Айкью 125 что значит. Международный тест IQ

В научном мире шок: у трехлетней американки из штата Теннессии Селены Яник интеллектуальный показатель IQ составил целых 135 баллов - больше, чем у президента США Барака Обамы и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона.

Получается, маленькая девочка умнее их и большинства взрослых? Тот же самый IQ у ученых в среднем составляет около 125 баллов, а у простых офисных клерков 100 - 105 баллов. Напрашивается вопрос: не врет ли IQ? И вообще, можно ли объективно помериться интеллектом и достоверно выяснить, кто умнее? Об этом корреспондент "РГ" беседует с профессором Московского городского психолого-педагогического университета Викторией Юркевич.

Виктория Соломоновна, можем ли мы сравнить силу интеллекта двух людей, как если бы мы сравнивали их физическую силу в перетягивании каната или в армрестлинге?

Виктория Юркевич: Прибора для измерения интеллекта или одаренности в природе не существует. Даже если дать людям одинаковые тесты на интеллект, сравнивать их результаты будет некорректно. У каждого мозг работает по-разному, он сориентирован в большей степени на ту или иную область деятельности.

Как выяснить, кто умнее: знаменитый физик или легендарный скрипач? Каждый в своей области велик и бесподобен. Но единых критериев, по которым можно было бы сопоставить их умственное развитие, не существует.

А как же тест на IQ?

Виктория Юркевич: Он выявляет только интеллектуальные способности в сфере именно общего интеллекта, то есть способности делать логические выводы, структурировать информацию. Известно, что самый высокий показатель IQ обычно бывает у физиков-теоретиков. Они постоянно просчитывают сложнейшие умозрительные модели, этот тип мышления отлажен, и с этими тестами им справиться проще. А вот, допустим, художники сравнимых баллов обычно не набирают. Но разве мы можем сказать, что Айвазовский глупее Ландау? Нет, конечно. У них просто разные типы интеллекта. Художественно одаренный человек обычно на тестах IQ показывает себя существенно хуже, чем математики или технари. Но никакого вывода из этого делать нельзя.

Как быть с юной американкой, в три года обставившей взрослых солидных мужчин?

Виктория Юркевич: Показатель IQ - это соотношение умственной зрелости человека и его биологического возраста. Изначально он был придуман для отбора учеников школ, которые в состоянии освоить программу. Тогда исследователи с помощью детских психологов и учителей сформировали набор знаний и навыков, которые должны быть у ребенка в определенном возрасте. Если умеешь все, что в твои годы положено и ничего больше, у тебя IQ ровно 100. Сотня - это норма. Освоил что-то дополнительное - держи свои 105, 120 или даже 140 баллов. Не успел или не смог вовремя чему-то научиться - получишь 95, 92, 87 баллов. И так далее.

Кстати говоря, IQ меньше 90 - это уже признак задержки развития. Если вернуться к девочке и Обаме, то тут само сравнение некорректно. Возможно, что девочка умеет делать вещи, о которых ее ровесники не имеют никакого представления. По сравнению с другими трехлетними детьми она является развитой не по годам. Но если сопоставить ее с любым взрослым человеком, а особенно с таким интеллектуалом, как нынешний президент США, она все равно будет просто маленьким ребенком. Их баллы IQ измерены по разным шкалам. Это несравнимые величины.

Если индекс IQ не дает возможности сравнить силу интеллекта, почему же он так популярен, в том числе у психологов?

Виктория Юркевич: Тут ситуация намного сложнее. Существует шесть основных типов интеллекта. Во-первых, интеллектуальный или логический - это способность понимать, осмыслять и сопоставлять. Второй - академический, он подразумевает хорошее усвоение готовых знаний. Социальный - его обладатели легко понимают настроение и интересы людей, могут увлечь их за собой. Еще есть художественный интеллект, он подразумевает способность оперировать образами, создавать их, понимать чужие метафоры и иносказания, практический - о таких людях обычно говорят "золотые руки", они могут собрать, сделать, починить или сконструировать все, что угодно, и, наконец, сенсомоторный - это умение управлять своим телом. Каждый человек владеет всеми видами интеллекта. Но какой-то будет доминантен, другие выражены, а где-то могут быть и провалы. Именно из-за того, что у физика и художника работают разные виды интеллекта, сравнивать их между собой очень трудно. Вот математика и, допустим, биолога еще куда ни шло, у них склад ума хотя бы приблизительно схожий.

Но каким бы ни было дарование у человека, он не сможет его реализовать без логического интеллекта. Художник не оценит красоту пейзажа или модели, актер не поймет режиссерского замысла и не сообразит, как ему сыграть ту или иную сцену. Спортсмен не рассчитает сил и свалится от усталости на середине дистанции.

Индекс IQ измеряет именно логический интеллект. У тех, кто преуспевает в науке, его значение скорее всего будет, условно говоря, больше 130 баллов. Актеру или спортсмену для успеха в своей профессии будет достаточно более скромного уровня в 110 баллов. Это не свидетельствует о том, что они менее умные, просто их талант раскрывается через другие механизмы, которые в этом тесте учесть не получается. А вот когда IQ меньше 90 баллов, можно говорить о задержке умственного развития. С таким интеллектом преуспеть в чем-либо крайне трудно. Хотя исключения существуют.

Получается, индекс IQ особо ничего не значит. Зачем тогда его продолжают использовать?

Виктория Юркевич: Сам по себе индекс IQ не позволяет сказать кто умный, а кто глупый. А вот в школе для выявления умственно одаренных детей, он очень полезен. Тем, кому дан тот или иной вид таланта, нужен другой тип обучения, другие формы педагогической и психологической поддержки, иначе их высокие способности будут не развиваться, а, самое главное, они не смогут реализоваться в дальнейшем. Как обычно получается? Приходит в школе одаренный ребенок. Первые несколько лет без напряжения получает свои пятерки, расслабляется. Чтобы развивать интеллектуальные и волевые качества, ученику обязательно нужен вызов, перед ним должна стоять трудные и интересные задачи. Нет таких? Пиши пропало. После такого обучения у девяти из десяти перспективных мальчиков и девочек остаются только следы былой одаренности.

В нашем университете проводился очень объемный мониторинг одаренности. Участвовало 63 школы, тысячи детей, сотни учителей. Оказалось, что, во-первых, интеллектуально одаренные дети есть практически в каждой школе, а во-вторых, значительная часть учителей не отличает интеллектуально одаренных детей от хорошо обучаемых. И никак не помогают развитию интеллектуальных талантов.

В результате мы теряем людей, которые в будущем могли бы составить инновационный ресурс общества. Но даже не это главное. Нереализовавшийся бывший одаренный ребенок, у которого, по известному выражению, "все его будущее в прошлом", - это всегда несчастный человек. Амбиции никуда не делись, а возможности уже упущены.

Сейчас есть самые разные способы выявления одаренности человека. Тест на IQ - один из самых технологичных. Можно быстро и без специальных затрат обследовать сразу многих. Но к результатам этих тестов надо относиться очень осторожно.

В чем опасность?

Виктория Юркевич: Есть норма, есть нижняя граница нормы и есть верхние пять процентов результатов - это наиболее одаренные школьники. Мы немного по-другому меряем, но, для сведения, IQ 127 и выше свидетельствует о серьезных способностях ребенка, больше 140 - это уже яркая одаренность. Но всерьез рассматривать можно только высокие результаты. То есть если школьник сделал работу на высокие баллы, это прямо свидетельствует о его одаренности. А если итог получился весьма посредственным или даже пугающе низким, допустим, 80-90 баллов, то иногда это вообще ничего не значит. Ребенок мог плохо себя чувствовать, быть чем-то расстроенным, нервничать - есть целое множество причин, по которым в этот конкретный день именно с этим заданием он справился плохо. Только после специальной диагностики специалисты могут назвать истинную причину таких результатов.

Специалисты при подборе соискателя на вакансию проводят целую батарею тестов, чтобы понять, подходит этот человек для той или иной работы или нет. Они смотрят его с разных сторон, проверяют все аспекты и виды интеллекта, его интересы и мотивацию, только после этого выносят решение. И хотя абсолютную гарантию никто дать не может, но в подавляющем большинстве случаев их рекомендации оправдываются.

Даже при отборе одаренных школьников тест на IQ всего лишь один из серии показателей. Интересы ребенка, его мотивация, школьные и внешкольные достижения - только все это в комплексе может показать профессионалу истинный уровень того или иного ребенка.

слишком умные

Еще неизвестно, кто представляет большую проблему для школьного учителя: двоечник или одаренный ребенок. Казалось бы, если ученик с первого класса легко и непринужденно получает сплошные пятерки, это очень хорошо. Однако тут кроется большая опасность.

Если школьнику слишком легко учиться, и он не сталкивается с трудностями и с легкостью щелкает все задания педагога, это чрезвычайно плохо для его развития, - предупреждает Виктория Юркевич. - Ребенок привыкает все схватывать на лету и не напрягаться. А зачем, если он и расслабленный вполне успешен? В результате в нужной мере не развиваются ни способности, ни личность ребенка.

Такой ученик быстро съедет с "пятерок" на "тройки", он не будет развивать свои способности, учеба превратится для него в каторгу. Чтобы этого не произошло, наиболее талантливых учеников теперь начинают выявлять с самых первых дней в школе. Как лучшее средство от скуки на уроках им дают более сложные задания, заставляют честно отрабатывать свои "пятерки".

Мы всегда считаем, что каждый одаренный ребенок в будущем добьется очень многого, - продолжает профессор Юркевич. - Но для этого ему, кроме способностей, будут нужны еще и многие другие качества: самодисциплина, уменее ставить перед собой главные и промежуточные цели. Этому очень легко научиться в школьном возрасте. После - уже с трудом. Одаренные дети, которые легко щелкают школьную программу, этих навыков оказываются лишены. И в результате их талант оказывается нереализованным. Иметь талант и никак его не использовать - это всегда очень грустно. Поэтому одаренных детей надо обязательно выявлять и пестовать.

Самые высокие IQ в мире. Топ 10 самых умных людей, фото.

Мозг является наиболее таинственной частью человеческого тела. Именно мозг отвечает за наши умственные способности. Но почему интеллект некоторых людей в разы отличается от интеллекта «простых смертных». На этот счет существует масса гипотез, но все они так и остались предположениями. Достоверно не было выявлено прямой зависимости между размером мозга, наследственностью, национальностью, окружением, интенсивностью обучения и сверхспособностями.

Так, например, ученые исследовали мозг Эйнштейна, но не нашли никаких отличий по его составу, размеру и массе от мозга других людей. Как правило, дети, с выдающимися умственными способностями, рождаются в простых семьях. Образование, конечно, имеет значение, но, зачастую, гениальные дети демонстрируют свой интеллект еще в младенческом возрасте.

Пусть ученые продолжают выдвигать гипотезы, проводить исследования и писать диссертации (это их хлеб), чтобы раскрыть природу гениальности, а пока будем считать, что гениальность - это дар Божий.

На планете живет много высокоинтеллектуальных людей. Для составления рейтинга гениев обычно используют такой показатель, как IQ - коэффициент интеллекта. Конечно, интеллект включает так много компонентов, что ни один тест не даст абсолютно точного показателя уровня интеллекта, к тому же, пока не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ, но на сегодняшний день в мире ничего лучше не придумали.

Топ 10 рекордсменов IQ в мире .

В этом рейтинге участвуют только известные люди, с общепризнанными запредельными интеллектуальными способностями. Вполне вероятно, что в мире есть люди, которые покажут лучшие результаты, но они либо никому не известны, либо сознательно не афишируют свои способности. Не все интеллектуалы соглашаются пройти это испытание. Например, знаменитый петербургский математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, не проходил этот тест. Похоже, у него есть дела по важнее.

Наиболее известным тестом IQ является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. Обычно экзаменуемые интеллектуалы проходят несколько разных тестов. Например, показатели разных тестов единственной женщины этого рейтинга варьируются от 170 до 228 баллов. Поэтому в этом рейтинге указан некий средний показатель для каждого интеллектуала.

Гарри Каспаров (Вайнште́йн) , гроссмейстер - IQ 190.

Гарри Каспаров поразил весь мир, когда в 1985 году он стал самым молодым абсолютным чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет, победив действующего чемпиона Анатолия Карпова. В 2003 году Каспаров сыграл вничью с шахматным компьютером, который мог вычислять три миллиона шахматных позиций в секунду.

Филипп Емегвали (Philip Emeagwali), ученый - IQ 190.

Нигерийский ученый, лауреат премии имени Гордона Белла 1989 года, присуждаемой Институтом инженеров электроники и электротехники. Получил награду за использование суперкомпьютера для наблюдения нефтяных полей. Уникальность устройства заключается в том, что оно состоит из 65 000 параллельных процессоров.

Мэрилин вос Савант , американская писательница австрийского происхождения, драматург и журналист - IQ 190.

Единственная представительница прекрасного пола в данном списке. Фамилия Савант происходит от французского глагола savoir («знать») и означает «мудрец». С 1986 по 1989 годы Савант входила в книгу рекордов Гиннесса как обладательница самого высокого IQ среди женщин. Почетный член организации Менса — организации, объединяющей людей с высоким коэффициентом интеллекта. Возможно, Мэрилин единственная женщина в этом списке потому, что авторами всех вариантов тестов IQ являются мужчины.

Мислав Предавец (Mislav Predavec), хорватский математик - IQ 192.

Профессор математики в столице Хорватии городе Загребе, Мислав также является владельцем и директором небольшой торговой компании.

Занимает 7 место в списке 10 самых умных людей в мире. Мислав является основателем и президентом элитного общества самых умных людей в мире GenerIQ. Стоит отметить, что количество членов этого элитарного общества интеллектуалов не превышает двух десятков гениев. Очевидно, что далеко не все вундеркинды желают вступить в это сообщество. Впрочем это не умаляет заслуг этого хорватского.

Рик Роснер, американский телевизионный продюсер, сценарист и актер - IQ 192.

Рик Роснер работал швейцаром, официантом, манекенщиком, стриптизером пока не устроился сценаристом на телевидение. Величина IQ не всегда пропорциональна жизненным достижениям, не все самые умные люди планеты имеют ученые степени и звания. Рик Роснер - как раз такой исключительный случай.

Рик Роcнер описывает себя как «когнитивный каприз природы». Он прошел массу тестов IQ и показал астрономически высокие результаты. У него есть сертификат, доказывающий, что его IQ равен 192 баллам - малообитаемая территория гениев вроде Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи.

Кристофер Майкл Ланган, американский астрофизик - IQ 195.

Кристофер начал говорить в 6 месяцев, а в 3 года сам начал учиться читать. По словам самого Кристофера, в школьные годы он занимался в основном самообучением, самостоятельно постигая математику, физику, философию, латынь и греческий. Сам он себя считает самоучкой.

Долгое время он считался «самым умным человеком в Америке». Его IQ при прохождении разных тестов составлял от 195 до 210 баллов.

Когда гений Лангана стал уже известен, он рассказывал, что вел двойную жизнь - работал вышибалой, ковбоем, пожарным в лесной службе, разнорабочим, а по вечерам, возвращаясь домой, садился за свой труд - теорию о Когнитивно - теоретической модели Вселенной (Теорию о взаимосвязи между разумом и реальностью).

Евангелос Кацуолис (Dr. Evangelos Katsioulis) - практикующий греческий психиатр - IQ 198.

По некоторым данным один из тестов он прошел с показателем IQ 258. Доктор Кацуолис имеет степени в философии, технологии медицинских исследований и психофармакологии. Кроме того он является хорошим художником и отличным пловцом.

В настоящее время Кацуолис является членом и даже основателем нескольких обществ людей с высоким IQ.

Ким Ун Ён , корейский инженер, вундеркинд - IQ 210.

Он начал говорить и понимать корейский и другие языки в 6 месяцев. В 3 - 4 года он уже читал на корейском, японском, немецком и английском языках, а также решал сложные математические задачи. В 4 года он продемонстрировал свои способности в прямом эфире на японском телевидении Fuji TV. В 8 лет был приглашён НАСА для прохождения обучения в Colorado State University. В 1978 году вернулся в Корею, где по 2007 год работал в Chungbuk National University.

Сейчас Ким наслаждается тем, чего он раньше был лишен в детстве, то есть отдыхом. Он отказался от карьеры в науке или бизнесе, которую пророчили ему соотечественники. В одном из интервью он сказал очень важные слова: «В мире не так много людей, которые могут делать то, что хотят, а я смог. Если не это успех, то, что же вы называете счастливой жизнью?».

Кристофер Хирата , американский астрофизик японского происхождения- IQ 225.

В 14 лет Хирата поступил в Калифорнийский технологический институт, а в 16 лет уже работал в НАСА над проектами, связанными с колонизацией Марса. В 22 года он получил звание доктора наук по астрофизике. Хирата исследует темную энергию, гравитационные линзы и другие интересные штуковины, непонятные простым смертным.

Теренс Тао , ныне американский математик, китайского происхождения из Австралии - IQ 230.

Таким образом, Теренс Тао является самым гениальным из известных человечеству интеллектуалов на сегодняшний день (если ориентироваться на показатель IQ).
Тао обладал знаниями о базовой арифметике и владел английским языком к 2 годам. К 5 годам маленький вундеркинд умел решать сложные математические задачи. В 12 лет он уже участвовал в Международной математической олимпиаде. В 24 года Тао работал преподавателем в Калифорнийском Университете. Филдсовскую премию и медаль, о которой рассказывается в фильме Умница Уилл Хантинг, Тао получил в 2006 году в возрасте 32 лет. Кстати российский математик Григорий Перельман в том же 2006 году, от Филдсовской медали отказался.

Информация для тех, кто хочет сравнить свой уровень IQ с представителями этого рейтинга: минимальный уровень IQ по тесту Айзенка равен 70 баллам, Средний уровень IQ колеблется от 100 до 120 баллов. Если вы показываете результаты выше 120 баллов, то можете этим похвастаться. Однако имейте ввиду, что сегодня в сети любой познавательный или развлекательный сайт может предложить Вам пройти тест на пресловутый показатель интеллекта IQ, но он будет не тем испытанием, которое проходили самые умные жители нашей планеты.

Текст: Илья Янович

Идея измерять человеческий интеллект с помощью относительно простого теста появилась больше ста лет назад и с тех пор попадала в разные руки. Единого и универсального теста на IQ не существует, но к подобной методике до сих пор прибегают как некоторые работодатели на собеседованиях, так и сторонники ультраправых взглядов, пытающиеся с научных позиций доказать теорию расового превосходства.

Впрочем, некоторое время назад учёные заметили , что среднее значение коэффициента интеллекта в развитых странах от Великобритании и Дании до Австралии начало падать, хотя стабильно росло последние 80 лет. Разбираемся, важен ли вообще показатель IQ и что он в действительности говорит о человеке.

Что влияет на наше
умственное развитие

Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности - вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.

Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, - и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.

На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго - именно того, в котором Флинн вёл свои исследования - добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.

Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия - по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.

Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.

Вторая версия Флинна: высокий уровень жизни давно уже стал нормой для большинства развитых стран, уровень этот сегодня растёт незначительно или не растёт вовсе, из-за чего и средний IQ больше не поднимается.


Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны

Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии - результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тесты неоднозначного британского психолога Ганса Юргена Айзенка, популяризовавшие саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.

Тест, во время которого надо ответить на 40 вопросов за 30 минут, слишком несовременный и неточный. Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет , что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка была одна из многочисленных вариаций теста Айзенка. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций - и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт адаптированные версии для разных возрастов.

Тест на IQ, скорее всего, проходил каждый из нас, хотя бы из интереса, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ - какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый порог гениальности сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то - со 160.

Негласно человеком с самым высоким IQ в истории считается американец Уильям Сайдис, родившийся в 1898 году. Писатель, асексуал, политический активист, он в три года прочитал «Илиаду» в оригинале, знал к совершеннолетию несколько десятков языков и придумал один собственный, был невероятно способен в математике, выпустил несколько фантастических книг и монографий на разные темы. Точные данные о его показателе IQ не сохранились, но, по неподтверждённым данным, достигали коридора в 250–300 баллов. Тем не менее единственным его прагматичным изобретением, «вечным календарём», сегодня никто не пользуется.

Умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным
или даже низким IQ - далеко не исключение

Проходя один и тот же тест с небольшими перерывами, вы можете получить разные результаты, потому что на концентрацию значительно влияет ваше физическое и психологическое состояние. Но даже в потенциально стерильных условиях IQ-тестам далеко до высокой точности. Например, в варианте теста Айзенка, долго использовавшемся в США для того, чтобы проверять дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет, был вопрос, какого цвета яблоко. Правильный ответ - сказать, что цветов много, и назвать некоторые из них, но высока вероятность, что трёхлетний ребенок мог видеть только красные или только зелёные яблоки, и это никак не влияет на его умственные способности.

Некоторые версии теста Рудольфа Амтхауэра вообще задают вопросы на эрудицию («что измеряют в джоулях?») - ответ можно за секунду узнать в интернете или справочнике, отчего вы не станете способнее. Психолог У. Джоэль Шнайдер в интервью изданию Scientific American также напоминает, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит средний результат.

Исследовательские центры используют более совершенные системы, выдающие не только средний балл, но и очень подробную статистику. Одну из таких программ под названием Compositator разработал сам Шнайдер, хотя признаёт, что и она далека от нужной точности, а умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным или даже низким IQ - далеко не исключение. В своём блоге, во многом посвящённом как раз измерению IQ, Шнайдер отмечает, что общественный интерес к тестам на коэффициент интеллекта и их результатам падает: их уже не воспринимают слишком серьёзно. Это особенно заметно по американским работодателям: в 50-е годы, когда измерение IQ стало популярным, крупные компании хотели брать на работу только людей с высоким баллом и даже устраивали тесты прямо на собеседовании, но к 2000-м от такой практики почти полностью отказались.

Наконец, ещё одна важная проблема тестов на IQ - строгая привязка ко времени. Известно, например, что Альберт Эйнштейн думал чрезвычайно медленно и не укладывался в отведённые сроки на экзаменах, но едва ли кто-то будет сомневаться в уровне его интеллектуальных способностей.


Важен ли высокий IQ

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении - пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.

Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Тест IQ может быть использован по многим причинам. Он позволяет определить свой уровень способностей к обучению, пониманию, формированию понятий, использованиюинформации, применению логики и разума, по сравнению с населением. Он о многом говорит и может повлиять на характеры не являющиеся нормой в обществе, будь они межличностные, такие как изоляция, отторжение и отстранение, или интеллектуальные, такие как легкость или трудность в выполнении интеллектуальной деятельности. С другой стороны, он может также объяснить успехи, достигнутые отдельными лицами более простым способом, чем другими людьми.

Эффективность этого теста

Тест IQ предлагаемый нами был разработан исследовательской группой специалистов в области психологии. Он используется по всему миру миллионами пользователей и каждый день появляются новые. Статистические данные, установленные на основе общих результатов позволяют проверить его надежность по отношению к IQ шкалам представленным кривой Гаусса.

Сверходаренный

Люди с очень высокими уровнем IQ, по сравнению со средним (> 130), называемые также «сверходаренными», имеют, как правило, больше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем другие. Наиболее известными характеристиками сверходаренного являются:

  • Любопытство и жажда знаний: Они задают много вопросов и способны приобретать знания самостоятельно.
  • Самоусовершенствование, потребность делать что-то с точностью и на отлично.
  • Страх перед самим собой, перед своими возможностями, последствия переполняющих его мыслей и эмоций.
  • Интерес, который становится навязчивым в определенных темах.
  • Гиперчувствительность часто невидимая снаружи.
  • Продолжительная концентрация внимания и сосредоточенности.
  • Метакогнитивное осознание: Они умеют определять и использовать планы, концепции и стратегии для решения проблем.

Умственная неполноценность

Люди с очень низким уровнем IQ (

Наша статистика

Мы сопровождаем каждый результат IQ индивидуальной статистикой, согласно которой кандидаты занимают место на основании нескольких параметров (населения, возраста, уровня образования, области знания).

Многие из нас слышали о тесте на IQ, который показывает уровень интеллекта человека. Однако большинство практически ничего о нем не знают. Перед тем как приняться за прохождение теста, надо обязательно узнать, какой должен быть IQ у нормального человека.

Общая информация

Аббревиатура IQ расшифровывается как что можно перевести как «количество интеллекта». В русскоговорящей языковой среде чаще употребляется устоявшееся выражение «коэффициент интеллекта». Однако считается, что, для того чтобы результаты были максимально правдивыми, и им действительно можно было доверять, стоит брать во внимание не только результаты самого теста. Нужно учитывать еще такие факторы как возраст и пол.

Многие также считают, что результаты этого теста скорее показывают склонности человека к конкретному типу заданий, а не действительные интеллектуальные способности. Поэтому к нему можно подготовиться, решая задачки, которые напоминают представленные в заданиях.

История

Попытки изучения IQ нормального человека начались еще в 30-х годах прошлого века. Исследователи принимали ряд попыток, чтобы определить коэффициент интеллекта посредством различных экспериментов. Ученые пытались найти закономерность, которая бы связывала процессы центральной нервной системы, характеристики реакции и умственные способности, учитывали даже размер и вес головного мозга. Кроме этого, они изучали взаимосвязь коэффициента интеллекта родителей и детей, его отношение к социальному происхождению, возрасту и так далее.

IQ-тест сегодня

В настоящее время принято считать, что коэффициент умственного интеллекта зависит от множества факторов, по большей части от наследственности. Однако уровень IQ нормального человека можно увеличить, решая различные задачи и тесты. Кроме того, в современном мире не столько интеллект является источником успеха, сколько мотивация и настойчивость. Важную роль играют также индивидуальность, решительность и честолюбие. Тем не менее, именно высокий уровень интеллекта способен помочь при решении сложных жизненных обстоятельств и способствовать более выигрышным условиям.

Несмотря на то что первые тесты создавались исключительно с лексическими упражнениями, на сегодняшний день в них используется множество разнообразных заданий. Среди которых упражнения на счет, логические ряды, умение найти недостающую геометрическую фигуру, умение распознать фрагмент, запомнить факты, техчертежи и определить недостающую букву.

Сколько IQ у нормального человека

Средний уровень интеллекта человека колеблется в промежутке от 100 до 120 единиц, что составляет около половины верно решенных задач. Человек, который справится со всеми заданиями, получает 200 баллов. Кроме уровня интеллекта, тест определяет и другие показатели, он помогает выявить образ мышления человека, который его проходит. Определив категорию, в которой испытуемый обладает самым маленьким уровнем способностей, можно помочь ему выявить пробелы в его способностях, потренироваться с разными видами заданий и поднять коэффициент интеллекта.

Первые тесты

Впервые о коэффициенте интеллекта заговорил В. Штерн, который считал определение уровня умений по шкале Бине неверным, поскольку он обладал серьезным недостатком, касающимся возраста. Ученый предложил определять деля умственный возраст на хронологический. IQ-тест нормального человека демонстрирует количественную оценку способностей индивида по отношению к среднестатистическому представителю того же возраста.

Средние показатели

По праву считается, что тест на IQ показывает не уровень эрудированности человека, а лишь оценку общих показателей. Они разработаны специально для того, чтобы получить распределение результатов со средним показателем. IQ нормального человека может варьироваться, однако существуют обычные показатели. Так, около половины людей, прошедших тест, показывают результат равный от 90 до 100 пунктов, четверть - ниже 90, а другая четверть - выше 110 единиц. Средний показатель выпускников американских вузов составляет 115 пунктов, отличников - от 135 до 140. Уровень IQ, который меньше 70 пунктов, обычно считается признаком умственной отсталости.

Вывод

IQ-тест показывают человека, но не следует считать, что они каким-либо образом показывают уровень эрудированности. Они лишь помогают понять, в какой области и в каком направлении человеку необходимо развиваться.

Считается, что уровень IQ нормального человека варьируется в пределах от 90 до 120 условных единиц. Чаще всего для определения коэффициента интеллекта используется тест Айзенка. Однако не стоит забывать, что самыми верными будут результаты, полученные при самом первом прохождении теста, а все последующие попытки будут лишь их искажать.