Процесс модернизации в японии 19 век. Япония на пути модернизации

Япония на пути модернизации

Подготовил ученик 8 класса:

Баринов Алексей


Насильственное «открытие» Японии

  • В 16 веке правители Японии запретили народу исповедовать христианскую религию, а в 17 веке «закрыли» страну и изгнали всех европейцев. Считалось, что христианство разрушает традиции народа. А христианские проповедники рассматривались как «передовой отряд захватчиков».

  • Шли десятилетия. Правительства США и Европы все пристальнее поглядывали на Дальний Восток.
  • 1854 г. Американская эскадра под угрозой пушек вынудила правительство сёгуна «открыть» страну.

Открытие портов

  • Япония открывала два порта для американцев и принимала американского консула.
  • Вслед за США подобные договоры были подписаны с Великобританией, Голландией, Францией и Россией, которая направила к берегам Японии эскадру под командованием адмирала Путятина. Подписанный договор был очень выгоден для России: Курильские острова севернее острова Итуруп признавались русской территорией, но Сахалин должен был находится в совместном владении.

Ефим Васильевич Путятин

  • Граф Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин (8 ноября 1803, Петербург - 16 октября 1883, Париж) - русский адмирал, государственный деятель и дипломат. В 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Начало эры «просвещенного правления»

  • В результате указанных событий Япония была вынуждена тратить огромные деньги на закупку вооружения, а это вело к увеличению налогов, основная тяжесть которых падала на крестьян и городских ремесленников.
  • Со временем недовольство в бедных слоях населения (крестьяне, ремесленники, небогатые самураи, купцы и князья) очень сильно начало подниматься. Становились популярны лозунги, направленные на изгнание иностранцев.


«Революция Мейдзи»

  • В итоге всеобщего недовольства в 1868 г. Японии произошел революционный переворот, в результате которого власть перешла в руки 15 – летнего императора Муцухито. Его коронуют императором Мейдзи - «просвещенное правление».

Император Муцухито

  • Император Мэйдзи (3 ноября 1852 года, Киото - ум. 30 июля 1912 года, Токио) - 122-й император Японии, взошедший на престол 3 февраля 1867 года и правивший страной вплоть до своей смерти.
  • Его прижизненным именем было имя Муцухито. Хотя за пределами Японии он периодически упоминается как «Император Муцухито», в Японии умершие императоры именуются только посмертным именем.
  • Ко времени его рождения в 1852 году Япония была изолированной, отсталой в технологическом плане и феодальной страной, которой правили сёгунат Токугава и даймё, крупные феодальные правители более чем 250 децентрализованных областей Японии. Ко времени его смерти в 1912 году Япония прошла через политическую, социальную и индустриальную революции и стала одной из сильнейших мировых держав.

Реформы Мейдзи

  • 1) Аграрная реформа, установившая частную собственность на землю и разрешившая ее покупку и продажу
  • 2) Административная реформа уничтожала власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с назначенными чиновниками.
  • 3) Военная реформа 1872 г. Вводила в Японии всеобщую воинскую повинностью Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой.
  • 4) Судебная реформа уничтожала сословия.

Реформы в государственном управлении

  • В 1889 г. От имени императора была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу. Император считался личностью священной и неприкосновенной, наделялся почти неограниченными правами.
  • Парламент состоял из двух палат: Верхней (палаты пэров, члены которой назначались императором) и нижней (избираемой). В результате высокого имущественного и возрастного цензов и отсутствия права голоса у женщин вначале избирательное право распространялось всего на 1% населения.

Новые черты экономики

  • Финансовая реформа включала в себя новую денежную единицу – йену.
  • Началось строительство железных дорог, телеграфных линий и почты, подобно европейскому образцу.
  • Строились «образцовые» заводы, которые затем продавались или отдавались в аренду на льготных условиях торговым и промышленным фирмам. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси».

Синто на службе у государства

  • В 80 – 90 годы в Японии стали широко распространяться националистические идеи, основу которых составляли мифы о божественном происхождении императора. В распространении этих идей прежде всего были заинтересованы военные круги и монополистическая буржуазия.
  • Для пропаганды национализма использовали древнюю религию – синтоизм.

Синтоизм

  • Синтоизм, синто «путь богов» - традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Внешняя политика

  • К 90 – м годам Япония стала самой мощной и богатой страной в Азии. Но страна имело совсем мало земли для сельского хозяйства, и была бедна полезными ископаемыми.
  • В 1893 – 1894 годах Южная Корея была охвачена крестьянской войной. Под предлогом «содействия ликвидации внутренних беспорядков» Япония вторглась в эту страну. В 1894 г. Японские войска захватили Сеул, разгромили гарнизон и поставили марионеточное правительство. Без объявления войны напали на китайский морской транспорт.

Японо – китайская война (1894 – 1895)

  • Японо-китайская война 1894-1895 - война Японии против маньчжурской империи Цин (в которую входил Китай) с целью установления контроля над Кореей (номинально являвшейся вассальной по отношению к империи Цин страной) и проникновения в Маньчжурию и Китай.
  • В итоге Китайские войска были разгромлены, и по условиям мирного договора 1895 г. Япония получила большую контрибуцию, остров Тайвань, острова Пэнхулидао и право строить в Корее свои предприятия.

  • Молодое государство быстро и четко провело ряд реформ, разрушивших устои традиционного общества, что позволило Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства.

История Японии в конце XIX – нач. XX веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела свои специфические черты.


Открытие Японии До середины XIX века Япония была закрытой страной. Это обусловило экономическую, политическую и военную слабость страны. В 1854 году США, использовав силу оружия, вынудили правительство сёгуна открыть страну. Был подписан договор о мире и дружбе. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны.


Революция Мейдзи Конец 60-х гг. XIX века ознаменовался событиями, которые принято называть Мейдзи Ими или Революция Мейдзи. Она связана с реставрацией власти императора и низложением сёгуната. В 1867 году сёгун отказался от власти в пользу 15-летнего императора Муцихито.Муцихито


6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий: Все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением Все люди должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации. Будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность. Знания будут заимствоваться во всем мире




Для этого Мейдзи провел ряд кардинальных реформ: Направление реформСодержание реформЗначение реформ Аграрная реформаКрестьянам передавалась на определённых условиях часть земли. В сельском хозяйстве стал развиваться капиталистический уклад. Административная реформа Конфискация части земель и лишение власти князей. Уничтожила власть князей и деление страны на княжества. Военная реформаВведена всеобщая воинская повинность. Ликвидирована военно- феодальная структура. Японская армия приобрела высокую боеспособность. Денежная реформаВведена единая денежная единица – иена. Создала условия для формирования единого национального рынка. Реформа образованияПринят указ об обязательном начальном образовании Уничтожена сословная система образования.


В 80-х г.г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. В Европу и США была послана специальная миссия (ознакомиться и выбрать наиболее подходящий вариант конституции). Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка. Император Нижняя палатаВерхняя палата Парламент


Особенности развития Японии в начале XX в. Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси».




Заключение Япония единственное неевропейское государство, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских стран. Развитие империализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения и это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.


Император Мэйдзи Император Мэйдзи прижизненное имя Муцухито император Японии. Когда он родился, Япония была изолированной, отсталой в технологическом плане феодальной страной, которой правили сёгунат Токугава и даймё. Ко времени его смерти в 1912 году, Япония прошла через политическую, социальную и индустриальную революции и стала одной из сильнейших мировых держав. Назад



Из всех пяти стран Востока, где проходили процессы модернизации так и не были завершены, опыт Японии выступает «счастливым исключением» из правил восточного типа модернизации, где традиционные миры отступали не в силу внутренней эволюции общества как на Западе, а под давлением западного капитализма и колониализма. Последнее обстоятельство создавало в восточных обществах мощную социальную базу (как верхов, так и низов) их неприятия, приводило к социально-культурным расколам общества, порождала особую болезненность и кризисность общественного развития.

Западное давление на японское традиционное общество разумеется, было, но здесь не было глубокого неприятия культурных и технических инноваций Запада, не было и высокомерного и неадекватного отношения к внешнему миру как у китайцев. К тому же даже в условиях существования сегуната, японцы не прерывали своего пусть узкого, но «общения с западным миром», с его новинками через голландцев, далеко, кстати, неотсталого европейского народа.

К тому же в отличие от Китая и других стран Востока, японская традиция государственности не имела ярко выраженного деспотизма и подавления государством и бюрократией частного сектора. Как мы уже отмечали и развитие городов, и частнособственнические отношения здесь были выражены сильнее, чем где -либо в восточных странах. Все это благотворно повлияло на развитие буржуазных отношений на японской земле. И еще что очень важно отметить, в японской культуре не было тотального неприятия нового, чужеземного, поскольку японцы в своей истории неоднократно и очень много заимствовали, например, у китайской культуры.

Как указывают многие исследователи в японской национальной культуре, есть удивительное свойство формировать органичный симбиоз традиций и инноваций, которое в японской политической науке получило название дзассюсэй (гибридность). Чем оно объясняется? Во-первых, японское сознание способно трансформировать и адаптировать заимствования настолько эффективно, что они воспринимаются как нечто органичное и не противоречащее традиции. Во-вторых, специфика японской традиции заключается в том, что восприятие нового вовсе не означает насильственное вытеснение старого новым. Нет, новое органично усваивается и входит уже в «плоть и кровь» автохтонной традиции. Вот поэтому в Японии в отличие от других восточных стран почти не возникало раскола или оппозиции между модернизаторами и консерваторами.

В самой по себе политике реформирования не было ничего исключительного, по сравнению с другими восточными странами, но особенностью Японии было в том, что эти реформы проведены достаточно быстро и последовательно и самое главное, при наличие консенсуса в верхах. Что еще отличало модернизацию Японии, это ее милитаризованность и маниакальное стремление сохранить и укрепить свою великодержавность. В японском обществе в отличие даже от китайского, было полное единодушие против неравноправных договоров с иностранцами и их присутствия в стране, но и против тех, кто счел возможным пойти на недопустимые уступки «заморским варварам». В тоже время японцы внимательно изучали западный опыт выстраивания отношений с восточными странами, в частности с Китаем. Это впоследствии принесло свои плоды. Япония стала единственной азиатской страной, которая в своей внешней политике с восточными странами проводила типично империалистическую политику по западным лекалам. Патриотический настрой сплотил нацию в единое целое и позволил мобилизовать общество на необходимые реформы. Все эти настроения в частности быстро помогли Японии перевооружить армию и флот по западным стандартам и в конце XIX в. самой превратиться в единственную незападную колониальную державу. Но самурайский дух милитаризма и шовинизма сыграл двоякую роль в судьбе страны: с одной стороны, помог признать Японию Западом в качестве единственной незападной страны почти равной себе, но с другой, лишил японское руководство чувство меры и привел милитаристское государство к своему краху в 1945 г.

Переломным моментом в модернизации Японии стал 1868 г. когда власть в результате революционного по свои результатам политического переворота, впервые в истории Японии перешла к юному императору Муцухито. От его имени был проведен комплекс радикальных реформ, которые получили в японской историографии название революция «Мэйдзи», что означает «просвещенное правление». Это была в еще большей степени модернизация «сверху» по сравнению с европейской Германией и больше походил на российский опыт модернизации традиционной системы самодержавной властью (реформы Александра II).

Очень быстро в Японии были ликвидировано феодальные уделы и наследственные привилегии князей-дайме, превратив их в чиновников, которые возглавляли губернии и префектуры. При этом титулы сохранились, но сословные различия были сильно ограниченны. Земля переходила в собственность крестьян, как и в России за выкуп, что открывало путь развития капитализма в деревне. Купля-продажа земли была разрешена без ограничений. Государство стало поощрять национальную буржуазию, дав ей твердые социальные и юридические гарантии. Более того государство взяв на себя строительство крупных промышленных объектов, потом за бесценок продавали их привилегированным компаниям- Мицуи, Мицубиси, Фурукава. Тем самым правительство продемонстрировало всем, что оно защищает интересы частного бизнеса. Поэтому японская буржуазия, крепко привязанная к монархии, поддержала мероприятия, направленные на сохранение полицейско-бюрократического произвола и не боролась за предоставление ей политической власти. Даже возникшая в 1882 г. партия либеральной буржуазии активно поддерживала внутреннюю и особенно внешнюю политику властей. Сложился своеобразный союз «иены и меча», ставший характерной чертой социального строя Японии вплоть до 1945 г.

Особенностью японского капитализма стало культивирование патерналистских традиций, стремление предпринимателей наладить прямой контакт со всеми рабочими на началах гармонии труда и капитала. Сложилась особая система менеджмента и взаимоотношений внутри фирмы: в глазах японского рабочего фирма представлялась своеобразной традиционной общиной, где хозяин был не только работодателем, но и «заботливым отцом большого семейства». Рабочие воспитывались в духе преданности «семье- фирме», беспрекословного подчинения начальству. В свою очередь, руководство фирмы давало своим «детям» твердые социальные гарантии и различные льготы. Эта практика как показал опыт, была успешной, Япония практически не знала мощных рабочих движений, забастовок, подобных тем, что сотрясали ведущие страны Европы и Америки.

Наконец, в 1889 г. в Японии была принята конституция по прусскому образцу, где за императором оставались исключительно широкие права: ему принадлежало утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командованием вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. В четвертой главе (55 статья) отмечалось, что министры в Японии ответственны только перед императором. Нелишне напомнить, что император в Японии обожествлялся, а сама японская нация рассматривалась как одна большая семья, в которой император играл роль своего рода духовного отца.

Победоносные войны 1894-1895 гг. с Китаем, в 1904-1905 гг. с мощной Россией, только укрепили убеждение в обществе в правильности реформ и еще более сплотили нацию вокруг ее милитаристского и империалистического курса. К началу XX в. Япония, единственная из восточных стран, сумела в целом закончить буржуазные реформы раннеиндустриальной стадии капитализма, сохранив при этом немалые докапиталистические пережитки и войти в ряд стран «второго эшелона» капиталистического развития, наряду с Германией, Италией и Россией. С этими странами Японию сближал общий опыт проводимой модернизации «сверху», сохранение многочисленных докапиталистических отношений и отсутствие полноценного гражданского общества и широких гражданских свобод.

Что и говорить, и буржуазная модернизация и политический строй Японии был далека от западного демократического образца США, что в общем, объяснялось восточным типом японского государства и общества. Но эта успешная во многих отношениях «революция сверху» в восточной стране, смогла все же разорвать порочную завязь страны на деспотичной структуре власти-собственности, вырваться из оков традиции, перейти в новое качество и стать «счастливым исключением» из модернизирующихся с большими «откатами» в Традицию, стран Востока.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля:

1.Что было общего и особенного в попытках модернизации восточных государств в XIX веке?

2.Каковы были характерные черты реформ в Османской империи во второй половине XIX-начале XX вв.

3.Чем объясняется превращение Ирана в полуколонию европейских держав в XIX веке?

4.Почему все попытки китайских реформ во второй половине XIX века, закончились крахом?

5.Какую роль сыграл Запад в реформах восточных государств во второй половине XIX –начале XX вв.

6. Чем объяснить успех буржуазных реформ «Мейдзи» в Японии?

Основная литература

1.Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.-3-е изд.-М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Васильев Л.С. Всеобщая история. В 6 т. Т.4. Новое время (XIX в.): Учеб. пособие.-М.: Высш. Шк., 2010.

3.Яковлев, А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX веках. М.: ЛЕНАНД, 2010.

3.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М. Высш. Шк., 1998.

4.Кагарлицкий Б.Ю. От империй-к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации.-М.: Изд. Дом Гос. Ун-та-Высшей школы экономики, 2010.

Дополнительная литература

1.Фернандес-Арместо, Ф. Цивилизации/ Фелипе Фернандес- Арместо; пер, с англ, Д.Арсеньева, О.Колесникова.-М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

2.Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учеб. пособие.-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.

3.Непомнин О.Е. Типология азиатских обществ. Ин-т востоковедения РАН.- М.: Вост. Лит., 2010.

Правительство США поручило офицеру военно-морских сил США Мэтью Пери / Matthew Perry заключить торговый договор с Японией. В случае отказа – принудить сделать это военными средствами. До этого, Япония на протяжении более чем двух веков отказывалась от торговли с христианскими странами…

«… с 1638 года Япония, за исключением крохотной голландской фактории на маленьком острове Десима в бухте Нагасаки, стала абсолютно закрытой для европейцев страной и оставалась закрытой более 200 лет. Голландцы на Десиме постоянно подвергались всяческим унижениям. Они были лишены общения с японцами, за исключением чиновников, специально назначенных для ведения с ними дел. В течение двух веков японцы пребывали в столь полной изоляции от остального мира, что казалось, будто они живут на другой планете. Было запрещено строить суда, превосходящие размером суда для каботажного плавания. Японцам было запрещено ездить за границу, а европейцам - въезжать в их страну.

Два столетия Япония находилась в стороне от основного потока истории. Она продолжала жить в состоянии экзотического феодализма, взбадриваемого время от времени кровавыми междоусобиями, при котором примерно пять процентов населения - самураи, или военные люди, знать и их семьи - безраздельно тиранствовали над остальным населением. Когда проезжал знатный человек, то все простые люди становились на колени; мельчайшее проявление неуважения означало риск быть зарубленным насмерть его самураями.

А тем временем огромный мир за пределами этой страны все больше познавал себя и расширял свои возможности. Случайные корабли всё чаще появлялись у мысов Японии; иногда эти корабли терпели крушение, и матросов выбрасывало на берег. Через остров Десиму, единственное связующее звено с огромным внешним миром, поступали тревожные сообщения о том, что Япония всё больше отстаёт в своём развитии от Западного мира.

В 1837 г. в бухту Эдо вошел корабль с незнакомым звёздно-полосатым флагом, на борту которого находились спасённые японские моряки, дрейфовавшие далеко от берега в Тихом океане. Корабль был обстрелян из пушки и вынужден был уйти.

Вскоре появились другие корабли с таким же флагом. Один из них пришёл в 1849 г., чтобы требовать освобождения восемнадцати американских моряков, спасшихся после кораблекрушения. Затем в 1853 г. появились четыре американских военных корабля под командованием командора Перри. Несмотря на попытки противодействия, они стали на якорь в запретных водах и отправили послания двум правителям, во власти которых тогда находилась Япония. В 1854 г. Перри вернулся уже с десятью кораблями, удивительными кораблями, движимыми с помощью пара и вооруженными орудиями большого калибра. Были сделаны предложения, касавшиеся торговли и взаимных контактов, от которых японцы были не в состоянии отказаться. Перри высадился на берег под охраной 500 человек, чтобы подписать соглашение. Толпы людей недоверчиво наблюдали, как эта депутация из внешнего мира шествовала по улицам.

Россия, Голландия и Британия последовали примеру американцев. В стране появились иностранцы, и в результате последовали конфликты между ними и японской знатью. В уличной драке был убит британский подданный, и один из японских городов был подвергнут обстрелу с моря британцами (1863). Некий влиятельный японский дворянин, владения которого позволяли контролировать пролив Симоносеки, счёл нужным палить из пушек по иностранным судам, и в результате второго обстрела, произведённого флотом британских, французских, голландских и американских военных кораблей, его батарея была уничтожена, а самураи - разбежались. Наконец в 1865 г. эскадра союзников вошла в порт Осаки, и японцам были навязаны соглашения, открывающие Японию миру.

Японцы были крайне унижены этими происшествиями; и часто спасение народов заключается в подобных унижениях. С достойными удивления энергией и смекалкой они принялись поднимать свою культуру и организацию общества до уровня европейских держав. Ни разу за всю историю человечества ни одна страна не совершала такого рывка, как Япония. В 1866 г. она была средневековой нацией с фантастически-карикатурной и экстремистской формой романтического феодализма; в 1899 г. это была уже полностью модернизированная страна, находившаяся на одном уровне с наиболее развитыми европейскими державами и далеко обогнавшая Россию.

Япония полностью развеяла тот предрассудок, что Азия необратимо и безнадёжно отстала от Европы. Наоборот, по сравнению с ней весь европейский прогресс выглядел вялым и временным. Мы не имеем здесь возможности подробно рассказать о войне Японии с Китаем в 1894-1895 годах. Эта война продемонстрировала степень её вестернизации. У Японии была обладавшая высокими боевыми качествами и организованная по западному образцу армия, а также небольшой, но сильный флот. Однако значимость её возрождения, оцененная Британией и Соединенными Штатами, которые уже обращались с Японией на равных, не была должным образом понята другими великими державами, занятыми поиском «новых Индий» в Азии.

Россия распространяла свое влияние через Маньчжурию в сторону Кореи, Франция уже укрепилась на юге в Тонкине и Аннаме, и Германия жадно выискивала, где бы основать свои поселения. Эти три державы объединили усилия, чтобы не дать Японии воспользоваться плодами победы в войне с Китаем, и особенно - чтобы не дать ей укрепиться на материке в тех районах, которые обеспечивали контроль над Японским морем. Япония была истощена конфликтом с Китаем, и они угрожали ей новой войной.

В 1898 г. Германия напала на Китай и, под предлогом убийства двух миссионеров, аннексировала часть провинции Шаньдун. После этого Россия захватила полуостров Ляодун и вынудила Китай согласиться с продолжением её Транссибирской железной дороги до Порт-Артура; а в 1900 г. оккупировала Маньчжурию. Британия не смогла удержаться от соблазна сделать что-нибудь подобное и захватила порт Вэйхайвэй (1898 г.).

Эти события привели к войне с Россией. Война, положившая конец европейской экспансии, обозначила новую эпоху в истории Азии. Русский народ, конечно же, не был причастен к той беде, которую замыслили для него на противоположном краю мира, и более дальновидные российские политики были против этого безрассудства. Началась переброска большого количества японских солдат через море к Порт-Артуру и в Корею, а из России по Транссибирской железной дороге потянулись бесконечные эшелоны с российскими крестьянами, которым суждено было умереть на полях сражений вдали от дома.Русские, имея бездарное командование и мошенников-интендантов, были разгромлены как на суше, так и на море. Российский Балтийский флот совершил плавание вокруг Африки и был полностью уничтожен в Цусимском проливе. Революционное движение простых людей в России, возмущенных этой далекой и бессмысленной бойней, заставило царя прекратить войну (1905 г.); он оставил южную часть Сахалина, захваченную Россией в 1875 г., вывел войска из Маньчжурии и уступил Корею Японии.

Белый человек начал освобождаться от своего бремени в Восточной Азии. Правда, еще в течение нескольких лет Германия продолжала, с большими для себя неприятностями, владеть Циндао».

Герберт Уэллс , Очерки истории цивилизации, М., «Эксмо», 2004 г., с. 830-832.