Нефтегазовая отрасль россии в цифрах и фактах. Увеличивается или уменьшается зависимость России от нефти? Какой процент бюджета составляет нефть и газ

Прошлый год оказался самым малоприносящим от продажи нефти и газа — всего лишь 35,9% от общих доходов. Если за январь-февраль 2016 г. в бюджет страны от сырья поступило 687,7 млрд рублей, то за аналогичный период 2017 г. уже 1 трлн рублей, что на 20% ниже, чем в 2014 г., но на 4% больше 2013 г.

Отрадно то, что ненефтегазовые доходы росли несмотря на мировую конъюнктуру рынка сырья. В прошлом году из 13,5 трлн рублей на них пришлось 8,6 трлн рублей — наилучший показатель за современную историю. Только благодаря им общим доходам бюджета России удалось удержаться выше отметки в 13 трлн рублей.

Однако стоит нефтяным ценам пойти выше, как доля нефтегазовых доходов начнет расти. Так как наша страна существенно увеличила добычу «черного золота», то даже если его котировки доберутся до отметки в 65 долларов за баррель, нефтегазовые поступления в бюджет перекроют ненефтегазовые.

Что касается расходной части бюджета, то существенный рост произошел в затратах на социальную политику и национальную оборону — по 412 и 73 млрд рублей соответственно. А вот расходы на здравоохранение упали аж в 2 раза на 30 млрд рублей.

Резюме

Рост нефтегазовых доходов, на наш взгляд, существенно ограничен в ближайшие годы, и это вызвано не только низкими ценами на нефть, но еще и . Поэтому, скорее всего, их доля со временем будет все меньше и меньше.

Может быть интересно:

Так, согласно данным Росстата, в начале 2018 года нефтегазовая продукция составила 50,7% общероссийского экспорта, что в денежном выражении превышает 200 миллиардов долларов. Однако по заявлениям официальных представителей Правительства России и топ-менеджмента главных нефтегазовых компаний ни о какой зависимости уже не идет и речи, а Россия «слезла с нефтяной иглы» уже достаточно давно. В тоже время, колебания курса рубля вследствие антироссийских санкций и обвала мировой цены на нефть заставляют усомниться в данном утверждении. В этой статье мы попробуем разобраться, насколько сильна взаимозависимость бюджета Российской Федерации и мировых цен на нефть и насколько реально в ближайшем будущем нам отойти от имиджа «сырьевой экономики».

Почему быть «нефтяной страной» не всегда хорошо

Россия является одной из крупнейших стран-поставщиков нефти в мире, наряду со странами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран. Поскольку нефть все еще является основным видом топлива — спрос на нее есть всегда, что ставит Россию в выгодное положение. Однако так ли хорошо быть страной — сырьевым поставщиком? Конечно, нет. Ведь сырьевая ориентированность в экономике делает страну крайне зависимой от внешней торговли, внешнеполитической обстановки и ряда прочих факторов. Пример Ирана это еще более подтверждает, поскольку он также является достаточно крупным нефтяным экспортером. Как и подобает стране с огромными запасами нефти, иранская экономика ориентирована на ее экспорт. Однако после эскалации конфликта Ирана с США с последующим введением против него экономических санкций и нефтяного эмбарго, иранская экономика оказалась в крайне тяжелом положении. Следовательно, обретение Россией «сырьевой независимости» крайне актуально в сложившейся международной обстановке.

Корреляция бюджета РФ от углеводородов

Согласно нынешнему законодательству, более 98% налогов за пользование энергетическими ресурсами и все доходы от внешней торговли нефтепродуктами идут в Федеральный бюджет России и составляют существенную его часть. Так, в бюджете РФ 2015-го года доходы от добычи полезных ископаемых составили 17,26% всех доходов бюджета. Доходы от нефтяных таможенных пошлин — 26,11%. Суммировав эти показатели получаем, что 43,37% поступлений в Федеральный бюджет обеспечивают углеводороды. Для сравнения, в 2008-м году доля доходов от экспорта нефтепродуктов достигала 65% от общего российского экспорта.

Что же касается курса рубля, то его зависимость от котировок мировых цен на нефть тоже не является большой тайной. Так, согласно расчетам РБК, корреляция российской валюты и цены на нефть в 2015-м году составила 88%, а значит практически в 90% случаев колебаний рубля виноваты изменения цен на нефть. Соответственно, падение цен на нефть приводит к падению рубля при условии отсутствия грамотной кредитно-денежной политики государства. При чем это характерно и для остальных стран-поставщиков энергетических ресурсов. Также стоит учитывать политический аспект данного вопроса, ведь наиболее крупным импортером российской нефти и газа является Европейский союз, а российско-европейские отношения сейчас трудно назвать «партнерскими». К тому же введение Европой санкций против России оказало еще большее влияние на падение рубля.

Но несмотря на все еще высокий уровень зависимости нашей страны от экспорта энергоресурсов, их доля в ВВП с каждым годом сокращается. Так, в ВВП России 2016-го года добыча и обработка полезных ископаемых составляла 23,3%, в то время как в 2012-м этот показатель был 26,1%. Касательно добычи нефти Россия находится практически на одном уровне с Соединенными Штатами — самой развитой и крупной мировой экономикой. Согласно статистике корпорации BP — одного из крупнейших мировых игроков в энергетическом секторе, в 2016-м году было добыто 554,3 миллиона тонн российской нефти, в то время как добыча нефти в США была практически на том же уровне — 543 миллиона.

Таким образом, нельзя утверждать, что Россия полностью зависит от нефтепродуктов и падение их цены способно парализовать российскую экономику. Зависимость России от экспорта углеводородов все еще присутствует, как и у других стран с существенными запасами нефти.

В некоторых стратегически важных отраслях. Рыночные реформы периода обретения независимости помогли приватизировать большую часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий, за исключением энергетических и военных. ВВП России во многом зависит от доходов от углеводородов, включая нефть и газ. Они составляют около 10 % валового продукта, 50 % федерального бюджета и 70 % объема экспорта. Теневой сектор экономики является вторым по размеру среди других стран. Доля России в ВВП мира составляет около 3 %.

Общая информация

ВВП России в текущих ценах в 2014 году - 70975,8 млрд рублей. Это всего на 0,6 % больше, чем в прошлом 2013-ом. По данным Госкомстата ВВП России на душу населения - 485,8 тыс. рублей. Структура ВВП России по основным секторам выглядит следующим образом: сельское хозяйство - 4 %, промышленность - 36,3 %, услуги - 59,7 %. Госкомстат также изучает проценты первичных доходов в валовом внутреннем продукте. Оплата труда работников по найму составляет 52,0 %, чистые налоги - 15,7 %, общая прибыль экономики - 32,3 %. В 2015 году ожидается отрицательный прирост показателя на уровне -5 %. По данным МВФ на апрель текущего года номинальный ВВП страны - 1,175 трлн долларов США, по паритету покупательной способности - 3,458.

Структура ВВП России

Наибольшая добавленная стоимость создается в категории «Оптовая и розничная торговля", а также "Ремонт» - 17,2 % от общего объема ВВП в 2014 году. Вклад других категорий в порядке убывания выглядит следующим образом:

  • Обрабатывающая промышленность - 15,6 %.
  • Аренда, услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности - 12,3 %.
  • Добыча полезных ископаемых - 10,1 %.
  • Транспортные услуги и связь - 8,7 %.
  • Социальное страхование - 6,6 %.
  • Строительные услуги - 6,5 %.
  • Финансовая деятельность - 5,4 %.
  • Здравоохранение и другие социальные услуги - 4,2 %.
  • Сельское и лесное хозяйство, охота - 4,0 %.
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,4 %.
  • Образование - 3 %.
  • Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги - 1,8 %.
  • Гостиничный и ресторанный бизнес - 1,0 %.
  • Рыболовство - 0,2 %.

Доля нефти в ВВП России, если рассмотреть структуру добычи полезных ископаемых, составляет менее 10 %.

Мировой и отечественный рынок углеводородов

РФ входит в десятку стран, которые добывают больше всего нефти. Ее доля на мировом рынке составляет около 8 %. За последнее десятилетие добыча увеличилась в четыре раза. Минимальная цена на топливо была зарегистрирована в 1998 году - 9 долларов за баррель, максимальная в 2014-ом - 115. Потенциал отечественного топливно-энергетического комплекса является одним из самых больших в мире. Россия занимает 13 % территории земного шара, на которой проживают 3 % населения. В недрах страны сосредоточено 13 % запасов нефти и 34 % - природного газа. Наличие такого количества природных ресурсов - это в первую очередь преимущество, а не недостаток. Но в неумелых руках развитая нефтегазовая отрасль превращается из «локомотива» экономики, который способствует повышению благосостояния населения, в «иглу», которая выкачивает последние силы из национального хозяйства.

Доля нефти в ВВП России

Многие экономические аналитики спорят о зависимости РФ от «нефтяной иглы». Противники такого заявления приводят в качестве аргумента долю нефти в валовом внутреннем продукте. Всего 9 % позволяют говорить о том, что отечественная экономика практически не зависит от продажи углеводородов. Но почему же в таком случае все антикризисные программы направлены на снижение зависимости от нефти? Все дело в том, что бюджет страны и ВВП - это совсем не равнозначные понятия. Однако текущее падение валового продукта на 4,6 % многие эксперты связывают не с экономическими санкциями в результате геополитического противостояния между Россией и Западом, а как раз с падением цены на нефть. При этом большинство факторов, влияющих на ухудшение конъюнктуры, - внешние, поэтому правительство не может их изменить. Пока углеводороды не подорожают, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, а ВВП России вырастет.

РФ и падение цены на нефть

По данным Министерства финансов, с января по июнь 2015 года в бюджет поступили доходы в размере 6,6 трлн рублей. Большую половину этой суммы составляют налоги. Следует отметить, что с 1 января нагрузка на нефтянников сместилась с таможенных пошлин к сбору на добычу полезных ископаемых. Он стал основным налогом. Экспортные пошлины на нефть в течение следующих трех лет будут снижены в 1,7 раза, как и акцизы. Получается, что в первом полугодии большую половину федерального бюджета обеспечил нефтегазовый сектор (3,7 трлн рублей). И все это в ситуации, когда топливо подешевело практически в два раза. В зависимости от методики расчета зависимость федерального бюджета от нефти может доходить до 55 %. Правительство разрабатывает различные программы развития экономики. Одна из целей большинства из них - снижение зависимости от нефтяного сектора. Планируется, что к 2020 году доходы от продажи топлива в федеральном бюджете будут составлять 35 %.

Сопоставление российских и мировых показателей

В 2014 году экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой, если брать ВВП в текущих ценах. По прогнозу МВФ, к концу 2015-го она может стать девятнадцатой из-за девальвации рубля. В последние десять лет экспорт энергопродуктов был основным фактором улучшения жизненных стандартов. На сегодняшний день именно падение цен на нефть является причиной почти пятипроцентного падения в первом полугодии ВВП России, а экономические санкции не позволяют переориентировать экономику.

Мнения о степени зависимости российской экономики от экспорта углеводородов сильно расходятся. Это объясняется тем, что подобные суждения часто имеют скрытый политический подтекст. Одни утверждают, что благосостояние страны практически полностью основано на доходах от продажи нефти и газа. Другие настаивают на том, что российская экономика достаточно диверсифицирована, поэтому экспорт углеводородов не играет критической роли в поддержании её стабильности. Разные методики определения структуры бюджета дают противоречивую информацию о том, какую долю в нём составляют доходы, полученные от

Сырьевая экономика

Некоторые страны, богатые полезными ископаемыми, предпочитают идти лёгким путём и сосредотачиваются на развитии добывающей индустрии. Такая экономическая политика вызывает неоднозначное отношение. Стандартные упрёки в адрес государств с так называемой сырьевой экономикой сводятся к тому, что вместо инвестирования в высокотехнологичное производство они делают ставку на природные ресурсы, которые в обозримом будущем могут быть исчерпаны.

Важность инноваций и модернизации промышленности не вызывает никаких сомнений. Однако стоит задаться вопросом, насколько следует доверять предсказаниям об истощении мировых запасов полезных ископаемых. В первую очередь это относится к углеводородам, без которых немыслима современная цивилизация.

Мировые запасы чёрного золота

Около 60 лет назад широкую известность получила теория нефтяного пика. Она утверждала, что в начале 21 века человечество столкнётся с глобальным дефицитом чёрного золота. Это предсказание не сбылось, поскольку исследования, лежавшие в его основе, не учитывали изобретения новых методов добычи.

Неудачный прогноз поставил под сомнение возможность вычисления времени всемирного углеводородного пика. С уверенностью можно сказать только то, что когда-нибудь запасы нефти будут исчерпаны, поскольку она является Доклад, опубликованный Международным агентством по энергетике, содержит следующий вывод: глобальные резервы чёрного золота велики, но не вечны.

Роль экспорта углеводородов

Чтобы понять, действительно ли отечественная экономика находится в безнадёжной зависимости от ежесекундно меняющихся котировок мировых бирж, необходимо объективно оценить долю нефти в бюджете России. Сравнительный анализ структуры доходов стран, числящихся в списке главных на планете поставщиков энергоносителей, поможет создать наиболее приближенную к реальности картину.

Если взять в качестве критерия не долю нефти в бюджете России, а количество экспортированных баррелей на душу населения, то выяснится, что в этом рейтинге первые строчки занимают такие государства, как Катар, Кувейт, и Норвегия. РФ по данному показателю стоит на 22-м месте.

Чтобы сравнить процент нефти в с аналогичным значением в других богатых углеводородами странах, необходимо выбрать наиболее объективную методику подсчёта. Некоторые утверждают, что энергетический сектор даёт около половины доходов страны. Эта цифра основана на официальных данных, но не отражает реального положения дел. Когда речь идёт о доходах от нефти в бюджете России, следует принимать во внимание его сложную структуру. Кроме того, есть определённые тонкости в терминологии, которую использует Министерство финансов в своих отчётах.

Консолидированный доход

Реалистичная оценка степени зависимости бюджета России от нефти должна основываться на исчерпывающей информации. Только с учётом консолидированного дохода государства можно определить, какую роль в экономике играет экспорт энергоносителей. По официальным сообщениям, вклад углеводородной отрасли составляет около 20% налоговых поступлений. Эта цифра сильно расходится с утверждениями о том, что доля нефти в бюджете России достигает 50%. Причина данного противоречия заключается в особенностях финансовой системы страны.

Федеральный бюджет, доля нефти в котором действительно доходит до 50%, не может служить показателем общего объёма доходов государства. Он не включает в себя страховые взносы, а также значительную часть налогов корпораций и физических лиц. В консолидированном доходе РФ, отражающем реальную экономическую ситуацию, доля экспорта углеводородов примерно в два раза ниже, чем в федеральном бюджете.

Обвал цен на энергоносители

Последствия произошедшего в 2014 году катастрофического падения стоимости чёрного золота демонстрируют на практике степень влияния сырьевого сектора на общее благосостояние страны. Они подтверждают, что доля нефти в бюджете России играет важную, но не критическую роль. Наступление периода низких цен на углеводороды привело к обвалу курса национальной валюты, однако основные показатели отечественной экономики выглядят вполне приемлемо.

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Институт экономики роста им. Столыпина П. А. совместно с Институтом народнохозяйственного планирования РАН представил новое исследование "Зависимость российской экономики и бюджета от нефти" (есть в распоряжении ТАСС). Эксперты сделали вывод, что влияние цены на нефть на российскую экономику снова возрастает, вопреки официальной точке зрения правительства РФ.

"Правительство в последнее время часто говорит, что наша экономика стала меньше зависеть от нефти. Но это не так. Действительно, в 2015-2016 годах, когда нефть упала в цене, доля доходов от ее продажи как в ВВП, так и в бюджетной системе сократилась. Но с прошлого года значимость нефтегазовых доходов в экономике снова растет. В конце 2015 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете упала до 30%. А потом снова начала расти, и к концу 2017 года снова дошла до 40%", - прокомментировал для ТАСС данные исследования председатель наблюдательного совета Института экономики роста, бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Согласно исследованию, в прошлом году увеличение доходов всей бюджетной системы на 36% было обеспечен приростом нефтегазовой составляющей. Для отдельно взятого федерального бюджета этот показатель превысил 70%. "То есть с этой точки зрения бюджет у нас сегодня зависит от внешнеэкономических условий даже сильнее, чем в 2013-2016 годах", - отмечают эксперты.

По данным, приведенным в исследовании, в 2016 году экспорт углеводородов составлял 12% ВВП, а в 2017 году - уже 12,5%. На сектор добычи полезных ископаемых и нефтепереработки приходится более 60% всех поступлений от экспорта (с января по сентябрь 2017 года показатель увеличился с 60,2% до 62,4%), более трети сальдированного финансового результата в экономике.

Важно, по мнению исследователей, и то, что резко возросла значимость сектора добычи полезных ископаемых в общей динамике промышленного производства. Вместе с сектором нефтепереработки на этот сегмент экономики пришлось свыше 70% от итогового роста промышленного производства в 2017 году. Это самая высокая доля за последние пять лет.

"Стоило сейчас ценам на нефть укрепиться, как сразу интерес к долгосрочным стратегиям начинает падать. Это может привести к печальным последствиям, так как инерционный сценарий развития не сможет обеспечить рост ВВП темпами более 1,5% в год. А это угроза экономического отставания страны. В определенный момент у государства просто не будет хватать денег на растущие расходы по социальным программам", - полагает Титов.

Позиция Минфина

Министр финансов Антон Силуанов неоднократно заявлял, что Минфин наблюдает снижение зависимости бюджета от колебания нефтяных цен. Бюджет РФ в 2018 году будет балансироваться при цене на нефть $55 за баррель, сообщал ранее замминистра финансов Владимир Колычев. Для сравнения, еще в 2013-2014 годах для этого требовалась цена в районе $95-105 за баррель, также стоит задача сбалансировать бюджет в 2019 году при цене нефти на уровне $40-45 за баррель.

Избавиться от "нефтяной зависимости", считают в Минфине, поможет новое бюджетное правило. Бюджетное правило - механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Целью правила является снижение зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Суть правила состоит в том, чтобы перечислять в суверенный фонд - Фонд национального благосостояния - дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае превышения фактической цены нефти над прогнозной.