Книжкина больница в детском саду подготовительная группа. Конспект занятия «Книжкина больница» в подготовительной группе

Акция добрых дел «Книжкина больница»

Акция проходила под девизом: «Дорогой друг! Ты продлеваешь жизнь книге, которая поможет тебе стать умным, грамотным и интересным человеком!»,

Цель: Создать условия для формирования у детей бережного отношения к книге.

Задачи:

Для педагогов:

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями; активизация творческого потенциала педагогов.

Активизация волонтерского движения в ДОУ.

Для детей:

Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

Продолжать развивать формы сотрудничества друг с другом в команде.

Воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережного отношения к ней.

Получение позитивной обратной связи от прошедшего мероприятия.

Формы и методы проведения:

Беседа с детьми на тему «Наши мамы»;

Просмотр презентации «История книги», «Книга твой друг»

Предварительная работа:

Выставка «Моя любимая книжка»

Проведена беседа с детьми на тему: “ Откуда пришла книга»;

закреплены правила обращения с книгами;

В совместной деятельности закреплены умения и навыки нарезания бумаги заданного размера, аккуратной работы с клеем и ножницами.

Консультация для родителей «Читаем вместе»

Организатор акции : воспитатели

Участники: дети подготовительной логопедической группы «Непоседы», воспитатель.

Дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель.

Организация и проведение акции:

Оснащение: скотч, ножницы, бумага, клей, потрёпанные, нуждающиеся в ремонте книги из книжного уголка группы.


Этапы проведения акции:

1 этап – организационный:

Беседа с детьми «Зачем нужны книги»

Воспитатель: «Книга – лучший друг ребят, Все об этом говорят»

Рассказ воспитателя о значении книги для человека.

Предложить детям вспомнить пословицы и поговорки о книгах:

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».

«Книга – лучший друг»

Ребята, книги бывают не только со стихами и сказками. Из книг можно узнать много интересного о природе, о растениях и животных, о различных странах, морях, океанах, островах и обо всём, что вам интересно.

Воспитатель объяснил ребятам, что именно мы, читатели, отвечаем за «здоровье» книги. Именно мы должны беречь книгу, беспокоиться, чтобы продлить ее жизнь – подклеить страницы, обложку, наш долг относиться к книжкам с уважением и любовью.

Чтобы найти дорогу в книжную страну необходимо знать правила обращения с книгами. Кто из вас знает, как нужно обращаться с книгами? Давайте вспомним их сейчас.

Рассматривать книги только за столом

Брать их чистыми руками.

Не загибать листы.

Не перегибать обложку.

Воспитатель: Вы молодцы: не только знаете эти правила, но и выполняете их.

2 этап – практический:

Сегодня предлагаю вам, отправиться в гости к малышам и рассказать им, что книги сделаны из очень непрочного материала, любое неосторожное движение может нанести им вред. Проверим, нет ли в книжном уголке книг, которым требуется наша помощь.

Дети с большим интересом и ответственностью подошли к «лечению» книг. Даже малыши с пониманием отнеслись к этому мероприятию. Дети брали порванные книжки и шли в «Книжкину больницу» лечить их. Докторами были дети подготовительной группы.

Результат акции:

В ходе акции « Книжкина больница» ребята прочувствовали важность своей работы, и пришли к выводу, что к книге нужно относиться бережно и аккуратно, а если уж случилось ненароком ее порвать, то нужно обязательно оказать ей «первую медицинскую помощь»!

Литературный

Тема: Ремонт книг. Книжкина больница.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественный труд»

Цели:

Образовательные: научить учащихся простому ремонту книг;

Развивающие: развивать логическое мышление, координацию движений, повторить правила работы с инструментами.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду людей издающих книгу

Оборудование: готовое изделие, книга, таблица с правилами работы, чертеж изделия, книга для работы, пергамент, альбомные листы или тетрадные, карандаш, линейка, клей, кисти, ножницы.

Демонстрационный материал : фильм для детей «Как рождается книга»

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физминутка, продуктивная деятельность детей, анализ подведение итогов.

Ход НОД.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Сначала давайте проверим все ли готово к занятию. На парте у вас должны лежать пергамен, альбомные листы. Клей, карандаш. Линейка, ножницы.

Изложение нового материала.

Сегодня мы с вами будем заниматься….впрочем вы сейчас сами мне скажете, чем будем заниматься.

Для этого я вам загадаю загадки, и если вы их отгадаете, то узнаете тему нашего внеклассного занятия.

Я все знаю, все хочу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь в четверо умней.

О чем эти загадки? (о книгах)

Правильно, ребята, о книгах.

Сегодня у нас в гостях книги. Посмотрите какой жалкий вид у наших книг. Они нуждаются в нашей помощи. А чем мы можем помочь нашим книгам? (заклеить порванные листы)

Правильно.

Сегодня мы будем ремонтировать книги, превратим наш класс в книжкину больницу.

Все мы будем врачами, а пациентами будут книги.

Вступительная беседа.

Ребята, почему надо лечить книги? (чтобы они долго служили человеку)

Какую пользу принят книги? (дают знания)

С тех пор, как появилась первая печатная машина, книг выпускается все больше и больше. Крупные типографии выпускают десятки тысяч книг за один день. Каждая книга проходит ряд цехов: наборный, верстальный, печатный, переплетный. И вот книга готова! (показ книги)

Наше правительство заботится о том, чтобы граждане больше читали. Ведь наша страна считается самой читающей в мире. Сколько в нашей стране книжных магазинов, библиотек. Но это не означает, что мы должны рвать и бросать книги. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Хорошая книга» А.Емцова

Алла книгу прочитала

С увлеченьем, не спеша.

И на книге написала:

«Эта книга хороша».

А потом на Аллу глядя,

Написала ручкой Надя:

«В этой книге что-то есть

– Всем советую прочесть».

А потом Сережу с Мишкой

С книжкой видели под мышкой:

«Прочитали 10 раз

Эта книга – высший класс!»

Исписали всю бумагу

Книги верные друзья

Вот такая грустная история у нашей книжки!

Да не только у этой книги такая судьба

Первая книга.

Посмотрите, какой я стала, вы не узнаете меня? Я постарела, больной стала. Кто вылечит меня?

Вторая книга.

Кто меня вылечит? Кто мне поможет?

Третья книга.

Была я новой, хорошей. А кокой я стала, посмотрите на меня. Кто меня вылечит? Кто мне поможет?

Ребята, поможем книжкам! (да) Тогда за дело! (показываю книгу)

Посмотрите и скажите из какого материала сделана книга? (картона, листов бумаги, переплетной ткани)

Из каких деталей состоит книга? (переплетная крышка, форзац, титульный лист, обрез блока, корешка)

При помощи чего скреплена книга?(клея и ниток)

Посмотрите на основные болезни книг и как надо лечить.

Заклейка разрыва

Измеряем длину разрыва, вырезаем из пергамента полоску и приклеиваем к месту разрыва. Для чего мы использовали пергамент? (чтобы было видно буквы)

Заклеивание разрыва вдоль корешка.

Сначала надо измерить длину книги. Вырезать из альбомной бумаги полоску такой же длины. Далее согнем полоску пополам и приклеиваем вдоль разорванного корешка, так чтобы эта полоска не закрывала буквы.

Подклеивание углов и крышки.

Измеряете угол разрыва, размещаете деталь по разрыву так, чтобы один из углов был прямой, вырезаете и приклеивает. Теперь измеряем длину крышки и разметим деталь (полоску), вырезаем ее, сгибаем пополам и примеряем. Полоска не должна закрывать буквы и приклеиваем.

Вклейка страниц.

Обмазываем страницу клеем с правильной стороны, приклеиваем к корешку.

Инструкция по технике безопасности.

Прежде чем приступить к работе повторим правила работы с ножницами.

    не держите ножницы концами вверх.

    не оставляйте ножницы в открытом виде.

    передавайте ножницы только в закрытом виде и кольцами в сторону товарища.

    при работе следи за пальцами левой руки.

    линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.

    при вырезывании окружности, поворачивай бумагу по часовой стрелке.

    много клея на кисточку не бери, наноси клейтонкими слоями по всей поверхноси.

Практическая работа.

Можете приступать к работе. (следить за техникой безопасности, порядком, индивидуальная помощь)

Итог.

Посмотрите сколько книг мы вылечили, все они нам очень благодрны.

Ребята как мы должны относиться к книгам, чтобы они были чистыми и новыми? (бережно)

Все молодцы. Занятие окончено.

Организовала в Ногинской городской библиотеке №1 кружок для детей «Книжкина больница». В этой библиотеке работает моя мама и за время своей работы она видела, как многие дети плохо обращаются с книгами. Мама сочинила повесть-сказку «Обиженная книжка», которую напечатала в издательстве. В книжке использованы мои рисунки к сказке. Прочитав её книжку, мне пришла идея организовать кружок «Книжкина больница» в библиотеке. Вначале повесила в библиотеке объявление о создании кружка и дети заинтересовались. Кружок решила проводить в свой выходной день, по воскресеньям, т. к. в другие дни ребята загружены учебным процессом, и я тоже работаю. Библиотека по воскресеньям открыта. На первое занятие пришли одни девочки разных возрастов с 8 до 12 лет. На следующие занятия подтянулись и мальчики. Одна девочка, Светайло Саша всегда приходила с мамой и они вместе ремонтировали книжки. Всё, необходимое для занятий я подготовила сама. А начинала я своё занятие историей:
«Когда наступает ночь, «больные» книжки начинают плакать и жаловаться друг другу на свою судьбу: они уже не могут самостоятельно стоять на полке, путешествовать в рюкзаках читателей; разорванные, помятые страницы у них болят. Книги плачут и ждут помощи от вас, ребята».
Помощь ребят заключалась в ремонте книг. В читальном зале я накрыла большой рабочий стол клеёнкой, на столе приготовила все необходимые предметы: ножницы, клей, кисточки, скотч, бумага, тряпочки, салфетки, шило, нитки, ластик, фартуки и др. Занятия начинались с инструктажа по технике безопасности (их я распечатала на отдельных листах). Новички, записавшиеся в кружок, перед началом работы всегда читали инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по технике безопасности.
Перед началом работы обязательное проведение инструктажа по технике безопасности.
Правила подготовки рабочего места перед началом занятий
1. Положить на стол клеенку, рабочую доску.
2. Приготовить необходимые материалы и инструменты к работе.
3. Приготовить тряпочку или салфетку для рук.
Правила уборки своего рабочего места
1. Сложи материалы и инструменты в коробку.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. Протри инструменты и парту тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Книг, нуждающихся в ремонте в библиотеке всегда много. Сначала я отбирала их сама, потом, решила, чтобы ребята тоже участвовали в этом процессе. Мама помогла оформить две книжные выставки: на одной «заболевшие» книги, требующие лечения, на другой - «выздоровевшие» книги: «Будь здорова, книжка!» Выставки поставила на детском абонементе и в читальном зале, чтобы все читатели, приходящие в библиотеку смогли наглядно увидеть, что книжки нуждаются в бережном отношении к ним, ведь одна книжка может послужить долго, и даже не одному поколению читателей.
Написала письмо от имени книг и прикрепила его рядом с книжными выставками для наглядности.
Письмо от «заболевших» книг:
«Уважаемые ученики! Мы живем в центральной городской библиотеке микрорайона Заречье города Ногинска. Уже много лет школьники берут нас с полки почитать. И от этого мы постарели, а когда-то мы были молодыми, красивыми, новенькими, просто загляденье! А сейчас что с нами стало? Вы только посмотрите: обложки у нас порванные, странички разрисованы ручкой. Мы стали некрасивыми, старыми, рваными… Нам очень хочется быть прежними и чтобы дети любили нас и обращались с нами аккуратно. Надеемся, что найдутся хорошие ученики, которые смогут нас «вылечить» и привести в порядок.
С уважением к вам – Книги»
Когда, дети ремонтировали книжки, я зачитывала отрывки из маминой сказки, им было интересно, чем закончится история с мальчиком, но продолжение я откладывала на следующее занятие, вызывая у них интерес.
Каждое занятие проходило с увлечением, ребятам был интересен сам процесс восстановления книг. Они их просматривали, стирали ластиком пометки на страницах, подклеивали обложки, подкрашивали заголовки книг, а некоторые ребята вновь рисовали обложку.
Однажды мне пришла мысль, провести с детьми сюжетно-ролевую игру «Книжкина больница», которая ребятам очень пришлась по душе. Дети одевали не фартуки для работы, а белый халат и колпак доктора, чтобы по-настоящему почувствовать себя врачом.
Я распределила роли: «Главный врач» – я, как организатор кружка, руководила процессом, «доктора» («хирурги», «врачи-реаниматологи», «врачи-косметологи»), «медсестры», «медбратья» ремонтируют книги, «санитары» выполняют неквалифицированную работу (приносят книги, накладывают пресс, расставляют «вылеченные» книги.
Отбор «пациентов»: «Медицинская комиссия» выбирала «пациентов», книги, которые будут «лечиться» первыми.
Установление диагнозов и выбор метода «лечения»: стереть надписи, подклеить страницы, отремонтировать обложку и т.д.
Выбор инструментов и лекарств: клей, скотч, бумага, ластик и т.д.
Инструменты для лечения книг:
1. Бумага белая
2. Бумага цветная
3. Картон
4. Ластик
5. Клей
6. Кисточка
7. Ножницы
8. Линейка
9. Карандаш простой
10. Карандаши цветные
11. Краски
12. Скотч
Симптомы болезни:
Рассохся и расклеился переплет
Оторвалась обложка
Выпали страницы
Исписаны страницы
Загнуты уголки страниц
Заболевшим книжкам прописано лечение:

Расправить загнувшиеся страницы;
Стереть ластиком карандашные пометки;
Подклеить страницы скотчем
Подклеить корешки цветной бумагой (или скотчем);
Обновить обложки.

Нужно было выбрать правильное лечение и вылечить книжку!
Главный врач «книжной больницы»
_____________________/М. Ю.. Курбатова/

Вот так моя идея ремонтировать книжки, пришлась детям по душе. По ходу работы отмечала детей грамотой от библиотеки, сертификатом и сладкими призами. Это давало возможность детям полнее ощутить важность своей работы.
Хотела организовать экскурсию для ребят в переплётную мастерскую, где настоящие большие станки, но, к сожалению, в нашем городе она давно закрылась, поэтому
планирую в дальнейшем организовать для детей, членов кружка, экскурсию в настоящую типографию в городе Ногинске, где издаются книги.
Ещё планирую распространить мамину сказку по библиотекам Московской области, чтобы другие дети знали, как важно бережно относиться к книгам.

Конспект занятия «Книжкина больница»

Составили воспитатели логопедической группы МБДОУ№50 г. Мурманска

Айгумова Юлия Виталиевна

Цель: систематизировать знания детей об истории происхождения книги, познакомить детей со свойствами бумаги, формировать представления о необходимости соблюдения аккуратности при работе с книгами.

Ход занятия:

Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано SOS . Кто знает, что это значит?

Ну кто же просит о помощи мы узнаем, разгадав загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Что это? (книги)

А что Вы знаете из истории появления книг?

Дети рассказывают, что раньше книги писали на плитах из камня, но это не удобно, так как занимает много места, затем на папирусе – это очень тонкая бумага и его хранили свёрнутым. Писали люди, у которых был хороший почерк, но надо было много времени, чтобы написать одну книгу вручную, поэтому создали станки и стали печатать книги.

Ребята, значит кто нас просит о помощи? (книга)

Воспитатель достаёт старую книгу «оживлённую».

Книга-Здравствуйте, ребята, вы правильно узнали, это я просила вас о помощи. Однажды я побывала в гостях у мальчика Лёши, который играл со мной (показывает порванные страницы).

У нас есть хорошие ребята, которые помогут этой старенькой, больной книге.

Но прежде чем лечить надо разобраться, что с ней случилось и почему она так плохо выглядит. Для этого я предлагаю отправиться в страну книголюбов, но попасть в неё смогут только те дети, которые знают пословицы о книгах

Итак, пора в путь. На каком транспорте мы туда отправимся, нам подскажет музыка. И первая остановка «Порывай-ка»

Посмотрите воспитатель показывает схематическое изображение порванной книги)

Какое повреждение вы заметили? (книгу порвали)

Как по-вашему, это могло произойти? (предположения детей)

Возьмите по кусочку бумаги и покажите что мальчик сделал с бумагой. Значит какими она обладает свойствами? (она рвётся)

Аналогично выясняется, что бумага мнётся.

Остановка «Грязнулька», (схема, где книга испачкана грязью)

Что же здесь произошло со страничкой книги, откуда взялась эта грязь.

Опустите кончики пальцев в гуашь (это будет грязь) и возьми этими же пальчиками лист бумаги.

Что случилось с бумагой?

А теперь возьмите бумагу чистой рукой, остались ли следы.

Какими руками нужно работать с книгой?

Остановка «Загибайка» (схема загнутых листов)

Что здесь произошло с книгой (мальчик загибал листы)

Почему часто загибают страницы? (чтобы знать где остановился читатель)

Что применяют люди, для того чтобы найти страницу, на которой остановился, чтобы не загибать листы (используют закладки)

Книга- Ну у Лёши нет закладок, да и у многих ребят в вашем саду их нет

Чем мы можем им помочь? (сделать закладку и красиво украсить)

Изготовление закладок, которые они передают мальчику Лёше и другим деткам в саду

Книга-А что же будет с моим страницами?

Мы тебя вылечим и подклеим (воспитатель читает стихотворение «Заболела наша книжка…»

Книга - это верный и хороший друг каждого человека. Трудно представить детство без «Колобка» и «Красной шапочки». Книга делает человека добрее, учит правильному отношению к жизни, окружающему миру и людям. Поэтому мы взрослые должны учить детей бережно относиться к книгам. С этой целью в нашем детском саду прошел день добрых дел «Книжкина больница». Мы объяснили ребятам, что именно мы, читатели, отвечаем за «здоровье» книги. Именно мы должны беречь книгу, беспокоиться, чтобы продлить ее жизнь - подклеить страницы, обложку, наш долг относиться к книжкам с уважением и любовью. Наши дети с большим интересом и ответственностью подошли к «лечению» книг. Даже малыши с пониманием отнеслись к этому мероприятию. Дети брали порванные книжки и шли в «Книжкину больницу» лечить их. Докторами были дети подготовительной группы.

Заболели наши книжки

Ой, беда, что делать нам?

Их испортили мальчишки

Стыдно будет сорванцам!

Книжки мы собрали дружно

Положили их на стол

Срочно нам лечить их нужно

Лишним будет разговор


Эту книжечку подклеим

И странички соберем

Эту книжечку разложим

И прогладим утюжком


Полечили наши книжки!

Мы - ребята молодцы!

Не страшны теперь мальчишки

Хулиганы, сорванцы.


Мы думаем, что день добрых дел запомнился детям и они усвоили, что книги полезны и необходимы человеку.