерей Александр Рудниченко настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волковичи.

Источники:

1. Приходы и церкви Тульской Епархии. Тула, 1895.

2. Новиков В.А. И.С. Тургенев в Тульском крае. Тула, 1990.

3. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., Мол. гвардия, 1999.

4. Зимин А.А. Опричнина. М., Территория, 2001.

5. Шокарев С.Ю. Переписка Ивана IV Грозного с Василием Грязным и русско-крымские взаимоотношения второй четверти XVI в. // Историко-публицистический альманах «Москва-Крым» №1, М., 2000.

Одним из знаменитейших персонажей русской мифологии является Кудеяр. Он, прежде всего, интересен тем, что есть, как минимум, несколько трактовок кем он был по своей «профессии» и даже по происхождению.

В фольклоре курской, брянской, воронежской, тульской, смоленской, рязанской, и многих иных земель, он фигурирует как коварный и известный разбойник, который за свою «карьеру» успел украсть несчётное количество различных кладов. Ныне, согласно поверьям, все они спрятаны в сети пещер и подземелий центральной Руси.

Многие учёные, специализирующиеся на изучении народных преданий и верований, считают, что Кудеяр имел татарское происхождение. Тот же Карамзин упоминает некого мурзы из Крыма Кудояра. Безусловно, эта версия заслуживает того, чтобы рассматривать, как одну из наиболее вероятных и правдоподобных, но, тем не менее, существуют и иные теории. Многие из них базируются на более подробном аналитическом изучении имени разбойника. В Южной части русских земель имелось колоссальное количество сёл, которые носили название «Кудеяровка», что позволяет поставить под сомнение татарское происхождение этого слова. Так же имеются и Кудеяровы горы, пустоши и курганы.

Существует предания, которое повествует о Кудеяре, как об одном из волхвов. Согласно этой легенде он имел колоссальные богатства, добытые из земных недр, ведь, для его блага, трудилось множество кузнецов. Они плавили и ковали различные металлы, например, серебро, золото, медь, чугун, сталь и железо. Данная теория также предлагает сосредоточить внимание на том, что кузнечное ремесло в более древние времена было достоянием только Магов-Волхвов, и лишь позднее основы этих тайн были переданы обычным людям. Отсюда происходит слово «кудесник». Также волхвы обладали силой, которую именовали «Ярь». Ярь представляет собой светлую силу, одного из главнейших рангов Небес. Кудесник-Ярь это ничто иное, как Кудеяр. В соответствии с этой версией не наблюдается никаких исторических конфликтов имён, и она смотрится более подходящей, поскольку даёт объяснение абсолютно всем вехам легенды, и правдоподобной.

Слова «ярь» постепенно преобразовалось в слово «ярость», ведь именно с помощью силы предками русских побеждались неприятели и враги Рода. Изначально ярь, как энергию и силу, приписывали только воинам «карабам», которые являлись воинским отрядом Светлых сил. Этот отряд составляли кудесники, ведьманы и чародеи, и они представляли собой главную силу защиты Духа традиций, а православными священниками именовались, как язычники, варвары и огнепоклонники, иначе говоря, абсолютно не угодные церкви элементы. Потому в легендах имя Кудеяра постепенно стали искажать, и из Светлого Воина Волхва-Мага сделали обычного убийцу и разбойника.

Кудеяр – полулегендарный персонаж, лихой и жестокий разбойник. Согласно народным преданиям, он - не то брат Ивана Грозного, не то сын племянника короля Польши. Его соратниками были разбойница Анна, Болдырь и проклятая дочь Любаша, призрак которой и ныне показывался неподалеку от Оптиной пустыни. Сказы о Кудеяре и его богатейших кладах живы в народе до сих пор. А в Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

Особенно активно клады Кудеяра разыскивали в XIX веке по подложным письмам и описям. Говорят, что в брянских лесах есть места, где над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки. А два раза в неделю в полночь слышен жалобный плач ребёнка.

О происхождении разбойника Кудеяра спорят до сих пор. Есть по этому поводу несколько версий. По одной из них, Кудеяр имеет настоящее имя Георгий Васильевич и он - сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный в монастыре. Её силой заточили в монастырь, когла ей было 40 лет, для того, чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской.

У Соломии родился мальчик, который вскоре, как утверждалось, умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Видимо, ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой великого князя, Еленой Глинской, и тайно переправили его к крымскому хану. По другой версии, после рождения мальчика вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах. Там он вырос и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем. Таким образом, он является старшим братом Ивана Грозного.

Согласно другой легенде, Кудеяр является племянником польского короля. Поссорившись с отцом, бежал к казакам на Днепр и перешел на службу к русскому царю. Таким образом, он стал опричником царя Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Габор-Георгий.

По другой версии, он – боярин Кудеяр Тишенков, современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея тайные броды через реку Оку, чтобы те подобрались к Москве. Отступая с ними после поражения, Тишенков оказался в Крыму. Вскоре он лично написал письмо Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Далее следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр и Кудеяр Тишенков - один и тот же человек, нет.

Многие легенды называют Кудеяра татарином, знавшим русский язык. Действительно, само имя Худияр - тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом».

Кудеяр был огромного роста и злого нрава. По документам, найденным в Саратовской и Воронежской губерниях, он собирал ханские подати, причем грабил людей нещадно. Затем с большим богатством, возвращаясь в Орду, на саратовской степной дороге он решил скрыть от хана взятую дань. Поселившись в Воронежских землях, Кудеяр стал разбойничать. Потом взял силой в жены русскую красавицу, которую увез с собой.

Из-за такого обилия версий, историки пришли к выводу, что разбойников на Руси было много и именем Кудеяр пользовались несколько атаманов. Одно несомненно: в отличии от защитника бедноты, Степана Разина, Кудеяр считался злобным разбойником, от которого людям не было пощады. Народ его осуждал и боялся, и в старину его именем пугали непослушных детей.

В преданиях многих старинных русских городов есть версии, что свои клады Кудеяр зарыл именно на их территории. В качестве одного из мест, где, как утверждается, положены заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. Рассказывают, что в городище скрыты сокровища, но нечистая сила тщательно их оберегает. Поговаривают, что в Кудеярове колодезе укрыты 12 бочек золота.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра - Любаши, которая была проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!». Чтобы избавиться от нечистой силы, монахи дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

Особенно много преданий о похождениях Кудеяра ходит по южным и центральным городам России. Во многих областях есть деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудеяровы леса и пещеры.

В Cаратовской губернии есть село Лох, примостившееся в центре возвышенностей, покрытых лесами. Одна из них - Кудеярова гора, в которой находится пещера, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, в ней скрыты богатейшие сокровища. Эта легенда также описывает пещеру, когда в ней прятались разбойники.

«Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким, и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». Действительно, археологи нашли остатки какой-то трубы. В настоящее время внутрь таинственной горы ведут три хода.

Сейчас входы закрыты из-за риска обвалов. Раньше смельчаки совершали многочисленные попытки проникнуть внутрь, но упирались в непроходимые завалы камней. Как уверяет один кладоискатель, однажды он разглядел за завалами какие-то дверные кольца. Возможно, это была дверь к заветной сокровищнице.

К сожалению, достигнутые успехи по поиску кладов в этой горе пока очень скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Старожилы рассказывают, что счастливчики все-таки были. Одному крестьянину удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, но тоже медных.

Впрочем, поиски кладов продолжаются и в наше время. Говорят, что на старости лет Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать свои грехи. Правда, где находилась эта церковь, также неизвестно.

Даже самые продвинутые историки не могут ответить на вопрос, являлся ли знаменитый разбойник Кудеяр реальным лицом. Возможно, многочисленные рассказы о нем - лишь легенды, народные предания. Но как бы то ни было, сказы о Кудеяре и богатейших кладах, якобы спрятанных им и его товарищами по разбою, живут до сих пор.


Сначала об имени Кудеяр. Считается, что оно тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом». Может показаться неожиданным, но пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным.

Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он - старший брат самого Ивана Грозного! Известно, что отец Грозного, Василий III, был женат дважды. Его первая супруга, княгиня Со-ломония Сабурова, оказалась, по мнению знахарей, бесплодной. Долгое время Василий добивался развода с ней. Вторично он женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.
Между тем сорокалетняя Соломония, заточенная в Покровский монастырь в Суздале, неожиданно тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. Но Соломония спрятала сына: объявила его умершим и даже инсценировала похороны. На самом же деле она тайно переправила Георгия в Крымское ханство.

В Крыму мальчик получил новое имя -Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

Российский Робин Гуд?

Согласно другой версии, Кудеяр был татарином и служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.
Для полноты картины следует упомянуть еще о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове, боярском сыне, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея.



Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.
Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить.

Магическая сила

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. Не редкость в районах Центральной России «объекты», так или иначе связанные с именем Кудеяра. Во многих губерниях можно найти деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудея-ровы леса и пещеры.

Народная молва наделяла Кудеяра магическими способностями. «А то еще был Кудеяр, - говорится в одном из преданий. - Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, и поминай как звали».

Согласно легендам, Кудеяр со своими соратниками орудовал сразу во многих местах, на чрезвычайно обширной территории. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том. что под именем легендарного атамана разбойничали несколько банд, «авторитетным» именем пользовались и другие главари.

Естественно, награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки.

Чертово городище

Таких городков, а значит и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад - задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах -золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях - и попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел монах Оп-тиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку. Возможно, до сих пор где-то хранится этот ключ к богатствам, зарытым разбойниками близ городов Козельск и Лихвин. И богатствам немалым - двенадцать бочек чистого золота!

Другим местом, указанным в названной кладовой записи, является так называемое Чертово городище, или Шутова гора - глухое лесное урочище километрах в двадцати от монастыря Оптина пустынь, рядом с дорогой из Козельска в Лихвин. Место, надо полагать, не случайное: именно по этой дороге в старину шли обозы с товарами, на которые нападали разбойники.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают возвышенности, покрытые лесом. Одна из них - Кудеярова гора - знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Таинственные кольца

Легенда описывала подземные «апартаменты» разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода. Сейчас забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. Увы, достигнутые успехи - более чем скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, к сожалению, тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски кудеяровых сокровищ, надеясь на удачу.

Нет сведений ни о времени рождения атамана, ни о дне его кончины. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов: «Денно и нощно Всевышнего/ Молит: грехи отпусти!/ Тело предай истязанию,/ Дай только душу спасти!» Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому неизвестно.

Геннадий ЧЕРНЕНКО
"Тайны ХХ века " 2012