Конспект урока изомерия упрощенная классификация органических соединений. Тема урока: « Классификация и номенклатура органических соединений »

Классификация органических соединений

Цели урока. Познакомить с принципами классификации органических соединений по строению углеродной цепи и по функциональным группам и на этой основе дать первоначальный обзор основных классов органических соединений.

Оборудование: модели молекул Стюарта - Бриглеба, схема классификации органических соединений.

I. Общие принципы классификации органических соединений

Учитель начинает объяснение нового материала с напоминания о том, насколько велико число известных органических соединений. В этом безбрежном океане легко утонуть не только школьнику, но и опытному химику. Поэтому ученые всегда стремятся классифицировать какое-либо множество «по палочкам», навести порядок в своем хозяйстве. Кстати, не мешает это делать и каждому из нас со своими вещами, чтобы в любой момент знать, где что находится.

Классифицировать вещества можно по разным признакам, например, по составу, строению, свойствам, применению - по столь привычной логической системе признаков. Т. к. в состав всех органических соединений входят атомы углерода, то, очевидно, важнейшим признаком классификации органических веществ может служить порядок их соединения, т. е. строение. По этому признаку все органические вещества разделены на группы в зависимости от того, какой остов (скелет) образуют углеродные атомы, включает ли этот остов какие-либо иные атомы, кроме углерода.

Поскольку знания десятиклассников по органической химии еще очень скудны, при объяснении материала желательно иметь схему, изготовленную в виде плаката или заранее изображенную на доске (рис. 1). Учитель, двигаясь сверху вниз по схеме, поясняет новые для учащихся термины, широко используя при этом прием этимологии (происхождения) химических терминов. Тем самым в ходе объяснения осуществляется принцип гуманитаризации обучения.

Рис 1. Классификация органических соединений

Такое объяснение может быть представлено, например, т. к. известно, что атомы углерода, соединяясь друг с другом, могут образовывать цепи различной длины. Если такая цепь не замкнута, вещество относится к группе ациклических (нециклических) соединений. Замкнутая цепочка углеродных атомов позволяет назвать вещество циклическим.

Атомы углерода в цепочке могут быть связаны как простыми (одинарными), так и двойными, тройными (кратными) связями. Если в молекуле есть хотя бы одна кратная углерод-углеродная связь, она называется непредельной или ненасыщенной, в противном случае - предельной (насыщенной).

Если замкнутую цепочку циклического вещества составляют только атомы углерода, оно называется карбоциклиическим. Однако вместо одного или нескольких атомов углерода в цикле могут оказаться атомы других элементов, например азота, кислорода, серы. Их иногда называют гетероатомами, а соединение - гетероциклическим.

В группе карбоциклических веществ есть особая «полочка», на которой расположены вещества с особым расположением двойных и одинарных связей в цикле. С одним из таких веществ - бензолом - учащиеся уже встречались в курсе 9-го класса. Бензол, его ближайшие и дальние «родственники» называются ароматическими веществами, а остальные карбоциклические соединения - алициклическими.

Важнейшая задача данного урока - познакомить учащихся с основными терминами, применяющимися при классификации органических веществ, но требовать полного понимания каждого термина на данном этапе преждевременно. Ребята просто должны уметь отнести вещества на основании их химического строения к той или иной группе. Кроме того, в дальнейшем при изучении отдельных классов веществ целесообразно возвращаться к данной схеме и акцентировать внимание на том, к какой группе соединений относятся вещества изучаемого класса. В этом случае трудные термины данного урока наполнятся конкретным содержанием и лучше запомнятся.

II. Основные классы органических соединений

Эту часть урока учитель может построить в плане повторения материала курса 9-го класса. Учащиеся накануне получают домашнее задание вспомнить, какие классы органических веществ они изучали в прошлом году. Ребята по очереди выходят к доске, пишут название класса (в порядке их изучения), формулу и название одного из представителей класса, например:

Предельные углеводороды (алканы): СН 3 -СН 3 , этан.

Непредельные (этиленовые) углеводороды (алкены): СН 2 =СН 2 , этилен.

Этот процесс учитель прерывает рядом добавлений. Например, после рассмотрения алкенов он сообщает, что в молекуле углеводорода может быть не одна, а две и более двойных связей. Очень важными с практической точки зрения являются вещества, содержащие две двойные связи - диеновые углеводороды или алкадиены. Учитель дописывает на доске название класса, формулу и название бутадиена-1,3. Если не возникнет вопроса, можно не заострять внимание на номенклатурных правилах построения этого названия - всему свое время. Аналогично после бензола, как представителя ароматических углеводородов, учитель приводит пример одного из алициклов, например циклогексана. Следует обратить внимание на следующие моменты: а) несмотря на схожесть структуры, бензол и циклогексан относятся к разным типам веществ (по схеме классификации); б) отсюда следует, как важно показывать в циклических молекулах наличие кратных связей.

После того как на доске появились названия всех классов углеводородов, необходимо сформулировать понятие функциональная группа. Многие учащиеся вспоминают гидроксильную, альдегидную, карбоксильную группы, аминогруппу. На доске появляются формулы представителей класса спиртов, альдегидов, карбоновых кислот. Учитель дополняет этот перечень простыми и сложными эфирами, кетонами, аминами и нитросоединениями.

Учащиеся пытаются ответить на вопрос, что они понимают под терминами би- или полифункциональные соединения. В качестве примера бифункционального соединения учитель приводит формулу аминокислоты глицина. В завершение обзора он еще раз поясняет, что собой представляют гетероциклические вещества, и записывает формулы пиридина (проводя аналогию с бензолом) и морфолина (аналогия с циклогексаном).

Знакомство с основными классами органических соединений не предполагает запоминания этого материала всеми учащимися, это под силу только сильным ребятам. Однако общее знакомство с этим материалом необходим для понимания логики дальнейшего изложения курса. Учитель рекомендует изготовить на плотной бумаге карточку-шпаргалку с таблицей 3 из учебника. В будущем она пригодится для распознавания классов веществ, при составлении их названий. Научить ребят пользоваться этой таблицей можно при выполнении следующих заданий.

Задание 1. Воспользовавшись схемой классификации органических соединений, определите по формулам классы, к которым относятся следующие вещества.

1-й уровень

2-й уровень

Задание 2. Воспользовавшись карточкой-шпаргалкой, распределите указанные формулы веществ по классам и назовите классы соединений, к которым они относятся.

1-й уровень

2-й уровень

Цели: познакомить учащихся с тривиальными названиями и рациональной номенклатурой; дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международной номенклатуре; формировать умение называть органические соединения по международной номенклатуре, составлять структурные формулы по названию.

Оборудование: карточки - подсказки «Основные классы органических соединений», алгоритм составления формулы и названия, классификация функциональных групп по старшинству, карточки с формулами органических веществ, карточки для индивидуального опроса, презентация к уроку, проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

Оргмомент: готовность класса к уроку, цели и задачи урока. Актуализация знаний Самостоятельная работа учащихся по карточкам по классификации органических веществ (2 человека) – 3 минуты.
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

а) Какие вещества относятся к органическим?

б) Что называют гомологическим рядом?

в) Какие вещества называют гомологами?

г) Какие вещества называют изомерами?

д) Какова валентность атома углерода во всех органических соединениях?

е) Что такое функциональная группа?

ж) Какие связи относят к кратным связям и каким классам веществ они характерны?

з) Какие классы органических соединений вам известны? слайд 1

Приведите примеры.

и) Сейчас мы назвали в основном углеводороды. Но есть, же и кислородсодержащие. Например…

и) К каким классам относятся данные вещества (на карточках):

CH3 – CH = CH2 ; С2Н5СООН; C H3 – NH2; С2H5 – О – С2Н5; CH ≡ CH;

3. Проверка выполнения С. Р. слайд 2

III. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы приступаем к рассмотрению нового материала. Я прошу открыть тетради, записать число и тему сегодняшнего урока – «Номенклатура органических соединений» слайд 3

Что обозначает слово «номенклатура»? слайд 4

Номенклатура – это система названий, употребляющихся в какой-либо науке.

Химическая номенклатура – это система формул и названий химических веществ. Она включает правила составления формул и названий.

Названия органических соединений - это сложные слова, включающие:

1. обозначение углеродных цепей;

2. обозначение боковых цепей;

3. обозначение кратности связей между атомами;

4. обозначение характеристических групп;

5. числовые приставки (умножающие префиксы);

6. цифры или буквы (локанты);

7. разделительные знаки (дефисы, запятые, точки, скобки).

Мы будем знакомиться с основами формирования названий органических соединений по международной номенклатуре.

Небольшая историческая справка.

Кроме международной номенклатуры в органической химии используются: слайд 5

Ученик 1: Тривиальная (историческая) номенклатура — первая номенклатура, возникшая в начале развития органической химии, когда не существовало классификации и теории строения органических соединений. Органическим соединениям давали случайные названия по источнику получения (щавелевая кислота, яблочная кислота, ванилин), цвету или запаху (ароматические соединения), реже — по

химическим свойствам (парафины). Многие такие названия часто применяются до сих пор. Например: мочевина, толуол, ксилол, индиго, уксусная кислота, масляная кислота, валериановая кислота, гликоль, аланин и многие другие.

Учитель: Да, конечно, химики и сейчас редко называют ацетилен этином, а муравьиную кислоту – метановой. Следующий вид номенклатуры – рациональная.

Ученик 2: Рациональная номенклатура — по этой номенклатуре за основу наименования органического соединения обычно принимают название наиболее простого (чаще всего первого) члена данного гомологического ряда. Все остальные соединения рассматриваются как производные этого соединения, образованные замещением в нем атомов водорода углеводородными или иными радикалами (например: триметилуксусный альдегид, метиламин, хлоруксусная кислота, метиловый спирт). В настоящее время такая номенклатура применяется только в тех случаях, когда она дает особенно наглядное представление о соединении.

Учитель: Спасибо.

Число органических соединений растёт в геометрической прогрессии. Химикам разных стран стало трудно общаться, поскольку одни и те же вещества имели разные названия, а под одним названием подразумевали несколько веществ. Химики всех стран, входящих в Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) создали специальный комитет, который выработал основы единой для всех органических веществ номенклатуры. Эту номенклатуру называют международной или систематической номенклатурой ИЮПАК.

Систематическая номенклатура основывается на современной теории строения и классификации органических соединений и пытается решить главную проблему номенклатуры: название каждого органического соединения должно содержать правильные названия функций (заместителей) и основного скелета углеводорода и должно быть таким, чтобы по названию можно было написать единственно правильную структурную формулу.


Основы международной номенклатуры органических соединений.

Для того чтобы уметь пользоваться ею, нужно совсем немного:

    Знать сведения таблицы 3. «Основные классы органических соединений» стр. 33 учебника и дополненная в тетради и уметь ими пользоваться. слайд 6 Хорошо знать названия первых представителей гомологического ряда предельных углеводородов (от метана до декана) и радикалов. Таблица в тетради на первой странице. И для повторения я предлагаю следующее стихотворение, а вы мне помогите: слайд 7

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть - гексан, а семь- гептан.

Учим новые слова: А в октане, как в октаве,

Мета - раз, а эта - два. Восемь атомов в составе.

Три - пропан, бутан - четыре, Соответственно Закону

Все соседи по квартире. Атом девять значит нона.

Вьется атомная лента, Наконец, как истукан,

Номер пятый будет пента. Возвышается декан.

Если данное количество атомов углерода находится в главной цепи – то используем названия по числу атомов углерода, если же цепь боковая, т. е. углеводородный радикал, то и названия берём радикала (с суффиксом – ил). слайд 7

Названия углеродных цепей

Цепь Главная Боковая (углеводородный радикал)

С мет метил

С2 эт этил

С3 проп пропил

С4 бут бутил

С5 пент пентил

С6 гекс гексил

С7 гепт гептил

С9 нон нонил

Необходимо помнить о кратности связей и суффиксах, которые при этом используют.

Обозначение степени насыщенности связей

С-С С=С С≡С

И, последнее, нужно знать названия числовых приставок, указывающих на число одинаковых структурных элементов.

    Хорошо знать алгоритм названия веществ ациклического строения: алгоритм у вас перед глазами, дома вклеите этот листочек себе в тетрадь, а так же нам помогает учебник стр. 37.

1. Выбрать самую длинную углеродную цепь. сразу на примере

2. Пронумеровать её с той стороны, к которой ближе радикалы, или старший заместитель, или кратная связь (в зависимости от класса вещества).

Порядок старшинства основных групп указан в таблице. Данная таблица есть у вас на парте

слайд 8 рис.2

а также порядок старшинства основных групп так же указан на стр. 37 учебника.

3. Указать в префиксе (те же приставки, но специфические, химические)

положение (номер атома углерода) и название радикала, заместителя, функциональной группы в алфавитном порядке.

4. Записать корень, соответствующий числу атомов углерода в главной цепи.

5. Если есть двойная связь, то после корня поставить суффикс - ен с указанием положения связи в цепи; для тройной связи использовать суффикс - ин. Если кратных связей нет – суффикс - ан.

6. После этого указать суффикс, соответствующий кетону, альдегиду или кислоте, если есть соответствующие функциональные группы. Для кетонов указывается положение функциональной группы.

7. Если в веществе несколько одинаковых радикалов, заместителей, связей или функциональных групп, то они называются вместе, с использованием числительных:

2 – ди, 3 – три, 4 – тетра и т. д.

8. При написании названия все цифры отделяются друг от друга запятыми, а от букв – дефисами.

1. Пример: (разбирается учителем на доске, по пунктам алгоритма)

СН3 – СН – СН – СН – СООН

СН3 СН3 NH2 2 - амино – 3,4 – диметилпентановая кислота.

1.Поскольку в главной цепи пять атомов углерода, основа названия - пентан.

2. В молекуле есть функциональная группа – - СООН карбоксильная. На её присуствие указывает - овая кислота

3. В главной цепи есть три заместителя:

амино –группа, её положение указывается цифрой 2,

и две метильные группы. На число метильных групп указывает частица ди-, а на положение в цепи цифры 3,4. Между цифрами есть запятая, цифры от букв отделены дефисом.

Разбор нескольких примеров на таблице номенклатуры органических веществ.

(таблица 5 и таблица 6).

III Закрепление.

Самостоятельно дать названия органическим веществам, указанным на доске слайд 9:

CН ≡ С - СН2 - СН - СН2 - СН3 СН3 - СН2 - С = СН - СООН

СН2 - СН - СН2 - СН2 - СН3 СН3 - С = СН - СН3

СН2 = С - СН - СН2 - СН2 - СН3

C2H5 CH3 проверка выполнения задания у доски.

1. Расшифруйте название вещества, формула которого: слайд 10

СН3 – С = СН – СН2 – СН3

СН3 2 – метилпентен – 2

1. В главной цепочке 5 углеродных атомов, поэтому основа названия – пентан (по названию соответствующего алкана).

2. Так как в молекуле имеется двойная связь, суффикс - ан в основе названия изменяется на – ен.

3. После основы названия указано положение двойной связи в цепи: она начинается от второго углеродного атома.

4. В главной цепи имеется один заместитель - метил СН3 . Он называется перед основой названия с указанием положения в цепи: при втором атоме углерода.

Работа в парах. слайд 11

1. Назовите вещество по международной номенклатуре:

НО – СН2 - С – СН2 - СН3

2. Составьте формулу вещества: 2,3 – диметилбутен – 1.

(с использованием алгоритма 2)

3. Проверьте правильность выполнения задания.

IV. Отработка навыков составления формулы органического вещества по его названию.

Для выполнения этой части урока используется диск виртуальная школа «Уроки химии Кирилла и Мефодия 10 – 11 классы » - составление формул.

V. слайд 12. Домашнее задание: § 6, выучить названия алканов, первых трёх радикалов, названия четырёх числовых приставок, алгоритм названия веществ ациклического строения,

Упр. 1(б, г,д, е), 2 (а, б,в, г). стр.38

school-collection. edu. ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, в раздел «коллекции» . Номенклатура органических веществ.

V. Итог урока. Оценки.

Используемая литература:

1. Химия 10 класс.

2. . Настольная книга учителя химии 10 класс

3. . Химия в схемах и таблицах

4. . Органическая химия. Задачи и упражнения.

Тема урока: «Классификация и номенклатура органических соединений » . Цель урока: Развитие методологических знаний, а также знаний о многообразии и различии свойств органических соединений. Ввести понятие о классах и функциональных группах. Познакомить школьников с классификацией и правилами: составления структурных формул по названию органического соединения, составления названий органических соединений по структурной формуле.

План урока: 1 Организация начала урока. 2. Обобщение знаний об особенностях строения органических соединений 3. Многообразие органических веществ. 4. Классификация органических соединений. 5. Номенклатура органических веществ и ее виды. 6. Составления структурных формул по названию органического соединения. 7. Составления названий органических соединений по структурной формуле. 8. Подведение итогов урока. 9. Обсуждение домашнего задания.

Характеристика углерод – углеродных связей Тип Связь Типы гибридизации коваленной связи Sp Длинна связи, нм. Угол Форма Примеры связи молекулы

Характеристика углерод – углеродных связей Тип Связь Типы Длинна Угол гибридизации ковален- связи, нм. связи ной связи 0. 120 180 Sp = 0. 134 Форма молекулы Линейная 120 Плоская тригональная 0. 154 109 Примеры НС СН ацетилен Н 2 С=СН 2 этилен Н 3 С-СН 3 этан Тетраэдрическая

ЛАКИ ПАРФЮМЕРНЫЕ ВЕЩЕСТВА ВОЛОКНА Лекарства Пленки Средства защиты растениф КЛЕЙ КРАСИТЕЛИ Каучук Пластмассы Горючие Органические вещества и материаллы Источники органических соединений Уголь Нефть Газ Древесина

КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ КЛАСС Карбоновые кислоты Альдегиды ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА -СООН -СНО Кетоны С=О Спирты, фенолы -ОН Амины -NH 2 Простые эфиры** -OR Галогенпроизводные -F -Cl -Br -I Нитросоединения -NO 2

Типы номенклатуры органических соединений Тривиальная (по способу получения) Номенклатура ИЮПАК (заместительная) Рационально-функциональная (основа - простейшие соединения)

Раз, два, три, четыре, пять, Станем атомы считать. Учим новые слова: Мета – раз, а эта – два. Три – пропан, бутан – четыре, Все соседи по квартире. Вьется атомная лента, Номер пятый будет пента. Шесть – гексан, а семьгептан. Углероды, по местам! А в октане, как в октаве, Восемь атомов в составе. Соответственно Закону Атом девять значит нона. Наконец, как истукан, Возвышается декан.

Дата_____________ Класс_______________
Тема: Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Цели урока: дать первоначальное понятие об органической химии, органических веществах, их составе, строении, свойствах в сравнении с неорганическими веществами; дать краткую историческую справку о развитии органической химии; ввести определение «изомерии»; рассмотреть классификацию органических соединений.

Ход работы

1. Организационный момент урока. 2. Изучение нового материала ИЗОМЕРЫМногообразие органических соединений объясняется:
    Углеродные атомы соединяются друг с другом одинарными и кратными связями, образуя прямые, разветвлённые, замкнутые цепи. Существование явления изомерии.
ГОМОЛОГИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙВ основу классификации органических веществ положены различия в строении углеродных цепей . В соответствии с этим все органические вещества делятся на: ациклические и циклические.
    Ациклические (алифатические) – соединения с открытой (незамкнутой) цепью углеродных атомов.
Ациклические соединения, в свою очередь, подразделяются на Предельные (алканы), Непредельные (алкены, алкины, диеновые углеводороды)
    Циклические – соединения, в молекулах которых углеродные атомы замкнуты в кольцо.
 Карбоциклические – если цикл образован только углеродными атомами, Гетероциклические – если в состав цикла помимо углеродных атомов входят атомы других химических элементов (азота, кислорода, серы)Карбоциклические соединения, в свою очередь, подразделяются алициклические (циклоалканы) и ароматические (соединения, содержащие в составе молекулы одно или несколько бензольных колец).Классификация органических соединений по строению углеродной цепи
Другим классификационным признаком является тип функциональной группы, входящей в состав молекулы органического вещества.Функциональная группа – структурный фрагмент молекулы, единый для конкретного гомологического ряда и определяющий характерные химические свойства данного класса соединений. Классификация функциональных производных углеводородов представлена в следующей таблице.Функциональные производные углеводородов
Приведённая классификация не охватывает, однако всего многообразия органических соединений, поэтому её нельзя считать совершенной. Тем не менее, она облегчает изучение многочисленных органических веществ, так как принадлежность к определённому классу позволяет характеризовать их строение, химические свойства и способы получения.Между всеми классами органических соединений существует генетическая связь, опираясь на которую можно осуществлять взаимные превращения веществ.3. Домашнее задание П. 49, упр. 2, 5, 8. Задача 1 на стр. 163

Данный урок познакомит вас с темой «Классификация органических соединений». Будут систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнаете о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Классификация органических соединений

1. Критерии классификации органических веществ

Классификация по составу

Органические соединения подразделяют по составу на:

ü углеводороды - вещества, состоящие только из углерода и водорода;

Однако при этом в одну группу кислородсодержащих соединений попадают вещества с очень разными свойствами, такие, например, как уксусная кислота, сахар и целлюлоза.

Классификация по строению

Рис. 1. Классификация по строению

Наиболее полезна для химиков классификация органических веществ по их строению . Рис. 1. Внутри этой классификации существуют признаки, позволяющие наиболее полно охарактеризовать вещества.

2. Классификация по типу скелета

Первый признак классификации органического соединения по строению - тип скелета молекулы .

Скелет - это последовательность связанных атомов углерода в молекуле, основа структуры органического соединения.

Рис. 2. Разновидности углеродного скелета

Кроме атомов углерода, в состав скелета могут входить и другие атомы, например, O, S, N, если они связаны, по меньшей мере, с двумя атомами углерода.

Например, в диметиловом эфире СН3-О-СН3 атом кислорода включен в скелет молекулы, а в этаноле CH3-CH2-OH - нет. Молекулы, в скелет которых, кроме атомов углерода, входят атомы других элементов, называются гетероатомными(«гетеро-» - лат. «разный»).

Скелет молекулы может быть неразветвленным - все атомы углерода соединены последовательно - и разветвленным. Цепь из атомов углерода может быть замкнутой. Такую замкнутую группу атомов называют циклом. Поэтому скелет молекулы бывает или ациклическим, (т. е. не циклическим) или циклическим. В скелете различают первичный, вторичный, третичный, четвертичный атомы углерода.

Первичным называют атом углерода, связанный только с одним другим атомом углерода, вторичным - с двумя, третичным - с тремя, а четвертичным - с четырьмя другими атомами углерода.

Рис. 3. Наличие кратных связей и бензольных колец

3. Классификация по наличию кратных связей и бензольных колец

Второй признак классификации - наличие (или отсутствие) в молекуле кратных связей и бензольных колец. Органические вещества, содержащие только простые (одинарные) связи, называют предельными или насыщенными . Вещества, которые содержат не только простые, но и кратные (двойные или тройные) связи между атомами углерода, называют непредельными или ненасыщенными . На один атом углерода в их молекулах приходится меньшее число атомов водорода, чем у предельных соединений. Если вещество содержит бензольное кольцо , то его принято называть ароматическим соединением. Вещества, в состав которых не входят ароматические группировки , называют алифатическими. Иногда можно встретить устаревшее название алифатических соединений - соединения жирного ряда.

Рис. 4. Классификация по наличию функциональных групп

4. Классификация по наличию функциональных групп

Третий признак классификации - наличие (или отсутствие) функциональных групп. Производные углеводородов образуются при замещении атома водорода на какой-либо другой атом (Cl, Br) или группировку атомов (OH - гидроксогруппа, NH2 - аминогруппа и т. п.). Такие атом или группировка атомов во многом определяют свойства вещества , и поэтому многие из них называют функциональными группами . По числу функциональных групп в молекуле вещества делят на монофункциональные, полифункциональные (несколько одинаковых групп) и гетерофункциональные (разные функциональные группы).

Вещества, обладающие одинаковыми функциональными группами и (или) одинаковым набором кратных связей, имеют сходные свойства, поэтому их относят к одному классу органических соединений. Например, вещества, содержащие ОН-группу , относятся к классу спиртов. СН3ОН - метиловый спирт, С2Н5ОН - этиловый спирт и т. д.

Вещества, содержащие кратные связи, тоже образуют классы близких по свойствам соединений. Соединения с двойной связью, называются алкенами, с тройной связью - алкинами. Предельные углеводороды, или алканы - это соединения, не содержащие ни кратных связей, ни функциональных групп. Они также составляют отдельный класс органических веществ. Ароматические углеводороды называют аренами.

5. Гомологические ряды

Ряды веществ с похожими свойствами, состав которых отличается на одну или несколько групп CH2-, называют гомологическими рядами. Члены гомологических рядов по отношению друг к другу - гомологи . По сути, гомологические ряды составляют классы органических соединений. Рис. 5.

Рис. 5. Примеры гомологических рядов

Гомологи обладают одинаковыми химическими свойствами.

6. Примеры классификации разных органических веществ

Данный урок познакомил вас с темой «Классификация органических соединений». Были систематизированы знания учащихся об органических веществах, определены критерии классификации органических соединений. Вы узнали о составлении схемы классификации органических веществ, что такое скелет молекул, как классифицируют вещества по классам и функциональным группам.

Список литературы

1. Рудзитис Г. Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. - М.: Дрофа, 2008. - 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин и др. - М.: Дрофа, 2010. - 462 с.

4. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - 4-е изд. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. - 278 с.

1. Interneturok. ru .

2. Органическая химия.

Домашнее задание

1. №№ 2, 3 (с. 22) Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2012.

2. К какому гомологическому ряду относится анилин? Есть ли в этом соединении функциональные группы?

3. Приведите пример классификации веществ по наличию кратной связи.

Закрепите материал с помощью тренажёров

Тренажёр 1 Тренажёр 2 Тренажёр 3