Школы в южной корее список. Образование в мире: школы в Южной Корее

Взлет экономики Кореи, произошедший с послевоенного периода, убедительно доказывает, что Корея умеет готовить первоклассных специалистов для тяжелой, машиностроительной и электронной промышленности.

Возрос спрос на образование в Корее в странах Европы и Азии.

Корея занимает высокие места согласно международным оценочным программам сравнения качества образования в разных странах.

Согласно оценке ОЭСР в рейтинге среди 65 стран она занимает позиции с третьей по шестую по школьной подготовке 14-летних. Среди 59 стран Корея по показателям конкурентоспособности высшего образования уверено занимает серединную позицию.

Правительство Кореи внедряет различные программы, направленные на повышения качества образования.

Учебные классы в Корее оснащены информационными технологиями , компьютерным оборудованием и свободным круглосуточным выходом в Интернет. Лекции проводятся в форме презентаций, все материалы преподаватели высылают на учебную почту студентам.

Есть необходимое количество лабораторий для проведения практических занятий. Иностранные студенты проходят практику на престижных заводах страны наравне с местными учащимися.

В южной Корее помимо традиционных программ обучения внедряются интенсивные образовательные .

Магистратуру можно закончить после корейского университета за один год, степень бакалавра можно получить в некоторых ВУЗах за 3 года, хотя традиционная программа рассчитана на 4 года.

Есть возможность получить одновременно дипломы по двум специальностям, например, педагогической и информатики.

Предлагается много программ обучения на основе от Правительства.

Получение образования в Корее

Учебный год в Корее начинается в марте . Длится весенний семестр 16 недель и заканчивается в июне. После перерыва на каникулы в августе наступает осенний семестр, который длится до января.

В Кореи высшие учебные заведения делятся на государственные и частные.

Корейский язык является основным языком обучения, но многие ВУЗы Кореи для привлечения иностранных студентов внедряют англоязычные программы подготовки специалистов.

Для поступления на государственные образовательные программы высшего уровня необходимо успешно окончить среднюю школу, и дополнительный экзамен, который проводит сам Вуз.

Частные ВУЗы не требуют сдачи общенационального теста и не проводят дополнительный экзамен по предмету для иностранных студентов.

Так же в последнее время иностранным студентам официально разрешено подрабатывать в период обучения, чтобы они могли содержать себя самостоятельно.

Стоимость и длительность обучения в Корее

Высшее образование в Корее представлено следующими уровнями:

    • Программа бакалавриата осваивается студентами в объеме 140 – 150 часов в течение 4 лет. На медицинских специальностях студенты обучаются 6 лет и осваивают программу в количестве 180 кредит-часов;
    • На освоение магистерских программ студентам отводится от двух до трех лет в зависимости от выбранной специальности. Степень магистра присваивается после защиты диссертации;
  • В докторантуре обучаются до 4 лет. Степень доктора присуждается после защиты диссертации и успешной сдачи устных экзаменов по специальности.

Обучение по грантам проходит на корейском или английском языках.

Платное образование в Корее считается недорогим по сравнению с европейским. Стоимость обучения за год в долларах колеблется от 3 до 8 тысяч.

Поступление в ВУЗы Кореи российских граждан

Очень много информации об обучении в Кореи размещено в интернет-источниках. Есть специализированные сайты, на которых вывешивается информация о грантах на обучение и правилах поступления.

Есть программы обучения, в рамках которых можно получить две профессии.

Подготовка к поступлению:

    1. Документ об успешном окончании образовательной ступени предыдущего уровня, нотариально заверенный перевод на корейский или английский язык этого документа.
    2. Сертификат международного образца, подтверждающий хороший или корейским.

  1. Заявление и резюме на английском или корейском языке. Очень часто на сайтах университетов вывешивают стандартные формы этих документов. Переведенные и заверенные нотариально копии удостоверяющие личность.
  2. Для бакалавриата могут потребовать сертификат успешной сдачи ЕГЭ, переведенный на язык обучения и нотариально заверенный.

Если абитуриент получил приглашение на обучение в Корею, необходимо . Длительность визы определяется курсом обучения.

Желательно , тогда лечение в клиниках Кореи обойдется намного дешевле. Некоторые гранты предполагают оплату услуг по медицинскому страхованию.

Перспективы выпускников корейских ВУЗов

Выпускники из Кореи востребованы во многих странах , особенно получившие дипломы по направлениям компьютерной технологии, химической промышленности, электронного бизнеса, машиностроения.

В самой Корее так же ценят выпускников своих ВУЗов.

Те из них, кто получил образование по перечисленным выше специальностям, могут легко найти работу в самой Корее, например, по программе «Goldcard».

В определенных странах разработаны свои технологии подготовки специалистов, которые делают их конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. К таким странам безусловно относится Корея.

Исторически система высшего образования в Корее сложилась на опыте прогрессивных методик обучения Японии, Германии, США и России. Активное развитие она получила во второй половине прошлого столетия. Сейчас страна находится среди лидеров по количеству студентов высших учебных заведений. Значимую роль в этом играют иностранные школы в Корее. Они предназначены для детей сотрудников и помогают понять национальную культуру, выучить язык, овладеть знаниями. Высокий уровень преподавания и технического оснащения привлекают граждан других стран со всего мира.

Школа для иностранцев в Корее: особенности обучения

Дошкольное образование можно получить в детском саду. В стране существует государственная и частная форма. Общение в любом дошкольном учреждении происходит только на корейском языке. В некоторых детских садах существует практика отдельных групп с английским языком. Оба эти языка входят в перечень основных предметов школьной программы. Кроме них изучаются:

  • Математика и другие точные науки.
  • Обществоведение.
  • Музыка.
  • Изобразительное искусство.

Большинство международных учебных заведений работают на платной основе. Начальная школа для иностранцев в Корее ежегодно стоит примерно 5000 евро. К старшим классам стоимость постепенно увеличивается до 6500 евро. Существует единоразовый вступительный взнос до 1000 евро.

Поступление

Документы подаются непосредственно в учебное учреждение. Зачисление проходит на конкурсной основе или на общих основаниях. Существует несколько вариантов начала обучения в международной школе:

  1. Летние программы. Иностранные ученики пробуют свои силы в изучении языков, знакомятся с культурой и традициями, общаются в коллективе. Родители, наблюдая за детьми, принимают решение о целесообразности обучения именно в этом образовательном учреждении.
  2. Короткие программы. Они рассчитаны на 2-6 недель. В течение этого времени ребёнок адаптируется в новых условиях и постепенно привыкает к учебному процессу.
  3. Дистанционное обучение. Востребовано во многих школах. Это связано либо с удалённым проживанием, либо с невозможностью активно включиться в освоение школьной программы. По завершении такого курса, школьники также получают полноценный корейский аттестат.
  4. Полный пансион. Предполагает обеспечение образовательными, медицинскими услугами и питанием. Необходимо учитывать, что при таком проживании, школьник должен быть под присмотром одного из родителей или взрослого опекуна.

Практически все ведут круглогодичный приём заявок. От иностранцев требуется документ о предыдущем образовании и учебная виза, продолжительностью не менее периода учёбы.

Как выбрать школу для иностранцев

Определяющим фактором, конечно, является язык. Недопонимание может привести к низкой успеваемости. За психологическую обстановку можно не переживать. Почти везде классы небольшой наполняемости. Поэтому каждому ученику уделяется достаточно внимания. Рекомендуется при выборе учитывать:

  • Удалённость от дома.
  • Наличие школьного автобуса и удобный маршрут.
  • Язык преподавания.
  • Период ожидания очереди для поступления.

Кроме обязательных предметов во многих учебных заведениях доступны разнообразные развивающие курсы. Очень популярны курсы искусств. Например, школа Кирин. Её выпускники известны далеко за пределами страны. Получая образование, многие уже становятся известными, благодаря своим способностям и системе продвижения.

Виды иностранных учебных заведений

Иностранным детям доступны как традиционные, так и специализированные формы организации образовательного процесса. Одни предполагают обычный 5-тидневный ритм, другие работают круглогодично или только по выходным. Для создания хорошей психологической обстановки иногда предлагаются усечённые программы или ограничения по возрасту. Основные виды учреждений:

  1. В районе Ханнан-дон Сеула при поддержке правительства работает Ёнсансанская международная школа (Seoul Yongsan International School). Она рассчитана на 1000 учеников. Для детей иностранных граждан оборудованы 30 учебных кабинетов, спортзал, бассейн, музыкальные и компьютерные классы, библиотека, столовая.
  2. Межкультурные школы. Они предназначены для адаптации к языковой среде. Иностранные школьники поступают на 1 год. Часто даже на класс ниже. Но освоив язык, могут перейти из подготовительного класса сразу во второй. Школа для иностранцев в Корее также принимает и этнических корейцев. Например, сеульская школа «Дасом» поддерживается государством. Соответственно, обучение бесплатное. Обязательные условия для поступления – проживание родителей в РК, виза школьника, действующая до окончания обучения (F 4-6).
  3. Пусанская круглогодичная начальная школа. Предназначена она для учеников из России, Китая, Вьетнама, Филиппин, Индонезии. Учебное заведение работает круглый год, считается, что это оптимально для адаптации в новой стране. В течение 6 лет изучается корейский и родной языки, общеобразовательные предметы. Обучение не предполагает оплаты. Также бесплатно, на добровольной основе работают учителя.

Выбирая платную или бесплатную форму, необходимо заранее посетить заведение и познакомиться не только с учителями, но и получить максимально сведений о документах, оборудовании, режиме дня, форме аттестата.

Выбор по языку преподавания

Среднее образование можно получить практически любому иностранцу. Важно начать обучение там, где присутствует родной язык. Корейский язык осваивается параллельно и постепенно процесс получения знаний упрощается. Примером могут послужить сеульские школы, где кроме корейского преподаётся родной язык, поэтому учиться иностранцам в Корее легко.

Японский : Японская школа. Принимает в детский сад, начальную и среднюю школы.

Английский :

  • Корейская интернациональная школа. Доступно образование всех уровней – от детского сада до старшей школьной группы.
  • Академия Сеула международная школа. Принимаются дети в подготовительные, средние и старшие классы.
  • Школа Франческо рассчитана на малышей и принимает в детский сад.
  • 4)Христианская школа Сентениел (Centennial Christian School) работает с детьми подготовительных – старших классов.
  • Всемирная христианская школа принимает детей от детсадовского возраста до 5 класса.
  • Подготовительный Центр обучения детей. Возможно воспитание и обучение, начиная с 30 мес. – до 6 лет.
  • Сеульская международная школа (SIS) предполагает образование от младших до старших классов.

Китайский :

  • Школа для китайских корейцев от среднего до старшего возраста.
  • Начальная школа для иностранцев в Корее для китайских корейцев.

Французский :

  • Международная школа Хавьер может принимать детей любого возраста.
  • Французская школа Сеула (Lycee Francais de Seoul) от детского сада до выпускных классов.

Монгольский : Монгольская школа Сеула.

Чтобы обеспечить детям достойное образование, гражданам других государств вовсе не обязательно нанимать дорогостоящих репетиторов. Южнокорейское гостеприимство и внимание к приезжим позволяют всем чувствовать себя достаточно комфортно. Множество учебных заведений дают прекрасные возможности получить хорошие базовые знания, развить творческие способности.

Для иностранцев созданы хорошие условия для обучения детей любого возраста. Аттестаты о среднем образовании и дипломы корейских высших заведений давно ценятся во всём мире. Специалисты, знающие с детства несколько языков и получившие отличное образование, востребованы на рынке труда и с легкостью внедряются в любую сферу.

«О!». За прошедшие полгода мы узнали, как учатся дети в 25 разных странах мира, а сегодня благодаря маме двоих детей Ольге Кан расскажем о том, как устроены школы и детские садики в Южной Корее.

Здравствуйте, меня зовут Ольга Кан. У меня двое детей: старшей дочери Тане 10 лет, младшему сыну Даниэлю 2 года 9 месяцев. Мы живем в Южной Корее.

Учебный год начинается весной

Дочь учится в четвертом классе государственной школы, а сын ходит в частный детский сад. За школу мы ничего не платим, а вот садик стоит около 430 долларов в месяц. В следующем году сумма уменьшится примерно до 360 долларов, так как чем старше ребенок, тем дешевле стоит садик. Эту базовую сумму оплачивают полностью зачастую только иностранцы. Корейское государство почти полностью берет на себя оплату за дошкольное образование своих граждан. Таким образом, южнокорейские родители в месяц платят только 60−70 долларов за учебные пособия, экскурсии и прочее.

Учебный год в Корее делится на два семестра. Первый семестр начинается 1 марта (но вообще первое марта — это государственный праздник, так что фактически он начинается со 2 марта) и продолжается до конца летних каникул. Второй семестр начинается с конца августа и продолжается до конца февраля. Учебный год включает летние, зимние и весенние каникулы. Летние каникулы обычно начинаются в середине или в конце июля и продолжаются около месяца. Зимние каникулы, как правило, начинаются в конце декабря и продолжаются примерно месяц. Весенние каникулы (в конце учебного года) начинаются с середины февраля следующего года и в среднем длятся две недели в зависимости от того, где учится ребенок, ведь длительность каникул определяет сам директор школы.

В начале учебного года каждый ученик получает школьный календарь, где подробно расписаны предстоящие школьные мероприятия, напечатаны фотографии каждого класса за прошлый год, есть карта школы и календарь каникул на весь предстоящий учебный год, а также гимн и символ школы с описанием их смысла.

В корейском детском саду все почти так же, как и в школе: в январе-феврале родители подают заявку на поступление в сад, а уже со второго марта начинается новый «семестр». И даже каникулы у малышей такие же.

Распорядок дня

Первый урок в начальной школе начинается в 9:00, но ученики должны прибыть в класс не позднее 8:40, так как 20 минут в корейской школе уделяется на . Каждый ученик читает книгу на свой вкус — так ребята готовятся к учебному дню. Уроки заканчиваются примерно в 13:40 или 14:30 в зависимости от расписания. В садик мы приходим к 9:30. Наш детский сад находится внутри жилого комплекса, так что мы ходим туда пешком, а для детей, живущих в соседних жилых комплексах, есть специальный шаттл-бас, который привозит их в сад и увозит домой по расписанию, в нашем саду это 15:40.

В классе у дочери 28 человек. У каждого ученика есть свой порядковый номер. Например, у Тани это 4−6-25, то есть четвертый класс, 6 группа, 25 по списку. В России классы отмечают буквами — А, Б, В, а в Корее цифрами, причем цифра меняется каждый год, потому что детей ежегодно «перемешивают» между параллелями. Список учеников в Корее не по алфавиту, как мы привыкли, а по дате рождения: то есть он начинается с тех, кто родился раньше всех — и далее по нисходящей. В группе детского сада у нашего малыша 10 человек. В соответствии с условиями и образовательной политикой детского сада, группы могут быть сформированы по возрасту, либо же быть смешанными.

А что на обед?

Меню в корейской школе составляется заранее на месяц. Обычно в обед входят рис, суп, три вида салата и десерт. Каждое утро на телефон приходит меню-оповещение, в котором подробно написано, что сегодня будет на обед в школе. В садике все точно так же. Детей там кормят три раза в день, у них два легких перекуса и обед. На перекусы обычно дают что-нибудь молочное, мучное или фрукты. Основной прием пищи в садике — обед: рис, суп, второе блюдо и салатики.

Дети до четырех лет едят ложками и вилками, позже переходят на палочки. В корейских садах обед детям накладывают не в тарелки, а в железные контейнеры с отделениями для супа, риса и салатов. Этот личный «поднос» не считается садовским инвентарем. У каждого ребенка есть рюкзак с названием сада, туда воспитатель ежедневно кладет этот контейнер, чтобы дома мы их помыли.

Мне очень нравится, что у каждого корейского сада есть свои рюкзаки, мини-автобусы и форма с их личным логотипом. Когда планируется выезд, нас заранее предупреждают, чтобы мы одели детей в форму. Таким образом, «цыплята» все в одном цвете — и их легче контролировать. И на фото это смотрится очень аккуратно и мило!

Родной язык, математика и английский

Обычный день нашей дочери проходит в школе с 8:30 до 14:30. Кроме школьных занятий она раз в неделю посещает уроки плавания, и кулинарии, три раза в неделю у нас пианино. Домой Таня возвращается примерно в 15:00, иногда позже. В будни корейских детей практически не видно на улице, потому-то все они посещают разные секции, чаще всего , пианино, плавание. Дети средней школы обязательно ходят на курсы родного языка, математики и английского. Вообще в Корее самое большое внимание уделяется именно этим трем предметам.

В саду у сына день начинается с приветствия: ребят учат здороваться со всеми воспитателями в саду и складывать свои вещи в личный шкафчик. Ближе к 10:00 у малышей легкий завтрак, общение, практические игры или игры на свежем воздухе, в зависимости от погоды. Затем c 12:00 до 13:00 обед. После обеда все чистят зубы и готовятся ко сну. Дневной сон длится примерно с 13:20 до 15:00. Дети спят на полу в той же комнате, где играют и обедают, у каждого ребенка есть свой постельный комплект, который отправляют домой для стирки каждую пятницу.

После сна — свободная деятельность, воспитатели подготавливают детей к уходу домой. Меняют памперсы, девочкам аккуратно завязывают волосы. В Корее считается, что нужно обязательно: для образования и для того, чтобы ребенок научился общаться со сверстниками, правильно вести себя в группе, слушаться учителей.

Постоянная ротация учителей и учеников

На мой взгляд, корейская школа активно привлекает родителей к школьной жизни. Устраивает всесторонние лекции для развития родителей, приглашает профессиональных лекторов. Дни открытых дверей, концерты проводятся по два раза в год, в спортивных соревнованиях родители также принимают активное участие, победителю школа подготавливает небольшой приз.

Нам с супругом нравится, что в корейских школах есть ротация. Корейский учитель не может работать в одной школе больше четырех лет. Учителя постоянно переходят из школы в школу. Тем самым Министерство просвещения пытается избежать неравенства в образовании. Бывали случаи, когда в той или иной школе, подбирался «слишком сильный» педагогический коллектив, их переформировывали решением местных властей, которые считали, что излишняя концентрация хороших педагогических кадров в одной школе неизбежно приведет к тому, что ее ученики окажутся в привилегированном положении при поступлении в университет.

А еще ни один корейский учитель не преподает в одном классе более года. Это делается во избежание неравенства, предвзятого мнения учителя об ученике. Ведь, согласитесь, у каждого учителя есть свои любимчики, корейцы считают, что при смене учителя школьник, который плохо занимался, может показать себя в лучшем свете при другой методике нового преподавателя. Конечно, для учеников с хорошим поведением и оценками смена учителя не имеет никакой разницы. Но для «не любимчиков» это большой шанс показать себя, начать учебную жизнь с чистого листа.

И, вы знаете, ротация распространяется не только на учителей, но на учеников! В корейской школе каждый год «перемешивают» школьников между собой, уменьшая риск конфликтов, развивая общительность и дружелюбность у детей. И в итоге получается так, что по окончанию начальной школы (а это примерно 6 лет) ваш ребенок будет знать всех своих сверстников. Вот такая интересная система есть в корейском образовании.

Сравним с Россией

Если сравнивать подход к образованию в Корее и в России, то я считаю, что они в корне разные. Система образования в Корее делится на начальную, среднюю и старшую школы. Все они имеют свое отдельное здание и месторасположение. В первом классе корейской школы учеба проходит очень расслабленно, ребята в основном , лепкой, музыкой. Изучение родного языка и математика также проходят в игровой форме.

Интересно, что в корейской начальной школе во время физкультуры большое внимание уделяется скакалке. Наверное, даже не будет преувеличением, если название «Урок физкультуры» заменить на «Урок скакалки». Корейцы считают, что скакалка развивает выносливость, укрепляет здоровье, избавляет от лишнего веса, тренирует мышцы и помогает сохранить стройную фигуру.

Где-то до 4 класса учеников особо не напрягают учебой, но потом учебная программа становится все сложнее — и тут уже необходимо браться за ум! Период с начала средней школы до старшей проходит очень напряженно, корейские школьники учатся буквально как проклятые, посещая после уроков до поздней ночи всевозможные платные курсы.

Дню экзамена, аналогичного российскому ЕГЭ, в Корее уделяется огромное внимание. Полиция приводится в состояние повышенной готовности, транспорт переходит на специальный режим работы, а на крупных и средних предприятиях сдвигается время начала рабочего дня. Все это сделано для того, чтобы экзаменующиеся вовремя и без проблем добрались до экзаменационных пунктов, которые оборудованы на базе школ. Этот экзамен еще можно называть «Путевка в жизнь», так как именно от его результатов зависит, сможет ли ученик попасть в престижный университет и далее устроиться на престижную работу.

Главные плюсы

Больше всего, наверное, мне нравятся учебники, школьное приложение (CLASTING) в смартфоне и то, как оборудованы классы. Учебники по всей Корее одинаковые, они очень красочные и несложные. Обычно по одному предмету есть две книги. Учебник и что-то наподобие нашей рабочей тетради, где ученики выполняют задания, закрепляют пройденные темы.

Кластинг — это школьное приложение, где классный руководитель выкладывает домашнее задание, фотографии детей после какого-нибудь творческого занятия или экскурсии. На самом деле это приложение носит не только оповещательный характер, в нем вы можете попросить совета, разделить свои проблемы с другими родителями по всей Корее. Ученики тоже используют кластинг и могут обсудить любую тему с другими учениками и родителями. Кстати, именно поэтому каждое утро приходит меню-оповещение.

У каждого ученика в школе есть шкафчик, где он хранит свои учебники и школьные принадлежности. В каждом корейском классе вы можете увидеть телевизор, визуальный презентер, есть также специализированные классы для изучения науки, английского языка. Забавно, но у корейского ученика в рюкзаке вы увидите только пенал и файл с объявлениями для родителя. А еще в корейской начальной школе пишут только обычным карандашом. В этот период у детей формируется почерк, корейцы считают верным писать обычным карандашом «свои палочки», которые при неверном наклоне можно стереть и вывести заново.

Корейские сады стараются дать родителям как можно больше информации о том, чем занимается ребенок в саду, что ест, чему учится. Каждую пятницу родителям в рюкзачке отправляют план занятий на предстоящую неделю и «семейное письмо» с небольшим приветствием для родителей и пожеланиями счастья и веселых выходных. Также часто присылают статьи о тонкостях воспитания детей, мерах безопасности и предупреждения о вирусных болезнях. Как и в школе, в саду тоже есть информационное приложение для смартфонов. Оно называется KIDSNOTE. В нем каждый день, примерно в 17:30, воспитатель присылает фотоотчет с описанием погоды, занятий, рассказывает нам, что нового узнали сегодня дети.

С давних времен для Кореи, как и для других стран конфуцианской цивилизации, было характерно крайне уважительное отношение к образованию. Это отношение имело под собой вполне материальную основу: продвижение по чиновничьей лестнице и, вообще, путь к богатству и привилегиям (не единственный, но самый прямой и самый почетный) пролегал через систему сдачи государственных экзаменов на знание конфуцианского канона, а подготовка к этим серьезным испытаниям требовала разностороннего образования. Хотя корейское общество претерпело за последнее столетие огромные изменения, отношение к образованию осталось здесь прежним. В современном корейском обществе университетский диплом является необходимым предварительным условием для вхождения не только в экономическую, политическую и культурную элиту, но и просто в ряды "среднего класса". Человеку без диплома здесь рассчитывать, в общем-то, не на что: в лучшем случае он может надеяться на средний доход и весьма скромное общественное положение, но куда вероятнее, что он всю жизнь будет вкалывать по 10-12 часов в день за мизерную зарплату. Поэтому понятно, что главная задача корейской школы -- готовить выпускников к вступительным экзаменам, удача или неудача на которых в Корее определяет весь дальнейший жизненный путь человека.

В корейской школе учатся 12 лет: 6 лет - в начальной школе, 3 года - в средней, 3 года - в полной средней. Эта система, которая по-корейски часто обозначается формулой "6-3-3", действует с самых первых лет независимости, точнее -- с марта 1950 г. Все три ступени корейского школьного образования четко отделены друг от друга. Школы трех ступеней находятся в разных зданиях и организационно никак не связаны друг с другом. Переход из начальной школы в неполную среднюю, а из неполной средней - в высшую среднюю, является для школьника достаточно серьезным событием, так как он связан с полной сменой всего привычного окружения. До конца шестидесятых прием в школу следующей ступени сопровождался экзаменами и носил конкурсный характер. Так, в 1965 г. только 48,8% выпускников начальной шестилетней школы продолжили свое образование в средней. Разумеется, этот отсев был вызван по преимуществу экономическими причинами (в те времена Корея была очень бедной страной), но все-таки поступление даже в среднюю школу тогда было событием. В 1968 г., однако, экзамены при переходе в среднюю школу были отменены, и в течение последующего десятилетия переход в среднюю школу стал практически автоматическим, так что к 1985 г. уже 99,1 % выпускников начальной школы оказались в неполной средней. Это позволило в 1985 г. начать переход к обязательному всеобщему среднему образованию (9 классов), который был в целом завершен к началу 1990-х гг.

Корейская школьная система по своей структуре и основным принципам функционирования достаточно близка к японской (что вполне понятно) и, отчасти, старой советской, но во многом отличается от американской, на которую она, казалось бы, должна была походить. Корейские школы единообразны, во всех школах преподавание идет по одинаковым учебникам, в соответствии с едиными программами, утверждаемым на уровне Министерства просвещения. Плата за образование в однотипных школах также одинакова по всей Корее. Считается, что все граждане страны должны иметь равные права на получение качественного образования, а создание дорогих элитарных школ неизбежно создаст серьезное неравенство между гражданами в столь важном для Кореи вопросе (впрочем, из этого правила есть несколько исключений, о которых мы скажем ниже). Все учителя должны регулярно проходить обязательную аттестацию, за их уровнем и методикой преподавания следят многочисленные государственные инстанции. Появления контролеров, в том числе и внезапные, обязательные открытые уроки, проверки планов и пособий - все это повседневная реальность корейской школы.

Власти не ограничиваются тем, что строго контролируют единообразие программ, принятых во всех школах страны, равно как и уровень и направленность преподавания. Они идут еще дальше и стремятся не допустить, чтобы между школами существовало слишком явное качественное неравенство в уровне образования. Бывали случаи, когда та или иная школа, в которой подбирался "слишком сильный" педагогический коллектив, переформировывалось решением местных властей, которые считали, что излишняя концентрация хороших педагогических кадров в одной школе неизбежно приведет к тому, что ее ученики окажутся в привилегированном положении при поступлении в университет.

Поскольку главной причиной неравенства в уровне школьного образования, как резонно считают в корейском Министерстве просвещения, является разница в уровне педагогического коллектива, в Корее существует система ротации, в соответствии с которой все учителя государственных школ (на частные она не распространяется) не могут все время работать в одной и той же школе, а периодически переводятся с места на место. Таким образом производится постоянное "перемешивание" учительского корпуса и достигается его примерная однородность по всей стране.

Принцип равенства жестко выдерживается уже на уровне начальной школы. Все дети должны идти в те и только те начальные школы, к которым приписаны их жилые районы. Как уже говорилось, корейская государственная администрация прилагает все усилия, чтобы обеспечить примерно равный уровень образования во всех начальных школах. Однако, существуют и определенные отступления от этого принципа. Дело в том, что, параллельно с дешевыми государственными школами, где плата за обучение носит символический характер, существует и частные начальные школы, образование в которых сравнительно дорогое (около 150 тысяч вон или 130$ за месяц занятий), но, зато, отличается лучшим качеством. В частных школах выше зарплаты учителей, лучше оборудование, кроме обязательных для всех школ предметов, широко преподаются и дополнительные. Во многих частных начальных школах уже в младших классах ведется преподавание английского и иероглифической письменности, которые пока не допущены в программы государственных начальных школ. Количество желающих поступить в частные школы, несмотря на их дороговизну, достаточно велико. Большинство корейских родителей не останавливается ни перед какими тратами, когда речь заходит об образовании их детей. Поскольку желающих попасть в начальные частные школы в два-три раза больше, чем мест в них, выбор счастливцев производится жеребьевкой. Те, кому, в самом буквальном смысле слова, не выпал счастливый жребий, идут в обычные государственные школы.

Второй ступенью школьного образования является неполная средняя школа, обучение в которой длится три года. Школы второй ступени более разнотипны, чем начальные, однако среди них не существует того противопоставления частных и государственных школ, которое характерно для первой ступени. И частные, и государственные средние школы предлагают примерно один уровень образования и взимают примерно одинаковую плату за обучение.

Наиболее престижным видом средней школы является школа с углубленным изучением тех или иных предметов -- специализированная школа. Таких школ мало, и ученики отбираются туда посредством конкурсных экзаменов (для знакомых с советскими и, особенно, постсоветскими реалиями, специально замечу -- экзаменов честных). Подавляющее большинство выпускников начальной школы направляется в ту среднюю школу, к которой приписан их микрорайон, а те из них, кто в силу семейных обстоятельств вынужден в ближайшем будущем идти работать, поступает в технические школы, южнокорейский аналог былых советских ПТУ.

Для перехода в школу третьей ступени (полную среднюю школу), обучение в которой также длится три года, необходимо сдавать экзамены, которые впрочем, не носят конкурсного характера. Поскольку в Корее существует несколько типов школ третьей ступени, перед экзаменом выпускник школы второй ступени должен сделать выбор, в полной средней школе какого типа он хотел бы учиться.

Наиболее престижными опять-таки являются специализированные школы, отбор в которые проводится с помощью сложных конкурсных экзаменов, честность которых жестко контролируется официальными инстанциями. Школы эти появились сравнительно недавно. Все специализированные школы являются школами второй и, чаще, третьей ступени. Младших же школьников, по-прежнему, в Корее предпочитают не расслаивать. Спецшколы немногочисленны, в них учится лишь около одного процента всех старшеклассников. Существует четыре вида специализированных школ: с углубленным изучением иностранных языков (на 1993 г. в Корее было 11 таких школ), естественно-научные (13 школ), художественно-музыкальные (16 школ) и спортивные (11 школ). Создание этих школ является своего рода экспериментом, но, как сейчас отмечают многие, этот эксперимент в целом себя оправдал. Доля выпускников, поступивших в университет (а этот показатель в Корее является определяющим при оценке эффективности работы любой средней школы) у специализированных школ во много раз выше, чем у обычных. Так, в 1995 г. среди абитуриентов, успешно сдавших экзамены в Сеульский Государственный Университет, выпускники специализированных школ составили 16,2%, что особенно впечатляет, если вспомнить, что их доля среди всех выпускников не превышает и процента.

Однако большинство выпускников неполной средней школы поступает не в специализированные школы, а в обычные полные средние школы, которые также бывают двух типов: общие и практические. Каждый выпускник должен решить, какому их этих типов отдать предпочтение, а уж потом он сдает экзамены, программа которых для общих и практических школ несколько отличается.

Общие школы, которых, кстати, заметно больше, являются более престижными учебными заведениями и предназначаются преимущественно для того, чтобы подготовить своих выпускников для поступления в вуз. Внутри этих школ также существует специализация: часть учащихся занимается предметами естественнонаучного цикла, а часть - гуманитарными. Выпускники практических школ, как подразумевается, должны сразу же после окончания учебы идти работать, но на практике многие из них также пробуют счастья на экзаменах в вузы. В зависимости от того, чем будут заниматься их выпускники, практические школы делятся на 5 типов: коммерческие, сельскохозяйственные, промышленные, рыболовно-морские и смешанные. Однако это -- не совсем советское ПТУ, потому что выпускник такой школы имеет не только теоретическую, но и вполне реальную возможность поступить в университет (большинство выпускников практических школ также пытается это сделать).

Они проводят в школе по 14 часов в день, а государство ставит превыше всего равенство в возможности получить образование. Так учатся в Южной Корее - вкладывая огромный труд, но и получая потрясающие результаты.

Оценка

В январе этого года агентство Bloomberg опубликовало результаты очередного исследования экономик мира - Bloomberg Innovation Index. Первое место в рейтинге инновационных экономик снова досталось . Специалисты отметили, кроме прочего, распространенность высоких технологий, исследования и высшее образование. Последнее в контексте нашей темы представляет наибольший интерес, поскольку вузы - это только верхушка образовательного айсберга. Начинается все со школьной скамьи.

Маленькие граждане Южной Кореи отправляются в , когда им исполняется шесть. Если они решат получать полное среднее образование, чтобы после этого поступить в университет (что не обязательно), в школе придется провести 12 лет. Структура среднего образования в этой стране следующая.

Начальная школа

Срок обучения составляет шесть лет. Эта ступень обязательна для всех. Здесь с детьми работает один . Он учит своих подопечных корейскому языку, естественным наукам (точнее, их основам) и математике. Еще дети занимаются искусством - и - и изучают южнокорейскую культуру. Выпускаются из начальной школы обычно в 12 лет.

Средняя школа

Обучение на этой ступени длится три года. Оно входит в программу базового среднего образования и является обязательным для всех. Нагрузка в этот период существенно возрастает. Школьники проводят в стенах учебного заведения до 14 часов, начинают изучать новые предметы, в числе которых . (В частных школах его могут изучать и дети младшего возраста, еще на этапе начальной школы.) После средней школы в Южной Корее можно либо поступать в старшую, либо становиться студентом колледжа.

Кстати об английском. Выше мы говорили о том, что рейтинг экономик учитывал и распространенность высоких технологий. Они проникли и в школы. Английскому языку южнокорейских школьников учат роботы. Машины-учителя умеют даже исправлять произношение.

Старшая школа

Здесь подростки проводят два-три года. Такие школы бывают двух типов - общие и практические. Первые считаются более престижными, потому что в них подростки преимущественно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь они получают первичную специализацию: могут учить больше либо естественных, либо гуманитарных наук, в зависимости от талантов и предпочтений.

Ученики практических школ получают не только общие, но и профессиональные знания. Они могут выбрать направление заведения и изучать промышленность, коммерцию, сельское хозяйство и т. п. Окончив такую школу, выпускник может сразу же начинать работать. Но у него также есть возможность попробовать свои силы и поступить в , чем многие пользуются.

Все три ступени среднего образования разделены. Школы находятся в разных зданиях, а переход из одной в другую - серьезное и большое событие в жизни школьника. Когда-то для этого даже приходилось сдавать экзамены, но теперь это требование упразднили. Остались только вступительные в старшую школу, но это, скорее, форма контроля знаний, а не конкурс.

Детям и подросткам зачастую приходится проводить в учебном заведении целый день. Поэтому завтракают, обедают, а то и ужинают тоже здесь и тем, что готовят в столовых. А вот брать перекус с собой не принято. Едят школьники вместе с преподавателями - никакого разделения. Меню также одинаковое.

В Южной Корее также очень заботятся о том, чтобы создать для всех детей равные условия обучения. Вот какими способами этот принцип реализуется.

1. Одна программа

Как было сказано выше, школы трех степеней отделены друг от друга - так, как это происходит в Америке. Однако управление процессами происходит централизованно, этим занимается одно министерство. Дети и подростки обучаются по единой программе, для этого используются одинаковые учебные пособия. Стоимость государственного образования тоже равна для всех.

2. Школа в своем районе

Этим южнокорейская государственная система образования тоже схожа с . Первоклашек здесь можно сдавать исключительно в школы по месту прописки. Если родители хотят, чтобы чадо училось в государственном заведении, потому что наряду с ними в стране развита и система частных школ. Последние пользуются безумной популярностью, за места в них приходится побороться. «Конкурс» в два-три претендента на место - обычное дело.

Чтобы все желающие были в равном (опять-таки) положении, зачисляют в частные школы по результатам жеребьевки. Везунчиков принимают, а все остальные отправляются в государственные заведения - но только в своем районе.

3. «Миграция» преподавателей

Стремясь создать равные условия для всех школьников, чтобы они могли получить хорошее образование и поступить в университет, южнокорейские власти стараются привести к одному уровню и сами школы. В первую очередь их педагогов. В стране считают, что качество знаний, которые дети получают в школе, зависит прежде всего от учителей. И если последние окажутся слишком сильными в своем деле, у их выпускников будет больше шансов поступить в вуз.