Морфемика. Морфемный состав слова

Состав слова особенно часто просят разобрать учеников средней школы. Ведь благодаря таким занятиям ребята намного лучше усваивают материал словообразования и правописание различных выражений. Но, несмотря на легкость данной задачи, школьники не всегда выполняют ее правильно. С чем это связано? Об этом мы расскажем далее.

Общие сведения о разборе состава слова

В филологической науке разбор слова по составу называют «морфемным анализом». Считается, что это самая сложная аналитическая работа, которую следует осуществлять с лексическими единицами нашего родного языка. Но если придерживаться определенного алгоритма, данную процедуру можно провести очень легко, быстро и верно.

Состав слова

Как известно, все состоят из окончания и основы. В последнюю часть входят: суффикс, корень и приставка. Обычно их называют морфемами.

Что такое морфема?

«Морфема» с греческого языка переводится как «форма». То есть это - значимая и минимальная часть слова, которая не может расчленяться на более мелкие единицы.

Морфема обладает грамматическим значением и грамматической формой. Она способна передавать совершенно разные типы значений, а именно:


Нулевые морфемы

Следует также отметить, что помимо материально выраженных, в русском языке встречаются и нулевые морфемы, которые также обладают грамматическим значением. Приведем пример: в слове «дом» не выражено материальное окончание, а в слове «нёс» - суффикс и окончание прошедшего времени.

Из каких частей состоит слово?

Как было сказано выше, в состав слова входят: приставка, корень, основа, суффикс и окончание. Чтобы понять, как верно найти данные части, следует дать определение каждому из них:


Основные этапы разбора слова по составу

Состав слова разбирается согласно определенному алгоритму. При этом необходимо использовать специальные графические обозначения. Рассмотрим основные этапы данного анализа более подробно:


Состав слова: примеры разбора

Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Виды работ по морфемике на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова, методику изучения и виды работ, которые проводятся в школе на уроках русского языка.

Подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

Описать морфемный состав слова в современном русском языке;

Рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

Изучить опыт работы учителей школ по данной теме.

Объект исследования: состав слова.

Предмет исследования: методика изучения состава слова в школе, на уроках русского языка.

Методы исследования:

Теоретические методы:

1) изучение методологических основ;

2) изучение «истории вопроса» и изучение всей литературы по вопросу, анализ всего прошлого опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела;

3) изучение вопросов современного науковедения, эвристики, методов исследования и смежных наук, опыта исследовательской работы крупных ученых;

4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, формирование выводов и практических рекомендаций .

Эмпирические методы:

1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного;

2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведения магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ - диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей.

Этапы исследования:

1) изучение методологических вопросов теории познания и ее применения к процессу обучения школьников. Изучение психолого-педагогических вопросов теории познавательной деятельности учащихся.

2) обработка собранных материалов.

3) внесение корректив в предварительные выводы. Разработка рекомендаций. Окончательная доработка новой методики и учебных материалов, составление работы .

МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

Понятие морфем

Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем - обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) - однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом - щик - чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - - и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня - фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Морфема - единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема - единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.

1

Морфемика. Морфемный состав слова. Словообразование и словообразовательные основы.

Основные понятия и термины:

Морфемика

Основа

Корень

Окончание (флексия)

Приставка (префикс)

Суффикс (аффикс)

Интерфикс

Словообразование

Способы словообразования
Краткий план ответа на вопрос


  1. Понятие морфемики. Определение понятий корень , основа, приставка, суффикс, интерфикс.

  2. Словообразование. Основные способы словообразования.

  3. Способы образования самостоятельных частей речи.

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Слово состоит из основы и окончания.

В основу входят: приставка, корень, суффикс.

Глагол

1. приставочный - от глаголов: бежать  про-бежать,

2. суффиксальный , при котором глаголы образуются от

Прилагательных: красный  красн-е-ть, видный  видн-е-ть-ся,

Существительных: партизан  партизан-и-ть, толпа  толп-и-ть-ся,

Числительных: двое  дво-и-ть (‘разделять надвое’),

Междометий: ах  ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный , которым глаголы образуются от

Существительных: тень за-тен-и-ть, банкрот  о-банкрот-и-ть-ся,

Прилагательных: прямой вы-прям-и-ть,

Числительных: трое  у-тро-и-ть,

Глаголов: любить  недо-любл-ива-ть, прыгать  рас-прыгать-ся, звонить  пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить труд(о)устроить ,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить  у-мир(о)творить;

Наречие

1. приставочный - от наречий: долго  не-долго, как  кое-как,

2. суффиксальный

Существительных: зима  зим-ой,

Прилагательных: хороший  хорош-о,

Числительных: три  тр-ижды,

Глаголов: лежать  леж-а,

Наречий: хорошо  хорош-енько, как  как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный , которым наречия образуются от

Прилагательных: новый  по-нов-ому, давний  из-давн-а,

Существительных: верх  в-верх-у,

Числительных: двое  в-дво-ем,

Глаголов: догонять  в-догон-ку, скакать  в-скачь-

Наречий: долго  по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией : мимо + ходить  мимоход-ом.

что такое морфемный состав слова?

  1. Состав слова. Понятие морфемы

    Состав слова это сочетание его значимых частей (морфем) .

    Морфема (от греч. morphe форма) это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово подводный состоит из четырх морфем: корня -вод-, приставки под-, суффикса -н- и окончания -ый.

    В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.

    Корневая морфема составляет лексическую базу слова. Аффиксальные морфемы (от лат. affixus прикреплнный) аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, #9632;ишь и -ся) , оформляющие каждое из этих слов как определнную часть речи в системе е форм.

    По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.

    По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова) . Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами, а в формах бодрый, бодрая окончания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.

  2. Морфе#180;мный соста#180;в сло#180;ва совокупность всех выделяющихся в нм морфем (в том числе и уникальных) , а также интерфиксов.

    Мно#180;жественность морфе#180;много соста#180;ва сло#180;ва способность слова члениться по-разному. Такой способностью в ряде случаев обладают полимотивированные слова, например: мода #8594; модник 1, модник 1 и модный #8594; модник 2, модник 2.

    Слово может члениться по-разному и в том случае, если учитываются разные точки зрения, например: безусый #8592; ус (1-ая точка зрения: префиксально-суффиксальный способ словообразования, безус#216;ый 1; 2-ая точка зрения: префиксально-флексийный способ словообразования, безусый 2).
    http://yarus.aspu.ru/?id=20

  3. Например: Пришл - окончание нулевое, основа слова пришл, корень шл, приставка при. А суфикса нет.
  4. Спасибо, братиш!
  5. это состав слова

Морфемика – это учение о значимых частях слова, или морфемах. Значение морфемы определяется в составе слова. Например, суффикс ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение: столик, самолетик, карандашик. Морфема как часть слова отличается от фонемы. Фонема лишена значения.

Словообразование тесно связано с фонологией, лексикой и грамматикой. Морфема, как и слово, состоит из фонем. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что вновь образуемые слова пополняют лексический состав языка. Многие морфемы являются носителями определенного грамматического значения, особенно окончания и формообразующие суффиксы. В этом проявляется связь словообразования и грамматики. Так, слова с суффиксом ИЗАЦИЙ- войдут в разряд существительных ж.р. – ракетизация, нуклеаризация .

Любое слово состоит из морфем. Выделяют следующие типы морфем: приставку, корень, суффикс, окончание (флексию), постфикс, интерфикс. Слово может состоять из одной морфемы, например, большинство служебных слов – и, ибо, если ; некоторые несклоняемые существительные – депо ; наречия – где, здесь, там . Хотя этимологически в слове здесь когда-то выделялась приставка С-. Чаще, однако, в слове выделяется несколько морфем. Например, богатырский – выделяется корень БОГАТЫР-, суффикс СК-, окончание ИЙ. В слове грибок выделяется корень ГРИБ-, суффикс ОК и нулевое окончание.

Главный принцип выделения морфем – это принцип сопоставления близких по звучанию и значению слов. Рассмотрим, как действует данный принцип. Так, сопоставляя слова простой/простенький/простоватый/простота , можно выделить общую часть ПРОСТ со значением ‘легко доступный пониманию, не сложный’. Сопоставляя одноструктурные слова простоватый/беловатый/желтоватый , можно выделить общий элемент ОВАТ- со значением ‘небольшая степень признака’. По сопоставлению слов простоватый/простоватая/простоватого выделяют изменяющийся элемент ЫЙ. Итак, в слове простоватый выделяют три значимых части, называемых морфемами. Дальнейшее членение на значимые части невозможно. Поэтому морфему называют минимальной значимой языковой единицей. Морфема, как и слово, воспроизводится и повторяется в речи. Однако есть несколько признаков, отличающих морфему от слова:



Вариант морфемы получил название морфа (алломорфа). Поэтому морфему еще рассматривают как совокупность морфов. Можно сказать, что морф – это конкретный представитель морфемы. Разные морфемы могут быть представлены разным количеством морфов. Так, приставка ВЫ- реализуется в одном морфе. А суффикс ОНОК- может реализовываться в двух морфах – ОНОК/ОНК. Например, медвежонок, медвежонка . На возникновение морфов влияют фонетические процессы, в частности чередование фонем. Так, корневая морфема БЛЕСК- представлена следующими морфами: блеск/блестеть/блистать/блеснуть/блещет . (<СК>|<СТ>|<С>|<Ш’> <Э>|<И>).

Морфема так же соотносится с морфом, как фонема со звуком. Фонема реализуется в звуках, а морфема – в морфах. Фонема и морфема – абстрактные языковые единицы, звук и морф – конкретные. Алломорфы одной морфемы обладают тождеством значения и фонетической близостью. Например, в словах летать/лечу/полет корень ЛЕТ- представлен в трех морфах, и в эту цепочку не входит корень ЛЕТ- из слова лето . Эти слова лишены тождества значения. В словах работа/разрабатывать корни обладают фонетической близостью.

Морфемы различаются по роли в слове и по месту в составе слова. В соответствии с этими принципами выделяют морфемы корневые и аффиксальные. Корневые морфемы – это обязательные морфемы, нет слов без корня. Как единичное исключение обычно приводят в пример слово вынуть , в котором выделяют суффиксы ТЬ- и НУ-, а также приставку ВЫ-. Исторически корень, конечно же, был, только в результате фонетических процессов и действия закона аналогии корень изменился и совпал с частью суффикса.

Аффиксальные морфемы – это не обязательные, факультативные морфемы. Могут вообще существовать слова без аффиксов – здесь, кашпо . К аффиксам относят приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

Корень – это обязательная в каждом слове морфема, содержащий в себе основной элемент их лексического значения. Например: вода/водный/водолаз/водица/наводнение . Все эти однокоренные слова при разнице в лексическом значении имеют общий элемент значения, связанный с корнем ВОД-.

Корни бывают свободными и связанными. Свободный корень – это корень, который может употребляться в слове без приставок и суффиксов, окончание не в счет. Дом, вода, летний (лето), бежать (бегу), хитрец (хитрый) . Чтобы определить свободный или связанный корень, надо подобрать однокоренное слово, где бы такой корень употреблялся только с окончанием или в чистом виде (для неизменяемых слов).

Связанный корень употребляется только в соединении с суффиксами и приставками. Например: свергнуть/отвергнуть/низвергнуть; добавить/прибавить/убавить; причал/отчалить; обуть/разуть. Многие корни стали связанными в результате исходного слова, имевшего свободный корень. Так, в современном русском языке в слове скудость содержится связанный корень, так как ушло из языка слово СКУДЫЙ со свободным корнем.

Билет 7. Имя существительное как часть речи в современном русском литературном языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Реализация компетентностного подхода при изучении русского языка в школе

Имя существительное.

Лексико-грамматические разряды имен существительных :

а) личные и неличные существительные;

б) собственные и нарицательные существительные;

в) неодушевленные и одушевленные существительные;

г) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, которая имеет категориальное значение предметности, обладает морфологическими категориями рода, числа и падежа и выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Предметность как категориальное значение понимается широко. Это и название конкретных предметов, вещей: дом, ракета, карандаш, окно, лампа, платье; название явлений природа: гроза, ветер, ураган, цунами: название событий: война, история, катастрофа; название лиц: человек, мужчина, сестра, Василий Теркин, космонавт; название живых существ: птица, корова, свинья; название совокупности живых существ, лиц, предметов: воронье, учительство, малинник, дубняк; название признаков: белизна, синь, красота, ширь, доброта; название действий: бег, взлет, наблюдение; географические названия: Москва, Россия, Арал.

Этот перечень тематических групп существительных может быть продолжен. Можно конкретизировать уже названные тематические группы и выделить внутри них определенные подгруппы. Например, в группе «названия живых существ» можно вычленить подгруппы: 1) названия птиц, 2) названия животных, 3) названия рыб, 4) названия пресмыкающихся.

Значение предметности позволяет различные лексические значение обобщать и мыслить как предметные, как название субстанции, носителей признаков.

Грамматические категории рода, числа и падежа выделяют и в других частях речи (прилагательные, местоимения), но как зависимые категории, согласующиеся с категориями имен существительных. Эти грамматические категории являются средством выражения предметности. Род – это постоянный признак, а число и падеж – переменные признаки. Имя существительное изменяется по числам и падежам, то есть склоняется. Склонение противопоставляет существительное глаголу – спрягаемой части речи.

Существительное в предложении может выполнять любую функцию, но чаще бывает подлежащим или дополнением. Например:

Полночь и свет знают свой час.

Полночь и свет радуют нас.

В сердце моем – призрачный свет .

В сердце моем – полночи нет.

В функции сказуемого, определения и обстоятельства имя существительное употребляется с ограничениями: не может быть простым сказуемым, не может быть согласованным определением, не все падежные формы выступают в функции обстоятельства.

По семантике и морфологическим свойствам имена существительные объединяются в лексико-грамматические разряды (ЛГР). Это группы слов на основе общности лексического значения и морфологических признаков. ЛГР свидетельствуют о взаимосвязи и взаимозависимости лексики и морфологии.

Выделяют следующие ЛГР:

1. Имена существительные собственные и нарицательные.

2. Имена существительные личные и неличные.

3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

4. Конкретные и абстрактные существительные.

5. Вещественные и собирательные.

Деление на собственные/нарицательные является первым классификационным свойством имен существительных.

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями однородных предметов: трактор, трава, лещ, слон, голова, книга, злость, восстание, факт .

Собственные существительные – это названия отдельных, одиночных в своем классе предметов. Среди них можно выделить тематические группы:

1) имена, фамилии, отчества людей Вера, Надежда, Любовь, Иванов, Петров, Константин Дмитриевич Бальмонт ;

2) клички животных Тузик, Пушок, Каштанка ;

3) географические названия Байкал, Перу, Чад, Канада, Азия ;

4) названия исторических событий Великая Отечественная война, Ренессанс, Классицизм ;

5) названия художественных произведений «Преступление и наказание », «Коммерсант», «Новый мир» ;

6) названия магазинов, кафе, клубов, театров «Подиум», «Аленка», «Юность», «Спутник» ;

7) астрономические названия Венера, Марс, Водолей, Рак ;

8) сорта и марки различных предметов «Волга», «Мишка на севере» ;

Семантические различия между собственными и нарицательными существительными отражаются и в грамматических различиях. Большинство нарицательных существительных имеют формы единственного и множественного числа и могут изменяться по числам: сестра – сестры, дом – дома, береза – березы, берег – берега. Имена собственные могут употребляться либо в форме единственного числа, либо в форме множественного. Поэтому они не изменяются по числам. Например, Сокольники, Афины, Альпы (употребляются в форме мн.ч.); Петербург, Ниагара, Европа (в форме ед.ч.). Если собственные существительные, обладающие только формой ед.ч., употребляются во множественном числе, то это связано с изменением их семантики. Так, форма Петровы обозначает множество однофамильцев либо лиц, находящихся в родственных отношениях род Петровых . А фраза В классе несколько Вер указывает на несколько тезок. Лексемы Обломовы, Маниловы, Чичиковы называет несколько лиц, имеющих общие черты характера. Говорят, что в этом случае имена собственные называют тип людей.

Граница между собственными и нарицательными существительными подвижна. Нарицательные существительные могут пополняться за счет собственных и наоборот. Так, в разряд нарицательных перешли бывшие собственные кольт, наган, галифе, шанель, вальс-бостон. Есть имена собственные, восходящие к нарицательным Орел, Рыбы, газета «Искра». В этом случае говорят о лексико-семантическом способе словообразования, в результате которого образуются омонимы. При переходе собственных имен в нарицательные расширяется семантический объем слов, так как они обозначают не единичный предмет, а целый класс однородных предметов. Сравните: Октавиан Август/месяц август. При переходе нарицательных имен в собственные меняются грамматические свойства, эти существительные могут утрачивать способность изменяться по числам. Можно сказать два орла, но * пять городов Орлов . Имя собственное Волк, например Надежда Волк, утрачивает способность изменяться по падежам.

Анализом имен собственных занимается ономастика.

В лингвистике выделяется также особая группа личных имен существительных. Личные имена существительные называют лицо по характерным признакам:

1) по физическим признакам великан, карлик, здоровый, больной ;

2) по национальности латыш, литовец, армянин ;

3) по профессии учитель, слесарь, банщик ;

4) по политическим убеждениям либерал, коммунист, атеист ;

5) по месту жительства квартирант, курянин, москвичка ;

6) по родству брат, сестра, мать, отец, бабушка ;

7) по половому признаку мужчина, женщина, юноша, девушка .

Названия лиц – это продуктивная группа имен существительных.

Неличные существительные называют не лиц – растения, животных, мебель, камни. Граница между личными и неличными существительными подвижна. Слово голова в прямом значении называет орган человеческого тела, в переносном значении переходит в разряд личных существительных: «Ну, ты голова !».

В категории одушевленности/неодушевленности отражается противопоставление живой и неживой материи, поэтому уже в начальной школе учащиеся легко определяют одушевленные и неодушевленные существительные, используя семантический критерий. К одушевленным они относят названия лиц и животных: человек, лиса, птица, дочь, лось, дежурный, сазан. Это в основном существительные мужского ил женского рода. Существительные ср.р. немногочисленны: дитя, существо, подмастерье; лицо (=человек), субстантивированные прилагательные и причастия животное, млекопитающее, насекомое; слова на –ище: страшилище, чудище.

В качестве определяющего признака одушевленных существительных отмечается способность предметов, которые они обозначают, самостоятельно передвигаться, перемещаться. В школьной практике одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? , неодушевленные – что?

Семантическая классификация не совпадает с научными представлениями: в науках о природе к живой материи относят также растения. В лингвистике нельзя опираться только на семантический критерий. Следует принимать в расчет и грамматический фактор, особенно в тех случаях, когда семантический и грамматический критерии противореча друг другу, как в слове покойник . По семантике это неодушевленное существительное, по грамматике – одушевленное.

В соответствии с грамматическим критерием у одушевленных существительных форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. У неодушевленных – форма В.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. мн.ч. Сравните:

В спорных случаях, когда морфологический критерий противоречит семантическому, опираться необходимо на морфологический критерий. Так, по логике вещей слова мертвец, покойник, кукла, туз, ферзь, валет должны быть неодушевленными, но по грамматическим свойствам они ведут себя как одушевленные. Сравните:

Итак, форма В.п. совпадает с формой Р.п., следовательно, эти существительные одушевленные.

В случае омонимии или многозначности слова необходимо учитывать лексическое значение слова: живой или неживой предмет оно обозначает. Сравните: вижу Орел (город) – неодушевленное; вижу орла (птицу) – одушевленное. Позвать дворника (одушевленное)/включить дворник (неодушевленное). Вижу огромный пень/Этого пня ничему не научишь. Прогневать Марса/полеты на Марс.

Употребляются как неодушевленные существительные тип, образ, характер, называющие действующих лиц в художественных произведениях характеризовать образ Евгения Онегина//характеризовать героя романа.

Наблюдаются колебания в отнесении к одушевленным/неодушевленным существительных, называющих микроорганизмы: микроб, бацилла, бактерия, вирус. Допустимы выражения: рассматривать вирусы/вирусов в микроскоп, уничтожать бактерий/бактерии, исследовать микробы/микробов. Говорят, что данные существительные имеют 2 формы В.п. В профессиональной среде данные существительные употребляются как одушевленные, в непрофессиональной – как неодушевленные. Существительные народ, толпа, войско неодушевленные.

Нарицательные имена существительные бывают 4 типов: отвлеченные – конкретные, вещественные, собирательные.

Конкретные и абстрактные существительные различаются по семантике. Конкретные называют предметы и явления действительности, существующие в виде отдельных экземпляров и особей. Отвлеченные существительные обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака: бег, ходьба, сварка, изучение, строительство (дома), синева, желтизна, духота. Семантика абстрактных существительных не допускает представлений о счете. Семантические различия проявляются и в грамматических свойствах.

Конкретные существительные могут сочетаться с количественными числительными: две тетради, четыре реки, семь гусей. Конкретные существительные могут изменяться по числам: берег – берега, книга – книги, дерево – деревья, брат – братья.

Отвлеченные существительные не могут сочетаться с количественными числительными, не изменяются по числам и употребляются только в ед.ч. Некоторые абстрактные существительные используются во мн.ч., если приобретают конкретное значение. Но тогда наблюдается сдвиг в семантике таких слов: радости жизни, мирные инициативы (= конкретные предложения), красоты природы (=красивые картины), Фетовские чтения. В этом случае они приобретают способность сочетаться с количественными числительными: Знаю я сладких четыре отрады; немного терпения, немало глупостей сказал, много внимания.

Отвлеченные существительные имеют морфемный показатель, так как образуются при помощи суффиксов с абстрактным значением: -ость/-есть, --от,- изн,- ев, -ниj, -тиj, -ств, -изм, -ациj: реализация, беззащитность, красота, желтизна, развитие, синева, низина, разоружение, канцеляризм.

Разновидностью конкретных существительных являются существительные единичные (сингулятивы), образованные с помощью суффиксов –ин-/инк со значением ‘единичности’. Эти существительные обозначают единичный экземпляр, выделенный из однородных предметов: горох – горошина, хворост – хворостина, роса – росинка, жемчуг – жемчужина, снег – снежинка, пух – пушинка.

Вещественные существительные обозначают вещества:

1) химические элементы и соединения вода, водород, гелий, бензол ;

2) сельскохозяйственные культуры овес, ячмень, горох ;

3) пищевые продукты масло , молоко, сметана ;

4) стройматериалы гипс, гипсокартон, глина ;

5) лекарства аспирин, микстура .

1.неизменяемость по числам, употребление только в форме ед.ч. или мн.ч. тесто, глина, лед, железо//сливки, духи.

2.форма мн.ч. обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу красные и белые глины, минеральные воды, нержавеющие стали ;

3.несочетаемость с количественными числительными *две грязи, *три стали ;

4.сочетаясь со словами меры, употребляются в форме ед.ч. килограмм мяса, много теста//много конфет.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов и лиц как одно неделимое целое. Выделяются тематические группы:

Большинство собирательных существительных имеет производные основы. Они образованы либо безаффиксным способом: зелень, ветошь, нечисть, либо при помощи суффиксов –ур, -ство, -ник, -няк, -j, -ат : аппаратура, старостат, секретариат. Есть несколько непроизводных слов: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать. В этих существительных значение собирательности является компонентом их семантики.

Собирательные существительные не изменяются по числам, имеют только форму ед.ч. и не сочетаются с количественными числительными. Нельзя сказать *две профессуры.

Четкой границы между ЛГР нет. Бывает так, что в разных значениях слово относят к разным разрядам. Например:

· У дороги рос дуб . (прямое значение, конкретное существительное)

· Отделка дома под дуб . (вещественное значение)

Иногда конкретные существительные в ед.ч. могут приобретать значение собирательности: «Рысь живет, как правило, в тайге» . В данном случае имеется в виду не одна особь, а тип.

Трудно провести границу между вещественными и собирательными существительными. Недаром ученые говорят о промежуточном разряде – вещественно-собирательных существительных: хвоя, помои.

Способ разграничения: если можно образовать единичное существительное с суффиксом ин/инк, то это слово следует отнести к вещественным существительным. Например: хвоя →хвоинка, снег → снежинка, помои → *помоинка (собирательное.

Методологические подходы к обучению русскому языку стали складываться в 19 веке. Первой книгой по МПРЯ стала монография Ф.И. Буслаева «Преподавание отечественного языка». Буслаев считает, что не следует излишне теоретизировать на первых ступенях обучения. Однако все современные УМК как раз чрезмерно насыщены теоретическим материалом, за исключением учебников Рамзаевой и Канакиной.

Буслаев утверждает, что нельзя развивать только умственные способности, преподавание родного языка должно быть эмоциональным. Рецепт прост: читайте, комментируйте прочитанное. Одна басня Крылова предложит материала больше, чем специальные пособия.

Буслаев сформулировал главную проблему методики обучения грамматике: как объяснить маленькому ребенку, что есть имя и что есть глагол, если он не имеет представления о действии и имени.

Принципы обучения, разработанные Буслаевым:

1) Практическая направленность обучения. Обучение должно начинаться наблюдения над языковыми фактами. Например:

2) Анализировать только те языковые явления, которыми ученик умеет пользоваться, поэтому не стоит изучать сослагательное наклонение в начальной школе.

3) Анализируя грамматические факты, не стоит забывать о смысловой стороне. Особенно это отчетливо проявляется при изучении предлогов: ткнул в место скопления островов/сделал вместо соседа, в течении реки/ в течение месяца.

Свой вклад развития методики обучения грамматике внес К.Д.Ушинский. Он утверждал, что можно научить правильно писать и по образцам без всякой теории, как писаря. Но такое обучение растянется на многие десятки лет, и каждое новое слово будет ставить грамотея в тупик. Поэтому одной из целей обучения русскому языку он считал усвоение грамматики. Грамотное письмо базируется на знании грамматики.

Современная МПРЯ оперирует следующими понятиями:

1. Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижения целей обучения.

Приемы обучения – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы.

Выбор метода обусловлен многими факторами:

спецификой учебного материала, возрастом учащихся, степенью их подготовленности, конкретными задачами работы и т.д.

Группировка методов.

1) С точки зрения организации учебного процесса:

а) сообщение учителем новых знаний;

б)беседа учителя и учащихся;

в)метод самостоятельной работы учащихся (под руководством учителя).

2) По источнику получаемых знаний:

а)словесные методы (объяснение учителя, работа с учебником);

б)наглядные методы (демонстрация учебных пособий, наблюдение);

в)практические работы (устные и письменные упражнения).

3) По конкретным задачам, стоящим перед учителем:

а) сообщение новых знаний;

б)закрепление знаний, автоматизация;

в)учет, проверка знаний, умений и навыков.

В настоящее время в современных школах в работе по обучению русскому языку младших школьников отдается предпочтение эвристическим методам (в сравнении с догматическими – методами получения готовых знаний): проблемному, поисковому и частично-поисковому, исследовательскому. Особенно популярен в современной начальной школе проблемный метод, который позволяет воспитывать у младших школьников аналитическое мышление, основы творческой деятельности.

Например, по улице, но по площади;

В тетрадке, но в тетради;

В кроватке, но в кровати.