Учитель-логопед как педагог дополнительного образования в свете инклюзивных тенденций. Роль учителя-логопеда в коррекционно-образовательном процессе на современном этапе Роль учителя логопеда в современном образовании

Слово «логопед» у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки.

Для чего же нужен логопед в школе?
Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно.

Первая задача логопеда - коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе логопед особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения.

Иногда у логопеда возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на логопедических занятиях навыков, особенно в летний период.

Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования логопеда. Одних занятий с логопедом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного логопедического материала.

Второй задачей логопеда является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика - это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи - это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса.

На логопедических уроках школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова.
Всё вышеописанное - работа логопеда в детском саду. Если ребёнок пришёл в школу без этих знаний, логопед поможет их усвоить. Закрепление дома усилит результат работы логопеда.

Следующая задача логопеда - развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку (рука - первый - р, второй - у, третий - к, четвёртый - а), придумать слово на определённый звук (р - речка, роза, ракета) и другое.

Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук - очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово.

Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение.
Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.

Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме - основная и главная задача школьного логопеда.

Что такое специфические ошибки?
Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, не смотря на все усилия логопеда. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия - нарушение письма и дислексия - нарушение чтения.

Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем:
. пропуски букв, слогов (машина - мшина, манна)
. перестановки букв и слогов (корова - ковора)
. замены букв (мороженое - моложенное, жуки - шуки, Люба - Луба)
. слитное написание слов (Детигуляют)
. недописывание слогов и слов (дорога - дорог, черепаха - черепа)
. и другое

Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Логопед, проводя систематическую и планомерную работу на занятиях, устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие.

Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в логопедической работе, не может быть достигнут положительный результат. Только совместная работа логопеда и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь Вашего ребёнка в школе.

Ирина Подлесная
Эссе-размышление «Роль учителя-логопеда в общеобразовательных учреждениях»

Кто поможет язычок правильно поставить

И воздушную струю по нему направить,

Звук от буквы отличать,

Без запинок отвечать?

Ответ на эту загадку прост – это логопед.

Первая часть названия данной профессии произошла от слова «логос» , что в переводе с греческого обозначает «слово» . «В начале было Слово» … Слово ранит и слово лечит… Хорошая речь слаще меда… Пожалуй, каждый ответит, что знаком с этими выражениями. «Пайдео» - в переводе с греческого – «учить , воспитывать» . Логопед учит словом , воспитывает словом.

Чем же занимается логопед в наши дни? Современный логопед врачует речь и тонко влияет на психические процессы. Не секрет, что ребёнок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения. Слово – наш основной способ понимания друг друга. Маленький человечек еще не умеет разговаривать, а уже приобщается к родному языку через мамину колыбельную, бабушкины сказки. Человек общается с помощью языка с другими людьми, думает о своём сокровенном при помощи слов. Язык, слово соединяют эпохи и столетия. Речь - главное орудие человеческого мышления, создавшего человека разумного. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека навсегда связана с речью.

В современном мире, когда наблюдается огромный рост количества детей с речевой патологией, ведущей фигурой в деле преодоления нарушений речи является учитель-логопед , способный предупредить их возникновение. В норме овладение правильным произношением всех звуков речи у детей должно заканчиваться к пяти, реже – к шести годам, вследствие чего к началу школьного обучения эта проблема, казалось бы, уже не должна существовать. Однако на практике дело обстоит иначе, причем в последние десятилетия в связи с общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствует неумолимая статистика.

Трудно переоценить значение чистой и правильной речи для современного человека. Нарушение речи могут отрицательно влиять не только на общение , но и на жизнедеятельность человека, затрудняет выбор профессии, вызывать психические расстройства.

Считаю, что современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Учитель-логопед учится всю жизнь , развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, родителями.

Я испытываю большую радость, когда слышу красивую и грамотную речь своих воспитанников, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Много людям делаем добра

Мы своею важною работой,

Сколько детям отдаем тепла,

Обучая с лаской и заботой.

И пускай бывает иногда

В жизни полоса чернее тучи,

К детям все равно спешу всегда,

Для меня профессии нет лучше!

Публикации по теме:

Аналитический отчет учителя-логопеда В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Перспективный план учителя-логопеда Январь. 3 неделя. Лексическая тема: «Зимние забавы детей». Звуки. Артикуляционные упражнения. Развитие мелкой моторики. Развитие фонематического.

Роль конструктора в работе учителя-логопеда «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» - является одной из актуальных.

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда Все родители хотят, чтобы ребенок у них был интеллектуально развит, умел логически мыслить, обладал отличной памятью. Поэтому ребенка с.

Творческое эссе. Роль логопеда в социальной защите Немного предистории. Я работаю в учреждении социальной защиты уже 14 лет. Начинала психологом, потом перешла на руководящую роль, а недавно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя-логопеда в обучении детей.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления.

Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления, в основе которого лежит коммуникативная готовность. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребёнок:

Правильно произносил все звуки,

Мог проводить звуковой анализ,

Рифмовать, придумывать новые слова,

Правильно строить предложение,

Умел рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало и конец рассказа или сказки.

Но придя в школу, далеко не все дети владеют этими умениями.
И конечно же, для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима коррекция устной речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В связи с этим, в процессе школьного обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. В настоящее время большинство младших школьников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических.

Кроме того, у детей с речевыми нарушениями, как правило, страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.

Работая в тесном контакте с психологом, родителями и педагогами, логопед выстраивает свою дальнейшую работу. Это индивидуальные занятия, которые позволяют исправить нарушенные звуки. Это групповые и подгрупповые занятия, темы которых определяются индивидуальными особенностями ребенка. Продолжительность и количество логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Групповые занятия (по 30 мин) проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные (по 15-20 мин) – 2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести дефекта.

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Успех коррекционного обучения детей во многом определяется участием родителей в комплексе педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению домашних заданий по школьным предметам.

Основные направления работы учителя-логопеда:

- работа над звукопроизношением (постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

- развитие фонематических функций (анализа, синтеза, представлений);

- развитие лексико – грамматического строя речи

Дети должны уметь:

Точно подбирать слова;

Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

Употреблять сложные слова (например: длинноногий);

Пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

Подбирать метафоры (например: туча комаров);

Использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

Подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

а) Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

Изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

Употреблять различные предлоги;

Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

Согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

Правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

Пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

Ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

Образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

Образовывать название детенышей животных;

Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

Замены суффиксов (козлята – «козленки»);

Замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Развитие связной речи ;

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

Рассказывать о пережитых событиях;

Пересказывать содержание сказки, рассказа;

Описывать окружающие предметы;

Раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

- профилактика и коррекция дисграфии и дислексии .

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

Пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

Перестановки букв (комната – «конмата»).


Функции логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Функции воспитателя: Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе на неделю. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме по заданию логопеда и в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуациюестественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Картинка 11 из презентации «Логопед работа» к урокам дошкольного образования на тему «Логопед»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Логопед работа.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2303 КБ.

Скачать презентацию

Логопед

«Логопедическая работа с детьми» - «Логопедическое сопровождение (формы работы)». Консультативно – методическая с родителями и педагогами. Логопедическое сопровождение (основная цель диагностики). Организация самостоятельной работы. РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БЛОКА МЕТОДИК. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

«Логопедическая работа» - График работы логопедического кабинета Понедельник Вторник Среда 13.00 – 17.00 Четверг Пятница. Конспекты или подробные планы занятий. СЕМИНАР «Организация работы учителя - логопеда». Годовой план учителя-логопеда. Организация работы школьного логопеда. Логопед ____________________. Структурное подразделение «Коррекционная педагогика» e-mail: [email protected].

«Логопедические занятия» - Физо лфк. Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта. Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Учитель-логопед Педагог-психолог. Медицинские работники. Нормативно-правовое обеспечение. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО: 20-25 воспитанников по результатам ПМПК.

«Логопед работа» - Отсутствие четного деления функций между воспитателями и логопедом; Задача логопеда: формирование первичных речевых навыков у детей-логопатов. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Актуальность. Месяц Октябрь. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

«Логопедический кабинет» - Так что, милости просим! Кабинет поделен на зоны: Для групповых занятий; Для индивидуальных; Методическая зона. На деревце можно поместить картинки,где нет данного звука. Особое место в сказочном городе занимает переделанное пособие В.В.Воскобовича “Дерево”. В игре формируется и развивается речевая деятельность.

«Уроки произношения» - Самостоятельная практическая деятельность по выполнению заданий к учебному материалу. Часть 1. Флаг Австралии. Звуки Р, С, Ш 5. Растительный и животный мир Америки(2 части) 6. Урок-тренинг. 2007-2008. 2006-2007. Карта Австралии. По странам и континентам с друзьями звуками. 94%. Муррей- самая многоводная река Австралии.

Всего в теме 13 презентаций

Логопед должен заботиться о том, чтобы дети с нарушения­ми голоса не оставались без внимания. При работе с ними необ­ходимо стремиться к достижению следующих целей: предотвра-


Щению ухудшения нарушений; активному сотрудничеству со все­ми специалистами, участвующими в оценке и диагностике таких нарушений; разработке программы голосовой терапии для умень­шения или полного устранения нарушений голоса.

Предотвращение развития нарушений голоса у детей явля­ется важной задачей логопеда. Выше говорилось, что примерно у 3% детей 5-18 лет имеют место нарушения голоса, мешаю­щие общению . Около половины таких детей нуждаются в голосовой терапии . Kallen (1959) считал, что про­грамма по гигиене голоса у детей должна быть направлена на то, чтобы предотвратить неправильное использование и перена-пряжение голоса начиная с того момента, когда ребенок пошел в детский сад, и вплоть до завершения пубертатного периода. Школьные учителя должны стремиться создать все необходимые условия, способствующие развитию хорошего голоса . Froeschels (1940) подчеркивал важность со­блюдения гигиены голоса при обучении детей чтению.

Логопед и школьные учителя должны обращать особое вни­мание на детей, склонных к охриплости. У таких детей легко возникает охриплость после занятия спортом, вечеринок, тяже­лой работы, при простуде или эмоциональных перегрузках . Ребенок, склонный к охриплости, при разговоре излишне напрягает мышцы шеи и неадекватно открывает рот; при этом создается впечатление, что голос исходит из глубины глотки. Он часто жалуется на голосовую усталость. Логопед должен своевременно выявлять склонных к охриплости детей, устанавливать диагноз и назначать лечение на ранних стадиях заболевания. White (1946) отметил, что нарушения голоса у детей в предпубертатном и раннем пубертатном периоде часто остаются без внимания, так как их считают проявлениями про­цесса полового созревания. Он считал, что таких детей необхо­димо обследовать и по возможности лечить. Это позволит избе­жать формирования у ребенка неправильного представления о своей личности, которое может стать помехой в дальнейшей жизни (в экономическом и социальном плане). Если наруше­ние голоса не вылечить в школе, оно может сохраниться на всю жизнь и поэтому привлекательную моло­дую девушку могут не взять на работу в качестве секретаря из-за гиперназальности, а юношу могут подвергнуть насмешкам из-за его высокого голоса [Мооге, 1967].

Diehl и Stinnett (1959) сравнили частоту направления к ло­гопеду учеников второго класса и результаты школьной про­граммы по тестированию речи. Учителя обоснованно направля­ли к логопеду 36,9% детей с нарушенным голосом. В случае сочетания нарушения голоса и артикуляции этот показатель возрастал до 70%. По данным James и Cooper (1966), учителя обоснованно направляли к логопеду лишь 10% детей, у кото­рых было только нарушение голоса, при сочетании этого нару­шения с дефектами артикуляции этот показатель возрастает до 52%- Wertz и Mead (1975) установили, что воспитатели дет-


Ских садов и учителя 1-3 классов при оценке степени тяжести нарушений голоса (на основании прослушивания фонограммы} на первое место ставят заикание, нарушение артикуляции, де­фекты, связанные с расщелиной неба, а на последнее - изме­нение голоса. Это, по мнению автора, говорит о том, что учите­ля, как правило, не обращают внимания на изменения голоса.

Silverman и Van Opens (1980) после прочтения учителям эпизодов из жизни детей с заиканием, нарушением артикуля­ции, голоса и речи опросили 133 воспитателя детских садов и учителей 1-6 классов на предмет выявления ими детей с нару­шениями голоса. Восемьдесят процентов учителей ответили, что они будут направлять на лечение детей обоего пола с заика­нием, дефектами артикуляции и речи, и только 50% собирались направлять детей с хронической охриплостью. Clauson и Кора-tic (1975) обнаружили, что при прослушивании записанной на пленку речи ребенка с нарушением голоса учителям удавалась идентифицировать дефекты голоса в 92% случаев. Martin (1974) считает, что учителей следует информировать о том, что такое нормальный и измененный голос. Для улучшения осведомленно­сти учителей Deal, McCiain и Sudderth (1976) составили сле­дующую рабочую программу. Учителям представили записи с различными нарушениями голоса, контрольные листы с описа­нием характерных признаков, инструкции по выявлению и на­правлению к логопеду детей с данной патологией. К логопеду нужно было направлять детей со следующими нарушениями; охриплость в течение 2 нед и более; ларингит в течение 2 нед и более; слишком низкий или слишком высокий основной тон; гиперназальность; слишком громкая или слишком тихая речь; придыхание; напряженный голос; частые резкие изменения вы­соты тона; монотонный голос. В результате этих мероприятий-к ларингологу было направлено 77 детей. У 34 из них обнару­жены узелки на голосовых складках, у 7 - отек складок, у 7 - аллергия, у 25 детей патология не выявлена, 4 обследовать не удалось. У 16 мальчиков были двусторонние узелки, у 3 - одно­сторонние. У 12 девочек были двусторонние узелки.

Желательно, чтобы рекомендации для родителей детей с на­рушением голоса совместно вырабатывали логопед и учитель. Родители, как правило, не обращают внимания на изменения голоса ребенка до тех пор, пока они понимают его речь. Их волнует главным образом развитие речи. На замечание логопе­да они могут ответить: «У его брата было то же самое» или «Послушайте, как говорят соседские дети». Если они в целом понимают речь ребенка, то их мало волнуют плохое качество голоса, нарушения высоты тона или другие изменения.

Weiss (1974) подчеркнул важность роли логопеда в лечении детей, пользующихся небным обтуратором или зубным проте­зом. Логопед должен знать правила ношения протеза и ухода за ним, он должен также хорошо разбираться в критериях, ис­пользуемых для подбора небного обтуратора, в методах оценки


его соответствия, необходимости замены и корректировки. Он также должен знать слуховые аппараты, принцип их действия и правила эксплуатации.

Логопеды играют важную роль в комплексной оценке и диа­гностике нарушений голоса, проводимых специалистами разного профиля. Они должны уметь проводить скрининговые обследо­вания голоса в школах, на основании полученных данных ста­вить диагноз и назначать соответствующую терапию. Они дол­жны хорошо разбираться в следующих вопросах: анатомия и физиология органов речи и слуха, принципы и основы методо­логии обучения; общая и частная методология реабилитации на­рушения голоса.

Роль логопеда в процессе лечения может быть проиллюстри­рована с помощью ответов на вопросы, предложенные Andrew (1973). Первый вопрос: «Чему я учу этого ребенка?» Для ответа на этот вопрос необходимо сформулировать конкретные цели терапии и выбрать те процедуры и методы, которые могут при­вести к ощутимым изменениям в голосовом аппарате. Подразу­мевается также, что логопед должен при необходимости так изменять окружающую обстановку, чтобы по мере обучения новая манера поведения прочно входила в повседневную жизнь ребенка. Второй вопрос: «Как я узнаю, насколько эффективны мои рекомендации?» Для того чтобы узнать это, необходимо вести запись достигнутых успехов от занятия к занятию; это позволит в любой момент оценить эффективность того или ино­го технического приема и решить вопрос о целесообразности его дальнейшего применения. Третий вопрос можно сформули­ровать так: «Является ли данное терапевтическое мероприятие необходимым?» Логопед должен в любой момент определять, насколько избранные методы целесообразны для осуществления программы голосовой реабилитации и выполняются ли они соот­ветствующим образом. Четвертый вопрос: «Какие методы обу­чения я использую для достижения поставленной цели?» Необ­ходимо тщательно планировать методы лечения, с тем чтобы каждый технический прием оказывал необходимый терапевтиче­ский эффект. Пятый вопрос: «Насколько эффективно я исполь­зую похвалы?» Похвала должна быть желанной наградой для ребенка. Вознаграждение ребенок должен получать сразу же, как только он достигнет очередного успеха, а не в качестве за­датка за будущие успехи. Если логопед дает положительные ответы на эти вопросы, то он может считать, что выбранная им тактика правильна.