Что скрывается под формой: девушки из ВМФ Нидерландов в обмундировании и без него. Военно-морская академия: поступление и программы Берут ли девушек в морской флот

Это было одно из самых курьезных формирований Первой мировой войны. 35 бодрых, коротко стриженных барышень в матросской форме учились строю, зубрили устав, слушали отделенного командира и мечтали умереть за Родину. На ленточках их бескозырок золотилась надпись: "Морская женская команда".

РАПОРТ МИНИСТРУ

1 июля 1917 года помощник Морского министра капитан 1 ранга Борис Дудоров получил прелюбопытное прошение. Ему писали "истинные патриотки", организаторы кружка "Русские женщины, сплотитесь". Они требовали сформировать женскую морскую команду, которая беззаветно послужила бы флоту и Отечеству.

Подобные сумасбродные рапорты периодически поступали на имя Военного и морского министра. То дамы просили организовать ударные части "для борьбы с анархией в деревнях", то создать "женский полк черных гусар". Но замахнуться на святая святых - русский флот?!

В любое другое время каперанг Дудоров не придал бы значения странной бумаге. Но время было взрывоопасное, Юго-Западный фронт пытался организовать наступление, в то время как в тылах царили лень и пораженчество. И всего лишь неделю назад под Крево отправился нестройный "батальон смерти" Марии Бочкаревой, чтобы показать мужикам, как надо воевать.

Александр Керенский рвал горло на митингах, кричал о "женском факторе" и пользе, которую он должен принести. Главковерх Алексей Брусилов и командующий Петроградским военным округом генерал-лейтенант Петр Половцов тоже приветствовали формирование женских частей. Дудорову не оставалось ничего другого, как одобрить прошение.

Он едва ли представлял, что женщины могут делать на флоте. Но сами они это знали отлично: служить наравне с матросами, быть, если потребуется, "и морячками, и прачками".

"СТРАНА ЛЕТАЮЩИХ СОБАК"

В середине июля 1917 года Главный морской штаб официально объявил о формировании Морской женской команды. Сразу навалились проблемы. Приказ есть, желающих вступить в команду хоть отбавляй, а флот против.

"При нынешних обстоятельствах присутствие женщин считаем нежелательным", - отвечали на запросы Дудорова военно-морские экипажи. Неизвестно, чем бы все это закончилось, но с Кольской морской базы вдруг пришел обнадеживающий ответ: начальник готов принять женскую команду на должности... поварих, прачек, машинисток, уборщиц.

Но никакого моря!

Кольскую базу называли "страной летающих собак" - из-за постоянных ветров, делавших и вовсе невыносимой жизнь в этом гиблом месте. Многие "морячки" поспешили забрать свои заявления. Не прельстило даже обещанное министерством высокое жалованье - 90 рублей в месяц, заработок младшего унтер-офицера флота!

В итоге вышел конфуз: планировалось рекрутировать 150 человек, на поверку к середине августа набралось лишь 35 заявлений. Но обратного пути уже не было: надо готовить отважных женщин к службе. Их разместили в Ораниенбауме, в специально отведенном помещении, и зачислили на довольствие Морской учебно-стрелковой команды. Первым делом выбрали официального представителя в комитет команды - Евдокию Меркурьевну Скворцову, учительницу и, если верить справочнику "Весь Петербург", потомственную дворянку.

"БАБЫ В ШТАНАХ"

В то тревожное лето, аккурат между Февральской и Октябрьской, произошла еще одна революция - в военной экипировке. Впервые в европейской истории женщины надели форменные мужские брюки. До сего момента русские светские дамы обходились исключительно бриджами (катаясь на велосипеде) и галифе (занимаясь верховой ездой). Бриджи, впрочем, носили и подчиненные Марии Бочкаревой, и личный состав 1-го Петроградского женского батальона.

Но брюки считались неприличной формой одежды - в этом сходились и простолюдинки, и аристократки. Однако в Морском министерстве рассудили: коль скоро барышни будут матросами, то и форму должны носить матросскую - бескозырки, тельняшки, рабочие блузы, бушлаты, шинели и брюки. Так на флоте, где трепетно чтут традиции, и появились "бабы в штанах". В начале августа всем прибывшим на службу выдали полный комплект обмундирования. Блузы, брюки, сапоги и бескозырки сшили на заказ специально выписанные из Кронштадта портные: ни в одном цейхгаузе не нашлось "женских размеров".

Барышни новой формой были чрезвычайно довольны, особенно широкими матросскими брюками с "лацбантом" - откидным клапаном спереди. И с большим удовольствием позировали фотографу, не забыв сдвинуть на затылок "беску" и закурить "цигарку". Матросы получились что надо.

Но беда пришла к ним, откуда не ждали.

БУНТ НА КОРАБЛЕ

"Мы, матросы Морской учебно-стрелковой команды, протестуем против формирования женских морских команд", - так начиналось гневное послание моряков своим сослуживицам. Матросы постарались лаконично объяснить, почему женщинам не место на флоте. "Баба в море - команде горе!" - припомнили и старую поговорку. И во многом морские волки были правы. Барышни только что выпорхнули из стен гимназий, не знали и толики морского искусства, абсолютно не были подготовлены к службе. К тому же их присутствие могло возбудить ненужные мысли, что также мешает мужчинам исполнять воинский долг.

Матросы вежливо предложили альтернативу: "Сплотитесь не в морские женские команды, не в ударные батальоны, не в батальоны смерти, а в батальоны труда и взаимопомощи!"

Барышни внимательно прочли послание и отправили его копию с возмущенными комментариями в Главный морской штаб. Дудоров отчитал начальника Морской учебно-стрелковой команды, после чего тот поговорил с матросами на понятном им языке. Бунт в команде затих.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТЕРКА

А тем временем между Главным Морским штабом и начальником Морской учебно-стрелковой команды шла интенсивная переписка: чему учить морячек? И следует ли, к примеру, выдавать им винтовки для ружейных приемов? В итоге сошлись на военном минимуме: хождение в строю, повороты, отдание чести.

Расписание дня девушек напоминало матросское. Просыпались в 7.30, мылись, одевались, убирали помещение и пили чай. После молитвы в девять часов начинались занятия - гимнастика, строевая подготовка, грамота. В 19.00 - ужин, в 21.00 - вечерняя молитва.

Занятия длились до середины сентября. После чего Морскую команду... расформировали из-за ее малочисленности, а научившихся печатать шаг распределили по сухопутным частям. И только шесть амазонок, переодевшись в армейскую полевую форму, отправились на Кольскую морскую базу - "хлебопекаршами". Они продолжали с гордостью именовать себя "Морской женской командой" вплоть до Октябрьской революции...

Странное женское формирование многим казалось капризом Керенского. Но сегодня этот проект воспринимается по-другому. Морская женская команда - первая, пусть наивная, попытка женщин бороться за право служить на флоте. Они завоюют его много позже. Сегодня тысячи женщин достойно служат на российском Военно-Морском флоте. Семь футов под килем!

ПАРАЛЛЕЛИ


А сколько женщин служат на флоте сейчас?

По данным отдела информации и общественных связей ВМФ, в период с 2009 по 2010 год на флоте служили около девяти с половиной тысяч представительниц прекрасного пола, при этом пять тысяч имели должности старшин и матросов, четыре тысячи были прапорщиками и мичманами, более пятисот имели офицерские звания. По данным Главного управления кадров МО РФ на 2015 год, в военных вузах учатся около 700 курсанток, летом военные вузы должны пополнить еще 210 девушек, а кадетские корпуса - около тысячи воспитанниц.

Впрочем, как и в 1917 году, россиянки не служат на кораблях, а работают на береговых объектах в тыловых и военно-медицинских службах, в частях связи. В ВМФ России служила лишь одна женщина-капитан - Вера Курочкина. 13 лет она "судоводила" гидрографический катер БГК-28. Но в сентябре 2013 года получила приказ об увольнении "в связи с изменением условий трудового договора".

Всего же, по данным управления пресс-службы и информации МО РФ за 2015 год, в рядах Вооруженных сил служат 35 тысяч женщин. Среди них 2600 офицеров, из которых 900 - старшие. Командные должности занимают 72 женщины.

Фотографии 1-й Морской женской команды публикуются впервые.
Автор сердечно благодарит заведующую читальным залом ЦГАКФФД Любовь Николаевну Пыжову за помощь в поисках иллюстраций.

Военно-морская академия Кузнецова в Санкт-Петербурге является старейшим светским вузом нашей страны. В последние годы число желающих стать курсантами этого престижного высшего учебного заведения значительно возросло. Истории Военно-морской академии Петербурга, правилам поступления и образовательным программам посвящена эта статья.

ВМА им. Кузнецова: как все начиналось

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» — наследница знаменитой московской Навигацкой школы, учрежденной по Высочайшему указу царя-реформатора Петра Великого в 1701 году. В 1715 году ее старшие классы были переведены в Петербург, где на их основе была создана Морская академия.

Важной вехой в истории вуза является учреждение Офицерского класса при Морском кадетском корпусе по приказу императора Николая Первого, ознаменовавшее начало академического военно-морского образования в Российской империи. В 1862 году состоялось его преобразование в Академический курс морских наук по решению Александра Второго.

В 1907 году в Санкт-Петербурге построили специальное здание с аудиториями и лабораториями, куда и перевели академию.

Дореволюционная история первого морского вуза России

В 1910 году Военно-морская академия, получившая название Николаевской, стала самостоятельным научно-образовательным учреждением. Была также учреждена должность начальника вуза в ранге вице-адмирала, который непосредственно подчинялся Морскому министру. На тот период в академии действовало 4 факультета или, как тогда их было принято называть, отдела:

  • военно-морской;
  • механический;
  • гидрографический;
  • кораблестроительный.

В первые годы Первой мировой войны учебные занятия в Военно-морской академии не велись. Очередной набор состоялся только в 1916 году.

С 1919 года занятия в вузе возобновились в полном объеме, а в 1931 году ему присвоили имя К. Ворошилова.

В годы ВОВ академия была перебазирована в Астрахань и Самарканд и вернулась в Ленинград только в 1944 году. Тогда же за заслуги в подготовке кадров для флота и героизм выпускников ее наградили орденом Ленина.

После окончания войны на основе артиллерийского, гидрографического, минно-торпедного, кораблестроительного и факультета связи Военно-морской академии им. К. Ворошилова была создана ВМАКВ. Военно-морская академия кораблестроения и вооружения заняла здание на набережной Большой Невки, и ей было присвоено имя академика А. Крылова.

Однако в 1960 году, в связи с сокращением численности ВС СССР, ВМА им. К. Ворошилова была объединена с несколькими другими учебными заведениями того же профиля. Новый вуз стал именоваться Военно-морской академией ордена Ленина, а в 1968 году он был награжден Первой степени.

В 1990 году состоялось очередное переименование Академии. С этого времени она стала носить имя Н. Кузнецова.

Как вуз развивался после распада СССР

В 2008 году, в соответствии с президентским поручением о формировании перспективной сети военных вузов, было создано федеральное государственное военно-образовательное учреждение «Военно-морская академия им. адмирала Н. Кузнецова». Оно стало результатом реорганизации ГОУ ВМА им. Н. Кузнецова путем присоединения к нему таких образовательных учреждений, как:

  • Балтийский ВМИ им. адмирала Ф. Ушакова, дислоцирующийся в Калининграде.
  • Петербургский Военно-морской инженерный институт.
  • ВМИ радиоэлектроники им.
  • Тихоокеанский ВМИ им. С. Макарова (г. Владивосток).
  • Морской корпус Петра Великого и др.

Филиалы

В 2009 году были созданы филиалы Военно-морской академии Кузнецова в городах Владивосток и Калининград, а также три в Санкт-Петербурге. Кроме того, с 2012 года в качестве ее структурных подразделений осуществляют свою деятельность специализированные центры по подготовке моряков-подводников в городах Обнинск и Сосновый Бор (находятся в Калужской и в Ленинградской области).

Каждое из учебных академии России внесло существенный вклад в укрепление боевой мощи и обороноспособности нашей страны. Все они имеют собственную историю и хранят давние традиции.

Правила поступления

Процедура приема в Военно-морскую академию (г. Санкт-Петербург), в том числе в ее филиалы, представляет собой комплекс различных мероприятий по отбору кандидатов на обучение в качестве курсантов, соответствующих требованиям, которые установлены законодательством РФ и порядком поступления в российские вузы.

С целью зачисления наиболее способных и подготовленных молодых людей по результатам вступительных испытаний проводится конкурс.

Количество кандидатов, которые могут быть зачислены курсантами на первые курсы по каждой специальности, определяется ежегодно ГПМУ Генштаба по согласованию с ГУК Минобороны РФ.

Требования к абитуриентам в зависимости от программы обучения

Кандидатами на зачисление в институты, включая филиалы ВУНЦ ВМФ, являются россияне, отвечающие требованиям, для граждан, которые поступают на военную службу на контрактной основе, имея среднее общее образование, и относятся к одной из следующих возрастных групп:

  • от 16 до 22 лет (для лиц, не прошедших военную службу);
  • моложе 24 лет (для находящихся на военной службе по призыву);
  • моложе 27 лет (для военнослужащих-контрактников, не являющихся офицерами).

Кандидатами на поступление по программам со средней ВСП являются российские граждане моложе 30 лет, имеющие атестат о среднем общем образовании.

Предварительный отбор кандидатов на поступление в Военно-морскую академию Санкт-Петербурга им. Кузнецова

Для допуска к конкурсу претенденты проверяются на предмет соответствия следующим критериям:

  • уровень образования;
  • наличие гражданства РФ;
  • возраст;
  • уровень физической подготовки;
  • состояние здоровья;
  • профпригодность.

Учебные программы

В Санкт-Петербургской военно-морской академии организуется обучение в соответствии со стандартами высшего образования по следующим направлениям:

  • Военное управление.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 5 лет. По окончании вуза курсантам (за исключением направления «Военное управление») присваивается специальность инженера.

Кроме того, там проводится обучение по программам среднего профобразования по направлениям:

  • Управление в техсистемах.
  • Техника и технологии кораблестроения.
  • Информатика и вычислительная техника.
  • Эксплуатация судовых энергоустановок.
  • Ядерная энергетика и технологии.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 34 месяца. По окончании учебного заведения курсантам присваивается звание техника с соответствующей специализацией.

Военно-морская академия: факультеты

Основными подразделениями ВМА им. Кузнецова на данный момент являются:

  • Командно-штабной факультет. Был создан в 1896 году. На данный момент готовит офицеров для соединений ВМФ по нескольким специальностям. Все нынешние руководители российского являются выпускниками этого факультета.
  • Командно-инженерный факультет. Ведется преподавание таких предметов, как физика, геодезия, метеорология, гидрография, теория кораблестроения, организация техобеспечения кораблей и судоремонта, оптика, радиотехника, система маячного освещения и пр.
  • Факультет повышения квалификации и профпереподготовки.

Научно-исследовательская деятельность Военно-морской академии имени Кузнецова

Вуз имеет большой научный потенциал для решения любых вопросов, связанных с наращиванием мощи российского ВМФ.

В числе наиболее значимых результатов в этой сфере можно отметить проекты программно-уставных и других важнейших документов, разработка теоретических основ применения сил и средств в составе группировок сил, состоящих из нескольких видов войск, научное обоснование развития отдельных видов военной техники и вооружения военно-морского флота, а также всех видов обеспечения.

Кроме того, специалисты вуза участвовали в работах по созданию всех новейших подводных лодок российского ВМФ, включая субмарины «Ясень» и «Борей», а также надводных кораблей, комплексов вооружения и современного оружия, включая «Булаву», «Калибр» и др.

Вся эта многогранная деятельность осуществляется при тесном взаимодействии с предприятиями и организациями ВПК, РАН и другими организациями.

Преподавательский состав вуза

Педагогами Военно-морской академии назначаются офицеры флота, которые имеют академическое образование и практический опыт службы на судах и в штабах разного уровня. Среди них есть немало преподавателей, имеющих ученые звания и степени, в том числе в области естественных и технических наук.

Особенностью образовательного процесса в этом учебном заведении является широкомасштабное внедрение электронного обучения. Особо следует отметить усилия научно-педагогического коллектива вуза, направленные на создание самой современной обучающей среды, а также применение новейших информационных технологий.

Теперь вы знаете, когда была основана и какую образовательную деятельность ведет Военно-морская академия. Важность этого вуза для ВМФ России трудно переоценить, поэтому остается надеяться, что он в будущем сможет достигнуть еще больших высот в деле подготовки командных и научных кадров высокой квалификации.

То героическое время рождало героев, а точнее настоящих героинь... Они были разные, но всех их объединил флот. От капитанов судов, до морских пехотинцев и водолазов, женщинам везде находилось место. Они доказали свое право быть там и то, что женщина на флоте может все!

А еще, глядя на эти фото, я вспомнил слова классика: "Да, были люди в наше время..." Были!!!

"Валентина Яковлевна Орликова (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
.....................
В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 - 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе "Двина". "Двина" возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
.....................
Во время первого интервью ей задали такой вопрос:

Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?

Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.

Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:

Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.

Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной"

"Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине - капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, "широкоплечая гражданка", высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом.

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях.


Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек.

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа.

Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер "Айсберг". С его борта просили оказать помощь.

"Какая помощь вам нужна?" - на английском спросила Орликова. "Мне нужен господин капитан" - последовал ответ. "Я слушаю вас"- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан "Айсберга" и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке - капитана огромного океанского траулера..."

Герман Ануфриев. "Капитан дальнего плавания В. Я. Орликова"


В Мурманске


Экипаж тральщика ТЩ-611

«Семеро смелых», как прозвали экипаж ТЩ-611 сталинградцы. В истории военно-морского флота известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, а на мачте был поднят Военно-морской флаг. Командиром корабля назначили Антонину Куприянову, командиром отделения-Дусю Пархачеву, рулевым — Тамару Декалину, матросом-Веру Фролову, минером-Анну Тарасову, пулеметчицей — Веру Чапаву и мотористом — Агнию Шабалину. «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.

О.Тонина.

Вспоминает Ю.А. Пантелеев Командующий Волжской флотилией в 1943 году:

«Вскоре после гибели тральщика ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

— А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии».


На флоте тоже нужны девчата!


Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова. Новороссийск. 1943г.


"Евдокия Николаевна Завалий единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты. Вот лишь небельшой фрагмент из ее воспоминаний:

Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.

В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У второго колодца услышали грохот и лязг. Осторожно отодвинули крышку и сразу закрыли - наверху вся улица запружена танками и бронемашинами. Господи, подумалось, а что же ожидает нас у четвертого колодца? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат! У четвертого колодца остановила взвод. Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.

Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.

Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали..."


Евдокия Завалий


Командир взвода Евдокия Завалий. 83 бригада морской пехоты. Болгария. 1944г.


Евдокия Завалий. За годы войны была четыре раза ранена и дважды контужена


Комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых


С орденом Боевого Красного Знамени


Екатерина Дёмина. Герой Советского Союза.

"Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е.И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев"


Екатерина Демина


Ушла на фронт в 15 лет...


Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина, командир отделения разведки морпехоты


Две морячки


На пути в Порт-Артур. Август 1945г.


Балтийский флот


Санинструктор морской пехоты Козлова. Вынесла с поля боя 70 раненых бойцов. Октябрь 1942г.


Сестричка


Медсестры Северного флота


На госпитальных судах (лицо)


На госпитальных судах (оборот)


Неизвестные. Возможно фото довоенное

Фотограф Вивиан Койлардс родилась и выросла в Нидерландах. В 1995 году она получила степень магистра в области коммуникаций в университете Неймегена, а в 2009-м успешно окончила Фотоакадемию в Амстердаме. Вивиан говорит, что все ее работы посвящены людям. Ей нравится знакомиться с людьми, предпочтительно в новых для нее местах: ее чарует их самосознание, их внешний образ, их взгляды на жизнь или смерть.

Фотопроект под названием «За ее униформой» посвящен девушкам, которые служат в ВМС Нидерландов.

«Люди в форме всегда выделяются из толпы и производят впечатление, но мы склонны забывать о человеческой сущности, которая скрывается за мундиром.

Впервые я столкнулась с подобным ощущением, когда моя юная соседка выросла во вполне независимую женщину и пополнила ряды ВМФ. Теперь она обладает офицерским званием, и, если я вижу ее в форме, я не могу поверить в то, что она - тот же человек, что и веселая девчушка, которую я знаю с детства. Звучит глупо, согласна, поскольку она все еще очень яркая и живая девушка. Просто форма так влияет на мое восприятие.

Эта идея заинтриговала меня, и я решила сделать несколько портретов девушек, служащих в ВМС Нидерландов, в двух разных ситуациях: сначала в форме рядом с их казармами, а после - в гражданской одежде у них дома», - рассказала Вивиан.

Инструкция

При поступлении вам нужно будет пройти следующие этапы: сбор документов, вступительные экзамены.

Необходимые документы:

Личное заявление о желании учиться на имя начальника училища;
-автобиография;
-заверенная нотариусом копия свидетельства о рождении;
-копия документа о российском гражданстве, если вы проживаете за пределами РФ;
-характеристика преподавателей школы, заверенная подписями преподавательского состава школы, директора, гербовой печатью школы;
-выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за I, II и IIIучебные четверти 4-го (8, 9-го) с указанием изучения , заверенная гербовой печатью школы;
-четыре фотографии размером 3x4 без головного убора с местом для печати в нижнем правом углу;
-копия медицинского страхового полиса;
-медицинская , выданная военно-врачебной комиссией;
-справка с места жительства родителей с указанием состава семьи и жилищных условий.

К участникам льготного поступления относятся граждане-сироты и оставшиеся без попечения родителей – они зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского осмотра. А так же те, у кого один из родителей находится на службе по контракту, в местах боевых действий и т.п. Такие претенденты должны предоставить необходимые документы, подтверждающие право получить льготы:

Дети-сироты:
-заверенные копии свидетельства о гибели и отца;
-заверенные копии о решении суда по опеке/попечительству;
-справка о наличии закрепленной жилой площади;
-заверенная копия свидетельства опекуна/попечителя.
Остальные кандидаты, пользующиеся правом на внеконкурсное зачисление, предоставляют:
-справку или выписку из личного дела, подтверждающую гибель одного из родителей;
-справку из воинской части о прохождении родителя службы по контракту;
-копию свидетельства о расторжении брака и т.п. о том, что ребенок воспитывается без отца/матери;
-справку из воинской части, подтверждающую выслугу лет родителя;
-выписку из воинской части об увольнении родителя по какой-либо причине, при наличии выслуги лет.

Все подлинники документов вы должны будете подать в приемную комиссию при поступлении. Отбор претендентов на зачисление производится в устанавливаемые руководством училища сроки.

После 8-го или 9-го класса претендентысдают те же самые испытания, но по программе 8-го и 9-го класса соответственно. Все результаты оцениваются по пятибалльной шкале.

Физическая подготовка также несколько различается. Младшее звено проходит подтягивание на перекладине и бег на 60 м по нормативам школы. Среднее звено проходит подтягивание на перекладине, бег на 60 м и кросс на 2000 м по нормативам средней школы.

Испокон веков российский офицерский состав славился своей порядочностью, профессионализмом, выправкой, стойкостью и выдержкой. Именно на офицерском корпусе держалась во все времена управляемость, стабильность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации. Так как же поступить в высшее военное училище , чтобы получить офицерские погоны?

Инструкция

Для поступления в необходимо быть Российской Федерации и иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Если вы не проходили военную службу, то можете поступать в возрасте от 16 до 22 лет. Для проходящих или прошедших военную службу возрастная планка поднимается до 24 лет включительно.

Для приема в высшее военное необходимо подать рапорт (заявление), на основе которого абитуриент будет допущен к предварительному отбору в военном комиссариате по месту жительства. Прием в военно-учебные заведения проводится по заявлениям (рапортам) граждан, на основе которых они допускаются к предварительному отбору в районных или городских военных комиссариатах и профессиональному отбору в вузах. Заявление необходимо дополнить характеристикой с места работы или учебы, автобиографией, копией документа об образовании и три фотографии. Военный билет, паспорт, а также подлинный документ об образовании предоставляются абитуриентом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.