Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей. Дидактические игры и лексические упражнения как средство активизации словары младших дошкольников Лексические игры для дошкольников по развитию речи

Лексико-грамматические упражнения и игры для развития речи детей

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников . Эти упражнения были собраны мной и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка речевых игр будет разбита на лексические темы, с каждой из тем можно будет по ссылке перейти речевые игры по следующей теме.

Лексико-грамматические игры и упражнения являются важнейшим направлением работы логопеда при устранении задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР)!

Я советую всем родителям дошкольников (даже если речь ребенка не вызывает тревог), использовать лексико-грамматические игры и упражнения в своих домашних занятиях с ребенком, чтобы лучше подготовить малыша к школе и повысить его речевую грамотность.

Даже если Вам кажется, что речь вашего дошкольника, как говорится, «не хуже других» — не поленитесь и предложите ему поиграть в речевые игры из этого раздела! Чаще всего оказывается, что есть грамматические задания, которые нужно повторить с ребенком! Например, вы можете обнаружить, что дошкольник с ошибками образует относительные и притяжательные прилагательные (вместо «металлический» говорит «метальный», вместо «стеклянная» — «стекловая», вместо прилагательного «лисий (хвост)» может сказать «лисячий», «лисый» или «лисовый»), допускает ошибки в согласовании числительных с существительными (вместо «5 карандашей» скажет «5 карандашов»). Вы вдруг с удивлением заметите, что ребенок не знает или путает названия детенышей животных, неправильно употребляет в речи сложные предлоги (вместо «из-за дома» скажет «из дома») и тому подобное.

Это совсем не значит, что ребенок «хуже других» отстает от сверстников, ведь у дошкольника лексико-грамматические категории только формируются! Просто уделите время и поиграть с ребенком в увлекательные речевые игры, которые помогут ему освоить правильные грамматические формы и увеличить словарь. Такие занятия (всего 15-20 минут в день) дают отличные результаты!

Выбирайте лексическую тему и в течение недели играйте с малышом в речевые игры по данной теме, а затем переходите к следующей теме. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок сразу освоил все грамматические категории! Сложные упражнения нужно отложить на более поздний срок, вы вернетесь к ним через год! Главное — постепенно идти от теме к теме и осваивать базовые задания, чтобы малышу было легко и приятно осваивать новый материал и он почувствовал свои маленькие успехи в речевом развитии!
Желаю Вам успехов!

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Игры и упражнения на тему: «Одежда»

  1. Рассмотреть с ребенком различную одежду. Объяснить, почему одежда бывает разная по назначению: летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая и т.д. (можно устроить соревнование – кто назовет больше видов зимней одежды, спортивной одежды и т.п.). Определить, из чего сшита разная одежда (шерстяная, шелковая, синтетическая и т.п.). Ощупать разные виды тканей и сделать вывод о том, какая используется ткань: шерстяная, хлопковая, шелковая, синтетическая, теплая, толстая, легкая, тонкая, прозрачная и т.д.. Рассмотреть с ребенком детали одежды: воротник, карман, пуговицы, рукава и т.п.
  1. Игра «Запомни задание и сделай все по порядку». Взрослый дает ребенку задание, состоящее из 2-х ступенчатой инструкции: «Повесь кофту на спинку стула, а перчатки положи на стул. Что ты сделал сначала, а что потом?».
  1. Игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных: «это шарф, а в магазине продаются шарфы»):

Шарф — шарфы носок- платок-

Перчатка- шапка- кофта-

Куртка- шуба- юбка-

Рубашка- платье- носок —

Майка — свитер — блузка –

  1. Игра «Скажи ласково»: шарф — шарфик, юбка – юбочка, брюки — брючки и т.п. (можно использовать существительные из упражнения №3)
  1. Игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) – красная, теплая, женская, зимняя, детская…

Шарф (какой?) – синий, теплый, шерстяной, зимний.

Пальто (какое?) -…

Перчатки (какие?) — …

  1. Игра «Чья, чей, чье, чьи?»

Это чья куртка? – мамина

… перчатки – папины.

… шарф – бабушкин.

… пальто – дедушкино.

  1. Составлять описательный рассказ о предмете одежды .

Например:

Это свитер. Он синий, шерстяной.

У него есть рукава, манжеты, воротник.

Свитера носят дети, мужчины и женщины.

Свитер носят когда на улице холодно, свитер очень теплый, его можно надевать на улицу под куртку и ходить в нем дома, надевать в детский сад.

  1. Пальчиковая игра «Перчатка»

Весёлая мышка перчатку нашла (раскрываем ладошку,

пальцы растопырены – «перчатка»;

поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив, мышат позвала (складываем ладоши «ковшом»

сгибаем — разгибаем пальцы в «зовущий» жест).

Им корочку хлеба дала покусать (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков ).

Погладила всех (большим пальцем гладим остальные — скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку – спим).

  1. по лексическим темам
  2. для развития лексико-грамматического строя речи

у старших дошкольников с нарушениями речи

Подготовила учитель-логопед Богданова Н.Ю.

ТЕМА «ОСЕНЬ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Дождь - дождик, дождичек, солнце - солнышко, лужа - лужица,

дерево - деревце, ветер - ветерок, лист - листок,

листик, листочек, туча - тучка, лес - лесок,

сад - садик, птица - птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один - много»

Месяц - месяцев, дерево - деревьев,

дождь - дождей, фрукт - фруктов,

лужа - луж, овощ - овощей,

урожай - урожаев, листья - листьев,

сад - садов, птица - птиц,

огород - огородов, слякоть - слякоти,

зонт - зонтов, лес - лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) - осеннее, ветер (какой?) - осенний, аллея (какая?) - осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? - дождливая, дует ветер - ветреная;

если на улице холодно, какая погода? - холодная;

если пасмурно - пасмурная, ... сыро - сырая, ... хмуро - хмурая, ... солнечно - солнечная, ... ясно - ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один - много» (скажи по образцу)

Наступил осенний день - наступили осенние дни, на дереве желтый лист - на деревьях желтые листья, плывет темная туча - плывут темные тучи, стоит большое дерево - стоят большие деревья, идет холодный дождь - идут холодные дожди, дует сильный ветер - дуют сильные ветры, висит теплая куртка - висят теплые куртки, летит птичья стая - летят птичьи стаи.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

«Ответь на вопросы».

Что делает? (Дует.) -Что сделает? (Подует.) Ветер Что делал? (Дул.)

Что будет делать? (Будет дуть.)

Игра повторяется со словами дождь, трава, листья и др.

Работа с деформированными предложениями. «Составь предложение».

Дует, осень, ветер, холодный. Желтеют, на, листья, деревья. Земля, трава, на, увядает. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь.

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. «Угадай слово». Окончания глаголов выделяются голосом.

Ветер дует, а ветры... Цветок увядает, а цветы...

Птица улетает, а птицы... Холод наступает, а холода... Лист желтеет, а листья... Урожай созревает, а урожаи... Дождь моросит, а дожди... Лист падает, а листья... Лексический строй речи

Осень ранняя - осень поздняя, день веселый - день грустный, день солнечный - день пасмурный, облако белое - туча черная, ... холодная - жаркая,... хорошая - плохая.

Люди осенью одеты (во что?) -...; школьники идут с портфелями (куда?) -...;

листья на деревьях стали (какими?) -...; цветы на клумбах (что сделали?) -...;

птицы улетают (куда?) - ...; звери делают на зиму (что?) -...;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) -....

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик - мед, белка - орешки, медведь - капусту, лисичка - яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец - птенчик, перо - перышко, голова - головка, головушка, соловей - соловушка, шея - шейка, жаворонок - жаворонушек, крыло - крылышко, скворец - скворушка, гусь - гусек, гусенок, утка - уточка, лебедь - лебедушка, гнездо - гнездышко, журавль - журавушка, журка, трясогузка - трясогузонька, аист - аистенок, цапля - цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»

Грач - грачонок - грачата, аист - аистенок - аистята, стриж - стриженок - стрижата, журавль - журавленок - журавлята, кукушка - кукушонок - кукушата, лебедь - лебеденок - лебедята, скворец - скворчонок - скворчата, утка - утенок - утята, гусь - гусенок - гусята.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»

Клин лебедей - лебединый, караван журавлей -..., стая уток- ....... грачей - ....... соловьев -....

Грач - грачи - грачей, птица - птицы - птиц,

стриж - стрижи - стрижей, аист - аисты - аистов,

жаворонок - жаворонки - жаворонков, скворец - скворцы - скворцов,

трясогузка - трясогузки - трясогузок, журавль - журавли - журавлей,

гусь - гуси - гусей, утка - утки - уток,

селезень - селезни - селезней, ласточка - ласточки - ласточек,

соловей - соловьи - соловьев, лебедь - лебеди - лебедей,

кукушка - кукушки - кукушек, гнездо - гнезда - гнезд,

яйцо - яйца - яиц, птенец - птенцы - птенцов.

Лексический строй речи

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Ласточка - щебечет, грач - кричит «гра», соловей - заливается, свистит, щелкает, кукушка - кукует, журавль - курлычет, жаворонок - звенит.

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);

ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);

петух, индюк, курица, ворона (ворона);

журавль, аист, цапля, грач (грач).

У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.);... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.);... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.);... подражают пению других? ... (Скворцы.).

ТЕМА «ОВОЩИ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец - огурчик - огурчики, помидор - помидорчик - помидорчики,

картофель - картошечка - картошечки, баклажан - баклажанчик - баклажанчики,

перец - перчик - перчики, тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки,

редис - редисочка - редисочки, свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки,

морковь - морковка (морковочка) - морковки, чеснок - чесночок - чесночки,

лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички, укроп - укропчик - укропчики,

репа - репка (репочка) - репки, петрушка - петрушечка - петрушечки,

капуста - капусточка - капусточки, фасоль - фасолинка - фасолинки.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Помидор - помидоры - помидоров,

картофель - картофель - много картофеля (картошки),

баклажан - баклажаны - баклажанов,

перец - перцы - перцев,

кабачок - кабачки - кабачков,

тыква - тыквы - тыкв,

морковь - моркови - моркови,

свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «много штук»),

лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц),

репа - репы -- реп,

редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»),

чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока),

петрушка - петрушка - много петрушки.

Игра «Мы считаем»

Раз, два, три, четыре, пять - Все умеем мы считать.

Принесли из магазина мы огромную корзину.

Счет в игре ведется до пяти пли десяти с каждым овощем.

Образование относительных прилагательных «Назови, каком какая?»

Сок из помидоров - томатный,... огурцов - огуречный,... моркови - морковный,... капусты - капустный,... свеклы - свекольный; грядка с огурцами - огуречная,... морковью - морковная,... картофелем - картофельная,... кабачками - кабачковая,... тыквой - тыквенная.

Лексический строй речи

Поиск антонима «Скажи наоборот»

Кабачок большой, а огурец -- маленький, картофель крупный, а редис -... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь -... (полная), помидор мягкий, а огурец -... (твердый).

Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»

Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)

Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?

Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ 1 на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай»

Логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения - например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис -... (дергают). Огурцы, помидоры, горох -... (срывают).

Капусту -... (срезают). Картофель -... (выкапывают).

Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»

Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река);

чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис);

кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);

ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).

Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей. Я положу в борщ -.... Я положу в щи -.... Я положу в суп

ТЕМА «ФРУКТЫ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Яблоко - яблочко - яблочки, груша - грушка - грушки, лимон - лимончик - лимончики, апельсин - апельсинчик - апельсинчики, мандарин - мандаринчик - мандаринчики, абрикос - абрикосик - абрикосики, вишня - вишенка - вишенки, банан - бананчик - бананчики, дерево - деревце - деревца, сад - садик - садики, ветка - веточка - веточки. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Яблоко - яблоки - яблок, груша - груши - груш,

слива - сливы - слив, персик - персики - персиков,

абрикос - абрикосы - абрикосов, хурма - хурма - много хурмы,

вишня - вишни - много вишни (несколько вишен), фрукт - фрукты - фруктов,

апельсин - апельсины - апельсинов, лимон - лимоны - лимонов,

сад - сады - садов, косточка - косточки - косточек,

дерево - деревья - деревьев, ветка - ветки - веток,

семя (семечко) - семена - много семян, пальма - пальмы - пальм,

сок - соки - много соков, много сока.

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты»

Одно яблоко - два яблока - пять яблок,

одно красное яблоко - два красных яблока - пять красных яблок,

одна груша - две груши - пять груш,

одна зеленая груша - две зеленые груши - пять зеленых груш,

один банан - два банана - пять бананов,

один желтый банан - два желтых банана - пять желтых бананов.

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?»

Дерево с яблоками - яблоневое - яблоня, ... грушами - грушевое - груша,

Сливами - сливовое - слива, ... персиками - персиковое - персик, ... абрикосами - абрикосовое - абрикос; пальма с бананами - банановая.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»

Сок из яблок - яблочный, ... груш - грушевый, ... слив - сливовый, ... вишни - вишневый, ... лимонов - лимонный, ... абрикосов - абрикосовый, ... апельсинов - апельсиновый, ... персиков - персиковый,... фруктов - фруктовый,... мандаринов - мандариновый.

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Персик большой, а абрикос маленький; у яблока семечек много, а у сливы одно - косточка;

апельсин круглый, а банан длинный; лимон кислый, а персик сладкий;

апельсин больше, а мандарин меньше.

ТЕМА ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Гусь - гогочет, утка - крякает, курица - кудахчет, петух- кукарекает, Цыпленок - пищит, индюк - балаболит.

Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»

У цыпленка - курица, петух; у индюшонка - индюшка, индюк; у утенка - утка, селезень; у гусенка - гусыня, гусак.

Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»

Петух - красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Гусь - гуси -- много гусей, утка - утки - уток, петух - петухи - петухов, курица - куры - кур, селезень - селезни - селезней, гусенок - гусята - гусят, гусыня - гусыни - гусынь, утенок - утята - утят, индюк - индюки - индюков, индюшка - индюшки -- индюшек, индюшонок - индюшата - индюшат.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»

Петух - петушок - петушки, зерно - зернышко - зернышки,

курица - курочка - курочки, цыпленок - цыпленочек - цыплятки,

утка - уточка - уточки, гусь - гусачок (гусенок) - гусачки (гусята, гусятки),

гусыня - гусынюшка - гусынюшки, утенок - утеночек - утятки,

индюшка - индюшечка - индюшечки, индюшонок - индюшоночек - индюшатки,

яйцо - яичко - яички, крыло - крылышко - крылышки.

Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»

Красивый - красивее,мягкий - мягче, твердый - тверже, длинный - длиннее, короткий - короче, добрый - добрее, злой - злее, сильный - сильнее, слабый - слабее, высокий - выше, низкий - ниже, толстый - толще, тонкий - тоньше.

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Белка - белочка, обезьяна - обезьянка, медведь - медведушка, бегемот - бегемотик, еж - ежик, слон - слоник, заяц - зайчик, лев - левушка, лось - лосик, леопард - леопардик, тюлень - тюленюшка, морж - моржонок.

Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого - кто?»

У белки - бельчонок, бельчата, у зайчихи - зайчонок, зайчата,

у лосихи - лосенок, лосята, у слонихи - слоненок, слонята,

у лисы - лисенок, лисята, у волчихи - волчонок, волчата,

у моржихи - моржонок, моржата, у тигрицы - тигренок, тигрята,

у тюленихи - тюлененок, тюленята, у львицы - львенок, львята,

у медведицы - медвежонок, медвежата.

Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один - много»

Белка - много белок - бельчат, лиса - лис - лисят, еж - ежей - ежат, заяц - зайцев - зайчат, волк - волков - волчат, лось - лосей - лосят, медведь - медведей - медвежат, морж - моржей - моржат, тюлень - тюленей - тюленят, олень - оленей - оленят, слон - слонов - слонят, зебра - зебрят.

Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?»

У лисы хвост - лисий, лапы - лисьи, морда - лисья,

по образцу: у медведя, волка, зайца.

Лексический строй речи

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

Выбор соответствующего понятия «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)

ТЕМА «ДОМ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Дома бывают»

Для людей - жилой дом, для машин - гараж,

для собак - конура, будка, для коней - конюшня,

для свиней - свинарник, для коров - коровник,

для птиц - скворечник, гнездо, для кур - курятник и т.д.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Высокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный, громкий - тихий, широкий - узкий, толстый - тонкий, красивый - страшный, большой - маленький, новый - старый, белый - черный.

Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?»

а) односложные слова: дом, пол - 1 раз;

б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж - 2 раза;

в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, ле стница, перила, антенна, ступеньки - 3 раза;

г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, бал кон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак.

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Окно - окошко, окошечко, рама - рамка, рамочка,

комната - комнатка, комнатушка, стена - стенка, стеночка,

дверь - дверка, дверца, балкон - балкончик,

бревно - бревнышко, лестница - лесенка,

звонок - звоночек, крыша - крышка, крышечка,

порог - порожек.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Пол - полы - много полов, рама - рамы - много рам, комната - комнаты -- много комнат, стена - стены - стен, этаж - этажи - много этажей (многоэтажный), подъезд - подъезды - много подъездов, балкон - балконы - балконов, бревно - бревна - бревен, окно - окна - много окон, форточка - форточки - форточек, лестница - лестницы - много лестниц, дверь - двери - дверей, звонок - звонки - звонков, крыша - крыши - много крыш, труба - трубы - много труб, антенна - антенны - много антенн, подвал - подвалы - подвалов, замок - замки - замков.

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем»

Одна комната - две комнаты - пять комнат,

одна большая комната - две большие комнаты - пять больших комнат,

один дом - два дома - пять домов,

один многоэтажный дом - два многоэтажных дома - пять многоэтажных домов,

одно окно - два окна - пять окон и т.д.

Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа»

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный. Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что щам многоэтажный.

Два этажа - дом... (двухэтажный). Три этажа - дом... (трехэтажный). Пять

этажей - дом... (пятиэтажный). Десять этажей - дом... (десятиэтажный).

Согласование существительных с личными местоимениями

Моя - лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна; мой - этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой?»

Дом из соломы - соломенный, ... из кирпича - кирпичный, ... камня - каменный,... дерева - деревянный.

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Телефон - телефончик, пылесос - иылесосик.торшер - торшерчик, лампа - лампочка, холодильник - холодильничек, утюг - утюжок, магнитофон - магнитофончик, плита - плитка (плиточка).

Телевизор - телевизоры - телевизоров, магнитофон - магнитофоны - магнитофонов,

пылесос - пылесосы - пылесосов, люстра - люстры - люстр,

телефон - телефоны - телефонов, радио - радио - радио,

торшер - торшеры - торшеров, лампа - лампы - ламп,

компьютер - компьютеры - компьютеров, холодильник - холодильники - холодильников,

утюг - утюги - утюгов, машина - машины - машин,

плита - плиты - плит, техника - техника - много техники,

провод - провода - проводов, розетка - розетки - розеток,

печь - печи - печей.

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

Один цветной телевизор - два цветных телевизора - пять Цветных телевизоров, одна хрустальная люстра - две хрустальные люстры - пять хрустальных люстр, один высокий холодильник - два высоких холодильника - пять высоких холодильников и т.д.

Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"»

Телевизор - нет телевизора; магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.

Согласование слов по типу управления «Закончи предложение»

Мама стирает белье в... (стиральная машина).

Папа чистит ковер... (пылесос).

Дочь гладит одежду... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из... (холодильник).

Даша готовит обед на... (плита).

Антон разговаривает с другом по... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по... (телевизор).

Вера читает книгу под настенной... (лампа).

ТЕМА «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Шапка - шапочка, пилотка - пилоточка, платок - платочек, шлем - шлемик, панама - панамка, шляпа - шляпка, косынка - косыночка, берет - беретик.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Тюбетейка - тюбетейки - тюбетеек, пилотка - пилотки - пилоток, каска

Каски - касок, шапка - шапки - шапок, кепка - кепки - кепок, платок

Платки - платков, панама - панамы - панам, шаль - шали -- шалей, шляпа - шляпы - шляп, фуражка - фуражки - фуражек, косынка - косынки - косынок, берет - береты - беретов, колпак - колпаки - колпаков, шлем - шлемы - шлемов.

«Назови, какая» (из какого материала сделана?)

Шапка из меха - меховая, ... шерсти - шерстяная,

кепка из кожи - кожаная,

панама из ситца - ситцевая,

платок из шелка - шелковый,

шаль из пуха - пуховая,

шляпа из соломы - соломенная,... фетра - фетровая,

шапка из меха кролика - кроличья,... лисы - лисья,... норки - норковая.

Образование простых причастий «Назови, какой, какая?»

Шить - шитый, вышивать - вышитый,

развязать - развязанный, завязать - завязанный,

вязать - вязанный, носить - ношенный,

складывать - сложенный, стирать - стиранный.

ТЕМА «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе «Назови ласково»

Суп - супчик, масло - маслице, блин - блинок, блинчик, печенье - печеньице, котлета - котлетка, лапша - лапшичка, творог - творожок, баранки - бараночки, хлеб - хлебушек, торт - тортик, варенье - вареньице, каша - кашка, изюм - изюминка, икра - икринка, мармелад - мармеладинка, горох - горошинка.

Поиск однокоренных слов «Подбери родственные слова»

Хлеб - хлебный, хлебушек, хлебница, нахлебник;

сахар - сахарный, сахарок, сахарница;

соль - солонка, соленый, посолил;

молоко - молочный, молочко, молочница;

селедка - селедочный (фарш), селедочка, селедочница.

Суп - супы - много супа (супов), щи - щи - много щей, котлета - котлеты - котлет, молоко - молоко - много молока, пирог - пироги - пирогов, холодец - холодец - много холодца, сосиска - сосиски - сосисок, сок - соки - соков (сока), каша - каши - каш, консервы - консервы - консервов, фарш - фарш - фарша, лапша - латпа - много лапши.

Одна котлета - две котлеты - пять котлет,

одна жареная котлета - две жареные котлеты - пять жареных котлет,

один пирог - два пирога - пять пирогов,

один пышный пирог - два пышных пирога - пять пышных пирогов.

Хлеб из ржи - ржаной хлеб; варенье из вишни - вишневое;

сок из фруктов - фруктовый, ... из овощей - овощной, ... из помидоров - томатный;

бульон из курицы - куриный, ... из рыбы - рыбный, ... из мяса - мясной;

молоко у коровы - коровье, ... у овцы - овечье;

каша из гречки - гречневая, ... из риса - рисовая, ... из пшена - пшенная, ... из геркулеса - геркулесовая, ... из манки - манная;

котлеты из моркови - морковные;

напиток из клюквы - клюквенный;

пирог с яблоками - яблочный;

запеканка из творога - творожная;

оладьи из картофеля - картофельные;

компот из слив - сливовый.

Образование качественных прилагательных «Назови по образцу»

Жарить картофель - значит, он какой? - жареный; варить свеклу - значит, она какая? - вареная; парить репу -... (пареная);

морозить клюкву -... (мороженая); мариновать помидоры - ... (маринованные);

консервировать огурцы - ... (консервированные); солить- капусту -... (соленая).

Поиск грамматических ошибок «Исправь ошибки»!

Лена купила клубника сок (клубничный сок).

Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое).

Маша приготовила картошка пюре (картофельное пюре).

Папа принес кабачок икру (кабачковую икру).

Бабушка испекла яблоко пирог (яблочный пирог).

Лида сварила вермишель суп (вермишелевый суп).

В магазине продают мясо фарш (мясной фарш).

ТЕМА «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Тело - тельце,

голова - головка, головушка,

рука - ручка, рученька,

нога - ножка, ноженька,

палец - пальчик,

глаз - глазик, глазок,

уши - ушки,

шея - шейка,

нос - носик,

рот - ротик, роток,

зуб - зубик, зубок,

губа - губка,

язык - язычок,

пятка - пяточка,

локоть - локоток,

плечо - плечико,

спина - спинка,

живот - животик,

щека - щечка,

лицо - личико,

ладонь - ладошка,

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Голова - две головы - голов, рука - две руки - рук, нога - две ноги - ног, ступня - две ступни - ступней, палец - два пальца - пальцев, глаз - два глаза - глаз, ухо - два уха - ушей, нос - два носа - носов, рот - два рта - ртов, зуб - два зуба - зубов, язык - два языка - языков, пятка - две пятки - пять пяток, колено - два колена - колен, локоть - два локтя - локтей, плечо - два плеча - плечей, спина - две спины - спин, живот - два живота - животов, волос - два волоса - волбс, щека - две щеки - щек, лицо - два лица - лиц, лоб - два лба - лбов, ноготь - два ногтя - ногтей, ресница - две ресницы - ресниц, голос - два голоса - голосов.

Образование существительных множественного числа «Назови по образцу»

Палец (а они?) - пальцы,

плечо - плечи,

рука - руки,

нога - ноги,

язык - языки,

|голова - головы,

колено - колени,

ухо - уши,

лоб - лбы,

локоть - локти,

бровь - брови,

Ноготь - ногти,

веко - веки.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Головой мы (что делаем?) - думаем;

ушами... - слушаем;

глазами... - смотрим;

носом... - дышим, нюхаем;

ртом... - едим, пьем, говорим;

руками... - берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами... - ходим, бегаем, прыгаем.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть». «Задрать нос». «Голову повесить».

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Большой - маленький, трудолюбивый - ленивый, низкий - высокий, глупый - умный, широкий - узкий, детский - взрослый, грустный - веселый, поднимать - опускать, длинный - короткий, смелый - трусливый, злой - добрый, черный - белый, говорить - молчать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама - (значит, ты чей? чья?) мамин (а), папа - папин(а),

бабушка - бабушкин (а), дедушка - дедушкин (а),

дядя - дядин (а), тетя - тетин (а).

Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»

Жить - живущий, расти - растущий, любить - любимый, уважать - уважаемый, гладить - глаженый, стараться - старательный, заботиться - заботливый, отдыхать - отдыхающий.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дети - детки - деточки; семья - семейка;

мама - маменька, мамулечка, матушка; папа - папочка, папуленька, папулечка;

сын - сыночек, сынуля, силочка; дедушка - дедулечка;

бабушка - бабулечка; дочь - дочка - доченька, дочуленька;

внук - внучек, внучок; внучка - внученька;

сестра - сестричка, сестреночка; брат - братик.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Семья - семьи - много семей, ребенок - дети - детей,

работа - работы - много работы (работ), мама - мамы - мам, папа - папы - пап,

дедушка - дедушки - дедушек, бабушка - бабушки - бабушек,

сын - сыны (сыновья) - сынов (сыновей),

дочь - дочери - дочерей,

сестра - сестры - сестер,

брат - братья - братьев,

внук - внуки - внуков,

младенец - младенцы - младенцев,

цветок - цветы - цветов,

подарок - подарки - подарков,

праздник - праздники - праздников.

Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть... (мама). Каждый человек любит свою... (маму). На свете очень трудно жить без... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы... (маме). Я люблю гулять со своей... (мамой). Я очень горжусь своей... (мамой).

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама - веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет; бабушка -...; дедушка-...; папа-...; брат -...; сестра-....

ТЕМА «НАШ ГОРОДА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование прилагательных в сравнительной степени

Высокий - выше, широкий - шире, красивый - красивее, мягкий - мягче, удобный - удобнее, тонкий - тоньше, низкий - ниже, медленный - медленнее, теплый - теплее, чистый - чище

Образование наречий «Назови по образцу»

Теплый - тепло, удобный - удобно, чистый - чисто, широкий - широко, холодный - холодно, тонкий - тонко, осторожный - осторожно, низкий - низко, грязный - грязно, медленный - медленно.

ТЕМА «ПОЧТА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Письмо - письмецо, конверт - конвертик,

телеграмма - телеграммочка, открытка - открыточка,

досылка - посылочка, журнал - журнальчик,

адрес - адресок, газета - газетка,

бандероль - бандеролька, телефон - телефончик.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Почта - почты - много почт, почтальон - почтальоны - почтальонов, оператор - операторы - операторов, письмо - письма - писем, перевод - переводы - переводов, конверт - конверты - конвертов, телеграмма - телеграммы - телеграмм, посылка - посылки - посылок, адрес - адреса --адресов, открытка - открытки - открыток, газета - газеты - газет, журнал - журналы - журналов, бандероль - бандероли - бандеролей,: печать - печати - печатей, телефонист - телефонисты - телефонистов, телефон - телефоны - телефонов, извещение - извещения - извещений.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Подбери признаки (какая? какой?)»

Открытка - поздравительная, праздничная, красочная, красивая...;

журнал - красивый, яркий, красочный, блестящий, деловой, развлекательный...; газета -...; посылка -....

Поиск соответствующего понятия и построение фразы «Знаешь ли ты»

а) откуда мы узнаем общественные новости - из газеты, журнала, письма, телеграммы, открытки (газеты);

б) письмо бывает обыкновенное и ценное, телеграмма обыкновенная, срочная (молния), поздравительная.

Бандероль и посылка - могут быть ценными? (Да);

в) что такое «бланк», «извещение», «почтовый перевод»;

г) кто разносит почту адресатам.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Улица - улочка, город - городок, магазин - магазинчик, мост - мосток, сквер - скверик, двор - дворик, адрес - адресок.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Город - города -- городов, улица - улицы - улиц,

вокзал - вокзалы - вокзалов, площадь - площади - площадей,

театр - театры - театров, магазин - магазины - магазинов,

проспект - проспекты - проспектов, бульвар - бульвары - бульваров,

сквер - скверы - скверов, школа - школы - школ,

храм - храмы - храмов, библиотека - библиотеки - библиотек,

аптека - аптеки - аптек, москвич - москвичи - москвичей.

Лексический строй речи

Связь слов по типу согласования «Скажи со словом "городской"»

Транспорт - городской транспорт, квартира - городская квартира,

дома -..., парк -..., улицы -..., театр -...,

почта -..., здание - ..., школа - ..., площади -

Вокзал -..., жители -....

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

Город Москва (какой?) - большой, красивый, главный, благоустроенный, величавый, чистый...

улица (какая?) -длинная, широкая, чистая, красивая....

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Эта улица узкая, а эта... (широкая), эта дорога длинная, а эта... (короткая), эта речка мелкая, а эта... (глубокая), эта школа близкая, а эта... (далекая), эта тропинка прямая, а эта... (кривая), этот дуб молодой, а этот... (старенький), этот путь далекий, а этот... (близкий), этот мост высокий, а этот... (низкий).

ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах«Один - много»

Учитель - учителя - учителей, врач - врачи - врачей, продавец - продавцы - продавцов, пекарь- пекари - пекарей, фотограф - фотографы - фотографов, портной - портные - портных, доярка- доярки - доярок, почтальон - почтальоны - почтальонов.

Образование существительных женского рода «Назови по образцу»

Он художник, а она - художница;

он учитель, а она - ...;

он писатель, а она -...;

он проводник, а она -...;

он певец, а она -...;

он переводчик, а она -....

Лексический строй речи

фотограф - фотографирует; повар -...; портной -...; парикмахер -...; библиотекарь -...;

врач -...; писатель -...; водитель -...; тракторист -...; доярка -...; птичница -....

Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»

Парикмахеру - ножницы, расческа, фен, бигуди; врачу - лекарство, белый халат, градусник; художнику -...; учителю -...; портному - ...; .маляру -...; рыболову - ... ; продавцу -...; садовнику - ...; плотнику -...; доярке - ...; трактористу - ....

Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»

Кто носит багаж? (Носильщик.) Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.) Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.) Кто точит ножи? (Точильщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.) Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Кто красит стены? (Маляр.) Кто ухаживает за птицами? (Птичница).

Кто сочиняет музыку? (Композитор.) Кто играет на рояле? (Пианист.)

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду. Построение монолога

Поиск соответствующего понятия «Назови»

а) детского врача - ... (педиатр), зубного врача -... (стоматолог), глазного врача - ... (окулист), врача, делающего операции, - ... (хирург), врача, лечащего нервы, -... (невропатолог), помощник врача - ... (медицинская сестра);

б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);

в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, гра дусник, молоточек, пинцет).

ТЕМА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - много»

Танкист - танкисты - танкистов, летчик - летчики - летчиков, моряк - моряки - моряков, солдат - солдаты - много солдат, воин -- воины - воинов, герой - герои - героев, ракета - ракеты - ракет, шашка - шашки - шашек, пилотка - пилотки - пилоток, лодка - лодки - лодок, пехотинец - пехотинцы - пехотинцев, десантник - десантники - десантников, пограничник - пограничники - пограничников.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

Один солдат - два солдата - пять солдат, один матрос - два матроса - пять матросов, один пехотинец - два пехотинца - пять пехотинцев, один летчик - два летчика - пять летчиков, один парашютист - два парашютиста - пять парашютистов, одна пушка - две пушки - пять пушек, один пистолет - два пистолета - пять пистолетов,

одно ружье - два ружья - пять ружей.

Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу»

Артиллерия - артиллерист,

вертолет - вертолетчик,

кавалерия -...,

пехота -...,

разведка -...,

танк -...,

пулемет -

десант -...,

граница -...,

море -...,

парашют-...,

ракета-...,

космос -....

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Пограничник охраняет границу, танкист управляет танком, моряк...,

десантник... , пулеметчик …

ТЕМА «СПОРТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных мужского и женского рода «Кто что делает?»

Ходит на лыжах - лыжник, лыжница;

бегает на коньках - конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки - стрелок;

стреляет из лука - лучник, лучница;

играет в теннис - теннисист, теннисистка;

плавает - пловец, пловчиха;

играет в шашки - шашист, шашистка;

играет в шахматы - шахматист, шахматистка;

занимается туризмом - турист, туристка;

прыгает - прыгун, прыгунья;

занимается гимнастикой - гимнаст, гимнастка;

занимается борьбой - борец;

играет в хоккей - хоккеист, хоккеистка;

играет в футбол - футболист, футболистка;

занимается боксом - боксер;

занимается фигурным катанием - фигурист, фигуристка;

ездит на велосипеде - велосипедист, велосипедистка;

ездит на мотоцикле - мотоциклист, мотоциклистка;

занимается акробатикой - акробат, акробатка;

прыгает с парашютом - парашютист, парашютистка.

Спортсмен - много спортсменов, упражнение - упражнений, форма - форм, победитель - победителей, чемпион - чемпионов,

лыжница - лыжниц, лыжник - лыжников, пловчиха - пловчих, боксер

Боксеров, хоккеистка - хоккеисток, велосипедист - велосипедистов.

Образование сравнительной степени наречий «Закончи предложение»

Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее. Маша прыгает высоко, а Саша еще... (выше). Маша точно попадает в цель, а Саша еще... (точнее). Маша далеко ушла вперед, а Саша еще...

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Встать - сесть, войти - выйти, поднять - опустить, говорить - молчать, быстро - медленно, ложиться - вставать, рано - поздно, одеваться - раздеваться, можно - нельзя, смеяться - плакать, трудно - легко, залетать - вылетать, много - мало, закрывать - открывать, высоко - низко, польза

  • вред, светло - темно, трусость - храбрость, плохо - хорошо, вдох - выдох; зло - добро.

ТЕМА«ТРАНСПОРТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Автобус - автобусы - автобусов,

грузовик - грузовики - грузовиков,

поезд -- поезда - поездов,

машина - машины - машин,

троллейбус - троллейбусы - троллейбусов,

лодка - лодки - лодок,

электричка - электрички - электричек,

колесо - колеса - колес,

самолет - самолеты - самолетов,

пилот - пилоты - пилотов,

корабль - корабли - кораблей,

телега - телеги - телег.

Связь слов в предложении «Составь предложение правильно»

Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль, мчится. Магазин, около, мотоцикл, остановился. Едет, тропинка, велосипедист.

Образование существительных префиксальным способом «Придумай новые слова»

Ехать - переехать, недоехать, выехать, заехать, объехать, наехать; плыть -...; лететь -...; бежать -...; ходить -....

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»

Шина для автомобилей (какая?) - автомобильная, билет на автобус (какой?) - автобусный, масло для машин (какое?) - машинное.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто чем управляет?»

Автобусом управляет (водитель); грузовиком управляет (шофер); поездом управляет (машинист); вертолетом управляет (вертолетчик); самолетом управляет (летчик); кораблем управляет (капитан); мотоциклом управляет (мотоциклист); велосипедом управляет (велосипедист); ракетой управляет (космонавт).

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет]; катер, лодка, мотоцикл, пароход (мотоцикл); троллейбус, велосипед, метро, трамвай (велосипед).

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

Как называются машины, которые:

Убирают мусор (мусороуборочные),

Перевозят грузы (грузовые),

Людей (пассажирские: автобусы, троллейбусы),

  • приезжают к больным («скорой помощи»), на пожары (пожарные).

ТЕМА «ЗИМА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Материал для запоминания «Зима»

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следственных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Грамматический строй речи

Снег - снежок, мороз - морозец, ветер - ветерок, лед - ледок, зима - зимушка, метель - метелица, санки - саночки, холод - холодок, дерево - деревце, звезда - звездочка, солнце - солнышко, день - денек, ночь - ночка.

Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один - много»

Снег - снегов, много снега, лед - льдов, много льда, звезда - звезд, день - дней, узор - узоров, ночь - ночей, снежинка - снежинок, снеговик - снеговиков, санки - санок, буря - бурь, вьюга - вьюг, стужа - стуж, холод - холодов, забава - забав.

Подбери родственные слова

Снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые...; мороз - морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

Лед - ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Связь слов в предложении «Составь предложения по опорным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег - белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима - холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки - белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки -- летать, кружиться, виться, танцевать, порхать

Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом... (теплый, южный).

Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым... (снегом).

Дети слепили большую снежную... (бабу).

Зимой дети любят кататься на... (санках, лыжах, коньках).

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»

Пословица. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Поговорка. Береги нос в большой мороз.

ТЕМА «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

Фиалка - фиалочка, герань - геранька, кактус - кактусик, корешок - корешочек, стебель - стебелек, лист - листок (листик), бутон - бутончик, отросток - отросточек, цветок - цветочек, земля - землица, вода - водичка (водица), солнце - солнышко.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много»

Фиалка - фиалки - фиалок, фикус - фикусы - фикусов,

фуксия - фуксии - фуксий, кактус - кактусы - кактусов,

папоротник - папоротники - папоротников, свет - много света,

корень - корни - корней, стебель - стебли - стеблей,

лист - листья - листьев, бутон - бутоны - бутонов,

лепесток - лепестки - лепестков, цветок - цветки - цветков,

рассада - много рассады, вода - воды - много воды (вод),

подоконник - подоконники - подоконников.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай один - два - пять»

Фиалка - две фиалки - пять фиалок.

Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

ТЕМА «ДЕРЕВЬЯ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» Тополь - тополек, дуб - дубок, осина - осинка (осиночка), береза - березка (березонька), рябина - рябинка (рябинушка), ива - ивушка, елка - елочка, сосна - сосенка, клен - кленок, {яблоня - яблонька, шишка - шишечка, ветка - веточка, лист - листик, листок, листочек, лес - лесок, иголка - иголочка.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один - много» Клен - клены - кленов; тополь - тополя - тополей; осина - осины - осин; дуб - дубы - дубов; липа - липы - лип; береза - березы - берез; ива - ивы - ив; рябина - рябины - рябин; ель - ели - елей; елка - елки - елок; сосна - сосны - сосен; яблоня - яблони - яблонь; плод - плоды - плодов; шишка - шишки - шишек; желудь - желуди - желудей; сережка - сережки - сережек; крона - кроны - крон; макушка - макушки - макушек; корень - корни - корней; ствол - стволы - стволов; ветка - ветки - веток; сук - сучья - сучьев; иголка - иголки - иголок; лепесток - лепестки - лепестков; лес - леса - лесов; чаща - чащи - чащ.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

Одно дерево - два дерева - пять деревьев,

одно высокое дерево - два высоких дерева - пять высоких деревьев,

одна ветка - две ветки - пять веток,

одна сосновая ветка - две сосновые ветки - пять сосновых веток,

один могучий дуб - два могучих дуба - пять могучих дубов.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»

Лист березы - березовый; ветка сосны - сосновая;

... рябины - рябиновый; ... ели - еловая;

... дуба - дубовый; ... тополя - тополиная;

... сосны - сосновый; ... осины - осиновая;

... клена - кленовый; ... липы - липовая.

Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) - сосновый; кресло (какое?) - сосновое; мебель (какая?) - сосновая; полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется - березовая; если в роще растут дубы - дубовая; ... осина - осиновая; ... ивы - ивовая; ... клены - кленовая.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на - дубе; яблоки растут на - яблоне;

круглая шишка на - сосне; длинная шишка у - ели;

грозди рябины растут на - рябине;

сережки растут - на березе, ольхе, иве.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет...;

дерево...; крона...; почки...; корни...; ветви....

Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный;

если в лесу растут сосны и елки - хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес - смешанный.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель); липа, тополь, ива, яблоня (ива); береза, дуб, клен, смородина (смородина); яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

ТЕМА «ВЕСНА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам»

Дни, а, ночи.

Солнце, поднимается, греет.

Ручейки, весенние, по полям, лугам.

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть.

Воздух, весна.

Воробьи, чирикать, приветствовать.

Грачи, стран, родные края.

Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».

Лексико-грамматический строй речи

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное травка (какая?) - молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная....

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?» Трава (что делает?) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует...; солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони....

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» Проталина - проталинка, лужа - лужица, ручей - ручеек, льдина - льдинка, гнездо - гнездышко, почка - почечка, лист - листочек, трава - травка, травушка, поле - полюшко, солнце - солнышко, луч - лучик, пень - пенек, весна - веснушка, огород - огородик, луг - лужок, облако - облачко, дерево - деревце.

Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один - много» Месяц - месяцев, весна - весен, проталина - проталин, лужа - луж, ручей - ручьев, льдина - льдин, птица - птиц, гнездо - гнезд, почка - почек, листья - листьев, трава - трав, подснежник - подснежников, поле - полей, сад - садов, грядка - грядок, луч - лучей, сосулька - сосулек, дерево - деревьев.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

Один ручей - два ручья - пять ручьев,

один говорливый ручей - два говорливых ручья - пять говорливых ручьев,

одна сосулька - две сосульки - пять сосулек,

одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки - пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.

Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение» На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

День (какой?) - весенний, погода (какая?) - весенняя, настроение (какое?)

- весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

ТЕМА «ХЛЕБ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование простых причастий «Назови по образцу» Убирать - убранный, печь - печенный, выращивать - выращенный, косить - кошенный, резать - резанный.

Образование существительных в родительном падеже «Назови со словом "нет"»

Подсолнечник - нет подсолнечника, рожь - нет ржи, зерно - нет зерна, пшеница - нет пшеницы, колос - нет колоса, овес - нет овса, колосья - нет колосьев, ячмень - нет ячменя, сеялка - нет сеялки, кукуруза - нет кукурузы, комбайн - нет комбайна, гречиха - нет гречихи, каравай - нет каравая, просо - нет проса, лен - нет льна.

Образование существительных в родительном падеже «Посчитать от двух до десяти парами и обратно»:

Два зерна, четыре зерна, шесть зерен, восемь зерен, десять зерен - десять зерен, восемь зерен, шесть зерен, четыре зерна, два зерна.

То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепешка, пышка, сухарь.

Поиск однокоренных слов «Подобрать родственные слова» Хлеб - хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод;

булка - булочка, булочная; колос - колосок, колосья, колосится.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»

Поле с рожью - ржаное, ... пшеницей - пшеничное, ... овсом - овсяное, ...ячменем - ячменное, ... кукурузой - кукурузное, ... гречихой - гречишное,... просом - просяное;

...масло из льна - льняное;... подсолнечника - подсолнечное,.. кукурузы - кукурузное;хлеб из ржи - ржаной, ... пшеницы - пшеничный;

каша из пшена - пшенная, ... овса - овсяная, ... ячменя - ячневая, ….кукурузы - кукурузная, ... гречихи - гречневая.

Поиск определений «Назови, какой бывает хлеб?»

Пшеничный, мягкий, полезный, душистый,

ароматный, пропеченный, ржаной, вкусный,

пышный, пахучий, аппетитный, сухой,

свежий, подовый, хрустящий, поджаристый,

поджаренный, черствый.

Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»

Откуда хлеб пришел? --... (Из магазина.) А в магазин как попал? -... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? -... (Пекут хлеб.) Из чего? - ... (Из муки.)

Из чего мука? - ... (Из зерна.) Откуда зерно? -... (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? -... (Выросла в поле.) Кто ее посеял? -... (Хлеборобы.)


Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». - «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». - «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») .

«Укрась слово»

Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы) . Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий) . А хвост у зайца. (короткий) , значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки) .

«Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? » (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой) . Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) .

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает) . Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит) .


Игры, которые помогают усвоить новые слова (со словами уже предварительно познакомились)

Все игры ниже развивают устную речь и подходят для детей, которые еще не учатся читать/писать.

Карточки-двойняшки. (twin cards)

Материалы : карточки с рисунками (на английские слова) в двойном экземпляре. Для детей помладше можно начать с 6 карточек (на 3 слова), постарше до 16 карточек (8 слов).

Количество игроков : 2-4

Возраст: от 3 лет (чем старше ребенок, тем больше карточек)

обучающая цель : практика говорения слов на любую тематику или даже словосочетаний (в принципе ничто не мешает рисовать на карточке и целые ситуации и проговаривать предложения)

Ход игры: карточки перемешиваются и кладутся на стол рисунком вниз. Первый игрок переворачивает любую карточку, называет слово, потом берет вторую карточку, опять называет, если карточки оказались одинаковые, то забирает карточки себе, если карточки разные, то кладет их обратно рисунком вниз. Ход передавать можно по очереди, а можно — если угадал, то открывает еще, не угадал — переход хода.

После того как все карточки открыты, посчитайте по-английски, сколько у кого карточек, у кого больше.

Эта игра подходит практически под любую лексику (животные, цифры, цвета и так далее)

Художники

Материалы : лист бумаги, карандаш

Количество игроков : 2-4

Возраст: от 4 лет

обучающая цель на любую тематику или даже словосочетаний и предложений.

Ход игры: ведущий называет 5-10 слов, делая небольшие паузы между словами, игроки быстро рисуют то, что называет ведущий. Потом игроки по очереди должны назвать все слова (словосочетания, предложения)

Домино

Материалы: домино (купленное в магазине) или самодельные карточки, где как на домино на одной стороне одна картинка, на другой другая. Самодельное можно сделать на какую угодно тематику.

Количество игроков: 2-6

Возраст: от 4 лет

обучающая цель : практика аудирования и говорения словна самую разную тематику(в основном конкретная лексика): овощи, фрукты, животные, цифры, цвета и так далее

Ход игры: игра по обычным правилам домино, только игроки должны обязательно назвать то слово, обозначенное рисунком на домино.

Что пропало? (What’s missing?)

Материалы: карточки с рисунками или настоящие предметы

Количество игроков: от 2

Возраст : от 3 лет (чем меньше возраст, тем меньше карточек)

обучающая цель : практика говорения словна самую разную тематику(с карточками возможностей больше, но с предметами настоящими все же интереснее)

Ход игры: перед игроком (игроками) раскладываются карточки (или предметы), когда слова еще плохо ребенок помнит, при раскладывании опять проговариваем (it’s a) pen, (it’s a) pencil и так далее, он запоминает, отворачивается, в это время ведущий убирает 1 предмет (карточку), игрок поворачивается и должен сказать, что пропало.

Simon Says

количество игроков : 2-10

возраст: от 3 лет

обучающая цель : практика аудирования слов(в основном на тему глаголов, обозначающих действие)

Ведущий дает инструкции, что делать, но игрок(и) выполняют их только, если ведущий говорит сначала Simon says.

Например,

Simon says, jump!

(игроки выполняют действие)

(не выполняют, тк не было слов Simon says)

Можно играть в другом варианте, необходимо выполнять действия только, если ведущий скажет при этом слово «пожалуйста» (please)

What’s in a box? (what’s this?)

Материалы : различные предметы, соответствующие новым словам, коробка или мешок, в которых эти предметы будут лежать

количество игроков: 2-10

возраст : от 3 лет

обучающая цель : практика говорения слов (конкретные слова, хорошо на тему школьных принадлежностей: ручка, карандаш, клей и прочее)

Ход игры : предметы находятся в коробке или мешке, каждый игрок по очереди с закрытыми глазами берет предмет и пытается на ощупь определить что это.

В зависимости от уровня варьируем, либо просто называет слово (Pen?) или вопрос (Is it a pen?) или делаем предположение (I think, it’s a pen)

Угадай, что я рисую

материалы : лист бумаги и ручка, или доска и мел

количество игроков : 2-10

возраст: от 3 лет

обучающая цел ь: практика говорения

Ход игры : ведущий медленно рисует то, что загадал (например, кошку), задача игроков — как можно быстрее догадаться, что ведущий рисует, назвав это слово по-английски.

Bingo

материалы: листы бумаги с расчерченным игровым полем 5 на 5 клеток или 4 на 4 или 3 на 3. Картинки, обозначающие новые слова.

или готовые карточки уже с рисунками (можно найти на различных сайтах).

количество игроков: 2-8

возраст: от 5 лет

Ход игры: русский аналог игры Bingo — лото.

Если карточки уже готовые, то ведущий просто по одному называет слова, а игроки зачеркивают соответствующие картинки. У кого первого будет зачеркнута строка по горизонтали, вертикали или диагонали, тот победитель.

Если готовых игровых полей с картинками нет, то игроки либо рисуют сами, либо наклеивают картинки на поле сами.

Одним из самых сложных видов работы по изучению иностранного языка является для детей заучивание новых слов. Но без словарного запаса невозможно овладеть навыками устной речи.На этапе введения новой лексики у детей очень важно избежать монатонности в заучивании новых слов, ведь известно, чем больше веселья и удовольствия, тем легче запоминается материал. Лексические игры, которые я применяю для первичного закрепления новых слов, помогают детям успешно усвоить новую лексику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

SWAPPLACES

Обучающая цель: практика аудирования слов.

Материалы: карточки с рисунками.

Ход игры: дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках карточка с изображением какого-либо изучаемого на занятии предмета. Учитель называет по-английски слова. Когда ребенок слышит своё слово, он встает и обменивается местами с другим ребенком, имеющим такую же картинку. Занять можно любое освободившееся место, кроме своего. Тот, кто не успел, проиграл.

Примечание: должно быть как минимум по три одинаковых карточки с изображением каждого предмета.

RUNNINGGAME

Обучающая цель: практика аудирования слов.

Материалы: карточки с рисунками.

Ход игры: дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках карточка с изображением какого-либо изучаемого на уроке предмета. Учитель называет по-английски слова. Когда ребенок слышит своё слово, он встает, обегает круг снаружи и садится на свое место.

WHO’S GOT IT?

Обучающая цель: закрепление или повторение лексики.

Материалы: карточки с рисунками (игрушки, настоящие предметы).

Ход игры: несколько детей вытягивают наугад по одной карточке и показывают их остальным играющим. Затем педагог называет слово, а остальные игроки называют имя ребенка, который держит в руках карточку с соответствующим словом.

POINT TO THE RIGHT FLASHCARD

Материалы: карточки с рисунками.

Обучающая цель: практика аудирования слов.

Ход игры: на стене (на ковре, на доске) учитель размещает картинки с изображениями изучаемых на уроке предметов. Учитель называет предмет по-английски, дети по очереди показывают на соответствующую картинку. Как вариант – все дети участвуют в игре одновременно.

Примечание: можно усложнить игру, назвав одновременно два предмета.

SIMON SAYS

Обучающая цель:

Ход игры: ведущий дает инструкции, что делать, но игрок(и) выполняют их только, если ведущий говорит сначала Simon says. Тот кто выполняет команду, не начинающуюся с фразы Simon says, проиграл.

Примечание: Можно играть в другом варианте, необходимо выполнять действия только, если ведущий скажет при этом слово «пожалуйста» (please).

FORBIDDEN ACTION

Обучающая цель: практика аудирования слов (глаголов, обозначающих действие).

Ход игры: ведущий называет запрещенное действие, то, которое игроки не должны выполнять. Затем ведущий называет различные действия, игроки выполняют их. Проигрывает тот, кто выполняет запрещенное действие.

NICK & ANDY

Обучающая цель: практика аудирования слов (в основном на тему глаголов, обозначающих действие).

Ход игры: ведущий при помощи стихотворения дает инструкции игрокам.

Nick and Andy, sugar and candy,

I say stop (jump, fly, dance and stand) .

Дети проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения.

A MOUSE

Обучающая цель: активизация лексики, развитие слухового внимания.

Материалы: карточки с рисунками.

Ход игры: дети хором повторяют английские слова за педагогом. Но как только выпадает карточка “a mouse”, задача детей начать визжать и поднять ноги от пола как бы пугаясь мышки.

ANIMAL/TOY MIME

Обучающая цель: практика аудирования слов.

Ход игры: игроки встают со своих мест и начинают изображать любой предмет по теме, через некоторое время ведущий выкрикивает слово по-английски, и игроки изображают соответствующий предмет.

GREEN, GREEN, YELLOW

Обучающая цель: практика аудирования слов.

Ход игры: дети сидят в кругу на стульчиках, один ребенок ходит по внешнему кругу и повторяет одно и то же название предмета (цвета, животного и т. п.) на английском языке, каждый раз дотрагиваясь до головы (или плеча) каждого сидящего ребенка. В какой-то момент водящий ребенок произносит название другого предмета. Ребенок, до которого водящий дотронулся в этот момент, встает и пытается поймать водящего, обегая круг. Если ему это не удается, он сам становится водящим.