Коллективист отличается от индивидуалист. Индивидуалист и коллективист: особенности поведения в коллективе

Длительное время спор между коллективизмом и индивидуализмом в нашей стране однозначно решался в пользу первого. Считалось, что коллективизм совместим с гуманизмом, а индивидуализм - нет. Однако, как мне представляется, с точки зрения подлинного, недекларируемого гуманизма коллективизм так же неприемлем в качестве всеобщей нормы поведения людей, как и индивидуализм. Возведенный во всеобщую норму коллективизм разрушает в человеке личность, индивидуальность, навязывает ему конформистское поведение (овцы в стаде), превращает его в винтик общественного механизма.

Как можно видеть из сказанного, я не против коллективизма вообще, а против его возведения во всеобщую норму поведения, против однозначной интерпретации человеческой морали как коллективистской.

Если говорить о коллективизме как одной из форм поведения, то, безусловно, он может иметь положительное нравственное значение. Еще Сенека дал хороший образ коллективизма. Он писал: “Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть” . Древнеиндийская мудрость гласит: “Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать”. Еще одна мудрость, идущая из глубины веков: “Веника не сломишь, а прутья по одному все переломишь”. Уже в наше время Булат Окуджава сочинил песню, которая начинается словами: “Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке”. Эта песня стала знаменитой, а приведенные слова - знаменем сопротивления тоталитарному режиму. Нельзя отрицать, что коллективизм может умножать силы людей и помогать в решении задач, которые не в силах решить отдельные, не связанные друг с другом люди.

Зададимся, однако, вопросом: всегда ли, во всех случаях коллективизм хорош? При внимательном и непредвзятом рассмотрении этого вопроса оказывается, что коллективизм не всегда хорош, а в ряде случаев просто вреден и губителен.

Всегда ли цели той или иной группы людей согласуются с интересами отдельных людей и/или всего человеческого общества? Нет, не всегда. Назову к примеру такие негативные явления, как групповщина, компанейщина, кумовство, местничество, ведомственность, национализм, шовинизм, расизм, бандитизм. А круговая порука? В свое время она была бичом крестьянских общин. Круговая порука - это, в сущности, другое название, так сказать, негативный слепок коллективистского принципа “Один за всех и все за одного”. Да, будем откровенны: столь уважаемый и почитаемый коллективистский принцип отнюдь не всегда служит нравственным целям. И не только взятый в целом, но и по частям. Возьмем первую часть принципа. Существует немало ситуаций, когда лучше не “один за всех”, а “один против всех”. Например, если ученый сделал открытие, установил истину, то он вправе выступать в защиту своего открытия, истины, даже если ему приходится идти против “всех”, большинства, многих... Вспомним Коперника и Галилея, выступивших против всеобщего заблуждения. Не случайно говорят, что истины не устанавливаются голосованием. Вообще вопрос о голосовании, о подчинении меньшинства большинству очень непрост. Мы знаем, например, что в отдельных случаях применяется право вето, когда один может заблокировать решение многих. А интересы национальных меньшинств? Далеко не всегда они соответствуют интересам большинства.

Если возьмем вторую часть коллективистского принципа - “Все за одного”, - то его, мягко говоря, невсеоб- щность видна невооруженным глазом. Отрицательные примеры? Пожалуйста: кровная или родовая месть, культ ру- ководителя-вождя.

Коллективизм может быть так же разрушителен, как строевой шаг солдат, идущих по непрочному мосту.

Нам не нужно единства во чтобы то ни стало, любой ценой. Когда говорят о положительном значении единства, то нередко вспоминают притчу о старике-отце и венике, или принцип властителей “разделяй и властвуй”. При этом забывают, что единство любой ценой так же плохо, как и отсутствие единства. Недаром стало популярным такое выражение: “Удушение посредством объятий”.

Когда индивидуализм распространен так же, как коллективизм, всеобщее оболванивание невозможно. Невозможны культ вождя, деспотизм, массовый террор и репрессии.

Индивидуалистов можно сравнить с графитовыми стержнями в атомном реакторе. Наличие определенного количества и качества графитовых стержней в массе ядерного вещества не дает возможности цепной реакции распада перейти в неуправляемую фазу ядерного взрыва. Если индивидуалистов мало, то коллективистски настроенные люди могут погубить сами себя и общество, в котором они живут. Коллективисты склонны к единству действий настолько, что они готовы (как стадо овец) увлечь себя каким-нибудь политическим безумцем в пропасть самоуничтожения или тупикового пути развития. Индивидуалисты при любой политической ситуации не дают себя увлечь теми или иными лидерами. Их настроения и интересы разновекторны, и поэтому общество, в котором они занимают такие же сильные позиции, как и коллективисты, эволюционирует не так быстро, с оглядкой и осмотрительно. Разновекторные устремления индивидуалистов не позволяют обществу стать монолитом, который мог бы сорваться подобно камню в пропасть.

Одно дело - коллективизм как естественное стремление людей к объединению, как добровольное их объединение для умножения сил. Другое дело - коллективизм как принцип официальной морали, как всеобщий принцип поведения людей. В этом случае коллективизм теряет естественность, добровольность и приобретает характер императива, принудительной нормы-меры, “удушения посредством объятий”.

Вполне в соответствии со своей доктриной уничтожения частной собственности коммунисты абсолютизируют коллективистское начало человеческой природы. Эта абсолютизация фактически ведет к отрицанию человечности, к антигуманизму. Ведь человеческая природа и генетически, и поведенчески многообразна. Она представляет собой статистический разброс коллективистских, индивидуалистических и смешанных типов. Делая упор на коллективизме, коммунисты этим вольно или невольно шельмуют, подвергают остракизму большую часть человеческого сообщества (индивидуалистические и смешанные типы). Практика коммунистического строительства в XX столетии наглядно это показала.

  • Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XCV.

Проявления индивидуализма и коллективизма в поведении сотрудников могут быть одинаково полезны для трудовой деятельности. О том, как взаимодействовать с коллективистами и индивидуалистами, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое индивидуализм и коллективизм

Индивидуализм и коллективизм представляют собой особые типы поведения людей, основанные на особенностях психологического склада и близкой по духу идеологии.

Скачайте документы по теме:

Индивидуализм характеризуется противопоставлением интересов отдельной личности интересам коллектива и общества. Индивидуализм можно охарактеризовать фразой - «человек и мир вокруг него».

Интересы человека здесь первичны, с другими людьми индивид договаривается о совместных общих интересах. Договоренности регулируются в соответствии с законами. С окружающей средой человек взаимодействует, исходя из собственных интересов.

Коллективизм - это общество и человек в нем. Главное здесь - общность. Человек работает на обеспечение интересов общества, а уже потом обеспечивает и свои интересы. Индивид воспринимает себя только как часть коллектива .

Таким образом, коллективизм - это принцип общественной жизни и работы людей, который проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным, в сотрудничестве и взаимопомощи. В отличие от индивидуализма, в коллективизме мировоззренческие ценностные ориентации направлены на организацию общественной жизни. Важен коллектив, совместные действия граждан, основанные на общности интересов, взаимопомощи, солидарности и ответственности.

Как коллективизм и индивидуализм проявляются в межличностных отношениях на работе

Подобные проявления коллективизма или индивидуализма в межличностных отношениях нельзя смешивать со стремлением к карьере или отсутствием желания продвижения.

Индивидуалиста предпочитает пробиваться в жизни за счет личных и профессиональных способностей, личного опыта и труда. Коллективист пробивается вместе с коллективом, за счет группы и исполнения своей роли в коллективе .

Индивидуализм и коллективизм как мировоззренческие ценностные ориентации

Индивидуализм и коллективизм не следует смешивать с эгоизмом и альтруизмом, замкнутостью и общительностью, и другими качествами того же рода. Коллективист в работе не обязательно ставит интересы коллектива выше своих личных. Он вполне может предавать коллектив за свои мелкие выгоды и, пребывая в группе, ненавидеть ее участников.

Индивидуалист может оказаться достаточно общительным человеком, отзывчивым на просьбу о помощи коллеги. И даже избегая привлечения к себе внимания, может любить людей и быть преданным коллективу, в ряде случаев жертвовать своими интересами ради достижения результата .

Объясняются такие мировоззренческие ценностные ориентации приверженцев индивидуализма и коллективизма тем, что индивидуалист психологически самодостаточен. Ощущает себя независимо от своей социальной позиции как целостную личность. Коллективист же воспринимает себя как единицу чего-то целого и принимает принцип, что интересы коллектива выше интересов личности.

Для индивидуалиста интересы членов коллектива по отдельности и коллектива равноценны. Грамотно используя этот постулат, HR-специалист и руководство может выстроить эффективный рабочий процесс с индивидуалистом.

Коллективизм и индивидуализм в России исторически заняли позиции сильного противостояния, что до сих пор негативно отражается на взаимоотношениях между приверженцами этих идеологий.

В большинстве российских организаций индивидуализм подсознательно воспринимается негативным проявлением и имеет низкую оценку личностного начала в обществе, а коллективизм - высокую. Но для успешной рабочей деятельности руководству необходимо избегать подобных перекосов для обеспечения эффективности труда .

Параметры коллективизма делают индивида более приспособленным к сложным условиям современного общества, чем проявления индивидуализма. Это означает, что коллективист обычно подвижнее, гибче, лояльнее в работе, чем индивидуалист.

Однако есть виды деятельности, с которыми хорошо справляются лишь индивидуалисты. В основном это виды творческой деятельности, где коллектив не способен заменить отдельную личность не имеет никаких преимуществ перед ней.

Успешной работе индивидуалиста помогают основные ценности индивидуалистической культуры:

  • свобода в поступках и самодостаточность;
  • самостоятельность в суждениях;
  • отличие от других и независимость;
  • комфортное ощущение себя в любом окружении или в одиночестве.

Этика коллективизма и этика индивидуализма во взаимоотношениях персонала

Этика коллективизма и этика индивидуализма могут рассматриваться с точки зрения трудовой деятельности человека.

Выстраивая рабочие и партнерские отношения с индивидуалистом, следует иметь ввиду, что он воспринимает себя как автономное существо. В других людях он признает таких же суверенных личностей. И даже к коллективу, в котором индивидуалист по долгу работы вынужден находиться, он относится как к равноправной единице.

Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше он себя чувствует связанным с другими, тем большим идеологическим коллективистом является.

В коллективистских культурах высоко оценивается «правильное поведение», жизнь по обычаю, по уставу, корпоративным ценностям . Поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению системы отношений, основанных на взаимности.

Вывод

Проявления индивидуализма и коллективизма равно важны в рабочем коллективе. Руководству предприятия важно избегать отдавать предпочтение какой-то одной из особенностей поведения сотрудников.

первоисточник: лат. colligo – соединяю, объединяю) – особенность, характерная черта социалистич. и коммунистич. обществ. отношений и принцип коммунистич. морали, выражающий товарищество, солидарность, единство и общность интересов людей, их преданность общенародному делу. К. в корне противоположен индивидуализму и эгоизму. К. – важнейший принцип классовой борьбы пролетариата. При социализме и коммунизме К. является всеобщим принципом нравств. поведения человека, соответствующим господствующим социальным отношениям. В примитивной форме коллективистские отношения существовали в первобытном обществе. Их материальной основой была общинная собственность на средства произ-ва. Коллективистские отношения воплощались в узах родства, общих потребностях, взаимопомощи в труде, в уравнит. распределении продуктов. С разложением первобытнообщинного строя и возникновением классов К. перестал быть принципом обществ. отношений. "Самые низменные побуждения, – писал Энгельс, – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждению, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят к его гибели" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 99). В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком, возникли отчужденность и вражда между людьми. Эволюция коллективистского сознания в классово-антагонистич. обществе связана с революц. борьбой угнет. масс; в этич. воззрениях идеологов масс разрабатывались представления об общности интересов угнетенных, о любви к людям, требования счастливой жизни для всех людей и т.д. Идеи верности общему делу, взаимопомощи, товарищества составляли положит. содержание морали передовых классов. В период формирования капиталистич. отношений, ранних бурж. революций и утверждения бурж. строя в развитии коллективистских идей наметились различные тенденции. Идеи К. содержались в учениях нек-рых прогрессивных бурж. мыслителей 17 – 1-й пол. 19 вв. Напр., Гельвеций, выступая против реакц. религ. морали, противопоставлял ей "земную" нравственность, основу к-рой, наряду с "чувственными впечатлениями, себялюбием, наслаждением...", составляет также доктрина "...правильно понятого личного интереса..." как главного мотива человеч. поступков (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Он видел осн. задачу морали в определении условий, при к-рых возможно согласование "правильно понятого личного интереса" с т.н. общим интересом. "...Добродетельный человек не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, – такой человек невозможен, – а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным" (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 213). У Фейербаха коллективистские идеи нашли выражение в учении о морали, осн. принципами к-рой были якобы свойственное людям от природы сердечное влечение друг к другу и стремление к счастью. Истинная мораль, по Фейербаху, "...не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей Она знает только товарищеское, общее счастье" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 621). Бурж. мыслители не смогли научно обосновать гармонию личных и обществ. интересов, т.к. не выходили за рамки бурж. общества, не выступали против его материальных основ – частной собственности и эксплуатации. Важную роль в развитии коллективистских идей сыграли учения представителей утопич. социализма (Мор, Кампанелла, Морелли, Мабли и др.). При своеобразии взглядов каждого утописта, что связано с конкретными историч. условиями их деятельности, в целом для них характерно отрицание частной собственности и выдвижение проектов организации обществ. произ-ва, объединяющего людей в единый коллектив. Принцип К. включен в систему Бабефа, к-рый выступил от лица пробуждавшегося пролетариата с планами установления во Франции коммунистич. строя, "общества равных". Отношения между членами коммунистич. хоз. общин должны складываться на основе коллективистских принципов равенства, всеобщего братства и общего благосостояния. Ликвидировать противоположность интересов можно, по мнению Бабефа, путем установления коммунистич. порядка, "...при котором никто не должен ничем владеть частным образом, в котором все должны пользоваться всем сообща" (цит. по кн.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, 1960, с. 61). В 19 в. коллективистские идеи получили дальнейшее развитие в соч. Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Сен-Симон разработал проект мероприятий с целью "...поставить человека в такое положение, чтоб его личные интересы и интересы общественные постоянно находились в согласии" (Избр. соч., т. 1, М.–Л., 1948, с. 115, прим.). Фурье в учении о человеч. страстях и "социетарном строе" пытался обосновать необходимость возникновения такого строя, к-рый способствовал бы удовлетворению присущих человеку страстей, согласованное действие к-рых "порождает страсть коллективную", и привел бы к полному расцвету задавленные при строе эксплуатации "сцепляющую", "разнообразящую", "упорядочи-вающую" страсти и страсть "гармонизма". Комбинированная гармония страстей должна стать принципом организации труда (см. Избр. соч., т. 1, М.–Л., 1951, с. 195–96). Коллективистские идеи выдвигались в соч. Кабе, Дезами, Вейтлинга и др. Вейтлинг считал, что человечество создаст социализм в виде гармонического общества и "...установит общность имуществ и соединится в одну большую дружную семью...", но в то же время отрицал значение организованного пролет. движения (см. "Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть", П., 1918, с. 9). Однако планы переустройства общества Сен-Симона, Фурье, Оуэна, др. утопистов и их последователей были оторваны от реальной жизни и отрицали революц. методы обществ. преобразований. В России проблемы К. разрабатывались революц. демократами (Герцен, Белинский, Чернышевский) и революц. народниками. Чернышевский рассматривал общинный строй как коллективистскую основу для перехода к социализму, нравств. обновления людей. Принцип "разумного эгоизма" в этике Чернышевского выражал сознат. подчинение всего личного общему делу борьбы за свободу и счастье народа, сознание обществ. долга, К. "...Общечеловеческий интерес, – по Чернышевскому, – стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного" (Полн. собр. соч., т. 7, 1950. с. 286). Однако он не смог дать последовательно-научного обоснования К. Развитие пролет. движения обусловило рождение новой, пролет. морали, противопоставившей бурж. индивидуализму принцип коллективизма. Маркс и Энгельс показали, что К. с неизбежностью порождается условиями труда и жизни рабочего класса, связанного с крупным произ-вом. "Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия...ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 435–36). Капиталистич. эксплуатация и развитие противоречий капитализма подводят пролетариев к необходимости классовой борьбы против капитала, защиты общеклассовых интересов. На первой ступени эта борьба носит еще стихийный характер, и коллективистское сознание возникает в среде рабочего класса первоначально как отражение опыта его экономич. борьбы. Однако в процессе борьбы против буржуазии в пролет. среде развивается понимание необходимости товарищества, солидарности и преданности общему делу. Коллективистский принцип "все за одного, один за всех" становится долгом, обязанностью рабочего – борца против капиталистич. рабства. Маркс говорил, что "человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 607). Научный социализм дает теоретическое обоснование пролетарскому К., способствует его распространению среди рабочих. Маркс и Энгельс доказали противоположность пролетарского К. "мнимой коллективности" эксплуататоров. "В существовавших до сих пор суррогатах коллективности – в государстве и т.д. – личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса... В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее... Общественные отношения, в которые вступали индивиды какого-нибудь класса и которые обусловливались их общими интересами против какого-либо другого класса, составляли всегда такую коллективность, к которой индивиды принадлежали лишь как средние индивиды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях существования своего класса; они находились в этих общественных отношениях не как индивиды, а как члены класса. Совершенно обратное имеет место при коллективности революционных пролетариев, ставящих под свой контроль как условия своего существования, так и условия существования всех членов общества: в этой коллективности индивиды участвуют как индивиды" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75–76). Достижение подлинной коллективности Маркс и Энгельс связывали с революц. уничтожением частной собственности и эксплуатации. К. рабочего класса включает в себя междунар. солидарность рабочих и всех трудящихся, к-рую марксизм противопоставляет как "...национальному эгоизму, так и лицемерному частноэгоистическому космополитизму..." (Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 587). Требование К. – ставить интересы общего дела рабочего класса выше частных интересов, классовые интересы выше групповых – нашло выражение в провозглашенном основоположниками марксизма лозунге "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Подлинный расцвет пролет.к. связан с неизбежностью победы коммунизма, "...в котором общность интересов возведена в основной принцип, в котором общественный интерес уже не отличается от интереса каждого отдельного лица!" (там же, с. 538). Маркс и Энгельс показали, что "только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода" (там же, т. 3, с. 75). "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (там же, т. 4, с. 447). Творчески развивая марксизм и марксистскую этику, Ленин внес существ. вклад в разработку вопросов коллективизма. Ленин показал, что К., как важнейший принцип классовой борьбы пролетариата, лежит в основе содержания пролет. морали, без овладения к-рым невозможен рост социалистич. сознательности пролетариата. Задача социал-демократов, писалЛенин, "...развивать в рабочих сознание своей солидарности, сознание общих интересов и общего дела всех русских рабочих, как единого рабочего класса, составляющего часть всемирной армии пролетариата" (Соч., т. 2, с. 305). Без воспитания пролетариата в духе К., дисциплинированности, преданности общему делу невозможны успешная политич. борьба и полная победа пролетариата над буржуазией. Воспитание пролетариата в духе коллективизма Ленин связывал с необходимостью сочетания интересов рабочего класса нашей страны с интересами мирового пролетариата. Ленин призывал бороться "...п р о т и в мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, за учет целого и всеобщего, за подчинение интересов частного интересам общего" (там же, т. 22, с. 332). Победа социалистич. революции, установление обществ. собственности, уничтожение эксплуатации и утверждение социалистич. обществ. отношений создают реальные возможности для объединения всех трудящихся, воспитания их в духе пролет.к. В условиях социализма гл. средством такого воспитания является социалистич. труд, основанный на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, т.к. "...собственность разъединяет, а труд соединяет" (там же, т. 31, с. 300). Ленин говорил, что в строительстве социализма "мы будем работать, чтобы вытравить проклятое правило: "каждый за себя, один бог за всех"... Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: "все за одного и один за всех"..." (там же, с. 103). В процессе строительства социализма и коммунизма на основе общности коренных интересов рабочих, крестьян, интеллигенции, в результате всесторонней идейно-воспитат. деятельности коммунистич. партии и социалистич. гос-ва происходит широкое внедрение К. во все сферы жизни трудящихся. Главными чертами всего социалистич. общества и каждого социалистич. коллектива являются: объединение людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда; органич. связь со всеми другими коллективами; наличие органов управления и координирования, уполномоченных в первую очередь представлять интересы коллектива и общества; принципиальное признание единства трудового человечества... (см. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, 1958, с. 353–56). Существ. чертой социалистич. К. является осознание места и роли каждого человека и коллектива в обществе, в системе социалистич. обществ. отношений, понимание значения и задач своей деятельности, развитие на этой основе произв. и обществ. активности и инициативы каждого труженика. Связь с производств. коллективом служит раскрытию и применению способностей, приложению труда и знаний человека, его коммунистич. воспитанию. Важную роль в укреплении коллектива, связей индивида и коллектива играет правильное сочетание материальных и моральных стимулов к труду. Значение и сфера деятельности производств. коллектива в социалистическом обществе расширяется и охватывает труд, организацию свободного времени, включающего отдых и дальнейшее научное, художеств., физич. развитие человека, а также во все возрастающей степени и его быт. Наиболее ярко эти особенности проявляются в движении за коммунистический труд. В условиях социализма в сознании и поведении нек-рых людей еще сохраняются пережитки капитализма, к-рые проявляются, напр., в форме мелко-собственнич. психологии, эгоизма, национализма, суеверий и предрассудков и т.д. Эти пережитки преодолеваются в процессе коммунистич. строительства, усиления обществ. воздействия на членов общества, являющихся носителями пережитков. К. в условиях социализма проявляется в морально-политич. единстве общества, социалистич. интернационализме, дружбе и братском сотрудничестве народов. В период развернутого строительства коммунизма в СССР идеологич. работа партии, гос-ва и др. обществ. организаций направлена на дальнейшее развитие и укрепление К. и его материальных основ, на полное преодоление отсталых взглядов и нравов, на дальнейшее идейно-политич. сплочение всех трудящихся. Программа КПСС ставит целью утверждение коллективистских начал во всех сферах жизни строителей коммунистич. общества, моральный кодекс к-рых включает "коллективизм и товарищескую взаимопомощь: каждый за всех, все за одного". "Совместный, планомерно организованный труд членов общества, их повседневное участие в управлении государственными и общественными делами, развитие коммунистических отношений товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к преобразованию сознания людей в духе коллективизма, трудолюбия и гуманизма" (Программа КПСС, 1961, с. 117). Представители различных направлений совр. бурж. философии, социологии и этики стремятся всячески опорочить обществ. собственность и К. Напр., неотомисты объявляют обществ. собственность источником подавления личности, лживо утверждают, будто "коммунизм жертвует человеком во имя коллектива". Прагматисты (Дьюи и др.) стремятся противопоставить марксистскому К. "новый" или "этический" индивидуализм, являющийся "величайшим достижением американской жизни", так как он "...означает инициативу, изобретательность, ответственность в выборе веры и поведения" (Dewey J., Reconstruction in philosophy, L., 1921, p. 194). Бурж. моралисты провозглашают абсолютную свободу личности "...брать все, что только возможно, даже за счет коллектива..." (Девис Д., Капитализм и его культура, М., 1949, с. 289), пытаются примирить бурж. индивидуализм и К., убеждают искать "средний путь" – путь, который уничтожает дихотомию на крайний индивидуализм и коллективизм (см. de Huszar L. B., Practical applications of democracy, ?. ?., 1945, p. 115). Социалистич. действительность, обеспечивая подлинную свободу и расцвет личности, реальные возможности для гармоничного сочетания личных интересов с общественными, полностью опровергает утверждения бурж. идеологов о невозможности сочетать личные и обществ. интересы. Социалистич. К. не ведет к растворению личности в коллективе, а, наоборот, является условием раскрытия и проявления ее способностей и дарований. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, разд. 1; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О национальной гордости великороссов, Соч., 4 изд., т. 21; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 30; его же, От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке, там же, т. 31, с. 102–104; его же, Задачи союзов молодежи, там же; Бебель?., Будущее общество, M., 1959; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании. [Сб. ], М., 1959; Хрущев Н. С., Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества, М., 1958; его же, Созидательным трудом крепить дело мира, обеспечить победу в экономическом соревновании с капитализмом. Выступление на Всесоюзном совещании передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда 28 мая 1960 г., М., 1960; его же, Отчет ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961, ч. 2, § 6; его же, О Программе КПСС, М., 1961, ч. 4, § 4; Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, § 1; Луначарский А. В., Мещанство и индивидуализм. Сб. статей, М.–П., 1923; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., ; его же, Учение о нравственности, там же, т. 5, M., ; Гак Г. М., Социалистическое общество и личность, М., 1945; Горький А. М., Разрушение личности, Соч., т. 24, М., 1953; Крупская Н. К., О коммунистическом воспитании, [М. ], 1956; Макаренко А. С., О коммунистическом воспитании, М., 1956; Смирнов Г., Социалистические отношения между людьми в непосредственном процессе производства, "Коммунист", 1958, No 17; ?едоренко Е. Г., Коммунистическая нравственность, [К. ], 1958; Шишкин А. Ф., Основы коммунистической морали, М., 1955; его же, Из истории этических учений, М., 1959; Самсонов Р. М., Формирование и укрепление коллективизма и преодоление пережитков индивидуализма, в сб.: Проблемы коммунистического воспитания, М., 1960; Вопросы марксистско-ленинской этики, М., 1960; Проблемы коммунистического воспитания. Сб. статей, М., 1960; Энгст Я., Некоторые проблемы научной этики, пер.с чеш., М., 1960; Францев Ю. П., Социалистический коллективизм и формирование личности, "Вопр. философии", 1961, No 5; Шахназаров Г., Развитие коллективистского сознания, "Политическое самообразование", 1961, No 7; ?овиков Н. В., Современный американский капитализм и буржуазная проповедь "коллективизма" и "сотрудничества", в сб.: Новейшие приемы защиты старого мира, М., 1962; Lehman G., Das Kollektivbewusstsein, В., 1928; Кassner R., Der Einzelne und der Kollektivmensch, Bern, ; Dewey J., Individualism, old and new, N. Y., 1930; его же, Problems of men, N. Y., 1946; R?pke W., Die Krise des Kollektivismus, Erlenbach – Z., ; Blondel Ch., Introduction ? la psychologie collective, 5 ?d., P., 1952; ?rtel Ch., Der Kollektivmensch, ; Heinemann Fr., Existenzphilosophie lebendig oder tot?, Stuttg., 1954; Kollektive oder freie Ordnung, D?sseldorf, 1956. Л. Сентебов. Москва.

Коллективизм и индивидуализм – пожалуй, это одни из главных понятий, изучающихся в социальной психологии и социологии. Главный смысл коллективизма заключается в том, что для индивида всегда важнее интересы группы, нежели свои собственные.

Человек, которого можно назвать коллективистом, всегда заботится прежде всего не о себе, а о своем коллективе . Для него социальная идентичность гораздо важнее, нежели собственное «Я».

Коллектив

Чтобы рассмотреть понятие «коллективность», нужно сначала определиться с тем, что же такое коллектив. В социальных и психологических науках его принято понимать как особенное качество группы, которое связывается с общим занятием. Однако данное качество присуще не всем социальным группам, а только тем, где имеются сформированные в результате общей деятельности определенные черты. При этом для всех членов команды они являются очень важными.

Главным признаком коллектива является достижение общей цели, к которой стремятся все его члены. Получается, что коллективом можно назвать не только положительные сообщества, но и крайне отрицательные, например преступные группировки. Примечательно, что коллективистический склад характеризуется исключительно добровольным членством. Если индивид не разделяет общие ценности, то никогда не станет членом того или иного сообщества.

У любого коллектива обязательно есть руководитель, который должен расценивать членов группы как основную опору его деятельности. И это отнюдь не удивительно, ведь команда может добиться гораздо больших результатов в работе, нежели индивиды, составляющие ее, по отдельности. При этом члены коллектива реже подвергаются стрессам и могут гораздо эффективнее решать серьезные внутренние проблемы.

Общественный дух не только делает совместную работу более эффективной, но и является стимулом для людей, которые в какой-то степени отстают, двигаться вперед. Вместе с тем то самое общее стремление – это фактор воодушевления, направляющий человека на то, чтобы он полностью и целиком посвящал себя обществу, а также оно позволяет индивиду получить удовольствие от членства в коллективе. Чем более руководитель коллектива способен управлять им, тем большего развития он может достигнуть.

Общество превыше всего

Всем известно, что человек на протяжении своей жизни является членом разных социальных групп, причем нескольких одновременно. Примечательно, что индивидуалисты обычно отождествляют себя с бо́льшим количеством групп, нежели коллективисты, но зато в свою очередь вторые связаны с социальными группами более тесно, им присущи такие черты, как привязанность к членам коллектива, стремление прийти на помощь товарищу, получить совет в сложной ситуации выбора или даже подчиниться.

Основоположником теории коллективизма является Триандис. Он утверждал, что между людьми есть определенные связи, их можно назвать заботливостью. Если человек является коллективистом, то он очень много заботится о членах сообщества. При этом социальные группы оказывают на поведение индивидов очень большое влияние.

Наибольшую значимость для человека имеют группы родственников, коллег и соседей, потому что именно в них люди находятся в тесной связи друг с другом, ведут себя определенным образом и ждут такого же поведения от близких людей. Триандис выделил два типа коллективизма:

  • Горизонтальный.
  • Вертикальный.

Второй тип связан с тем, что для человека важна иерархия членов социальной группы – кто выше по статусу, а кто должен ему подчиняться. Принцип коллективизма заключается во взаимозависимости и единстве его членов, хотя иерархическую идею полностью отрицать здесь нельзя.

Если говорить о преимущественных ценностях коллективизма, то они довольно просты – это чувство долга, сохранение обычаев, единства группы и пр. Они делают отношения в коллективе гармоничными и закономерно обусловленными.

Правильные нормы

Что такое коллективизм? Прежде всего это важность групповых установок – например, жизнь как у других и нормальное поведение, а также зависимость от мысли, что о человеке скажут люди, и т.п.

Зависимость от группы обычно носит поощрительный характер, даже если это касается одалживания взаймы денежных средств, вещей или продуктов. Все это основывается на взаимности. Так что если сегодня вы дали взаймы члену коллектива пару тысяч, то в будущем можете запросто обратиться к нему с такой же просьбой.

Еще одной важной нормой такого общества является удовлетворение потребностей. Во всех племенных поселениях, например, все ресурсы объединяются в одну общую «кассу», а потом распределяются между всеми членами коллектива.

Можно долго рассуждать о том, чем отличаются индивидуализм и коллективизм, но можно рассмотреть и их общие черты. Например, как утверждал Шварц, есть ценности, одинаково служащие интересам и отдельного человека, и коллектива в целом, поэтому они могут регулировать поведение людей в любом коллективе.

Главным примером такой ценности можно считать мудрость. Между тем в каждом современном коллективе существуют универсальные ценности, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Например, охрана от загрязнения окружающей среды, общественная справедливость и защита мира.

Можно также смело утверждать (и это подтверждено социальными экспериментами), что ценности, считающиеся главными для одной культуры, могут быть важными и для совершенно иной. К примеру, в Америке уже много лет назад описали связь индивидуализма с коллективизмом в плане стремления к достижениям. Но это же стремление наблюдается и в других странах – в Японии, Китае и т.п.

В социальных науках имеется и несколько иной взгляд. К примеру, Хофстеде рассматривал коллективизм с индивидуализмом как взаимоисключающие понятия. Они могут совместно существовать и в зависимости от обстоятельств в той или иной степени проявляться как в культуре, так и отдельно у каждого человека.

Ученый доказал, что представители коллективистских культур ведут себя, учитывая поведение других участников группы. Причем они ведут себя с учетом обстоятельств: если они будут контактировать с членами другого общества, то их поведение может быть похоже на индивидуалистическое.

Главная особенность общения в культурах, которые можно назвать коллективистскими, заключается в том, что стиль общения с «чужими» и «своими» очень разный. Ярким примером может служить уважительное общение японцев со значимыми людьми и их грубость на улицах или в общественном транспорте. Справедливости ради нужно сказать, что и у русских наблюдается подобное поведение: с родными и друзьями они весьма благожелательны, а с посторонними обычно холодны и порой даже невежливы.

Мировые тенденции

Принцип коллективизма и индивидуализма весьма широко описывается в западных социальных науках. Их представители обычно склонны считать, что в современном мире наблюдается тенденция к индивидуализму. Он является неизбежным фактором, присущим индустриальному обществу.

Например, психолог из Польши Я. Рейковски говорит, что общество, которому присущи коллективные ценности, в современном мире не имеет шансов на процветание. Исключением в его теории являются только страны Дальнего Востока.

В современной науке существует мнение, что если в обществе приоритетом будет индивидуализм, то может быть утерян не просто общинный уклад, но и инстинкт самосохранения человека. Этому есть масса примеров. Если человек будет ориентироваться только на свое мнение, не учитывая норм морали, ценностей социальных групп, законов и т.п., то он запросто может стать преступником или самоубийцей. Для обществ, в которых люди отличаются индивидуализмом, характерно большое количество разводов, насилия и пр.

Коммунитаризм

Социологи и психологи, стремясь объединить лучшие индивидуалистические и коллективистские культуры, создали отдельную концепцию, которая называется коммунитаризм. Этот психологический феномен основан на том, что главным качеством каждого человека является его стремление жить в обществе, не теряя при этом собственной индивидуальности.

Коммунитаризм бывает двух видов – философский и идеологический. Первый представляет собой течение, в котором принято считать, что каждого отдельного человека формирует общество. В связи с этим индивид отдельно от своей общины не может рассматриваться вообще никогда. Но при этом каждый человек призван подчеркивать роль, которую играет общество в формировании его собственных ценностей.

Примечательно, что философский коммунитаризм – очень древняя теория, хотя современное свое название она получила совсем недавно благодаря Н. Бердяеву. В этом течении все понятия рассматриваются в зависимости от роли общества для человека. Например, понятие «справедливость»: если в широком смысле оно означает честность, то в философском коммунитаризме трактуется как иерархическое равенство и братство.

Если говорить о коммунитаризме идеологическом, то он соединил в себе черты морального консерватизма и леволиберальной экономической политики. Главной идеей этого течения можно назвать стремление к установлению гражданского общества, основу которого составляют общественные организации, а не индивидуальности.

Идеологический коммунитаризм провозглашает бесплатное образование, развитие программ по защите окружающей среды и по повышению нравственности. При этом человеку предоставлены все права и свободы, которые могут ограничиваться только интересами других членов коллектива. У представителей идеологического коммунитаризма имеется масса единомышленников среди известных современных политиков. Автор: Елена Рагозина

Индивидуализм высоко ценится в Северной Америке, а в основе соци­ального положения лежит финансовый успех,

Несмотря на то что семейные ценности и сторонние интересы повсеместно признаются и всемерно поощряются, основной упор обычно делается на успех в бизнесе и финансовое благополучие - особенно в Соединенных Штатах.

Роль порядка и послушания

По сравнению с остальным миром потребность в этих качествах в Северной Америке гораздо ниже. Это нация индивидуалистов, которые любят щеголять своей уникальностью и непохожестью на других. Данная культура ориентирована в большей степени на «я», чем на «мы».


Во главу угла ставится эффективность бизнеса, а не то, как его ведут. В целом североамериканцы придерживаются неофициального стиля в деловых речах, однако во франкоговорящей Канаде принята более офици­альная манера общения, чем в остальной Северной Америке.

Нормы общения - вербальные

Вербальное общение отличается прямотой и открытостью. Люди ста­раются избегать молчания и часто прерывают друг друга.

Нормы общения - невербальные

В деловой обстановке североамериканцы предпочитают иметь персо­нальное пространство протяженностью около трех футов. Легкие прикос­новения допускаются. Вы редко увидите, что два бизнесмена обнимаются при встрече и расставании. Исключением из этого правила опять-таки яв­ляется франкоговорящая Канада.

Некоторые североамериканские руководители любят похлопывать со­беседника по спине, но жест этот обычно непродолжителен и не всегда встречает одобрение других. Легкий поцелуй или объятие могут встречать­ся при общении женщин или мужчины и женщины, которые довольно и давно знакомы.

Взгляд в глаза длится от пяти до семи секунд, а перерыв между такими взглядами составляет две-три секунды. Это воспринимается как проявле­ние интереса, искренности и правдивости.

В разговоре ценятся вежливость, откровенность и прямота. Аудитория в США желает слышать все без обиняков. Намеки могут восприниматься как проявление неискренности, отсутствия уверенности в себе и даже не­честности.

ОБЩЕНИЕ С АУДИТОРИЕЙ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Этот отличающийся необыкновенным разнообразием регион включа­ет такие страны, как Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Сирия, Иран, Ливан, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Израиль. Араб­ское население здесь сравнительно невелико и сосредоточено в основном в Саудовской Аравии, Иордании, Ираке и странах Персидского залива (ОАЭ и Оман).

Подобное разнообразие не позволяет дать конкретные рекомендации


относительно общения и ведения переговоров в данном регионе. Ограничимся лишь несколькими общими замечаниями. Следует отметить, что приведенные ниже советы в той или иной степени относятся ко всем странам этого района, за исключениям Израиля.

Торговля является важной частью повседневной жизни стран Ближне­го Востока, и особенно арабов. Поэтому вы должны быть готовы вести длительные переговоры по самому пустяковому поводу.

Религия играет главенствующую роль как в истории, так и в современном деловом мире Ближнего Востока. В большинстве стран этого региона нет разделения между религиозными и государственными институтами.

Взаимоотношения со временем

Время здесь ценится меньше, чем в Европе и Северной Америке, а условленное время встречи соблюдается не так строго.

Проявление нетерпения во время беседы может быть воспринятожителем Ближнего Востока как оскорбление. Не принято также составлять далеко идущие планы.

Жители Ближнего Востока отказываются подчинять свою жизнь часам. «Два часа дня во вторник» может означать любое время во вторник после обеда.

Не обижайтесь на недостаток пунктуальности: это ни в коем случае не оскорбление и не отсутствие интереса к вашим идеям. Просто это час культуры, отражающая недавнее земледельческое прошлое. После того как тысячи лет люди руководствовались лишь сменой времен года, стоит ли делать исключение для календарного плана?

Индивидуализм и коллективизм

Культура Ближнего Востока в значительной степени ориентирована на понятие «мы». Это особенно заметно, когда имеешь дело с правительствами, а также квазиправительственными арабскими организациями, такими, как нефтяные компании.

Нормы общения - вербальные

Арабы - поэтичные натуры, обожающие цветистые выражения и живую речь. Старайтесь нарисовать словесные картины и по возможности сделать свое выступление более лиричным.


Нормы общения - невербальные

Говорят, что, если отрезать арабу руки, он станет немым. Бурная жес­тикуляция, указующие жесты и размахивание руками, которые сопровож­дают на Ближнем Востоке любую сделку, похоже, подтверждают этот те­зис. Поэтому не ограничивайте себя в этом отношении.

Персональное пространство на Ближнем Востоке несколько меньше принятого в Европе или Северной Америке. Некоторые европейцы чувст­вуют себя неловко, когда мужчины-арабы становятся слишком близко к ним. Научитесь воспринимать это явное вторжение в ваше персональное пространство как один из аспектов культуры - и ничего больше.

Вопросы пола

Степень присутствия женщин в бизнесе меняется от страны к стране;

одни страны оказываются в этом отношении гораздо более консерватив­ными, чем другие. В деловом сообществе ОАЭ доминируют мужчины, а местных женщин практически не встречается. Тем не менее женщины из других стран иногда занимают руководящие или технические должности. Арабские женщины редко присутствуют на деловых встречах, даже если они проводятся в частном доме.

Во многих странах большое значение придается традиционной одежде. Женщины там должны носить длинные юбки и свободные блузы с длин­ными рукавами.

ОБЩЕНИЕ С ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИТОРИЕЙ Взаимоотношения со временем

Жители Восточной Европы обычно пунктуальны, и назначенные ме­роприятия редко задерживаются более чем на 10-15 минут.

Индивидуализм и коллективизм

Сильное влияние коммунистических идей на протяжении нескольких десятилетий сформировало чувство коллективизма, которое продолжает доминировать в обществе даже после распада советского блока. Единоду­шие и групповые интересы превалируют во многих дискуссиях. Это объ­ясняет недостаток самостоятельности в деловых контактах, который ха­рактерен для многих жителей Восточной Европы. Вместо того чтобы при-


нимать решения самим, они часто настаивают на том, что им нужно посоветоваться с руководством - даже по мелким вопросам.

Приготовьтесь к тому, что вам придется излагать свои идеи не отдельным людям, а группам. Большинство переговоров и дискуссий ведется де­легацией, что может привести к недостатку конкретики и медленному принятию решений.

Роль порядка и послушания

Остатки мощной коммунистической бюрократии приводят к дублированию функций и неясности полномочий. Решения обычно спускаются сверху, но нередко бывает очень трудно определить, кто за что отвечает.

Нормы общения - вербальные

Общение здесь обычно прямое, с откровенными вопросами и четкими требованиями. Если не считать языкового барьера, то выяснить точку зрения уроженца Восточной Европы не составляет труда.

Люди здесь очень гостеприимны, но их манера говорить - резкая и агрессивная - может показаться оскорбительной. Не считайте подобную реакцию на вас или ваши идеи признаком враждебности или отсутствия интереса.

Нормы общения - невербальные

Персональное пространство в странах Восточной Европы обычно меньше, чем в Северной Америке. При встрече и расставании приняты крепкие, но не очень длительные рукопожатия. Исключение составляют рукопожатие между мужчиной и женщиной. В некоторых восточноевропейских странах, например, в Польше и Чехии, оно более длительное, мужчина целует женщине руку.

Жестикуляция у жителей Восточной Европы довольно выразительна и поэтому не стесняйтесь жестикулировать во время выступления.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ Взаимоотношения со временем

Французские бизнесмены обычно пунктуальны и ожидают от вас тоже.


Индивидуализм и коллективизм

К огорчению многих французских правительств, французы - большие индивидуалисты; они все любят делать по-своему, даже ценой взаимовы­годного согласия. В то же время для большинства французов характерны националистические настроения. Они гордятся французской культурой, которую считают лучшей в Европе.

Роль порядка и послушания

В деловом общении французы отличаются некоторой официальностью и консерватизмом, и поэтому ваше сообщение должно быть строгим и обоснованным.

В своем выступлении постарайтесь делать упор на логику и здравый смысл, а не на эмоции. Манера ваша должна быть информативной и не­сколько отстраненной. Североамериканский преувеличенный энтузиазм скорее всего будет встречен неодобрительно, особенно более пожилыми и консервативными представителями деловых кругов.

Нормы общения - вербальные

По имени собеседника называют только старшие по возрасту или по должности. Во всех других случаях это привилегия близких друзей.

Нормы общения - невербальные

При встрече принято одиночное, короткое и не очень крепкое рукопо­жатие. При прощании пожмите руку тем, кому вы были представлены.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

Взаимоотношения со временем

Пунктуальность в этой стране является обязательной, и опоздание на встречу, даже по уважительной причине, может поставить вас в невыгод­ное положение.

Встречи нужно организовывать заранее и на максимально высоком уровне. Подготовьте повестку дня. Немцы уделяют особое внимание по­рядку и планированию.


Индивидуализм и коллективизм

До недавнего времени в немецкой культуре были очень сильны традиции коллективизма, а на индивидуализм это в высшей степени консервативное общество смотрело неодобрительно. Теперь, когда экономика начинает разрушать всеобщее согласие, немцы по-прежнему с подозрением относятся к людям, которые отличаются от них самих.

Роль порядка и послушания

При первой встрече немцы часто производят впечатление официальных и сдержанных людей и тем, кто незнаком с их культурой, могут показаться недружелюбными. Это далеко не так, но им требуется определенное время, чтобы начать называть собеседника по имени. Не пытайтесь установить личные отношения, выходящие за границы того, что требует вежливость. Жители Германии предпочитают оставаться сдержанными во время деловых контактов. Молодежь ведет себя менее официально.

При подготовке своего выступления обратите внимание на порядок планирование. Избегайте двусмысленности, излагайте свои мысли ясно откровенно. Тон и содержание выступления должны быть серьезными официальными. Убедитесь, что вы должным образом подготовлены. Любые предложения должны быть реалистичными, конкретными и изложены четко, логично и профессионально. Дополнительная информация должна быть подробной, логичной, содержать все необходимые технические данные.

Если вы не уверены в тех или иных фактах, лучше промолчать, чем идти на риск - это может быть воспринято как недостаток осведомленности.

Нормы общения - вербальные

Не называйте собеседника по имени, если вас не попросили об этом. К человеку, имеющему степень доктора (например, юристу) следует обращаться Herr/Frau/Fraulein Doctor, а к профессору - Herr/Frau/Fraulein Professor. Знание обращений и умение правильно их применять - очень важный момент. Забывчивость здесь может быть расценена как невежливость.

Немцы отличаются обостренным чувством личного. Не задавайте им во­просов личного характера, за исключением вежливых расспросов о семье.

Избегайте шуток, предназначенных для того, чтобы «сломать лед»; это может создать впечатление, что ваши предложения недостаточно серьезны.


Нормы общения - невербальные

При встрече и расставании принято крепко пожимать руку. Разговари­вая с немцем, невежливо держать руки в карманах.

В деловой обстановке одеваться следует аккуратно и консервативно;

костюм, а для мужчин и галстук считаются обязательными. Манера обще­ния должна быть вежливой и официальной. Не пытайтесь установить лич­ные отношения, выходящие за границы обычной вежливости.

По возможности беседуйте с небольшими группами людей, поскольку атмосфера таких встреч обычно бывает более непринужденная.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИСПАНИИ Взаимоотношения со временем

На встречу следует прибывать точно в срок, даже если потом вам при­дется немного подождать. Деловые встречи обычно начинаются минут на пятнадцать позже назначенного времени. Темп переговоров, как правило, бывает довольно спокойным.

Роль порядка и послушания

Установите с партнером прочные отношения. Для бизнеса в Испании очень важны такие вещи, как доверие, взаимопонимание и психологиче­ская совместимость.

Старайтесь не ставить собеседника в неудобное положение, поскольку для испанцев такие понятия, как гордость и честь, имеют первостепенное значение.

Ваши предложения должны быть обстоятельными и практичными. Грандиозные проекты воспринимаются не очень хорошо.

Нормы общения - вербальные

Испанские имена состоят из двух частей: сначала идет фамилия отца, а потом фамилия матери. При письменном обращении обычно указывают­ся обе (например, сеньор Франсиско Мартинес Родригес). Замужние жен­щины сохраняют девичью фамилию с приставкой «де», которая следует за фамилией мужа (например, сеньора Анна Пачехо де Мартинес), хотя этой традиции придерживаются не все. В разговорной речи, обычно, называется только одна фамилия (сеньорита Мартинес, сеньора Пачехо или Марти-


нес). Обращения «дон» и «донна» прибавляются к имени, чтобы продемонстрировать уважение (дон Франциска, донна Анна).

Несмотря на то, что старший по возрасту человек может назвать вас по имени, следовать его примеру можно только после того, как вас об этом попросили.

Нормы общения - невербальные

При встрече и прощании принято обмениваться рукопожатиям. Мужчина должен ждать, что женщина подаст руку первой.

Abrazos, или объятия, допустимы только между друзьями. Костюм ваш должен быть строгим, а речь как можно более цветистой.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

«Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры».

Уильям Шекспир “Как вам это понравится»

Эта маленькая заключительная глава содержит список вопросов, обоб­щающих ключевые положения данной книги. Используйте его как крат­кий справочник, который поможет вам преодолеть любые препятствия, возникающие при подготовке к общению.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЯ

Прежде чем излагать свои идеи слушателям, вы должны сами четко представлять их.

Излагайте свои мысли упорядочение.

Сделайте свое сообщение конкретным и избегайте пустой болтовни.

Избегайте абстрактных рассуждений без конкретных примеров.

Объясняйте значение сложных слов и выражений.

Избегайте незнакомого слушателям профессионального жаргона и всегда объясняйте значение используемых терминов.

Никогда не выступайте без должной подготовки и не имея соответст­вующих знаний.

Не относитесь к слушателям свысока.

Обязательно заканчивайте свое выступление четким обобщением ска­занного.

Не приводите аудитории голые факты. Проиллюстрируйте их примерами.

Общайтесь со слушателями на их языке. Привычный язык способству­ет взаимопониманию и доверию.

Помните о WIIFM факторе. Все мы настроены на одну и ту же волну.

Вовлекайте аудиторию. Используйте такие выражения, как «Пред­ставьте, что вы участвуете», «Что бы вы делали, если...», «Предполо­жим, вы оказались в ситуации...», «Если у вас есть всего лишь...»

С самого начала завоюйте доверие аудитории - иначе никто не станет вас слушать.

Если ваше выступление содержит обещание, обязательно выполните его.


ИЗЛОЖЕНИЕ СВОИХ МЫСЛЕЙ

Не торопитесь. Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и усиливает волнение.

Избегайте слишком высокого тона. Чем ниже голос, тем убедительнее он звучит.

Не говорите слишком тихо. Перед выступлением в незнакомом поме­щении проверьте, как вас слышно в задних рядах.

Дышите животом, чтобы воздух глубже проникал в легкие.

В вашей речи должны присутствовать волнение и энтузиазм. Чтобы убе­дить других, нужно продемонстрировать собственную убежденность.

Никогда не читайте по бумажке - только если нет иного выхода. Ваше

внимание должно быть приковано к аудитории, а не к лежащему перед вами тексту.

Не переворачивайте страницы. Аккуратно сдвигайте их в сторону.

Не используйте больше 6-7 карточек-шпаргалок.

На карточках должны присутствовать только ключевые слова. Напишите печатными буквами или напечатайте их так, чтобы для их прочтения было достаточно одного взгляда.

Пометки для вступления и заключения помещайте на отдельные кар­точки.

Пронумеруйте карточки в правом верхнем углу.

Необходимость использования наглядных пособий пометьте на кар­точках цветными значками.

Скрепите карточки между собой, проделав отверстие в правом верхнем углу каждой и протянув в отверстия шнурок. Это позволит вам быстро собрать карточки, если вы уроните их.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Каждое пособие должно иллюстрировать только одну идею. Тщательно выбирайте слова - чем их будет меньше, тем лучше. Краткие тезисы легче читать, чем длинные строчки текста.

Подчеркните заголовок. Пронумеруйте пункты.


Убедитесь, что каждое пособие передает определенное сообщение. Не демонстрируйте рисунков, графиков или таблиц, если они не являются абсолютно необходимыми для изложения вопроса. Объясняйте то, что вы показываете. Давая пояснения, поддерживайте визуальный контакт со слушателями. Ни в коем случае не говорите, обращаясь к плакату или экрану.

Никогда не поворачивайтесь спиной к слушателям. В большой аудито­рии прочтите текст на плакате или экране вслух, чтобы все смогли по­нять его.

Убедитесь, что у раздаваемых слушателям брошюр элегантный вид. Печать должна быть аккуратной, грамматика и лексика - безупречными. При использовании макетов напишите краткие пояснения и прикре­пите их к тыльной стороне макета, используя в качестве подсказки. Потренируйтесь демонстрировать диапозитивы в нужные моменты выступления.

Держите проектор выключенным до момента демонстрации слайда. Можно воспользоваться большим листом картона или бумаги, чтобы затемнить экран.

В кассете с 35 мм слайдами в начале и в конце подборки оставьте пус­тые места.

Никогда не извлекайте диапозитива при включенном проекторе. Не вставленный в проектор диапозитив должен легко читаться с рас­стояния шести футов.

Используйте не только прописные, но и строчные буквы - так текст легче читается.

Не делайте вертикальных надписей; их труднее воспринимать. Используйте темные цвета, например, красный, черный, синий или зеленый, а не светлые, такие, как оранжевый, желтыйили светло-коричневый.

Для противопоставления идей выделяйте их различным цветом и шрифтом.

Сделайте краткие надписи на рамках слайдов или полях диапозитивов. Расположите эти надписи так, чтобы их было легко прочесть, стоя ли­цом к слушателям.

Чтобы избавиться от искажений, слегка наклоните экран к проектору или от него. Если верхняя часть изображения шире нижней, наклоните верхний край экрана к проектору. Если нижняя часть изображения шире верхней, отклоните верхний край экрана от проектора.


Изолируйте части диапозитива при помощи листа бумаги. При вклю­ченном проекторе бумага нормальной плотности позволит вам про­честь следующий пункт.

Потренируйтесь делать надписи на диапозитивах от руки. Большие,

жирные буквы передают уверенность, а маленькие и тонкие создают впечатление слабости.

Сначала сделайте надписи на полях, а потом скопируйте их. Только так вы не запутаетесь.

Диапозитивы используются в аудиториях численностью от 10 до 400 человек. Если число слушателей не превышает 10, лучше раздать заранее отпечатанные брошюры. Обязательно позаботьтесь о запасном, проекторе с одной или двумя запасными лампами.

Не забывайте правило умножения на память. Расстояние до самого дальнего слушателя не должно превышать ширины экрана, умноженной на шесть.

Становитесь справа от проекционного экрана (если смотреть со стороны аудитории), чтобы после прочтения текста на экране глаза присутствующих останавливались на вас.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Обязательно поддерживайте визуальный контакт со всей аудиторией. Не пропускайте тех, кто сидит в задних рядах.

Избегайте суетливых движений - это отвлекает слушателей.

Помните, что человек обычно выглядит более уверенным, чем ему ка­жется.

По возможности выступайте стоя. Стоящих ораторов мы слушаем внимательнее, чем сидящих. Если нужно, найдите предлог, чтобы встать, например, необходимость передать брошюры.

В начале выступления слегка наклоните голову. Улыбнитесь. Медлен­но обведите взглядом присутствующих.

Займите устойчивое положение, равномерно распределив вес тела на обе ноги.

Спина должна быть прямой, но не напряженной, чтобы воздух свобод­но поступал в легкие.

Чуть приподнимите подбородок, чтобы звук вашего голоса уходил в сторону слушателей, а не в пол.

Не отказывайтесь от жестов, если вы к ним привыкли.

Мужчинам не стоит засовывать руки в карманы брюк - это выглядит некрасиво. Если вы все же сделали это, руки должны быть неподвиж­ными!


ПРИЛОЖЕНИЕ

ГДЕ НАЙТИ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Есть два основных источника сведений, необходимых для подготовки важного выступления:

Персональная информация, полученная из телефонных разговоров и личных встреч.

Анализ доступных публикаций требует знаний и терпения. Большин­ство телефонных разговоров и личных встреч требуют умения слушать и знания, какие следует задавать вопросы - и когда.

В них может содержаться информация о достижениях вашего потенци­ального клиента. Если он является автором книг или статей, то перед пер­вой встречей вы получите хотя бы приблизительное представление о них.

Деловая пресса

К ней относятся такие популярные экономические издания, как Fortune, International Business Week, Harvard Business Review, экономические газеты, например. Financial Times (Великобритания) и Wall Street Journal, a также деловые странички серьезных газет.

Регулярно вырезайте и сохраняйте статьи из газет и журналов, причем не только те, которые связаны с компаниями, интересующими вас в на­стоящий момент, но и те, которые имеют отношение к общей сфере ва­ших интересов, например, компьютерам, электронике, финансам, роз­ничной торговле и т.д. Вырезки помещаются в папку, которую можно прочитать при любом удобном случае, например, в поезде или самолете.


Следите за мировыми тенденциями в вашем бизнесе, еженедельно просматривая такие новостные издания, как Times, Newsweek » Economist.

Деловая информация на кассетах

Удобное средство держать занятых руководителей в курсе всех после;

них мировых тенденций и открытий предлагает расположенная в Нью-Джерси компания «Ньюстрек Американ Тейп Сервис». Они распространяют кассеты с записями статей и статистических данных, взятых из личных источников.