Политика защиты окружающей среды. Государственная политика охраны окружающей среды Гос политика охраны окружающей среды

Безопасность жизнедеятельности Виктор Сергеевич Алексеев

46. Государственная политика защиты окружающей среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970–1980–е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С1991 г . российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природо-ресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

Из книги Шизофрения автора Крис Фрит

Из книги Избранное автора Абу Али ибн Сина

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

автора Луи Броуэр

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Луи Броуэр

Из книги Мозг, разум и поведение автора Флойд Э. Блум

Из книги Читая между строк ДНК автора Петер Шпорк

Из книги Молодость и долголетие с фэн-шуй автора Ольга Викторовна Белякова

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Евгений Олегович Комаровский

Из книги Правила очищения автора Ниши Кацудзо
Вернуться назад на

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в V в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи считают основоположником такого подхода Ф. Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «человек… заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». Может быть, в развитие этого тезиса родился в 1950-х годах широко известный в нашей стране мичуринско-лысинковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача». Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф.Энгельсом разъясняется так: «… все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф.Энгельса как мыслителя.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

1. Государствам следует внести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.
2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью, а также других необходимых актов. Академик Н.Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека».

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970-80-е годы в бывшем СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе, прежде всего, со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые являлись основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Историки полагают, что природоохранное право впервые появилось в ХIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите природной среды.

Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября путем издания декретов «О земле», «О лесах», «О недрах земли» и кодексов - Земельного, Лесного. Однако и в них принцип господства над природой, приоритет «производственной необходимости» доминировали над проблемами охраны окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика А. Яблокова, «любые, самые замечательные законодательные акты не могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

В результате перестройки организации охраны природы еще в бывшем СССР и его республиках были созданы государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранной деятельности, единым центром комплексного управления природопользования взамен многочисленных ведомственных структур. Однако, до конца решить эту задачу так и не удалось.

Недостаточно устранить примат производства над экологией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение экологической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественно-научных законов и экологических правовых нормативных актов.

Российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромет, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной седы. Однако и этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться в деятельности как государственных специальных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

Правовые и организационные основы охраны окружающей природной среды

Управление и правовое регулирование экологической безопасности

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодатель­ство, в котором присутствует раздел международного пра­ва и правовой охраны природы внутри государства, содер­жащий юридические основы сохранения природных ресур­сов и среды существования жизни. Организация Объеди­ненных Наций (ООН) в декларации Конференции по окру­жающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа пра­вового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законода­тельство в области охраны окружающей среды. Нормы, свя­занные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в об­ластях охраны окружающей среды и ее развития, в кото­рой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное за­конодательство, касающееся ответственности за загрязне­ние окружающей среды и нанесение другого экологическо­го ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н.Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального исполь­зования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в бывшем СССР управлением и охраной окружающей при­родной среды занималось 18 различных министерств и ве­домств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находи­лись в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использо­вания природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само­го себя. Общий координационный орган, который объеди­нял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. По­нятно, что такая система управления и контроля порожда­ла преступное отношение к природе прежде всего со сто­роны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но та­кой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, гово­ря словами член-корреспондента АН РФ А.В. Яблокова, «...любые, самые заме­чательные законодательные акты не могут быть реализо­ваны без поддержки народа. А народ еще недавно ориенти­ровали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто оста­ется доминирующим.



Недостаточно устранить примат производства над эко­логией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение эколо­гической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественнонаучных законов и экологических право­вых нормативных актов.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью та­кой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, эко­логическое обучение и воспитание всей общественности страны.

9.1.2. Природоохранное законодательство.

Охрана окружающей среды и рациональное использо­вание природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регу­лированием взаимоотношений человека и природы, подчи­нением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет со­бой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоот­ношений, направленных на выполнение мероприятий по со­хранению естественной среды, рациональному использова­нию природных ресурсов, оздоровлению окружающей че­ловека жизненной среды в интересах настоящего и буду­щих поколений.

Это система государственных мероприя­тий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, не­обходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят че­тыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использова­нию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финан­сирование и материально-техническое обеспечение приро­доохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выпол­нением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектомправовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экологические отношения. К ним отно­сятся законы, указы, постановления и распоряжения, нор­мативные акты министерств и ведомств, законы и норма­тивно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место за­нимают международно-правовые акты, регулирующие внут­ренние экологические отношения на основе приоритета меж­дународного права.

В результате последней кодификации сложилась сис­тема экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Дек­ларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о го­сударственном суверенитете Российской Советской Феде­ративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Консти­туция Российской Федерации, принятая в результате все­народного голосования 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор­мацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу. Другая (ст. 9, ч. 2) -провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совме­стной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обяза­нными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "Об охране и использовании животного мира" и некоторые другие законодательные акты.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня:

I -законы, правительственные норма­тивные акты РФ;

II - нормативные акты федеральных министерств и ве­домств;

III - законы и норма­тивные акты субъектов РФ;

IV - нормативные решения органов местного самоуп­равления.

В декабре 2001 г. был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды» , который определяет право­вые основы государственной политики в области охраны ок­ружающей среды. Этот закон призван обеспечить сбалансированное ре­шение социально-экономических задач, сохранение благо­приятной окружающей среды, биологического разнообра­зия и природных ресурсов в целях удовлетворения потреб­ностей нынешних и будущих поколений, укрепления пра­вопорядка в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важней­шую составляющую окружающей среды.

В 16 главах Закона закрепляются следующие право­вые положения:

- основы управления в области охраны окружающей среды;

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

- экономическое регулирование в области охраны ок­ружающей среды;

- нормирование в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

- государственный мониторинг окружающей среды;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

- научные исследования в области охраны окружаю­щей среды;

- основы формирования экологической культуры;

- международное сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия челове­ка - конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охра­ну здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» (1999 г.).

Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внеш­ней среды - производственной, бытовой, природной. Эко­логические требования, выраженные в статьях Закона, од­новременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 этого закона о захоронении, пе­реработке, обезвреживании и утилизации производственныx и бытовых отходов и т. д.

9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.

На федеральном уровне управление охраной окружающей среды (ООС) осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, Советом министров РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными ор­ганами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпи­демиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласова­ние разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды).

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также междуна­родное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окру­жающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязне­ния природных ресурсов вредными веществами,патогенными микроорганиз­мами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир.

В его задачи входит также контроль над параметрическими воздействиями (шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения), за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг - определение изменений в экологиче­ских системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продук­тивности . На него также возложено выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной сис­темы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Он осуществляется на базе международ­ных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресур­сов РФ и Росгидрометом России.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэко­логии и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здра­воохранения РФ. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые вклю­чают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населен­ных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы».

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязне­нием атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (подфакельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный -для регуляр­ного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб под дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение опре­деляется с учетом численности населения, площади населенного пун­кта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс. жителей - один пост, 50÷100тыс.-два поста; 100÷200тыс.-два-три поста; 200÷500 тыс.- три-пять постов; 0,5÷1 млн.-пять-десять; 1÷2 млн.- десять - пятнадцать; более 2 млн.- пятнадцать-двадцать постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5 - 10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10 - 20 км 2 .

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загряз­нения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюде­ний: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной про­грамме выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности вы­полнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов - во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21 час - понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стаци­онарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологи­ческой и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфи­ческими загрязняющими веществами проводят в этом случае по про­грамме, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Министерства здравоохранения РФ.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязня­ющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже -45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязня­ющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5÷2,5 м от поверхности земли.

Санитарные правила и нормы охраны повер­хностных вод от загрязнения устанавливают правила кон­троля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по течению пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах - в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на территориальные органы Государственного комитета РФ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопос­тавлению ее с величиной предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТом. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами пред­приятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов и других агрегатов самых различных производств.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газо-воздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса веще­ства менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабо­чем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам нормы и методы измерения выбросов оксида углерода и углеводородов определены ГОСТами. Контроль выбросов транс­портных средств производится их владельцами, а также Государствен­ной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения является наиболее сложным. По данным науч­ных исследований, 70-80% загрязнений атмосферы про­исходит от автотранспортных средств. Регулирование выб­росов вредных веществ автомобилями ведется по трем на­правлениям:

Совершенствование и разработка нормативов выбро­сов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

Повышение экономичности двигателя;

Внедрение малотоксичного, экологически чистого топ­лива.

К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью чело­века и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмос­фере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть след­ствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлече­нии их руководителей к правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нор­мативы ПДВ в настоящее время укладывается 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий (около 50%) руководствуется нормативами временно согласованных выбросов (ВСВ), а остальные, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно пред­приятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни административной ответственности, так как они действу­ет на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единствен­ной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязне­ние.

По статистике, ежегодно в России используется 67 куб. м свежей воды, причем две трети потребляет промышленность, чуть больше 20 % - ЖКХ, чуть меньше 20 % - сельское хозяйство.

Несмотря на то, что вода в России дефицитом не является, ситуацию с водными ресурсами специалисты считают предкризисной. Проблему здесь составляет не количество, а качество как самой воды, которую попусту тратят и безобразно загрязняют, так и разнообразных сооружений водохозяйственной инфраструктуры (каналов, дамб, водохранилищ, гидроузлов, насосных станций, ливневой канализации и т. д. - общим числом около 65 тысяч).

Общий ущерб от загрязнения водных ресурсов для населения, отраслей экономики и природы оценивается почти в 70 млрд. рублей ежегодно, - говорится в проекте национальной программы по развитию водохозяйственного комплекса «Вода России - XXI век».

Отставание России по средней продолжительности жизни населения от промышленно развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды. Только ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной воды в целом по России оценивается более чем в 30 млрд. рублей в год.

На сельское хозяйство приходится 1/6 объема сброса загрязненных сточных вод в природные водные объекты России. Сброс загрязненных сточных вод приводит к загрязнению водных источников и водоемов, что провоцирует заболевания или гибель рыбы, диких околоводных животных (бобер, выдра, выхухоль, норка, ондатра и др.) и птиц, околоводной растительности. Водоемы не могут быть использованы для водопоя скота, для хозяйственных целей, для отдыха людей и, самое главное, для питьевых целей. Загрязняются также подземные воды.

На современном этапе развития перед обществом повсеместно встала задача экологизации техники, оптимального согласования ее с природными процессами. Проблема экологизации действительно может показаться неразрешимой, потому что за долгие годы индустриального развития слишком односторонне набрана инерция развития техники в экологически беззаботном режиме, и переход на качественно новый режим кажется просто невыполнимым. Это впечатление поддерживается также тем, что принимаемые до сих пор меры экологизации техники радикально не решают проблему, а лишь оттягивают ее подлинное преодоление. На предприятиях борьба с загрязнением природной среды ведется пока преимущественно путем строительства очистных сооружений, а не путем смены существующей технологии производства. Однако одних этих мер для решения проблемы недостаточно.

Во-первых, очистные сооружения очень дороги и не поспевают в своих возможностях за ростом предприятий и сменой технологии.

Во-вторых, деятельность очистных сооружений ненадежна. Она не всегда достаточно эффективна, особенно если учесть нарастающую строгость норм предельно допустимых концентраций (ПДК), и, кроме того, не исключена возможность аварий очистных систем со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды и людей. Уже сейчас расходы на очистные сооружения составляют заметную часть государственного бюджета в нашей стране, а ведь очистка отходов обеспечена пока лишь на 60 % предприятий. Если и дальше идти только по пути строительства очистных сооружений, то, как подсчитали специалисты, настанет время, когда стоимость очистных устройств сравняется и даже превзойдет стоимость основного производства. В некоторых уникальных природных комплексах, таких, как Байкальский, например, требования к эффективности очистных сооружений уже очень высоки.

В наше время процессы получения вещества и энергии из окружающей среды явно взяли верх над процессами утилизации изъятого вещества. Сам собой напрашивается вывод о том, что современное производство организовано с нарушением системных принципов. Таким образом, экологический кризис запрограммирован в существующей технологии производства. Но из этого не следует, что техника в принципе несовместима с природными процессами. Она вполне совместима с ними, но при том условии, что производство будет построено в соответствии с законами системной целостности саморегулирующихся систем.

Дальнейшее развитие эти соглашения получили в принятом Генеральной ассамблеей ООН Постановлении о запрещении воздействия на природную среду в военных и иных целях, опасных для жизни и здоровья людей, а также в последующих документах этой организации о полном и безусловном запрещении применения атомного оружия во всех средах с поэтапным затем прекращением его производства.

Широкий размах приняло массовое международное движение за охрану природы, которое по многим вопросам стало смыкаться с движением за мир и демократию. Большой международный резонанс получили принятые в нашей стране правительственные решения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Проблемы окружающей среды стали предметом серьезных научных исследований и неотъемлемой стороной организации современного производства. Постепенно они становятся также обязательным элементом воспитания и образования людей.

В конце 80-х годов XX века в зарубежной литературе в области экономики и экологии, социологии и политологии, глобалистики и права, как, впрочем, и в других гуманитарных науках, широкое распространение получил термин «устойчивое развитие», которым обозначалось социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды.

«Принципиальное значение для дальнейшего развития российского законодательства по охране окружающей среды при эксплуатации ГТС имеет учет передового опыта стран Европейского Сообщества. Пятая Программа по окружающей среде ЕС изменила акценты в экологической политике на стимулирование природоохранительной деятельности предприятий и организаций; долгосрочное управление природопользованием; борьбу с загрязнением окружающей среды и образованием отходов; усовершенствование схем размещения промышленности, транспорта, населения; улучшение в здравоохранении и безопасности.

В подготавливаемой шестой Программе по охране окружающей среды определены основные приоритеты экологической политики ЕС до 2010 г.: климатические изменения; природа и биоразнообразие; окружающая среда и здоровье населения; управление природными ресурсами и отходами».

В феврале 1994 г. вышел Указ Президента РФ «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем даются принципиальные ориентиры рационального природопользования в России на конец XX - начало XXI века. Попыткой их конкретизации явилась изданная в марте 1995 г. правительственная «Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития». В этом документе содержится констатация тяжелого и удручающего состояния, в котором Россия оказалась за 3,5 года так называемой рыночной экономики, дано изложение некоторых общих принципов и направлений перехода страны к модели устойчивого развития.

1 апреля 1996 г. был опубликован Указ Президента России о принятии Правительством страны концепции устойчивого развития, с тем чтобы она учитывалась во всех направлениях государственной политики, а также во всех вопросах социально-экономической и культурной жизни страны. В окончательном варианте концепции устойчивого развития были учтены многие предложения, высказанные в ходе широкого ее обсуждения в печати, на конференциях и съездах. Следующим этапом реализации рекомендаций конференции ООН «Рио-92» в России желательно принятие стратегии устойчивого развития, в которой будут намечены основные этапы перехода страны на эту модель в соответствии с аналогичными этапами в остальных странах мира как согласованных частях общей глобальной политики, ориентированной на сохранение биосферы как общечеловеческого достояния.

Можно утверждать, что к началу XXI века Россия уже имела массив законодательных актов в области окружающей среды, включающий Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О радиационной безопасности населения», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления» и некоторые другие. Были обновлены природоресурсные акты законодательства.

Следует отметить, что в 90-е годы активно развивалось и смежное законодательство - в области атомной энергетики, промышленной безопасности, о чрезвычайных ситуациях, имеющих неблагоприятные экологические последствия. Да и в настоящее время все же идет процесс экологизации (т. е. отражения экологических требований) гражданского, уголовного, административного законодательства.

Учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

(по дисциплине «Макроэкономика»)

Тема: Государственная политика по охране

окружающей среды

Студент(ка):

факультет экономики и бизнеса, Кучинская А.А.

курс 2, группа 22 409

Руководитель:

Кандидат экономичесикх наук, Бутовская В.М.

Введение 3

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды 5

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и

направления ее охраны…………………………….

1.2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Управления природопользованием и охраной окружающей

среды в Республике Беларусь……………………… 9

2.1.Понятие, функции и методы управления природопользованием

и охраной окружающей среды…………………….

2.2 Система органов государственного управления в сфере

экологопользования………………………………...

3. Понятие организационно-правового механизма управления

окружающей средой………………………………… 14

3.1. Государственные органы управления специальной

компетенции в области охраны окружающей среды

3.2. Деятельности Республиканского отраслевого физкультурно-оздоровительного клуба "Эколог"…………………..

Заключение 24

Список источников 25

Приложения 26

Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит - дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте. Термин «экология» (от греческих «ойкос» - дом, место обитания, и «логос» - наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об от ношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем - популяций, видов, сообществ - и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое или близкое определение экологии можно найти во многих со временных энциклопедиях и справочниках.

Но сейчас понятие «экология» уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле - метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энерге тических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду - экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал. В связи с этим современная экология ставит во главу своих интересов взаимодействия человека с экологическими системами, всей окружающей средой.

1. Сущность и направлении охраны окружающей природной среды

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в

биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения илисмеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из еесвойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания

популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими

сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже полноводных и протяженных рек. Что же говорить о реках, естественная скорость течения которых в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или о реке, всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т.д.

1.2 Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих

требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от

отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятельности,

стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и

ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических

интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановления и

самоочищения ее ресурсов;

Недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

Право населения и общественных организаций на своевременную и

достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований

природоохранительного законодательства.

2. Управления природопользованием и охраной