Что такое корень в русском языке определение. Корень слова

  • КО́РЕНЬ , -рня , мн. ко́рни , -е́й , м.

    1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами. Корни деревьев плохо держались в илистой почве. Паустовский, Колхида. Василий Петрович полол под вишнями бурьян и вырывал с корнем наиболее упорные кустики желтой ромашки. Катаев, Хуторок в степи. || Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень. Мыльный корень. | Об отдельном растении (при счете). Тохпан добавил, что молодежь берется посадить уже пятьдесят тысяч корней без отрыва от основной работы. А. Кожевников, Живая вода. - Усадьба тридцать соток ---, садок яблоневый на двенадцать корней, двадцать виноградных кустов. Закруткин, Плавучая станица. || мн. ч. (коре́нья , -ьев ). Подземные части и зелень некоторых растений (моркови, петрушки, сельдерея и т. п.), употребляемые в пищу. Суп с кореньями.

    2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Корень зуба. Корни волос. || Основание, место соединения органа с телом. Корень языка.

    3. перен. Начало, источник, основа чего-л. Корень зла. Корень ошибок. □ - Из глубины тысячелетий идут корни нашего советского братства. А. Кожевников, Живая вода. || Устар. и разг. Род, семья; начало поколения. В Скобеевке было более двадцати дворов Борисовых и все - от одного корня. Фадеев, Последний из удэге. - С кем дружишь - мне говори. Я их отцов всех знаю. Какого кто корня, мне все известно. Горбатов, Мое поколение.

    4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддается дальнейшему разложению на значащие составные части.

    5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определенную степень. Извлечь квадратный корень. Кубический корень.

    В корне - совсем, совершенно. [Раглан] всем видом своим показывал, что он в корне не согласен с тем, что хотят ему навязать. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.

    На корню́ - 1) в несжатом, нескошенном виде (о хлебе, траве); 2) перен. в самом начале, не дав развиться. Ничто душой не позабыто И не завянет на корню. Твардовский, За далью - даль.

    Корень жизни - одно из названий женьшеня.

    Пустить корни - 1) прочно, надолго обосноваться где-л.; 2) получить особую силу, постоянство (о чувствах, привычках и т. п.). Привычка пустила во мне слишком глубокие корни. Видеть ежедневно Олесю --- стало для меня больше, чем необходимостью. Куприн, Олеся.

    Врасти (или прирасти) корнями - долго живя где-л., в какой-л. обстановке, привыкнуть, привязаться. Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что, куда и как надолго бы я ни заехал, я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    Запрячь (или заложить и т. п. ) в корень - запрячь коренником, в оглобли (при наличии пристяжных).

    В корне пресечь - прекратить что-л. в самом начале, не дав развиться.

    Смотреть (или глядеть и т. п. ) в корень - вникать в самое существо какого-л. дела.

    Краснеть до корней волос - сильно краснеть.

    Подорвать (или подрубить, подкосить, подсечь) под корень - подорвать самое основание чего-л.; причинить непоправимый вред. [Яков] под корень подорвал разгульной жизнью крепкое --- хозяйство отца. М. Горький, Трое.

    Вырвать (или уничтожить и т. п. ) с корнем что - совсем, окончательно устранить.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Его понятийное . Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что « » – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых по написанию, но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно пишется корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

Корень слова — это значимая часть слова, которая выражает его лексическое значение, являясь общей для однокоренных ему.

Корень — главная морфема

Являясь основной частью слова, корень будет одинаковым для словформ, сходных по значению. Пример:

лес — подлесок — лесной — лесничий — лесничество — лесостепь.

Объединяет данные словообразования то, что они обозначают "лес" или имеют к нему отношение. Сделать такое заключение позволяет одинаковая во всех них коренная часть "лес", которая.

Слово может обладать одним корнем или двумя:

лес ной — лес остепь лес оруб лес опарк .

Существуют также языковые единицы, в которых корень слова схож по написанию, но лексическое значение имеет другое. Приведём примеры:

вод итель — вод а, гор е — гор а, полет лет ний, побед а — бед а .

В каждой паре можно выделить идентичную коренную часть, которая обладает совершенно разным значением. В качестве примера разберем третью пару:

  • "полет" происходит от глагола "летать" (в небе, в космосе);
  • "летний" происходит от существительно "лето" (самое теплое и жаркое время года, которое следует после весны).

Корень в составе различных слов

Попадаются такие словообразования, которые состоят лишь из корня и окончания. Список их не слишком обширен:

волн-а — земл-я — школ-а — гвозд-и — лип-а — коров-а — звезд-а — сел-о — книг-а — кос-а — зар-я — рыб-а — мяс-о.

В большинстве случаев слова образуются при соединении различных морфем. Есть несколько способов словообразования:

  1. + + (воль-н-ый, стекл-ышк-о, пиш-ущ-ий, люб-им-ый );
  2. + + (под-мен-а, за-сад-а, до-плат-а );
  3. + + + (до-гад-к-а, при-земл-ени-е, по-блеск-ива-ет );
  4. + + + (не-интерес-н-о, за-шум-е-в, по-се-я-в ).

Встречаются случаи, когда коренная часть в слове связана с приставкой, суффиксом или вторым корнем. По таким корням невозможно определить лексическое значение:

  • -ня -: с-ня-ть, у-ня-ть, под-ня-ть;
  • -бав -: при-бав-ить, от-бав-ить, раз-бав-ить.


Как определить корень в слове?

Найти эту морфему в слове помогает подбор однокоренных ему, близких по смыслу. Та часть, что будет сходна в написании, определяющая лексическое значение, и будет им:

мор е — мор як — мор ской — примор ье — мор еход .

Во всем ряду словообразования объединяет одна и та же часть "мор". Значит она и будет коренной морфемой.

Сад сад овый — сад овник — сад ик — палисад ник — посад ил .

Общей частью будет словоформа "сад ", которая является корнем приведенного словоряда.

Видео

Корень - это главная часть слова, несущая основное лексическое значение слова. Для однокоренных слов имена эта морфема является общей.

Однокоренные слова - это слова, у которых одинаковый корень. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи :

И к одной части речи :

чтение - чтец - читатель.

Не относятся к однокоренным словам формы одного и того же слова с измененными окончаниями.

Также нельзя путать однокоренные слова и слова-омонимы . В последних корни выглядят и читаются одинаково, но имеют абсолютно разное значение:

Нос, носоглотка - переносить, носка.

Корни бывают:

Свободными;

Связанными.

Свободные корни - это корни, которые могут полноценно существовать в языке без дополнительных морфем . Корни, которые не могут существовать не только без окончания, но и других морфем, называются связанными .

В одном слове может быть два и более корней. Такие слова называются сложными :

Водопровод, стрессоустойчивый, двухметровый.

Правописание таких слов изучает орфография русского языка .

Чередование в корнях слов.

В зависимости от изменений формы слова, в корне может происходить чередование звуков . Чередование - это замена звуков (одного на другой или другие) в разных формах одного слова или в однокоренных словах, которая отражается в написании слова.

В словах может происходить чередование гласных и согласных .

Чередование гласных.

о // а косить - скашивать

е // и стереть - стирать

е // о (ё) петь - пою

а // ин жать - пожинать

я // им снять - снимать

е // у (ю) плевать - плюю

ов // у совать - сую

е // ноль звука день - дня

о // ноль звука сон - сна

и // й // ей лить - лью - лей

и // й // ой пить - пью - пой

о // ы // у сохнуть - засыхать - сухость

о // ы // ноль звука посол - посылать - послать

Чередование согласных.

б // бл любить - люблю

п // пл лупить - луплю

м // мл кормить - кормлю

в // вл ловить - ловлю

ц // ч столица - столичный

з // ж узкий - уже

т // с цветы - цвести

д // ст сладкий - сласти

т // к пустить - пускать

х // ш глухой - глушь

ст // щ густой - гуща

т // ч // щ светить - свеча - освещение

с // ш высокий - выше

д // ж // жд водить - вожу - вождение

к // ч // ц кулак - кулачище - кулацкий

г // ж // з друг - дружить - друзья

Для того, чтобы найти однокоренные слова , необходимо сопоставить несколько однокоренных слов.

Приветствие.

« Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Послушайте сказку про корень слова.

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке .