Программа тренинговых занятий для детей с умственной отсталостью "волшебный сон". План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Конспекты занятий для умственно отсталых детей

Галина Астапенкова
План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога.

Образовательная область: познавательное развитие

Развитие сенсорно - перцептивных способностей ребенка на основе зрительного, тактильно-двигательного и слухового восприятия.

Тема : В гости пришла кукла Алена.

Цель: совершенствовать ориентирование в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентированные действия в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать формировать умения различать и соотносить: цвета (красный, синий, желтый, зеленый); геометрические фигуры и их форму (круг, квадрат, треугольник); понятия «один-много», «большой – маленький».

Коррекционно-развивающие : стимулировать развитие зрительного восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности;

совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

активизировать речевую деятельность, умение слушать и слышать речь педагога;

стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Коррекционно-воспитательные : развивать умения и навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование: кукла; массажный мяч; сенсорные круги красного, желтого, синего и зеленого цвета с вставками геометрических фигур: круга, квадрата и треугольника; большие и маленькие кубики разного цвета; куб, шар, треугольная призма.

Организационный момент (проводит педагог-психолог ).

Введение ребенка в рабочий процесс, стимулирование интереса к занятию через создание положительной эмоциональной атмосферы.

Ребенок встречается с куклой Аленой, здоровается, называет свое имя. Кукла принесла подарки, которые находятся у учителя-дефектолога.

Из волшебной шкатулки Ксения достает массажный мяч.

Коррекционно – обучающая игра «Мячик-массажист»

для совершенствования координации

движений, пальцевой моторики.

Я мячом круги катаю,

взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

и другой рукой начну.

(Движения соответствуют тексту).

Коррекционно – обучающая игра «Найди цвет и форму в круге» (проводит учитель-дефектолог)

для формирования умения различать

и соотносить цвета, геометрические фигуры

Педагог показывает ребенку сенсорные круги разного цвета: красного, желтого, синего, зеленого с вставками геометрических фигур - круга, квадрата, треугольника. Ребенок рассматривает и называет цвета. Затем выдавливает геометрические фигуры из кружков: круг, квадрат, треугольник. Педагог совместно с ребенком обследуют каждую фигуру, обводя пальчиком по контуру. Ребенку необходимо соотнести цвет и форму (закрыть окошко).

Психогимнастика «Принцесса» (проводит педагог-психолог)

для расслабляющего и успокаивающего перерыва,

закрепления умения различать и соотносить цвета

Педагог-психолог: «Ксения, представь, что ты принцесса. Стой ровно, красиво, выпрями спинку и подними подбородок. Покажи, где находится зеленая дорожка. А теперь, как красивая принцесса, пройди по зеленой дорожке. Молодец, принцесса гуляет по зеленой дорожке.

Куда же мы попали? Мы возле синего-синего озера! Ты видишь его? Наклонись, намочи руки! Помой личико! А теперь поплывем.

Мы оказались у теремка! А к теремку ведет красная дорожка! Наступи на нее ножкой. Красна девица, красавица, идем же скорее домой!»

Ксения: «Не хочу, не буду, не пойду!» (ручками машет, ножками топает )

«Ксения, идем скорее домой! Идем, красавица! Идем, умница! Ура, молодец!»

(переход на следующий этап работы к учителю-дефектологу)

Коррекционно – обучающая игра «Разложи кубики» (проводит учитель-дефектолог )

Для формирования умения различать и соотносить

В коробке лежат большие и маленькие кубики.

Вопросы ребенку: Какие кубики? Сколько кубиков? Какого цвета?

Надо показать большой и маленький кубик. Построить из больших кубиков большую башенку, а из маленьких - маленькую. Собрать в большую коробку большие кубики, в маленькую - маленькие.

Закрепляющая психогимнастика «Ежики» (проводит педагог-психолог)

для релаксационного перерыва,

умения различать и соотносить

понятия «один-много», «большой-маленький»

Педагог-психолог: «Ксения, у нас во дворе поселились ежики! Давай их найдем. Из кустов выходит много маленьких ежиков (ребенок показывает все пальцы на руках, садится на корточки, а за ними идет одна большая ежиха (ребенок встает, показывает один палец, и говорит своим детям ежиха - ребята, куда же вы убежали? Вас много, а я одна, не успеваю вас догнать. И правда – говорят дети – нас много маленьких ежиков, а мама одна большая ежиха, нужно ее слушать. Молодцы – говорит ежиха – послушные ежата! Все пришли домой. И маленькие ежата, и одна большая ежиха.»

Продолжение коррекционно-обучающей деятельности

Коррекционно – обучающая игра «Чудесный мешочек» (проводит учитель-дефектолог)

для развития тактильного восприятия,

соотнесения фигур и их форм

Педагог расставляет перед ребенком геометрические фигуры, предлагает найти в мешочке такие же фигуры, назвать их. Задание выполняет наощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Коррекционно – обучающая игра «Угостим куклу чаем» (проводит учитель-дефектолог)

активизация речевой деятельности

через игровую ситуацию

Заранее приготовлена комната для куклы. Ребенок расставляет на стол чайную посуду, подбирая по цвету чашку к блюдцу: красную, желтую, синюю, зеленую. Угощает куклу чаем.

Расслабляющая психогимнастика «Солнышко» (проводит педагог-психолог)

для расслабления, снятия

психоэмоционального напряжения

Педагог-психолог: «Ксения, посмотри, выглянуло солнышко! Закрой глазки! А теперь открой один глазик, открой второй глазик! Подмигни солнышку. Солнышко думает - какая хорошая Ксения, добрая, ласковая! Солнышко дотрагивается лучиками до твоей головы, плеч, живота, ног. тепло и хорошо.»

Итог. Мы играли с кругами, кубиками, угощали куклу Алену чаем. Возьми куклу и иди с ней гулять на прогулку.

Публикации по теме:

Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом. Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом и неприкосновенность жилища. Подготовила.

Цель: продолжать формировать представление об осени, ее признаках; содействовать развитию эмоциональной сферы. Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения Тема: «Овощи» Цель: учить детей различать и правильно называть овощи. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об.

Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

  • Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
  • Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
  • Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
  • Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
  • 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
  • 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
  • 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
  • 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
  • 6. Виды и формы психокоррекции
  • 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
  • 2. По содержанию различают коррекцию:
  • 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
  • 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
  • Содержание образования
  • 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
  • 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
  • 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
  • 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
  • 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
  • Технологическая карта коррекционного занятия
  • 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
  • 17. Психологические особенности младенческого возраста.
  • 1. Кризис новорожденности
  • 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
  • 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
  • 4. Основные линии психического развития ребенка
  • 5. Новообразования младенческого возраста
  • 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
  • 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
  • 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
  • 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
  • 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
  • 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
  • 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
  • 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
  • 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
  • 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
  • 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
  • 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
  • Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
  • 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
  • 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
  • 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
  • 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
  • Психопрофилактика и психогигиена,
  • 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
  • 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
  • 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
  • 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
  • 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
  • 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Гностический блок
  • Конструктивный блок
  • Организационный блок
  • Оценочный блок
  • 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • Организация коррекционно-развивающих занятий.
  • Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • III.Примерная структура фронтального занятия.
  • 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
  • 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
  • 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
  • 1. Методическое направление
  • 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
  • 3. Диагностическое направление
  • 4. Консультативное направление
  • 5. Социально-психологическое направление.
  • 6. Информационно-аналитическое направление
  • 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
  • Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
  • Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.

    Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

    Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

    Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

    Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

    Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

    При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

      на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;

      на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;

      на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);

      на уровне применения знаний по образцу;

      на уровне речевой инструкции.

    Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

    Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

    Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).

    В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

    Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

    Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

    К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

    рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

    игры с песком (пескотерапия);

    игры с водой (водотерапия);

    игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

    К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

    включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

    изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

    Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

    Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

    Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

    Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

    В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

    В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

    Примерная структура фронтального занятия.

    1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).

    2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

    3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).

    В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.

    Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

    4. Релаксационные упражнения.

    5. Прощание с ребенком.

    ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.

    1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов у детей с умеренной умственной отсталостью «Белоснежка и семь гномов»

    Архангельская область, село Верхняя Тойма, МБОУ « Верхнетоемская СОШ»
    Теоретические предпосылки:
    На коррекционно-развивающих занятиях создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно - моторной координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.
    Задания для коррекционно - развивающих занятий по развитию психических процессов подбираются таким образом, чтобы дети находились в зоне умеренной трудности, но были доступными для конкретного ребёнка, что обеспечивало переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
    Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов.
    Эти умения составляют основу успешного освоения школьной программы.
    Цель: познакомить коллег с опытом работы по коррекции недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с умеренной умственной отсталостью средствами изучаемого программного материала.
    Задачи:
    Образовательные:
    -Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
    - Учить сравнивать предметы по одному - трем свойствам (признакам).
    -Формирование положительной мотивации к обучению;
    Развивающие:
    -Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
    -Развивать умение выделять свойства (признаки) в предметах, абстрагировать эти свойства (признаки) от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
    Воспитательные:
    -Воспитывать у детей чувство коллективизма.
    -Воспитывать уверенность при выполнении заданий.
    Возраст детей: 18лет, 12 и 11 лет.
    Форма занятия: Путешествие в сказку.
    Предварительная работа:
    1.Слушание сказки и просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
    2.Проведение коррекционно-развивающих занятий, согласно утверждённому тематическому плану.
    3.Выполнение подобных заданий на этих занятиях.

    Ход занятия:

    Организационный момент.
    Под музыку заходят дети. Они здороваются с гостями. Встают около воспитателя, одетой в костюм Белоснежки.
    Белоснежка: Сегодня у нас с вами будет занятие необычное - сказочное. Потому что я сегодня буду Белоснежкой и со мной пришли к вам на занятие мои друзья – гномы. А где же они? (Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и посмотреть на доску.) Давайте посчитаем, сколько гномиков пришли к нам на занятие. (Дети считают). У этих Гномов тоже есть имена: Тихоня, Ворчун, Чихун, Весельчак, Скромник, Простак, Засоня.
    Слайд№2
    Белоснежка: Скажите, а что мы с вами развиваем на наших занятиях, когда к нам приходит Гном? Для чего мы это делаем?
    (На все коррекционно- развивающие занятия приходил сказочный персонаж Гном, поэтому дети смогут сами рассказать, чем будут заниматься на этом занятии, поставить цель.)
    Белоснежка: Каждый Гном приготовил для вас интересное задание, а я буду смотреть, как вы справляетесь с ними. Вы готовы отправиться в сказку? Тогда кивните головой.

    Основная часть:
    Тихоня: Слайд№3.
    Отгадать загадку:
    Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идет в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь: «Это Гном!»
    (Показать какой именно Гном подходит под описание в этом стихотворении.)
    Ворчун:
    Слайд № 4,5,6,7,8,9.
    Детям предлагаются задания «4-лишний», «Что изменилось?»
    Чихун: Слайд№10,11.
    Детям предлагается раскрасить картинку по образцу.

    Весельчак:
    Слайд№12,13.
    Проводится физминутка «Весёлые Гномы».
    Простак: Слайд№14.
    Предлагается внимательно рассмотреть Гномов на слайде и потом показать Гнома, подходящего под описание:
    -Какой Гном самый худенький?
    -Какой самый толстый?
    -У какого Гнома шапка красного цвета?
    -Какой Гном плохо видит? Как догадались?
    -Какой Гном самый весёлый?
    Скромник:
    Детям предлагается собрать картинку из частей. Коллективное задание. (Получится картинка с изображением Гнома).

    Засоня:
    Слайд №15.
    Предлагается найти Гнома, который спрятался. Кто ещё есть на картинке?
    Белоснежка: Какие вы молодцы! Со всеми заданиями, которые придумали для вас Гномы, вы справились. Скажите, а что мы развивали сегодня на занятии? Если вам понравилось наше сказочное занятие, то кивните головой. Давайте посмотрим на доску, понравилось ли Гномам, как вы занимались? Слайд № 16.
    (Детям вручаются сладкие призы за работу на занятии).

    Волшебники-гномы,
    Слайд № 17.
    Немало для нас
    Чудесного сделать могли бы.
    Но больше чудес
    Совершает в сто раз
    Волшебное слово «СПАСИБО»!
    Белоснежка: Спасибо вам, ребята, за отличную работу на занятии. Спасибо вам, уважаемые коллеги, что пришли к нам в гости.

    Презентация на тему: Белоснежка и семь гномов

    Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе «Как еж зимует в лесу?»

    Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции" и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
    Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
    1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
    2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
    3) максимально активизировать познавательную деятельность;
    4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
    5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
    6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

    Коррекция ходьбы

    У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А, Стребелева Е.А., 1998).
    Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

    Коррекция бега

    У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев АА., 2002).

    Физические упражнения для коррекции бега

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости
    2. Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног
    3. «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания
    4. Бег «змейкой», не задевая предметов; то же - вдвоем, держась за руки Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений
    5 Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками ит. п.) Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем
    6 Бег с подскоками Ритм движений, соразмерность усилий
    7 Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем
    8. Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества
    9. Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом скакалками) Дифференцировка усилий и длины шага
    10 «Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение
    11. Бег медленный в чередовании с ходьбой (5 - 10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы
    12. «Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей) Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, сюростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата
    13. Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с. Быстрэта двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестиб/лярного аппарата
    14. Бег за обручем Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий
    15. Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли) Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий
    16. По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата

    Коррекция прыжков

    Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой (Дмитриев А А., 2002).
    Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
    Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и всг мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.

    Физические упражнения для коррекции прыжков

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90" Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
    2. Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м
    3. Прыжки через скакалку - на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости
    4. Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд) Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений
    5. Прыжок с места вперед - вверх через натянутую веревку -ia высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества
    6. Прыжки на двух ногах через набивтые мячи из полуприседа с взмахом эук Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений рук и ног, развитие силы разгибателей ног
    7. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
    8. Прыжки с зажатым между стопами мячом Координация движений, точность кинестетических ощущений
    9. Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества
    10 Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества
    11. Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок Координация движений рук и ног, ритмичность движений
    12 Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»
    13. Прыжки через обруч,
    а) перешагиванием;
    б) на двух ногах с междускоками;
    в) на двух ногах
    Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилрй, координация движений рук и ног
    14. Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет - поворот на 90° Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля

    Коррекция лазания и перелезания

    Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности - страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.

    Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания

    № n/i Упражнения
    я
    Коррекционная направленность
    1. Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой Координация движений, соразмерность усилий
    2 Перелезание через рейку лестницы- стремянки Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве
    3. Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения
    4. Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела
    5. Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10° Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия
    6. Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон Согласованность движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий
    7. Лазанье по гимнасти«ской стенке приставными шагами, го одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть) Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног
    8. «Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами Преодоление страха высоты, координация и согласованность движе ний рук и ног, профилактика плоскостопия воображение
    9. «Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия
    10. «Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса
    11. Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов) Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве
    12. «Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо) Равновесие, согласованность движений
    13. «На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства профилактика плоскостопия

    Коррекция метания

    Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дис координация движений рук, ног и туловища.
    Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.

    Коррекция и развитие мелкой моторики рук

    Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
    Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь - мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи- ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно.

    Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.)
    а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую,
    б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя.
    в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя.
    г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета
    Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения.
    Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве
    2 Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом Тонкая дифференциров ка усилий кисти, согла сованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переклю чение внимания
    3 а) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
    б) То же, но ловля правой (левой) рукой
    Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара, ориен
    4. а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя,
    б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом
    Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность
    5. а) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках,
    б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой,
    в) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол
    Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой)
    6. а) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный),
    б) Удары разными мячами о стену,
    в) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую,
    г) Подбрасывание правой и ловля правой
    Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания
    д) Подбрасывание левой и ловля левой,
    е) Броски мяча в цель с близкого расстояния
    7. Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4-6 м. Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу
    V
    Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества
    8. То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние, скоростно- силовые качества

    Коррекция расслабления

    Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение как во время выполнения физических упражнений, так к остаточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучаемых сложных движений.

    Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут (рис.4.1).
    1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
    2. Сутулость. Го лоза выдвинута вперед, плечи сильно сведены
    Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы (рис. 4.2).

    Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, $ которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы Ктабл. 4.2)
    Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп (Черник Е.С., 1997).
    Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.

    При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
    1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
    2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
    3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
    4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой - специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.

    Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках - опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
    2. «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс - прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений
    3. «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коле Укрепление мышц туловища, координация дви
    нями, прижатыми к груди и обхваченными руками, - перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук жений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве
    4. «Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) - наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве
    5. «Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению
    6. «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину - поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке» Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота
    7. «Пловец». Из положения лежа на груди - движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения
    8. «Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед - медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища
    9. «Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову - сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их Сила мышц брюшного тресса, координация движений, простран
    до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение ственная ориентация, регулирование амплитуды движения
    10. «Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения - имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений
    11. «Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча - отведение левой ноги вверх. То же - на левом боку с отведением правой ноги Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация движений
    12. «Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны - поднять ноги на 90° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие
    Упражнения для коррекции круглой (сутулой) спины
    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. 2. 3. «Кошечка»
    «Змея»
    «Лодочка»
    Гибкость грудного отдела позвоночника, удержание осанки в динамических упражнениях и статических позах
    4. «Кроль». Стоя перед зеркалом, вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса. Ритмичность и координация движений, регулирование темпа движений
    5. «Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки - наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы
    6. «Штанга». Из положения стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами - наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движений
    7. «Лук». Стоя вплотную спиной к гимнастической стенке, хватом за рейку на уровне плеч - прогнуться в грудном отделе, выпрямив руки и вернуться в исходное положение Гибкость грудного отдела позвоночника, координация движений, растягивание мышц брюшного пресса
    8. «Обезьянка». Из положения стоя на 4-й рейке снизу лицом к гимнастической стенке, хватом двумя руками на уровне пояса - глубоко присесть, разгибая руки Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве
    9. «Силач». Из положения лежа на животе с гантелями (по 1 кг) в руках, руки в стороны - слегка вытянуть шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять ноги: вернуться в исходное положение, расслабить руки Гибкость грудного отдела позвоночника, статическая сила рук и плечевого пояса, симметричность усилий
    10. «Орел». Из положения лежа бедрами поперек гимнастической скамейки, ноги закреплены (партнер держит голеностопы) руки за голову - наклон вперед с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах, голову поднять, локти отвести в стороны, зафиксировать позу и вернуться в исходное положение, расслабиться Гибкость грудного отдела позвоночника, растягивание мышц передней стороны туловища, ориентировка в пространстве, симметричность движений, устойчивость вестибулярного аппарата

    Упражнения для коррекции кругловогнутой спины

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1 «Петушок». 1) Стоя на одной ноге, опираясь боком на гимнастическую стенку, согнуть ногу в колене, захватить ее за голеносгоп и подтянуть пятку к ягодице. То же на другой ноге.
    1. То же, из положения лежа на животе.
    2. То же, с подтягиванием обеих ног к ягодицам
    2 «Столбик». Стоя на коленях, руки вдоль туловища, подбородок прижат - наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения
    3 «Махи». Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку - мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу. То же, стоя другим боком Растягивание мышц передней поверхности бедер
    4 «Дровосек». Из положения стойки ноги врозь, руки в замок - замах руками вверх и резкий наклон вперед, ноги не сгибать Растягивание мышц спины, ритмичность движений, устойчивость вестибулярного аппарата
    5 «Книжка». Из положения сидя на полу, ноги врозь - наклоны вперед до касания лбом коленей Растягивание мышц спины
    6. «Паук». Ходьба в глубоком наклоне, захватив голеностопы руками Растягивание мышц спины, ориентировка в пространстве
    7. «Рак». 1) Из положения лежа на животе - поочередное поднимание прямых ног назад - вверх. 2) То же, из упора на коленях Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины, координация движений
    8. «Лодочка» Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины
    9 «Велосипед» Сила мышц брюшного пресса
    10. «Ножницы». Из упора сидя сзади - скрещивание прямых ног Сила мышц брюшного пресса
    11. «Цифры». Из положения лежа на спине и подняв ноги вверх до прямого угла - написание прямыми ногами цифр 1, 2, 3... по большой амплитуде, но не касаясь пола. После каждой цифры - отдых, который постепенно сокращается и исключается совсем. Проводится в соревновательной форме - кто больше напишет цифр (или букв) Сила мышц брюшного пресса, координация движений, образное мышление, волевое усилие, точность движений, ориентировка в пространстве, регулирование амплитуды движений
    12. «Тяжелые ноги». 1) Из положения лежа на спине с зажатым между коленями набивным мячом (2 кг) - согнуть ноги, приподняв до угла 45° и медленно вернуться в исходное положение.
    1. То же, зажав набивной мяч между лодыжками.
    2. То же, но удержание прямых ног с грузом на высоте 10-20 см от пола, в течение 5-10 с
    Сила мышц брюшного пресса, дифференцировка усилий и пространства, координация и точность движений, волевое усилие

    Упражнения для коррекции плоской спины

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. 2. «Лодочка» «Пловец» Укрепление силы мышц спины
    3. «Ящерица». 1) Из положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности ки стей, положенных друг на друга, - перевести руки на пояс, приподняв голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание.
    2) То же, но кисти рук переводить к плечам, за голову
    Укрепление силы мышц спины, дифференцировка пространственных характеристик движения, удержание осанки в непривычной позе, волевое усилие, координация движений
    4. «Бокс». 1) Из положения лежа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны - сжимать и разжимать кисти рук.
    2) То же, но поочередно сгибая и разгибая руки вперед - вверх (бокс)
    Укрепление мышц спины, развитие мелсой моторики, управление временными характеристиками движения, соразмерность и точность движений
    5. «Рак» Укрепление мышц спины
    6. «Пушка». Из положения лежа на животе - толкание от себя набивного мяча (1-2 кг) Сила мышц спины и плечевого пояса, координация движений и соразмерность усилий, удержание осанки в необычных условиях
    7. «Угол». 1) Из положения виса на гимнастической стенке - переменное поднимание согнутых в коленях ног. 2) То же, но поднимание прямых ног. 3) То же, но одновременное поднимание обеих ног Укрепление мышц передней поверхности бедер
    8. «Свечка». 1) Из положения лежа на спине - поочередное поднимание прямых ног. 2) То же, но одновремен Силы мышц передней поверхности бедер, дифференцировка усилий,
    ное поднимание прямых ног. 3) То же, с отягощением (набивным мячом) между лодыжками координация движений, волевые усилия
    9. «Пистолетик». 1) Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса - присесть на одной, другая - вперед, встать, опираясь на стенку. 2) То же на другой ноге Сила мышц передней поверхности бедер, координация движений, сохранение осанки при динамических движениях

    Плоская стопа довольно часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры.
    Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, плохое настроение, быструю утомляемость (рис. 4.3).

    Основной причиной плоскостопия является слабость мышцы связочного аппарата, поддерживающих свод стопы.
    Чаще тически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть разной. Различают плоскостопие врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и самое распространенное; статическое (М.И. Фонарев).
    Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.

    Коррекционные упражнения, выполняемые лежа

    1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы.
    2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.
    3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.
    4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.
    5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягиваьие носков стоп с поворотом их вовнутрь.

    Коррекционные упражнения, выполняемые сидя

    1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.
    2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.
    3. Подгребание пальцами матерчатого коврика или имитация подгребания песка.
    4. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое.
    5. Сидя на краю стула, стопы параллельно - руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы.
    6. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.
    7. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
    8. Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам - ползающие движения стоп вперед и назад за счет пальцев ног.
    9. Из положения сидя с согнутыми коленями, руки провести снаружи между бедром и голенью, захватив ладонями стопы с внешней стороны, - поочередно поднимать стопы руками.
    10. То же, но захватить стопы с внутренней стороны.
    11. В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между ногами, стопы захватить руками со стороны подошвы и поочередно поднимать их.
    12. В упоре сидя сзади - поочередные и одновременные круговые движения стопой.

    Коррекционные упражнения, выполняемые стоя

    1. Стоя на наружных сводах стоп - подняться на носки и вернуться в исходное положение.
    2. Стоя на наружных сводах стопы - полуприсед.
    3. Стоя, носки вместе, пятки врозь - подняться на носки, вернуться в исходное положение.
    4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони - сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы.
    5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), - подняться на носки, вернуться в исходное положение.
    6. На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу - захватить пальцами ног шейку или головку булавы и поставить ее на основание.
    7. Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не поднимая ее.
    8. Поставить левую (правую) ногу на носок - поочередная смена положения в быстром темпе.
    9. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе - присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.

    Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе

    1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.
    2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.
    3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.
    4. Ходьба по набивным мячам.
    5. Ходьба на носках по наклонной плоскости.
    6. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
    7. Ходьба вдоль и приставными шагами боком по канату, расположенному на полу.
    8. Ходьба приставными шагами по рейке гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса.
    9. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь.
    10. Ходьба на носках, собирая пальцами ног рассыпанные орехи, шашки, пуговицы.
    11. Ходьба на четвереньках маленькими шажками.
    12. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию).

    Коррекция дыхания

    Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос,
    причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.

    Упражнения для коррекции дыхания

    № п/п Упражнения Коррекционная направленность
    1. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права» рука на груди, левая - на животе - глубокое медленное дыхание через нос Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая - брюшное (поднимается живот)
    2. Лежа на спине, руки вдоль туловища - глубокий вдох через нос (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление
    3. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях - глубокий вдох и выдох Увеличение глубины полного дыхания в статической позе
    4. То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох - ка 4 («сдунули одуванчик») Усвоение ритма полного дыхания
    5. Стоя, руки на пояс - глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу») Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление
    6. Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой - глубокий вдох и длинный выдох («подули на молоко») Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление
    7. Лежа на спине, поднимание рук вверх - вдох, опускание - выдох Усиление глубины вдоха в сочетании с движением
    8. Сидя на стуле, положив набивной мяч (2 кг) на живот и удерживая его руками, - глубокий вдох, медленный выдох, рот трубочкой Увеличение подвижности диафрагмы, усиление глубины вдоха
    9. Сидя на стуле, развести руки в стороны - глубокий вдох, на выдохе - наклон вперед, доставая руками носки ног Согласование дыхания с движением, акцентированный сильный выдох
    10. Стоя, руки перед грудью, после глубокого вдоха - на выдохе пружинящие отведения назад рук, согнутых в локтях Согласование дыхания с движением, парциальный выдох (на 4 счета)
    11. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок - глубокий вдох - поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-у»>
    12. «Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед с взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка - сильный выдох с произнесением звуков «ква» Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускутатуры
    13. Ходьба, руки на поясе с различными вариантами дыхания: на 3 шага - вдох, на 3 шага - выдох; на 4 шага - вдох, на 4 шага - выдох; на 2 шага - вдох, на 3 шага - выдох; на 3 шага - вдох, на 5 шагов - выдох и др. Акцентирование внимания на дыхании, варьирование частоты дыхания, согласование заданной частоты дыхания с движением
    14. Бег с акцентированным вниманием на дыхание: а) после сильного вдоха через нос, не задерживая дыхания, - постепенный выдох на каждый шаг, на четвертом - полный выдох через рот с произнесением звуков «ф-фу»; б) на 4 шага постепенный вдох, на 4 шага - постепенный выдох; в) на 2 шага - вдох, на 4 шага - выдох Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе
    15. Бег с произвольным дыханием, ускорениями, остановками, прыжками и т. п. Развитие кардиореспи- раторной системы, определение индивидуального ритма дыхания
    16. Бег с ходьбой по дорожкам парка, по пересеченной местности с регулированием частоты и глубины дыхания То же

    Профилактика зрения

    Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.
    Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
    Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходимо обследовать у врача. Офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Приводим несколько упражнений, наиболее простых и доступных для умственно отсталых детей, которые могут выполняться как на уроках, так и в домашних условиях (Лильин Е.Т., Доскин В.А, 1997).

    На каждом занятии используются от 3 до 5 упражнений. Более подробно меры профилактики и коррекции зрения изложены в главе 2.

    Лексическая тема: «Признаки весны».

    Тема занятия: «Весна идёт и все ей рады».

    Цель: продолжать знакомство с весенними изменениями в природе.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать представление о признаках ранней весны.

    Учить устанавливать простейшие связи.

    Коррекционные:

    Активизировать пассивный словарь.

    Развивать зрительное и слуховое восприятие.

    Формировать умение общаться в диалоге с педагогом и сверстниками, используя жесты.

    Тренировать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

    Воспитательные:

    Формировать самостоятельность, доброжелательность, желание общаться.

    Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.

    Оборудование: кукла в наряде весны, предметные и сюжетные картинки, чашка со льдом.

    Словарная работа: весна, ранняя весна, март, капель, ручьи, проталины, тает, бежит, журчит.

    Звукоподражание: кап-кап, кап-кап.

    Жесты: спасибо, здравствуй.

    Ход занятия.

    Организационный момент

    Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам пришёл? Это же Весна-красна. А какая она нарядная, красивая. (Дети рассматривают куклу и усаживают за стол.)

    Воспитатель: - Что она нам принесла? Солнышко с теплом, капель звонкую, первую травку. (Воспитатель достаёт и прикрепляет на магнитную доску.)

    Основная часть

    Весна: - Какое сейчас время года? (На доске или стенде сюжетная картинка «Весна»).

    Воспитатель: - Поздоровайся с весной. Мы её долго ждали. (Ребёнок отвечает жестом.)

    Воспитатель: - Весна наступает после зимы. По календарю 1 марта. Но в природе так бывает не всегда и не сразу. Погода весной не устойчивая: то тепло, то холодно. Днем солнце начинает светить ярче. Теплеет. От этого снег и лёд тают. Бегут ручьи.

    Весна: - Посмотрите, дети, что стало со снегом? - Он растаял. А утром в чашке был снег. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот он и растаял.

    Воспитатель: - Март-первый месяц весны. Солнце уже пригревает всё сильнее. С середины марта снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Снег и мороз иногда возвращаются, но уже ненадолго.

    Индивидуальная работа.

    (Воспитатель ненадолго открывает окно.)

    Воспитатель: - Вы слышите, кап-кап, кап-кап…Откуда эти капельки? (Ответы детей).

    Воспитатель: - Правильно. Пришла весна. Растопила на крыше снег. Ледяные сосульки тают. Стекает капельками вода-кап-кап, кап-кап. Так плачут сосульки. Им жалко, что кончилась зима.

    Игровое упражнение «Песенка капели».

    Воспитатель: - Давайте немного поиграем. Я буду читать стишок, а вы будете выполнять движения. Посмотрите, как надо делать. (Сначала демонстрирует движения воспитатель, затем выполняют дети.)

    Кап, кап, я капель, Указательным пальцем

    Кап, кап, веселей. правой руки слегка

    На весеннем тепле постукиваем по раскрытой

    Капельки поспели ладони левой руки.

    Кап, кап-на скамью, Слегка постукиваем

    Детям на игрушки указательными пальцами

    Кап, кап-воробью обеих рук по крышке стола

    Прямо по макушке!

    Успокойся, воробей, Большим и указательным

    Лучше капельку попей пальцами имитируем клюв.

    Тёпленькой водицы,

    Чтобы не сердиться!

    Дидактическое упражнение «Идем гулять» (подбор одежды по предметным картинкам).

    Весна: - Зимой было холодно взрослые и дети носили теплую зимнюю одежду. Какую?

    (Дети выбирают предметные картинки: меховая шапка, шуба, валенки, тёплые сапоги).

    Воспитатель: - Весной стало заметно теплее и в зимней одежде нам жарко. Посмотри, как одеты дети на картинке?

    Весна: - Что мы наденем на прогулку?

    (Дети подбирают картинки, воспитатель комментирует их выбор.)

    Воспитатель: - Снег становиться рыхлым и тает, бегут ручьи, солнышко греет сильнее, вместо снега идет дождь. Чтобы не вспотеть, не промокнуть и не заболеть - одежду меняют на более легкую и непромокаемую.

    Рефлексия

    Лексическое упражнение «Почему?»

    Весна: - Почему тает снег? (Солнце греет сильнее, стало тепло.)

    Почему бегут ручьи? (Растаял снег и превратился в воду.)

    Почему звенит капель? (Сосульки тают и вода капает вниз в лужицы.)

    Весна: - Спасибо, детишки, вы молодцы. До свидания. Встретимся с вами на прогулке.

    Список литературы

    1. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Издательство «Владос», 2001 г.
    2. Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова. Пальчиковые игры для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», 2010 г.
    3. С. Вохринцева. Времена года. Издательство «Страна фантазий», 2009 г.

    Интернет-ресурсы

    1. www.detsad-kitty.ru
    2. www.doshvozrast.ru