Манихейство истоки история и основы учения. Манихейство

МАНИХЕЙСТВО, религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических (см . ГНОСТИЦИЗМ). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в 13 в. в результате монгольских завоеваний.

В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в 11 и 12 вв. Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце 19 в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Мани (Манес) начал свою проповедь ок. 240 н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, покровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок. 270. Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины (гносиса), в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением». Частицы божественной субстанции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для сотворения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее.

Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой – еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. Что касается получаемого человеком откровения о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, то здесь Мани признает заслуги в осуществлении этого откровения таких религиозных учителей, как Будда, Зороастр и прежде всего Иисус Христос. Иисус в манихействе выступает в качестве вестника света, по значению в деле приближения окончательной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков. Нет сомнений в том, что Мани, в своих посланиях именовавший себя «апостолом Иисуса», рассматривал христианство как важнейший источник религиозного вдохновения и видел в нем оправдание своей миссии по спасению мира.

Как община манихейство усвоило многие организационные черты, общие для целого ряда религиозных течений Ближнего Востока. Хотя приверженцы манихейства обязуются избегать магии и идолопоклонства, участвовать в деятельности секты и жить, соблюдая общие принципы воздержания, существовало резкое разделение на обычных верующих, называвшихся «слушателями», и «избранных». «Избранные» вели самую суровую аскетическую жизнь, поскольку считалось, что многословие и излишества в еде, как и все вообще мирские дела и желания, идут от сатаны. Хотя среди «избранных» существовала определенная иерархия, в манихействе так и не возникло института священства.

Умер 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратуштры). Наряду с зороастризмом и митраизм манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий .

Шесть сакральных книг манихейства были написаны сирийской арамейском языке , но вскоре, для распространения религии, были переведены на другие языки, такими как: пехлеви, согдийский, уйгурский , китайский , латина , греческий , коптский .


3. Нео-Манихейство

Во времена средневековья появилось несколько движений которые были признаны как Нео-Манихейство и преследовались католической церковью как христианская ересь. Это катары и альбигойцы Западной Европы, павликиан Армении , и Богомилы на Балканах Примером использования фондов манихейства может быть напечатан латыни катарский текст Liber de duobus principiis (Книга двух принципов) .

Современная религиозная группа Сыновья Омен Израиль утверждает, что они являются настоящими продолжателями древних эссе и манихеи гностического христианства.


4. Доктрина

Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Изначально существовала абсолютная и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагалось вверху, а Тьма - в долине, они были прообразами легкого, светлого, чистого неба и тяжелой, темной, загрязненной земли. Затем наступила другая эпоха - промежуточная, или настоящая, когда начальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно дифузувалось в другой, и между ними началась борьба. Успех в борьбе на стороне то одного, то другого, и никакая сила не может преодолеть другую. Когда наступит в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.

В манихейском учении о трех времена, или о трех эпохи, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трех кальпы (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), три солнца, три времени: эры Синего солнца, когда землей руководил Будда прошлого Кашьяпа, эры Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни , и эры Белого солнца, когда на землю придет Будда будущего Майтрея. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трех эпохи, будет спасен, а остальные будут сметены "небесным ураганом" погибнут в ужасных муках.

Такая же идея о трех этапах отношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме , что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбала , где большие посвящении ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая эпоху, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.

Абсолютно все учение Мани дуалистическое, это утверждение базируется не только на противопоставлении сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Дерева жизни и Дерева смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно отметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях отвечал взлома начала, юдоли злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, только обратившись лицом к югу.

Руководителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он также является Бог Отец или Великий Отец Света. Он есть воплощенное добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название чотириликий Отец Величия. Отец Мира также наделен пятью "славными качествами", "Слава" или "добродетелями": умом, знанием, умом, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни один из этих проявлений сравнимое с обычными человеческими понятиями, например, о могуществе или свет; все эти черты явно превосходят любую мысль о них.

Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это - верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие число 12 в манихействе превращается в священное число.

Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым руководит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он руководит немало, ему помогают мириады злых духов и демонов . Он прибегает к колдовства и обмана, затягивая в свои сети все новых и новых последователей.

Вместе Царь Тьмы выступает как наставник "темной", т.е. загрязненной, земли и пяти миров - огня, дыма, ветра, воды, темноты. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми владеет Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все темные элементы являются физическими как следствие тяжелыми, стремящихся вниз, а светлые элементы - духовными, легкими и направляются вверх.

Когда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба являются обязательными, необходимыми и вполне равноправными элементами мироздания. Но однажды равновесие было нарушено - Тьма вторгалась в Царство Света. Различные версии имеют различие в том, что положило начало этому дисбаланса: или демоны перешли запретную черту, или сам обладатель Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с тех пор началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.

Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Ведущий ее элемент - это понятие "вызова" или "призыва", точнее - ряда вызовов, которые посылают друг другу свете различные божества. Вызов и отклик на него, в свою очередь, также может быть вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.

Руководитель Царства Света путем сложных актуализаций послал своего единородного сына, первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате "первого вызова" появилось два духовных початка, фактически воплощения самого Отца Величия - Мать Жизни и первочеловека. Первочеловек была вооружении пятью священными силами, или чудесными элементами, - светом, ветром, огнем, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах первочеловека вызывает себе на помощь пяти светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых отвечает за один из светлых элементов. Но первочеловека не учла коварства и подлости, на которые способен князь Тьмы, - он был приколисаний, а пять священных элементов поглощены тьмой.

Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии, и закричал о помощи. Отец, услышав крик первочеловека, направил к нему особых посыльных - Духа Живого, Вторая Света и Великого Строителя. Дух Живой (Михрьязд) - центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе шла целый ряд "призывов": Друг Мира вызвал Великого Строителя, Великий Строитель воззвал к Духу Живого, а тот в свою очередь призвал себе на помощь пять сыновей.

Посланнику следовало поторопиться, иначе пребывание первочеловека (по некоторым трактовкам - вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы мог бы закончиться его гибелью. Поэтому Дух Живой вовсю бросился к чертогов зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громко ответил на призыв первочеловека, провозгласив этим о чем приближения помощи. Но окончательная победа над злом не достигнута: пять священных элементов остались в плену Царства Тьмы и должны быть уволены.

Вокруг "замкнутых частиц света" строилась вся космогония манихеев. Например, из объяснений Мани, Дух Живой осознал, замыкание элементы так просто не освободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию освобождения. Прежде всего, он создал весь космос для того чтобы очистить или "вытянуть назад" свет, поглощенный Царством Тьмы. С частиц света, которых не коснулась Тьма, Дух Живой создал солнце и луна. С света, уже нарушенного тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, которые находились в постоянном движении. Материальный мир был создан из остатков побежденных демонов: в частности, с их костей возведены горы, из шкур создано десять небес, из мяса и нечистот - восемь земель (иногда речь идет о четырех земли).

По некоторым версиям, творцом мира был не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества - первочеловек, Дух Живой и Мать Жизнь - умоляют Отца Света сделать последний, "третий вызов", в результате появляется Третий посланник, который в свою очередь, вызывает 12 дев. Они заставляют мужских демонов Тьмы выбросить семя, от которого происходят растения, а женские демоны дали начало животному миру. Силы Тьмы идут на очередную хитрость. Жена Царя Тьмы создает два пола, воплощенных в Адаме и Еве, чтобы закрепить телесный, физический начало в мире, привязать чистый дух к тяжелому тела. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а женщине - темные, оба (и каждый человек) результат смешения частиц света и тьмы.

Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланник призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя поживиться от дерева жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой, и другие души должны быть отделены от Тьмы. Для помощи душам Иисус Сияние перерождается в Ум Мира, который будет проявляться во всех последующих пророков. В манихейском учении важное значение имеют луну и солнце. С наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.

Месяц столбу славы, или сверхчеловека, принимает мир и души с земли и передает их на солнце, из солнца они попадут на Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. Этой новый Эон заменит старый мир, который должен погибнуть. Новый Эон построил Большой строитель, Первый Архитектор.

Только свет очиститься от Тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен большим огнем, гореть 1468. И все же кто не очистится, находиться в могиле, из которой выбраться не смогут. Эта могила находиться в центре эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, после завершения которой появится Иисус для Последнего Суда. Представление о Последний Суд Мани, скорее всего взял с синоптических Евангелий (Мф 25.31 сл. Пар.)

После наступления полного порядка начнется третье время, но "... день, месяц, год остановятся" Все части мира вернуться в отцовский Величия, вся Тьма вернется в царство Тьмы.


История постоянно сталкивается с различными религиозными течениями, вытекающими из христианского учения, которые так или иначе его искажали. Основоположники таких философских школ считали себя просвещёнными посланникам Божьими, которым дано владеть истинной. Одним из таких был Мани. Он стал родоначальником сильнейшей в своё время философской школы манихейства, которое завладело умами большого числа людей, несмотря на несколько сказочные и детские взгляды на бытие.

Зарождение учения как ереси в христианстве

Религиозно-философское учение под названием "манихейство" , широко распространившееся в своё время на Востоке и Западе, существовало скрыто, видоизменялось и в таких формах существует по сей день. Был период, когда считали, что манихейство - это христианская ересь или обновлённый парсизм.

Одновременно есть авторитеты, такие как Гарнак, которые признают это течение самостоятельной религией, ставя его в один ряд с традиционными мировыми верованиями (буддизм, ислам и христианство). Человек, который основал манихейство, - это Мани, а место его происхождения - Месопотамия.

Распространение

Постепенно это направление на протяжении всего IV века распространялось по Средней Азии, вплоть до Китайского Туркестана. Особенно оно утвердилось в Карфагене и Риме. Но и другие культурные центры Запада влияние манихейства не обошло стороной. Известно, что Иппонийский был членом данного философского общества на протяжении десяти лет, пока не принял христианство. Даже при том, что доминирующей религией Востока было мусульманство, философия Мани имела там последователей на протяжении долгих веков. После её искоренили. На Западе и в Византийской империи ей не дали существовать в качестве независимого религиозного направления и подвергли жестокому преследованию.

Гонения и тайные общины

В результате такого положения религия смогла сохраниться только в виде тайных общин под разными названиями. Именно стали поддерживать новые еретические течения, проникшие в XI и XII столетиях в Европу с Востока. Все гонения, которым зороастризм и манихейство подверглись на Востоке и на Западе, не смогли помешать развитию этой философии. Она разрослась в павликианство, богомильство и после, уже на Западе, преобразовалась в еретическое течение альбигойцев.

Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

Манихейство можно трактовать как трансформированный зороастризм, в котором достаточно много примесей других философий, от древнеиранских до христианских. По части дуалистических взглядов эта философия напоминает гностицизм, который представлял мир как две борющиеся друг с другом силы - силы света и темноты.

Эту отличную от других философий идею исповедует манихейство, гностицизм и ещё некоторые религиозные школы. Для гностиков Дух и материя - два крайние выражения бытия. А вот Мани определяет своё учение в религиозно-историческом положении как завершение всех откровений, или печать. Он говорил о том, что учение доброте и мудрости приходило в мир непрерывно в виде разных учений через Божьих посланников.

В итоге пришла философия «манихейство» . Другие свидетельства говорят, что основоположник называл себя тем самым утешителем, которого Христос обещал в «Евангелии от Иоанна».

Учение Мани (и манихейство) отталкивается от такого мнения: наша реальность есть смешение двух главных противоположностей — добра и зла, света и тьмы.

Но природа Истинного Света едина и проста. Поэтому она не допускает никакого положительного снисхождения к недоброму. Зло не вытекает из добра и должно иметь собственное начало. Следовательно, нужно признать два самостоятельных первоначала, неизменных в своей сути и образующих два разных и отдельных мира.

Бытие и свет

Согласно теории Мани, манихейство - это учение о простоте сущности света, которое не мешает различать формы. Однако в области благого бытия философ различает сначала само Божество как «Царя света», его «эфир светлый» и царство (рай) — «земля светлости». Царь света имеет пять атрибутов нравственности: мудрость, любовь, веру, верность и мужество.

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти свойств ума: знания, спокойствия, рассуждения, скрытности, понимания. Рай имеет пять особых способов бытия, которые аналогичны стихиям реального мира, но только в добром свойстве: воздух, ветер, свет, вода, огонь. Каждое качество Божества, эфира и светлой телесности наделено своей сферой блаженного бытия, где оно преобладает.

С другой стороны, все силы благого бытия (света), сходятся воедино для произведения одного первочеловека — небесного Адама.

Противоположности

Тёмный мир, Мани и манихейство , представляют тоже разделённым на составные части: яд (противоположность воздуху), бурю (вихрь), противопоставление ветру, мрак (антитеза свету), туман (против воды) и пламя (пожирающее) как антитеза огню.

Все элементы темноты собираются воедино и сосредоточивают силы для князя тьмы, суть существа которого - отрицательная и не в состоянии быть удовлетворённой, наполненной. Поэтому Сатана стремится за границы своих владений, к свету.

Против тёмного князя устремляется на борьбу небесный Адам. Имеющий в своей сути десять основ Божества и эфира, он в качестве одежды и оружия воспринимает ещё пять элементов «земли светлости».

Первочеловек надевает внутренний панцирь — «тихое веяние», а поверх облекается ризой света. Затем небесный Адам покрывается щитом водяных облаков, берёт копье из ветра и огненный меч. После продолжительной борьбы он побеждён темнотой и заключён на дне ада. Тогда посланные самой райской землёй (матерью жизни), силы добра освобождают небесного Адама и водворяют в мир горний. Во время тяжёлой борьбы первочеловек потерял своё оружие: элементы, из которых оно было составлено, смешались с тёмными.

Мировая машина

Когда свет все же одержал победу, эта хаотическая материя так и осталась во владении тьмы. Верховное Божество желает извлечь из неё то, что принадлежит свету. Ангелы, посланные светом, устраивают видимый мир как сложную машину для извлечения компонентов света. Главную часть мировой машины манихейство (религия Мани) видит в световых кораблях — Солнце и Месяце.

Последний непрерывно вытягивает частицы небесного света из мира, находящегося под луной. Он постепенно передаёт их Солнцу (по невидимым каналам).

После они, уже достаточно очищенные, идут в мир горний. Ангелы, устроив физическое мироздание, уходят. Но в вещественном подлунном мире сохраняются ещё оба начала: света и тьмы. Поэтому в нём имеют место силы из тёмного царства, которые некогда поглотили и держали в себе светоносный панцирь небесного Адама.

Земные люди и их потомки

Эти тёмные князьки (архонты) завладели подлунной областью и своим поведением повлияли на происхождение земных людей — Адама и Евы. Эти люди имеют в себе частички небесного «панциря» и отпечатки тьмы. После всего этого описания начинается похожее на библейское сказание о разделении человечества на Каиновых и Сифовых потомков.

Именно выходцы из Сифового рода (Шитил) находятся под постоянным попечением небесных сил, которые периодически проявляют своё действие через избранников (например, Будду). Такова философская суть учения, которую имеет манихейство. Это , на первый взгляд, детское представление о бытии.

Противоречия с христианством

Взгляды Мани по отношению к христианству и личности самого Христа очень противоречивы.

По некоторым сведениям он считал, что небесный Христос действует в мире через человека Иисуса. При этом они не соединены внутренне. Именно по этой причине во время распятия Иисус остался покинутым. Согласно другой версии, человека по имени Иисус не было совсем. Был только небесный дух Христос, имеющий призрачную видимость человека. Мани хотел устранить идею воплощения или действительного соединения божественной и человеческой природы в Христе.

Однако результатом его усилий явилось учение, где они одинаково устранялись… Если раскрывать манихейство кратко (в свете христианского учения), можно сказать, что ангелы должны извлечь и собрать все светлые элементы, заключённые в мире земном (человеческом). Когда будет близиться завершение этого процесса, возгорится все физическое мироздание. Цель этого возгорания — выделение последних, ещё остающихся в нём световых частиц.

Итогом станет вечное утверждение пределов двух миров, которые оба будут пребывать в безусловном и полном разделении друг от друга.

Манихейство о будущем

Жизнь, которая настанет после описанных выше событий, будет основана на принципах дуализма: борьба между добром и злом, духом и материей. Души небесные, очищенные частично ещё в земной жизни, а отчасти после смерти (на различных мытарствах, которые заключаются в страшных и отвратительных видениях), водворятся в Раю светлости.

Души с адским устроением навеки закрепятся в царстве тьмы. Тела обеих категорий душ будут уничтожены. Воскресение мёртвых, как в христианстве, у Мани исключено.

Аскетизм и обрядовая сторона

В манихействе, как во всяком учении, есть теория и есть практика, которая сводится к аскетическому образу жизни.

Для воздерживается от мяса, вина и интимных половых отношений. Те, кто не в состоянии это вместить, не должны входить в число верующих, но также имеют возможность спасти себя. Для этого нужно помогать различными способами общине манихейцев.

Верующие делятся на три категории:

  • Оглашенные.
  • Избранные.
  • Совершенные.

Институту священства в манихействе так и не суждено было утвердиться. Однако, по словарю Брокгауза, есть указания на епископов и верховного патриарха, пребывавших в Новом Вавилоне.

В манихействе большого развития церковная сторона не достигла.

Известно, что в Позднее Средневековье был обряд возложения рук под названием «утешение», а на молитвенных собраниях исполнялись особые гимны под сопровождение инструментальной музыки и происходило чтение священных книг, которые остались от основоположника религии.

Фрагменты манихейских сочинений были найдены в конце XIX столетия. Местом находки был Китайский Туркестан. А в 1930 году были найдены папирусы с коптским переводом писаний Мани, а также его первых учеников. Это произошло в Египте. Находки позволили уточнить некоторые детали из жизни основоположника манихейства и суть учения.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО

религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало гос. религией уйгуров.

Основатель М. - перс Мани (216 - между 274 и 277) , родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и развёртывается в системе «трёх времён». «Первое » - двух изначальных, вечных и противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи) , отграниченных друг от друга. Пространственно занимает север, восток и , зло - юг. Каждая из этих первосубстан-ций обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны») . «Второе время» - смешение двух принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света, порождает матерь жизни, а та, в свою очередь, - первочеловека, который вступает в борьбу с сынами («архонтами») мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец порождает духа живого, крый, победив архонтов, создаёт для очищения света, поглощённого ими. Весь чувств. есть как бы градация смешанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна - катализаторы божеств. света: во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний - отправляет их к солнцу, которое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света от смешения с материей наступит «третье время» - время окончат. торжества добра над злом; остатки материи, лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.

Человек в М. есть тьмы (материи) , которая заключила душу - искру света - в оковы плоти. Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому содержит в себе большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для спасения человеч. души благой отец посылает сына своего Иисуса, который обладал лишь видимостью человека и который дарует посредством «знания» («гносиса») , объемлющего всю совокупность учения М.

В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомидов и катаров.

И с т о ч н и к и: Texte zum Manlchaismus, hjsg. v. A. Adain, В., 1969. К а ц А. Л.,М. в Рим. империи по данным Acta Archelai, «ВДИ», 1955 , ?6 3; P u е,с и Н.-С h., Le manicheisme, P., 1949 ; Widengren G., Mani und der Manichaismus, Stut.tg., 1961 ; K l i m a O., Manis Zeit und Leben, Prague, 1962 ; O r t L. J. R., Marii. A religio-historical description of his personality, Leiden,

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МАНИХЕЙСТВО

составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса Мани ( . 216, Мардину, Вавилония – . 273, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников – последователей Заратустры брошенным в него камнем). Учение Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры, – это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Находившееся под влиянием гностики, требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, как «посланник истинного Бога», стремился заменить прежнюю религию – религию Заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее – Аббасидов: на восток – вплоть до Китая, на запад – до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МАНИХЕ́ЙСТВО

религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представляющее собой халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм , маздеизм, парсизм) и христ. мифов. Известное влияние на М. оказал . Название М. происходит от имени его основателя – полулегендарного Мани (ок. 216–277). Согласно преданию, Мани проповедовал свое учение не только в Персии, но и в Ср. Азии, Индии, Китае. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания ("Книга гигантов", "Шапуракана" и др.).

Осн. М. составило пессимистич. учение об изначальности и непреоборимости зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло – начало столь же самостоятельное и исконное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света, как его современник Плотин; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая – света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории – в освобождении полоненного света. По М., двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека" и заключает в себе полоненного тьмой света. Согласно М., евангельский Христос был лже-Христом, вторгшимся в дело настоящего Христа, к-рый не воплощался и не сочетал в себе естеств бога и человека. После Христа был прислан Мани – параклет (утешитель) – главный из посланцев царства света. Зап. М. сблизилось с христианством и рассматривалось им как хрйст. . Подвергаясь всюду гонениям, М., однако, распространилось до Рима на Западе и Китая на Востоке. В 8–9 вв. М. подверглось преследованиям со стороны ислама. Манихейское учение о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане (см. Павликианство), богомилы, альбигойцы, а на Востоке – перс. маздакиты.

Лит.: Wesendonk О. G., Die Lehre des Mani, Lpz., 1922; Waldschmidt E. und Lentz W., Die Stellung Jesu im Manichäismus, В., 1926; Widengren G., The great Vohu Manah and the apostle of God; studies in Iranian and Manichaean religion, Uppsala, ; Messina G., Cris, tianesimo, buddhismo, manicheismo nell"Asia antica, Roma, 1947; Pétrement S., Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manichéens, P., 1947.

A. Чанышев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО - синкретическая , возникшая в 3 в. на Ближнем Востоке. Названо по имени своего основателя Мани (216-274/276), уроженца Вавилонии, первоначально принадлежавшего к иудео-христианской секте элхасаитов. Он проповедовал свое учение в Иране, Индии, на Кавказе. Был заключен в тюрьму по приказу иранского царя Бахрама и, возможно, казнен. Уже при жизни Мани его учение начало широко распространяться, и позднее манихейская охватила огромную территорию от западной части Римской империи до Китая. Почти повсеместно манихейство подвергалось преследованиям, и лишь в Центральной Азии в 763-840 стало государственной религией уйгурского каганата. На Западе оно исчезает к 7-8 вв., но его влияние ощущается в учении таких средневековых ересей, как павликиане, богомилы, катары. В Китае манихейство просуществовало до 14 века. Мани попытался создать целостную религиозную систему на основе гностических учений, неортодоксального христианства. Существенно влияние зороастрийского дуализма. Своими предшественниками - апостолами Мани считал Будду, Заратустру и Иисуса.

Согласно манихейской доктрине, основу мироздания составляет непримиримая борьба двух начал - Света и Мрака. В результате битвы этих начал частицы Света были порабощены Мраком. Земля создана в области смешения Света и Мрака, и люди, души которых причастны Свету, должны помочь верховному богу, Отцу величия, освободить частицы Света и вновь отделить Свет от Мрака. Окончательно это произойдет в ходе конечной битвы Света и Мрака, в ходе которой мир, принадлежащий Мраку, будет уничтожен. Манихеи составляли иерархически организованную , в которой духовенство (избранники), практиковавшее строгую аскезу, существенно отличалось от обычных верующих. Ист.: Texte zum Manichäismus. hrsg. F.Adam. В., 1954; Кефалайа (“Главы”): Коптский манихейский трактат, пер. Е. Б. Смагиной. М 1998; Дмитриева Л. Д. Хвастванифт.-В кн.: Тюркологические исследования. М.-Л., 1963.

Лит.: Смагина Е. Б. Манихейство. - В кн.: Религии Древнего Востока. М., 1995, с. 85-103; FluegelG. Mani. Seine Lehre und seine Schriften. Lpz., 1862; KesslerK. Mani. Forschungen über die manichäische Religion. B., 1889; Cumom F.. Kugener M-A. Recherches sur le manichéisme, v. 1-3. Brux., 9¹, Alfaric P. Les écritures manichéennes, v. I- 2. P., 1918; BurkittF.C. The Religion of the Manichees. Cambr., 1925; Polotsky H.-J. Abriss des manichaischen Systems. Stuttg.. 1934; Puech H.-C. Le manichéisme. Son fondateur, sa doctrine. P.. 1949; WindengrenG. Mani und der Manichäismus. Stuttg., 1961; Klima 0. Manis Zeit und Leben. Prag, 1962; Asmussen J. P. Xuastvanift. Studies in Manichaeism. Cph., 1965; BoehligA. Die Gnosis, Bd. 3, Der Manichäismus. Z. - München, 1980; Tardieu M. Le Manichéisme. P.. 1981; Lieu S. N. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China. A Historical Survey. Manchester, 1985.

H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МАНИХЕЙСТВО" в других словарях:

    Манихейство - Манихейство ♦ Manicheisme Первоначально этим словом называли религию, зародившуюся в III в. н. э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником)… … Философский словарь Спонвиля

    Манихеизм Словарь русских синонимов. манихейство сущ., кол во синонимов: 1 манихеизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем.… … Справочник по ересям, сектам и расколам

    Религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось … Большой Энциклопедический словарь

    Религиозно философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3 11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального… … История Философии: Энциклопедия

    Религиозно философское учение, основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет тьма, добро зло). М. соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область… … Новейший философский словарь

    Религиозно философское учение, широко распространенноенекогда на Востоке и Запади, скрытно существующее, в различныхвидоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианскою ересью, тообновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от имени полулегендарного проповедника Мани) англ. Manichaeism; нем. Manichaismus. Религиозно философское учение, возникшее в Персии в III в. н. э., основу к рого составляет признание двух начал бытия, противоборствующих царств добра и зла,… … Энциклопедия социологии

    Религиозное учение, основанное в III в. Мани, который по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Большой … Энциклопедия культурологии

В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую аре­ну религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, уни­версальный характер,- манихейство, названное так по имени ее осно­вателя Мани (216-277). Возникнув, по-видимому, как ответ на потреб­ность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятель­ную и влиятельную, хотя за почти тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в госу­дарстве уйгуров (с 765 по 840 г.). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта ре­лигия распространилась на обширной территории - от Северной Аф­рики до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением на­следия восточных религий с давними дуалистическими традициями; од­новременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и фило­софских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение ма-нихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные ре­лигии- сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистиче­ские христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же это­го учения, несмотря на то, что манихейство как таковое перестало суще­ствовать в ХШ в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способ­ные донести до членов общин достаточно сложное учение.

Манихейское религиозно-философское учение - результат интел­лектуального творчества необычайно талантливого человека, обладав­шего богатым воображением, обширными познаниями в области рели­гии, философии и природоведения, а также способностью систематизи­ровать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вави-


донском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элхасаитов - по имени ее основателя Элхасая (вторая пол. II в.). С че­тырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года высту­пил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитера­ми. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми уче­никами, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео-христианских общинах. В странстви­ях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны. Вернувшись в Иран, он появился при дворе персид­ского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распростра­нять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учени­ками отправился в очередное странствие, основывая все новые общи­ны. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской импе­рии, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ор-мизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, запо­дозрив его в симпатии к Риму, а также в извращении истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископа. Примерно через месяц заключенный в колодки и цепи Мани умер (по легенде был казнен через распятие).



Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочи­нениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX века в Восточном Туркестане (районе Турфана) были найде­ны тысячи текстов - фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т. д.) языках и относящихся главным образом к VIII веку. В 1928 г. в Каире была найдена книга «Кефалайя» («Главы»), написанная на копт­ском языке примерно через столетие после смерти Мани,- первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихей-сих книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями


Е.Б.Смагиной в 1998 г.). В начале 30-х годов в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках.

Согласно источникам, манихейский канон создан самим основате­лем новой религии. Он состоял из семи книг религиозно-этического со­держания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фраг­менты и названия. Это «Живое евангелие», «Сокровище жизни», «Прагматия» (труд, трактат), «Книга таинств». «Книга гигантов», «По­слания» и «Псалмы». В основной канон не вошли еще несколько чти­мых манихеями книг Мани, прежде всего, «Шапуракан» на среднепер-сидском языке, написанная в свое время для Шапура I,- в ней излага­лись основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный худож­ник, написал еще книгу «Образ», которая была снабжена его рисунка­ми, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В «Кефалайе» «некий Слушатель» говорит «Апостолу»: «...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом «Образе». Кроме того, была книга «Молитвы» - собрание молитв, предназначенных для воспитания чле­нов общин.

Учение Мани, несмотря на его определенность, не было догматич­ным,- распространившись на обширной территории, оно отразило особенности региональных культур. Так, различают западный, приспо­собленный к христианству, и восточный, приспособленный к буддизму, варианты манихейства. Например, на Западе Мани называют апостолом Христа, а в восточных текстах он именуется Буддой Света, Мани-Буд-дой. Восточные манихеи и свои монастыри создавали по типу буддий­ских.

Недогматический характер манихейства во многом обусловлен тем, что Мани соединил в своем учении оригинально переработанный, до­статочно яркий и впечатляющий материал разных религий и философ­ских учений. Он отобрал из вавилонско-персидской мифологии, буддиз­ма, гностицизма, христианства положения, призванные в синтезе обо­сновать теологическую систему последовательного дуализма и в этом русле определить место и роль человека в земном мире. Одним из исто­ков манихейской концепции дуализма был зороастризм, хотя в ослаб­ленном виде дуализм присущ и христианству. В учении Мани фигури­ровали имена зороастрийских божеств. Отсюда же заимствованы в не­сколько трансформированном виде космологические и эсхатологиче­ские представления, Буддизм повлиял на пессимистическое представле­ние манихейства о земном мире как месте неизбывных страданий, а также на представления о метемпсихозе, возможно, воспринятые через гностиков. Самое сильное воздействие на формирование манихейства оказал гностицизм,- недаром эту религию иногда называют «гности-


ческой». Не случайно в манихейские общины вступали последователи гностицизма. Из гностических сочинений почерпнуты некоторые персо­нажи манихейского пантеона. Влияние гностицизма сказалось в резко критическом отношении к Ветхому Завету как творению злого Бога, в подозрительном отношении к Новому Завету, якобы частично подде­ланному людьми, захотевшими, по словам Августина, привить к хрис­тианской вере иудейский закон. Гностицизм обогатил манихейство уче­нием об избранных духовных личностях, посланных людям Богом, не­сущих особое знание - гнозис; отсюда следовала проповедь аскетизма, строгого воздержания в питании и половой жизни, а также нетрадици­онная трактовка библейского сюжета о древе познания в райском саду (Адам вкушает плод с древа познания по совету Иисуса для восприятия гнозиса). В манихействе нашли отчетливое отражение и христианские идеи, и образы. В Новом Завете манихеи признавали только Евангелия и послания апостола Павла, отбирая положения о противоположности света и тьмы, духа и плоти, используя, в частности, образ Иисуса Хрис­та, правда, в своеобразной трактовке, а также представление о Паракле­те, Святом Духе, воплотившемся, якобы, в Мани. Из христианства же почерпнуты идея мессианства, а также некоторые элементы культа.

Согласно Мани, наличие множества религий в мире есть свидетель­ство искажения ими первоначальной истинной веры, которая существо­вала всегда, и в разных формах время от времени появлялась в обще­стве благодаря небесным посланникам. В манихейство, чтобы отличить истинную веру от ложной, вводится понятие лжеучения, или секты. Лжеучениями Мани называл все религиозные течения, кроме манихей­ства, считая их инспирированными Мраком. Они суть остатки дегради­ровавших религий, существовавших до манихейства и представлявших собою закономерно сменяющие друг друга разновидности единой ис­тинной религии. В периоды, когда Апостолы уходят из мира, церковь под влиянием закона греха впадает в заблуждение. Очередной Апостол преодолевает лжеучения, провозглашая истинную веру. Своими пред­шественниками в деле постижения истины посредством божественного откровения Мани читал Будду, Заратустру и Иисуса Христа. Есть сведе­ния о том, что Мани признавал приобщенность к учению о добре и мудрости также Адама, Еноха, Ноя, Сима, Авраама. В этом плане уче­ние Мани является как бы прообразом современных глобальных синк­ретических религий типа веры бахай. Предшественники, по мнению Мани, не смогли выразить истину во всей ее полноте, хотя бы потому, что проповедовали на ограниченных территориях. Мани считал, что его учение превосходит все бывшие и наличествующие религии и несет людям подлинный свет истины. Он надеялся на то, что его учение ста­нет приемлемым для всех народов и сыграет решающую роль в косми­ческом процессе битвы субстанций.


Чем же привлекало людей манихейство в течение нескольких столе­тий?

Прежде всего учение Мани производило впечатление неисчерпаемо глубокого таинственного учения и оказалось востребованным в тот пе­риод повышенного интереса к оккультизму и мистицизму. Причудливые фантастические сюжеты сочетались с рационалистическими объяснени­ями - в манихействе высоко ценился разум. Образованные манихеи (а их было немало) считались не только знатоками оккультных способов воздействия на события, но и учеными, предсказателями, врачами, тем более, что они в самом деле были начитанными, эрудированными в об­ласти религии и философии людьми. «У них много верного из наблюде­ний над природой. Их разумные объяснения подтверждались вычисле­ниями, сменой времен, видимым положением звезд»,- писал Авгу­стин. (Исповедь, V, 3). В то же время он отмечал, что манихейские кни­ги наполнены сказками.

Далее, манихейство в наиболее острой форме отразило беспомощ­ность людей перед злом, царящим в обществе, неверие в возможность его преодоления. Дуалистическая доктрина позволяла решать проблему зла, переводя человеческую драму в сферу драмы космической. Мани, сумевший теснейшим образом соединить в своем учении онтологиче­ские и этические аспекты, попытался дать убедительный в рамках ми­роощущения того времени ответ на извечный вопрос: какова природа зла? В чем его причина? Существуют ли средства для его преодоления и тем самым спасения мира от зла? Объявляя социальные порядки вме­сте с их институтами (царская власть, господствующие слои, официаль­ная церковь) воплощением злого начала, манихейство давало повод оп­позиционным слоям использовать эту религию для осуждения социаль­ного зла,- особенно после исчезновения манихейства как автономной религии и перетекания его идей в еретические движения.

Привлекал и своеобразный либерализм в вероисповедании: мани­хейские общины, несмотря на их замкнутость и обособленность, были открыты для любого человека, независимо от его национальности, со­словия и прежней веры. Однако, в конце концов, манихейство проигра­ло соревнование с христианством в борьбе за место мировой религии. Возможно, этому способствовало заложенное в манихействе отрицание земных ценностей, а скорее всего - жестокие преследования со сторо­ны христианства, ислама, зороастризма, язычества, дискредитация уче­ния и самой личности Мани многочисленными христианскими писате­лями. Так, Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 - 338 или 339) пи­сал о том, что «демон, сам Сатана, восставший на Бога, выдвинул этого человека на погибель многих, имея в природе своей нечто демониче­ское и безумное», а учение его называл «лживым и богохульным», «смертельным ядом», разлитым по всей земле. Во времена Юстиниана


(483-565) манихеи физически истреблялись, причем казнили и тех, кто давал им убежище, их книги сжигались. Во всех областях империи действовали воинские отряды, с помощью которых манихеев заставля­ли переходить в православие или убивали. В 527 г. многие манихеи были сожжены.

Основу онтологии манихейства составляет крайний теологический дуализм, своеобразный дуотеизм, в соответствии с которым извечно су­ществуют два независимых равноправных начала, разделенные пустым пространством; они абсолютно противоположны и враждебны друг другу - Свет и Мрак. Их символизируют Древо Жизни и Древо Смер­ти. Они расположены в пространстве, по одним источникам, по верти­кали: Свет - вверху, Мрак - внизу; по другим - по горизонтали: Свет - на севере, западе и востоке, Мрак - на юге. Мир Света разде­лен на некие пространства - эоны, в которых обитают эманации Света. В отличие от гностического понимания эона как персонифицированной эманации божества, манихейство трактует эон как некое пространство в царстве Света, в котором обитают божества, при этом число эонов бес­конечно. Царству Света присущи гармония, покой, мудрость, благость, истина, красота, бессмертие его творений; оно нематериально, но цели­ком духовно; царству Мрака - дисгармония, хаос, раздоры, зло, безу­мие, безобразие, смерть. Абстрактные понятия Света и Мрака олице­творены: Свет выступает в образе верховного божества Отца Величия, а его светоносные эманации - в образе светлых божеств (богов, бога­тых и ангелов). Мрак персонифицирован в Материи, которая, будучи творческой силой Мрака, создает существа, предназначенные для вой­ны со Светом. Эта война обусловлена самой природой Материи, агрес­сивной и завистливой, порождающей бесчисленных злобных демонов. В каждом царстве есть пять стихий, или элементов. В царстве Света это чистые благотворные стихии: ветер, вода, огонь, свет, воздух; в царстве Мрака - материальные вредоносные: вихрь, тина (яд), пожирающее пламя (пожар), тьма, удушливый туман (дым). Царства строго отграни­чены друг от друга, и до поры до времени во Вселенной сохраняется дуалистическое равновесие.

Но эпоха абсолютной разделенности царств подходит к концу. Вто­рой период в эволюции мира характеризуется катастрофическим сме­шением двух первоначал, вызванным вторжением Мрака в область Све­та, результатом чего является порождение земного мира и человека. За­мысловатая архитектоника манихейской онтологии была призвана опре­делить место человека в этом мире как существа, берущего на себя в борьбе Света с Мраком вселенскую функцию помощника, содействую­щего приближению следующей, заключительной эпохи, когда произой­дет разделение хаотично смешанных начал, полное освобождение Све­та от Мрака и восстановление нарушенного равновесия. Фантастиче-


ские сюжеты, частично почерпнутые из зороастризма и гностицизма, рисуют красочную картину вселенской катастрофы, вызванной вторже­нием Тьмы в царство Света. Причина вторжения - этическая, а имен­но, зависть. Материя, увидев блеск и красоту царства Света, позавидо­вала и решила напасть на него вместе со своим воинством. Отец Вели­чия, узнав об этом, вызывает (но, в отличие от Материи, не творит) из своего царства первую эманацию - Мать Жизни, или Великого духа, а также следующую эманацию - Первочеловека (Ормизда), призванного вступить в борьбу с Мраком. Пять светлых стихий стали его вооруже­нием и облачением. Он вошел в царство Мрака и вступил в борьбу с ним, постепенно лишаясь стихий Света. Ими он связал силы Мрака и тем самым не допустил захвата ими царства Света, но, оставшись бе­зоружным, был пленен ими. Так началось смешение светоносных и ма­териальных стихий, частиц Света и частиц Мрака.

Для освобождения Первочеловека Отец Величия вызвал свою эма­нацию - Духа Живого, который вернул Первочеловека в царство Све­та. Стихии же Света, остановившие продвижение стихий Мрака (в том числе одной из стихий - Тьмы) в сферу Света, связали их, таким обра­зом смешавшись с Материей. На границе двух субстанций возникает хаотически смешанное пространство: в светлых стихиях оказывается примесь Материи. Для полного освобождения светоносных частиц от Материи и возвращения субстанций в прежнее, разделенное, состояние Дух Живой творит видимый мир. Это исходный пункт космогонической концепции Мани. Из поверженных темных сил создается земля, возни­кают растительный и животный миры, которые заключают в себе неос-вободившиеся частицы света. Над землей поднимается сфера звезд и планет, сотворенных из частично загрязненного вещества - душ вож­дей демонов, или архонтов, в которых находятся частицы света. Они образуют «колесо звезд»», или «путь», по которому очищенные от мате­рии светлые частицы должны подняться к Луне и Солнцу - «кораблям света», созданным для полного их очищения. Любопытно, что фазовое прибывание Луны связывалось с принятием здесь душ умерших, а ее убывание - с отправлением их к Солнцу, которое, в свою очередь, на­правляет их к Богу. Восхождение светлых частиц к Луне и Солнцу осу­ществляет божество, сходное с Митрой,- это Третий посланец, вы­званный Отцом Величия. Но силы Мрака решили по его подобию со­здать двуполых Адама и Еву - первых людей, светоносное начало ко­торых должно раствориться, раздробиться в их потомстве, чтобы в кон­це концов его поглотила разросшаяся плоть, материя. Таким образом, оказывается, что земной мир сотворен эманацией Света, благим Деми­ургом (отличие от космогонической концепции гностиков), человечест­во же создано силами Мрака, стремящимися этой акцией удержать час-


тицы света в своем царстве. В этом сюжете появляются еще две эмана­ции Отца Величия: Иисус-Сияние и Дева Света. Дева Света должна яв­ляться архонтам, чтобы они исторгали из себя светлые частицы. А Иисус-Сияние спускается к первым людям и, временно воплотившись в Еву, предлагает Адаму вкусить плоды с древа познания добра и зла, чтобы он узнал о божественной сущности своей души. От Иисуса-Сия­ния исходят три эманации: Разум света, Христос-младенец и эсхатоло­гический Судья. Разум света посылается к апостолам для создания ис­тинной церкви и для их просвещения. Он обитает в каждом верующем, поэтому церковь обладает единой божественной душой. Эсхатологиче­ский Судья судит души на Страшном суде. Функции же Иисуса-младен­ца не установлены, полагают, что он, будучи оставлен Иисусом-Сияни­ем в смешанной субстанции, охранял Свет материального мира.

Кроме Иисуса-Сияния манихеи признавали существование истори­ческого Иисуса, предшественника Мани в качестве Апостола.

Антропология Мани обусловлена исходными принципами его онто­логии. Смешение несовместимых элементов в пределах земного мира проявляется и на уровне человека: в нем также перемешаны светлые и темные частицы, светоносная душа и материальное тело, при этом душа заключена в темнице тела. Человек обладает тройственной приро­дой, отличаясь тем самым от всех других существ материального мира. Три субстанции, составляющие человека,- это тело, светлая душа и темное начало. Тело нельзя отнести целиком к духу Мрака, ибо сотво­рившая его Материя вдохновлялась образом божества. Тело смертно, два других элемента - вечны. Последовательно проведенный принцип дуализма привел, таким образом, Мани не только к резкому противопо­ставлению души и тела, но и к расколу самой души. В человеке оказы­ваются две души - светлая, добрая, и темная, исполненная дурных страстей и мыслей. Душа человека может постепенно очищаться в резу­льтате последовательных перерождений в разные тела. Став праведной, она возносится к Свету; грешник же водворяется в ад. Несмотря на то что, согласно манихейству, истина и пути спасения были известны лю­дям благодаря предшествующим пророкам издавна, однако обрести их в полной мере человечество может только благодаря появлению послед­него посланника Света - спасителя Мани. Он дал человеку знание о том, что в его душе содержится искра божественного света, и что главная его цель - очистить душу от оков материи, освободить свето­носные частицы от оболочек тьмы, в которые они заключены. Тем са­мым человек выполнит космическую миссию: он поможет царству Све­та забрать из царства Мрака все светоносные частицы, очистить свет от смешения с материей и приблизить время победы Света над Мраком,


время полного отделения Света от Мрака, Добра от Зла, обретения ми­ром утраченного было дуалистического равновесия.

Завершение эпохи смешения Света и Мрака рисуется трагичным: перед концом мира в великой борьбе временно победят силы зла. Затем божество Помысел жизни (единство божеств Зова и Слуха) соберет в последние времена сохранившиеся в мире частицы света и сотворит из них Последнее Изваяние. Оно устремится к царству Света, после чего посланный на Землю огонь спалит земной мир (огонь - средство очи­щения). Наступит время Страшного суда; чистые светоносные души вознесутся в царство Света, в новый, построенный для них эон, и будут блаженствовать, а души грешников попадут в царство Мрака, где души мужского пола заключат в Шар, а женского - в яму. Между ними, что­бы они никогда не могли смешаться, установят камень. Это крайнее разделение определяло практику взаимоотношений полов в манихей-ских общинах: те, кто считал себя праведниками, давали обет безбра­чия.

Этика манихейства исходит из его онтологии: поведение человека определяется необходимостью очищения Света от Мрака в мировом масштабе, но не потребностью в личном спасении. Отсюда требование аскетизма, подавления желаний плоти: умаления материи ведет соот­ветственно к возрастанию света, к победе светлой души над темной. Люди делятся на три категории. Первые две - члены манихейской об­щины, третья - иноверцы. Община состоит из высшего слоя верую­щих - «избранников», или «совершенных», «святых», и ми­рян - «слушателей». Управление общинами носило иерархический ха­рактер. Руководителем манихейской церкви был Учитель (Апостол), да­лее шли епископы, руководившие общинами страны или области, пре­свитеры, стоявшие во главе местных общин, у них же была функция проповедников; и наконец, избранники, из среды которых выходили епископы и пресвитеры. Собственно, термин «избранник» прилагался ко всем членам иерархии; это те, кто избран Апостолом. В качестве же четвертой ступени иерархии избранники воплощают в себе этический идеал для верующих. Очищение души совершается ими путем строгого соблюдения трех «печатей»: «печать руки» требует непричинения вреда живым существам, отказа от материальных благ; «печать уст» означает воздержание от нечистой (животной) пищи, вина, а также «нечистых» слов; «печать лона» - воздержание от половой жизни, безбрачие. «Из­бранники» могут заниматься только религиозной деятельностью: мо­литься, поститься, проповедовать, совершать богослужение, руководить церковными делами.

Рядовые верующие - «слушатели» - должны были прежде всего служить «избранникам»: подавать милостыню, снабжать их чистой пи-


щей, особенно фруктами и овощами яркой окраски (дынями, огурцами и т. д.); считалось, что в них много частиц света, которые соединятся со световой основой вкушающего. Пищевым запретам манихеи уделяли особое внимание. В пище, по их представлениям, связана Душа живая, которую надобно освободить. Отсюда и запрет на принятие нечистой пищи (животной, а также вина), в которой нет или почти нет Души жи­вой. Поэтому праведники ели только один раз в сутки чистую пищу и два дня в неделю постились. Они не имели права сами готовить еду, ее должны были приносить как милостыню «слушатели».

Понятие милостыни у манихеев было довольно своеобразным: слу­шатели не имели права подавать ее никому, кроме «избранников», иначе они не спасут свои души. Милостыней может стать пища и одежда, но также ребенок или раб. «Слушатели» должны были соблюдать ряд эти­ческих норм: не убивать, не лгать, не воровать, не пить вина, не увлека­ться мирскими благами, соблюдать религиозные праздники и обряды.

Манихейский культ был сравнительно несложным. У манихеев не было изображений Бога; богослужение сводилось к чтению молитв и пению псалмов и гимнов, которое сопровождалось инструментальной музыкой. Музыке придавалось особое значение, поскольку считалось, что она божественного происхождения. Обязанностью каждого манихея было соблюдение постов по воскресеньям, понедельникам, в большие праздники и в день смерти Мани; «избранники» постились чаще. Посту придавалось особое значение. Считалось, что пост помогает очистить Душу живую. В постный день от человека отлетают очищенные свет­лые частицы, которые именовались ангелами. Главным праздником был праздник Бема (по греч.- алтарь) в память о Мани, который некогда читал проповеди, восседая на алтаре. В честь Мани произносились мо­литвы и исполнялись «Псалмы алтаря».

Манихейство отразило в фантастической форме некоторые сущест­венные неблагоприятные для человека стороны природного и социаль­ного бытия. Не случайно исследователи характеризовали его как песси­мистическое учение: пессимизм - вполне устойчивое мироощущение в периоды стагнации общественного строя; в данном случае речь идет о замедленном переходе рабовладельческих отношений в феодализм. (Правда, М. Элиаде оспаривает мнение о манихействе как о пессими­стическом учении: «Свет сияет в каждой травинке».) Несмотря на то, что манихейство как автономная религия исчерпало себя в основном к IX-X вв., оно оказалось востребованным - в разной степени и в разных формах - в последующие века, составив основу еретических движений на Западе и Востоке.