Краткое объяснение названии главы на привале. «Сюжетно-композиционные особенности поэмы

Тема урока: А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». (картины фронтовой жизни)

Задачи урока:

Обучающая: Проанализировать главы «От автора» и «На привале»; помочь учащимся выявить тематику произведения, раскрыть характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Воспитывающая: пробудить интерес к истории войны, способствовать воспитанию патриотических чувств.

Развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Оборудование: слайд-презентация, текст произведения.

Ход урока.

    Орг.момент. Приветствие. Тема сегодняшнего урока сформулирована в нескольких предложениях. Давайте проанализируем ее по ключевым словам.

    Целеполагание: Какие слова можно выделить в теме урока? Мы можем сказать, что Твардовский – поэт, написал поэму «Василий Теркин». Как вы считаете, над чем мы должны поработать на уроке? (больше узнать о поэме, познакомиться с главным героем, порассуждать, чем интересно это произведение)

    Беседа: - Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии (твердость, мужественность).

Но портрет не может все рассказать нам о человеке. Ребята приготовили небольшое сообщение о писателе, давайте послушаем. Сообщение учащегося.

Твардовский был военным корреспондентом, и видел своими глазами войну. А война – это кровь, смерть, гибель товарищей, разрушения страдания, боль. Поэт не просто видел войну, но и писал об этом.

Писатель Симонов так отозвался о поэте Твардовском:

Чтение эпиграфа: «Василий Тёркин» – это лучшее из всего, написанного о войне на войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».

К. Симонов

Как вы понимаете слова поэта Константина Симонова? Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что поэт Симонов дает очень высокую оценку поэту Твардовскому.

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в годы ВОВ. О чем бы вы стали писать? (О войне)

Что бы вы написали о войне?

А Твардовский о чем написал в поэме? Определим тему поэмы и запишем в таблицу, которая есть у каждого.

Обратимся к учебнику и выразительно прочитаем 1 главу «От автора».

Без чего нельзя прожить на войне? (метод выборки). Учащиеся ищут ответ в тексте – зачитывают.

- Вывод: Человек всегда остается человеком, живет ли он в мирное время, или его закрутила кровавая мясорубка войны. У человека есть потребности. И мы увидели, что они не только физиологические, но и в шутке нуждается боец, чтобы поддерживать свой боевой дух, и дух товарищей.

Мы прочитали первую главу, и автор в конце говорит нам: «Эта книга про бойца без начала и конца». Скажите, а закончена ли она по смыслу? (все, что хотел сказать автор, в этой главе сказал, показал картину фронтовых будней солдат)

Вывод: каждая глава закончена, чтобы можно было читать ее в любой момент, т.к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет.) Интересно заметить, что и формат у поэмы был таким, чтобы можно было легко заложить листочек за отворот пилотки или голенище сапога.

Физминутка.

Скажите, а что объединяет все этой главы поэмы? (образ главного героя) Каким, по-вашему, должен быть герой книги о ВОВ?

С главным героем мы встретились уже в первой главе. Что мы о нем узнали? Попробуем составить небольшую анкету и снова обратимся к таблице.

Посмотрите на портрет героя. Как вы думаете, какими чертами характера он должен обладать?

Обратимся к главе «На привале». Выразительное чтение главы до слов «Что такое сабантуй?». Какие черты характера отмечает автор у Василия Теркина? Запишем в таблицу.

При помощи каких художественных средств он раскрывает черты характера Василия Теркина? (разговорная речь, меткие выражения) .

Самостоятельно продолжите чтение главы и дополните портрет героя.

В главе «На привале» несколько раз встречается слово сабантуй. Что это такое? Словарь:

САБАНТУЙ, -я, м. 1. Традиционный татарский и башкирский весенний праздник. 2. перен. Шумное веселье (разг. шутл.).

В каком значении это слово употреблено в поэме? Как Твардовский его использует? (необычно, чтобы показать, что спасся, жив остался, и это радость).

Василий Теркин – это собирательный образ. Таких, как этот парень, этот боец, на войне было много.

Скажите, как от частного лица автор переходит к обобщенному образу? Найдите подтверждение в тексте.

В нашей таблице осталась незаполненной одна строка – язык поэмы. Чтобы поработать над этим вопросом, скажите, на кого была рассчитана книга «Василий Теркин»? (на солдат)

Какую задачу ставил перед собой автор, когда писал поэму для бойцов? (подбодрить солдат, поддержать их боевой дух).

Каким языком написана поэма, что она понятна любому человеку, любому солдату? (простым, народным, понятным). Найдите примеры живой, народной речи.

Итог урока: - Как автор раскрыл тему войны в поэме? (особенно, с оптимизмом, с верой в победу)

- Чем интересна композиция поэмы?

Каков характер главного героя?

Каков язык поэмы?

Домашнее задание, комментирование оценок.

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».

Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» - энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» - хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» - о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» - о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» - о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» - о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» - о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» - о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» - о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» - о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» - о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» - о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» - о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко. А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная. Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.

Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный. Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком. Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.

Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.
Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.

Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь. Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.

Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте. Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка). Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина. Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.

Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную. В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта. Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.

Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» - сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина .

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

- Дельный, что и говорить, Был старик тот самый, Что придумал суп варить На колесах прямо. Суп - во-первых. Во-вторых, Кашу в норме прочной. Нет, старик он был старик Чуткий - это точно. Слышь, подкинь еще одну Ложечку такую, Я вторую, брат, войну На веку воюю. Оцени, добавь чуток. Покосился повар: "Ничего себе едок - Парень этот новый". Ложку лишнюю кладет, Молвит несердито: - Вам бы, знаете, во флот С вашим аппетитом. Тот: - Спасибо. Я как раз Не бывал во флоте. Мне бы лучше, вроде вас, Поваром в пехоте.- И, усевшись под сосной, Кашу ест, сутулясь. "Свой?" - бойцы между собой,- "Свой!" - переглянулись. И уже, пригревшись, спал Крепко полк усталый. В первом взводе сон пропал, Вопреки уставу. Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны Вел беседу Теркин. - Вам, ребята, с серединки Начинать. А я скажу: Я не первые ботинки Без починки здесь ношу. Вот вы прибыли на место, Ружья в руки - и воюй. А кому из вас известно, Что такое сабантуй? - Сабантуй - какой-то праздник? Или что там - сабантуй? - Сабантуй бывает разный, А не знаешь - не толкуй. Вот под первою бомбежкой Полежишь с охоты в лежку, Жив остался - не горюй: Это - малый сабантуй. Отдышись, покушай плотно, Закури и в ус не дуй. Хуже, брат, как минометный Вдруг начнется сабантуй. Тот проймет тебя поглубже,- Землю-матушку целуй. Но имей в виду, голубчик, Это - средний сабантуй. Сабантуй - тебе наука, Враг лютует - сам лютуй. Но совсем иная штука Это - главный сабантуй. Парень смолкнул на минуту, Чтоб прочистить мундштучок, Словно исподволь кому-то Подмигнул: держись, дружок... - Вот ты вышел спозаранку, Глянул - в пот тебя и в дрожь: Прут немецких тыща танков... - Тыща танков? Ну, брат, врешь. - А с чего мне врать, дружище? Рассуди - какой расчет? - Но зачем же сразу - тыща? - Хорошо. Пускай пятьсот. - Ну, пятьсот. Скажи по чести, Не пугай, как старых баб. - Ладно. Что там триста, двести - Повстречай один хотя б... - Что ж, в газетке лозунг точен: Не беги в кусты да в хлеб. Танк - он с виду грозен очень, А на деле глух и слеп. - То-то слеп. Лежишь в канаве, А на сердце маята: Вдруг как сослепу задавит,- Ведь не видит ни черта. Повторить согласен снова: Что не знаешь - не толкуй. Сабантуй - одно лишь слово - Сабантуй!.. Но сабантуй Может в голову ударить, Или попросту, в башку. Вот у нас один был парень... Дайте, что ли, табачку. Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врет Весело и складно. В стороне лесной, глухой, При лихой погоде, Хорошо, как есть такой Парень на походе. И несмело у него Просят: - Ну-ка, на ночь Расскажи еще чего, Василий Иваныч... Ночь глуха, земля сыра. Чуть костер дымится. - Нет, ребята, спать пора, Начинай стелиться. К рукаву припав лицом, На пригретом взгорке Меж товарищей бойцов Лег Василий Теркин. Тяжела, мокра шинель, Дождь работал добрый. Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. Но не видно, чтобы он Удручен был этим, Чтобы сон ему не в сон Где-нибудь на свете. Вот он полы подтянул, Укрывая спину, Чью-то тещу помянул, Печку и перину. И приник к земле сырой, Одолен истомой, И лежит он, мой герой, Спит себе, как дома. Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. И едва ль герою снится Всякой ночью тяжкий сон: Как от западной границы Отступал к востоку он; Как прошел он, Вася Теркин, Из запаса рядовой, В просоленной гимнастерке Сотни верст земли родной. До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то - своя. Спит герой, храпит - и точка. Принимает все, как есть. Ну, своя - так это ж точно. Ну, война - так я же здесь. Спит, забыв о трудном лете. Сон, забота, не бунтуй. Может, завтра на рассвете Будет новый сабантуй. Спят бойцы, как сон застал, Под сосною впо кат. Часовые на постах Мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг. И бойцу взгрустнется. Только что-то вспомнит вдруг, Вспомнит, усмехнется. И как будто сон пропал, Смех прогнал зевоту. - Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. * * * Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно: Красотою наделен Не был он отменной. Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем. На Карельском воевал - За рекой Сестрою. И не знаем почему,- Спрашивать не стали,- Почему тогда ему Не дали медали. С этой темы повернем, Скажем для порядка: Может, в списке наградном Вышла опечатка. Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди! В строй с июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне. - Видно, бомба или пуля Не нашлась еще по мне. Был в бою задет осколком, Зажило - и столько толку. Трижды был я окружен, Трижды - вот он!- вышел вон. И хоть было беспокойно - Оставался невредим Под огнем косым, трехслойным, Под навесным и прямым. И не раз в пути привычном, У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, Жив вояка, К кухне - с места, с места - в бой. Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой. Как ни трудно, как ни худо - Не сдавай, вперед гляди, Это присказка покуда, Сказка будет впереди. Уроки с использованием видеофрагментов (DVD) по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (8, 11кл.)

Урок второй

«ТЁРКИН - КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?»

ТРАГИЧЕСКИЕ, ГЕРОИЧЕСКИЕ И КОМИЧЕСКИЕ

СЦЕНЫ В ПОЭМЕ

Цели: выявить определяющие качества Василия Тёркина, проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор, развивать навыки анализа поэтического текста и навыки выразительного чтения.

Приёмы и техники выбирает преподаватель в зависимости от уровня подготовки класса.

Оборудование: портрет А.Т.Твардовского; стенд с материалами по биографии, истории создания поэмы, фото военных лет; компьютер с проектором и экраном для демонстрации презентаций, звуковые колонки, DVD плеер и телевизор (при отсутствии компьютера, проектора и колонок).

^ Словарь урока: анти­теза, контраст, лейтмотив.

Эпиграф к уроку:

«Поэзия ещё не рождала такой фигуры, как Тёркин. Образ по значимости, по популярно­сти в народе можно сравнить с Иванушкой-дурачком. А может, и вообще ни с кем, пото­му что такой России в живых народных лицах, интонациях в русской поэзии ещё не было…» (Ф.Абрамов)

^ ХОД УРОКА

Проблемное изложение материала учителем.

Поэма «Василий Тёркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название. Что помогают понять названия глав поэмы?

Названия глав, с одной стороны, выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, кочевую кухню, «суп досыта, чай до пота». Рисуя будни войны, показывает солдат на привале, в момент короткого сна, в начале боевого дня. Ему «до­рого всё до мелочей»: он передаёт ощущение «бездомности», фронтового быта.

Сюжет книги складывался по мере хода всенародной войны, его стержнем стала судьба всего народа.

С другой стороны, поэма пронизана лирическим голосом автора. В ней 4 главы целиком посвящены размышлениям поэта о герое, о военных событиях, причём автор оказывается близким герою по жизненным оценкам и фронтовому опыту. Лирический характер имеют и главы «О себе», «О любви». Раздумья автора пронизывают всю ткань произведения. В поэме два героя - Тёр­кин и рассказчик, сам поэт. По тому, как и что он рассказывает о своём герое, бойце с передовой, можно многое понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям, событиям.

Давайте познакомимся с содержанием первых трёх глав.

Работа с DVD-диском.

Примечание: во время ответов на вопросы учащиеся пользуются текстом поэмы.

2-1. Просмотр эпизода «Тёркин - кто же он такой?..» (2.10 мин.) Ответы на вопросы.

Вопросы на DVD:

«Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы?

Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из этого отрывка?

Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, //А частично истреблён…»?

Какие элементы народной сказки вы заметили в этом отрывке? Для чего автор использует их?

Почему эта «... книга про бойца // Без начала, без конца»?

Дополнительные материалы:

Что, по словам Твардовского, побудило его написать поэму о Васи­лии Тёркине? Расскажите о прототипе героя поэмы Василии Тёркине. «Тёркин - лицо вымышленное... плод воображения, созда­ние фантазии».

Индивидуальные сообщения к эпизоду «Тёркин - кто же он такой»:

Расшифровка имени и фамилии героя.

Почему Тёркин «на Карельском воевал», но ему «не дали медали»? (О финской войне)

Примерные ответы на вопросы к эпизоду:

1. Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

2. Что вам стало известно из второй главы о военной биогра­фии Василия Тёркина?

(Он начинает воевать во время финской кампании на Карельском перешейке, в июне 1941 вновь вступаете строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

3. Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, / А частично истреблён»?

Собирательный образ: народ, солдат вообще. Недаром наиболее выразительной яв­ляется рифма «Василий - Россия», несколько раз повторенная в тексте. Тем самым поэтом подчеркивается предельная степень обобщённости в образе героя: он представляет весь народ и яв­ляется своеобразным воплощением богатырства русского наро­да. Поэт использует в главе «Поединок» синекдоху (один из тро­пов, вид метонимии, соотнесение по количеству: большее вместо меньшего или наоборот): «В одиночку - грудью, телом / Бьётся Тёркин, держит фронт», благодаря которой на героя переносят­ся общие признаки воюющего народа.)

Элементы сказки:

Сказочные формулы при характеристике героя: «не высок, не то чтоб мал…»

Троекратность действия, характерная для волшебной сказки: «Трижды был я окружён, // Трижды – вот он! – вышел вон»

Концовка отрывка:

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

Сам герой является типичным излюбленным героем бытовой сказки (солдат, воплощение народной мудрости, выходящий с достоинством и победой из всех затруднительных ситуаций)

2-2. Просмотр эпизода «На привале» (5.57 мин.), ответы на вопросы.

Сообщение ученика по индивидуальному заданию (о походной кухне).

Сообщение ученика по индивидуальному заданию: значение слова «сабантуй»

Вопросы на DVD:

Чем занимаются солдаты на привале? О чём говорят?

Почему бойцы решили, что Тёркин парень «свой»?

(В тюркских языках: сабан - плуг, туй - праздник)

Почему после рассказа о «сабантуях» Васю Тёркина стали называть по имени-отчеству?

Какие слова помогают доказать, что Тёркин разговаривает с новобранцами?

Дополнительные материалы:

Вторая глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне нё толь­ко ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колёсах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша - небо, хата - ель, кор­ни жмут под рёбра».

Обобщающее слово учителя.

Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Ва­силий Тёркин задумывался как молодой боец-парень. Это опре­деление насыщается эмоционально-психологической характерис­тикой: добрый парень... бравый... бойкий... удалой... свой! Жизне­стойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки.

И всё же Твардовский отрицает такое восприятие героя, как «рубаха-парень», балагур. Василий Тёркин - трагическая и ге­роическая фигура, ибо он, по мысли автора, воплощает в себе лучшие черты русского народа, является его собирательным об­разом. Не случайно поэт даёт предысторию Василия Тёркина: «Больше должно быть предыдущей биографии героя. Она дол­жна проступать в каждом его жесте, поступке, рассказе. Но не нужно её давать как таковую» (А.Т.Твардовский)

2-3 Просмотр эпизода «Переправа» (7.27 мин), ответы на вопросы.

Сообщение ученика по индивидуальному заданию (о переправе).

Вопросы на DVD:

Какие слова главы могут служить эпиграфом к ней?

Почему именно переправа стала темой одной из глав поэмы?

Назовите художественные приёмы, используемые поэтом в сцене переправы. Какие детали особенно запомнились вам?

Какие черты характера проявляет в этом эпизоде Василий Тёркин? Как вы оцениваете его поступок? Считает ли он себя героем?

Какие строки главы можно назвать лейтмотивом всей поэмы?

Сообщение ученика по индивидуальному заданию (о переправе), ответы на вопросы.