Специфика работы учителя - логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования. Организация инклюзивного образования в сельском детском саду Работа учителя логопеда в условиях инклюзивного образования

Каждое направление деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, приобретает особое значение.

Так, деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников.

Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.

Функции учителя-логопеда:

  • разработка индивидуальных образовательных программ;
  • отслеживание динамики развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка).
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей.

Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда:

Цель :

  • исправление недостатков устной и письменной речи.

Задачи :

  1. Коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы:

  • профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
  • развитие графо - моторных навыков, зрительно - моторного слежения, пространственных, временных представлений;
  • отработка артикуляционно - фонетической стороны речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
  • постановка звуков, введение последовательно звуков в речь;
  • дифференциация звуков и букв в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
  • расширение и уточнение словарного запаса, работа над словообразованием и словоизменением;
  • работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания;
  • работа над связной устной и письменной речью;
  • автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне;
  • исправление акустических дисграфий;
  • фонематический анализ слов;
  • формирование фонематического восприятия;
  • дифференциацию фонем, имеющих акустик-артикуляционное сходство;
  • коррекционную работу на лексическом уровне;
  • выявление активного словарного запаса учащихся;
  • слоговой анализ и синтез слов.
  • предупреждение и коррекцию оптической дисграфии;
  • дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями . Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления.

Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе.

Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого развития ребёнка, рассказать об успехах и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Иванова Н.Б.,
учитель-логопед

Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" НСП "Кораблик"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в условиях логопункта"
Дата публикации: 28.09.2018
Раздел: дошкольное образование

УДК 373.24

Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в

условиях логопункта.

Черноусова

Анастасия

Александровна, учитель-логопед

«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»

Аннотация.

затронуты

юридические

инклюзивного образования, подробно раскрыты цели и задачи, стоящие перед

учителем-логопедом логопедического пункта ДОО при работе с детьми с ТНР.

Выделяются и описываются характерные особенности организации работы с

ребенком

условиях

логопункта.

внимание

уделяется

нормативной

составлению

программы

особенностям

документации.

Актуальность

последние

возросло количество детей с ОВЗ и ФГОС обязывает переходить дошкольные

образовательные

организации

инклюзивному

образованию

создавать

специальные условия для обучения и воспитания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с

тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование.

Дошкольное

образование

претерпевает

значительные

изменения

момента вступления в силу Федерального государственного образовательного

от идеи интеграции (когда существуют специальные группы в ДО для детей с

тяжелыми

нарушениями

называемые

(логопедические группы) к инклюзии – совместному обучению и воспитанию

детей с различным уровнем развития. Конечно, эта идея возникла достаточно

давно, но именно в настоящее время идет активное внедрение инклюзивного

образования

образования

частности

дошкольного образования. Сейчас появилась обширная группа детей с ОВЗ и

непосредственно сюда относятся дети с ТНР.

После вступления в силу Закона об образовании система дошкольного

образования стала 1-й ступенью образования в нашей стране. Детский сад стал

образовательной

организацией.

Соответственно,

функционируют

общеобразовательные

программы,

а д ап т и в н ы е

образовательные программы, по которым дети получают образование. В эту

работу включены все специалисты и педагоги дошкольного учреждения и от их

совместной деятельности будет зависеть успешность обучения детей с ОВЗ и

интеграция их в общественную жизнь. Поэтому на сегодняшний день так важна

инклюзивного

образования.

логопунктах

занимаются

протяжении

нескольких

занимались в логопедических группах. Благодаря существующему на данный

законодательству,

преимущества

получают

используются

обучению,

применяются

вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Все это

нацелено на то, чтобы дети с различными особенностями и трудностями могли

находиться в группе полное время или частично, обучаясь по индивидуальному

образовательному маршруту и индивидуальной образовательной программе.

Существует нормативно-правовое обеспечение данного вопроса:

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах

инвалидов».

Конвенции

говорится

реализации

образование

государства-участники

обеспечить

инклюзивное

образование

обучение

течении всей жизни человека.

Конституция

Российской

Федерации

закрепила

равенство

прав и свобод граждан

Согласно Закону об образовании, инклюзивное образование –

это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

разнообразия

образовательных

потребностей

индивидуальных возможностей [ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»].

Таким образом, опираясь на эту законодательную базу, любой родитель,

которого

посещает

общеобразовательную

дошкольную

организацию,

обратиться

специализированной

рассчитывать на эту помощь.

С 2011 года в России действует программа «Доступная среда»,

интеграция

инвалидов

обществом,

создание

комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем говорится о

выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОУ, в том числе и

детей с ОВЗ.

Современный

инклюзивный

образованию

опирается на определенные принципы:

индивидуального

(индивидуализация

один из основных принципов дошкольного образования)

социального

взаимодействия

партнерские

отношения между ребенком и специалистом. Важно помнить, что цель

учителя-логопеда

коррекция

звукопроизношения,

развитие

фонематических процессов, но и способствование социализации ребенка

зачастую

обладает

различными

психологическими

особенностями, затрудняющими ему интеграцию в общество

Принцип вариативности предполагает наличие вариативной

развивающей

необходимых

развивающих

дидактических

пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и

воспитания

способность

использования

педагогом

разнообразных

методов и средств работы.

партнерского

взаимодействия

наиболее

актуальный принцип для учителя-логопеда, т.к. усилия, прилагаемые для

коррекции имеющихся у ребенка дефектов будут наиболее эффективны,

поддерживаться

родителями

закрепляться

домашней обстановке. Помимо этого, очень важно взаимодействие со

всеми специалистами и педагогами ДОУ

логопункта

имеющими

нарушения

произношения

отдельных

учителя-логопеда

сводилась к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, то сейчас

правовая

предоставляет

возможность

получать

специализированную помощь в стенах общеобразовательной организации, в

функционирует

логопункт.

возникают

некоторые

трудности

реализации

специализированной

важно всегда помнить, что система обучения всегда должна подстраиваться под

Зачастую,

дополнительные особенности или нарушения в своем развитии. Нужно быть

готовым к тому, что в общеобразовательную дошкольную организацию может

поступить

сочетанными

нарушениями,

интеллектуальной

недостаточностью,

проявлениями

различными

неврологическими

синдромами.

обязанность

учителя-логопеда

специализированную

повышенными

потребностями,

нуждающиеся

образовательных

условиях:

Обучении различным формам коммуникации (вербальным и

невербальным)

Развитии всех компонентов речи

специальном

обучении

языкового

синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. В

связи с трудностями усвоения лексико-грамматических категорий, дети

нуждаются в развитии понимания предложно-падежных конструкций, в

целенаправленном

формировании

языковой

программы

высказывания,

лексического

наполнения

грамматического

конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Развитии

пространственной

ориентировки,

внимания,

восприятия, памяти, мыслительных процессов

В связи с этим возросли и требования к учителю-логопеду, работающему

на логопункте ДОУ.

На сегодняшний день цель деятельности учителя-логопеда – создание

способствующих

выявлению

преодолению

нарушений

речевого

развития,

совершенствованию

коммуникации

обучающихся

успешного усвоения образовательной программы.

Реализация этой цели вытекает в решение следующих задач:

Проведение

логопедического

обследования

определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.

Разработка

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы для детей, нуждающихся в

логопедической помощи.

Организация

коррекционных

оказанию

логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает в себя разработку и

р е а л и за ц и ю

ко р р е к ц и о н н о -р а зв и ва ющ и х,

и н д и в и д у а л ь н о -

ориентированных

программ

возрастных

индивидуальных

особенностей

развития

обучающихся,

структуры

оказание

консультативной

педагогическому

коллективу.

Определение методов и приемов по преодолению нарушений речевого

развития.

Проведение

индивидуальных

групповых

коррекции нарушений речи

разработке

адаптированных

образовательных

программ.

Проведение

систематического

наблюдения

динамикой

речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной

программы

позволяет

скорректировать

имеющуюся

индивидуальную

программу коррекционного воздействия и акцентировать внимание на

наиболее стойких проблемах речевого развития.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Совершенствование

научно-методического

потенциала.

Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при

инклюзивной практике осуществлять коррекцию нарушений у детей с

Консультирование

педагогических

работников

вопросам

организации

специальных

образовательных

ребенка с ОВЗ

направление

деятельности

учителя-логопеда

включается

единый процесс психолого-педагогического сопровождения и ориентировано не

преодоление

расстройств

социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Чтобы полноценно работать на логопедическом пункте с детьми с ТНР,

задачей учителя-логопеда является разработка Программы для детей с ТНР,

использование специальных образовательных методов, методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

индивидуальных

коррекционных

Соответственно

коррекционная

инклюзивное образование должны быть направлены на оказание детям с ОВЗ

квалифицированной помощи для усвоения этой Программы, их разностороннее

развитие

возрастных

индивидуальных

особенностей

образовательных потребностей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное обучение

дошкольников

стартовыми

возможностями

наиболее

продуктивным, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия

для воспитания и обучения.

Под специальными условиями понимаются:

Использование специальных образовательных программ и

Методов обучения и воспитания

Независимо от того, сколько детей с ОВЗ поступило на логопункт с

различными

заключениями,

выданными

соответствии

написана

отдельная

программа,

направленная

обеспечение

коррекции

недостатков

физическом,

психическом развитии и на оказание помощи детям независимо от того, какой

дефект имеет место быть. Соответственно, содержание коррекционной работы,

которая будет проводиться с каким-либо ребенком в рамках инклюзивного

образования,

программы.

официально зафиксировано и грамотно спланировано.

Дети с ТНР имеют

получать

коррекционно-развивающую

логопедическом

заставляет

специалистов

эффективного

оказания

данной помощи.

Основные направления работы педагогического коллектива ДОУ в рамках

инклюзивного образования следующие:

Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого

Комплексная оценка ресурсов и дефицитных областей ребенка

составления

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы. В ИОМ прописывается,

какие специалисты должны работать с данным ребенком и направления

их работы. А в ИОП отдельно прописывается работа по каждой из пяти

областей по ФГОС. Для ребенка с ТНР проводится логопедизация всего

образовательного

процесса,

логопедические

включают

воспитатели

занятиях,

музыкальный

руководитель

инструктор по физкультуре, а также психолог.

Разработка

реализация

конкретных

овладения

индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ

Разработка

специалистом

календарных

тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование

образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных

потребностей детей

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях

инклюзивной

мониторинг

инклюзивного

образовательного

процесса, создание специальных условий

разрабатывается

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

которая включает в себя программу коррекционной работы

Адаптированная

образовательная

программа

программа, адаптированная для обучения конкретного ребенка с ОВЗ с

учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных

возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка.

Адаптированная образовательная программа составляется на

Статус ребенка с ОВЗ с ТНР закрепляется ТПМПК на год. Т.е.

ребенок должен ежегодно посещать ТПМПК с целью продления этого

статуса, либо с целью его снятия

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить

основную и

самую главную задачу всего педагогического коллектива ДОУ – помочь детям с

ОВЗ освоить общеобразовательную программу начальной ступени обучения и

стараться

способствовать

дальнейшем

обучались в общеобразовательной школе.

Список литературы:

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации

по организации инклюзивного образовательного процесса в детском

саду [Текст] /Под редакцией Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная

книга», 2010, - 240 с.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании [пособие для

педагогов дошкольных учреждений] /Под редакцией Т.В Волосовец,

Е.Н Кутеповой. – Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. – 144 с.

Федеральный

образовании

Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в

силу с 01.01.2014) // Российская газета, №303, 31.12.2012.

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

Министерство

образования

Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»

Симферопольского района Республики Крым

Доклад к педагогическим чтениям

«Специфика работы

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического ;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающее

Личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболеепострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – тическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

Формирование стороны речи. Совершенствование лексико - грамматических представлений. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.


6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

    тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, .

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, кубиков, мозаики для автоматизации и звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т. д.

Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в рамках инклюзивного образования
Дата публикации: 21.12.2017
Раздел: дополнительное образование

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек,

которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,

испытывал высокую человеческую радость, радость познания,

радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.Сухомлинский «Трудные дети»

Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

в рамках инклюзивного образования

В статье раскрыт ряд

особенностей работы учителя-логопеда общеобразовательной

школы в условиях организации инклюзивной практики.

учителям

логопедам,

учителям

начальных

реализующих инклюзивную практику.

Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.

В настоящее время особую актуальность в России приобретает инклюзивное образование.

В обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах совместно с

типично развивающимися сверстниками.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение

детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися

сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут

расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения,

заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в

том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе,

детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего

принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,

увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда общеобразовательной

школы, который должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения

детей с различными структурами дефекта и оказать им квалифицированную помощь в

освоении программы школы.

Цель деятельности учителя-логопеда: создание условий, которые способствуют

выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и

письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы.

В процессе работы решаются следующие задачи:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого учащегося

независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени

выраженности речевого нарушения;

Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических

Организация коррекционной работы учащемуся с ОВЗ в форме индивидуальных и

подгрупповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи;

Проведение регулярного изучения динамики речевого развития учащихся с ОВЗ;

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения

учащегося с ОВЗ и его семьей;

Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в

общеобразовательном учреждении;

Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности

родителей и педагогов.

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и

познавательной деятельности у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому

работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это

касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной

логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ

коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-

логопедической работы, работы с педагогами и родителями учащихся с речевой патологией.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми

образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах

одной группы по разным образовательным маршрутам.

Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального

обследования при помощи специальных методик, выясняется характер нарушения речевой

деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных

возможностей.

учитывать,

большинства

учащихся

отмечается

недостаточный

познавательной

активности,

незрелость

мотивации

деятельности,

снижение

работоспособности

произвольности

внимания. Часто

системное

недоразвитие

называемые

«безречевые»

возможны

своеобразные

проблемы

коммуникацией,

стандартные

диагностические материалы и

речевые карты, используемые в

массовых школах, не

подходят.

Учителю-логопеду

инклюзивной

практики

необходимо

разноуровневый

диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего

развития, дающий возможность отслеживать

динамику речевых успехов для построения

адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся

программы

коррекции речи.

диагностики

определяется

образовательный

вырабатываются

стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с

особыми образовательными потребностями.

показывает

практика,

большинству

учащихся

подходит

образовательная программа школы, и педагоги и специалисты (психолог, учитель-логопед)

сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и коррекционного

процесса.

Специфика

учителя-логопеда

школьного

логопункта

предполагает

оказание

отрицательных

положительных,

используются

процессе

компенсации,

используется

привлечение

здоровых

анализаторов

компенсации

деятельности неполноценных.

Учитель-логопед, реализующий инклюзивную практику, разрабатывает коррекционный

компонент,

индивидуальной

адаптированной

образовательной

программы,

которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической

работы с конкретным учащимся.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической

работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у учащегося с ОВЗ.

организации

от особенностей психо-

физического

развития

учащегося,

развития

структуры

Учитель-логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных

областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший

компонент речи.

Так, например, при алалии-словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при

дизартрии - звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые

методические установки. Удобство данного подхода в том, что если учащийся с какой – то

задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а

для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания

уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно –

логопедического обучения.

Взаимодействие с родителями.

Инклюзивное

образовательное

пространство

предполагает

активное

вовлечение

родителей в коррекционный процесс.

Учителю-логопеду

необходимо

родителями

«особого»

ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости

коррекционной

обрисовывать

перспективы

развития

указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

специалиста

родителям

осознать

процессе

развития

вооружить

определенными

методами

приемами

преодоления речевого нарушения.

Квалифицированная логопедическая помощь поможет учащимся, имеющим тяжелую

речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться

полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей

социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.

Инклюзивное образование даёт возможность в достижении всеми учащимися

определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это

относится и к учащимся с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с

различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в

своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

Общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся учеников и детей с ОВ3), признание ценности их различий и способнос­ти к обучению, которое, в свою очередь, ведется наи­более подходящим способом для каждого ребенка.

Рассматривая процесс инклюзии, можно выделить следующие его основные принципы:

Всестороннее планирование инклюзии и распростра­нение ее философии на все стороны жизни школы;

Включение в процесс создания инклюзивной шко­лы учителей, администрации школы, родителей, активное взаимодействие субъектов образователь­ного процесса;

Формирование адекватного отношения работников школы (включая обслуживающий персонал) и уче­ников к учащимся с ограниченными возможнос­тями здоровья;

Обучение всего персонала школы стратегиям рабо­ты в рамках инклюзивного образования.

Педагоги и администрация образовательного учреждения, при­нявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между все­ми участниками образовательного процесса, где цен­тральной фигурой является ребенок. Подобное сотруд­ничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направ­лено на выявление индивидуальных особенностей уча­щегося и их учет в процессе обучения и воспитания.

Результатами тесного контакта между специалис­тами может быть появление следующих моментов:


Выделение положительных особенностей учащегося; - определение методов взаи­модействия с учащимся;

Выявление ближайших пер­спектив развития детей;

Фиксация навыков, приоб­ретенных школьниками за конкретный период;

Соотношение поставленных целей с результатами дос­тижений.

Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способ­ствовать накоплению инфор­мационной базы для обеспе­чения возможности проведе­ния качественного анализа результатов коррекционно-об­разовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образо­вания имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к кор­рекционной работе, учитель-ло­гопед, как и в случае с обыч­ными учениками, должен пу­тем тщательного специального обследования выяснить харак­тер нарушения речевой дея­тельности с учетом специфичес­ких особенностей учащегося и его потенциальных возможно­стей.

Наряду с этим, особенно важ­но получение информации от специалистов ДОУ, характери­зующей актуальный уровень развития и потенциальные воз­можности ребенка. Тесный кон­такт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в ре­ализации принципов и техно­логий психолого-педагогическо­го сопровождения, применения обучающих и развивающих про­грамм, предназначенных как для обычных, так и для «осо­бых» детей. Важно, чтобы пе­дагоги и учитель-логопед име­ли возможность познакомиться со своими предполагаемыми учениками и особенностями их развития, наблюдать за ними в ходе занятий в дошкольном уч­реждении, продумать и соста­вить вместе со специалистами ДОУ дальнейший план инди­видуальной работы с такими учениками. В целом, знаком­ство педагогов и детей до по­ступления в школу - залог ус­пешности всего образовательно­го процесса.

Немаловажны анализ ситу­ации обучения и развития «особого» ребенка учителем-­логопедом совместно с учите­лями школы, выработка стра­тегии и мер по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особы­ми образовательными потреб­ностями.

Подготовка к коррекцион­ным занятиям также облада­ет своей спецификой. Учи­тель-логопед делает акцент на подборе речевого материала, в основе которого лежит развитие терпимости, милосердия, взаимопонимания , а также положительный опыт нахож­дения своего места в обществе людей с ОВ3.

Так, например, на этапе работы над связной речью можно использовать сказку по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик», в ко­торой волшебный цветок ис­полняет любые желания: шесть лепестков маленькая девочка Женя потратила на минутные и, в целом, беспо­лезные желания, пока не сде­лала доброе дело - вылечила больного мальчика.

В настоящее время введе­ние в программу обучения компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информацион­ные технологии позволяют поддержать мотивацию ребен­ка, заинтересовать его в полу­чении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его со­циуме.

Поскольку дети с ОВ3 ов­ладевают грамотой значитель­но труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Например, применение раз­личного рода компьютерных обучающих игр дает возмож­ность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, а использование текстовых ре­дакторов исключает утоми­тельное переписывание, воз­никает возможность быстро и без следа устранить допущен­ные ошибки, получить, в ко­нечном счете, безупречную и достойную похвалы работу.


При работе с клавиатурой у детей развивается простран­ственная ориентировка, а для успешной работы учащимся приходится внимательно слу­шать и выполнять инструкции педагога, что развивает слухо­вое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствуются функции концентра­ции и распределения внима­ния.

Включение в процесс кор­рекции компьютерных про­грамм позволяет стимулиро­вать интерес детей к обучению путем организации их само­стоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем. Решение поставленных проблем ведет к появлению новых зна­ний и умений, укреплению межпредметных связей, а также формирует у школьников интерес к учению, акти­визирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку.

Решение задач инклюзив­ного обучения детей со спе­циальными образовательными потребностями невозможно без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед, сотрудничая с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприя­тий осуществляет анкетирова­ние родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе это­го про водит просветительскую работу по формированию адек­ватного понимания инвалид­ности, развитию навыков то­лерантности. Формами вклю­чения родителей могут быть индивидуальные консульта­ции, мастер-классы и семина­ры. Роль родителей в качестве равных партнеров в образова­тельном процессе предполага­ет также издание специаль­ных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома. Ро­дители могут принимать уча­стие в групповых, и, в отдель­ных случаях, индивидуаль­ных занятиях, расширяя запас педагогических компе­тенций, отмечая динамику в развитии ребенка .

Также свою работу учитель­-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВ3 были инте­ресны и доступны для бли­жайшего окружения. Это мо­гут быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и мно­гое другое.

В конце каждого полугодия рационально составлять пись­менный отчет об «особом» ре­бенке, в котором соотносятся поставленные педагогом цели с результатами достижений ученика. Письменный отчет ­это своего рода содержательная оценка результата совместной деятельности ребенка, учите­ля, учителя-логопеда, педаго­га-психолога и родителей. Главное в отчете - выявить индивидуальные положитель­ные особенности в каждом ученике, зафиксировать его успехи, приобретенные за оп­ределенное время, наметить возможные ближайшие перс­пективы совершенствования приобретенных знаний, уме­ний и навыков.

Подобный от­чет - своего рода показатель оптимистического отношения педагога к каждому отдельно­му ученику, способствующий его самоутверждению, стиму­лирующий его к дальнейше­му развитию и обучению.

С целью повышения про­фессиональной компетентнос­ти учителя-логопеда в русле инклюзивного образования необходимо проведение тре­нингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, ма­стер-классов, открытых ме­роприятий.

Таким образом, создание условий для полноценного вос­питания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоя­нию и здоровью, является ус­ловием успешной реализации инклюзии - одного из реша­ющих и эффективных меха­низмов построения общества для всех и каждого конкрет­ного человека.