Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Человек, как духовное существо

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Появление человека

Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека

Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:

связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)

биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)

Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.

Начало становления

рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия

австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия

человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад)

человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь

человек разумный (Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
на стадии корманьонца (40-50 тыс лет назад) - приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
Мог : организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.

В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:

развитие речи

сознания

формирование нравственных представлений

Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Цель и смысл жизни человека

Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое.

Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.

Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение.

В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:

Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.

Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Позиции некоторых философов

Аристотель . Смысл жизни - счастье.

Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании.

Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность.

Науки о человеке

рассматривают его в четырех измерениях:

Биологическое . Биология, генетика.

Психическое. Психология

Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.

Космическое . Мифология, религия, астрология, философия.


Человек как духовное существо

Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.

Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.

Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).

Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:

одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)

природе (природоцентризм)

Ч (антропоцентризм)

Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.

обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)

религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)

научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)

Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

    выработка понимания понятия “духовность”;

    формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;

    воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

    умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;

    умение анализировать ситуации;

информационные:

    умение составлять конспект, работать со схемами.

    умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

    применять схемы анализа проблемного вопроса;

    самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

    Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.

    Мультимедийный проектор.

План урока

    Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»

    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

    Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизненном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

Слайд 5

1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание

2. Сформулируй проблему

4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)

5. Сделай выводы

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравст венных норм в жизни и деятельности. Только в опыте до брых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

Слайд 7

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.

Слайд 8

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Слайд 9

    Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

    Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.

    В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей

человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

Теперь давайте посмотрим, как материал данной темы может быть представлен в материалах ЕГЭ по обществознанию Слайды 11-18. Студенты дают ответы, объясняя их

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности

3. Вставьте пропущенное в схеме слово

Вторичные (приобретенные потребности)

социальные

престижные

4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека

    материально-производственная деятельность

    познавательная деятельность

    социально-преобразовательная деятельность

    прогностическая деятельность

    ценностно-ориентировочная деятельность

5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

3)наука

4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,

до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»

На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем - бездуховность? Почему один человек считается духовно развитым, а другой - нет?

Человека как духовное существо и духовный мир

Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир.

Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека.

Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей.

Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику.

А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна.

Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.

Мировоззрение

Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть.

В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются.

Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку - тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам.

Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение - это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.

Ценностные ориентиры человека

Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности.

Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.

У р о к 7

Человек как духовное существо
(продолжение)

Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) способность к различным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.

– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.

Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.

Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.

– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?

Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е:

1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);

2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);

3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);

4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.

Домашнее задание: § 4.

  • Чем духовный человек отличается от бездуховного?
  • Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
  • Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства - духовный мир человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность , согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовный мир также весьма разнообразен: у разных людей - разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.