Связанные между собой по смыслу. Средства связи предложений в тексте: примеры

16. Составьте пару: предложение и схема.

17. Игра «Переделка».

Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.

18. Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст. Вместо знака V вставьте союз, либо перестройте так, чтобы оно стало сложным. Расставьте правильно орфограммы в словах.

19. Кроссворд «Слонѐнок».

По горизонтали: 1. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 3. Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. 9. Тип предложения по интонации, при произнесении которого говорящий выражает какие-либо сильные чувства. 10. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. 12. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного. 14. Обстоятельства, отвечающие на вопросы где? куда? 15. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. 18. Признак, отличающий восклицательные предложения от невосклицательных в устной речи. 19. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 20. Часть речи, которая чаще других выступает в роли обстоятельства. 25. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? 26. Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. 27, Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

По вертикали: 1. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа. 2. Одно из слов словосочетания, от которого задается вопрос к другому слову. 4. Второстепенный член

предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? Когда? откуда? как? 5. Члены предложения, которые поясняют главные члены. 6. Одно из слов словосочетания, к которому ставится вопрос и которое связывается при помощи предлога и окончания или только по смыслу. 7. Предложение, в котором есть второстепенные члены. 8. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 11. Раздел науки о языке, который учит правильно ставить знаки препинания. 13. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. 16. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. 17. Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?, что такое предмет? 21. Обстоятельство, отвечающее на вопрос когда? 22. Отличительный признак предложения, который образуют подлежащее и сказуемое вместе. 23. Речь какого-либо лица, передаваемая от его имени. 24. Разговор двух или нескольких лиц.

По горизонтали : 1. Предлог. 3. Словосочетание. 9. Восклицательное. 10. Вопросительное. 12. Запятая. 14. Места. 15. Повествовательное. 18. Интонация. 19. Окончание. 20. Наречие. 25. Определение. 26. Обращение. 27. Подлежащее.

По вертикали: 1. Простое. 2. Главное. 4. Обстоятельство. 5. Второстепенные. 6. Зависимое. 7. Распространенное. 8. Синтаксис. 11. Пунктуация. 13. Дополнение. 16. Однородные. 17. Сказуемое. 21. Времени. 23. Основа. 23. Прямая. 24. Диалог.

Предисловие …………………………………………….….3

Фонетика, графика.………………………………….……..4

Состав слова……………………………………….………..8

Лексика …………………………..………….……………...11

Орфография …………………………………...…………...17

Словообразование ………………………………...……….43

Морфология ………………………………………………..48

Синтаксис …………………………………………………..66

Литература

1. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. –

М.: Рольф, 2001.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл./ А.Ю.Купалова, Т.А. Костяева, В.В.Леденѐва и др.; Сост. А.Ю.Купалова. – М.: Просвещение: учеб.лит., 1997.

4. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс./ Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей»,

5. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – Брянск:»Курсив», М.: Московский ли-

6. ПановМ.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

7. Соловьѐва Н.Н. Необычное словообразование: Учеб. пособие по рус. Яз для 5-6 классов – М.: ООО

«Фирма «Издательство АСТ», 1998.

8. Шанский. Занимательный русский язык. В 2 ч. – М.,

9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М., 1989.





Раздел VІ

СИНТАКСИС

(раздел грамматики, изучающий строение предложений)

    Что называется п р е д л о ж е н и е м?

☺ Предложение – это группа слов, связанных между собою по смыслу.

Например: Идёт волшебница-зима.

Почему ёж колючий?

Закройте дверь!

    Как предложение обозначается схематически?

☺ Схематическое обозначение предложения:

А) Светило яркое солнце. ‌‌ ‌‌__________ .

Б) Тётя Надя кормит гусей, курей, уток. ___ ___ ____ ___ , ___ , ___.

3 . Назови типы предложений по цели высказывания.

☺ Предложения по цели высказывания бывают:

П о в е с т в о в а т е л ь н ы е (о чём(ком)-то сообщается)

Например: Таня подала брату книгу.

В о п р о с и т е л ь н ы е (о чём(ком)-то спрашивается)

Например: Черёмуха пахнет?

П о б у д и т е л ь н ы е (кого-то побуждают к действию)

Например: Подай, пожалуйста, книгу.

    Назови типы предложений по интонации.

По интонации предложения бывают:

В о с к л и ц а т е л ь н ы е (произносится с особым чувством, в конце ставится восклицательный знак !)

Например: Снег пошёл!

- н е в о с к л и ц а т е л ь н ы е

Например: Идёт дождь.

    Что изменится в предложении, если изменить порядок слов?

☺ Если изменить порядок слов в предложении, то изменится его смысл, содержание высказывания.

Например: Рыбки живут в аквариуме.

В аквариуме живут рыбки.

6. Что такое логическое ударение?

☺ Логическое ударение – это выделение голосом главного.

Например: Шла Саша по шоссе .

Шла Саша по шоссе.

7. С помощью чего устанавливают связь слов в предложении?

☺ Связь слов в предложении устанавливают с помощью ВОПРОСОВ.

Например: Качается под ветром зелёная трава.

качается (где?) под ветром

трава (какая?) зелёная

8 . Что составляет грамматическую основу предложения?

☺ Основу предложения составляют ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ.

Например: Наступила ночь.

9 . Что называется п о д л е ж а щ и м?

☺ Подлежащее – это главный член предложения, который показывает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Например: П т и ч к а поёт.

Подлежащее подчёркиваем одной чертой (линией).

10 . Что называется с к а з у е м ы м?

☺ Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

Например: Малышка с п и т.

Сказуемое подчёркиваем двумя чертами (линиями).

    Как называются члены предложения, которые дополняют подлежащее и сказуемое?

Члены предложения, которые дополняют или объясняют подлежащее и сказуемое, называют в т о р о с т е п е н н ы м и. Без них трудно выразить мысль полно.

Например: Могучие ели покрылись снегом .

12 . Какими бывают предложения по степени распространённости?

По степени распространённости предложения бывают распространённые и нераспространённые.

    Нераспространённым называют предложение, которое состоит только из главных членов предложения – из подлежащего и сказуемого.

Например: Наступила осень.

Например: Наступила дождливая осень .

13 . Какими бывают предложения по наличию г р а м м а т и ч е с к о й о с н о в ы?

    По наличию грамматической основы предложения бывают П Р О С Т Ы М И И С Л О Ж Н Ы М И.

Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа (одно подлежащее и одно сказуемое).

Например: Воробей клевал крошки хлеба.

Например: Воробей клевал крошки хлеба , а кот

внимательно следил за ним.

14 . Что можно составить из ряда предложений, связанных по смыслу?

☺ Из ряда предложений, связанных между собой по смыслу, можно составить ТЕКСТ.

15 . К а к и е б ы в а ю т второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения бывают

ДОПОЛНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

    Что называется д о п о л н е н и е м?

☺ Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?

Например: Волчица поделилась (чем?) дичью

(с кем?) с приёмышем.

Не послушался петушок (кого?) курочки.

Подчёркиваем дополнение _ _ _ _ _ _ _ .

    Какими частями речи обычно выражены дополнения?

☺ Дополнения обычно выражены именем существительным, местоимением и другими частями речи.

    Что называется о п р е д е л е н и е м?

☺ Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.

Например: На поляне растёт (какая?) белая берёза.

Определение подчёркиваем.

19 . Какими частями речи выражены определения?

☺ Определение выражено именем прилагательным.

20 . Что называется о б с т о я т е л ь с т в о м?

☺ Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА?

ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

и обозначает место, время, способ действия.

Например: (Как?) Тихо подошёл поезд.

Обстоятельство подчёркиваем _ . _ . _ . _ . _. _ . _. _ .

21 . Какими частями речи выражены обстоятельства?

☺ Обстоятельства выражены наречиями, существительными.

22 . Что такое с л о в о с о ч е т а н и е?

☺ Словосочетание – это два (с предлогом – три) слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.

В словосочетании одно слово – ГЛАВНОЕ, а другое – ЗАВИСИМОЕ.

Главное – это слово, от которого ставим вопрос.(Обозначается крестиком).

Зависимое – слово, которое отвечает на вопрос главного. (К нему ведём стрелку и пишем вопрос). о чём?

Например: Мечтает о космосе.

Зависимые слова в словосочетаниях являются второстепенными членами. 23. Составляют ли словосочетание подлежащее и сказуемое?

☺ Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы. Они составляют основу предложения .

что сделал? что?

Например: Расцвёл подснежник.

24 . Чем может быть осложнено предложение?

☺ Предложение может быть осложнено ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же члена предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

а) ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ – несколько подлежащих при одном сказуемом.

Например: В саду созрели сливы , яблоки , груши .

б) ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ – несколько сказуемых при одном подлежащем.

Например: Вода весело шумела , искрилась .

в) ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Например: Белые, золотые, синие цветы качаются над головой.

г) ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

Например: Над полями, над дорогой плывёт летнее солнце.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ __

д) ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Например: Птицы тревожно и торопливо кричали.

_._._._._._._._._._. _._._._._._._._._._.

25 . В каких случаях с т а в и т с я з а п я т а я

☺ Запятая между однородными членами предложения СТАВИТСЯ, если:

Между ними нет союзов;

Например: Я поймал окуня , щуку.

Между ними есть союзы И, А, НО, ДА (в значении НО);

Например: Солнце скрылось , но вскоре снова появилось.

Союзы И, ИЛИ повторяются.

Например: Дети и пели , и танцевали , и играли.

26 . В каких случаях не ставится запятая в предложении с однородными членами?

☺ Запятая НЕ СТАВИТСЯ между однородными членами предложения, если ДВА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНА СВЯЗАНЫ ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ И, ИЛИ, ДА

(в значении НО) .

Например: В зоопарке мне понравились тигры да слоны.

Капли дождя повисали на траве , на кустах и деревьях.

27 . Что называется о б р а щ е н и е м?

☺ Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью.

Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

28 . Правила выделения о б р а щ е н и й запятыми.

☺ Обращения на письме выделяются запятыми.

Если обращение стоит в начале предложения, после него ставится запятая.

Например: Голубушка, как хороша!

, ________ !

Если обращение стоит в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.

Например: Как , милый Петушок, поёшь ты громко, важно.

___ , _____ .

Если обращение стоит в конце предложения, перед ним ставится запятая.

Например: Добро пожаловать , скворцы!

_________ , !

29 . Какое предложение называется с л о ж н ы м?

☺ Сложным называется предложение, которое состоит из двух и более простых предложений.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

Например: Пришла весна , и прилетели птицы .

30 . П р а в и л а написания предложения.

Предложение начинаю писать с большой (заглавной) буквы.

Слова в предложении пишу отдельно.

Имена собственные пишу с заглавной буквы.

В конце предложения ставлю знаки: . ! ?

31 . С и н т а к с и ч е с к и й разбор предложения.

☺ - … . Это предложение, так как оно выражает законченную мысль.

По цели высказывания предложение …

(повествовательное, вопросительное, побудительное).

По интонации предложение …

(восклицательное, невосклицательное).

Находим грамматическую основу – подлежащее и сказуемое. В предложении говорится о … . Это подлежащее . Подчёркиваем одной линией.

(что делает?) … . Это сказуемое . Подчёркиваем двумя линиями.

По наличию грамматической основы предложение … (простое, сложное).

По наличию второстепенных членов предложения предложение …

(распространённое, нераспространённое).

Предложение осложнено … (однородными членами, обращением, прямой речью).

Устанавливаю связь между словами с помощью вопросов. …

Составляю схему предложения.


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов
Метод связанных ассоциаций

При запоминании списка слов (или других элементов, о которых речь пойдет в дальнейшем) методом связанных ассоциаций вам потребуется любой другой, предварительно заученный список слов. Каждое слово нового списка надо связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Это дает значительную экономию времени и сил, поскольку вам уже будет не нужно "тянуть" за собой длинную цепочку ассоциаций.

Связывать нужно лишь два слова между собой так, как вы это делали в самом начале (помните, "апельсин" и "мыло", "кот" и "молоко"?). Атак как знание порядка слов предыдущего списка является в данном случае условием применения этого метода, то для вас не составит труда воспроизвести и слова нового списка в правильной последовательности. Напомню, что для того, чтобы воспользоваться этим методом, надо всегда иметь в запасе список слов, который вы твердо знаете.

Например, я хочу запомнить ряд слов, начинающийся так: КАСТРЮЛЯ, ЮЛА, КАПЛЯ, ПЛАМЯ, БЕЛКА... , используя метод связанных ассоциаций. Для этого я должна связать "кастрюлю" с "огурцом", "юлу" с "лодкой", "каплю" с "комаром" и т.д., то есть со словами предыдущего списка, который я запомнила очень хорошо (кстати говоря, вы можете взять в качестве вспомогательного любой хорошо известный вам список).

Я представляю, что ОГУРЕЦ такой большой, что проткнул по бокам КАСТРЮЛЮ ; у ЛОДКИ вместо якоря ЮЛА ; КОМАР утонул в КАПЛЕ ; распечатываю КОНВЕРТ , а оттуда вспыхивает ПЛАМЯ (если использовать более логичную в данном случае связь: "конверт сгорел в пламени" то ее легко можно забыть). Продолжите запоминание самостоятельно, по-моему, здесь нет ничего сложного, и это даже легче, чем составление цепочки последовательных ассоциаций (сюжета). Вот продолжение ряда слов: ...БЕЛКА, ФОТОАППАРАТ, ВЕРЕВКА, ЛИМОН, БЕГЕМОТ, КАССЕТА, ОКНО, КОНФЕТА - свяжите по очереди с уже известными вам словами, "белку" с "гусеницей", "фотоаппарат" с "книгой" и т.д. (или со словами выбранного вами ряда слов).

Теперь воспроизведите слова нового ряда. Подсчитайте ошибки. Подумайте, с чем они могут быть связаны? Предполагаю, что вам уже надоело запоминать скучные и "бессмысленные" ряды слов. Попытаюсь добавить вам капельку оптимизма. Во-первых, запоминание "бессмысленных" рядов слов является отличным тренингом для развития памяти как функции нашего мозга в целом.

Можете сравнить это с занятиями на велотренажере или с упражнениями с гантелями - во всех этих случаях непосредственной, видимой пользы вроде бы и нет. Польза от этих занятий отсрочена во времени, но тем не менее вполне очевидна. Иными словами, я предлагаю относиться к запоминанию не связанных с реальностью слов, цифр и т.д. как спортивным тренировкам.

Во-вторых, вы можете представить, что предлагаемые слова - это список необходимых дел, смешанный со списком необходимых покупок. Или же это ключевые слова текста, который вы хотите усвоить. Надеюсь, что в этом случае запоминать ряды слов вам будет не так скучно, занятие это уже не будет казаться вам столь оторванным от жизни, и вы сможете уделить ему побольше времени. Умение быстро и без напряжения запоминать ряды слов является одной из основ развития памяти.

*** Упражнение 5.

Попробуйте запомнить в заданном порядке следующие 15 слов, используя метод связанных ассоциаций. Для их запоминания можете использовать любой хорошо усвоенный ранее ряд слов. СОБАКА, МЕТРО, КОВЕР, РАСЧЕСКА, ПАРАШЮТ, ЛОПАТА, КНОПКА, ГЛОБУС, ДОЖДЬ, БАССЕЙН, ТУШЬ, СИГАРЕТА, ЧЕСНОК, ПЕРЧАТКИ, ШНУРОК.

Попробуйте воспроизвести эти слова в прямом и обратном порядке. Подсчитайте количество ошибок. Если их больше двух и связаны они с неудачно построенными ассоциативными связями слов старого списка со словами нового, то вернитесь к Упражнениям №1-3 и поработайте над созданием хороших для запоминания ассоциаций.

Ваши ошибки при воспроизведении ряда слов могут быть также связаны и с тем, что в качестве вспомогательного вы использовали список, который не был достаточно хорошо вами усвоен. Быть может, имеет смысл поупражняться в применении метода связанных ассоциаций еще. Списки слов для запоминания вы найдете в Приложении . Совсем не обязательно делать это прямо сейчас, вы можете заняться этим в любое другое время.

Оцените, какой из двух ассоциативных методов запоминания списков слов оказался для вас более удобным. На мой взгляд, у каждого из них есть свои преимущества. Что же касается запоминания списков слов в реальной жизни, то, как показывает практика, для запоминания небольшого списка (примерно до 7 элементов) Удобнее пользоваться методом последовательных ассоциаций, если же список включает большое количество пунктов, целесообразнее применить метод связанных ассоциаций, для которого, напомню, у вас в запасе должен быть приготовлен любой твердо заученный список слов. В любом случае, решать вам.

Несколько слов о "твердо заученном списке слов". Во-первых, не поленитесь, пусть это будет список слов с запасом", то есть пусть он состоит не менее чем из 20 пунктов. А во-вторых, он должен быть действительно вашей палочкой-выручалочкой, для этого его надо знать также твердо, как таблицу умножения, то есть не тратить время на его вспоминание. Для создания этого вспомогательного списка вы можете взять любые удобные для вас слова.

Это может быть какая-то давно известная вам последовательность (ваши соседи или друзья, расставленные по определенному принципу и т.п.), тогда составлять специальный список уже не потребуется. Или же (обратите внимание, отличный способ!) это могут быть ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который в качестве вспомогательного часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И. А. Крылова "Ворона и лисица".

Слова, с точки зрения удобства привязывания к ним других слов, просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное слово - например, "мелиорация"). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди - без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус.) Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы. ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность. Посмотрите, как можно связать список дел, которые, предположим, необходимо сделать завтра, со словами такого вспомогательного списка.

Вот неотложные дела на завтра:
1. пропылесосить квартиру (запоминаем слово "ПЫЛЕСОС "),
2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (МОЛОКО ),
3. пришить вешалку к пальто (ИГОЛКА ),
4. снять высушенное белье (ПРИЩЕПКА ),
5. засыпать яблоки сахаром для варенья (ЯБЛОКО ),
6. поколоть орехи для торта (ОРЕХИ ),
7. вымыть окно (ОКНО ),
8. отправить телеграмму (ТЕЛЕГРАММА ),
9. 10, 11, 12. купить: СВЕКЛУ, КАПУСТУ, МАЙОНЕЗ, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ,
13. оплатить счет (СЧЁТ ),
14. подготовить доклад (ДОКЛАД ),
15. сходить в парикмахерскую (ПАРИКМАХЕРСКАЯ ).

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел. Представляем, как пылесосим ЛУКОМОРЬЕ ; из ДУБА льется МОЛОКО ; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ ; у КОТА на каждом ухе по ПРИЩЕПКЕ ; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК и вот-вот лопнет, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали ТЕЛЕГРАММУ (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите лешего, поедающего ЯБЛОКИ , вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок, то успех запоминания куда более вероятен.

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов быстрого запоминания , о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания. К запоминанию цепочек слов мы с вами еще вернемся не раз, а эту главу мне хочется закончить словами, касающимися в первую очередь проблемы сохранения хорошей памяти в пожилом возрасте.

Запоминание рядов не связанных между собой слов (любыми способами) является отличным упражнением (наряду с другими) для поддержания вашей памяти в боевом духе, своеобразной профилактической мерой против ослабевания (снижения) памяти, которая, напомню, является базовой частью человеческого разума и без уверенного функционирования которой невозможна активная жизнедеятельность человека.

На предыдущую |

Подробности Категория: Учащимся Дата публикации

Почему одни люди запоминают легко, а у других этот процесс идёт с трудом?

Почему мы часто жалуемся на память?

Память надо тренировать. Представьте спортсмена, который не ходит на тренировки. Такого не бывает. А мы хотим запоминать, не тренируя память.

Вот один из способов запоминания.

Что ты почувствовал, если услышал: ЛИМОН? Свело скулы? Кисло? Да, мы можем почувствовать вкус слова. Сказали: АПЕЛЬСИН- и ты чувствуешь аромат и видишь оранжевый цвет этого плода. Но за каждым словом стоит ещё и образ. Его можно увидеть внутренним зрением. Закрой глаза, представь ЯБЛОКО. Постарайся увидеть форму, цвет, размер. Добавь аромат. Вкус. Такое слово запоминается.

Если соединить группу слов в один рассказ или фильм, состоящий из образов, эту группу легко запомнить.

Слова: книга, ветер, курица, стол, картон, свисток, гном, комната, яблоко, очки, шар - надо запомнить быстро, а ещё: воспроизвести их в том же порядке.

  1. Внимательно прочитай слова. Представь образ каждого слова
  2. Придумай фильм, соединив слова в текст. Например: Книгу гладит ветер , а курица залетела на стол и уселась на картон , где лежал свисток . Его положил гном в комнате , где взял яблоко , круглое , как очки , как шар .
  3. Воспроизведи слова по памяти в той же последовательности.

Ты запомнишь гораздо лучше.

PS: - не бойся, если местами связь между словами покажется бессмысленной, даже абсурдной. Такие словосочетания легко запоминаются, потому что вызывают улыбку.

Увеличивай число слов. Так ты разовьёшь свою память