Мотивы деятельности, их виды и характеристика. Понятие мотивации в психологии

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементар­ные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений практически ограничена обменом вещест­вами с окружающей средой. Активность животных включает эле­ментарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, харак­терных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид актив­ности человека, направленный на познание и творческое преобразо­вание окружающего мира, включая самого себя и условия своего су­ществования. В деятельности человек создает предметы материаль­ной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие про­дуктивного, творческого характера своей деятельности человек соз­дал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребле­ния, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобра­зовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за послед­ние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей живот­ные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжа­ется в творениях, она носит продуктивный, а не только потребитель­ский характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у жи­вотных,-умениями и навыками, приобретенными в результате со­знательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески поль­зоваться предметами домашнего обихода, различ­ными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная дея­тельность, которая отличается от естественной активности живот­ных.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие основные характеристи­ки: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обыч­но выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя­занные с практическим выполнением деятельности.

ЕГЭ 2018 Обществознание Задание 20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом_______(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования_______(В), социальной группы, общества в целом.

_______(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _______(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _______(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.


В данной ниже форме приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Выберите напротив каждой буквы нужное слово.

Все живые существа способны проявлять активность, то есть способны самостоятельно реагировать, превращая или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром. Активность является всеобщей характеристикой живого, имеет своеобразное проявление и получила название "деятельность". Деятельность человека - достаточно сложное явление, которое является объектом изучения многих наук. Специфика психологического подхода к изучению деятельности заключается в анализе деятельности отдельного человека, хотя в последнее время о " Объектом психологического исследования является совместная или групповая деятельность.

Известный ученый А.Н.Леонтьев считает, что главной Конституируя характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет имеет два проявления: во-первых, в своем независимом существовании как таковой, что подчиняет и превращает деятельность субъекта; во-вторых, как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, осуществляется в результате деятельности субъекта.

Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид - с другими людьми.

Индивидуальная деятельность является составной частью деятельности общества, вне общественными отношениями индивидуальная деятельность не может существовать. Поэтому анализ индивидуальной деятельности целесообразно начать с изучения ее функций в системе общественной жизни. Главным при таком анализе является изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, которые складываются в данном обществе, на данном этапе исторического развития.

Общественные отношения не являются чем-то внешним по отношению индивида и его деятельности. Она является одной из главных форм реализации общественных отношений. Виды деятельности определяются уровнем развития производительных сил общества и системой общественных отношений. В деятельности индивид выступает как общественное существо.

А.Н. Леонтьев считает, что деятельность - это реальная связь субъекта с объектом, к которому обязательно включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее процессе у индивида возникают те или иные эмоции, оказываются волевые качества, формируются установки, отношение и т. Иными словами, в деятельности формируется, развивается, оказывается вся система психических процессов, состояний и свойств индивида.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства.

Источником активности индивида является его потребности, то есть состояния индивида, которые показывают его зависимость от конкретных условий существования. Человеческие потребности являются следствием развития производственной культуры, в отличие от мира животных, где удовлетворения потребностей непосредственно связано с определенной естественной вещью как стимулом активности животного (еда, нора, индивидуум противоположного пола и т.д.). Животные потребности называют органическими, человеческие же потребности опосредованные предметной деятельностью: не самая потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения определяют формы поведения.

Потребности можно разделить по происхождению и предметом. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (еда, сон, защита от холода и т.д.). Недовольство естественных потребностей приводит к гибели человека или его вырождения. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, которые служат для удовлетворения определенной естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Недовольство культурных потребностей не приводит к физической гибели человека, но приводит к социальной деградации.

По характеру предмета потребности могут разделяться на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилье и т.п.), и духовные, в которых проявляется зависимость от продуктов общественного сознания (потребность в общении, видеть прекрасное и т.п.). Все потребности тесно связаны между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть материальной по предмету, культурной по происхождению, материальной или духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности. Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, с помощью которого можно удовлетворить данную потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения. Мотивом называется то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Немотивированной и нецеленаправленное деятельности не существует, поэтому понятием мотива и цели отводится в психологическом анализе деятельности важное место. Мотив и цель определяют направление деятельности и величину усилий, которые прилагает субъект для ее выполнения. Это способствует организации всей системы психических процессов и состояний, которые формируются и развиваются в ходе деятельности. Мотивами могут выступать потребности, чувства, мысли и другие психические образования.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени нем способствуют). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания, жилья, одежды и т.д.). Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности, например, игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, которые удовлетворяют естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы являются основой тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности чаще всего определяется ее доминирующим мотивом (доминирующим том, что любая человеческая деятельность полимотивирована, то есть побуждается несколькими различными мотивами).

Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, непосредственная причина его поведения. В общем плане мотив - это отражение потребности, действует как объективная закономерность и выступает как объективная необходимость.

Для поведения человека характерна динамичность: с изменением обстоятельств могут меняться и мотивы поведения, и средства, необходимые для достижения цели. Мотивы в ходе деятельности могут проходить следующие этапы: 1) этап осознания побуждения (мотивационное побуждение осознается и начинает выполнять направляющую функцию, отсутствие этапа ведет к слепому поиска, импульсивного поведения) 2) этап принятия мотива (преобразования осознанного побуждения в личностный мотив, происходит соотношение и включение побуждение к иерархии субъективно-личностных ценностей); 3) этап реализации мотива (происходит насыщение мотива содержанием; невозможность реализации мотива приводит к фрустрации побуждения) 4) этап закрепления мотива (многократное повторение ведет к превращению мотива в черту характера, если же закрепления мотива не происходит, то формируется нецильнисть характера, возникает ощущение социально-ролевой неадекватности) 5) этап актуализации побуждения (закрепления в чертах характера, начало нового цикла формирования мотивационных образований) (А. Файзуллаева).

Мотив тесно связан с деятельностью, но не определяет ее конкретных характеристик. То, какой именно будет деятельность, определяется целью. На почве одного мотива могут формироваться разные цели деятельности. Мотив относится к потребности, которая побуждает к деятельности, цель-к предмету, на который направлена деятельность и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукт.

Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата, что определяет характер и способы действий человека. Цель является феноменом прогностического отражение и формируется самим индивидом.

Целью деятельности выступает ее продукт. Он может быть реальным физическим предметом, создается человеком, определенные знания, умения и навыки, которые приобретаются в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, которые имеют одну и ту же цель (конечный результат), могут спонукатися и поддерживаться различными мотивами. Наоборот, основой различных видов деятельности с различными конечными целями могут быть одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и получить высокооплачиваемую работу), социальных (показать осведомленность в кругу значимых людей, достичь их хорошего отношения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения вести себя могут в конце концов преследовать одну и ту же цель: достичь чьего признания.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является любая информация, предметом учебной деятельности знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Общественно значимый мотив влияет на результат деятельности. В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоения.

Существует несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или проще с целью удержать успех, или же игнорировать неуспех и выбрать еще более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при решении задачи, овладеть приемами выполнения простых видов деятельности и постепенно переходить к более сложным задач. Неудача в деле, значимой для человека, может вызвать угнетенное состояние. В зависимости от черт характера человека неприятные переживания могут вызвать или отказ от дальнейшей деятельности в данной сфере, или настойчивый анализ причин неуспеха и новые попытки выполнить задание.

Уровень притязаний - это оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонично сложившейся личности уровень притязаний соответствует возможностям выполнения деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченной возможности их реализации возникает конфликт личности с группой или с самим собой.

Другим аспектом изучения деятельности является динамика сенсомоторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других процессов в реальной деятельности субъекта. Вышеупомянутый вектор цель - мотив является регулятором деятельности, определенным образом организует психические процессы, определяет избирательность восприятия, особенности внимания, запоминания, сохранения и воспроизведения информации и т. Существует взаимосвязь между внутренним планом и внешним проявлением деятельности. Процесс формирования внутреннего плана деятельности происходит постепенно и связан с переходом от внешней реального действия к внутренней идеальной и называется интериоризацией. Схематически это выглядит так: сначала человек выполняет определенные действия с предметом эти действия являются внешними, затем они интериоризируются и становятся внутренними, или психическими действиями. При этом происходит свертывание действий, их редукция и видоизменение. Примером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки, перекладывая их внешним, практическим способом. Затем она переходит к счету без перекладывания палочек, только видя их перед собой. Наступает время, когда палочки становятся ненужными, поскольку счет превращается в умственное действие с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Благодаря интериоризации человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения.

Таким образом, в деятельности человека тесно связаны внешний (физический) и внутренний (психический) стороны. Внешняя сторона-движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир-определяется и регулируется внутренней (психической) деятельности. При этом внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как Экстериоризация внутренней психической деятельности, поскольку человек в деятельности реализует ее идеально представлен план.

Развертывание структур во внутреннем плане имеет такую последовательность: потребность - мотив - цель - задачи. Во внешнем плане деятельность имеет другую последовательность: деятельность-действие-операция - движение. Два плана - внешний и внутренний - тесно взаимосвязаны между собой: внешнее воздействие опосредуется внутренними процессами, а внутренний процесс так или иначе оказывается снаружи.

Жизнь во всех своих формах связана с движением, и, по мере её развития, двигательная активность приобретает всё более совершенные формы. Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Благодаря продуктивному, творческому характеру деятельности, человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассмотрим структуру деятельности в виде следующей схемы.

деятельность

МОТИВЫ- то, что человека побуждает к деятельности

ДЕЙСТВИЯ –относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу

ЦЕЛИ- то, на что направлена непосредственно деятельность

ДЕЙСТВИЕ

Моторные

(двигательные)

Центральные

(мыслительные)

Сенсорные

(чувствительные)

Исполнение

Регулирование

Ориентировка

Контроль

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает потребность человека, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми разнообразными:

    органическими;

    функциональными;

    материальными;

    социальными;

    духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (производство продуктов питания, жилища, одежды и т.д.).

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности (занятия спортом).

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности человека определяется по ее доминирующему мотиву (поскольку всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт, причем мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие. Действием называют часть деятельности, имеющую самостоятельную, осознанную человеком цель.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:

    сенсорные - действия по восприятию объекта;

    моторные – двигательные действия;

    волевые – действия, связанные с проявлением волевых усилий;

    мыслительные ;

    мнемические – действия памяти;

    внешние предметные – действия направлены на изменение состояния или свойств внешнего мира;

    умственные – действия, выполняемые во внутреннем плане сознания.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией . При возникновении каких – либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Рассматривая проблему деятельности человека, выделяют:

    сенсомоторные процессы;

    идеомоторные процессы;

    эмоционально-моторные процессы.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта:

1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом. Субъектом деятельности должна быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объект - ??? то, на что направлена деятельность. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Цель деятельности

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Под целью понимается ожидаемый результат действия, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно -- осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Рис. 2

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.


В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив -- это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.

Стимул -- это объективное явление, действующее на человекa, и вызывающее ответную реакцию. Самое существенное то, что мотив -- отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Хотя деятельность -- это функции человека в целом: и как личности, и как организма, -- ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение -- как объективизация их психики. Деятельность же -- это объективизация сознания.

Методы и средства достижения цели

Способ или метод достижения цели - это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам. Средства должны соответствовать целям в двух смыслах.

Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность

Процесс достижения цели

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864--1920) в зависимости от мотивов действий):

  • 1) Целенаправленное действие - характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.
  • 2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
  • 3) Аффективное (от лат. af f ectus -- душевное волнение) действие - обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.
  • 4) Традиционное действие - основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Результат деятельности

Результат -- это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда -- товары, результатом научной деятельности -- идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.