Буква к подготовительная группа. Конспект занятия по грамоте "звук и буква в, чтение слогов"

Урок – прогулка Звук и буква К. (1 класс по программе VIII вида)

Зимние приключения Колобка.

Цель: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.

2. Закреплять навык чтения слогов, слов с буквой К.

Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).

3. Способствовать развитию артикуляционного праксиса, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.

4. Развивать словарь по теме «Зима».

Воспитательные:

1. Прививать интерес к получению знаний.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушка Колобок, индивидуальные зеркала, символы: согласный - глухой, снежинки, снежки из ваты, маска Колобка, мешочек с игрушками, элементы буквы К на магнитах в конверте, картинки: на что похожа буква К, элементы к – раздаточный материал, карточки «Катаемся на горке», снежные комочки со словами и картинками, колобки весёлые и грустные по количеству детей, мешочек с конфетами.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед : Ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.

Дети стоят в кругу. Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается и так по кругу.

Логопед : Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Представьте себе зимний морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло? Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радостное настороение на протяжении всего занятия.

Дети садятся на места.

2. Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика.

Звучит песенка Колобка.

Ребята, кто это спешит к нам в гости? (Колобок)

Правильно, это Колобок. (Показ игрушки.)

В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте мы тоже испечём колобок. Приготовьте ручки.

Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

А потом его катаем, (катаем)

в печке выпекаем, на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

Проводится артикуляционная гимнастика.

Логопед: Лежал, лежал Колобок, скучно ему стало, спрыгнул он и покатился по дорожке.

(Упражнение «Вкусное варенье»)

Катится Колобок, а навстречу ему лягушки. (Упражнение «Лягушка»)

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
- Засмотрелся на них Колобок, но вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка. (Упражнение «Змейка»)
- Испугался Колобок и скорее покатился дальше.

А из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки. (Упражнение «Хомяк»)
- А ты кто? - А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку. И показал хомяк, как он убирается в своём домике. («Чистим зубки», имитация полоскания рта, «Маляр», «вытряхнуть сор из ротика».)
- Здорово! - сказал колобок. Давай с тобой дружить. – Давай. Поиграем?

Поиграем, в лошадку! (Упражнение «Лошадка»)

Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать. (Упражнение «Лопатка»)

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, а какое время года было в сказке? (Лето.) А сейчас какое время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц?

Предлагаю отправиться с Колобком на зимнюю прогулку.

Но сначала послушайте внимательно, как звучит слово «Колобок». Определите первый звук в этом слове? (К) А последний? (К)

Сколько звуков К в этом слове? (Два)

Как вы думаете, какой звук будет нам помогать на прогулке? (К)

Мы будем его произносить, слушать, искать в словах.

4. Артикуляция и характеристика звука.

Логопед: Так как звук К будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об этом звуке.

Возьмите зеркала, произнесите звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются) . Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.

Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху) .

Давайте дадим характеристику звуку. (Согласный, глухой.) Обозначать его будем фишкой синего цвета.

5. Физминутка «Снег-снежок».

Дети подходят к логопеду.

Логопед: Итак, ребята, отправляемся на прогулку с Колобком.

Снег – снежок, снег - снежок

По дорожке стелется. Дети постепенно опускают руки.

Снег – снежок, снег - снежок

Белая метелица. Плавно качают руками вправо- влево.

Снег – снежок, снег - снежок

Замело дорожки. Наклоняются, качают руками вправо-влево.

Снег – снежок, снег - снежок

Тает на ладошке. Поочередно вытягивают руки вперед.

6. Развитие фонематического восприятия на уровне звука и слога.

Логопед: Ребята, Колобок попал к нам из сказки, в которой было лето, а о зиме он ничего не знает. Давайте назовём признаки зимы. (Снег, холод, мороз, метель.)

Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».

Ребята, а откуда падает снег? (С неба, из тучек.)
- Представьте, что ладони-тучки (Над столом.)

Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....

Вот сколько снежинок нападало, давайте с ними поиграем. (Логопед раздаёт детям снежинки.)

Я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук К, положите перед собой снежинку. (К, П, О, М, Т, К, К, В, К).

А мы с Колобком буде смотреть, кто самый внимательный.

(Логопед закрывает рот маской.)

Во что дети любят играть зимой на улице? (В снежки.)

А вы хотите поиграть в снежки?

Я произнесу слоги, если услышите слог со звук К, бросайте снежок в корзинку. (КА, ТУ, КУ, МО, КО, КУ, ДЫ, КЫ)

Молодцы. У вас очень внимательные ушки.

7. Развитие фонематического восприятия на уровне слова.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Колобок взял с собой на прогулку мешочек с предметами. Давайте узнаем, что он взял с собой.

Дети на ощупь узнают предмет, определяют, есть ли в его названии звук К.

Предметы: тарелка, шарик, машинка, кубик, ложка, чашка.

В названии каждого предмета есть звук К. По-другому быть и не могло, ведь это любимый звук Колобка.

Логопед убирает предметы в мешок и просит детей вспомнить их названия.

8. Буква К.

Ребята, давайте отнесём мешочек Колобку.

Находим конверт, в котором элементы буквы К.

Это какая-то буква. Видимо, от ветра и мороза она сломалась. Кто-то из вас узнал её? Давайте соберём эту букву.

Дети складывают букву К из элементов.

Это буква К. Какой звук обозначает эта буква? (К)

На что похожа буква К? (На усики жука, клюв.) Показ картинок.

Два столба стояли рядом,
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.

Клюв раскрыла буква «К»
Хочет скушать паука.

В какую сторону смотрит буква К? (В правую.) Сколько элементов у буквы К? (Три.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.)

Букву К можно выложить из разных предметов.

Работа в парах. Конструирование буквы из машинок, из лего, магнитной мозаики.

Прописывание К на ладошке товарища.

9. Чтение слогов.

Упражнение «Катаемся на горке».

Чем дети любят зимой? (Кататься на санках, на лыжах, на коньках)

Давайте покатаем колобка на санках с горки.

10. Чтение слов - соотнесение с картинкой.

Много забав у детей зимой. Можно построить из снежных комьев крепость.

(Показ картинки.)

Давайте поможем Колобку построить её.

Первый ряд уже есть. (На доске «снежные комочки» с картинками: кот, кит, куб, жук, бык, лук)

Второй ряд мы построим вместе. Для этого нужно прочитать слово на вашем комочке и найти такую картинку.

Дети выполняют задание.

Ну, вот наша крепость готова. И прогулка тоже подошла к концу.

11. Итог. Рефлексия.

Ребята, какой звук мы сегодня искали в слогах, словах? (К) Он гласный или согласный? (Согласный.)

Вам понравилась наша зимняя прогулка с Колобком? Кому было трудно?

Перед вами на столе два колобка: один грустный, другой весёлый.

Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.

Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство со звуком К)

Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»

Обучение грамоте

Тема : Согласные звуки {К ,к"}, буквы К

(старшая группа)

Воспитатель : Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г

Цель :

Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы . Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к] , познакомить с буквами К , к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец) .

Развивающие : развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Воспитательные : учить умению слушать друг друга и воспитателя.

Оборудование : интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К , К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту » .

Ход занятия

I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы , расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы , а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)

На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)

Назовите буквы в первом ряду ?

(а, о, у, и, ы)

Какие это буквы ? (гласные)

Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)

Назовите буквы во втором ряду ?

(б, п, д, т, з, с,г)

Какие это буквы ? (согласные)

Почему они согласные? (звуки , при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)

Чем буквы отличаются от звуков ?

(буквы мы пишем , звуки произносим )

II. Кто это? (лягушка)

Как квакает лягушка? (Ква – ква)

(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук .)

Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]) .

Сегодня мы познакомимся со звуком [к , к] и буквой К , к

Ребята давайте посмотрим на доску.

Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)

Найдите одинаковый звук в этих словах ? (звук [ к ] )

У меня на картинке изображен «кот» и «кит»

Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот ? (твердо)

Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит ? (мягко)

Вывод : звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Произнесем еще раз звук [ к ] , [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются , задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)

Какой же это звук ? (согласный)

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(звуки , при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»

Придумайте слова в которых есть звук [ к , к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)

Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]

(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)

III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К .

Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к , к ] на письме обозначается буквой К .

Рассмотрим букву К . (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.

А сейчас от гадайте ка загадку.

«Семь одежек и все без застежек»

Дети : капуста

Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы ? (синим)

Закрасим букву К синим цветом .

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра : «Доскажи словечко» с мячом.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я (капуста) .

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится (кошки)

Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня (коньки)

Кто альбом раскрасит наш.

Ну конечно (карандаш) .Садимся да столы.

Воспитатель : ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.

Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель : перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К . сколько нужно взять палочек? (Три)

Как вы будете выполнять задание?

(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)

Посмотрите на печатные буквы К на доске .

(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)

Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку .

Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К . (слог образует гласная буква ) .

Итог : С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает ?

Расскажите о звуках к и к

Чем отличаются эти звуки ?

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Тема: «Звук и буква «К»
(подготовительная группа)

Программное содержание:
Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Развивать связную речь ребенка, память, внимание.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Материал и оборудование: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.


Ход НОД:


Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К., для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трдно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).

Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.

Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Андрей? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Кира? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Дима: Катя кушает конфету.
Вера: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Гоша: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Коля?
Коля: В этом предложении три слова.
А у тебя Матвей?
Матвей: В этом предложении три слова.

Какое первое слово в этом предложении, Маргарита?
Маргарита: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Илья?
Илья: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.

(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?

- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначаем синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначаем синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Андрей: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Дима: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Илья: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Вероника: В этом слове всего 2 слога.

Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы и т.д

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна

Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.

Коррекционно-образовательные цели . Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.

Закрепление знаний о предложении.

Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;

совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.

Ход занятия

Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].

Постановка цели.

Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».

Повторение пройденного материала:

Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])

Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?

Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:

Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?

Какая птица лишняя? Почему?

(Лишняя птица - цапля, потому что в этом слове нет звука [К])

голубь дятел ворона ласточка

(Лишняя - ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).

Определение места звука [к] в слове.

У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.

Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.

РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.

Логопед: Звонко лапки ставит киска

Наша киска пианистка.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя:

К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ

Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.

Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ

Игра «Живые звуки»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.

первый - Стас - звук К.

вторая - София - звук О.

третий - Ратмир - звук Т.

Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.

(хором читают КОТ )

КОТ - кто это?

Кот - это домашнее животное.

Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т

7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»

Динь-дон, динь-дон,

Гномы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Подметают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

(Дети выполняют соответствующие движения)

8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.

Логопед: - Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово - КОТ.

Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ .

Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.

Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)

А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)

Логопед: - Молодцы, со всеми заданиями справились.

9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом

Много зелени кругом.

Вот-деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором - чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся: тук-тук-тук,

Кто-то к нам идет на стук…

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)

10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):

«Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья от вас не скрою - карандаш вот так возьму - показывают как надо правильно держать карандаш!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола...)

Задания:

Логопед:Ребята, сначала

1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.

2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.

ИТОГ. Оценивание деятельности детей.

Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?

Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.

Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] - Карина, Максим, cо звуком [К’] - Никита, Кирилл.

(подготовительная к школе группа)

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
  • продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  • закреплять знания детей, о том, что буква Я может обозначать два звука "йа".

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я хотела прочитать вам стихотворение, но не смогла. Одна буква убежала из алфавита, а что за буква я одна не смогла разобраться. Вы поможете мне ребята. Эта буква оставила нам письмо.

(Воспитатель читает письмо от буквы)

Буква... - важная.

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по - делу

Всегда кричит, умею...

Хоть сам и не умеет.

Ребята, вы поняли про какую букву идет речь, какая буква убежала. (Ответы детей). Но куда могла отправиться эта буква, как вы думаете? Больше она нам ничего не написала, но может быть мы встретим кого-нибудь по дороге и спросим. Давайте выяснять куда же она могла отправиться. Вспомним, какие бывают буквы? Какие буквы называют гласными, согласными? А какая же буква Я, гласная или согласная. Давайте назовем подружек буквы (дети называют другие гласные буквы).

Вот мы вспомнили все про букву Я, может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы.

Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чей это домик? А какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я,может быть она видела куда побежала буква.

Воспитатель берет букву. А (сшитая буква с изображением лица) и разговаривает с ней.

Воспитатель: сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру "Назови слово на заданный звук". Поиграем?

Проводится игра в кругу с мячом.

Воспитатель: вот и повеселили букву А, поиграли с ней. Может теперь она скажет нам куда побежала буква Я (воспитатель разговаривает с буквой). Ребята, А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. Но буква А предупреждает, что мостик через речку совсем узенький и идти по нему нужно осторожно, чтобы не упасть в речку. Мы сможем?

Дети встают в колонну, руки в стороны и проходят по ребристой доске.

Воспитатель: молодцы ребята, все справились вот мы и на другой стороне реки, а вот и еще один домик. Кто же живет тут? Правильно, в домике живет буква О. А какая это буква, гласная или согласная? Давайте спросим у буквы О, вдруг она тоже видела букву Я.

Воспитатель разговаривает с буквой.

Воспитатель: да, буква О видела, что Я перепрыгнула через канавку и побежала направо. Но предупреждает, что через канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет пару твердого согласного звука (братца).

Воспитатель называет твердый звук поочереди каждому ребенку, ребенок называет мягкий звук и перепрыгивает через канавку.

Воспитатель: вот мы и перепрыгнули через канавку, поворачиваемся (куда?)- направо и идем дальше. Так далеко мы зашли, а букву Я так и не нашли, ну куда же она ушла. Смотрите, а тут, под кустиком стоит еще чей-то дом. Посмотрите и назовите, кто же в домике живет? (в домике живут два звука "й", "а"). В доме живут два звука "й" "а". Может быть у них узнаем, где буква Я. Уважаемые звуки, вы не видели, куда убежала буква Я. Ребята звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Кто догадался почему? Воспитатель выслушивает ответы детей, если дети не дают правильного ответа, что два звука и есть буква Я, то воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова ЯША.

Дети вместе с воспитателем обозначают 1-й звук "й"-мягкий согласный обозначают зеленой фишкой, интонационно выделяется 2-й звук "ЙАААА" и обозначается красной фишкой. 3-й звук "ш" - твердый согласный, синей фишкой. 4-й звук "а" гласный звук- красной фишкой. Сколько букв в слове-3, а сколько звуков-4. Воспитатель читает слово и указкой выделяет звук "йа"-я.

Воспитатель: ребята, выходит, мы нашли с вами сбежавшую букву Я.(воспитатель достает из домика букву Я) и она обещает нам вернуться в алфавит и больше не обижаться, ведь мы теперь, прежде чем "якать" подумаем, действительно ли мы это умеем и знаем. Правда?

Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кого мы встретили по дороге? Какие нам задания пришлось выполнить, чтобы найти букву Я? А в какие игры мы играли с буквами?

Литература: «Обучение грамоте» Журова Л.Е.