Какая фирма шила форму для фашистов. Военная форма Hugo Boss

История СС (Schutz Staffeln — охранные отряды) начинается в начале 1920-х годов, когда в составе СА (Sturmabteilungen — штурмовые батальоны) сформировалась группа телохранителей Адольфа Гитлера.
К 1929 году СС насчитывали менее 300 человек, но к 1933 году разрослись до 30000 человек. Охранные отряды, находившиеся под командованием Генриха Гиммлера, представляли собой три батальона жандармерии. Именно силами СС Гитлер сумел стать единовластным вождем НСДАП в ходе «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 года…
К началу Второй Мировой войны в 1939 году СС располагали всего несколькими немногочисленными вооруженными отрядами — SS-Verfuegungstruppe.
Военные относились к СС с подозрением, видя в них своего рода жандармов, не способных вести регулярный бой.

Первый опыт войны во Франции, а затем в Советском Союзе изменили это отношение. В несколько этапов SS-Verfuegungstruppе оказались организованными в структуру, получившую известность как Waffen-SS.
К концу 1943 года войска СС насчитывали уже несколько закаленных в боях механизированных и танковых дивизий. В отличие от первых лет, когда на вооружение войск СС поступали устаревшие или трофейные образцы, теперь Waffеn-SS имели высший приоритет, получая самую современную немецкую военную технику и вооружение.


Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.


использовал рабский труд граждан оккупированных стран, содержавшихся в нечеловеческих условиях. Такое обвинение содержится в книге Романа Кестера, молодого историка из Мюнхена. Заказ на книгу историк получил от самой компании, которая хотела пролить свет на самые темные страницы своего прошлого.

Немецкий Дом моды Hugo Boss принес извинения за плохое обращение с теми, кого заставляли в годы Второй мировой войны работать на их фабрике, выпускавшей военную форму для нацистов.

На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции.

После поражения Рейха в 1945 году союзники судили Хуго Босса и приговорили его к огромному штрафу в 100 тысяч марок, но он избежал тюрьмы. Он заявлял, что стал нацистом по необходимости. Но это неправда. Он вступил в НСДАП еще в 1931 году.

"Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы, но и потому, что он был последователем национал-социализма", - пишет автор.

Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов только что созданной партии нацистов.

К 1938 году на фабрике производилась армейская форма, в конце концов здесь стали шить и форму для подразделений СС.

Абстрагируясь от всех мировых конфликтов, во время сороковых годов прошлого века, и обращая внимание на внешний вид немецких солдат - стоит отметить, что данному аспекту они уделяли достаточно внимания.

Стоит отдать должное тем людям, кто создавал форму для солдат и офицеров. Делали они это со вкусом и не без некоего щегольства. Немецкая форма фашистов выгодно отличалось от многих армий мира.

В особенности стоит отметить подразделения СС, так называемые охранные отряды. В которых офицерский состав особо выделялся среди остальных. Но в то же время и обычный рядовой военнослужащий, на фоне простых солдат, был заметен.

Черная форма СС и ее история

Сами охранные отряды (уже позже они стали называться карательными) появились еще в двадцатых годах. И их изначальное назначение относилось к гитлеровской собственной охране. Подразделение было неким спецназом. В то время форма офицера СС не сильно отличалась от солдат регулярной армии. Основными знаками отличия были погоны и нашивки.

Ближе к сороковым годам, батальоны разрослись и возложили на себя большее количество обязанностей. В это же время сменился их внешний вид. Парадная форма СС стала повседневной. Изменился цвет, пошив мундиров и знаки отличия.

Для офицеров СС была пошита черная форма.

Война прокатилась по всей Европе и Советскому союзу. И фашистов, практически везде, запомнили, как оккупантов и завоевателей. А карательные отряды отложились в памяти советских людей с огромной ненавистью. Черная форма войск СС вызывала лютую злобу у партизан в Белоруссии.

В начале формирования охранных батальонов особой отличительной особенностью был один погон на плече. Но с началом военных операций, немецкая форма СС получила по два погона. Они теперь полностью относились к военным формированиям.

Также особенностью, которой отличалась форма солдат Вермахта и СС, это ношение знаков отличия. У СС-цев они крепились исключительно к левой петлице. А офицерские головные уборы имели канты. С середины тридцатых годов кокардой стал орел.


Китель унтерштурмфюрера пехотной части

Поскольку глава СС Генрих Гиммлер был закоренелый нацист и разделял весь мир на арийцев и нет, то солдат не германского происхождения, не имел право носить некоторые шевроны и знаки. Им черная униформа была под запретом.

При этом «истинные» арийцы носили на левом нагрудном кармане металлическую руну. И в зависимости от звания - некоторые особые нашивки.

Погоны войск СС немногим отличались от погон регулярной армии. Лишь у офицеров были небольшие отличия, в виде металлического канта.

Униформа Вермахта и СС

Военная форма Вермахта и СС сильно отличались. Обмундирование последних можно по праву считать особенным. В отличие от обычной формы нацистской Германии для солдат, не говоря уже о полевых дивизиях, форма SS выделялась некоей оригинальностью.

Немецкая униформа офицерского состава имела фуражку.

А именно на ее околыше специальные швы. Они отличались цветом, в зависимости от принадлежности подразделения к тем или иным войскам.

На тулье располагался орел, а на околыше череп с костями под ним. Чуть ниже, проходил специальный шнурок, как правило, серебристого цвета. Он был закреплен на пуговицах, таких же, как и на мундире солдата.


Высшие чины состава СС носили, примерно такие же фуражки, но околыш был сделан из черного бархата, а пуговицы, в некоторых случая были из серебра.

Рядовой СС-овец, носил фуражку только при парадном обмундировании. И фуражка отличалась тем, что вместо шнурка, была обычный кожаный шлейф.

Форма фашистской Германии для войск СС разрабатывалась особенно тщательно. В ней было предусмотрено все. Даже нижнее белье шилось специально так, чтобы не сковывало движения. Материал изготовления был, как правило, - хлопок.

  • Рубашки же изготавливались из шерсти и были покроены так, чтобы полностью сохранить тепло тела. Но в то же время были свободны и не мешали двигаться. Но от шерсти в скором времени отказались. Такие рубахи упразднили и перешли на хлопчатобумажные. Причиной тому была необычайно сильная колючесть материала;
  • Штаны и китель шились довольно элегантными, ко всему прочему, были прочными. Так как в шерсть, из которой они делались, добавлялась вискоза. Что значительно увеличивало срок и службы;
  • Брюки были с высоким поясом и до сорок третьего года носились вместе с подтяжками. Высокий пояс обуславливался тем, что сохранял тепло и был практичен с точки зрения дополнительных карманов;
  • Шинель с момента создания не претерпела сильных изменений. Ближе к военным действиям у нее сменился лишь цвет воротника. Рядовые солдаты носили по верх шинели еще и портупею, на которой крепились все необходимые принадлежности - оружие, боеприпасы, фляга и т.п.

Обувью у солдат СС были обычные сапоги. У офицерского состава сапоги были лакированными.

Отличительные знаки находились на плечах, рукавах и груди. А также выделялись кантами на некоторых элементах одежды.

Нацистская женская форма

Немецкая женская форма подразделений СС немногим отличалась от мужской. Поскольку женщины, как правило, занимались вспомогательными задачами. Например, связью.

Они носили юбки, вместо брюк. Но если связистка нужна была в зоне боевого конфликта, то женщины также надевали штаны и сапоги.

Главным отличием от мужской формы был головной убор.

Женщины, в большинстве своем, носили пилотки. От мужских они отличались лишь отсутствием бортиков. И делалась из черной шерсти.

Исключительным знаком отличия была манжетная лента из черного шелка. Которая носилась на левой руке. Также женщины носили специальные серебряные пристежки, которые по своему роду были неким знаком отличия и являлись наградой за достижения.

В остальном различий в цветах, каймах и кантах различий не было. Как у рядовых, так и у офицеров женских подразделений СС.

Знаки отличия

Знаки отличия, у солдат и офицеров подразделений СС, отличались от знаков регулярной армии. Более того, были дополнительные нашивки и эмблемы. Их, кстати, позже (уже в послевоенные годы) унаследовали подразделения Бундесвера.

В первую очередь стоит выделить эмблемы для головных уборов. Кокарды и дополнительные знаки. В период с двадцатых по сороковые года они менялись. Например, имперский знак, заменили орлом, а черепу добавили челюсть.


Большим разнообразием отличались петлицы и погоны солдат и офицеров. А также высшего командного состава. Отличие символики, по мимо всего дополнялись кантами разных цветов, которые обуславливали принадлежность к тем или иным родам войск.


Ко всему в придачу, вместе с формой, офицерам выдавался вымпел и чехол к нему. Такие знаки, в обязательном порядке, должны были быть закреплены на автомобилях офицерского состава.


Нарукавные повязки, также являлись знаком отличия специальных подразделений СС.


Фашистская форма, фото нарукавной повязки SS-Kampfbinde

Помимо всего, у солдат была своя специализация. И каждый специалист был обязан носить на рукаве специальную нашивку, которая визуально давала понять к какому квалификационному роду относится солдат.


Данные знаки отличия были особенными, в отличие от регулярных войск нацисткой германии. В остальном же, все воинские награды и знаки были схожими с остальными солдатами и офицерами.

Также отличительной чертой формы СС были цвета.

Цвет формы СС определял подразделение к которому принадлежали войска:

Цвет Род войск
Белый Штабные
Красный Артиллерия
Черный Инженеры и саперы
Желтый Связь
Лимонный Почта
Золотистый Кавалерия и разведка
Розовый Танковые
Темно-зеленые Офицеры специалисты
Темно-синий Санитарные
Светло-синий Снабжение
Оранжевый Полевая жандармерия
Светло-коричневый Служащие
Светло-серый Генералы
Малиновый Ветеринары
Бордовый Судьи
Голубой Хозяйственное управление

Заключение

За период существования военных подразделений (почти двадцать пять лет), форма офицеров СС и солдат не раз видоизменялась. Но в большинстве своем, обмундирование вермахта и СС оставался прежним. Добавлялись лишь некоторые знаки отличия или менялись цвета и материалы.

В военные годы, изменилась офицерская и генеральская форма. Ближе к концу войны, были отменены некоторые составляющие. Например, подтяжки и шерстяные рубашки. А также добавленные, некие, бушлаты. Для ведения боя в холодных условиях.

Но всегда неизменным оставались погоны и офицерские знаки отличия. Более того, некоторые из них, существуют и в наше время. Но уже в регулярных войсках германской армии.

Многие до сих пор, и не без основания, считают, что самой красивой военной формой в истории была именно форма Третьего Рейха. (Хотя, на мой взгляд, достойную конкуренцию ей составляют наши однобортные генеральские мундиры времен Победы или форма отечественных ВДВ (жесткая в своем минимализме) и прекрасное обмундирование моряков и офицеров Военно-Морского флота). Так или иначе, но мало кто знает тот интересный факт, что в создании военной униформы нацистской Германии принимала самое прямое участие такая известная сегодня брендовая компания, как… «Hugo Boss». На ее предприятиях работали пленные поляки и французы. Они и шили форму для военных Третьего Рейха.

В те далекие времена «Hugo Boss» ещё не был известным на весь мiр брендом. Хьюго Фердинанд Босс открыл свою мастерскую по пошиву верхней одежды в 1923 году. Шили разное: спецовки, ветровки, плащи – в основном, для рабочих. Был пошив и спортивной одежды. В 1930 году фабрика оказалась под угрозой банкротства, и тогда 1 апреля 1931 года Хуго Босс решил вступить в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (членский номер 508889). Таким образом он спасает своё предприятие, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС, Люфтваффе и Гитлерюгенда. К тому времени нацистская партия уже получала крупные пожертвования из-за… океана — от тамошних банкиров с Уолл-стрита!

А вот автором-разработчиком униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал другой человек: 7 июля 1932 года для членов СС ввели черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по «вопросам искусства» Карла Дибича (Karl Diebitsch), который родился в 1899 году. Умрёт он много позже — в 1985 году. Его предки были родом из Силезии. По образованию Дибич был дизайнером, но служил и оберфюрером СС. Кстати, именно Дибичем был разработан и знаменитый логотип Аненербе, и дизайн крестов для офицеров СС. Также Дибич разработал и дизайн холодного оружия для СС. Кроме того, он был директором фарфорового завода «Porzellan Manufaktur Allach» в 1936 году — до передачи фабрики под управление СС и переезда её в Дахау. Как пишет один из исследователей этого вопроса, «фирма Хьюго Босса лишь осуществляла пошив (вещи его ателье можно узнать по клеймам «VA-SS», «besteMassarbeit», «vomReichsfuehrer-SS befohleneAusfuehrung» и т. п.). Ателье Босса не производило форму для рядовых эсэсовцев, это было только для правящей верхушки и высших чинов СС и Люфтваффе».

Униформу для СС Дибич проектировал вместе с помогавшим ему штурмгауптфюрером (капитаном) СС, художником-графиком, Вальтером Хеком (Walter Heck). Именно последний в 1933 году разработал знаменитую сегодня эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» — молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Он же создал и эмблему СА.

Образцом при создании мундиров СС послужил, вероятно, черный цвет формы прусских гусар «мертвой головы» (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. (Напомним, что пруссы — это онемеченные славяне. Все население Восточной и, частично, Центральной Германии имеет гаплотип, идентичный жителям Костромы, Архангельска, Смоленска, Орла, Воронежа, Липецка, Рязани и т д., а также всех русских переселенцев в Сибири и, если еще шире, всей Азии. Именно прусская аристократия создала Германское государство в его прежнем виде. В этом смысле, спровоцированную «закулисой» бойню между германцами и славянами — и в Первую мiровую, и во Вторую Мiровую войны, следует рассматривать как ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ — самую нелепую (в высшем, церковнославянском смысле этого слова!) и РАДОСТНУЮ для ада! Не случайно, глава бельгийских СС Леон Дегрель, поддавшийся в свое время нацистской пропаганде и посчитавший, что Третий Рейх призван воевать на Востоке против «диких азиатских орд», когда увидел, с КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ воюют он и его части СС, много позже, после Великой Войны, повесил у себя кабинете портрет Русского и Германского воинов — доблестно стоящих друг против друга!.. Остается добавить: увы, ДРУГ — против ДРУГА!)


«Чёрные гусары» покрыли себя безсмертной славой на полях сражений. Позже многие эсэсовцы гордились сходством своей формы с формой этих безрассудных смельчаков, о которых в Германии все знали.

Первые упоминания о прусских «чёрных гусарах» можно отнести ко времени правления Фридриха II (Великого). Пятый гусарский полк («чёрные гусары», «гусары смерти») был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия.

Почему мирлитоны гусар украшала «мёртвая голова» до сих пор точно не известно. Но исторически сложилось, что этот знак означал неустрашимость в бою и был эмблемой самых смелых.

Важно отметить и то, что в Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «безсмертные»), отличавшиеся схожей формой. Странное совпадение: это был тоже… 5-й полк, «Александрийские гусары».

Приняв участие во множестве сражений, после участия в наполеоновских войнах, чудом уцелевший полк разделили на два полка - 1-й и 2-й Лейб-гусарские полки. В Германской империи эти полки вошли в число одних из самых престижных — гвардейских; и в их составе было немало особ монарших фамилий. В начале XX века шефом 1-го полка был кронпринц Вильгельм, а 2-го - принцесса Виктория (чье фото, как мы полагаем, можно увидеть выше).

Разумеется, Дибич застал это время (он родился в 1899 году), и хорошо помнил униформу «чёрных гусар». Осталось лишь приспособить суровую эстетику к заданным целям, и — самая стильная униформа XX века готова! Так элита новая стала в какой-то мере преемницей старой, с тем лишь различием, что в СС (в отличие от Лейб-гусарских полков) аристократы вступать брезговали. Аристократия нацистской Германии предпочитала небесные ВВС — Люфтваффе. (Всем интересующимся кайзеровской Германией можно порекомендовать сообщество ru_kaiserreich!)

Что характерно, на фронте среди эсэсовцев встречались случаи замены эсэсовской «мёртвой головы» на фуражке, на «мёртвую голову» с танкистских петлиц. Этот «тотенкопф» очень напоминает Лейб-гусарский.

Первоначально разработанную униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Надо заметить, что организация СС, как отмечает www.pravda.ru, имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС «Мертвая голова» (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с «Лейбштандартом Адольф Гитлер» (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS).

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС - петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера, и это стало бы «проколом» нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя «черные СС», в отличие от бравых «белых СС», которыми гордились. Потому что они проливали кровь…

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая, вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой, приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Подготовил Алексей Анатольевич Чеверда