Односоставные предложения и их роль в речи. Проект на тему:"Употребление односоставных предложений в речи"

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Степанова Ж.А.

(г. Нижний Новгород )

Урок словесности

«Роль односоставных предложений в художественном тексте»

(на примере русских романсов).

«Ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл», - утверждал Л.В. Щерба. Поэтому основным принципом, на мой взгляд, при изучении любой языковой единицы должен стать семантический, то есть выяснение того значения, которое имеют все единицы языка, в том числе и односоставные предложения. Предлагаемый урок разработан и проведён на основе УМК по русскому языку для 8 класса под редакцией С.И. Львовой как обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» (§§25 - 30). Курс русского языка в 8 классе начинается с комплексного повторения функциональных разновидностей языка на всех уровнях: сфера применения, задача стиля речи, стилевые и жанровые особенности, языковые средства. Целесообразно обращение к стилистике и при изучении последующего языкового материала для углубления уже полученных знаний. Так, например, односоставные предложения находят широкое применение в разных стилях речи. Выявление того, какие дополнительные смыслы в речь привносят эти языковые единицы при их употреблении, и становится содержанием данного урока словесности.

Это учебное занятие актуально и в рамках подготовки к ГИА по русскому языку для заданий В3, В6 и части С . Задача учащихся при выполнении части С - написать сочинение-рассуждение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале : «Выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями , а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов)». Предлагаемый урок способствует систематизации и углублению как теоретических сведений, так и практических навыков по теме «Односоставные предложения».

Цели урока:

    Образовательные:

Актуализация знаний об односоставных предложениях;

Расширение лингвистической компетенции учащихся на примере функционирования односоставных предложений в художественном тексте;

    Развивающие:

Развитие навыков использования синонимичных синтаксических конструкций;

Развития навыков построения суждений на лингвистическую тему;

Развитие навыков языковой рефлексии;

    Воспитательные:

Воспитание любви к родному языку и родной культуре;

Формирование эстетических вкусов и потребностей учащихся;

- воспитание толерантности и навыков коммуникации в процессе

групповой работы;

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал и мультимедийная презентация по теме урока.

Тип урока : урок когнитивного типа;

Ход урока:

Предварительное домашнее задание: прокомментировать высказывание

К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

1. Подводящий диалог:

И.С. Тургенев утверждал, что русский язык «великий, богатый, могучий». Ему вторит другой мастер русского слова – К.Г. Паустовский, считавший, что «с русским языком можно творить чудеса». Именно эти слова писателя и будут эпиграфом к нашему уроку. Прокомментируйте высказывание Паустовского.

2. На основе ответов учащихся формулируется цель урока: сегодня на уроке мы попробуем творить лингвистические чудеса, а предмет этих чудес также кроется в предложении К.Г. Паустовского. Дайте полную характеристику данного предложения.

Уточняем цель урока: лингвистические чудеса, которые творят односоставные предложения.

3. Формулируем тему урока: «Роль односоставных предложений в художественном тексте».

4. Актуализация знаний учащихся - самостоятельная работа:

Установите соответствия:

А. Определённо-личное. 1. Могучее, лихое племя…

Б. Неопределённо- личное. 2. Постой-ка, брат мусью!

В. Обобщённо-личное. 3. Построили редут.

Г. Безличное. 4. Вам не видать таких сражений.

Д. Назывное. 5. У наших ушки на макушке.

Е. Двусоставное. 6. Не смеют, что ли, командиры

Ж. Двусоставное неполное. Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

7. Перед смертью не надышишься.

Взаимопроверка работ учащимися.

5. Наши лингвистические чудеса мы начинаем с лингвистического эксперимента. Задание : заменить односоставные предложения синонимическими синтаксическими конструкциями :

    Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Мне вздумалось сорвать этот репей…

Д вусоставные :

    Передо мной лежит моя синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Я знаю, ты выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Дворовые привезли Герасима в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Я задумал сорвать этот репей…

Вывод по итогам эксперимента: что привносят в художественную речь односоставные предложения?

- Назывные : описательность, лаконизм и ёмкость;

- Определённо-личные : живость интонации, близость к разговорной речи;

- Неопределённо-личные : активное действующее лицо, динамизм, глагольность;

- Безличные : непроизвольность, стихийность, неопределённость речи;

6. Лингвистическое исследование: для этого задания учащимся предлагается жанр, с которым они на уроках литературы не знакомились подробно. Прослушивание романса И.С.Тургенева «Утро туманное…»

Определить жанр прозвучавшего произведения.

Определить жанровые особенности романса:

    содержание – эмоциональные переживания;

    наличие двух лирических героев;

    наличие адресата, диалогичность;

    интимность, камерность;

7. Работа в группах: лингвистический экспресс-анализ текстов русских романсов (раздаточный материал на партах и в презентации на экране).

1 группа.

В небесах торжественно и чудно! Задание :

Спит земля в сияньи голубом. 1.Найти односоставные

Что же мне так больно и так трудно? предложения и определить

Жду ль чего? Жалею ли о чём? тип.

М.Ю. Лермонтов. 2. Почему в текстах романсов

И сладко, и больно… часто встречается этот тип

И трепет безумный затих; предложений?

И сердцу легко и раздольно…

Слова понеслись бы так вольно,

Но слушать уж некому их –

И сладко, и больно!

Е.П. Ростопчина

И тихо, и ясно,

И пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей.

И веет мечтательно

Сладкою ленью

От этих широких аллей.

К.П. Медвецкий.

2 группа . Задание:

Не вымолвишь слова… 1. Найти односоставные

Немеешь… робеешь… дрожишь… предложения и определить

Душа, проклиная оковы, их тип.

Вся в речи излиться б готова… 2. Как связан этот тип предложе-

Но только глядишь и молчишь – ний с содержанием романса?

Нет силы, нет слова!.. 3. Насколько эти предложения

Е.П. Ростопчина распространены в романсах?

Отгадай, моя родная,

Отчего я так грустна

И сижу всегда одна я

У косящего окна?

Отчего с такой заботой

Каждый день чего – то жду?

Каждый день ищу чего – то

И чего – то не найду?

Е. Краузе.

Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений,

И мимолётных сноведений

Не возвращай, не возвращай!

Д.Давыдов.

3 группа.

Слышу песни жаворонка, Вижу дубы вековые,

Слышу трели соловья… А вон там – сосновый бор.

Это – русская сторонка. Это – признаки родные,

Это - родина моя. Это – родины простор!

Вижу чудное приволье, Вижу горы-исполины,

Вижу нивы и поля… Вижу реки и поля,

Это - русское раздолье, Это – русские картины,

Это - русская земля!.. Это – русская краса!

Слышу песни хоровода, Вижу всюду трепет жизни,

Звучный топот трепака. Где ни брошу только взор,

Это – радости народа, Это – матушки-отчизны

Это – пляска мужика!.. Нескончаемый простор!

Снова духом оживаю,

Снова весел, счастлив я

Задание: И невольно ощущаю

В сердце мощь богатыря!

Ф.П.Савинов.

1.Найти односоставные предложения и определить их тип.

2.Почему в текстах романсов часто встречается этот тип предложений?

4 группа. Задание:

Ехали на тройке с бубенцами, 1. Найти односоставные предложения

А вдали мелькали огоньки… и определить их тип.

Эх, когда бы мне теперь за вами 2. Почему эти предложения реже

Душу бы развеять от тоски. встречаются в романсах?

К. Подревский

Мне всё равно, враги ли мне найдутся,

Я к клеветам привычка уж давно.

Пускай бранят, пускай смеются,

Мне всё равно!

Е.П.Ростопчина

5 группа. Задание:

Крики чайки белоснежной, 1.Найти односоставные предложения и

Запах моря и сосны, определить их тип.

Неумолчный, безмятежный, 2. С какой целью эти предложения встре-

Плеск задумчивой волны. чаются в романсах?

В дымке розово – хрустальной

Умирающий закат,

Первой звёздочки печальной

Золотой далекий взгляд

Чудный месяц, полный ласки,

В блеске царственном своём…

З.Д. Бухарова

«Ноктюрн»

Прекрасный день, счастливый день,

И солнце, и любовь!

А. Дельвиг

Огневые, голубые,

Как лазурь, как бирюза,

Неги полные, живые,

Искромётные глаза!

С. Любецкий.

8. Вывод лингвистического исследования:

Какие односоставные предложения практически не встречаются в русских романсах и почему? (Обобщённо-личные предложения, т. к. романс – очень личный, камерный жанр).

Какова же роль односоставных предложений в художественной речи?

    Безличные конструкции передают сложные ощущения человека, его душевное состояние. Авторское «я» скрывается за безличной формой, которая делает повествование лиричным;

    Определённо-личное предложение делает акцент на действии – усиливает значение сказуемого, которое отражает состояние человека;

    В неопределённо-личных предложениях субъект отодвигается на второй план. Такая подчёркнутая глагольность делает этот тип предложений малоупотребительными в текстах романсов;

    Назывные предложения выполняют изобразительную функцию. Называя предметы, расцвечивая их различными определениями, поэты рисуют состояние природы, описывают внешнее и внутреннее состояние человека, дают оценку окружающему миру.

    Таким образом, исследуя роль односоставных предложений в художественной речи, мы увидели, насколько ярким и выразительным средством являются односоставные предложения и как бы был беден русский язык, не будь этих синтаксических конструкций в нашем языке.

9. Заключительный этап.

- Домашнее задание – написать художественную миниатюру (или в прозе, или в стихах) с использованием односоставных предложений.

В заключение ещё один музыкальный подарок – романс Д. Давыдова

«Не пробуждай…»

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

1.расставьте знаки припенания,укажите вид односоставных предложений....Из-за макушек елей

выглянула луна и тотчас заметно посветлело.

.....Володя был добрый мальчик и это радовало маму

......С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка

потягивало влагой

.....Подошёл трактор и сразу стало шумно на окраине маленькой спящей

деревеньки

2.Какое из предложений неполное,где на месте отсутствующего члена надо поставить тире?

...Сквозь полукруглые окна мы увидим сад,заваленный снегом.

.....Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.

.....Есть две формы жизни:гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую,мужественные и щедрые вторую.

.....Взощёл месяц и его сияние причудливо,пестро и таинственно расцветило лес.

3.Укажите неполное предложение.

....Уже светало

...Меня знобт

...думали о хлебе и отдыхе

....после ливня-ни грозы,ни ветра

4.Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях?

....Сначала меня познакомили с Иваном,потом с Романом

....Налево шумела забытая ель,направо-плакучие ивы.

....Я очень люблю Петербург.Учился там,работал много лет

....У Ларисы платье красивое,у Люды-зелёное

5.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

...не окинешь взглядом наши степные просторы

....ясный зимний полдень

....светло и искристо кругом

...нам не сообщили ту новость

...нет желания идти

...у всех дух захватило

...пойдёшь с нами в зоопарк?

...вторично передавали экстренное сообщение

6.укажите неверне утверждение

...все односаставные предложения являються неполные

...безличный глагол может быть в павелительном наклонение

....тип односоставного предложения определяеться по способу выражения главного члена предложения

.....отсутствующее в неполном предложении слово"подсказывается"либо контекстом,либо речевой ситуацией.

2)используя односоставные предложения.
3)свой рассказ начните с назывных предложений.
4)потом описывая действия используйте определенно личные и неопределенно личные предложения.
5)завершите высказывание безличным предложением

Помогите пожалуйста.Перестройте предложения так,чтобы получились односоставные предложения разных типов.Для этого повторяющиеся слова замените

местоимениями, синонимами Запишите отредактированный текст,предварительно разделив его на абзацы.Определите типы односоставных предложений. Овсянка,сэр! Каждое утро необходимо начинать с овсянки,то есть с овсяной каши.Овсянка устранит многие проблемы.Овсянка нормалилизует свёртываемость крови и контролирует усвоение жира.Зёрна овсянки счищают со стенок кишечника мусор и выводят шлаки.Кстати,после трёх столовых ложек овсянки можно съесть самый плотный завтрак.Вреда не будет-овсянка,попавшая в желудок,содержит вешества,не позволяющие холестерину полностью проникать в кровь.Более того,через 10 дней потребления овсяной каши уровень холестерина в крови нормализуется.

ТИП УРОКА: обобщающее повторение по теме.

ЦЕЛЬ: понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.

(цель в схеме)

ЗАДАЧИ (слайд 3):

  1. проанализировать функцию односоставных предложений (ОП);
  2. проанализировать строение и структурные признаки;
  3. формировать умение находить данные конструкции, оказывать их, отличать от других конструкций;
  4. учить умению заменять ОП синонимичными конструкциями;
  5. учитывать стиль и тип речи при употреблении ОП;
  6. правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в состав которого входит ОП.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С.Лихачев. «Как говорить?» (слайд 4)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

(тема, задачи, эпиграф урока). Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева? Оформление тетрадей.

II. Повторение

Индивидуальные задания:

  1. два ученика готовятся к рассказу об ОП (с использованием компьютера). (слайд 5-8)
    Класс прорецензирует их ответ на основании следующих критериев: полнота знаний, речевое оформление, качество приводимых примеров.
  2. Словарная работа. С чем у вас ассоциируется слово «культура»? Запишите те слова, которые вы вспоминаете в связи с этим словом (класс диктует, один ученик записывает на доске).

III. Работа над темой урока. Тренировочные упражнения.

1. Анализ поэтического текста. (слайд 9)

Спишите текст (стихотворение И.А. Бунина «Едем бором, черными лесами»)

  1. Едем бором, черными лесами.
  2. Вот гора, песчаный спуск в долину.
  3. Вечереет.
  4. На горе над нами
    Лес щетинит новую вершину.
  5. И темным - темно в той новой чаще,
    Где опять скрывается дорога.
  6. И враждебен мой ямщик молчащий.
  7. И надежда в сердце лишь на бога.

Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Запишите номер ОП и его тип.

Каковы тема и идея стихотворения?

Какие художественные средства использует поэт?

Объясните орфограммы в личных окончаниях глаголов.

2. Анализ миниатюр В.П. Астафьева.

Краткое слово учителя о «Затесях» Астафьева.

«Затеси» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни. (слайд 10)

Что же такое затесь?

Сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателем, проследим, какие у Астафьева «работают» односоставные предложения.

Прочитайте миниатюры «Мелодия» и «Предел». (слайд 11)

Встретились ли в миниатюрах ОП? Какие преобладают?

Какова роль назывных предложений в данных текстах?

Обратите внимание, как во 2-м тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это лишь назывное предложение.

Как вы думаете, могут ли быть назывные предложения отрицательными? Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени?

Почему в первом тексте употреблены распространенные назывные предложения?

IV . Проверка понимания наиболее сложного материала: безличных предложений, умение производить синонимическую замену двусоставных предложений односоставными безличными. Разбор сказуемого.

Переделайте диктуемые предложения в безличные и запишите их. Подчеркните сказуемое и произведите синтаксический разбор 2 из них.

  1. Осенний лес был пуст и гол.
  2. Все веселы, все радостны.
  3. Лес пахнет сыростью.

V. Диагностирующая проверка понимания всей темы. "Проверь себя". (слайд 12)

VI. Творческая работа. (слайд 13)

1. Слово учителя о молодежном сленге. Сопоставление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» и анекдота «Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвет башню от гонимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты мне один в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар!»

Какое из этих высказываний вам нравится и почему? Чем они отличаются? Какое из них передает чувства автора?

2. Задание: Написать сочинение - миниатюру с использованием всех типов ОП, где это возможно:

  1. в рамках литературного языка;
  2. в рамках сленга;
  3. построить фрагмент, подобный данному. Тема - ночь.

Проверка.

Тест (слайд 14)

VII. Подведение итогов.

Достигли цели урока, выполнены все ли задачи?

Какова роль ОП в речи?

Литература

  1. Г.Р.Старовойтова «Уроки русского языка в 7 классе» - М., Просвещение – 1989г.
  2. В.П.Астафьев. Миниатюры.
  3. Материал приложения «Русский язык» к газете «Первое сентября».
  4. Авторская разработка презентации к уроку.
30.06.2015 2812 298 Дементьева Людмила Васильевна

Цели урока:

Обучающая - повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; ис­пользовать односоставные предложения в речи; определять роль односоставных предложений в тексте, учиться раскрывать авторский замысел ;

развивающая - способствовать развитию письменной речи уча­щихся, выразительному чтению художественных текстов, развивать навыки индивидуальной, самостоятельной рабо­ты, работы в группах;

воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, к природе;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, целеполагание

Тема нашего урока «Повторение и обобщение об односоставных предложениях. Роль односоставных предложений в тексте»

Ребята, как вы считаете, какими будут цели этого урока?

С повторить и обобщить материал по теме; провести анализ текстов и выяснить роль односоставных предложений в них)

Дополнение учителя: проверить, как вы умеете различать виды односоставных предложений (ОП); как умеете использовать их в речи.

Работать вы будете самостоятельно, коллективно; будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся ОП?

Назовите виды ОП с главным членом сказуемым. Чем выражается сказуемое? Назовите вид ОП с главным членом подлежащим. Какой формой выражается подлежащее?

4 .Практическое задание №1 : запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид ОП (учащиеся выполняют задание)

Вы знаете, что в текстах гораздо чаще ОП используются не отдельно, а в составе сложных предложений. В этом случае находить их труднее. Следующее задание сложнее.

Задание № 2 . Вам необходимо, прослушав сложное предложение, не записывая его, построить схему и указать вид каждого простого предложения , входящего е его состав.

(Задание выполняется у доски по цепочке)

А теперь, ребята, когда мы повторили материал по теме, я предлагаю вам работу с тестом.

(Тесты лежат на столах. Слабым уч-ся предлагается работа по карточкам)

Задание 6. Проверка дифференцированного домашнего задания

Скажите, в каких текстах можно встретить ОП?

(больше всего в художественных произведениях, особенно в стихах; в газетных, журнальных статьях, в научных текстах, в разговорной речи)

1 группа ребят из вашего класса получила опережающее задание: выписать из лирических стихотворений отрывки, в которых встречаются ОП. Зачитайте свои примеры. Назовите ОП и их вид.

(Учащиеся читают найденные отрывки.)

2 группа ребят должна была подобрать 6-7 предложений, передающих состояние природы, используя репродукцию картины Ф. Васильева «Мокрый луг» (она есть в учебнике ). Прочитайте свои работы. Назовите ОП, их вид. (учащиеся читают свои работы)

7.Работа с текстами

Неплохо, ребята, вы поработали. А после работы, как известно, хочется немного отдохнуть. Давайте отвлечемся и помечтаем. Представьте себе, что сейчас за окном не декабрь, а июнь. И вы не на уроке, а где-нибудь в прекрасном уголке природы. Солнышко, голубое небо, вокруг поют птицы, порхают бабочки, дышится легко и свободно... Вслушайтесь в чудесную музыку природы...

(звучит пение птиц, наложенное на музыку - 2 мин.)

Что представилось вам? А, может быть, вспомнилось? Поделитесь с нами,

пожалуйста (учащиеся отвечают)

Какие приятные воспоминания и мечты!.. На душе стало тепло, настроение поднялось. Почему? Да потому что общение с природой - это всегда радость. Мы можем наслаждаться ее красотой, учиться у нее гармонии, искренности. И, конечно же, беречь.

(Учитель читает стихотворение «Твое достоинство»)

Это стихотворение, полное тревоги за будущее природы, написал наш земляк, поэт Иван Жупанов, уроженец Рогнеденского района Брянской области, живущий ныне в г. Брянске.

Свой сборник стихов «Синица на ладони» он адресовал именно вам, ребята. Потому что вы- наше будущее. В ваших руках будущее русской земли, русской природы.

Во все времена тема природы волновала писателей и поэтов. Кто не знает замечательных стихотворений А.Пушкина А.Фета, Ф.Тютчева И.Бунина, С.Есенина и других! И это не просто гимны природе. Это необычайное мастерство слова.

Попробуем хоть немного приблизиться к художественному миру, созданному писателями и поэтами, поучимся словесному мастерству.

Работа по группам

По ходу анализа текстов учащиеся делают записи в тетрадях о роли односоставных предложений.

Задание для первой группы. Стихотворение И.Бунина «Рассвет»

Прочитайте текст вслух. Ответьте на вопросы :

Какова тема стихотворения?

Какова его основная мысль? Найдите строки, в которых она звучит. Как вы их понимаете?

Какие картины вы представляете, когда читаете стихотворение?

Что такое «костел»?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Какие типы предложений встречаются в стихотворении?

Найдите ОП, назовите их вид.

Попробуйте заменить безличные предложения на двусоставные. Что меняется?

Какую роль в этом играют ОП?

Природа дает нам возможность любоваться рассветами и закатами, слушать песенку ручейка, наслаждаться пением птиц, наблюдать за жизнью зверей и насекомых, помогать, если нужно. Но только одно требуется от нас - не мешать и не вредить.

Об этом отрывок из статьи Сладкова, известного писателя.

Задание для второй группы по предложенному тексту

Ответьте на вопросы:

К какому стилю и типу речи относится текст?

Какова основная мысль текста?

Что представляют собой первые четыре П. по наличию грамматической основы?

Для чего они используются?

Попробуйте заменить их на двусоставные. Что изменится?

Перечитайте второй абзац. Какие это предложения? В каком лице стоят глаголы? С какой целью употребляет автор эту форму?

Каков, по-вашему, смысл рассуждения автора?

И помогают ему в этом О-Л предложения.

Хотя не всегда человек, берущий с собой ружье, идет в лес за добычей. Вот, например,

И.С.Тургенев, известный русский писатель, знаток и любитель природы, мог исколесить за день десятки километров, так и не сняв ружье с плеч, ходить, любуясь красотой природы. Хотя и охотиться любил.

А вот герой его рассказа «Касьян с Красной Мечи» , простой крестьянин, категорически против истребления птиц и зверей. Касьян - человек необыкновенной чуткости и доброй души.

Задание для третьей группы.

(читают по ролям заранее подготовленные ученики)

Ответьте на вопросы:

К какому стилю принадлежит текст?

Что представляет собой по форме?

Какова тема текста?

Какова основная мысль, высказанная Касьяном?

Как вы понимаете его слова про кровь?

Почему так много многоточий?

Есть ли в тексте ОП? Назовите их вид.

Какую роль играют в тексте неполные и односоставные предложения?

Вы познакомились с 3 разными текстами.

Какой же общий вывод вы сделали для себя, обратив внимание на язык произведений?

8 .А теперь давайте обобщим, с какой целью используют авторы в своих произведения односоставные предложения?

( это одно из средств реализации авторского замысла)

А какова роль ОП в текстах? Ответить вам поможет таблица.

Роль односоставных предложений в тексте

ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

РОЛЬ В ТЕКСТЕ

1. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Лаконичность, динамичность, действий и образов

v Способ выражения побуждения к действию

v Возможность избежать повторов в речи

2. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Сосредоточение внимания на действии. Значение обобщенности, перенос действий на всех

3. БЕЗЛИЧНЫЕ предложения

Передача состояния природы и

окружающей среды, душевного состояния человека

4. НАЗЫВНЫЕ предложения

v Лаконичность, немногословность при создании словесных картин

v Впечатление стремительности действий

(учащиеся с помощью учителя обобщают материал, опираясь на таблицу.)

Учитель:

Я думаю, что в дальнейшем, работая над сочинением, вы будете кропотливо трудиться над содержанием, умело использовать односоставные предложения в речи.

9 .Итог урока .

Подходит к концу наш разговор о неразрывной связи человека с природой, со всем живым на Земле. Но на самом деле тема нашей беседы не исчерпана -она вечна.

Пусть каждый из вас ее еще раз осмыслит и, приходя в парк, лес, просто общаясь с природой, вспомнит слова поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти реки эти воды,

Даже малую травиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

10. Домашнее задание

Дома повторите материал об односоставных предложениях и подготовитесь к контрольной работе по теме.

11. Рефлексия

Какова была тема нашего урока?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Что вы нового узнали на уроке?

Где будете применять полученные знания?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.

Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;

2) определение их роли в художественном тексте;

3) воспитание любви к родной природе через слово;

4) попутное повторение некоторых видов орфограмм;

5) выполнение морфемного, морфологического и синтаксического разбора.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.

Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.

Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).

II. Терминологический диктант.

(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).

Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.

7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.

III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающим32 в воздухе паром4.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) выполнить указанные виды разбора;

4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

IV. Лингвистические задачи.

(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистической задачи, которую необходимо решить, а ответ аргументировать. Задач три варианта.

Ответы при проверке оцениваются учителем и учениками).

Вариант I.

Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты 5 в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.

Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.

Вариант II.

Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.

Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.

Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;

во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);

в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;

наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.

Заветной 5 - сокровенной, свято хранимой.

Вариант III. .

Задание. Является ли это предложение именительным представления?

Устно объясните значение выделенного слова.

Мелколесье 5. Степь да дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(С. Есенин).

Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.

Мелколесье5 - небольшой лес.

V. Творческая работа

(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем

с подбором эпиграфа).

Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.

Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Послушаем их». (Читаются отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме).

Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...

А вот эти зимние пейзажи нарисовали ребята. И не только нарисовали, но и подобрали к ним поэтические строчки. (Демонстрация детских рисунков).

Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)

Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений.

(Проверяется 2-3 работы)

Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Делается вывод).

VI. Работа по карточкам.

(Определение вида односоставных предложений).

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

(Учащиеся на маленьких карточках, на которых записана их фамилия, записывают вид односоставных предложений, диктуемых учителем. Один из учащихся работает на переносной доске. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель).

Ф. И. учащегося.

1) назывное

2) безличное

3) безличное

4) безличное

5) определенно-личное

6) назывное

7) неопределенно-личное

8) определенно-личное

VII. Итог урока, домашнее задание.

Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)

Задание на дом: составить карточку по теме «Односоставные предложения» для кабинета русского языка и литературы, соответственно ее оформить.

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый,

Свежей, белой, пухлой ватой

Всё убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять! "

Зимнее утро

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Отркрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Скрип шагов вдоль улиц белых...