Где сейчас живет леонов. Алексей леонов биография кратко

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные "Алмаз-2"), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные "Алмаз-1") на космическом корабле "Восход-2" продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет "Восхода-2" считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

На старт! Внимание! Марш!

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восход-2", на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны "объекта", от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими - в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только "Восход-2" перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Открытый космос

Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая..."

Алексей Леонов

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений - он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала - около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: "Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу".

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

До входа в тень Земли оставалось пять минут, после чего корабль на час погрузился бы в кромешную тьму. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, Леонов сбросил давление вдвое - до 0,27 атмосферы. Скафандр немного уменьшился в размерах, и космонавт попробовал войти в шлюз головой вперед. В 11:47 это ему удалось, "Алмаз-2" закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как иначе ему бы не удалось перейти из шлюза в корабль.

"Алмаз-1": Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
"Алмаз-2": Снял, снял крышку!
"Алмаз-1": Понятно!
"Алмаз-2": Вижу, вижу небо! Землю!
"Алмаз-1": Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Возвращение

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля - с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова - Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел "Восход-2" на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с "Алмазами" на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Уральские морозы

Приземление оказалось не очень удачным - "Восход-2" зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта "Ан-2" и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся "поисковиков".

Обнаружить "Восход-2" удалось около 17 часов 19 марта. Однако забрать космонавтов не представлялось возможным - вокруг не было ни одной походящей площадки для посадки вертолета, а поднимать Леонова и Беляева по тросовой лестнице летчикам было строго запрещено. Пилоты сбросили им собственную меховую одежду, топор, ракетницу с ракетами и даже бортовой неприкосновенный запас продовольствия. Вертолет улетел, и всю ночь над местом приземления барражировал самолет. Между тем по Всесоюзному радио сообщили, что первую ночь космонавты встречали в кругу друзей в одной из пермских гостиниц...

20 марта к двум часам дня к "Алмазам" на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от "Восхода". На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: "Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края".

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля "Союз-19". Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта "Культурное наследие Прикамья" .



Леонов Алексей Архипович – второй пилот космического корабля «Восход-2», подполковник; командир экипажа космического корабля «Союз-19», генерал-майор авиации.

Родился 30 мая 1934 года в деревне Листвянка ныне Тисульского района Кемеровской области. Русский. С 1938 года жил в городе Кемерово, с 1948 года – в городе Калининград. В 1953 году окончил 10 классов школы.

В армии с августа 1953 года. В 1955 году окончил 10-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (город Кременчуг Полтавской области), в 1957 году – Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Киевском военном округе и Группе советских войск в Германии).

С марта 1960 года – в отряде космонавтов. Выполнил 2 космических полёта общей продолжительностью 7 суток 33 минуты 8 секунд.

18-19 марта 1965 года совершил космический полёт в качестве второго пилота космического корабля «Восход-2» (командир – полковник П.И.Беляев) продолжительностью 1 сутки 2 часа. В ходе полёта 18 марта 1965 года выполнил первый в мире выход в открытый космос продолжительностью 23 минуты 41 секунда. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (инженерный факультет).

15-21 июля 1975 года совершил второй космический полёт в качестве командира экипажа космического корабля «Союз-19» по программе ЭПАС. В ходе полёта выполнено стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон». Это была первая в мире стыковка кораблей двух разных стран.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

В 1970-1982 годах – заместитель, в 1982-1991 годах – первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С марта 1992 года генерал-майор авиации А.А. Леонов – в запасе. Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов. Член Союза художников.

Живёт в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. С 1993 года - президент паевого инвестиционного фонда «Альфа-Капитал», с 1998 года – вице-президент ОАО «Альфа-Банк».

Генерал-майор авиации (1975), лётчик-космонавт СССР (1965), заслуженный мастер спорта СССР (1965), кандидат технических наук (1981).

Награждён советскими 2 орденами Ленина (23.03.1965, 22.07.1975), орденами Красной Звезды (17.06.1961), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-й (29.05.2019), 3-й (22.05.2014) и 4-й (2.03.2000) степеней, Дружбы (12.04.2011), медалями.

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1965). Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (1965). награждён иностранными наградами - орденом Георгия Димитрова (Болгария, 1965), орденом Карла Маркса (ГДР, 1965), орденом Государственного Знамени (Венгрия, 1965), орденом «За отличие» 1-й степени (Сирия, 1966), орденом «За заслуги» 3-й степени (Украина, 12.04.2011), иностранными медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1981), премии Правительства РФ имени Ю.А.Гагарина (2011), премии Ленинского комсомола (1980). Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, а также наград FAI – двух Золотых космических медалей (1965, 1975) и двух медалей де Лаво (1965, 1975).

Почётный гражданин Смоленской области (30.09.2015), городов Вологда, Гагарин (09.03.1976), Калининград, Калуга, Кемерово, Нальчик, Пермь; Кременчуг (Украина); Аркалык (Казахстан); Велико Тырново, Видин, Свищов (Болгария); Сан-Антонио (Чили); Усти-на-Лабе (Чехия); Линар (Франция); Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Солт-Лейк-Сити, Сан-Франциско, Сан-Антонио, Сан-Джасинто, Оклахома, Хьюстон, Нашвил, Ханствил, Атланта, Везерфорд, Нью-Орлеан, Вайоминг, Лос-Анжелес, Лас-Вегас (США). Имя А.А. Леонова носит средняя школа № 4 в городе Гагарин Смоленской области. Его именем названы кратер на обратной стороне Луны и планета в созвездии Весов.

Бронзовые бюсты установлены на Аллее космонавтов в Москве и на родине Героя.

Сочинения:
Пешеход космоса. М., 1967;
Особенности психологической подготовки космонавтов. М., 1967 (соавт. В.И.Лебедев);
Восприятие пространства и времени в космосе. М., 1968 (соавт. В.И.Лебедев);
Психологические особенности деятельности космонавтов. М., 1971 (соавт. В.И.Лебедев);
Выхожу в космос. М., 1974;
Психологические проблемы межпланетного полёта. М., 1975 (соавт. В.И.Лебедев);
Солнечный ветер. М., 1978;
Жизнь среди звёзд. М., 1981.

Многие наши современники с трудом могут вспомнить, что Алексей Леонов - это один из первых отечественных космонавтов, не говоря уже о том, чем был знаменит его полет. В то же время специалисты ставят Леонова рядом с Гагариным, считая, что первый выход человека в открытое пространство равен по значимости первому выходу на орбиту пилотируемого корабля. К тому же Алексей Леонов был художником по призванию, и видимо, символично, что именно ему впервые удалось оценить красоту нашей планеты "со стороны".


Алексей Архипович Леонов появился на свет 30 мая 1934 года. Мало кто из представителей этого поколения мог похвастаться благополучным детством, но будущего знаменитого космонавта судьба, казалось, испытывала на прочность. Его дед за участие в событиях 1905 года был сослан в село Листвянку, расположенное в 600 км от Кемерова. Отец Алексея, ставшего восьмым ребенком в семье, работал в этом селе зоотехником, потом председателем сельсовета, а мать – учительницей. В 1937 году Архип Леонов был арестован, все имущество семьи, включая детскую одежду, отобрали. Детей и мать, ожидавшую девятого ребенка, приютила старшая дочь Александра, проживающая в Кемерово вместе с мужем в шестнадцатиметровой комнате барака строителей ТЭЦ. Семья состояла сначала из девяти человек, а после рождения детей у Александры и возвращения из заключения Архипа Леонова их стало восемнадцать.

После войны Леонов-старший был направлен в Калинининград, и в 1947 году к нему присоединились жена и младшие дети. В 1953 году Алексей закончил калининградскую СШ № 21. Обладая с детства большими способностями к рисованию, он подал документы в Рижскую академию художеств и был зачислен на первый курс. Однако выяснив, что рассчитывать на общежитие в Риге он не может еще минимум три года, молодой человек стал искать другие варианты. Узнав, что объявлен комсомольский набор в школу летчиков, и что курсанты будут находиться на полном обеспечении, Алексей долго не раздумывал. Успешно пройдя конкурсные испытания, он поступил в военную авиационную школу, расположенную в Кременчуге. Пройдя там курс начальной подготовки, молодой летчик был переведен в военное авиационное училище г. Чугуева, а в 1957 году направлен для прохождения службы в гвардейский авиационный полк, дислоцированный в Кременчуге. Там произошла встреча Алексея с симпатичной работницей КрА

За Светланой, которая через три дня после знакомства стала его женой и родила двух дочерей, Викторию и Оксану. К сожалению, Виктория, которая работала в Министерстве морского флота, в зарубежной командировке заболела тяжелой формой гепатита и скончалась в возрасте 35 лет. Оксана трудится переводчиком, имеет семью и детей.

В декабре 1959 года Алексей Леонов был переведен в авиаполк, дислоцированный в Германии, а еще через три месяца отозван в Москву. Он был отобран в состав первого отряда космонавтов, однако полета в космос ожидал не один год. Экипаж корабля "Восход-2", стартовавшего 18 марта 1965 года, состоял из двух человек – командира Павла Беляева и второго пилота Алексея Леонова. Программа предполагала выход Леонова в космос из специально сконструированной шлюзовой камеры, пребывание в открытом пространстве, проведение фотосъемки. Специально сконструированный скафандр был оборудован усовершенствованными системами жизнеобеспечения, имел повышенную защиту от радиации и холода. Однако его вес превышал 100 кг, а жесткая защитная оболочка требовала больших усилий при движении. Проблемы (а их предвестником, по распространенной среди космонавтов примете, стала встреченная перед стартом женщина-директор студии Центрнаучфильм) начались сразу после взлета, когда высота оказалась больше расчетной. Леонов, пристегнутый к кораблю пятиметровым фалом, передавал свои сообщения в ЦУП, любуясь открывшейся перед ним картиной Земли, как вдруг понял, что его скафандр деформируется. Космонавт не смог держать камеру в руках и просто плавал внутри раздувшейся оболочки, которая не проходила в отсек. У него поднялась температура, заканчивался кислород, и в любой момент он мог потерять сознание. Леонов сбросил давление в скафандре и, удерживая камеру ногами, вопреки всем инструкциям втиснулся в отсек головой вперед. Пос

е закрытия люка внутри корабля начало расти давление кислорода, и вдобавок при посадке отказала автоматическая система управления. Спускаясь в ручном режиме со слишком большой высоты, космонавты вместо запланированной посадки в Казахстане оказались в Пермской области, где в это время был тридцатиградусный мороз – при том, что внутри скафандров они буквально плавали в собственном поту. Экипаж нашли только через трое суток – обмотавшись всеми доступными термоизолирующими материалами, космонавты поддерживали костер. Здоровье Беляева после этого резко ухудшилось, и через пять лет он умер от желудочного кровотечения.

После полета и выхода в космос Алексей Леонов был включен в группу, занимающуюся "лунной" программой. Однако разрабатываемый для этого космический аппарат "Зонд" оказался ненадежным, и это направление было свернуто. Алексей Леонов окончил инженерный факультет Академии Жуковского и продолжал участвовать в космической программе. В 1971 году он готовился стартовать в составе команды "Союза-111", однако по результатам медкомиссии в полет, окончившийся трагически, отправился запасной экипаж (Волков, Пацаев, Добровольский). Через несколько лет Алексею Леонову довелось участвовать еще в одном историческом полете, во время которого проводилась стыковка кораблей "Союз" - "Аполлон" (июль 1975 г.). После этого он много занимался исследовательской работой, окончил адъюнктуру при Академии Жуковского, защитил диссертацию. До своей отставки в 1992 году в звании генерал-майора Леонов работал первым заместителем Центра подготовки космонавтов. Не забывал Алексей Архипович и своего увлечения живописью - он написал более двухсот картин, выпустил несколько художественных альбомов, был соавтором серии почтовых марок, посвященных космосу. С 2000 года Алексей Леонов занимает должность вице-президента Альфа-банка.

В марте 1960 года приказом Главкома ВВС зачислен на должность слушателя-космонавта в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС (первый набор).

С апреля 1961 года — космонавт отдела космонавтов ЦПК.

Летчик-космонавт — соавтор книг "Восприятие пространства и времени в космосе" (1968) "Психологические особенности межпланетного полета" (1975), "Солнечный ветер" (1977), "Жизнь среди звезд" (1981), "Выхожу в космос" (1984).

Алексей Леонов имеет четыре изобретения и написал более десяти научных трудов.

Является членом партии "Единая Россия".

Алексей Леонов — дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), лауреат Государственной премии СССР (1981), премия Ленинского комсомола (1980). Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденом Красной Звезды (1961), орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени (1975), российским орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000), орденом Дружбы (2011), медалями.

Алексей Леонов был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Среди наград иностранных государств — медаль "Золотая Звезда" Героя Болгарии, медаль "Золотая Звезда" Героя Труда Вьетнама, немецкий орден Карла Маркса, венгерский орден Государственного Знамени, сирийский орден "За отличие" I степени.

Он также удостоен золотой медали им. К.Э. Циолковского АН СССР, золотой медали имени Ю.А. Гагарина, медали имени С.П. Королева и др.

Почетный гражданин около 40 городов в России и других странах мира.

Его именем назван один из кратеров на Луне.

Международному аэропорту Кемерово было присвоено имя Алексея Леонова. здесь был открыт Музей космонавтики имени Алексея Леонова.

Алексей Леонов женат. Его супруга Светлана работала редактором редакционно-издательского отдела ЦПК. В семье родились две дочери — Виктория (1962-1996) и Оксана (1967).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников