Роль психотерапевта в клиент центрированной психотерапии. Техники работы с клиентом в клиент-центрированной терапии К

Определение

В основе этой самой популярной в мире (после психоанализа) системы психотерапевтической и консультационной работы – убеждение, что человек, обращаясь за помощью, способен сам найти способ решения своих проблем. Психотерапевт лишь cоздает условия для позитивных изменений, более полной реализации потенциала клиента, но именно клиент осуществляет выбор и принимает решения.

Принцип действия

Карл Роджерс был убежден, что сущность каждого из нас позитивна. Но этот потенциал проявляется лишь в атмосфере позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам. В создании такой атмосферы и заключается главная задача психотерапевта. Безусловное (безоценочное) принятие – это умение реагировать на эмоциональные проявления человека, его поступки, не оценивая их. Это искреннее отношение к другому как к равному себе и имеющему право быть таким, какой он есть. Эмпатия – способность точно воспринимать чувства других людей, сопереживать им и принимать их, даже если сам бы поступил иначе. Эмпатию также называют «эмоциональной отзывчивостью». Конгруэнтность – подлинное, честное и открытое переживание собственных чувств, искреннее самовыражение в общении с другим человеком.

Ход работы

Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: терапевт не направляет клиента, не руководит им и ни к чему не принуждает. Терапевт безоценочно принимает все, что будет сказано клиентом. Терапия проходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, а терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий. Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах. Атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть. Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Ощущая поддержку, человек обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем. В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая больше доверять миру. Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым – больше доверяет себе и лучше понимает других.

1951. В книге «Терапия, сфокусированная на клиенте» американский психолог и психотерапевт высказал идею, которая радикально изменила понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом для самого себя. Книга была раскритикована психотерапевтами разных направлений, усмотревшими в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Но уже следующая его книга – «Становление человека» (1961) – стала бестселлером. 1987. За свою деятельность, основанную на, казалось бы, предельно простых идеях гуманизма, Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Показания к применению

Клиент-центрированный подход помогает тем, кому не хватает понимания, сочувствия, участия и тепла. Он может применяться во всех областях, где необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого человека, сопереживание, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и лечению неврозов, и разрешению социальных и семейных конфликтов. В форме недирективной игровой терапии метод эффективен и для решения проблем личностного развития ребенка.

Как долго? Сколько стоит?

Учитывая, что клиент сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч. Стоимость сеанса – от 1500 до 5000 рублей.

Клиент-центрированная терапия (не директивная психотерапия, англ. Person-centered therapy — «человеко-центрированная терапия» поэтому иногда пишется PCT-психотерапия) — одна из разновидностей современной психотерапии, разработанная американским психологом Карлом Роджерсом и применяется в таком направлении, как гуманистическая психология, как в самой психологической терапии так и в консультировании (например метод эмпатического слушания) и ставит на первое место человека, как личность и ее самосовершенствования. Согласно Н. Ф. Калина, «клиент-центрированная психотерапия — направление, ориентированное на актуализацию с помощью понимающего и глубоко личного контакта между клиентом и терапевтом урожденной тенденции организма и психики к развитию, самоорганизации и самосохранения для достижения внутренней гармонии и удовлетворенности жизнью. »

Основные черты

Сам К. Роджерс и его коллега Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты клиент-центрированной терапии:

  1. гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;
  2. основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);
  3. терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;
  4. внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуры;
  5. гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии можно применять ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающих психозами, невротиков или к психически здоровых людей;
  6. интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Взгляды психолога со временем несколько трансформировались, однако ключевые идеи остались неизменными. Основная идея личностного контакта клиента и психотерапевта со временем стала только сильнее подчеркиваться Роджерсом.

Понятие «клиент» (лицо, получает определенные услуги, в данном случае психологические) вместо более «медицинского» — «пациент», тоже предложил использовать Роджерс. Таким образом человек, обратилась к психологу за помощью, тоже несет ответственность за изменения, происходящие с ним, кроме этого, она не является объектом диагностирования и медицинского лечения. Акцент в данном случае делается на помощи клиенту. Она проявляется в корректировке и стимулировании саморазвития и самореализации.

Создание клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 году в Институте детского воспитания в Нью-Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества предотвращения жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. С 1940 года Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в 1942 году книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 года он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а потом работал в университете Висконсина. В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс занимал должность президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии в 1947 году. С 1966 года он работал в Центре исследования человека, в создании которого принимал участие.

Официальное внедрения теории Роджерса в психологию произошло после его встречи с американскими психологами в 1940 году. В раннем варианте эта психотерапия, названная «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии — словесном отражении терапевтом чувств клиента («терапевтическое зеркало»). С помощью такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям. Мирнс (1980) указывал, что вышеупомянутая название неудачна, так как любая психотерапия директивная по своей сути. В 1951 году Роджерс сменил название терапии — она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client-centered).

Теория клиент-центрированной терапии

Калина Н. Ф. отметила, что для данного направления «основным двигателем позитивной динамики терапевтического процесса является тенденция к актуализации и последующей реализации внутреннего потенциала личности. К.-р. Роджерс рассматривал человеческую природу с позиций целостности и врожденной мудрости, способной направить человека на путь исцеления. Задача терапевта сводится к формированию условий, при которых этот потенциал может быть актуализирован, поскольку все психологические и социальные преграды, которые ему мешают и побуждают его обращаться за психологической помощью к специалистам, вызванные блокировкой стремление актуализации собственного психического потенциала ». Роджерс писал в своих трудах, что практически каждый человек имеет этот психологический потенциал, но не у каждого получается реализовать его. Реализуя его, человек как бы поднимается на новую ступень и получает таким образом возможность решать свои проблемы. Путь к самореализации человека ученый сравнивал с болезненными первыми шагами ребенка.

В любом виде психотерапии эксплицитно или имплицитно ставится вопрос о ресурсах для изменений клиента. Это может быть релаксация, уверенность, спокойствие, рассудительность и тому подобное. Идея заключается в том, чтобы, во-первых, найти ресурс изменения (внутри или вне клиентом) и, во-вторых, присоединить этот ресурс к проблемному переживания. Так, например, в технике систематической десенсибилизации универсальным ресурсом является релаксация, которая, «присоединяясь к стрессогенного объекта, десенсибилизуе его». В подходе Роджерса такой ресурс задается специфическими отношениями психотерапевта с клиентом. Анализируя свой известный, снятый на пленку, случай работы с мисс Манчестер, Роджерс отмечал: «… то, что клиент переживает в терапии, — это опыт быть любимым» (Rogers, Segal, 1955).

Основные задачи и понятия

Основной задачей для психотерапевта должно быть создание условий для «внутреннего» роста клиента. Чтобы способствовать этому психотерапевт имеет «почувствовать» проблему клиента, для этого используется методика «эмпатического слушания». Эмпатическое понимание способствует дальнейшему общению психотерапевта и клиента. Его можно проявить в фразах, характеризующие состояние клиента.

Важнее не столько точность понимания клиента сама по себе, а интерес к внутреннему миру клиента со стороны терапевта. Эмпатия — это процесс, в котором терапевт становится ближе к мыслям и чувствам клиента. Эмпатия в более широком смысле — это понимание эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сострадания. Точная эмпатия — идеальный случай. На физиологическом уровне эмпатию рассматривают, как активность мозга, отражающий состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Джакомо Риццолатти, Витторио Галлезе и их коллегами из Пармского университета.

Эмпатия в работах Роджерса имеет следующие характеристики: во-первых, сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции того, кто чувствует эмпатию, сохранение психологической дистанции между ним и тем, к кому испытывают эмпатию, или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями того, в кому испытывают эмпатию, и того, кто чувствует эмпатию (что, собственно, и отличает этот процесс от подобного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии). В-третьих, это динамический процесс, а не статическое состояние.

Еще одним условием, необходимым для изменения клиента, служит конгруэнтность психотерапевта. Идею конгруэнтности хорошо иллюстрирует формула дзэн: «Когда я голодный, я им; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю ».

Конгруэнтность (лат. Congruens — совпадение) — равнозначность, взаемовидповиднисть качественно равноценных состояний, процессов или переживаний. Конгруэнтность проявляется в природных реакциях проявляющихся в ответ на определенные желания человека. Процесс ограничения природных импульсов аутентичного самораскрытия блокируется ошибочными представлениями о собственном Я. Сформулированная Роджерсом понятие «Я-концепция» стало основой клиент-центрированной терапии. Я-концепция личности — устойчивая система представлений личности о себе, которая основывается на осознании и оценке своих физических, характерологических и других свойств; интегрированный образ собственного Я, на основе которого человек формирует свои отношения с другими людьми. Представление, имеющие преимущественно когнитивный, интеллектуальный характер, могут не соответствовать собственным переживанием, опыта и ощущению Я. Поэтому важной целью психотерапии является помощь клиенту в достижении состояния конгруэнтности между внутренними аспектами Я и Я-концепцией и при необходимости — реорганизации Я-концепции.

Неконгруэнтность — наличие различий между осознанием, опытом переживаний и когнитивными составляющими этого опыта. С точки зрения динамики личностных переживаний конгруэнтность определяет состояние, в котором различные психические усилия и процессы согласованы между собой. Это состояние характеризуется отсутствием внутренних директив, определяющих модус «я должен», и доминирующей побудительной силой в отношении действий и решений. Конгруэнтность личности выражается в ее способности быть аутентичной себе, то есть настоящей. Прежде она должна быть присуща личности терапевта, выражается в способности передать клиенту собственные чувства и переживания. Неконгруэнтность является проявлением застоя в саморазвитии, нарушением процесса интеграции событий в опыте.

Механизмы клиент-центрированной терапии

Сам Роджерс в качестве механизма изменения клиента рассматривал самоактуализуючу тенденцию. В отрыве от конкретного лица клиента и особенностей ее движения в психотерапевтическом процессе трудно указать на специально роджерианськи процессуальные механизмы изменений. Это может быть как когнитивное переструктурирование, так и диссоциация эмоций от когнитивной сферы, или же расширение сознания и тому подобное. Задача клиент-центрированного терапевта заключается в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента. Выбор того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним, например, когда он выбирает просто механизм катарсиса (очищения), который заключается в «виговоренни» своих проблем. Таким образом, специфический психотерапевтический механизм не ограничивается рамками самой клиент-центрированной терапии и ее техниками. Считают, что основной целью клиент-центрированной терапии является объективация самим клиентом своей проблемы и его отграничения от нее.

Техники психотерапии

Клиент-центрированная терапия осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Терапевтическое интервью представляет собой индивидуальную форму, в рамках которой встречаются психотерапевт и клиент. Групповая форма представлена ​​группами встреч. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент-центрованного подхода — это не способ действия (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не могут рассматриваться отдельно от необходимых и достаточных условий терапевтической изменения. Терапевт-роджерианець несет ответственность только за свою работу, а меняться или не изменяться — это выбор клиента.

Консультация в данной психотерапии имеет следующий вид: терапевт и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если этого не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Терапевт сопровождает клиента в его собственных переживаниях. Эта терапия является центрированной на клиента, а не на проблему. Поэтому нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему. Клиент сам может выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсуждению тайной проблемы может осуществляться и непосредственными вопросами, и невербальными средствами (например, тональными понижениями голоса: «Я чувствую, что вам трудно (понижение тона)». При этом содержание реакции терапевта может быть индифферентным к проблеме клиента. Терапевту важно показать клиенту свою готовность работать с ним. Терапевт должен чувствовать, хочет клиент говорить о своей проблеме и как долго он может это делать, и считаться с этим.

Некоторые клиенты не в состоянии сформулировать собственную проблему на психотерапевтическом сеансе. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него, во-первых, направляет клиента, во-вторых, «затягивает» клиента в проблему, не учитывает готовности клиента войти в проблему самостоятельно. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него приводит к тому, что терапевт идет впереди клиента, опережает его, задает процесс.

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий:

  1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что позитивного изменения не произойдет в личности пациента, если нет отношений его с психотерапевтом.
  2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека его Я-концепцией в этом переживания.
  3. Психотерапевт гармоничный или интегрированный. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
  4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаний и чувств, хвалит тех конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
  5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен чувствовать эмпатию к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
  6. Должна состояться передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.

Сначала Роджерс сделал акцент на «рефлексивной технике» — психотерапевт отражает переживания клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концепцией, искажение Я-концепции. Это так называемый психосоматический резонанс. Психосоматический резонанс — психосоматический отзыв в теле терапевта на процессы и реакции, происходящие в телесной сфере клиента в процессе психотерапии. В последние годы в работе Роджерса выросла доля метафор и интуиции.

В клиент-центрированной терапии применяются такие техники:

  1. «Техника выбора» — психотерапевт дает возможность клиенту самому выбрать направление разговора для обсуждения проблемы, выбирая нейтральную реплику в ответ на первую фразу клиента. Таким образом клиент сам выбирает меняться ему решая свои проблемы или нет.
  2. «Техника повторов» — терапевт повторяя последнюю реплику клиента узагалюнюе сказанное. После повторенной реплики идет пауза, побуждает клиента продолжать рассказ. Таким образом клиент понимает, что психотерапевт его слушает и понимает.
  3. Достаточно интересной техникой является «метафора», что может использоваться как разовый терапевтический прием, так и постоянно использоваться на протяжении всей терапии. Она помогает клиенту погрузиться в свой собственный символический пласт собственного сознания, а также абстрагироваться от материального мира и выразить некоторые свои желания (например агрессивные) в иноязычной форме.
  4. Также важной техникой является «эмпатические ответы». Эмпатическое ответ — это вербализация терапевтом свето- и самоощущение клиента. Эмпатические ответы дают клиенту возможность почувствовать, что терапевт понимает его состояние и чувства.

Результаты психотерапии

Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцировки реакций и непосредственности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следующие изменения:

  • повышается открытость опыту;
  • усугубляются переживания;
  • повышается доверие к собственным проявлений, к самому себе;
  • формируется внутренний локус оценки;
  • усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
  • углубляется знания о себе в процессе переживания.

С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск.

Только небольшая часть личности эго-идентифицирована, или эго-синтонного, то есть принадлежит сфере Эго. Некоторые личные проявления (черты, переживания) не является эго-синтонного и образуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Очень важное качество личности — это готовность быть в процессе развития. Сам Роджерс подчеркивал, что это означает способность отказаться от фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собственных определений жизни, могут ограничить саморазвитие. Структура личности согласно данной терапией выглядит так: в центре симптоматики находится «Я» и «не-Я», как две равнозначные части личности.

Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии становится «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать препятствия и трудности жизни, творчески себя реализовать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется положительной Я-концепцией, эффективным социальным функционированием и готовностью организма реагировать на любые внешние воздействия. Очевидно, что психотерапевтический процесс продвигает клиента к показателям «полностью функционирующей личности». Но клиент имеет право остановить терапию в любой момент и извлечь из нее ровно столько, сколько может. Поэтому одним из важнейших условий изменения клиента в терапии является его готовность к этому изменению.

Реальная психотерапевтическая практика связана с тем, что клиент-центрированные терапевты действуют по-разному и вносят в психотерапевтический процесс свои особенности и личностно значимые теоретические конструкты. Таким образом, в реальном психотерапевтическом процессе ряд психотерапевтов фасилитирует в клиенте «ребенка». Идея «полностью функционирующей личности» может трактоваться как идея «ребенка» в смысле натуральности, естественности чувств, жизни и проявлений. Это свободное выражение любви, грусти, страсти, печали, тревоги, гнева и т. Человек, «закрытая» к переживанию и экспрессии гнева, в значительной степени «закрыта» к переживанию и экспрессии любви. В этом смысле «полностью функционирующая личность» близка к «генитального характера» Вильгельма Райха. Но клиент может не принимать такое толкование «полностью функционирующей личности», как и психотерапевт.

Некоторые терапевты понимают «полностью функционирующую личность» как «духовную развитость», то есть делают акцент не на жизни, естественности, натуральности, а, наоборот, на разумности, всепрощении, покое и тому подобное. Одним словом, за реальным процессом психотерапевтического взаимодействия трудно говорить об абстрактных механизмы и нормативы психотерапевтической изменения клиента в рамках клиент-центрированного подхода.

Есть данные об использовании некоторыми психоаналитиками терапии Роджерса как паллиативного, симптоматического средства, к тому же назначается только при актуальных (а не инфантильных) и неглубоких неврозах и дает лишь кратковременный эффект. С этим трудно согласиться, так как терапия Роджерса ориентирована на личность, а не на симптом. В данной терапии клиент прогрессирует настолько, насколько он готов это сделать, поэтому эффект может быть перманентным, паллиативным или вообще отсутствовать, впрочем, как и при других видах терапии.

Клиент-центрированная терапия сейчас и тенденции ее развития

Для современного клиент-центрированного подхода характерна размытость концептуальных границ. Подход Роджерса является хорошей метафорой человека, и вряд ли его основные понятия («самоактуализуюча тенденция», «полностью функционирующая личность», «эмпатия», «безусловное позитивное отношение к клиенту» и т.п.) имеют теоретический статус. Это те квазиконцептуальни образования, скорее нужно научиться чувствовать, переживать как некоторые экзистенции. Их понимание без переживания невозможно, как невозможно чисто технически обеспечить необходимые и достаточные условия терапевтической изменения клиента.

Попытка добавить главным «понятием» гуманистической психологии концептуальный статус приводит к определенным недоразумений.

Иногда возникают ситуации, когда под вывеской «клиент-центрированной терапии» употребляются совершенно разные, а порой и взаимоисключающие стиле и практики терапии. Критерий директивности-недирективности определенной мере внешним, он определяет лишь стиль поведения психотерапевта (жесткий, направляющий, улыбающийся, приветливый, родительский, материнский и т. д.).

Второй характерной чертой современного клиент-центрированного подхода является терапевтический эклектизм. Это абсолютно нормальное явление для психотерапевтов, но оно создает ряд проблем для самой психотерапии. Сочетаются абсолютно противоположные, несовместимые подходы. Так, известный голландский клиент-центрированный терапевт Хёйзинга сочетает PCT-терапию с бихевиоральной.

Еще одной характерной чертой является безразличие к патогенеза и структуры расстройств. PCT-терапия не имеет список показаний, то есть перечня видов расстройств, при которых она эффективна. Выясняется, что ее используют при решении семейных проблем, лечении сексуальных расстройств, пограничных состояний и выраженной психопатологии. Хотя на самом деле такие явления как сесуальни расстройства, девиации, парафилии, неврозы не поддаются лечению этим видом психотерапии.

Наконец, в концепции Роджерса практически отсутствует вертикальный (духовный) измерение: «Бог умер, религия больше не говорит с человеком в современном мире» (Тилли, Роджерс). Духовность редуцируется к системе качественных межличностных отношений; Бог исчезает в межличностном пространстве. «Я» стремится найти свою истинность в межчеловеческих отношений, «Я-Ты» связях. Сердешнисть и уважение, безусловно, важны, но могут стать искусственной средой суррогатного общения, не знает и не желает знать реальность. На таком конвенциональному уровне РСТ-психотерапия может быть даже опасной для культуры. Клиент-центрированная терапия в основном рассчитана на длительный отрезок времени, в основном, она долгосрочная (в США это считается нормой). В настоящее время актуальными являются краткосрочные сеансы, потому значимо часть граждан стран Украины и в целом СНГ не является психологизированного клиентами, ведь психотерапией в Советском Союзе занимались только врачи-психиатры, а следовательно психотерапия имела только медицинское направление. Большинство психологов считает, что клиент-центрированная психотерапия в наше время переживает кризис и его теория нуждается социокультурных изменений.

Клиент центрированная терапия - гуманистическое направление в психотерапии.

Одним из наиболее известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению в психотерапии, является клиент центрированная терапия Карла Роджерса (1902-1987), разработанная им в 40-50 годы двадцатого века. В гуманистическое направление входят также психодрама, экзистенциальная психотерапия, логотерапия, гештальт-терапия и ряд других подходов, объединенных вокруг идей роста, развития, реализации человеческого потенциала и веры в исходную доброту человеческой натуры.

Утверждая, что люди способны к самоопределению, свободным жизненным выборам и ответственности за свою жизнь, гуманистическое движение в психологии и психотерапии возникло в оппозицию психоанализу и бихевиоризму, видящим человека как существо не свободное и запрограммированное инстинктами, стимулами или внешними подкреплениями.

Основные положения теории Роджерса клиент центрированная терапия.

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis - деятельный). Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.

Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.

Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, клиент центрированной терапии, является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.



Причина неадекватного поведения.

Чтобы выжить и иметь возможность реализоваться, ребенок нуждается в других людях, в их позитивном внимании. Он стремится быть таким, каким его хотят видеть близкие ему люди и развивает свою Я-концепцию, вбирая в нее их характеристики самого себя. Но тот, каким он является на самом деле, со своими эмоциями, способностями, склонностями и интересами - не обязательно именно то, что ожидают от него его родители. В случае сильного расхождения возникает внутренний конфликт собственных побуждений с потребностью в положительном отношении со стороны других. Если значимые для ребенка люди не принимают и отвергают многие чувства и нужды ребенка, реализуется так называемое условие ценности: "Я буду любить и уважать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть". В этом случае у ребенка может сформироваться Я-концепция, основанная на негативном и искаженном самовосприятии.

По Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого. Представим теперь, что он встречается с определенным опытом, например своими собственными чувствами, которые противоречат его Я-концепции. Например, думая о себе как о дружелюбном и вежливом человеке, он не должен испытывать ненависти к своему другу. В этом случае жизненный опыт искажается, отрицается, и человек, не принимая часть самого себя, действует, не понимая, что с ним происходит.

Роджерс считает, что люди реагируют тревогой на угрозу истинности своей Я-концепции. В случае сильного расхождения Я-концепции с опытом возникают невротические симптомы, символически представляющие в сознании отвергнутый опыт. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание. В случае невротической симптоматики Я-коцепция продолжает оставаться целостной, но человек испытывает довольно сильное чувство тревоги. Психотическое состояние, характеризующееся помрачением сознания, галлюцинациями и бредом, по Роджерсу - это состояние с дезориентированной Я-концепцией. Причем, бред такого больного может отражать отрицаемые переживания в гротескной форме, например в мании преследования. Его поведение для стороннего наблюдателя кажется странным, нелогичным или "безумным".

Условия эффективной помощи людям.

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.

Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс:

1) Подлинность, искренность взаимоотношений. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе."

2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. "Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно".

3) Эмпатическое понимание. "Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания - одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение.»

Определения конструктов

Теория терапии и личности использует ряд концепций, или конструктов. Ниже приводятся их краткие определения (Rogers, 1959, pp. 195-212).

Тенденция к актуализации. «Врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования».

Тенденция к самоактуализации. Проявление общей тенденции к актуализации «в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я»».

Опыт. Все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу; то же самое, что «эмпирическое поле» или «феноменальное поле» Комбса и Снигга (Combs & Snygg, 1959).

Переживать. Испытывать «влияние сенсорных или физиологических событий, которые происходят в данный момент».

Чувство, переживание чувства. «Эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом».

Осознание, символизация, сознание. Репрезентация некоей части переживаний.

Доступность для осознавания. Способность подвергаться свободному представлению в виде символов без отрицания или искажения.

Точная символизация. Потенциальное соответствие символизации в осознании результатам проверки представляемой в виде символов промежуточной гипотезы.

Воспринимать, восприятие. «Гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов». Восприятие и осознание синонимичны, в первом содержится акцент на действующем в данный момент стимуле. Восприятие есть осознавание стимулов.

Подпороговое восприятие. «Различение без осознавания».

Переживание себя. «Любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как «Я», "меня", "сам" или имеющее отношение к «Я»».

«Я», Я-концепция, Я-структура. «Организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик «Я» и восприятия взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями».

Идеальное «Я». «Я-концепция, которой индивид в наибольшей степени хотел бы соответствовать».

Несоответствие между «Я» и опытом. Расхождение между воспринимаемым «Я» и актуальным переживанием, сопровождаемое напряжением, внутренним замешательством, а также дезорганизованное или необъяснимое (то есть невротическое) поведение, вытекающее из конфликта между тенденциями к актуализации и самоактуализации.

Уязвимость. «Состояние несоответствия между «Я» и опытом» с акцентом на «потенциальном значении этого состояния для создания психологической дезорганизации».

Тревога. «С феноменологической точки зрения это состояние беспокойства или напряжения, причиной которого служит неизвестное. Во внешней системе координат тревога есть состояние, при котором несоответствие между Я-концепцией и общим опытом индивида приближается к осознаванию».

Угроза. «Состояние, при котором переживание сознательно или подсознательно воспринимается как неконгруэнтное с Я-структурой; внешняя точка зрения на такое явление, как тревога.

Психологическая дезадаптация. Состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между «Я» и переживанием; неконгруэнтность с социальной точки зрения.

Защита, защитная позиция. «Поведенческая реакция организма на угрозу, цель которой состоит в поддержании существующей структуры «Я»».

Искажение при осознавании, отрицание осознавания. Отрицание или искажение переживания, не согласующегося с Я-концепцией, благодаря чему достигается цель защиты; защитные механизмы.

Интенсиональность. Характеристики поведения индивида, находящегося в защитном состоянии, в частности ригидность, сверхгенерализация, отход от реальности, абсолютная и безусловная оценка опыта и т. д.

Конгруэнтность, конгруэнтность «Я» и переживания. Состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции, - интегрированное, целостное, подлинное.

Открытость опыту. Отсутствие угрозы; противоположность защитной позиции.

Психологическая адаптация. Полная конгруэнтность; полная открытость опыту.

Экстенсиональность. Дифференцированное восприятие, определяемое скорее фактами, чем концепциями, с осознаванием пространственно-временного положения фактов и разных уровней абстрагирования.

Зрелый, зрелость. Индивид является зрелым, «когда его восприятие реалистично и экстенсионально, он не склонен к защитной позиции, ощущает ответственность за свое отличие от других, несет ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании собственных ощущений, изменяет оценку опыта лишь основываясь на новом опыте, принимает других как уникальных, отличных от себя индивидов, ценит других»; поведение, демонстрируемое конгруэнтным индивидом.

Контакт. Минимальная основа отношений, при которых каждый из двух индивидов «вносит воспринимаемое или подсознательно воспринимаемое изменение в экспириенциальном поле другого».

Позитивное отношение. Восприятие некоего Я-переживания другого, которое создает позитивное изменение в своем эмпирическом поле, приводящее к ощущению теплоты, симпатии, уважения и принятия другого человека.

Потребность в позитивном отношении. Вторичная или выученная потребность в любви, расположении и т. п.

Безусловное позитивное отношение. Восприятие Я-переживания другого без различения большей или меньшей ценности; одобрение, принятие.

Комплекс отношений. «Все Я-переживания и их взаимоотношения, которые индивид связывает с позитивным отношением конкретного социального другого».

Позитивное самоуважение. «Позитивная установка к «Я», которая прямо не зависит от установок других».

Потребность в самоуважении. Вторичная или выученная потребность в позитивном самоуважении.

Безусловное самоуважение. Восприятие «Я», «при котором Я-переживания не разделяются на заслуживающие более или менее позитивного отношения».

Условия ценности. Оценивание индивидом своего опыта как позитивного или негативного «исключительно на основании... условий ценности, заимствованных от других, а не потому, что он поддерживает или ослабляет его собственный организм».

Локус оценки. Источник доказательства ценности, внутренний или внешний.

Организмический оценивающий процесс. «Постоянный процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения»; критерием служит тенденция к актуализации.

Внутренняя система координат. «Вся сфера опыта, доступная для осознания индивидом в данный момент»; субъективный мир индивида.

Эмпатия. Состояние точного восприятия «внутренней системы координат другого вместе с эмоциональными компонентами и смыслами, как если бы человек встал на место другого, не утрачивая, однако, этого условия "как если бы"».

Внешняя система координат. Восприятие «исключительно с позиции своей собственной субъективной системы координат без эмпатии к наблюдаемому человеку или объекту».

Теория личности

Особенности младенца. Младенец воспринимает переживание как реальность; для него переживание и есть реальность. Младенец наделен врожденной склонностью к актуализации своего организма. Его поведение направляется целью, то есть направлено на удовлетворение потребности в актуализации во взаимодействии с воспринимаемой реальностью. В этом взаимодействии младенец ведет себя как организованное целое. Переживания оцениваются позитивно или же негативно через организмический оценивающий процесс на основании их вклада в поддержание тенденции к актуализации. Младенец стремится к позитивно оцениваемым переживаниям, избегая оцениваемых негативно.

Развитие «Я». В результате тенденции к дифференциации (которая является аспектом тенденции к актуализации) часть переживаний индивида символизируются в сознании как самоощущение. Через взаимодействие со значимыми другими в окружении самоощущение приводит к Я-концепции, объекту восприятия в эмпирическом поле.

Потребность в позитивном отношении. С осознаванием «Я» развивается потребность в позитивном отношении со стороны других. Удовлетворение этой потребности зависит от взаимодействия с эмпирическими полями других. Взаимное удовлетворение проявляется при взаимодействии с людьми, которые удовлетворяют позитивное отношение индивида, когда индивид воспринимает себя как удовлетворяющего потребность другого. Позитивное отношение значимого социального другого может быть более важно, чем собственный организмический оценивающий процесс.

Развитие потребности в самоуважении. Потребность в самоуважении развивается из ассоциации удовлетворения или фрустрации потребности в позитивном отношении с самоощущением. Переживание утраты позитивного отношения, таким образом, зависит от трансакций с любым социальным другим.

Развитие условий ценности. Самоуважение становится селективным, когда значимые другие разделяют самоощущения индивида на более или менее заслуживающие позитивного отношения. Оценка самоощущения как более или менее заслуживающего самоуважения и составляет условие ценности. Переживание одного лишь безусловного позитивного отношения препятствует развитию условий ценности и ведет к безусловному самоуважению, к конгруэнтности потребностей в позитивном отношении и самоуважении с организмической оценкой, а также к поддержанию психологической адаптации.

Развитие неконгруэнтности между «Я» и опытом. Потребность в самоуважении ведет к селективному восприятию опыта с учетом условий ценности, так что переживания, согласующиеся с присущими индивиду условиями ценности, воспринимаются и точно символизируются в сознании, в то время как переживания, противоречащие условиям ценности, воспринимаются избирательно и искаженно или даже совсем не осознаются. Наличие самоощущений, не организованных в Я-структуру в символизированной форме, ведет к некоторой неконгруэнтности между «Я» и опытом, к ранимости и психологической дезадаптации.

Развитие расхождений в поведении. Неконгруэнтность между «Я» и опытом ведет к неконгруэнтности в поведении, так что некоторые виды поведения согласуются с Я-концепцией и точно представляются в сознании, в то время как другие актуализируют переживания организма, не ассимилированные в Я-структуру, следовательно, не осознаются или подвергаются искажению, чтобы стать конгруэнтными «Я».

Переживание угрозы и процесс защиты. Переживание, неконгруэнтное Я-структуре, подсознательно воспринимается как угрожающее. Если это переживание точно представлено в сознании, оно внесет разногласия и вызовет состояние тревоги. Процесс защиты предотвращает это, приводя общее восприятие переживания в соответствие с Я-структурой и условиями ценности. Последствиями действия защитных механизмов являются ригидность в восприятии, неточное восприятие реальности, а также интенсионность.

Процесс распада и дезорганизации. В ситуации, когда значимое переживание говорит о наличии выраженной или существенной неконгруэнтности между «Я» и опытом, процесс защиты не может протекать успешно. Таким образом, тревога переживается с интенсивностью, зависящей от степени угрозы Я-структуре. Переживание точно осознается, в результате развивается состояние дезорганизации. Организм иногда поступает в соответствии с переживаниями, подвергшимися отрицанию или искажению, а иногда в соответствии с Я-концепцией, со всеми ее искаженными или отвергнутыми переживаниями.

Процесс реинтеграции. Для увеличения конгруэнтности необходимо ослабление условий ценности и усиление безусловного самоуважения. Восприятие безусловного позитивного отношения значимого другого является одним из способов выполнения этих условий. Чтобы быть переданным, безусловное позитивное отношение должно существовать в контексте эмпатического понимания. Когда это отношение воспринимается индивидом, это ведет к ослаблению, или растворению, существующих условий ценности. За счет этого усиливается собственное безусловное позитивное отношение индивида к себе, угроза снижается и развивается конгруэнтность. Человек становится менее восприимчивым к восприятию угрозы, менее склонным с защитной позиции, более конгруэнтным, усиливается его самоуважение и позитивное отношение к другим, возрастает психологическая адаптированность. Процесс организмического оценивания постепенно становится основой регуляции поведения, индивид приближается к полному функционированию. Психотерапия, собственно, заключается в создании таких условий и получении соответствующих результатов.

Направление гуманистической психологии, изучающее целостную личность, использует различные подходы в своей практике. Одним их них, самым известным, является клиент центрированная терапия.

Эта концепция теории психотерапии и психологии, разработчиком которой является К.Р. Роджерс, очень значима для терапевтической практики. Влиятельный психолог в 30-50-х годах прошлого века смог разработать самостоятельное ответвление науки познания индивида с точки зрения его автономности и индивидуальности саморазвития. Какие в связи с этим принципы имеет такая терапия и каковы ее особенности?

Как возникло направление

Практикуя психодинамическую терапию в середине 30-х годов XX столетия, Карл Рэ́нсом Роджерс поставил под сомнение ее ценность и эффективность. Решив поместить в центр внимания пациента, а не терапию и ее методы, этот психотерапевт впервые использовал принципиально новый подход, который на тот момент многим специалистам показался неформальным.

Отказываясь быть беспристрастным к клиенту и его потребностям, американский психолог Карл Роджерс позволил пациентам во время сеансов решать самостоятельно, когда, как и о чем им говорить. Одновременно с этим сам терапевт не пытался менять направление или ход приема, чтобы подчеркнуть значимость чувств и роли пациента.

В настоящее время такой подход активно применяется в гуманистической психологии (не только в терапевтической деятельности, но и в консультировании). Подобная практика известна в научных кругах под названием клиент концентрированной терапии К.Р. Роджерса, подчеркивающим ее основное направление.

Понятие «клиент центрированная терапия» подразумевает под собой то, что ключевой фигурой в осуществляемой психотерапевтической деятельности по внесению изменений в процесс развития и роста личности является сам пациент. Действие такой терапии направлено на то, чтобы клиент смог почувствовать себя свободным во время сеанса терапии, чтобы это способствовало более интенсивному продвижению к намеченной цели.

Пациент, почувствовавший себя наравне с профессиональным психотерапевтом, сможет полнее раскрыться, а значит, погрузиться в саму проблему, не отвлекаясь на вопросы или замечания терапевта, который предусматривает любой другой более корректный подход.

Психотерапия по принципу Роджерса ориентирована не на теоретический анализ, где психотерапевт демонстрирует свою осведомленность в качестве эксперта, и не на проблему, которую в ходе контакта с пациентом необходимо выявить и устранить.

В понимании Н.Ф. Калины, ведущего специалиста в области гуманистической психологии, термин «клиент центрированная терапия» отражает направление, суть которого направлена на актуализацию возможностей человеческого организма и его психики к саморазвитию, что происходит посредством личного контакта с терапевтом. Психотерапевтический контакт в этом случае акцентирует внимание на тенденции к изменению личностных характеристик в условиях, способствующих подобным изменениям.

Такая модель не используемой в медицине психотерапии, как клиент концентрированная терапия Роджерса, специально задействует термин «клиент» вместо «пациента». Такой прием позволяет выразить уважение к индивиду, обратившемуся за профессиональной помощью к адекватному, неманипулятивному, но менее корректному методу.

В подобной ситуации ответственность за свои изменения несет сам пациент. Помимо этого, такой человек не рассматривается специалистом в качестве подходящего для диагностики и лечения пациента.

Карл Рэнсом Роджерс предполагал, что каждому индивиду свойственно осуществление самопознания. Именно эта идея стала основополагающей для клиент центрированной терапии. В своих исследованиях американский психолог акцентировал внимание на том, что способность человека воспринимать свой внутренний мир, а не оболочку снаружи, имеет большую ценность.

В понимании Карла Рэнсома, окружающий мир и происходящее в реальности — это всего лишь символы, отдельные элементы. А вот то, что способно воздействовать на восприятие человеком его окружения, заложено только в нем самом.

Для Карла Роджерса самость (прообраз личности, которой человеку предназначено стать с момента его появления на свет) – восприятие самого себя, которое может меняться по мере развития и становления личности. Понятия идеальной и истинной самости различаются:

  • Идеальная самость – это когда в представлении человека он – идеал.
  • Истинная самость – это часть человеческой сущности, отражающей природу человека.

Степень отличия этих понятий зависит от того, насколько дискомфортно личности. Различные состояния невротического характера могут возникать по мере того, насколько сильным будет становиться такой дискомфорт. Конечным итогом развития индивида может быть идеальная самость. В то же время она не будет являться причиной неврозов и душевных расстройств.

Клиент центрированная терапия Рэнсома Роджерса призвана создавать условия, оптимальные для устранения факторов и ситуаций, воздействующих на личность и изменяющих ее. На фоне этого данный подход позволяет восстановить баланс здоровых возможностей самости, что помогло бы человеку выздороветь.

Основа учения: задачи, понятия, концепция

Основное внимание в своей практике Рэнсом Роджерс уделял социальному аспекту. играют немаловажную роль в изменениях психологического характера.

Взаимоотношения с социумом могут влиять не только на механизм развития душевных конфликтов, но и на тенденции выздоровления. То есть только при условии взаимосвязи с окружающими его людьми индивид сможет раскрыться, познать себя и осознать свое эго. Одной из основных форм, обусловливающих межличностные отношения, Роджерс считал семью.

Вместе с тем своей задачей в положительных изменениях личности Роджерс считал создание оптимальной среды для «внутреннего» роста человека со стороны психотерапевта. И основные принципы клиент центрированной терапии Карла Рэнсома Роджерса сводятся к нескольким положениям:

  • Выздоровление клиента зависит от его стремления к поставленной цели. Задачей терапевта при этом является правильное использование желаний и стремлений клиента, а также направление их по необходимому для выздоровления пути.
  • Эмоциональные аспекты имеют большую значимость, чем интеллектуальные.
  • Непосредственная конкретизация ситуации ставится во главе терапии, что выделяет ее среди других методов, использующих прошлый опыт пациента.
  • Терапевтическая деятельность ориентируется на исходящую от клиента инициативу, способствуя тому, чтобы он смог найти выход из проблемной ситуации с минимальным участием в этом процессе терапевта.

Основой терапевтической практики Роджерса является необходимость создания отношения, которое характеризовалось бы тремя обязательными позициями, связанными между собой:

1. Безусловное позитивное отношение. Задача специалиста – демонстрация уважения и заботы о клиенте. От терапевта требуется показать, что он принимает нуждающегося в помощи клиента как полноценную личность, которая вполне способна измениться. Специалист должен внимать каждому слову клиента, не прерывая его и полностью принимая мнения и взгляды человека, не оценивая, не одобряя, не осуждая и не подвергая сомнениям его высказывания.

То есть терапевт должен принять пациента и выразить свое доверие избранному человеком решению относительно ситуации, являющейся для него проблемной. Клиент концентрированная терапия исключает советы. По мнению американского психолога Роджерса, любые рекомендации со стороны специалиста могут содержать замаскированное послание о том, что человек некомпетентен в принятии решений, — это снижает эффективность терапии и заставляет клиента чувствовать себя менее уверенным.

Практикуя клиент центрированную терапию, Роджерс отмечал существенные положительные изменения. В ходе такой терапии пациенты:

  • Приобретали уверенность в себе.
  • Принимали свои истинные чувства, осознавали их.
  • Чувствовали себя более комфортно в процессе взаимодействия с социумом.
  • Могли вести себя естественно.
  • Учились доверяться собственной оценке ситуации.
  • Могли осуществлять полезную деятельность.
  • Обретали покой.

Преимущества подхода

Осуществляя психотерапевтическую деятельность, Роджерс разработал оптимальную последовательность действий в ходе применения клиент центрированной терапии, позволяющей индивиду определить собственный путь, заручившись поддержкой и одобрением, которые подсознательно внушил ему профессионал. Пошаговая схема действий, после того как клиент обратился к специалисту с намерением получить посильную помощь:

  • Выявление фактора, представляющего сложность для человека.
  • Поощрение и поддержка свободного изложения мыслей.
  • Принятие и прояснение ситуации (роль терапевта).
  • Постепенное проявление истинных ощущений, позитивного мировосприятия.
  • Поиск импульсов, обладающих положительным характером.
  • Выражение .
  • Действия с позитивным настроем.
  • Усиление инсайта.
  • Увеличение, рост независимости.
  • Снижение ожидания помощи от посторонних.

Таким образом, по мнению Роджерса, терапевт оказывает посильную помощь нуждающемуся человеку, выражая свою заботу о нем. Как отмечал американский психолог, у каждого человека есть «ключи для исцеления», найти и правильно применить которые – основная задача специалиста по психологии.

На основании этого предположения Карл Роджерс ввел новый термин – «терапевт, центрированный на клиенте». Истинные эмоции и посылы специалиста помогут ему заручиться доверием клиента и найти решение его проблемы.

Клиент, который обратился к терапевту, так же, как и пациент, нуждается в помощи. Однако он не признается больным, а потому сеансы клиент центрированной терапии для него – «услуга», которая раскрывает его подсознание и позволяет ему самому найти решение проблемы. В самом понятии такой терапии заложено то, что ею двигает идея равенства, которое игнорируется в других направлениях гуманистической психологии. Автор: Елена Суворова