Геральдика российской федерации. Правила изображения герба российской федерации

Это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.

Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью.

Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

Краткое описание и значение символов герба России

Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Существует множество икон и картин, иллюстрирующих эту легенду. Это самое узнаваемое изображение святого. На эмблеме он представлен как серебряный всадник на серебряном коне, одетый в синий плащ. Чудовище под копытами лошади черного цвета.

Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации

Сегодня геральдика является вспомогательной отраслью исторической науки. Эмблемы стран наравне с летописями и хрониками представляют собой важнейшие исторические свидетельства.

В западной Европе во времена рыцарства, каждая знатная семья имела символ, наследуемый из поколения в поколение. Он присутствовал на знаменах и был знаком отличия, по которому представителя рода узнала как на поле боя, так и на пиру. В нашей стране эта традиция не получила развития. В битву русские войны несли с собой вышитые изображения великомучеников, Христа или Богородицы. Российский геральдический знак берёт свое начало от княжеских печатей.

Что означают главные элементы российского герба: Георгий Победоносец


На княжеских печатях были святые покровители правящих и надпись, указывающая на то, кому принадлежит символ власти. Позже на них и на монетах стало появляться символическое изображение главы. Обычно это был всадник, держащий в руке какое-то оружие. Это мог быть лук, меч или копье.

Изначально «ездец» (так назывался этот образ) не был знаком только лишь Московского княжества, но после объединения земель вокруг новой столицы в ХV веке стал официальным атрибутом московских государей. Он сменил льва, который побеждает змею.

Что изображено на государственном гербе России: двуглавый орел

Следует отметить, что это популярный символ, который используется в качестве основного не только РФ, но и Албанией, Сербией, Черногорией. История появления одного из главных элементов нашей эмблемы уходит корнями во времена шумеров. Там этом древнем царстве он олицетворял бога.

Со времен античности орёл считался солярным символом, связанным с духовным началом, освобождением от уз. Этот элемент герба России означает отвагу, гордость, стремление к победе, царственное происхождение и величие страны. В Средние века он был символом крещения и возрождения, а также Христа в его вознесении.

В Древнем Риме использовалось изображение чёрного орла, у которого была одна голова. Такую птицу и привезла в качестве родового изображения Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, на которой женился дед Ивана Грозного, Иван III, известный как Калита. В России история знаменитого двуглавого орла берет начало в периоде его правления. Вместе с женитьбой он получил право на этот символ как на государственную эмблему. Она подтверждала, что наша страна стала наследником Византии, начала претендовать на право быть мировой православной державой. Иван III получил титул царя всея Руси, правителя всего православного Востока.

Но во времена Ивана III официальной эмблемы в традиционном понимании по-прежнему не существовало. Птица красовалась на царской печати. Она сильно отличалась от современной и напоминала скорее птенца. Это символично, поскольку Русь в то время была молодой, неоперившейся страной. Крылья и клюв орла были закрыты, перья приглажены.

После победы над татаро-монгольским игом и освобождением страны из-под многовекового гнета крылья распахиваются, подчеркивая могущество и мощь русского государства. При Василии Иоановиче раскрывается и клюв, подчеркивая укрепление позиций страны. В это же время у орла появились языки, ставшие знаком того, что страна может постоять за себя. Именно в этот момент монах Филофей выдвигает теорию о Москве, как третьем Риме. Распущенные крылья появились гораздо позже, в первые годы правления династии Романовых. Они показывали соседним враждебным государствам, что Россия встрепенулась и воспряла ото сна.

Двуглавый орёл фигурировал и на государственной печати Ивана Грозного. Их было две, малая и большая. Первая прикреплялась к указу. С одной стороны на ней был всадник, а с другой птица. Царь заменил абстрактного всадника на определённого святого. Георгий Победоносец считался святым покровителем Москвы. Окончательно эта трактовка закрепится при Петре I. Вторая печать прикладывалась и вызывала необходимость совместить два государственных символа в один.

Так появился двуглавый орёл с изображенным на груди воином на коне. Иногда всадника заменялся единорогом, как личным знаком царя. Он также был православным символом, взятым из Псалтыри, как и любой геральдический знак. Как и герой, побеждающий змея, единорог означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу государства. Кроме того, это образ монашеской жизни, стремления к иночеству и уединению. Вероятно, поэтому Иван Грозный, высоко ценил этот символ и использовал его наравне с традиционным «ездоком».

Что означают элементы изображений на гербе России: три короны

Одна из них также появляется при Иване IV. Она находилась сверху и была украшена восьмиконечным крестом, как символом веры. Крест появлялся и раньше, между головами птицы.

Во времена Фёдора Иоановича, сына Ивана Грозного, который был очень религиозным правителем, это был символ страстей Христовых. Традиционно изображение креста на гербе России символизирует обретение страной церковной независимости, что совпало с правлением этого царя и утверждением патриаршества на Руси в 1589 году. В разные времена количество корон менялось.

При царе Алексее Михайловиче их стало три, правитель объяснил это тем, что тогда государство вобрало в себя три царства: Сибирское, Казанское и Астраханское. Появление трех корон также связывалось с православной традицией, и трактовалось как знак святой троицы.

В настоящий момент известно, что эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти (государственной, муниципальной и региональной), либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной).

Ещё одна версия выдвигает предположение, что три короны означают братство Украины, Белоруссии и России. Лентой короны были скреплены уже в 2000 году.

Что обозначает герб Российской Федерации: скипетр и держава

Они были добавлены в это же время, что и корона. В более ранних версиях птица могла держать факел, лавровый венок и даже молнию.

В настоящее время орёл, который держит меч и венок, есть на знамени. Появившиеся на изображении атрибуты олицетворяли самодержавие, абсолютную монархию, но и указывали на независимость государства. После революции 1917 эти элементы, как и короны, были удалены. Временное правительство посчитало их пережитком прошлого.

Семнадцать лет назад они были возвращены и теперь украшают современный государственный знак отличия. Ученые сходятся во мнениях, что в современных условиях эта символика герба России означает государственную власть и единство державы.

Что означал герб Российской Империи при Петре I

После прихода к власти первый русский император решил, что двуглавый орел должен не просто украшать те или иные официальные бумаги, но и стать полноправным символом страны. Он решил, что птица должна стать черной, по типу той, что была на знаменах Священной Римской Империи, наследником которой была Византия.

На крыльях были нарисованы знаки локальных крупных княжеств и царств, входящих в состав страны. Например, Киевского, Новгородского, Казанского. Одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Головным убором служила большая имперская корона, которая заменила собой царскую и намекала на специфику установившейся власти. Россия утверждала свою самостоятельность и свободу в правах. Пётр I выбрал такой вид короны за несколько лет до того, как провозгласил страну Империей, а себя императором.

На груди птицы появился орден Андрея Первозванного.

Вплоть до Николая I официальная эмблема страны сохраняла, установленный Петром I вид, подвергаясь лишь небольшим изменениям.

Значение цветов на гербе России

Цвет, как самый яркий и простой знак, является немаловажной частью любой символики, в том числе государственной.

В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет. Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти.

Обилие серебряного (плащ, копье, конь Георгия Победоносца) указывает на чистоту и благородство, стремление бороться за праведное дело и истину любой ценой.

Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита народом при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви не только к Родине, но и друг к другу, подчеркивает, что в России мирно сосуществуют множество братских народов.

Змей, которого убивает всадник, окрашен в чёрный цвет. Специалисты по геральдике сходятся во мнении, что этот символ на гербе Российской Федерации значит постоянство страны в испытаниях, а также память и скорбь о погибших.

Значение герба Российской Федерации

Рисунок современного государственного символа был выполнен питерским художником Евгением Ухналевым. Он оставил традиционные элементы, но создал новое изображение. То, что в окончательный вариант были включены знаки разных эпох, подчеркивает многолетнюю историю страны. Вид этого олицетворения государственной власти строго регламентирован и описан в соответствующих законах.

Щит выступает символом защиты земли. В настоящий момент значение герба РФ трактуется как слияние консерватизма и прогресса. Три ряда перьев на крыльях птицы отсылают к единству Доброты, Красоты и Истины. Скипетр стал знаком государственного суверенитета. Интересно то, что его украшает такой же двуглавый орел, сжимающий такой же скипетр и так до бесконечности.

Кратко можно сказать, что герб России символизирует вечность, означает единство всех народов РФ. Держава выступает эмблемой могущества и целостности.

Надеемся, наша статья помогла вам проникнуть в тайны государственной символики. Если вы интересуетесь историей не только своей страны, но своей семьи, то стоит ее узнать.

Наши специалисты имеют доступ к редким архивным документам, что позволяет:

  • Проверить подлинность данных.
  • Систематизировать полученную информацию.
  • Составить генеалогическое древо.
  • Помочь вести родословную.

Если вы хотите узнать, кто были ваши предки, чем они занимались и как жили, обращайтесь в «Российский Дом Родословия».

Любая страна мира имеет государственные символы, в которых заключается глубокий смысл. Герб России, как и флаг России, и гимн, – в числе главных символов страны. За долгую историю этих земель он не раз менялся, дополнялся, становился предметом жарких споров и дискуссий на всех уровнях политической и общественной жизни. Российский герб один из самых сложных среди гербов других стран.

Герб России – величие и красота

Современный российский символ представляет собой красивый геральдический щит, ярко-красного цвета, по форме четырехугольник с нижними закругленными краями. В центральной части герба страны размещается изображение двуглавого орла золотого цвета с широко раскрытыми и поднятыми вверх крыльями.

При этом головы птицы увенчаны малыми коронами, а сверху размещается третья, большего размера, короны соединены лентой. Сам орел держит в лапах символы власти: скипетр (в правой) и державу (в левой). На груди – еще один красный щит, на котором изображение всадника, одетого в синий плащ. У воина серебряный конь и такого же цвета копье, которым он поражает черного дракона.

Каждая деталь российского герба имеет то или иное символическое значение. Короны – это символ суверенитета Российской Федерации, как в целом страны, так и отдельных ее частей. Скипетр и держава выступают как символы государственной власти.

Сходство и отличия гербов России и Москвы

Всадника, изображенного на гербе России, часто именуют Георгием Победоносцем, путая с гербом Москвы, на котором действительно изображен этот исторический персонаж. Однако между двумя изображениями есть серьезные отличия:

  • На российском гербе всадник не имеет нимба, символа святости.
  • Конь на гербе России – на трех ногах, четвертой попирает дракона, в то время как на столичном гербе конь – на двух ногах.
  • Дракон на российском гербе опрокинут навзничь, и попирается всадником, на московском – стоит на четырех лапах.

То есть, при внимательном рассмотрении можно отметить различие не только в мелких, но и существенных деталях.

Долгий путь

Современный символ российского государства имеет довольно длинную историю. В основных чертах он совпадает с официальными гербами Российской империи, которые окончательно сформировались только к концу XIX столетия, - это Большой герб (1882 год) и Малый герб (1883 год).

На Большом российском гербе щит был золотого цвета, черный орел, имперские короны, соединенные андреевской лентой. На груди орла изображался столичный герб с Георгием. На Малом гербе империи также был изображен орел с двумя головами черного цвета, а на его крыльях помещались щиты княжеств.

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Российский современный герб

Наверное, любой из нас задавался вопросом — что означает двуглавый орел на российском гербе , какова история происхождения герба?
Современный герб России окончательно был утвержден лишь Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. № 2050 » О Государственном гербе Российской Федерации». В его основу был положен рисунок русского художника Евгения Ухналева, на котором изображен двуглавый золотой орел на красном щите, держащий в лапах державу и скипетр. Над головами орла три короны, на туловище размещен герб Москвы — изображение Георгия Победоносца, попирающего змия.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №2 » О Государственном гербе Российской Федерации» немного изменил внешний вид герба, но в его основу положен все тот же рисунок.

Откуда же появился такой герб?

Впервые он возник еще в самой древней из мировых цивилизаций — древнем Шумере, и являлся одним из божеств.

Однако древнешумерская традиция была утрачена, и истоки символа современного двуглавого орла восходят ко временам Древнего Рима. Орел был священным животным римлян, вестником верховного бога Юпитера, заметить его полет сулило удачу в битвах. В позднеримской республике появился и штандарт легионов, в виде серебряного или золотого орла, размещенного на шесте (aquila). Потерять aquila считалось величайшем позором, подобный легион расформировывался, поэтому легионеры предпочитали умирать, но не отдать Орла врагам.

Позднее этот символ трансформировался в двуглавого орла в Византии, которая считала себя преемницей Римской империи, а жители называли себя «ромеи» (т.е. римляне).

Двуглавый орел был гербом одних из последних греческих правителей эпохи конца Византии, морейских деспотов Палеологов.

Великий князь Московской Руси Иван III женился на Софье Палеолог, дочери морейского правителя, и после этого утвердил двуглавого орла в качестве второго символа княжества, после «ездца» (всадника, поражающего копьем змия).

Окончательно гербом изображение двуглавого орла становится при первом русском царе — Иване Грозном. Двуглавый орел в то время был также гербом могущественной Священной Римской Империи, и таким образом Грозный показывал претензии Московской Руси на превращение в могущественную евразийскую державу.

Во время одного из следующих московских царей, Алексея Михайловича, у орла появляются скипетр и держава — символы власти.

С небольшими изменениями именно это изображение орла просуществовало до Октябрьской Революции и затем было положено в основу современного герба Российской Федерации.

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворения мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаильтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности Русской Земли, как и особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Откровении» развязка была описана следующим образом:

«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <...> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <...> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Чёрное море, которое омывало берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь Андрей Юрганов дал интересную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции - сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьём - это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности».

Надо признать, что вера в конец времен была на Русской Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привело к голоду. Но светопреставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя пять лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты.