Международно правовое регулирование охраны окружающей среды. Курсовая работа: Международное право охраны окружающей среды

В научном мире применимо к данной области пользуются различными терминами и определениями. Кроме понятия «окружающей среды» используют термины: “природопользование”, “природные ресурсы”, «природная среда» и т.д.

Что включает в себя понятие “окружающая среда”? Какие объекты естественной “живой” природы попадают в сферу регулирования норм международного права. Это:

Растительный и животный мир (флора и фауна);

Водный и воздушный бассейн (гидросфера и атмосфера);

Почва (литосфера);

Околоземное космическое пространство;

Искусственные природные сооружения (водохранилища, заповедники, каналы и т.д.)

Поскольку окружающая среда включает целый ряд природных компонентов условиям - различают несколько категорий охраняемых нормами международного права природных объектов:

1) Мировой океан;

2) Материки (суша Земли);

3) Атмосферный воздух;

4) Космос - все пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. С развитием технического прогресса внешние границы этого объекта отдаляются от Земли.

В настоящие время в международно-правовой охране нуждается часть космоса, включающая Луну и планеты солнечной системы.

По юридической принадлежности природные объекты делятся на:

1) внутригосударственные, т.е. находящиеся под национальной (государственной) юрисдикцией или контролем отдельных государств.

2) международные, интернациональные - находящиеся вне национальной юрисдикции и контроля: Мировой океан, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, Антарктида, часть атмосферы и космос.

Охрана окружающей среды включает в себя три взаимосвязанных между собой уровня: национальный, региональный и всемирный.

Эти уровни отличаются не только по территориальному признаку, но и по сложности представленных проблем; по количеству задействованных субъектов международного права; по материально-техническому и финансовому обеспечению; по количеству используемых международно-правовых актов с целью охраны окружающей среды.



Национальное законодательство используется в первую очередь для охраны окружающей среды в пределах территориальной юрисдикции государств.

Универсальные международно-правовые договоры регламентируют охрану окружающей среды на территориях с международным режимом /открытое море, Антарктида, космическое пространство и небесные тела, морское дно за пределами континентального шельфа/.

Региональные соглашения направлены на охрану окружающей среды на отдельных, достаточно больших территориях Земли. В этом случае данные регионы представляют интерес для охраны нескольких государств /международные реки, проливы, каналы, пограничные природные комплексы и т.д./.

Принципы и нормы международного права, направленные на охрану окружающей среды на этих трех уровнях в своей совокупности в системе составляют международное право окружающей среды. Отдельную отрасль международного права.

Международное право окружающей среды /МПОС/ - представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права по охране и рациональному использованию природных ресурсов на Земле.

Принципы международно-правовой охраны окружающей сред ы. Принципы охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью данной отрасли международного права. Они подразделяются на:

1. Общепризнанные /основные/ принципы международного права.

2. Отраслевые /специальные/ принципы международного права окружающей среды.

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды имеет свои специфические принципы.

1. Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права (защита прав человека, международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д.). Применительно к охране окружающей среды рассматриваемый принцип закреплен во многих международных договорах. Например, преамбула международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. гласит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов. Преамбула Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшались ее качество и ресурсы. Преамбула Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г. подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества. наконец, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 19992 г. подтверждается, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов.

3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

4. Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов.

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.

6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.

7. Преосторожный подход к окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации РИО-92 в следующей редакции: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения.

10. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры.

11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами, государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права. Этот принцип сформулирован в нескольких договорах гражданско-правового содержания.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды. В международном праве окружающей среды источниками являются уже традиционные для международного права:

Правовой обычай;

Конвенционные нормы.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. Проявление обычаев происходит во внешнеполитических документах государств, дипломатической переписке, наконец, в определённом порядке взаимоотношений между государствами, сложившемся в той или иной области.

Страница 1 из 2

14. Международно-правовая охрана окружающей среды

14.1. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
14.2. Международные организации в области охраны окружающей среды

14.1. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Необходимость укрепления международных связей в области охраны окружающей среды обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время государства столкнулись с большим числом экологических проблем, оказавшись в зависимости друг от друга. Разрушение озонового слоя Земли, потепление климата, загрязнение воздуха и Мирового океана, истощение природных ресурсов, радиоактивное загрязнение окружающей среды распространяется не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двусторонней основе сотрудничают с целью охраны окружающей среды и природных ресурсов, положив в основу ряд общепризнанных принципов и норм международного права. Они закреплены в межгосударственных актах (как двусторонних, так и многосторонних), в нормативных документах международных организаций и отражены в решениях международных конференций, посвященных в той или иной степени охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Впервые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были закреплены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.). Дальнейшее развитие и отражение эти принципы нашли в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и провозгласила следующие принципы1:
- защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Его суть сводится к обязанности государств сотрудничать, принимать все необходимые меры по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
- недопустимость трансграничного ущерба. Он предусматривает запрещение таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам охраны окружающей среды и районам общего пользования, и подразумевает ответственность за его нанесение;
- экологически обоснованное, рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип провозглашен в качестве политического требования в Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. Возникновение этого принципа вполне закономерно, ибо исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии приведет к краху техногенной цивилизации. Истощение же запасов воздуха и питьевойводы поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его употребление затруднено общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Суть принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимальная численная продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
- недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Этот принцип охватывает как военную, так и мирную области использования атомной энергетики. Его формирование и утверждение воплощается не только в договорах, но и в практике;
- защита экологических систем Мирового океана. Это обязывает государства предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
- запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде. Здесь выражается обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на окружающую среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения вреда любому государству;
- обеспечение экологической безопасности. Этот принцип только формируется в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
- контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Предусматривается создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международнопризнанных критериев и параметров;
- международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде. Данный принцип предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется. С 26 августа по 4 сентября 2002 г. состоялась 13-я Конференция Всемирного саммита устойчивого развития в Йоханнесбурге (ЮАР). На саммите рассматривались пять важнейших тем: состояние водных ресурсов и санитарии, энергоснабжение, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. Все эти вопросы имеют большое значение для всего мира, но особенно они касаются развивающихся стран.
Первоочередной задачей саммита явилось составление планов улучшения качества жизни населения многих государств, не имеющих в настоящее время необходимых санитарных условий существования, доступа к чистой питьевой воде, к полноценным продуктам питания.
К сожалению, участники саммита не достигли согласия по ключевым проблемам охраны окружающей среды.

81. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

1) об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

2) об охране биологического разнообразия 1992 г.;

3) о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

4) по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

1) животный и растительный мир;

2) Мировой океан;

3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы: 1)территориальная целостность государств;

2) сотрудничество государств;

3) уважение государственного суверенитета;

4) мирное разрешение международных споров;

5) международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;

5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

автора Сазыкин Артем Васильевич

15. Мониторинг окружающей среды Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных

Из книги Международное право автора Вирко Н А

49. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

52. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные нормы и принципы

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

48. Международное право окружающей среды Международное право окружающей среды– это совокупность принципов и норм международного права по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды Обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регламентируются нормативными правовыми

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

46. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения

Из книги автора

Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды Основные положения. - Принцип устойчивого развития. - Правовое обеспечение экологических отношений. - Международное сотрудничество в охране окружающей среды. - Объекты охраны окружающей

Из книги автора

§ 5. Объекты охраны окружающей среды (естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по

Из книги автора

§ 5. Референдумы об охране окружающей среды (экологическое законодательство о референдумах; конституционное законодательство о референдумах; региональные правовые акты о референдумах; практика)В деле обеспечения экологической безопасности важное место занимает

Из книги автора

Тема XV. Правовая охрана окружающей среды за рубежом Эколого-правовые системы, стран-членов СНГ. - Правовая охрана природы в США. - Использование зарубежного опыта правовой охраны окружающей

Из книги автора

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на

Из книги автора

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ЕВРОСОЮЗА Экологическая политика государств-членов не должна противоречить положениям соответствующих директив или регламентов. В случае, если определенная сфера не урегулирована актами вторичного права ЕС,

Из книги автора

Глава VII Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий,

Из книги автора

Глава IX Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель

Из книги автора

Механизм охраны окружающей среды Проблема международной экологической безопасности очень актуальна. За последние 50 лет планета потеряла половину своего лесного массива, бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц. Одна треть территории суши земли

Главной целью охраны окружающей среды является, в конечном счете, ус­тановление гармонии между развитием человечества и благоприятным со­стоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспек­те требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как:

1) насколько измене­ния качества окружающей среды, происходящие нод влиянием развития че­ловечества, угрожают физическому существованию самого человечества;

2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса;

3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую сре­ду?

Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологи­ческого кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды.

К основным международно-правовым источникам в области охраны окру­жающей среды относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций в части охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важ­нейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, косми­ческим и другими отраслями международного права.

Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамб­леей ООН в декабре 1948 г., не отразила прямо права людей на благоприят­ную природную среду, что в то время соответствовало относительно слабо выраженным отрицательным воздействиям окружающей среды на здоровье человека и распространенным взглядам. Представлялось вполне достаточным зафиксировать права человека на охрану жизни и здоровья. 18 декабря 1962 г. принимается резолюция "Экономическое развитие и охра­на природы", в которой были одобрены инициатива и рекомендации, пред­ложенные ЮНЕСКО. Данная резолюция выделяла три основных положения:

во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов флоры и фауны,

во-вторых, интеграция термина "охрана природы" в более широкий термин "охрана окружающей среды";

в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны при­роды и экономического развития.

Затем, 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человечества и надлежащего экономического и социального развития.Эволюция взглядов в данной области сопровождалась жесткими спорами и дискуссиями. Так, американский ученый Норман Э. Борлоуг, лауреат Но­белевской премии, получивший ее за вклад в "зеленую революцию", высту­пил против запрещения ДДТ и других ядохимикатов, критикуя призывы к ограничению вмешательства в окружающую среду. Он декларирует, что, не дав себе труда подумать, так называемые "защитники" природы и окружаю­щей среды, а также слабо информированные люди, работающие в средствах массовой информации, начали крестовый поход с целью добиться запреще­ния сельскохозяйственных химикатов - пестицидов и удобрений. Мигель А. Оскорио де Альмейра, глава Бразильской делегации на Сток­гольмской конференции, подверг сомнению обоснованность тревоги по по­воду окружающей среды. Суть его выступления заключалась в следующем. Нам грозят таянием полярных льдов, за которым последует затопление мно­гих крупных городов. Нам грозят истощением запасов кислорода на земле, вызванным чрезмерным его потреблением. Нам грозят раковыми заболева­ниями. Нам грозят голодом. Слушая все эти ужасные пророчества, разумно задать вопрос: сколь велика их вероятность и как скоро все это может про­изойти? Что касается сроков осуществления этих пророчеств, то если речь идет о ближайшем десятилетии, необходимо предпринимать какие-либо дей­ствия. Если же, однако, мы имеем еще сто лет, то у нас есть время расширить и углубить наши знания, а значит, сократить риск возможных ошибок при решении данной проблемы. Если же это сотни тысяч или миллионы лет, то давайте просто забудем об этом - такой вывод он делает. Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. В этом документе в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления междуна­родного сотрудничества - сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения ос­новополагающего - права человека на жизнь в такой окружающей среде, "качественная сторона которой делает возможным достойный и благополуч­ный образ жизни".Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Все­мирная хартия природы (ВХН), которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и торжественно провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 г. Как и другие обычные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, назван­ные выше декларации не имеют обязательной юридической силы, носят ре­комендательный характер. Но их значение весьма велико, поскольку они приняты непосредственно Генеральной Ассамблеей ООН, обладающей са­мым высоким авторитетом, олицетворяющим волю всего человечества.

В отличие от Стокгольмской декларации. Всемирная хартия природы при­нята и торжественно провозглашена путем голосования. Из 138 государств, представители которых участвовали в заседании Генеральной Ассамблеи ООН при рассмотрении данного вопроса, 111 государств проголосовали за резолюцию, 18 - воздержались и одно государство - США - проголосо­вало против.

В содержании Всемирной хартии природы имеется определенное повторе­ние принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это видно из сравнения ряда положений Декларации и Хартии. В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений". Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разра­ботке мероприятий по охране окружающей среды.

В новейшем понимании принципы международного сотрудничества в об­ласти охраны окружающей природной среды изложены в Декларации по ок­ружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участника­ми конференции ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).

В Декларации Рио-де-Жанейро говорится, что Конференция ООН но ок­ружающей среде и развитию, будучи созвана с 3 по 14 июня 1992 г., под­тверждая Деткларацию Конференцивг ООН но проблемам окружающей среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь развить ее, преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения междуна­родных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту це­лостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома.

По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых мы, конечно, должны определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет от­давался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. За­бота о людях занимает центральное место в усилиях но обеспечению устой­чивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для дос­тижения устойчивого развития защита окружающей среды должна состав­лять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Второй принцип Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщатель­ного планирования и управления по мере необходимости.

Вторая группа принципов провозглашает суверенитет государств на ис­пользование природных ресурсов. Особенно ярко это положение отражает принцип 21 Стокгольмской конференции, который гласит: "В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать собственные ресур­сы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды, и именно на них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за предела­ми национальной юрисдикции".

Государства принимают эффективные законодательные акты в области ок­ружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приори­теты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и соци­альными издержками в других странах, в частности развивающихся.

Как и Стокгольмская декларация. Всемирная хартия природы содержит руководящие принципы поведения государств и народов но отношению к ок­ружающей природе, с тем, однако, особенным качеством, что они обращены не только и даже не столько к сфере межгосударственных отношений, сколь­ко к внутригосударственным правоотношениям, к сфере реального поведения людей, индивидуального или коллективного. Во Всемирной хартии природы говорится, что принципы, изложенные в Хартии, должны найти отражение в законодательстве и практике каждого государства, а также на международ­ном уровне: в полной мере учитывая суверенитет государств над своими природными ресурсами, каждое государство должно применять положения настоящей Хартии через посредство своих компетентных органов и в со­трудничестве с другими государствами.

Принцип 8 Декларации Рио-де-Жанейро указывает, что для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей госу­дарства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографиче­скую политику.

Третья группа принципов характеризует обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Каждый человек призван действовать в соответ­ствии с положениями Всемирной хартии природы; каждый человек, дейст­вующий индивидуально, должен стремиться обеспечить достижение целей и выполнение положений Хартии (пункт 24).

В Декларации Рио-де-Жанейро эти положения сформулированы следующим образом:

» женщины играют жизненно важную роль в рациональном использова­нии окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития;

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы дос­тичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех;

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использова­нии и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом под­держивать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития;

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Четвертая группа декларирует ответственность за охрану окружающей среды. Принцип четвертый Стокгольмской декларации провозгласил особую ответственность человека за сохранение и разумное управление произведениями живой природы и ее среды, которые находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. А во Всемирной хартии природы указы­вается: генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасно­сти; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна со­храняться но крайней мере на том уровне, который достаточен для ее выжи­вания; необходимую для этого среду обитания следует сохранять (принцип 2); эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суше или морю; особая защита должна обеспечиваться уни­кальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и сре­ды обитания редких или исчезающих видов (принцип 3); используемые чело­веком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохра­нить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют (прин­цип 4).

Пятая группа устанавливает приоритеты в использовании природных ре­сурсов. Всемирной хартией природы предусматривается (принцип 10), что природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно:

а) биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;

б) производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам но сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разло­жения органических веществ и по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения,

в) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируютея;

г) не возобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуати­руются в меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.

Принципы 3 и 5 Стокгольмской декларации посвящены соответственно ох­ране восполнимьгх и невосполнимых ресурсов. Первые должны сохраняться главным образом путем поддержания естественной способности природы к их воспроизводству. Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться та­ким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.

Шестую группу составляют принципы (в частности, принципы 6 и 7 Сток­гольмской декларации), сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу. В Хартии по этому вопросу записано следующее: следует воздержаться от всякого сброса загрязняющих веществ в естественные системы, если такой сброс неизбежен, то эти загрязняющие вещества должны обезвреживаться в тех местах, где они производятся, с использованием наиболее совершенных средств, имеющихся в распоряжении производителей, а также должны приниматься особые меры предосторожности с целью не допускать сброса радиоактивных и токсичных отходов (принцип 12).

Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы вредных последствий для природы. В частности:

а) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести не­поправимый ущерб природе;

б) необходимо воздерживаться от деятельности, таящей в себе повы­шенную опасность для природы. Лица, осуществляющие такую дея­тельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значи­тельно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности чет­ко не установлено, она не должна предприниматься;

в) деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшест­вовать заблаговременная оценка ее возможных последствий; если при­нято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществ­ляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до миниму­ма сократить ее вредные последствия;

г) деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства следует вести с учетом особенностей и запа­сов природных ресурсов данных районов;

д) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии со своим природным потен­циалом и требованиями благосостояния проживающего в этих районах населения (принцип 11).

Седьмая, наиболее обширная группа принципов охраны окружающей сре­ды предполагает тесное и эффективное международное сотрудничество в данной области. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целост­ности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении со­стояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но раз­личную ответственность. Развитые страны признают ответственность, кото­рую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устой­чивого развития с учетом стресса, который создают их общества для гло­бальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 12 Декларации Рио-де-Жанейро говорит о том, что для более эф­фективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды го­сударства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономиче­скому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торго­вой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискримина­ции или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологи­ческих проблем, должны, насколько это возможно, основываться на между­народном консенсусе. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся от­ветственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативный и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касаю­щегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологи­ческого ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрис­дикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции (принцип 13). Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдер­живания или предотвращения переноса и перевода в другие государства лю­бых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологиче­ский ущерб или считаются вредными для здоровья человека (принцип 14). В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими воз­можностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущер­ба, отсутствие полной научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды (принцип 15). Национальные вла­сти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель обязан покрывать издержки, связан­ные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование (принцип 16).

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и ко­торые подлежат утверждению решением компетентного национального ор­гана (принцип 17). Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возмож­ное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам (принцип 18). Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронуты­ми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую ин­формацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государства­ми на раннем этапе и в духе доброй воли (принцип 19). Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию националь­ного потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углубле­нию научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии (принцип 9).

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности - необходимого условия устойчивого развития - в целях уменьшения различия в уровнях жизни и более эффективного удовле­творения потребностей большинства населения мира.

Особое значение придается положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязви­мых стран. Международные действия в области окружающей среды и разви­тия должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потреб­ностей всех стран.

Восьмая группа характеризует принципы, обеспечивающие право на ин­формацию. В соответствии с принципом 10 Декларации Рио-де-Жанейро экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при уча­стии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне. На на­циональном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоря­жении государственных органов, включая информацию об опасных материа­лах и деятельности, и возможность участвовать в процессах принятия реше­ний. Государства развивают и поощряют информированность и участие на­селения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эф­фективная возможность использования судебных и административных про­цедур, включая возмещение и средства судебной защиты.

Девятая группа устанавливает обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разруши­тельное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружаю­щей среды во время вооруженных конфликтов, и при необходимости должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Государства должны разрешать все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в вы­полнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальней­шем развитии международного права в области устойчивого развития.

И конечно, процесс совершенствования правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, выходит на новый уровень в 90-х годах. С уче­том рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), решений Комиссии ООН по устойчивому развитию, более 20 странами мира, в том числе и Беларусью, приняты национальные программы по окружающей сре­де и развитию.

В этих программах отражены основные рекомендации и принципы доку­ментов, принятых в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по ок­ружающей среде и развитию, стремление осуществить переход к устойчиво­му развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей сре­ды и природно-ресурсното потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В принятой Конференцией ООН.

"Повестке дня на XXI век" намечена стратегия мирового сообщества на бу­дущее, предусматривающая гармоничное достижение основных целей - со­хранения окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Это предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, экологиче­ски безопасное применение высоких технологий, химических веществ с уче­том решения социально-экономических проблем.

Реализация этих мер позволит обеспечить положительную динамику изме­нения важнейших взаимосвязанных индикаторов, отражающих стабильное функционирование, сбалансированное взаимодействие и движение социаль­ной, экономической и экологической сфер. Такой подход предусматривает необходимость перехода к модели устойчивого развития на основе принци­пов, изложенных в "Повестке дня на XXI век, и с учетом собственных инте­ресов, условий и особенностей.

Модель устойчивого развития, как и всякая социальная модель, представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Согласно краткому определению устойчивого развития общества, суть которого - удовлетворе­ние нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколе­ниям людей, эта модель включает комплекс компонентов, отражающих клю­чевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономиче­ской и экологической сфер.

Названные выше принципы международного сотрудничества в области ох­раны окружающей среды распространяются и на отношения России со стра­нами СНГ. В феврале 1992 года представителями этих стран в Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ок­ружающей среды.

Целостность и неделимость окружающей природной среды, с одной сторо­ны, суверенное право каждого государства, входящего в состав СНГ, распо­ряжаться природными ресурсами, с другой, наложили свой отпечаток на принципы экологических взаимоотношений этих государственных структур.

Члены Содружества признают необходимость правового обеспечения об­щего экономического пространства, предотвращения и устранения юридиче­ских коллизий.

В России законодательно закреплен принцип примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей среды и ис­пользования ее ресурсов. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, если международным договором в области охраны ок­ружающей природной среды, заключенным Российской Федерацией, уста­новлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Рос­сийской Федерации, то применяются правила международного договора.

К сожалению, приходится констатировать, что с течением времени энтузи­азм, связанный с проведением конференции в Рио-де-Жанейро, заметно по­убавился. Государствам пока не удалось достичь сколько-нибудь заметного прогресса в реализации решений, принятых на форуме. Особенно ярко отсут­ствие движения вперед проявляется в сфере межгосударственного сотрудни­чества, где реальные действия по-прежнему подменяются высокопарной ри­торикой и пустыми обещаниями. Наглядным примером может служить со­стоявшаяся летом 1997 г. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая целиком была посвящена проблеме реализации "Повестки дня на XXI век". В пылу жарких споров участникам так и не удалось прийти к со­гласию ни в одной из критических областей: снижение выбросов парниковых газов, охрана лесных ресурсов и увеличение помощи наиболее бедным стра­нам.

В заключение хочется отметить, что место и роль обновленной Организации Объединенных Наций в создающейся системе глобального экологического партнерства будет зависеть, в конечном счете, не от самой ООН, а от госу­дарств-членов, их политической воли и готовности пожертвовать частью своих суверенных прав. На государства, в свою очередь, давление могут и должны оказывать простые граждане. Подобное уже имело место тридцать лет назад, когда общественная обеспокоенность ухудшением состояния ок­ружающей среды заставила правительства действовать и привела к проведе­нию Стокгольмской конференции 1972 г.

  • Финансово-кредитная и ценовая политика в области регулирования природопользования.
  • 1 Источники международно-правовой охраны окружающей среды

    Понятие источников экологического права получило в теории и практике широкое толкование. Источники международного экологического права представляют собой международные нормативно-правовые акты, содержащие международные эколого-правовые нормы. Следует отметить, что вопросы о субъектах и источниках между- народного экологического права тесно связаны между собой, так как результаты законотворческой деятельности субъектов являются источниками этой отрасли права. Кроме того, нормы международного экологического права содержатся в международных договорах, конвенциях, правда, действительны для того или иного государства при условии их одобрения последним.

    Источники международного экологического права делятся на две категории:

    • 1) общепризнанные источники международного права, перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда (международные конвенции, как общие, так и специальные; международный обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины квалифицированных специалистов по публичному праву);
    • 2) нормативные акты, не имеющие обязательной силы (решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов, совещаний). Такие акты носят рекомендательный характер. Различают следующие виды международных конвенций, договоров, соглашений, касающихся охраны окружающей среды:
      • - двусторонние и многосторонние;
      • - межгосударственные и с участием международных организаций;
      • - межправительственные и межведомственные;
      • - глобальные, региональные и субрегиональные и т. п.

    В числе двусторонних договоров можно назвать: Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 мая 1972 г.; Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания 1973 г.; Меморандум о взаимопонимании между Правительством СССР и Правительством Канады о научном сотрудничестве в области исследования водных систем 1989 г. Среди многосторонних актов наиболее известны Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г., Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция по биологическому разнообразию 1992 г. и др. В этих и других актах стороны обязуются содействовать развитию связей и сотрудничества в области охраны окружающей среды, должным образом учитывать соответствующие факты и проблемы, выражать решимость в охране человека и окружающей его среды, обмениваться информацией и осуществлять научную деятельность, направленную на борьбу с множеством глобальных экологических проблем. Особым источником международного экологического права, имеющим обязательный характер, являются решения некоторых международных организаций: Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и социального совета ООН, региональных экономических комиссий, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др. Решения и резолюции конференций, симпозиумов, форумов, совещаний служат средством обмена опытом природоохранной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем. Эти источники международного экологического права оказывают большое влияние на данную отрасль права. Примерами могут служить Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы 1980 г., Всемирная хартия природы 1982 г.1 , Декларация Рио-де-Жа-нейро по охране окружающей среды и развитию 1992 г. Указанные документы побуждают государства к активной деятельности и сотрудничеству.

    2 Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

    Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты. В частности, он закреплен в Конвенции об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. данный принцип раскрывается следующим образом: «Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанную с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств».

    Специальные принципы международного экологического права наиболее полно неофициально кодифицированы в проекте международного договора - Международного пакта по окружающей среде и развитию, который был разработан в 1995г. специалистами МСОП (существующий в 4-й редакций от 22 сентября 2010г.). Этот документ впервые четко разграничил принципы-идеи и принципы-нормы, выделив среди последних следующие:

    • - принцип обеспечения соблюдения конституционных экологических прав человека - не имеет прямого действия и зависит от того, какие конкретные экологические права закреплены в конституциях и конституционных актах государств, поэтому данный принцип в отношение конкретного государства, следует толковать так: «что предусмотрена вашей Конституцией и конституционными законами в отношений экологических прав человека, то и соблюдайте»;
    • - принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде. Его суть заключается в том, что в случае угрозы причинения ущерба окружающей среде должны быть приняты все меры по предотвращению такого ущерба. Любая деятельность, которая может повлечь такой ущерб, должна быть прекращена. Он является центральным системообразующим принципом международного экологического права;
    • - принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов. В самом общем виде юридическое содержание данного принципа раскрывается в нормах «мягкого» международного экологического права следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; сохранение эксплуатируемых природных ресурсов на оптимальном уровне, то есть на уровне, при котором обеспечивается их не истощительное использование; научно обоснованное управление живыми ресурсами. Устойчивое развитие следует понимать как развитие в согласии с требованиями законов устойчивости биосферы в пределах того коридора (хозяйственной емкости биосферы, а в локальных и региональных случаях - хозяйственной емкости соответствующих экосистем), который предопределен для цивилизации ограничениями и запретами, вытекающими из этих законов.
    • - принцип предосторожности, или предосторожного подхода, в самом общем виде сформулирован в Декларации Рио следующим образом: «В целях защиты окружающей среды государствами согласно их возможностям широко применяется осторожный подход. В тех случаях, когда существует угроза нанесения серьезного или невосполнимого ущерба, нехватка полных научных данных не должна служить причиной отсрочки принятия дорогостоящих мер по прекращению деградации окружающей среды»;
    • - принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды распространяет свое действие как на мирную, так и на военную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Государства не должны осуществлять ввоз и вывоз средств потенциального радиоактивного заражения без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности;
    • - принцип защиты экологических систем Мирового океана. Юридическое содержание данного принципа сводится к обязанности всех государств «защищать и сохранять морскую среду» (ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая исключительные экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в исключительной экономической зоне преимущественно, а в открытом море полностью относится к юрисдикции государства флага.
    • - принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду своим появлением обязан принятию в 1976 г. Конвенции о запрещении военного или любо- го иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и в 1977 г. Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года;
    • - основу принципа обеспечения экологической безопасности составляет теория экологического риска - определение уровня приемлемого риска с его непременным учетом при установлении себестоимости продукции и услуг. Под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, то есть приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.

    В настоящее время данный принцип находится в процессе формирования и представляет собой скорее цель, к которой должно стремиться мировое сообщество, чем реально действующий принцип.

    Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде. В соответствии с данным принципом государства обязаны возместить ущерб окружающей среде, причиненный как в результате нарушения ими своих международных обязательств, так и в результате деятельности, не запрещенной международным правом.

    Особенностями происходящего процесса становления международного экологического права следует объяснять тот факт, что специальные принципы в данной области нельзя считать чем-то застывшим, окончательно сформировавшимся. Мы являемся свидетелями именно процесса. По этой причине вполне вероятно появление в ближайшем будущем и других специальных принципов.