Праведный халиф усман. Усман ибн аффан - третий праведный халиф

Осман был одним из первых приверженцев основателя ислама, Мухаммеда, хотя принадлежал к тому самому роду Омейядов , из-за происков которого пророку в 622 году пришлось бежать из Мекки. После этого бегства (хиджры ) Омейяды возглавляли борьбу языческой Мекки против мусульманской Медины, однако позднее согласились добровольно покориться человеку, некогда ими же изгнанному из родного города.

Избрание халифом Османа после убийства Омара (644 г.) было во многих отношениях неудачно. Осман стал расточать государственные доходы в пользу своих друзей и родственников и покровительствовать им в ущерб самым достойным людям. Своими действиями он с самого начала оттолкнул от себя двоюродного брата и зятя Мухамедда – Али , а также Тальху и Зубайра , которые пользовались огромным влиянием, как старейшие сподвижники Мухаммеда и самые богатые лица в Медине. Осман был кроме того очень горд и оскорблял всех верующих, обходясь с ними как повелитель, что было для них особенно чувствительно после притворной простоты первого халифа Абу Бакра и истинного смирения второго халифа – Омара. Вскоре повсюду обнаружились неудовольствие и волнения. Недовольные публично упрекали третьего халифа в мечети, а это еще более возбуждало Османа к насилиям.

Одна из древнейших копий Корана, составленная предположительно при халифе Османе

Волнения эти, впрочем, не мешали арабам продолжать завоевания. Родственник Османа, Омейяд Муавия , сын Абу Суфьяна, бывший еще при Омаре наместником Сирии, завоевал у греков некоторые малоазийские города и принудил остров Кипр, хотя и ненадолго, платить дань арабам. Мусульмане распространили свое господство и религию по берегам Каспийского и Черного морей; но зато, вследствие внутренних беспокойств, они едва не лишились покоренных ими стран в Северной Африке. Впоследствии они, однако, не только удержали за собою эти земли, но и распространили свое господство еще далее. Сделавшись халифом, Осман вызвал из Египта завоевателя и наместника этой страны, Амра ибн аль-Аса , и назначил на его место своего молочного брата, Абдаллаха. Когда вскоре после того греки путём неожиданной диверсии завладели Александрией, Осман был вынужден снова послать Амра в Египет; но едва он изгнал их из Египта, как был снова отозван, а на его место опять назначен Абдаллах, который, впрочем, оказался достойным этого назначения. Он распространил границы государства в северной Африке (648), завоевал часть земель на границе Ливии и Туниса, чьи коренные жители, кочевые берберы, занимавшиеся разбоем, еще прежде находились в тесных сношениях с мусульманами. Берберы, к потомкам которых принадлежат известные в наше время кабилы, были тем самым народом, который под именами нумидийцев или мавританцев так часто упоминается в римской истории. По своему образу жизни и нравам берберы имели большое сходство с аравийскими бедуинами, и так же как последние ненавидели все народы, жившие в городах и в постоянных жилищах. Эти общие черты национального характера способствовали их сближению с арабами. Когда в правление Омара Амр, идя с войском в Барку, пришел в первый раз в столкновение с некоторыми племенами берберов, они прислали к нему послов; которых он велел отправить к халифу в Аравию. Омар и его приближенные поняли всю важность союза с берберами для распространения границ государства. Они ласково приняли послов, и, применив к ним одно изречение пророка, заставили арабов считать их за давно обещанных союзников и своих единоплеменников. Когда эти послы, отвечая на вопрос Омара, сказали, что они пастухи и ненавидят оседлую жизнь, он воскликнул, что понимает теперь слова пророка, которыми он утешал его во время скорби о медленном распространении ислама: «Не плачь, Омар, Бог дарует нам наконец союзников в одном из африканских народов, у которого нет ни городов, ни постоянных жилищ, ни рынков». Вероятно, арабы видели в потомках нумидийцев единоплеменников одного из известных им народов, жившего у Красного моря и походившего на берберов своим именем и нравами, а потому и смешали их имена. По крайней мере, наименование берберов появляется в Африке только со времени завоевания её арабами. Впоследствии, союз с берберами проложил мусульманам путь до самого Атлантического океана.

Границы халифата к моменту смерти Османа (656)

Недовольство против Османа продолжало постоянно возрастать, и наконец привело к открытому восстанию. Предводители недовольных собрались из различных провинций в Медину, чтобы принудить халифа к перемене системы управления. Их прибытие поставило Османа в чрезвычайно затруднительное положение; он всеми силами старался успокоить их, но сумел достичь этого только при посредничестве Али. Осман изъявил раскаяние и обещал исполнить все, что от него требовали, однако тотчас после отъезда предводителей недовольных отменил все распоряжения, сделанные по их требованию. Тогда вожди оппозиции, возглавляемые сыном бывшего халифа Абу Бакра, Мухаммедом, вернулись в Медину, но на этот раз уже в сопровождении более тысячи самых энергичных революционеров. Проникнув в город, они напали в мечети на халифа и его приверженцев, нанесли ему множество ран. Ошеломленный ударом камня Осман был унесен без чувств домой. После того революционеры несколько недель сряду осаждали халифа в его жилище, поначалу не решаясь убить его. Наконец, быть может, из опасения, что наместник Сирии и член того же рода Омейядов Муавия явится с войском на его защиту, заговорщики подожгли жилище халифа Османа, ворвались туда через соседний дом, и убили 82-летнего старика (656 г.).

Недовольные провозгласили халифом двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Али формально не был соучастником убийства предшественника, но, по многим признакам, не хотел и препятствовать ему, хотя мог бы это сделать, благодаря своему влиянию, когда Осман три недели осаждался в своем доме.

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного , образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и . Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان ‎‎ - ‘Uthmān ibn ‘Affān ) ( - 20 июня ) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана (см. Коран Усмана). Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов , наряду с Абу Бакром , Умаром и Али .

Ранние годы

Усман родился в Эт-Таифе. Он был выходцем из влиятельного племени Бану Умайя. Усман был состоятельным человеком. Стал одним из первых сподвижников Мухаммада. Был человеком великого нрава, великодушный и щедрый, делающий добро и милосердный. Будучи состоятельным человеком он тратил огромные средства на пожертвования. Всегда помогал бедным, притесненным и обездоленным, был очень справедливым и очень скромным. Это доказывает следующие достоверные истории из его жизни: Переселившись в Медину мусульмане обнаружили что в ней очень мало пресной воды и единственным источником хорошей воды был колодец «Рума». Он принадлежал одному человеку из племени бану Гифар и жители Медины покупали у него воду, одну бадью за один мудд съестного. Увидев все это Посланник Аллаха пообещал рай тому кто выкупит колодец «Рума» и отдаст его в пользование жителям Медины. Усман тут же сделал это. После долгих уговоров, хозяин согласился продать половину колодца за огромные деньги и Усман выкупил колодец за тридцать пять тысяч дирхамов . И отдал на безвозмездное пользование жителям Медины, и был на столько скромен что потом он так же как и все стоял в очереди за водой. Однажды в год когда люди страдали от голода Усман вернулся с торговым караваном полными еды и питья, по приезду Усман, увидев что люди страдают от голода раздал голодающим все содержимое каравана не взяв с них абсолютно ничего. В разное время был женат на двух дочерях Мухаммад, за что его прозвали «обладатель двух светочей». Он дважды совершил хиджру.

Правление

Исламские завоевания завоевания при Усмане обозначены цифрой IV

Усман стал Халифом по единогласному мнению всех сподвижников пророка Мухаммада. Правление Усмана прежде всего отличалось дипломатичностью, так же отличалось значительным расширением границ Халифата и укреплением государственных институтов, заложенных его предшественниками. При нём Ислам проник на Кавказ , в Иран и Кипр . Так же в его заслуге то, что он создал первый флот в исламе, выделил отдельное здание для судопроизводство и организовал стражей порядка. Во времена правления Усман ибн Аффана в первые на содержание из государственной казны были включены младенцы до одного года и кормящие матери а также все невольники. Остальная категория осталась та же как и при правлении его предшественников, это - бедняки, инвалиды, сироты, путники и старики. Времена правление Усмана ибн Аффана было одним из лучших в истории Халифата.

Усмана ибн Аффана убили лицемеры из числа тех кто лишь внешне принял Ислам, и прикрываясь мусульманами вводили всякие новшества в религию чтобы разрушить единство мусульман и конечно же тем самым ослабить Халифат. Их предводителем был Абдулла ибн Саба, в прошлом он был иудеем, затем внешне принял Ислам и начал подделывать печати и подписи. Раздул фитну и на основе подделанных, им же самим, документах восстал против Халифа. Усман ибн Аффан не стал сражаться с ними и не позволил это сподвижникам, так как убийцы Усмана называли себя мусульманами. Они окружили дом Усмана и держали его в заложниках более сорока дней. И убили его когда начался месяц хаджа, и многие мужчины Медины уехали в Мекку для совершения хаджа. Так же им сыграло на руку то, что Усман был обладателем мягкого нрава.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, очень любил Усмана ибн Аффана. Он назвал егообладателем двух светил . Дело в том, что супругой Усмана была дочь Пророка Рукайя. После её смерти Усман женился на другой дочери Мухаммада – Умм Кульсум. Они и были двумя светилами Усмана.

Перед смертью Умар (предыдущий халиф) собрал совет из шести мусульман, чтобы они тщательно и вдумчиво избрали будущего лидера уммы. Задача была не из легких. Кто-то предлагал назначить Али ибн Абу Талиба – члена семьи Пророка, другие склонялись к Усману как представителю выдающегося племени Мекки. По версии Ибн Касира, авторитетного исламского ученого 14 века, глава совета Абдурахман ибн Ауф изучил обе кандидатуры и выбрал Усмана.

Абдурахман спросил Али: «Клянешься ли ты править на основе Книги Всевышнего и Сунны Его посланника?» Aли ответил: «Надеюсь править согласно своему лучшему знанию и способностям». Когда тот же вопрос был задан Усману, тот ответил просто: «Клянусь». Было бы примитивно полагать, что выбор пал на Усмана благодаря одному лишь вопросу. Скорее, он был очередным звеном в цепи раздумий. Оба сподвижника были более чем достойны руководить Уммой мусульман. Возможно, краткий ответ Усмана отразил его сущность – скромную, набожную, смиренную, скупую на слова, но щедрую на благие поступки.

Став халифом, Усман сразу обратился к людям с минбара Пророка. Он посмотрел на мусульман, восхвалил Господа, сказал благословения и напомнил людям, что земной мир полон обмана. Он призывал народ не привязываться к мирской жизни, а всеми силами стремиться к благу в Вечности. В Коране сказано:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран 18: 45 — 46).

Будучи благочестивым и набожным человеком, Усман первым делом хотел убедить людей, что поведет их путем Пророка и халифов Абу Бакра и Умара ибн Аль-Хаттаба. Усман приближался к седьмому десятку, когда стал халифом. Всю свою жизнь он стремился к простоте, отрекался от удовольствий мира, лишь бы снискать довольство Всевышнего. Народу он дал понять, что милосердие и забота о мусульманах станут отличительной чертой его правления. Далее Усман сосредоточился на главах мусульманской армии.

Усман хотел, чтобы главы армий служили интересам людей и никогда не поступали им в ущерб. Он делегировал в провинции авторитетнейших сподвижников Пророка, чтобы те оценили обращение правителей с простым народом. Усман напоминал военным о важности соблюдать четкие правила, установленные Умаром ибн Аль-Хаттабом и просил никогда не забывать, что их задача – защищать верующих. Правление Усмана ознаменовалось масштабными завоеваниями. К империи мусульман присоединилась часть Испании, Марокко, и Афганистан. Усман первым из халифов создал военный флот. Он реорганизовал административное деление мусульманского халифата, запустил и расширил несколько общественных проектов. Наиболее значимым вкладом в дело Ислама стал, пожалуй, его труд по собиранию Священного Корана.

Коран Усмана

После кончины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, во времена праведных халифов в Ислам пришло невероятное множество неарабов. Соответственно, Коран стали записывать на разных диалектах и скриптах. Один из сподвижников Усмана Хузейфа во время путешествия по халифату обратил внимание на различное прочтение Корана. Он предложил Усману создать одну официальную версию в мединском стиле

Усман знал Коран наизусть, прекрасно разбирался в контексте, точно помнил, к какому событию привязано ниспослание каждого аята. Коран был собран еще во времена Абу Бакра и хранился у его дочери и супруги Пророка Хафсы. Усман взял на время оригинал, собрал самых надежных писцов, а те сделали копии. Далее по приказу Усмана были сожжены или уничтожены все неофициальные копии. Пять официальных книг были разосланы по крупнейшим городам халифата. Первые копии хранятся по сей день в Ташкенте (Узбекистан) и Стамбуле (Турция).

Трагическаякончина

Последние шесть лет правления Усмана были омрачены смутой. Кто-то из назначенных им глав стал проявлять жестокость к народу, кто-то оказался несправедливым. На этом фоне разрослись разногласия, люди забыли о благочестии, аскетизме, о которых постоянно говорил Усман. Стали появляться лицемеры, заговорщики. Усман всё тяжелее мог отличить друга от врага. Ему не хотелось проливать кровь мусульман, какими бы смутьянами они ни были. Усман предпочитал предостерегать по-доброму, как учил Пророк:«Стоит мечу обнажиться среди моих последователей, как он уже не вернется в ножны до самого Последнего Дня».

Бунтовщики хотели, чтобы Усман отказался от правления. Об этом его просили и некоторые сподвижники. Но Усман, ныне пожилой человек более восьмидесяти лет, будто все еще слышал слова Пророка: ««О ‘Усман, Аллах наденет на тебя рубашку, а лицемеры пожелают снять ее с тебя, ты же не снимай ее до тех пор, пока не встретишь меня» . Усман оставался верным своему слову. Однажды бунтари вломились в его дом и убили его. Прежде чем удар меча прервал благородную жизнь Усмана, он читал аят:

«Аллах избавит тебя от них, ибо Он - Слышащий, Знающий» (Коран 2:137).

Так прервалась жизнь одного из наиболее благочестивых, самоотверженных и добрых людей в Исламе.

Хроники мусульманских государств I-VII вв. Хиджры Али-заде Айдын Ариф оглы

3. Усман ибн Аффан (23/644 - 35/656)

3. Усман ибн Аффан

(23/644 - 35/656)

После смерти Умара Сухайб совершил заупокойную молитву по нему, и он был похоронен возле могил Пророка Мухаммада и Абу Бакра. Микдад ибн Амр пригласил членов совета в дом аль-Мувассира ибн Махрамы. Их было пятеро: Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Саад ибн Абу Ваккас. Отсутствовал только Тальха ибн Убайдулла, которого в момент этих событий не было в Медине. В качестве наблюдателя на совете присутствовал сын Умара Абдулла. Место собрания охранялось небольшим отрядом из 50 человек под руководством Абу Тальхи аль-Ансари.

В ходе совещания на место халифа были выдвинуты две кандидатуры: Усмана и Али. Саад ибн Абу Ваккас отдал свой голос за Усмана, а аз-Зубайр - за Али. Все могло решиться голосом Абдуррахмана ибн Ауфа. Однако он не решался отдать предпочтение кому-либо из них и покинул совет для того, чтобы узнать мнение народа. Он встретился и посоветовался со многими командирами и уважаемыми людьми.

После этих совещаний он вернулся в дом аль-Мувассира ибн Махрамы, и наутро все члены совета отправились в мечеть для совершения молитвы. Там же собрались лидеры ансаров и мухаджиров, уважаемые люди и командиры. Мечеть была переполнена, и после намаза Абдуррахман ибн Ауф обратился к народу и заявил о том, что члены совета намерены в завершить консультации и избрать нового халифа. Вслед за ним выступили некоторые из собравшихся мусульман. Саид ибн Зайд предложил стать халифом самому Абдуррахману ибн Ауфу, но тот отклонил предложение. Аммар ибн Йасир и Микдад ибн Амр выступили за Али, а Абдулла ибн Абу Сарх и Абдулла ибн Абу Раби - за Усмана. Для того чтобы не допустить разногласий и затягивания процесса, Саад ибн Абу Ваккас потребовал, чтобы Абдуррахман ибн Ауф проголосовал за одного из кандидатов и завершил это дело. Тогда Абдуррахман обратился к Али ибн Абу Талибу с вопросом, обещает ли он править в полном соответствии с положениями Корана и Сунны Пророка и продолжать дело первых двух халифов. Али ответил, что постарается сделать это по мере своих возможностей. Этот ответ не удовлетворил Абдуррахмана, поскольку он счел его неконкретным. Затем он обратился к Усману с тем же вопросом, и Усман с уверенностью ответил утвердительно. Тогда Абдуррахман публично присягнул ему на верность как новому халифу. Его примеру последовали все, без исключения, собравшиеся в мечети люди. Таким образом, третьим праведным халифом стал Усман ибн Аффан. В это же время в Медину вернулся Тальха ибн Убайдулла, который тоже был членом назначенного Умаром совета, но отсутствовал при избрании халифа. Когда ему сообщили, что халифом избран Усман, он заявил, что поддерживает этот выбор, и сразу же присягнул ему на верность. После этого Усман выступил с речью перед собравшимися мусульманами.

Следует отметить, что историки давали различную оценку этим событиям. Некоторые считали, что в это время между сподвижниками Пророка Мухаммада были разногласия и политические конфликты. Однако никаких серьезных потрясений в политической и экономической жизни Халифата в это время отмечено не было, и процесс избрания халифом Усмана не имел никакого отношения к тем событиям, которые произошли в конце его правления. Согласно традиции, в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

Положение на военных фронтах

Завоевания во время правления Усмана были продолжены. Они были продолжением дела, начатого Умаром, и продолжались еще 10 лет. Однако в последние два года его правления завоевательная политика была приостановлена в связи с тем, что в Халифате началась междоусобица и смута, приведшая державу к анархии и мятежам. Все это завершилось убийством Усмана.

В этот период мусульмане, несмотря на свое численное меньшинство, сумели покорить обширные территории. Однако на завоеванных территориях им приходилось оставлять лишь небольшие воинские контингенты, которые зачастую не могли обеспечить защиту интересов Халифата. Поэтому местное население часто нарушало договоренности с мусульманами и поднимало восстания. После убийства Умара такие восстания начались сразу в нескольких завоеванных областях Халифата. Восставшие рассчитывали на то, что после мусульмане ослаблены и не найдут в себе силы для подавления этих выступлений.

Западный фронт

В 25 году хиджры население Александрии разорвало договор с Халифатом и подняло восстание. В ответ на это Амр ибн аль-Ас выступил против них и одержал победу в сражении, еще раз подчинив город мусульманскому государству. А несколькими годами позже восстали североафриканские провинции Халифата, отказавшиеся платить джизью. На них двинулся Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх. Ему удалось снова покорить их, и они вновь согласились выплачивать джизью.

Как известно, после завоевания Амром ибн аль-Асом Триполи, халиф Умар запретил ему дальнейшее продвижение на севере Африки, однако Усман дал разрешение на это. Исламская армия во главе с Абдуллой ибн Саадом ибн Абу Сархом начала наступательные действия против византийцев в этом направлении. Пройдя Триполи, войска захватили византийские корабли и в 27 году дошли до Кайруана. Там, в местечке Субатила произошла битва с византийскими войсками, которыми командовал Джарпир. Мусульмане разгромили противника, и Абдулла ибн аз-Зубайр убил Джарпира. Затем командующий войсками Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх заключил с византийцами мирный договор, согласно которому они обязались выплачивать джизью. Он был вынужден пойти на этот шаг в связи с тем, что на юге Египта мусульманам угрожали нубийцы. Тем временем, наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян предпринял поход на Аммурию. Вместе с ним в этом походе участвовали Убада ибн ас-Самит, Халид ибн Зайд, Абу Зарр аль-Гифари и Шаддад ибн Аус.

Муавия ибн Абу Суфьян хотел установить полный контроль над прибрежными районами Сирии. Однако это затруднялось тем обстоятельством, что у мусульман практически не было военного флота. Несмотря на обращения Муавии, халиф Умар не рекомендовал ему предпринимать морские операции, предпочитая им проведение сухопутных. Однако при халифе Усмане положение изменилось. Он разрешил Муавии начать создание морских сил, и мусульмане начали устанавливать свой контроль над побережьем. В 28 году хиджры боевой флот Муавии ибн Абу Суфьяна достиг острова Кипр, и мусульмане покорили население этого острова. Киприоты обязались платить мусульманам джизью. Среди завоевателей Кипра были такие славные сподвижники, как Убада ибн ас-Самит, Микдад ибн Амр, Шаддад ибн Аус, Абу Зарр аль-Гифари.

Для построения и оснастки судов необходимо было установить контроль над побережьями, богатыми лесами. По этой причине ожесточенные сражения шли на всем протяжении Южного Средиземноморья. В 31 году хиджры в Киликии состоялось первое крупное морское сражение между мусульманским и византийским флотами. Мусульманским флотом командовал Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх, прибывший из Египта, а византийским лично император Константин. Однако, несмотря на большое превосходство в военных кораблях, византийцы вновь были разгромлены, а Константин бежал.

В том же году Хабиб ибн Маслама сумел присоединить к Халифату еще некоторые районы Сирии, до этого остававшиеся под контролем Византии.

Восточный фронт

После смерти Умара восстало население Азербайджана и Армении, которые ранее были приведены к покорности Хузайфой ибн аль-Йаманом. В связи с этим халиф Усман послал туда войска под командованием аль-Валида ибн Укбы. На передовых позициях находился Салман ибн Рабиа аль-Бахили. Сломив сопротивление восставших, они вынудили население снова заключить с ними договор и выплачивать джизью.

В 29 году хиджры войска под командованием Умайра ибн Усмана ибн Саада предприняли наступление на Фергану. В то же время состоялись походы на Хорасан, в которых участвовали наместник Куфы Саид ибн аль-Ас, сыновья Али ибн Абу Талиба аль-Хасан и аль-Хусайн, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Умар и Абдулла ибн аз-Зубайр. Ранее сюда же прибыл из Басры Абдулла ибн Амир.

После этого Саид ибн аль-Ас вошел в Кумис, жители которого ранее заключили договор с мусульманами и не нарушили его. Отсюда он двинулся на Гургандж и обязал его население выплачивать джизью. Но после ухода мусульман гурганджцы начали разбойничать на дорогах, и так продолжалось до того, как Кутайба ибн Муслим был назначен правителем Хорасана.

Затем снова восстали сторонники последнего персидского шаха Йездигерда III. Они были разгромлены, а сам Йездигерд бежал в Кирман. Его преследовал мусульманский командир Мушаджи ибн Масуд ас-Сильми. Спасаясь от преследования, Йездигерд бежал в Хорасан, и был убит при загадочных обстоятельствах мельником в городе Мерв. Население Хорасана также подняло восстание. На эту провинцию двинулись войска под командованием Абдуллы ибн Амира и вторично покорили ее.

Дестабилизация политического положения в Халифате

Как уже упоминалось, сын Умара Убайдулла из чувства мести убил Хурмузана, Джуфайну и дочь Абу Лулу Фируза. По исламским законам, его действия расценивались как самосуд, и Убайдуллу следовало наказать. Кроме того, его поступок помешал проведению расследования, и вина этих людей была не доказана. К тому времени Хурмузан принял Ислам, и у мусульман не было оснований считать его поступок неискренним. Когда сына Хурмузана Кумазебана спросили о кинжале, который был в руках его отца во время его разговова с Абу Лулу Фирузом, он ответил, что его отец, увидев у Фируза кинжал, выхватил его и спросил о цели ношения оружия. Фируз ответил, что никакого умысла у него нет, и он просто носит его с собой. Когда же Хурмузан отдавал кинжал Фирузу, их увидели, а после убийства Умара свидетели рассказил об этом людям. Из его слов следовало, что Убайдулла убил Хурмузана, не имея доказательств его вины.

Приняв во внимание эти обстоятельства, Усман приказал арестовать Убайдуллу. По исламским законам, за самоуправство и убийство людей, а тем более мусульманина Хурмузана, он должен был быть казнен. Так считали Али ибн Абу Талиб и некоторые другие сподвижники Пророка. Однако многие сподвижники сочли такой приговор излишне суровым, поскольку Убайдулла не намеревался убивать правоверного и был уверен в том, что Хурмузан виновен в гибели его отца. По законам шариата, мусульманина нельзя казнить, если он убил человека, которого он считал неверующим, если тот покушался на жизнь правоверных. Поэтому многие сподвижники предлагали выплатить семьям погибших материальную компенсацию и закрыть это дело. Однако халиф Усман принял решение передать Убайдуллу сыну Хурмузана Кумазебану, который сам должен был принять решение относительно судьбы сына Умара. Он мог потребовать его казни либо помиловать его. Кумазебану была предоставлена полная свобода выбора, и мусульмане обещали, что в случае вынесения Убайдулле смертного приговора они не будут предъявлять ему претензии и сочтут его приговор справедливым и верным. Вместе с этим они долго упрашивали Кумазебана смилостивиться над Убайдуллой и простить его. Кумазебан согласился пощадить Убайдуллу, и собравшийся народ так обрадовался его великодушию, что его взяли на руки и донесли до его дома. Халиф Усман выплатил ему большую денежную компенсацию из своих личных средств, а семьям двух других погибших была выплачена компенсация из государственной казны.

Проблема была успешно разрешена, и жизнь в Халифате вернулась в нормальное русло. Однако эта стабильность продолжалась недолго, и противоречия в Халифате постепенно нарастали. Конечно же, тому были объективные причины. Одни из них были связаны с личными качествами халифа, а другие - с меняющимися условиями и политической обстановкой.

Предшественник халифа Усмана Умар отличался справедливостью и добротой. В то же время он был решителен, строг и требователен, и благодаря этим качествам он сумел навести порядок в Халифате и добиться больших успехов, как во внутренней жизни государства, так и в войнах с внешними врагами.

Усман же был мягким и великодушным человеком. Этим обстоятельством воспользовались некоторые люди для распространения в его адрес недобрых слухов. Пользуясь великодушием халифа, люди стали предъявлять к нему претензии. По различным поводам они требовали смещения наместников провинций. Уступая их требованиям, халиф Усман часто производил кадровые изменения и назначал новых наместников. Только в одной Куфе он сменил наместников семь раз, а в Египте заменил Амра ибн аль-Аса Абдуллой ибн Саадом ибн Абу Сархом.

Когда завоевания расширились, и казна государства пополнилась значительными средствами, халиф Усман, опасаясь хищений, стал назначать на государственные посты своих родственников, которым он мог доверять. Его богобоязненность и искреннее отношение к подданным убеждают историков, что он назначал своих родственников наместниками только после того, как убеждался в том, что они действительно достойны этого.

Муавия ибн Абу Суфьян был назначен наместником Шама Умаром ибн аль-Хаттабом, и Усман всего лишь сохранил за ним эту должность.

Аль-Валид ибн Укба был назначен наместником Аль-Джазиры также Умаром ибн аль-Хаттабом, а Усман отправил его править Куфой. В течение пяти лет люди были довольны его правлением, но впоследствии его обвинили в употреблении вина, и тогда Усман вызвал его к себе и, в соответствии с предписаниями шариата, наказал его за употребление вина. На его место был назначен Саид ибн аль-Ас.

Саид ибн аль-Ас вырос сиротой и получил воспитание на глазах у Усмана. Позднее его отправили в Шам, и он трудился рядом с Муавией. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб велел ему прибыть в Медину и вознаградил его щедрым образом. Он был благородным, великодушным и красноречивым человеком, и никто не сомневался в том, что он действительно заслуживал должности наместника.

Абдулла ибн Амир ибн Кариз был сыном дяди Усмана по материнской линии. Его бабушка Умм Хаким бинт Абд аль-Мутталиб была тетей Пророка по материнской линии. Абдулла ибн Амир получил прекрасное воспитание и считался одним из самых славных и достойных представителей курейшитского рода. Усман назначил его наместником Басры, когда жители города стали препираться с Абу Мусой аль-Ашари. Тогда Абдулле ибн Амиру было всего двадцать пять лет, однако он уже руководил мусульманской армией. Под его командованием мусульманские войска завладели Хорасаном, Систаном и Кирманом. Именно он преследовал персидского шаха Йездигерда до тех пор, пока его не убили, и можно сказать, что его усилиями пала Сасанидская империя. Благодаря своему великодушию и прекрасному нраву он заслужил любовь мусульман.

Абдулла ибн Саад ибн Сарх был назначен Усманом наместником в египетской области Харб, тогда как Амр ибн аль-Ас остался наместником Хараджа. Позднее между ними возникли разногласия, и Усман велел Амру ибн аль-Асу покинуть Египет, после чего Абдулла ибн Саад стал наместником обеих областей. Была еще одна причина смещения с должности Амра ибн аль-Аса. Она состояла в том, что после покорения Александрии в 25 году хиджры Амр ибн аль-Ас начал относиться к жителям города так, как относятся к нарушившим мирный договор. Усман не считал, что жители города нарушили договор, и поэтому он сместил Амра ибн аль-Аса и назначил вместо него Абдуллу ибн Сарха. После этого происшествия Амр ибн аль-Ас переехал в Палестину и лишь изредка посещал Медину. Сподвижники не порицали Усмана за назначение Абдуллы ибн Сарха наместником Египта, и в пользу этого свидетельствует тот факт, что, когда Усман велел ему начать покорение Африки, он встал во главе армии, в которую вошли многие сподвижники и их сыновья. Среди них были Абдулла ибн Умар, Абдуррахман ибн Абу Бакр, Абдулла ибн аз-Зубайр, Абдулла ибн Джафар, аль-Хасан ибн Али, аль-Хусейн ибн Али, Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас.

Что же касается Марвана ибн аль-Хакама, то ему было восемь лет, когда скончался Посланник Аллаха. Он был секретарем Усмана и рассказывал хадисы со слов Усмана и Али ибн Абу Талиба. К нему было очень много претензий, но некоторые знатоки хадисов охарактеризовали его качествами, которые смягчают обвинения в его адрес. Абу Бакр ибн аль-Араби сказал: «Марван был справедливым человеком и считался выдающимся мусульманином среди сподвижников, их учеников и мусульманских богословов».

Из всего сказанного следует, что обвинения в том, что Усман ибн Аффан злоупотреблял властью при назначении наместников, являются несостоятельными.

Уместно отметить, что, в отличие от своего предшественника Умара, халиф Усман мягко обращался со своими наместниками, и это послужило причиной того, что некоторые из них осмеливались возражать ему и даже не исполняли некоторые его приказы. Умар был строг и требователен даже по отношению к своим родственникам. Усман же любил их и был мягким и добрым по отношению ко всем людям.

Во времена Умара экономика Халифата была еще неразвитой и слабой. Во времена Усмана положение изменилось. За счет огромных средств, регулярно получаемых с завоеванных территорий, уровень жизни населения значительно вырос. Приток значительных денежных средств и переполнение казны стали причиной того, что они стали достоянием всего народа. Халиф Усман, вдобавок к этому, отдавал народу свои личные средства. Все эти изменения в жизни государства привели к большой разнице между эпохой Умара и эпохой Усмана.

Изменилось и социальное положение государства. Обширные завоевания привели к миграции населения. Люди стремились жить в центрах Халифата. В городах происходило смешение культур и традиций. Многие принимали Ислам, однако эти новообращенные мусульмане еще не чувствовали прелести веры и оставались приверженцами своих старых традиций. Положение осложнялось тем, что появилось много лицемеров, втайне оставшихся последователями своих религий. Они были наиболее опасными элементами в обществе, так как стремились внести раскол в ряды правоверных и ослабить мусульманское государство.

С усилением Халифата и большим размахом завоеваний падало значение Медины как столицы государства, так как она находилась на его окраинах. В Халифате стали образовываться новые центры, по численности населения, уровню жизни населения и благоустройству значительно превосходящие столицу.

Умар запретил сподвижникам Пророка покидать Медину и расселяться в других городах. Он оставил их всех при себе для того, чтобы они помогали ему. Сподвижники были людьми, которым он доверял и поручал все важные дела. Умар ставил их в пример новообращенным мусульманам и опасался того, что в других областях Халифата они начнут новую жизнь, полную материального достатка, и растворятся в общей массе. При Усмане же положение изменилось, и он разрешил им покидать Медину. Воспользовавшись этим, некоторые сподвижники уехали в другие города и приобщились к достатку и роскоши. Их образ жизни менялся, и они все больше предавались мирским делам. В этом процессе были и положительные стороны, поскольку благодаря расселению сподвижников люди в разных областях Халифата получили возможность лично познакомиться с ними и получить знания о жизни Пророка Мухаммада из первых рук.

Таким образом, политическое, экономическое и социальное положение в Халифате претерпело значительные изменения. Перечисленные выше факторы привели к тому, что анархисты и смутьяны стали распространять недобрые слухи о халифе Усмане. По сообщениям многих историков, одним из таких людей был иудей по имени Абдулла ибн Саба (он также был известен под именем Ибн ас-Сауда) из Саны, который, по сообщениям мусульманских историков, во времена Усмана притворился мусульманином и начал вести пропаганду среди новообращенных мусульман, разъезжая по разным областям Халифата. В первую очередь, он прибыл в Хиджаз. Не найдя там благоприятной почвы для воплощения в жизнь своих замыслов, он отправился в Басру и Куфу. Оттуда он поехал в Сирию, однако там его отвергли и изгнали. Наконец, он приехал в Египет, где ему удалось найти сторонников и последователей. Он начал свою деятельность с пропаганды идеи о том, что Пророк Мухаммад, а не Иса является Мессией, пришествие которого ожидается перед наступлением Конца света. Свои порочные идеи он распространял среди новообращенных мусульман, не окрепших в вере.

В качестве объекта своих симпатий Абдулла ибн Саба избрал Али ибн Абу Талиба, который был самым влиятельным и авторитетным человеком в мусульманском обществе после халифа. Кроме того, Али был грамотным человеком, преданным идеалам Ислама, был ближайшим сподвижником и родственником Пророка Мухаммада, мужем его дочери Фатимы и отцом его внуков аль-Хасана и аль-Хусайна. Абдулла ибн Саба говорил о своей любви к Али и вел активную пропаганду в его пользу с целью внесения раскола среди мусульман. Он заявлял, что Али был единственным законным наследником Пророка. Однако, по сообщениям мусульманских историков, после прихода к власти Али этот же человек начал выражать недовольство его действиями и назначенными им наместниками. Начало противостоянию и гражданской войне в Халифате было положено в Куфе, жители которой стали возводить навет на наместника этой провинции Саида ибн аль-Аса. Эти события вошли в мусульманскую историю под названием «фитна», что означает «смута». В Куфе слухи против халифа Усмана постепенно переросли в мятеж. Эти события, произошедшие на десятый год правления халифа Усмана, положили начало дестабилизации политической обстановки в государстве.

В 34 году хиджры группа мятежных куфийцев выступила из Куфы в сторону Дамаска. Однако вскоре они вернулись, а затем отправились в Аль-Джазиру. Там против них принял жесткие меры наместник провинции Абдуррахман ибн Халид ибн аль-Валид. Один из куфийских повстанцев Малик ибн Харис аль-Аштар ан-Нахи был отправлен в Медину. Халиф Усман принял его и позволил ему поселиться там, где тот захочет. Аль-Аштар предпочел снова вернуться в Аль-Джазиру к Абдуррахману ибн Халиду ибн аль-Валиду. В то же время люди Абдуллы ибн Сабы вели активную подрывную деятельность.

В том же году, в сезон хаджа, халиф Усман собрал наместников на совет. Среди прибывших были Муавия ибн Абу Суфьян, Амр ибн аль-Ас, Абдулла ибн Саад ибн Абу Сарх, Саид ибн аль-Ас и Абдулла ибн Амир. Халиф обменялся с ними мнениями по поводу этой проблемы. Некоторые наместники предложили ему послать мятежников на фронт и избавиться от их непосредственного присутствия. Другие предложили дать им материальное вознаграждение и решить этот вопрос таким образом. Третьи предложили применить к ним самые жесткие меры, однако Усман не принял эти предложения.

Когда наместники вернулись в провинции, халиф Усман начал получать еще большие жалобы в адрес наместника Куфы Саида ибн аль-Аса. Куфийцы потребовали сместить Саида с занимаемой должности и послать к ним вместо него Абу Мусу аль-Ашари. Усман удовлетворил их просьбу, и Абу Муса стал наместником Куфы. Однако заговорщиков это не остановило, и они продолжили претворять в жизнь свой замысел. Для ознакомления с положением дел на местах, халиф Усман отправил в провинции доверенных сподвижников. Мухаммад ибн Маслама отправился в Куфу, Усама ибн Зайд - в Басру, Абдулла ибн Умар - в Сирию, а Аммар ибн Йасир - в Египет. Все они приехали с обнадеживающими вестями о том, что положение в провинциях стабильное. Только Аммар, вернувшийся последним, сообщил, что в Египте ходят опасные слухи.

В 35 году из Египта в Хиджаз прибыла группа людей, выехавших под предлогом малого паломничества. В действительности же, они прибыли с намерением предъявить халифу политические требования. Они намеревались войти в Медину и дестабилизировать там обстановку. Прибыв в столицу, они добились аудиенции у халифа, которому они донесли свои жалобы. Усман обратился к ним с речью и воспользовался помощью Али ибн Абу Талиба и Мухаммада ибн Масламы. В ходе переговоров стороны пришли к согласию, и людям было обещано, что халиф займется их проблемами и удовлетворит их требования. Египтяне отправились обратно в свою провинцию, и казалось, что инцидент был исчерпан. Однако мятежники продолжили вести пропаганду среди населения, призывая людей отправиться в Медину с жалобами на своих правителей, чтобы ввергнуть столицу в хаос.

В результате собралось около 600-1000 египтян, к которым должны были примкнуть анархисты из Куфы и Басры. Они отправились в Хиджаз и разделились на четыре группы. Египетских мятежников возглавлял аль-Гафики ибн Харб аль-Кааки. С ними находился и Абдулла ибн Саба. На словах они заявляли о своих симпатиях к Али ибн Абу Талибу и выдавали себя за его сторонников. Куфийских анархистов возглавлял Амр ибн аль-Асам. С ними находился и Зайд ибн Савхан аль-Абди. Басрийских анархистов возглавлял Харкус ибн Зухейр аль-Сади. Вместе с ними был Хаким ибн Джаба аль-Абди.

Мятежники притворились паломниками, чтобы не вызывать подозрений у местных властей. Никому и в голову не могло прийти, что они намерены совершить покушение на халифа Усмана.

Наконец, группы вооруженных мятежников проникли в Медину с трех направлений. Население города выразило недовольство проникновением в город вооруженных группировок. Халиф Усман обратился за помощью к Али ибн Абу Талибу, Тальхе ибн Убейдулле, аз-Зубайру ибн аль-Авваму, Мухаммаду ибн Масламе и другим своим соратникам. Они поддержали его и вместе с ним отправились к мятежникам. Али обратился к ним с требованием вернуться обратно. Казалось, что анархисты согласились с ним и даже решили вернуться. Однако, когда Али и другие представители халифа ушли, они продолжили свое продвижение и окружили дом Усмана. Али срочно прибыл туда и спросил у них о причинах их возвращения. Мятежники ответили, что им стало известно, что Усман отправил послание наместнику Египта, в котором приказал ему казнить всех участников этого восстания. Сын Абу Бакра Мухаммад представил Али письмо Усмана наместнику Египта в качестве доказательства правдивости их слов. Али сказал, что если это дело касается египтян, то почему в осаде дома халифа участвуют и басрийцы и куфийцы? Мятежники ответили, что поклялись быть вместе со своими товарищами. Стало ясно, что эти события были не случайностью, а результатом тщательно спланированной акции.

Вначале осада дома Усмана носила формальный характер. Он мог свободно перемещаться, и к нему свободно могли приходить и другие люди. Однако затем мятежники запретили это делать. Усман вызвал на помощь войска из Дамаска, Египта и Басры под командованием Хабиба ибн Масламы, Муавии ибн Худейджа и Кааки ибн Амра. Во время пятничной молитвы Усман выступил с обращением к восставшим, однако они постоянно перебивали его и мешали ему говорить. Разгневанные сторонники Усмана, собравшиеся в мечети, выступили в защиту халифа, и между сторонами произошел первый конфликт. Противоборствующие стороны забросали друг друга камнями. Сторонники халифа решили вооружиться и дать вооруженный отпор мятежникам, однако Усман запретил им делать это. Затем халиф посетил дома Али, Тальхи и аз-Зубайра. Это был его последний выход из дома, поскольку после этого мятежники не давали ему такой возможности. Даже молитвой стал руководить один из повстанцев аль-Гафики ибн Харб аль-Кааки. Только в присутствии Али или Тальхи он уступал им это место.

Постепенно мятежники ужесточали осаду. Они запретили поставлять в дом халифа воду и продовольствие. В этих условиях друзья халифа отправили к нему на помощь своих сыновей. На защиту халифа Усмана встали Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Умар, Абдулла ибн аз-Зубайр, сыновья Али аль-Хасан и аль-Хусайн, Мухаммад ибн Тальха и многие другие. Однако Усман категорически запретил им использовать оружие против мятежников.

Наконец, пришло известие о подходе к Медине войск из Сирии. Известие об этом ввергло мятежников в панику, и они решили ворваться в дом Усмана. Однако группа сподвижников, в которой находились аль-Хасан ибн Али, Абдулла ибн аз-Зубайр, Мухаммад ибн Тальха, Марван ибн Хакам, Саид ибн аль-Ас, помешали им. Тогда они устремились к другому входу и подожгли его. Ворвавшись в дом, аль-Гафики ибн Харб аль-Кааки нанес халифу Усману удар по голове и убил его. В его убийстве участвовали также Судан ибн Хамран и Кинана ибн Бишр ибн Утаб. Одному из охранников Усмана удалось убить Судана ибн Хамрана, однако сам он тоже был убит. Затем мятежники подожгли дом Усмана. Это произошло 18 Зульхиджа 35 года хиджры. Халифу Усману тогда было 82 года.