Комментарии на деяния апостолов 9 глава. Русский синодальный перевод

9:1,2 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим
Рвение Савла в желании истребить богохульников, которыми он искренне считал на тот момент христиан - восхищает: он ДЫШАЛ угрозами, не только изрекал их или думал о них.
Ненависть к противникам Бога в его понимании поглотила его целиком и проникла даже в лёгкие. Его старания сделать что- то для Бога и те усилия, которые он в этом прикладывал - вызывают восторг. Именно в этом и заключается сила любви и веры: в том, сколько сил мы готовы приложить для того, кого мы любим. Можно говорить о любви, а можно делать поступки, радующие того, кого любишь. Или, по крайней мере, не огорчающие.

Это восхищает особенно в связи с тем, что Савл через немного времени стал ДЫШАТЬ совсем другим воздухом, прямо противоположным ненависти к христианам.

Выходит, у Бога - и совсем холодный - может стать горячим, если его подогреть. И наоборот: любой горячий может со временем остыть. А бывает и так: мы думаем, что горячи, а Бог взвесил нас на весах Своих и нашёл нас холодными. Однако тёплые и сомневающиеся во всём - даже Богу не нужны –Откр.3:15,16.

Тёплые - это не только сомневающиеся и не могущие принять твёрдого решения. Это и те, кто не отдаёт себя какой-либо идее целиком, а более склонны ради идеи не сбрасывать совсем со счетов собственные меркантильные интересы. У них всегда стоит условие ЕСЛИ. В духовном - картина у тёплых - та же:
Я сделаю всё в точности и как хочет Бог при условии ЕСЛИ ……. А если условие не соблюдено, то и простите - не выполню или выполню не совсем.
Например: я бы ходил в проповедь чаще, ЕСЛИ бы в собрании было больше любви. Я бы не кричал на семью, ЕСЛИ бы её члены вели бы себя хорошо и правильно. Я бы помогал соверующим, ЕСЛИ бы у меня было бы больше времени, денег и т д.....

У Павла же сама по себе способность не утрачивать первую любовь к Богу – была очень яркой. Предмет любви немного подправили, в нужное русло её энергию направили – и всё встало на свои места: ревность по Богу у Павла совпала, наконец, со знаниями о Нём и Его замыслов. Но это будет чуть позже, а пока - из ноздрей дыхание угроз у Савла валит и ордера на арест христиан у первосвященника выпрашиваются.

9:3-5 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Хотя Савл не гнал Иисуса Христа в буквальном смысле - здесь сказано Павлу, что он гонит Христа. Почему? Потому, что Павел преследовал христиан - духовное тело Христа - что Иисус расценивал как гонение себя самого, так как он и члены "тела" его - суть одно (Кол.1:24).
Иисус видел сверху, что иного способа перенаправить ревность Савла в нужное русло – просто нет, ибо он верил в то, что делал и искренне служил Богу тем, что делал. Пришлось Павлу свыше истину в разум внедрять: ведь воин Господа был отличный, только чуточку стопы направить на правильный путь и всё. Открылся Христос ему с неба и сам лично: похоже, иначе Савл не поверил бы в воскресение Христа и в то, что он – Божий посланник.

Можно поразмыслить - почему с Павлом нужно было поступить так? Разве Павел был не способным понимать? По посланиям его видно, что это не так. Что же тогда?

Павел насколько был увлечён бурной деятельностью для Бога и поглощен этим полностью, что ему просто некогда было остановиться для размышления над своей позицией и над тем, насколько она верна.
Ему надо было, как он думал, бороться с еретиками, а не размышлять.

Так что плоха и одна крайность - не успевать размышлять и другая: много размышлять, но при этом - ничего не делать и всегда бояться ошибиться. Как активно действующие, но не проверяющие время от времени согласованность своих действий с волей Божьей, так и не действующие вообще - одинаково не достигают цели угодить Богу.

В идеале получается, что надо действовать для Бога и для блага людей, но время от времени удостоверятся по Писанию в правильности своих действий.

9:6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Против рожна идти действительно трудно: рогатина упирается в грудь вола и ранит его, если он противится и против человеческого рожна упирается. А против Божьего „рожна”– и того трудней идти: жизнь потерять можно.
Савл испугался слепоты своей и голоса с небес, но понял, что надо что-то менять в своей жизни, если с самих небес его призывают.

9:7-9 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил
Остальные тоже слышали голос с небес, но на них он не подействовал так, как на Савла: оцепенение со временем прошло и ни к чему не побудило.
Савл же ослеп на 3 дня, ни пища, ни питьё на ум ему не шли за это время: настолько велико было потрясение.

9:10-14 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
В тексте 17 разъясняется, что к Анании тоже обратился Иисус Христос с небес. Он знает, что Савла не воспримут как служителя Христова, если не вмешаться и не подкрепить его назначение через известных христианам пророков: после всех „добрых” дел Савла никто из христиан не поверит ему на слово. Но невидимая работа по превращению Савла в апостола Павла - тем временем продолжалась.
Иисус призывает на службу пророка Ананию и научает того, что ему надобно делать в отношении Савла. Анания пытается возразить Богу, указывая на очень скверную репутацию Савла:
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. .
Анания не промолчал, а задал интересующий вопрос, и правильно сделал, чтобы не носить потом камня за пазухой.
Иисус поясняет Анании, что для него - не репутация Павла в глазах людей важна, а пригодность его на дело, которое уготовано для Савла. И если Иисус избирает именно Савла для исполнения воли Божией, то кто же будет этому противиться? Анания – не стал.

Итак, Анания - пророк был послан к Савлу для того, чтобы, во-первых, и самому было возможно принять Савла как служителя Божьего, во-вторых, помочь и Савлу принять путь Божий, в-третьих, помочь всем остальным принять Савла как христианина.

9:15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
Савл оказался сосудом, пригодным для свидетельствования о Христе пред царями и сынами Израиля, хотя христианам могло показаться совсем иначе, ибо много зла сделал им Павел.
Никто не знает, кого именно и по каким критериям избирают Вышние для исполнения определённой воли Божией, но попытка самостоятельно определять –пригоден кто-то для Христа или нет – может для нас плохо закончиться: таки трудно идти против „рожна” Вышних

9:16-19 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске
Пророк не стал, разумеется, перечить Иисусу, пошёл к Савлу и сделал всё, как ему было велено: Павлу надлежало прозреть и исполниться святого духа. Эта физическая слепота как и физическое прозрение – показали Павлу символически суть его духовной слепоты и прозрения, когда уверен, что служишь Богу (Павел именно так считал, преследуя христиан), а на самом деле - противишься Ему. Он словно очнулся от спячки и сразу же принял крещение в знак становления христианином.

Интересно проанализировать ощущения Павла, что может пригодиться христианам, когда им приходится сталкиваться с необходимостью изменить свои внутренние убеждения, порвать со своим прежним прошлым и прочее:

Павел м н о г о л е т был уверен в правильности «своего пути», да и было с чего: он на самом деле был в истинной религии, поклонялся живому Богу и прекрасно знал Писание, более того - воспитывался «при ногах Гамалиила -- ([евр. Гамлиэл, "Божья награда"] фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона), можно сказать, «духовную семинарию» закончил, а ревностным в служении Богу был настолько, что слАва его как гонителя Христова опережала его самого ("я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме" )

И вдруг он узнает, что заблуждался…
Что помогло ему не «слететь с катушек» разочарования и продолжить путь к Богу после того, как он терзал Божьих служителей? Наверное то, что Павел на самом деле любил истину, и она была ему важнее, чем мнение друзей фарисеев и даже синедриона, чем его высокое на тот момент положение в народе израильском и все такое…человеческое..

9:20-24 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. 24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его
Молниеносное преображение Павла от гонителей христиан в проповедника Христа – многих свидетелей его гонениям смущало, трудно было поверить в то, что он вдруг стал другим. Но самого Павла это нисколько не смущало: он ревностно отстаивал теперь мессианство Иисуса Христа. Ряды противников Божьих потеряли своего сильного воина, он по их мнению предал доброе имя иудея - ортодокса в вероисповедании. Но для того, но чтобы такой славный воин не достался никому – его решили просто убить и все дела.

9:25–27 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
Но Бог позаботился о Павле через учеников Христа и не дал ему погибнуть от рук иудеев, направив путь его в Иерусалим.
Понятно, что в Иерусалиме Павлу присоединиться к ученикам было невозможно: никто не верил ему. Трудно поверить тому, кто вчера тебя готов был растерзать, а сегодня - в объятья готов броситься.
Только один Варнава поверил рассказу Павла о призвании Христом с небес и похлопотал за него пред собранием Иерусалимским. Недаром всё же он имя утешителя носил.

В принципе, это нормально и естественно ТАК реагировать на недавнего гонителя христиан, понятно, почему все испугались Павла. Однако Павел глотку рвать не стал, оправдываясь и доказывая им что-то словами: он на деле решил им показать, кто он.

9:28-31 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.30 Братия, узнав [о сем], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Павел своей проповедью о Христе раздражил всех иудеев, как коренных жителей Иерусалима, так и Елиннистов (иудеев, прибывших из других стран): так подло он предал (по их мнению) их общее вероисповедание предков.

Ясно одно: активных Божьих проповедников никто не выносит - это раз. И два - их запоминают и узнаЮт все, кому они мешают жить своими иными взглядами на жизнь и на Бога.
И неважно, какого сорта противящийся проповеди христианской: из язычников или из народа Божьего тот, кто думает иначе и говорит иначе, чем привыкли уши.
Если заявился кто как Божий проповедник – всё, готовь «вёсла», и «суши сухари» для дальней дороги: не дадут тебе, инакомыслящему, спокойного жития.
Пришлось и Павлу в Тарс убегать.
Посмотрели на карте - далеко, однако, от Иерусалима. И за месяц пешком не дойти.

9:32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде
Когда читаем о том, что Пётр обходил все собрания по Иудее – представляем, сколько же на это ему требовалось времени? Немало, не день, думаем, и не неделю. Месяцами Пётр в путешествиях пребывал и вдали от дама. Как же он умудрялся всё таки совмещать заботу о семье - с заботой о всех собраниях? До сих пор не встретили разъяснения этого механизма совмещения – в Писании.
Если только представитЬ, что все вместе ходили, с детьми и жёнами? Но это маловероятным кажется: автомобилей не было, а на ишаке с семьёй далеко, думаем, не уйдёшь и широко слово Божье не распространишь.
В общем, одно ясно: как-то получалось у апостола Петра совмещать заботу о домашних своих и о собраниях Божьих. Или благодаря общинному типу собраний в те времена – семьи святых служителей Божьих выживали, пока они с проповедью города обходили.

9: 33-35 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
Чудо исцеления парализованного Петром – многих привлекло к о
Х р и с т у
, не к Петру, ибо Пётр намеренно громко объявлял всем, что « не я, а Христос исцеляет больного»
Заметим для себя: Пётр не насморк или не головную боль лечил, а лечил он совсем безнадежных больных, чтобы ни у кого не было повода усомниться в мощи святого духа, действующего в Павле благодаря Иисусу Христу. Среди иудеев того времени не было споров о том, кто такой Иегова и как произносить правильно Его имя, и кому ещё поклоняться, кроме Него. Не в этом задание Божье для апостолов состояло, а в том, чтобы во Христа воскресшего уверовали Иудеи, поэтому на Христа воскресшего и обращалось внимание прежде всего.

9:36-43 Случай воскрешения Тавифы Петром:
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.... Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
Представим себе, что Тавифа при жизни была брюзжащей особью женского пола, запомнившейся только колкостями в адрес своих подруг и собирательницей сплетен, к примеру, по округе. Стали бы её подруги умолять за неё Петра?
Тавифа или по-другому Серна была преисполнена при жизни многими добрыми делами и потому была в любви у многих сохристиан, даже не обладая даром ясновидения или красноречия: не красными словами славится христианин, но добрыми делами.

И проповедывать (а в особенности - укреплять в вере собрания) - очень важно не только словами, но и делами. И, порой, дела громче слов говорят. Посмотрит кто- то за тем, как себя Серна-христианка ведёт - глядишь, и захочется самому христианином стать и среди христиан жить.
А иной христианин - и слова красноречиво говорит, но поглядят на дела его и думают: «да нет, я уж лучше среди язычников останусь, они -попорядочнее будут»

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.
Чудо воскрешения умершей сестры – также впечатлило всех жителей Иоппии: апостол Христа обладал умением творить те же чудеса, что и сам Христос: исцелять больных и воскрешать к жизни умерших.
Этими же способностями, только в духовном смысле, обладают и современные ученики Христа: больных и разочаровавшихся в жизни исцеляют духовно силою слова Божьего, укрепляя здоровье их веры, а мёртвых во грехах или не желающих больше жить – оживляют тою же силою, приводя в чувство и показывая, что жить стОит и есть ради чего.

1. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА (9:1-19а)

а. Господь говорит к Савлу (9:1-9)

Деян. 9:1а . Еще в этом стихе связывает его с 8:3. Чем далее за пределы Иерусалима распространялось Благовсстие, тем ожесточеннее преследовал Церковь Савл.

Деян. 9:1б-2 . И так велика была ненависть Савла к последователям Христа, что он пришел к первосвященику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам. Дамаск не был под контролем Иудеи, Галилеи или Десятиградия. Какое же право имел первосвященник давать указания синагогам в Дамаске? Обычно на это отвечают, что Рим шел навстречу просьбам иерусалимского первосвященника об экстрадикции того или иного лица. Но, может быть, дело было в другом. В то время Дамаск находился, как представляется, под управлением царя Ареты IV (2-Кор. 11:32). Желая завоевать расположение у настроенных против римлян иудеев, Арета, который сам ненавидел римлян, рад был оказать "любезность" первосвященнику.

" в Дамаск к синагогам" говорит и о том, что христианство все еще тесно было связано с иудаизмом (в Иак. 2:2 словом "собрание" переведено греческое слово "синагоген", т. е. "синагога"). Тот факт, что христианское учение проникло уже и в Дамаск, свидетельствует о быстром его распространении.

Деян. 9:3-4 . Савл не только услышал голос Господа Иисуса, но и увидел Его (9:17,27; 22:14; 26:16; 1-Кор. 9:1; 15:8). Хотя прямо о том, что Савл видел Христа, не говорится, это подразумевается во фразе: внезапно осиял его свет с неба. Для последующего апостольства Павла то обстоятельство, что он видел воскресшего Господа, сыграло решающую роль (1-Кор. 9:1).

Особого значения исполнен вопрос: что ты гонишь Меня? (сравните 9:5), так как из него следует, что Христос соединяет Себя со Своей Церковью. Это "Меня", прозвучавшее из уст Господа, впервые дало Савлу проникнуть в то, что означает учение христиан об их пребывании во Христе. (Вот почему, когда Анания лгал Петру, он лгал Святому Духу; 5:3.) Для Луки, как и для Павла, Христос есть Голова тела, которым является Церковь.

Деян. 9:5 . Некоторые полагают, что кири ("Господи") в вопросе Савла: кто Ты, Господи? имело значение "Господин". Это возможно, поскольку кири в таком значении употреблялось (например, Матф. 13:27; 27:63; Иоан. 14:11; Деян. 10:4). И все-таки настолько сверхъестественной выглядит вся эта сцена, что в контексте ее едва ли правильно было бы придавать кири чисто человеческий смысл. Хотя Савл, для которого случившееся явилось полной неожиданностью, не узнал в тот же миг в Говорившем к нему Иисуса, он не мог не понять и того, что к нему обращалось Существо Сверхъестественное.

А в следующий момент Иисус и Сам сказал Савлу о Себе: Я Иисус (сравните 9:17). "Рожон" - длинный острый кол, поставленный в наклонном положении. Идти против рожна - выражение, которое в ранних греческих манускриптах встречается не здесь, а только в Деян. 26:14 - соответствовало народному образу препятствия, практически непреодолимого; опасного, рискованного дела.

Деян. 9:6 . Отвечая на вопрос, в ужасе заданный Савлом: Господи! что повелишь мне делать? - Иисус повелел ему: иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Это не означало, как думают некоторые, что Анания (стих 10) преподал Савлу учение об оправдании. О том, что ему предстоит возвещать Благую Весть, и делать это ценой страдания (стихи 15-16; 22:10,15; 26:16-20), Савлу было сказано Самим Господом на дороге в Дамаск; и Он же открыл ему там истину об оправдании по вере, как это явствует из Деян. 26:18 (сравните Гал. 1:11-12).

Деян. 9:7 . Бросается в глаза расхождение между стих 7 и 22:9. В 9:7 Лукой записано, что люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а в 22:9 евангелист говорит, что они "голоса Говорившего… не слышали". Но это "расхождение" объясняется тем, что при переводе на русский язык не было учтено падежное управление глагола "слышать" в греческом тексте, которое меняло его значение; в оригинале говорится не "слышать", а "слышать, разумея", что передано в англ. тексте Библии: спутники Савла "слышали голос, но не понимали значения того, что он произносил".

Деян. 9:8 . Если "жалом во плоти" (толкование на 2-Кор. 2:17), которым до конца жизни мучился апостол Павел, была болезнь глаз, то так она начиналась. В любом случае разителен контраст между Савлом в 9:1 и 9:8. Там это был решительно шагавший человек, готовый хватать и бросать в темницы христиан, а здесь он уподобился беспомощному ребенку, которого повели… в Дамаск… за руку. Великой силы исполнены проявления Божией благодати, будь-то в чудных избавлениях или в действиях на первый взгляд катастрофического характера.

Деян. 9:9 . Три дня полной слепоты, поста и молитвы (стих 11) были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал сообщить ему (стих 6).

б. Искреннее раскаяние Савла (9:10-19а)

Деян. 9:10-14 . Посредством видения Бог наставил Ананию, не имевшего к тому охоты, идти к Савлу, чтобы восстановить ему зрение. В видении же Господь и Савла предупредил о том, что Анания явится к нему на улицу… Прямую, в дом Иуды, где Савл остановился. Прямая улица была одной из двух параллельных улиц Дамаска, ведших от западной стены города к восточной его стене. Заметим, что здесь (в стихе 11) - первая ссылка на место рождения Савла, город Таре (карту; сравните толкование на стих 30).

Интересно и то, что именно в книге Деяний Апостолов верующие впервые названы святыми (стих 13). Церковь с самого начала составляли "отделенные" (греческое слово "хагиоис"; в Рим. 1:1 оно передано как "избранный к благовестию", а в Еф. 1:1 и в Фил. 1:1 - как "святые"). Из Деян. 9:14 следует, что весть о приходе Савла в Дамаск с тем, чтобы преследовать верующих, опередила его, и Анания боялся Савла.

Деян. 9:15 . Но Господь заверил Ананию, что Савл есть Его избранный сосуд, чтобы возвещать имя Его пред народами и царями и сынами Израилевыми. Под "народами" здесь понимаются "языческие народы". Савлу предстояло сделаться Павлом, апостолом для необрезанных (Рим. 11:13; Гал. 2:2, 7-8; Еф. 3:8), включая их "царей", т. е. правителей (о правителе Феликсе в Деян. 24:1-23); о правителе Порции Фесте в 24:27 - 25:12, о царе Ироде Агриппе II в 25:13 - 26:32; не исключается, что Павел говорил и императору Нерону; 25:11). И, конечно же, апостол Павел служил и "сынам Израилевым" (9:20; 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17:18:4,19; 19:8; 26:17-20; Рим. 1:16). Не поразительно ли, что тот, кто безжалостно преследовал христиан, сделался столь ревностным благовестником, горячим и неутомимым свидетелем Христовым!

Деян. 9:16 . Частично исполнение этих слов Христа видим в перечислении Павлом его невзгод в 2-Кор. 11:23-27. Трижды в трех стихах (разговор Анании с Господом) встречается слово имя - в ассоциации с Самим Христом (стих 14:16; сравните 3:16).

Деян. 9:17 . Брат Савл - сколь утешительно должны были прозвучать эти слова для Савла! Насколько об этом можно судить из записанного в Новом Завете, Анания был первым, кто обратился к Савлу по христиански. Более подробно о том, что говорил Анания Савлу, записано в 22:14-16. Страх и недоверие к Савлу сменились у Анании любовью к нему, потому что так повелел Господь. Возложив на него руки, Анания засвидетельствовал о равенстве между собой и Савлом. Святым Духом Савл несомненно исполнился сразу же после своего обращения (сравните 4:8,31; Еф. 5:18).

Деян. 9:18 . При исцелении от слепоты как бы чешуя отпала от глаз Савла. Как и в двух случаях, записанных в книге Деяний Апостолов до этого, за обращением последовало крещение в воде (8:12,38). После рассказа об этом событии Анания исчезает со страниц книги, и лишь в главе 22, где Павел в очередной раз пересказывает случившееся с ним, об Анании упоминается.

Деян. 9:19а . Потрясение, пережитое им на дороге в Дамаск, а затем три дня без пищи и пития, крайне ослабили организм Савла. Однако и до принятия пищи он укрепился благодаря встрече с Ананией, последовавшему исцелению, исполнению Духом Святым и водному крещению.

2. НАЧАЛО КОНФЛИКТОВ С ИУДЕЯМИ (9:19Б-31)

а. Исповедание Савлом Христа (9:19б-22)

Деян. 9:19б-26 . Проведя лишь несколько дней с христианами Дамаска, Савл стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Проповедь иудеям в их синагогах была частью Павловой стратегии и в его миссионерских путешествиях (первое путешествие - 13:5,14; 14:1; второе путешествие - 17:2,10,17; 18:4; третье путешествие - 18:19; 19:8). В 9:20 -единственный случай употребления в книге Деяний Апостолов фразы "Сын Божий". На дороге в Дамаск первым, что понял Савл, было именно это: Иисус есть Сын Божий.

Деян. 9:21 . Узнавая о поразительном изменении, происшедшем с Савлом, иудеи дивились, что вполне естественно. Употребленное тут греческое слово "екзистанто" скорее означает "были потрясены". в книге Деяний оно употреблено пять раз (2:7; 8:13; 9:21; 10:45; 12:16).

Деян. 9:22 . Теперь все свои богословские познания Савл употреблял на доказательство того, что Господь Иисус есть Христос (Мессия), чем приводил в замешательство Иудеев Дамаска.

6. Заговор против Савла (9:23-31)

1)В Дамаске.

Деян. 9:23-25 . Одна из тем книги Деяний Апостолов, здесь особо подчеркнутая, - это оппозиция религиозных вождей иудеев провозглашению Благой Вести. Из 2-Кор. 11:32 ясно, что они действовали, объединив свои усилия с усилиями "областного правителя" Ареты, но главными инициаторами в этом были все-таки иудеи. Ученики, зная про заговор против Савла, в корзине… спустили его вниз по стене (ведь враги Савла день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его). Воистину события приняли странный оборот.

Намереваясь не дать спуску христианам Дамаска, Савл вошел в этот город слепым, а "вышел" из него… в корзине! Потенциальный преследователь сам стал объектом преследования. "Ученики" (или последователи), о которых тут говорится, могли быть учениками Савла, и тогда это показывает, насколько успешным было его служение.

Рассказывая о Савле, Лука опускает такую подробность, как его пребывание в Аравии, о чем сам апостол Павел упоминает в Гал. 1:17. Может быть, это имело место между событиями, описанными в стихе 22 и 23. Цель ухода Павла в Аравию - не известна. Он мог пойти туда с проповедью (хотя едва ли - ведь территория эта отнюдь не была густонаселенной, для апостола же, по крайней мере, впоследствии характерно было тяготение к густонаселенным центрам Римской метрополии). Вероятнее всего, он ушел в Аравию, чтобы в уединении размышлять и учиться.

2)В Иерусалиме (9:26-30).

Деян. 9:26-28 . Савл уходил из Иерусалима непримиримым врагом христианства, но волей Бога теперь он в этом самом городе проповедовал Христово благовестие. Однако верующие и здесь поначалу боялись его, не веря, что и он - последователь Христа. В Дамаске Савлу помог Анания. В Иерусалиме он обрел верного друга в лице Варнавы. Свое имя ("сын утешения"; 4:36) этот человек вполне оправдал и по отношению к Савлу. На страницах книги Деяний Апостолов мы сталкиваемся с Варнавой еще в четырех случаях: а) 11:22-24; б) 11:30; 12:25; в) 13:1-2,50; 14:12; г) 15:2, 12, 22, 25, 37.

В конце концов иерусалимские христиане, которых Варнава убедил в том, что Савлу действительно можно верить, приняли его в свою среду, и, живя в Иерусалиме, он смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

Деян. 9:29 . Здесь под Еллинистами понимаются грекоязычные иудеи (но не принявшие Христа, в отличие от "Еллинистов" в 6:1). Савл говорил… и состязался с ними, продолжая дело "еллиниста" Стефана, и настолько озлобил их, что они покушались убить его.

Деян. 9:30 . Иерусалимские братия сочли за лучшее отправить Савла в Кесарию (морской порт, располагавшийся примерно в 100 км. от Иерусалима), а оттуда отправили его в его родной город Таре. Этот древний город, уже к тому времени насчитывавший более 4 000 лет, был одним из центров интеллектуальной жизни в Римской империи.

Передвижения Савла на основании Деян. 9 и Гал. 1:17 можно суммировать следующим образом:

1. Иерусалим (стихи 1-22)

2. Дамаск (стихи 3-22)

3. Аравия (Гал. 1:17)

4. Дамаск (Деян. 9:23-25; Гал. 1:17; 2-Кор. 11:32-33)

5. Иерусалим (Деян. 9:26-29; Гал. 1:18-20)

6. Кесария (Деян. 9:30)

7. Таре (стих 30; Гал. 1:21-24)

3)Заключение.

Деян. 9:31 . Возможно, покою церквей на территории Иудеи, Галилеи и Самарии "способствовал" отъезд Савла, неприятие которого иудейскими религиозными вождями достигло высокой точки накала. Церковь все еще составляли евреи, полу-евреи (самаряне) и прозелиты, принявшие вначале иудаизм, а затем перешедшие в христианство. Но все говорило о готовности Церкви выйти за эти узкие пределы. Третьим из семи своих "сообщений об успехе" (т. е. о духовном и численном росте Церкви; сравните 2:47; 6:7; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31) Лука завершает этот раздел книги.

III. Свидетельство "до Предела земли" (9:32 - 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 - 12:24)

I. ПЕТР ГОТОВИТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (9:32 - 10:48)

а. Петр в Лидде (9:32-35)

Деян. 9:32-35 . О Петре в последний раз упоминалось в 8:25, где они с Иоанном возвращаются в Иерусалим из Самарии. Теперь Петр ходил с проповедью по Иудее и, вот, пришел в Лидду. Лидда, упоминаемая в Новом Завете только здесь, соответствует современному Лоду; международный израильский аэропорт расположен чуть севернее этого города.

Позднее Петр много путешествовал, проповедуя, что, в частности, видно из перечисления им его адресатов в 1-Пет. 1:1. Еще прежде Петра обошел территории, прилегавшие к Кесарии, Филипп (Деян. 8:40). Чудесное исцеление Петром паралитика Енея, который восемь… лет лежал… в расслаблении, многих привлекло ко Христу.

Дважды в Деяниях Апостолов Лука, говоря о спасении, употребляет выражение "обратиться к Господу" (9:35; 11:21) и схожее с ним - в 15:19. Благовестие достигало все большего числа людей, потому что в прибрежных районах, где ходили евангелисты, жило немало язычников. Сарон - плодородная равнина, тянущаяся вдоль палестинского побережья (примерно 15 километров в ширину и 70-80 в длину). На юго-восточном крае ее помещалась Лидда. Упоминаемое здесь чудо было Вторым исцелением Петром калеки (3:1-10).

б. Петр в Иоппии (9:36-43)

Деян. 9:36-38 . Пока Петр находился в Лидде, в Иоппии умерла добродетельная христианка (ученица), по имени Тавифа, что в переводе с арамейского означает "серна". Она известна была тем, что много помогала бедным (творила много милостынь). Лидда от Иоппии была километрах в 18, так что, прослышав, что Петр в Лидде, послали за ним двух человек с просьбой прийти. До сих пор (судя по записи в книге Деяний) в ранней Церкви не было случаев воскрешения мертвых, но, очевидно, вера христиан и их упование на Господа были так велики, что они надеялись: Господь через Петра воскресит Тавифу.

Деян. 9:39-41 . Петр пришел в Иоппию, в дом, где лежала усопшая. И, выслав из комнаты плачущих вдовиц и всех бывших там, преклонив колена, помолился, а затем приказал: Тавифа! встань (сравните Мар. 5:41). И умершая ожила.

Деян. 9:42-43 . Это чудо, как и предшествовавшие ему, немало людей побудило уверовать в Господа (2:43,47; 4:4; 5:12,14; 8:6; 9:33-35). После совершения его Петр довольно долго пробыл… в Иоппии, у… Симона кожевника, дом которого находился у моря (10:6).

В этом разделе (9:32-43) отражена подготовка Петра свыше к предстоявшему ему обращению Корнилия. 1) Двумя замечательными чудесами подтвердил он, что служит истинному Богу, Который особо благословляет его. 2) Служение Петра происходило на территории, частично заселенной язычниками. 3) Примечательно и самое проживание его в доме кожевника. Ведь люди этой профессии считались церемониально нечистыми, т. к. находились в постоянном "контакте" со шкурами убитых животных, обрабатывая их (Лев. 11:40).

е. Петр и Корнилий (глава 10)

Значение этого события видно уже из того, что Лука, рассказав о нем в Деян. 10, возвращается к нему в следующей главе и, наконец, его же имеет в виду, в 15:6-9. Территориальное распространение Благой Вести, как отражено это в Деяниях Апостолов, свидетельствовало о том, что начали исполняться слова Иисуса, записанные в Матф. 8:11 "Многие придут с востока и запада и возлягут… в Царстве Небесном".

Обращение Савла. Деяния Апостолов 9:1-9

Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Обращение гонителя Савла (9:1-25) Распространением христианства в Самарии и обращением ко Христу прозелита-евнуха положено начало проповеди Евангелия за пределами чистого иудейства. Вскоре, по промыслу Божьему, предстояло еще большее расширение области евангельской

автора Безобразов Кассиан

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Обращение евнуха ефиоплянина. Деяния Апостолов 8:26-39 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Обращение Савла. Деяния Апостолов 9:1-9 Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Обращение Савла Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Обращение Савла (IX, 1-31) Бахметевой. Между тем как в Иерусалиме, по убиении Стефана, продолжалось сильнейшее гонение на верующих, особенно ревностно действовал против них молодой Савл. Он принадлежал к секте фарисеев, которые ненавидели учение Христово, считая Христа

Из книги Что на самом деле сказал апостол Павел автора Райт Том

9:1–31 7. Обращение Савла Теперь, когда Стефан и Филипп внесли свой вклад в подготовку всемирной миссионерской деятельности церкви, Лука готов рассказать историю о двух примечательных обращениях, с которых началась христианская миссия. Первой идет история обращения Савла

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

8 УРОК Глава 7. Обращение Савла: Деяния 9:1–31 (с. 221–244) 1. Что в обращении Савла было уникальным, а что должно стать характерным для опыта каждого христианина?2. В чем несостоятельность утверждения о том, что обращение Савла явилось состоянием внушения?3. Прочитайте 9:1–2 (Сам

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Обращение Савла и его прямые последствия Путь в Дамаск: событие и его значениеПавел нимало не сомневался в том, что в момент обращения он действительно видел Иисуса. Как следует из Первого послания к Коринфянам (1 Кор 15), он был убежден, что после Воскресения Иисус явился

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава II Гонения на Церковь Христову. Обращение Савла Деяния апостолов, гл. 6–9Мы уже сказали, что верующие продавали имущество свое и цену приносили апостолам, которые из этой общей суммы выдавали каждому, что ему было нужно. Конечно, они в этом соблюдали всевозможную

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Обращение евнуха ефиоплянина. Деяния Апостолов 8:26-39 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской. хранитель всех

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Обращение Савла Тем временем Савл, не прекращавший своих угроз предать смерти всех учеников Господа, явился к первосвященнику 2 и попросил у того рекомендательные письма в синагоги Дамаска, чтобы иметь право брать под стражу тех, кого найдет там из последователей того

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Обращение Савла 1 Савл по-прежнему дышал злобой, желая смерти ученикам Господа. Он пришел к первосвященнику 2 и попросил у него письма к синагогам Дамаска, чтобы он мог бы арестовывать и приводить в Иерусалим всех принадлежащих Пути a, которых сможет там найти, будь то

Из книги автора

Обращение Савла ко Христу Прежде чем рассматривать вышеназванную тему, необходимо обратить внимание на отношение Савла ко Христу и христианству до обращения. С большой степенью вероятности можно сказать, что апостол лично не был знаком со Христом во время Его земной

Из книги автора

XXXIV Обращение Савла. Приобщение его к лику апостолов и особое предназначение Сам ход распространения Евангелия уже показывал, что проповедь его не должна была ограничиться иудейским народом, хотя бы и считая сюда всех сынов рассеяния, отщепенцев вроде самарян и

Обращение Павла Господом и пребывание его в Дамаске (1–25). Первое пребывание христианина Павла в Иерусалиме (26–30). Петр в Лидде, исцеление Энея (31–35). Петр в Иоппии (Яффе), воскрешение Тавифы (36–43)

. Савл же, еще дыша угрозами и убий­с­т­во­м на уче­ников Го­с­по­да, при­шел к первосвящен­нику

«Савл же, еще дыша угрозами...» – между тем, как рассеявшиеся после убиения Стефана ученики Господа распространяли благовестие по другим городам ( и д.), Савл продолжал () свои гонения на христиан с прежнею силою. Выражение – «дыша угрозами и убийством» – указывает как бы на дикого, кровожадного зверя, задыхающегося от своей жадности. Угрозы и убийства стали как бы воздухом, которым дышал Савл и который был для него такою же существенною необходимостью, как обыкновенный воздух для всех людей.

«Пришел к первосвященнику...» Если обращение Савла полагать не позже 36-го г. по Р. Х., то первосвященником тогда был все тот же Каиафа, смещенный лишь в 36 г. римским проконсулом Сирии – Вителлием. Место Каиафы занял Ионафан, сын прежнего первосвященника – тестя Каиафы – известного Ананы или Анны. Но уже в следующем же 37 году этот первосвященник был также смещен и замещен братом его, другим сыном Анана – Феофилом (Археол. Флавия, XVIII, 4 и д.). По всей вероятности, этот последний и был первосвященником в описываемое время.

. и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет по­следу­ю­щих сему уче­нию, и мужчин и женщин, связав, при­водить в Иерусалим.

"Дамаск" – древний главный город Сирии, верстах на 200 к северо-востоку от Иерусалима. Со времен Селевкидов в нем жило очень много евреев, так что Нерон мог умертвить их там до 10 000 (Флавий, о войне ). При таком большом количестве евреи имели здесь не одну, а много синагог, что подтверждается и в данном месте: «выпросил письма к синагогам...» Эта же многочисленность живших в Дамаске евреев заставляла догадываться и возможности распространения и здесь христианства, что обещало богатую пищу ревности гонителя Христова, каким был тогда Савл.

Каким образом и когда могла быть принесена и распространена вера Христова в Дамаске, дееписатель не упоминает: вероятно, принесена была первоначально путешествовавшими на Иерусалимские праздники дамасскими евреями, а утверждена и распространена рассеявшимися после смерти Стефана учениками Господа (), которые прошли до Финикии и Кипра и Антиохии (), а значит, могли быть и в Дамаске, лежавшем к Иерусалиму еще ближе Кипра и Антиохии.

Для большей успешности задуманного предприятия Савл запасается полномочиями от иерусалимского Синедриона и его главного представителя – первосвященника.

Письма адресуются к «синагогам» , особо к каждой, вероятно, для усиления полномочий Савла и для облегчения его дела.

При этом предполагается, что христиане, обращенные из иудеев, не отделялись еще от синагог и участвовали в их собраниях, подобно тому, как и сами апостолы и остальные верующие до времени участвовали в храмовых богослужебных собраниях (Деян.3и др.).

«Последующих сему учению...» – греч. τῆς οδοῦ όντας ... – точнее слав.: «того пути сущия» . Путь – в смысле известного рода жизни и деятельности, сообразной с известным учением, в данном случае – путь христианской жизни (ср. ).

«Связав, приводить в Иерусалим...» Синедрион иерусалимский сохранял за собою право судебной власти в делах веры над всеми евреями во всех странах мира. Все чужеземные евреи добровольно признавали над собою эту власть, не отнятую от Синедриона римлянами. Всем этим достаточно объясняется возможность для Савла тех действий, ради которых он шел в Дамаск.

. Когда же он шел и при­ближал­ся к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

«Внезапно осиял его свет с неба...» (ср. Деян.22и д.). Дееписатель не говорит здесь прямо, но дальнейшие черты сказания и сам Апостол Павел ясно дают понять, что в сиянии света небесного явился телесным очам Савла Сам Господь Иисус в Богочеловеческой прославленной плоти (ср.; ). Это видение Господа, поставляемое Павлом в одну категорию с явлениями Господа апостолам по воскресении, вероятно, было очень кратковременно, ибо Савл упал и глаза его были ослеплены ().

. Он упал на землю и услы­шал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Видение , прекращенное ослеплением Савла, продолжается слышанием голоса Явившегося: «что ты гонишь Меня?» Это по толкованию Златоуста, как бы говорило: «За какую обиду от Меня, великую или малую, ты это делаешь?...» При этом дается понять, что в гонении последователей Господа Сам Он претерпевает гонение (ср. Лк.10и паралл.).

. Он сказал: кто Ты, Го­с­по­ди? Го­с­по­дь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти про­тив рожна.

Вопрос Савла к Явившемуся – "кто Ты?" – ясно показывает, что явление ему Господа и все событие его обращения к Христу было делом совершенно неожиданным для него, что оно не было подготовлено какой-либо внутренней борьбой в Савле прежних иудейских его убеждений с новыми впечатлениями от христианства, благоприятными для него, – борьбой, которая бы могла погрузить его в особенное состояние духа, в коем субъективный образ его фантазии мог быть принят им за объективное ему явление. Из рассказа о событии видно, напротив, что Савл даже и не думал в это время об Иисусе, иначе едва ли бы он не понял сразу и имел нужду спрашивать, кто этот явившийся ему? И вообще подобную внутреннюю борьбу не представляется возможным предположить в Савле в то время, когда он, преследуя христиан, слишком был уверен, что ратует за дело Бога Иеговы (ср. ; ). Наконец, и сам Павел рассказывает об этом событии, как о совершенно неожиданном для него и ничем с его стороны не подготовленном ( и , ср. ).

«Трудно тебе идти против рожна...» – народное присловие, выражающее тщету условий против силы неодолимой, тщету притом опасную, грозящую поражением идущего против этой силы, в данном случае силы Божественной, всемогущей.

. Он в трепете и ужасе сказал: Го­с­по­ди! что по­велишь мне делать? и Го­с­по­дь сказал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надобно делать.

Объявший Савла и повергший его на землю страх пред небесной славой Явившегося, превратился, по открытии ему Имени Иисуса, в ужас и трепет, и он смиренно признает Явившегося Господом, а себя – Его рабом, готовым на все Его повеления.

«Иди в город...» , т.е. Дамаск.

. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепене­нии, слы­ша голос, а никого не видя.

Что видение Савлом Господа не было какой-либо галлюцинацией, вызванной его внутреннею борьбою и направлением мыслей, ясно и из того, что оно ощущалось и спутниками Савла. «Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастие, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного промысла» (Феофил.). В этих же видах, кроме света, спутники воспринимают и голос Говорившего, хотя и не удостаиваются видеть Его.

В говорится, что спутники Павла «голоса говорившего не слыхали» . Как примерить кажущееся противоречие этих двух мест дееписателя, из коих в одном говорится о слышании, а в другом – о неслышании голоса? Очевидно, здесь надо различать слышание от слушания . В то время, как Савл не только слышал, но и разумел слышимое, знал и Говорившего и то, что говорилось, – спутники его только слышали звук голоса, не понимая ничего из слышимого. Другой любопытный пример подобного неодинакового восприятия звуков см. .

. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И по­вели его за руки, и при­вели в Дамаск.

Когда видение кончилось, голос умолк и Савл встал, чтобы идти в Дамаск, по повелению Господа, оказалось, что он слеп. Павел говорит, что это произошло от славы света, осиявшего его (); но нельзя не видеть в этом и особенного действия Божия, ибо спутники его, также видевшие свет, не лишились зрения (). Это было частью и в наказание гонителю, частью – в символическое означение того, что он доселе с открытыми очами был слеп духовно в отношении к истине Христовой (ср. Златоуст); наконец, попущено это и с тою мудрою целью, чтобы укрепить душу вразумленного новым знамением чудесного исцеления его возложением на него рук Анании.

. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Трехдневное совершенное воздержание от пищи и пития, т.е. строжайший пост (вместе с молитвой, ) был выражением глубокого раскаяния Савла и вместе – приготовлением к тому, что предстояло ему по слову Явившегося Господа ().

. В Дамаске был один уче­ник, именем Анания; и Го­с­по­дь в виде­нии сказал ему: Анания! Он сказал: я, Го­с­по­ди.

Из настоящего стиха и дальнейших открывается, что Анания и Савл не знакомы были между собою лично. Еврейское имя Анании показывает, что он был христианин из иудеев. Дееписатель называет его здесь только "нек оторый ученик" , сам же Павел характеризует его более подробно: «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске...» (), т.е. и по своем обращении ко Христу живший строго по закону и пользовавшийся посему особым уважением дамасских иудеев. Церковное предание говорит, что он был епископом дамасским и скончался мученически в Елевферополе иудейском (Чет.-Мин., Окт. 1).

«Господь в видении сказал ему...» В каком именно видении – во сне или наяву, в исступлении – из данного места не видно. Выражение – «восстав, пойди!» (αναστάς πορεύθητι ) не означает, что Анания был в это время на ложе, а значит только, что он пребывал дома в спокойствии.

. Го­с­по­дь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по име­ни Савла; он теперь молит­ся,

"Прям ая улиц а» – доселе существующая в Дамаске и называвшаяся так в отличие от всех других, обыкновенно кривых улиц, свойственных восточным городам.

«Тарсянина» – родом из Тарса, города в Малоазийской области Киликии.

«Он теперь молится...» – ιδού γάρ προσεύχεται ... – точнее слав.: "се бо молится" , как выше в ответе Анании: «вот я Господи!...» – ιδού εγώ Κύριε ! Кроме придания речи большей живости, выражение ιδού γάρ προσεύχεται – является и пояснением того, по какой причине требуется теперь же приход Анании к Савлу. Этот приход должен явиться ответом на молитву Савла – без сомнения, молитву о прощении и просвещении телесном и духовном. При этом Господь открывает бывшее Савлу видение Анании (вероятно – во сне), причем Господь не говорит: видел тебя, но – «мужа, именем Ананию» , откуда следует, что явившийся не был известен Савлу, хотя имя его и было ему открыто. Слова Господа давали также понять Ананию, что Савл был слеп и исполнение повеления Божия Ананией должно было прежде всего ознаменоваться исцелением ослепшего.

. Анания отвечал: Го­с­по­ди! я слы­шал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Тво­им в Иерусалиме;

. и здесь имеет от первосвящен­ников власть вязать всех, при­зыва­ю­щих имя Твое.

С детскою простотою Анания высказывает свое удивление, а может быть, и опасение, что он посылается к человеку, о коем известно, как о злейшем враге христиан, и который шел и в Дамаск на погибель верующим. Об этом Анания «слышал от многих» , т.е. или от путешествовавших на Иерусалимские праздники иудеев, или от рассеявшихся от его гонений христиан иерусалимских.

«Святым твоим...» , т.е. христианам, как они назывались по особенному освящению их во Христе и Св. Духом.

«И здесь имеет... власть...» Откуда так скоро Анания имел сведения о полномочиях Савла от Синедриона? Вероятно, от иерусалимских христиан, которые поспешили дать все эти сведения дамасским христианам для предостережения. Новость и свежесть этих известий вполне объясняет и удивление, и опасения Анании.

. Но Го­с­по­дь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, чтобы воз­вещать имя Мое перед­ народами и царями и сынами Израилевыми.

«Избранный сосуд...» – образная речь, где Павел представляется как бы живым сосудом, в котором Господь заключит Имя Свое и Павел пронесет Его потом, т.е. преподаст, исповедует, проповедует – «народам, царям и сынам Израилевым» . Замечательно, что на первом месте здесь указываются "народ ы», т.е. языческие – язычники – в противоположение «сынам Израилевым» , т.е. евреям. Этим указывается особенное предназначение Павла, как апостола языков.

. И Я по­кажу ему, сколько он должен по­страдать за имя Мое.

«И Я покажу ему» , Εγώ γάρ υποδείξω αυτῷ , слав.: «Аз бо скажу ему» – Смысл и связь здесь таковы: «иди и не бойся, что последователи Мои пострадают от него, ибо Я покажу ему, или на нем, сколько ему самому подобает пострадать за Имя Мое». Здесь, таким образом, новое успокоение и поощрение недоумевающего Анании.

. Анания по­шел и вошел в дом и, воз­ложив на него руки, сказал: брат Савл! Го­с­по­дь Иисус, явив­шийся тебе на пути, которым ты шел, по­слал меня, чтобы ты про­зрел и исполнил­ся Святаго Духа.

«Возложив на него руки...» – в знак сообщения ему благодати Св. Духа, что сопровождалось тотчас же и исцелением слепоты его. Замечательно, что это было еще до крещения Савла (). Подобный исключительный случай исполнения Духом Св. до крещения был над Корнилием сотником и его домашними (Деян.10и д.). «Мне кажется, говорит по сему случаю Златоуст, что (Павел), подобно как и Корнилий, тотчас по произнесении этих слов сподобился Духа, хотя преподававший и не был из числа XII. Так все касающееся Павла было нечеловеческим и совершалось не через человека, но Сам был совершителем этого...»

«Брат Савл...» – не по племени или роду, но во Христе и по вере в Него.

«Явившийся тебе на пути...» В переданной выше дееписателем беседе Господа с Ананией не упоминалось ничего об этом явлении, из чего видно, что беседа эта передана сокращенно. Нет и другой подробности, что Господь послал Ананию не только для прозрения Савла, но и для того, чтобы он исполнился Духа Святого.

. и, при­няв пищи, укрепил­ся. И был Савл несколько дней с уче­никами в Дамаске.

«Приняв пищи, укрепился» , «ибо он изнемог от путешествия, от страха, от поста и от скорби. И желая усилить эту скорбь его, Господь попустил ему оставаться слепым, пока не пришел Анания...» (Златоуст).

«Был несколько дней в Дамаске...» . Это не противоречит рассказу самого Павла, что по обращении своем он тотчас (ευθέως ) отправился в Аравию и потом опять возвратился в Дамаск (Гал.1и д.), ибо усиленное выражение – тотчас при рассказе о продолжительном времени не исключает промедления нескольких дней. Если же дееписатель при этом вовсе не упоминает о путешествии Павла в Аравию и возвращении опять в Дамаск и говорит далее прямо о прибытии его в Иерусалим, то, вероятно, потому, что о путешествии его в Аравию не сохранилось ничего достоверного и примечательного.

. А Савл более и более укреплял­ся и при­водил в замеша­тель­ство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

«Доказывая, что сей» (Иисус) «есть Христос...» – т.е. Мессия, обетованный иудеям и ими ожидавшийся. Эти доказательства апостол приводил, без сомнения, от Свящ. Писаний, извлекая из него все пророчества, указания и обетования о Мессии и сличая их с событиями и исполнением в жизни Иисуса Христа. Сила его доказательств и вообще его слова, исходившая от непоколебимо убежденной и окрепшей в вере во Христа души, была так велика, что до отчаяния обезоруживала – (συνέχυνε ) иудеев, не знавших ни что отвечать, ни что делать на неопровержимые доказательства Павла.

. Уче­ники же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

«Ученики же...» , т.е. христиане дамасские... «спустили его по стене» , т.е. города, о чем рассказывает и сам Павел .

. Савл при­был в Иерусалим и старал­ся при­стать к уче­никам; но все боялись его, не веря, что он уче­ник.

«Савл прибыл в Иерусалим...» Παραγενόμενος δέ ο Σαῦλος ... – точнее слав.: «пришед же Савл..» . Прибыв же в Иерусалим, Савл старался... По словам самого апостола (), это было уже три года спустя после его обращения (у дееписателя – «довольно времени» – ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения (). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам» , т.е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества (), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет.-Мин. 11 июня).

. Варнава же, взяв его, при­шел к Апостолам и рас­ска­за­л им, как на пути он видел Го­с­по­да, и что говорил ему Го­с­по­дь, и как он в Дамаске смело про­поведовал во имя Иисуса.

«Взяв его, привел к Апостолам...» – приняв его, привел к «Апостолам» неопределенное выражение, позволяющее разуметь здесь только двух апостолов, Петра и Иакова, коих упоминает Павел (). Почему Савл не виделся с другими апостолами? Может быть, потому, что в то время их не оказалось в Иерусалиме, они были на проповеди по разным городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре ( и д., , ) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребыли в Иерусалиме.

. И пре­бывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело про­поведовал во имя Го­с­по­да Иисуса.

. Говорил также и состязал­ся с Еллинистами; а они по­кушались убить его.

Савл не скрывается в Иерусалиме, но открыто и смело проповедует Господа, вступая в состязания с противниками, которые и здесь, как в Дамаске, решили убить его. Дееписатель говорит, что это были "Еллин ы», т.е. еллинисты, иудеи из стран языческих, говорившие греческим языком. Как сам еллинист, по происхождению из Киликийского Тарса, Павел и обращается с проповедью особенно к еллинистам, как более сродных его духу и менее закоснелым в чисто еврейских предрассудках.

. Братия, узнав о сем , отправили его в Кесарию и пре­проводили в Тарс.

"Братия" – т.е. иерусалимские христиане, принявшие, наконец, Савла, как брата, – «отправили его в Кесарию...» Из узнаем, что Сам Господь повелел Савлу оставить Иерусалим. Это повеление, очевидно, совпало с намерением еллинистов убить Савла, и братия, отправившие его в Кесарию, вместе и избавляли его от убийц, и помогли ему исполнить повеление Господне.

Из Кесарии (Стратоновой, см. прим. к ) Савл оправляется в Тарс. Сам Павел в – говорит кратко, что из Иерусалима в этот раз он путешествовал «в страны Сирские и Киликийские» , что вполне согласно с рассказом дееписателя. Путь апостола по обоим этим указаниями, взаимно восполняющим одно другое, может быть представлен так: из Иерусалима Савл препровожден был прежде всего в Кесарию и отсюда, сухим путем через Сирию, продолжал путь в Киликию, вероятно, по береговой дороге вдоль моря, избегая Дамаска. Возможно, что в одном из прибрежных городов сирийских он сел на корабль и достиг Тарса морем, что было более удобно. Благодаря этому путешествию и пребыванию Павла в Киликии, основались первые христианские общины в посещенных им местах (ср. ).

. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в по­кое, назидаясь и ходя в страхе Го­с­по­днем; и, при утеше­нии от Святаго Духа, умножались.

«Церкви же... были в покое...» , чему, несомненно, много способствовало обращение главного гонителя ее. Насколько вера Христова к этому времени была распространена, видно из того, что "церкви" упоминаются «по всей Иудее, Галилее и Самарии» .

«Назидаясь...» – οικοδομούμεναι ... – слав.: «созидающеся» , т.е. организуясь, устраиваясь, совершенствуясь и внешне и внутренне.

«И при утешении от Св. Духа умножались...» – καί τῆ παρακλήσει τοῦ Αγίου Πνεύματος επηθύνοντο . Утешением Св. Духа – то же, что – милостию Божиею, в данном случае являвшей себя в обильных знамениях и чудесах благодати Святого Духа. О двух таких чудесных значениях тотчас и повествуется далее, как бы в подтверждение сказанного.

. Случилось, что Петр, обходя всех, при­шел и к святым, живущим в Лидде.

«Случилось что Петр, обходя всех, пришел...» – εγένετο δε Πέτρον διερχόμενον διά πάντων , κατελθεῖν ..., – точнее слав.: «бысть Петру посещающу всех, снити...» Русский текст, к сожалению, и здесь допускает свой обычный пересказ, а не перевод данного места, которое проще и точнее переводится так: случилось же Петру, проходящему по всем (церквам), сойти.. .

Выражение – κατελθεῖν – снити, сойти, спуститься – указывает на менее возвышенное положение Лидды по сравнению с Иерусалимом, подобно тому, как в выражении об Иерихоне ().

Весьма важно упоминание посещения Апостолом Петром тогдашних христианских общин Палестины. Несомненно, и другие апостолы имели этот обычай в целях лучшего утверждения в вере обращенных, разрешения возникавших вопросов жизни и т. п.

«К святым, живущим в Лидде...» – т.е. христианам города Лидды, недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима.

. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в по­стели в рас­слабле­нии.

. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя ; встань с по­стели твоей. И он тотчас встал.

"Эней" – не видно – был ли он христианин до своего исцеления, или нет. Вопрос этот не напрасный, как не напрасно далее исцеленная Петром Тавифа называется "учениц ей». Греческое имя Энея дает заключить, что он был во всяком случае еллинист. Знаменательно, что, исцеляя расслабленного, Петр не спрашивает его о вере в Иисуса Христа, а прямо дарует ему исцеление, очевидно, или прозревая готовность его к этой вере, или питая надежду самым этим исцелением возбудить в нем веру.

. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Го­с­по­ду.

«И видели его все» , т.е. исцеленным, которого прежде знали расслабленным.

«В Сароне...» С именем Сарона известны и местечко, и долина, прилегающая к морю (от Кесарии Стратоновой до Иоппии), плодоносная и потому густо населенная. Возможно разуметь здесь и то, и другое.

. В Иоппии находилась одна уче­ница, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и по­ложили в горнице.

«В Иоппии...» – ныне Яффа, древний торговый приморский город к северо-западу от Иерусалима.

"Ученица" , т.е. христианка. Была ли она девица, или вдовица, или замужняя, из рассказа не видно. Возможно, что это была вдовица, судя по благотворениям преимущественно вдовицам ().

«Тавифа, что значит Серна...» – это было не прозвище, а собственное женское имя, встречающееся и у греков, и у Флавия, и у раввинов. По своей красоте, грациозности и выразительности глаз серна вообще у восточных народов являлась символом женской красоты, почему и сделалась собственным женским именем, подобно мужскому – Лев. "В те дни..." , когда Петр находится в Лидде.

. А как Лидда была близ Иоппии, то уче­ники, услы­шав, что Петр находит­ся там, по­слали к нему двух человек про­сить, чтобы он не замедлил при­йти к ним.

"Ученики..." , т.е. христиане, опечаленные столь добродетельной женщины. Для чего было посылать к Петру уже после смерти Тавифы? Очевидно, посылавшие питали некоторую, может быть, смутную надежду, что Тот, Кто воззвал и четверодневного Лазаря из гроба, может подобное же чудо совершить и опять через достойнейшего ученика Своего.

. Петр выслал всех вон и, пре­кло­нив коле­ни, по­молил­ся, и, обратив­шись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

. Он, подав ей руку, поднял ее, и, при­звав святых и вдовиц, по­ставил ее перед­ ними живою.

. Это сделалось извест­ным по всей Иоппии, и многие уверовали в Го­с­по­да.

«Петр выслал всех вон...» – (ср. ; ; ), чтобы не смущаться никакими внешними впечатлениями и всецело отдаться молитве о воскрешении умершей.

. И довольно дней про­был он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.

«У Симона кожевника...» – по всей вероятности, христианина.

Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Он сказал: кто Ты, Господи?

Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что́ повелишь мне делать?

И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что́ тебе надобно делать.

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания!

Он сказал: я, Господи.

Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился.

И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем , отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.

Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.