Как хам надругался над ноем. Смотреть что такое "Хам" в других словарях

Есть две истории о двух грешниках: одну постоянно вспоминают к месту и не к месту, а вот вторая мало кому припоминается. На первый взгляд, между ними нет ничего общего, кроме того, что там и там грех приводит к тяжелым последствиям - но не о том ли говорит добрая половина Библии? А если всмотреться - у них настолько много пересечений, что одну едва ли можно правильно понять в отрыве от другой…

Первая, всем известная - про Хама, сына Ноя, из 9-й главы Бытия. Ной был первым виноградарем и виноделом, и вот однажды, не рассчитав сил во время дегустации (никто ведь еще не знал о коварных свойствах алкоголя!), он оказался в своем шатре, беспробудно спящим в голом виде. Подчеркну особо: в своем собственном шатре, спящим. Ной никому не мешал, ни к кому не приставал, и всё, что ему требовалось - проспаться.

Его сыну Хаму всё это показалось очень забавным: он не только сам посмеялся над позором своего отца, но пригласил и братьев Сима и Яфета полюбоваться зрелищем. Они не захотели, а, напротив, накрыли отца одеждой, причем так, чтобы самим ненароком не увидеть его наготы. За это Ной обещал суровую участь… части потомков Хама, тем, которые произойдут от его сына Ханаана. Заметим, что сам Хам остался безнаказанным.

Одни толкователи объясняют такую непоследовательность Ноя сложным отношением древних людей к родовой структуре общества, где детям приходится разбираться с греховным наследием отцов, а другие - стремлением библейского автора с самого начала указать на будущую судьбу хананеев, которых на Святой Земле сменили израильтяне. Всё это верно, а кроме того, какой логичности и последовательности можно ждать от Ноя, когда он был в состоянии тяжелого похмелья?

Зато имя Хама стало нарицательным. Сегодня это слово используют как ругательство в самых разных ситуациях, но что изначально сделал Хам? Он вынес в публичное пространство частный грех своего отца и предложил братьям над ним посмеяться.

Другая история рассказана в начале 1-й Книги царств, ее главный герой - первосвященник Илий. Он был предстоятелем израильского народа, а по сути, его единственным руководителем в ту пору, когда еще не было царей, а харизматичные вожди-судьи появлялись лишь иногда, по особому поводу (собственно, Илий и был на тот момент таким судьей). Сам он был человеком вполне благочестивым, как мы видим по его разговору с Анной, матерью будущего пророка Самуила.

А вот его сыновья и, соответственно, наследники пошли по совсем другому пути, как повествует Библия, «они не знали Господа и долга священников в отношении к народу». Да, они постоянно находились в святилище, перед Скинией, но в основном для того, чтобы отобрать себе лучшие куски мяса на жаркое еще прежде жертвоприношения, да развратничать с женщинами рядом со святыней.

И вот это уже были совсем не частные грехи, они творились на глазах народа, они оскверняли святое место - и народ рассказывал о них Илию. Илий даже сделал сыновьям выговор, но… не более того. Он не отстранил их от служения, не наказал, даже не попытался проверить, как они станут вести себя после этого выговора. А они, разумеется, принялись за старое.

И тогда в дело вмешался Господь. Устами Он возвестил Илию, что весь его дом ждет суровое наказание: его сыновья умрут в один день еще при его жизни, и молодыми будут умирать их потомки - а главным священником станет кто-то другой, кого изберет Господь.

Смерть обоих сыновей была бы страшным ударом для любого отца (особенно там, где никто не ждет для себя после смерти ничего хорошего, как в древнем Израиле), но к этому удару добавляется и другой. Должность первосвященника передавалась по наследству, и теперь на все потомство Илия вместе с должностью переходит и проклятье. Да, они останутся на прежнем месте - но сами будут этому не рады…

Затем Господь повторил свое обличение через маленького мальчика Самуила, который воспитывался при святилище. Ответ Илия до странного пассивен: «Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Еще было время для покаяния и изменения, Господь не торопился исполнить угрозу, но… он словно одеревенел, этот старец, он живет уже как придется, а не как надо и, зная о страшном будущем - не пытается его предотвратить. Слова о всесилии Творца - всего лишь оправдание собственной инертности.

А потом началась очередная война с филистимлянами. Сыновья Илия привыкли пользоваться своим служением при святилище как инструментом в поисках богатства и удовольствий - и точно так же они превращают в инструмент, в чудо-оружие, главную святыню израильтян, Ковчег Завета. Он приносил им мясо и любовные утехи, теперь должен принести победу над врагами. Ковчег доставляют на поле боя.

Всё заканчивается военной катастрофой: Ковчег захвачен, оба сына Илия пали в бою. Сам первосвященник в это время сидит у ворот святилища в ожидании вестей… «Он был стар и тяжел», и «глаза его померкли», сообщает нам повествование, и это не только о его здоровье - он отяжелел и ослеп прежде всего душевно, когда отказался видеть неприятное, отказался что бы то ни было предпринимать ради его исправления. Ему возвестили о сбывшемся пророчестве, о том, что Израиль постиг небывалый позор - утрата главной , - а оба его сына, причастные к этому позору, мертвы. Тогда Илий в потрясении пал замертво.

Дальше всё устроилось самым неожиданным образом: филистимляне вскоре были вынуждены вернуть Ковчег, а во главе израильского народа стал пророк Самуил, тот самый, кто еще мальчиком предсказал падение дома Илия. Строго говоря, он так и не стал первосвященником, да и права на это не имел. Но формальная должность даже в Ветхом Завете не всегда совпадала с сутью служения, и история дома Илия - лучший тому пример.

Чем отличается грех его сыновей от той неприятности, в которой оказался Ной, вполне очевидно. Они предавались пороку не в своем жилище, за закрытыми дверями - они делали это открыто, причем в святом месте. Ни слова упрека не сказано в адрес тех, кто донес о таком их поведении отцу - собственно, они и должны были так поступить, чтобы остановить безобразие. К сожалению, не получилось.

И вот еще что интересно… Виноваты были как сами сыновья, так и Илий. Но Господь обратился лишь к нему. Что толку говорить с нахалами, которые о Боге и думать забыли? Потому оба обличения были обращены к человеку действительно верующему, к их отцу. Но одной веры, оказывается, недостаточно, надо еще найти в себе решимость и мужество противостоять пороку даже тогда, когда он угнездился в твоем собственном доме…

На страницах Библии можно найти много поучительных и актуальных примеров - важно только не вырывать их из контекста, не ограничиваться лишь теми, которые цитировать в данном случае удобно. Это многогранное, но единое повествование, и рассматривать его так и надо - целиком, во взаимосвязи разных историй, образов и персонажей. И многое тогда видится яснее.

На протяжении многих веков библейская история о родовом проклятии, наложенном Ноем на своего внука, будоражила умы миллионов. Согласно Писанию, патриарх, испробовав вина, сильно опьянел и уснул нагим в своем шатре.

Хам, один из его сыновей, увидев отца в непристойном виде, поспешил рассказать об этом братьям. За этот поступок Ной проклял Ханаана - сына Хама…

Событие это произошло несколько тысячелетий до нашей эры. Так, кто же такие Ной, Хам и почему патриарх проклял своего внука, а не сына, самого виновника, и в чем заключался грех Хама - об этом и пойдет речь в нашей статье.

Ной - единственный праведник в своем поколении

Ной, неоднократно упоминаемый в Библии, принадлежал к десятому поколению ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Православная Церковь чтит его как Святого.

Праотец Ной, Византия, XIV в. Мастер: Мануил Панселин, местонахождение: Греция. Афон, Карея, Протат, церковь Успения Богородицы

Будучи единственным праведником и непорочным в своём поколении, Ной был спасён Господом от Всемирного потопа и избран для возрождения рода человеческого.

Всемирный потоп погубил человечество на земле, только Ной и его семья, по воле Божьей, были спасены

Согласно Библейскому Писанию, Бог, видя, как велико развращение и озлобленность людей, решил лишить жизни всякое существо на земле. Лишь Ною Он заранее сообщил о своём решении.

Господь повелел праведнику построить ковчег для спасения от Всемирного потопа его семьи и всех видов животных и птиц по паре от каждого вида,

Праотец с верою принял повеление Божие и высмеиваемый окружающими, начал строить ковчег.


К началу строительства праведнику было 500 лет и у него было три сына - старший, Сим, средний, Хам и младший, Иафет.

Ной поздно стал отцом. Долгое время являясь свидетелем грехопадения человечества и предвидя его гибель, он не хотел иметь детей и лишь по велению Господа вступил в брак.


По окончании строительства ковчега, Бог повелел Ною взойти на него, взяв с собой всех членов своей семьи, всех животных и птиц по паре, и пищи всякой.

Шестисот лет было праведнику, когда начался Всемирный потоп. В течении сорока дней и ночей лился дождь на землю - самые высокие горы были покрыты водой, уровень которой поднимался еще сто пятьдесят дней, уничтожив всех людей и животных. Спаслись лишь обитатели ковчега.


Согласно Писанию, после потопа на земле остался только один род - праведника Ноя. Господь благословил праотца и потомков его, и повелел им плодиться и размножаться, и не допускать кровопролития. На земле, очищенной водами, теперь должны были жить только благочестивые люди.

Ной, его сыновья - Сим, Хам и Иафет, стали родоначальниками всех последующих поколений. После потопа Ной прожил еще триста пятьдесят лет, до девятьсот пятидесяти лет. Он был последний, достигший такой глубокой старости.

Хам средний сын Ноя, брат Сима и Иафета

В Библии сказано:

«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет».

Родился средний сын патриарха за 100 лет до Всемирного Потопа, когда его отцу было уже почти 500 лет.

Как и все выжившие, он ступил с ковчега на склонах горы Арарат и долгое время жил в земле Сеннаар. Жена его Юга (Неелатамек) родила ему четверых сыновей Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.

Хама называют родоначальником четырех рас, которые произошли от его сыновей и населили области южной Азии и верховьев Нила.

Египтяне, эфиоповцы, ливийцы, сомалийцы и вся негроидная раса произошли от него, и называют их Хамитами. Филистимляне, финикийцы, ханаанеи так же являются его потомками.

По библейскому повествованию, Хам повёл себя постыдным образом по отношению к своему отцу, за что Ной проклял его младшего сына Ханааана.

Ной и Хам: библейская история о родовом проклятии

Согласно Библии первым, что сделал Ной, выйдя из ковчега, принес благодарственную жертву Богу. Это было жертвоприношение животных всесожжением.


Тогда же Господь благословил праведника и его семью, и заключил с ним Завет. Он завещал им плодиться и наполнить землю, а также никогда не допускать кровопролития.

Символом завета была радуга, ставшая своего рода гарантией того, что люди не будут более истреблены водой с земли. С тех пор она служит вечным напоминанием человеку о данном обещании Божьем.

Выйдя из Ковчега, Ной принялся возделывать землю, насадил виноградники и изобрёл искусство приготовления вина. Однажды, сильно опьянённый вином, он уснул обнажённым в своём в шатре.

Хам, случайно увидевший наготу отца, оставил его в таком виде и смеясь, поспешил рассказать об увиденном братьям.

Те, в свою очередь, проявили глубокое почтение к своему родителю - накинув на плечи одежду, они зашли со спины, так, чтобы не видеть наготы отца и накрыли его.


Ной, узнав о проявленном неуважение со стороны Хама, проклял и обрёл на рабство его сына - Ханаана и потомков его, сказав, что те станут рабами Сима и Иафета.


Других же сыновей - Сима и Иафета он благословил, за оказанное уважение родителю.

Есть несколько предположений, касающихся вопроса: Почему Ной проклял Ханаана, а не Хама

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Быт. 9.24-25)

На протяжении долгих веков эта библейская история о проклятие вызывала множество споров. В чем заключается грех Хама? Почему Ной проклял Ханаана, а не своего сына?

Иоанн Златоуст предполагает, что праведник, отец Хама, не мог нарушить проклятием благословение, данное Господом ему и его семье. Но все же наказать сына за непристойность поступка было необходимо.

Праведный Ной наказал Хама через его сына Ханаана.

Больше всех воплотив в себе типичные черты своего отца Ханаан был особенно дорог и близок для него. Тем самым, именно прокляв сына Хама, патриарх нанес ему наиболее сильное наказание. В этом и заключалось отеческое проклятие Хама.

Говоря об опьянении праотца Иоанн Златоуст отмечает, что Библия «дает ему полное извинение». По его словам, праведник не знал какой вред может принести ему употребление вина.

Блаженный Феодорит также в этом видит справедливое воздаяние Хаму. Согрешив против отца, он получил наказание через проклятие своего сына.

Проклятие Ноя сбылось - хананеи были либо истреблены, либо покорены потомками Сима.

Другие же, ссылаясь на сказанное в Писание: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его», предполагают, что под «меньшим сыном» имеется ввиду внук Ноя Ханаан, самый младший из всех его внуков.

Поскольку известно, что Хам был средним сыном праведника, рожденным после Сима, а Иафет - младший брат Хама.

Именно Ханаан первым увидел непристойное положение праведного старца. Смеясь он указал на него своему отцу, который, в свою очередь вместо того чтобы укрыть наготу его, тем самым оказав родителю должное уважение, поспешил рассказать все братьям.

Сторонники этого мнения полагают, что Ханаан, совершивший зло, был проклят не за отца своего, а за свой проступок. Хотя не считают наказание полностью справедливым, ведь Ханаан был ещё в юном возрасте.

Имя Хам - нарицательное, производное от него - понятие «хамство»

Происхождение слова «хам» связано с именем библейского персонажа, Хама - среднего из трех сыновей праведного Ноя.

Однако, с течением времени, его значение постепенно менялось, превратившись в слово, означающее такие негативные качества, как наглость, грубость, глубокое неуважение к ближнему.

В переводе с иврита «хам» - означает «страсть», «горячность».

Согласно Писанию, библейский Хам увидел своего отца спящим в своем шатре обнаженным. Вместо того чтобы оказать должное ему уважение - прикрыть наготу отца, он поспешил рассказать об этом своим братьям.

Испорченная натура Хама усматривается в его поступке: не смутившись увиденного и ничего не предприняв, он поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями.

При этом он испытал злобную радость в унижении родителя, гордость, утешающуюся падением другого.

Неуважение к родителю со стороны Хама навлекла не только проклятие на его сына Ханаана и его потомков, но и сделала его имя нарицательным.

Недостойное поведение Хама положило начало понятию «хамство».

Долгое время хамство считалось характерной чертой низших сословий. В словаре Владимира Даля «хамуга» - это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Со временем значение слова постепенно изменялось и стало означать своеобразную характеристику модели поведения человека - невоспитанного, наглого, грубого.

2 пословицы о хамстве:

  1. «По бороде Авраам, а по делам - Хам».
  2. «Из хама не будет пана».

В современном мире, поступить по-хамски, значит повести себя неучтиво, бесстыдно, в самой резкой форме, по отношению к другому человеку.

Данное значение для слова «хам» характерно для многих языков мира.

Сыновья Ноя, или Таблица народов - обширный список потомков Ноя, описанный в книге «Бытие» Ветхого Завета и представляющий традиционную этнологию.

Согласно Библии, Бог, опечаленный злыми делами, которые творит человечество, наслал большое наводнение, известное как на Землю, чтобы разрушить жизнь. Но был один человек, отличавшийся добродетелью и праведностью, которого Бог решил спасти вместе с семьей, чтобы они продолжили человеческий род. Это был десятый и последний из допотопных патриархов по имени Ной. Ковчег, который он построил по указанию Бога, чтобы спастись от наводнения, смог вместить его семью и животных всех видов, которые оставались на Земле. У него было три сына, родившихся до потопа.

После того как вода ушла, они поселились на нижних склонах с северной стороны. Ной стал возделывать землю, и изобрел виноделие. Однажды патриарх выпил много вина, опьянел и уснул. В то время как он лежал пьяным и голым в своем шатре, сын Ноя Хам увидел это и рассказал братьям. Сим и Иафет вошли в шатер, отвернув лица, и прикрыли отца. Когда Ной проснулся и понял, что произошло, он проклял сына Хама Ханаана.

На протяжении двух тысячелетий эта библейская история вызывала многие споры. В чем её смысл? Почему патриарх проклял внука? Скорее всего, в ней нашел отражение тот факт, что в те времена, когда она записывалась, хананеи (потомки Ханаана) были порабощены израильтянами. европейцы интерпретировали эту историю как то, что Хам являлся предком всех африканцев, указывая на расовые признаки, в частности, на темную кожу. Позднее работорговцы Европы и Америки использовали библейский рассказ, чтобы оправдать свою деятельность, якобы сын Ноя Хам и его потомство были прокляты как вырождающаяся раса. Конечно, это неправильно, тем более, что составители Библии не считали темнокожими африканцами ни его, ни Ханаана.

Почти во всех случаях имена потомков Ноя представляют племена и страны. Сим, Хам и Иафет олицетворяют три крупнейших группы племен, которые были известны авторам Библии. Хама называют родоначальником южных народов, обитавших в той области Африки, которая примыкала к Азии. Языки, на которых они говорили, имели название хамитских (коптский, берберские, некоторые эфиопские).

Согласно Библии, сын Ноя Сим - первенец, и он удостаивается особого почтения, поскольку является предком семитских народов, евреев в том числе. Они проживали в Сирии, Палестине, Халдее, Ассирии, Эламе, Аравии. К языкам, на которых они говорили, относились следующие: еврейский, арамейский, арабский и ассирийский. Через два года после потопа у него родился третий сын Арфаксад, чье имя упоминается в генеалогическом древе Иисуса Христа.

Сын Ноя Иафет является праотцом северных народов (в Европе и северо-западной Азии).

До середины девятнадцатого века библейская история о происхождении народов воспринималась многими как исторический факт, да и сегодня в неё по-прежнему верят некоторые мусульмане и христиане. В то время как одни считают, что таблица народов относится ко всему населению Земли, другие воспринимают её как руководство для местных этнических групп.

Грех и проклятие Хама

Это для интересующихся библейскими историями
Хам («горячий») - лицо, упомянутое в Библии, переживший Всемирный Потоп, один из трех сыновей Ноя, брат Иафета и Сима, легендарный прародитель множества народов
Родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге). Как и все выжившие, Хам ступил на землю в Араратских горах и жил в земле Сеннаар.
...И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)
Сим, Хам и Иафет Джеймс Тиссо

По одной из версий, видимо после ссоры с отцом, Хам поселился в Египте, поскольку тот в Псалмах именуется землей Хама. По другой версии, Бог рассеял народы по земле лишь после вавилонского столпотворения
Согласно Библии Хам повел себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Во-первых, он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего, а во-вторых, он нечто «сделал над ним» . Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство

Следует указать, что нет ничего, что бы указывало на то, что это место нужно понимать как описание инцеста. «Увидеть наготу» или «открыть наготу» не обязательно связано с сексуальной сферой.

Например: «И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей. Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи; мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.
Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей» (Быт.42:9-12) или «Не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх.20:26).

Ной проклинает Хама. Гюстав Доре

Ной сам открывает свою наготу (обнажается), а не Хам открывает его наготу. В истории с Хамом используется другое выражение - ra’ah `erwah (когда кто-либо выставляется в беззащитном виде), в то время как для описания позора, связанного с сексуальным грехом, должно было бы использоваться выражение galah `erwah

Достаточно прочитать это выражение («увидел наготу») в контексте, чтобы понять, что речь идет просто об обнаженном отце: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» .
В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии нагого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию
И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама


Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями. Необходимо учитывать также, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.

За грех Хама расплачиваться пришлось его сыну Ханаану, которого Ной проклял, пророча ему рабское существование:
Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт.9:25)
Косвенным подтверждением того что, проклятие Ноя распространялось не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана является и пророчество Исайи о Египте. Библия называет египтян потомками Мицраима, сына Хама.

Согласно Библии сыновьями Хама были Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. Иосиф Флавий полагает, что за именем Хуш скрываются эфиопы, Мицраим - египтяне, Фут - ливийцы (мавры), а Ханаан - доеврейское население Иудеи.
Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте

А; м. 1. Разг. Бессовестный, наглый человек. 2. В России до 1917 г.: презрительное название крестьянина или простолюдина. ◁ Хамка, и; ж. Хамов, а, о. Бранно. Хамово отродье. Хамово племя. ● По имени Хама, сына Ноя, проклятого, согласно… … Энциклопедический словарь

ХАМ. ...в начале 40 х годов употребление слова хам еще не было вполне устойчивым. Грот, прочитав это слово в письме к нему П. А. Плетнева, спрашивает своего корреспондента: «Вы употребили слово хам; что оно значит?» (Переписка Я. К. Грота с П. А … История слов

См. простолюдин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. хам варвар, простолюдин; хуй; нахалюга, охламон, нахал, хамло, тюха матюха, обормот, наглец, мужик, хлюст, бурбон,… … Словарь синонимов

Муж. хаму(ы)га, хамовщина, хамово колено, отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. Хамство ср. хамовщина жен. лакейщина. Из хама не будет пана. По бороде Авраам, а по делам Хам. Ходит Хам по лавке, в хамовой рубашке: открою … Толковый словарь Даля

ХАМ, смотри в статье Сим, Хам, Иафет … Современная энциклопедия

См. в ст. Сим, Хам, Иафет … Большой Энциклопедический словарь

ХАМ, хама, муж. 1. В языке дворян: человек, принадлежащий к низшим классам и лишенный потому всякого человеческого достоинства (презрит, дорев.). « Он там дворовых людей по французски учить выдумал! Это, дескать, ему полезно! Хаму то, слуге то!»… … Толковый словарь Ушакова

М. разг. сниж. Поведение, поступки хама [хам II]; хамство II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ХАМ, а, муж. (презр. и бран.). Грубый, наглый человек. | жен. хамка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

хаміль - хамі/ль хамі/ль, присудк. сл., розм. Указує на непомітний швидкий відхід, зникнення кого небудь … Український тлумачний словник

Книги

  • Хам , Алексей Викторович Денисов. Плоские чёрные Пошлые шутки По весу граммы Правды жуткой Плоские чёрные Пошлости жутки Из очереди Мрачных шуток))))))))))))))))… электронная книга
  • Хам и хамелеоны. Роман. Том II , Вячеслав Борисович Репин. «Хам и хамелеоны» (2010) ― незаурядный полифонический текст, роман-фреска, охватывающий огромный пласт современной русской жизни. Россия последних лет, кавказские события, реальные боевые…