Занятие № 11 (2/22)

Тема: Социальная работа с детьми «группы риска». Социальная помощь детям, оказавшимся в «трудной жизненной ситуации.
Рассматриваемые вопросы:

  1. Общая характеристика детей группы риска

Словарь: риск, дети группы риска.

Вопросы самоконтроля:

  1. Что определяет анализ факторов риска?
  2. В чем особенность детей, попавших в «группу риска»?

Занятие № 12 (2/24)

Тема: Социальная работа с «особыми» и одаренными детьми
Рассматриваемые вопросы:

  1. Социальная помощь и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  2. Содержание, формы и методы оказания социальной помощи «особым» детям группы риска
  3. Особенности социальной работы с одаренными детьми

Словарь: жестокое обращение с детьми, гений, менторство.

Вопросы самоконтроля:

  1. Почему одаренные дети попадают в группу риска?
  2. Почему для социальной реабилитации ребенка важен макро и микро социум?
  3. Раскройте технологии работы с детьми, имеющими: ЗПР, заболевания ОДА, с нарушениями слуха и зрения.

Занятие № 13 (2/26)

Тема: Социальная работа с инвалидами
Рассматриваемые вопросы:

  1. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России
  2.  Социальная политика в отношении инвалидов
  3.  Технологии социальной работы с инвалидами
  4.  Социальное обслуживание инвалидов
  5.  Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  6.  Организация досуговой деятельности инвалидов

Словарь: без барьерная среда, дети-инвалиды, социальный патронаж, изотерапия, вокалотерапия, имаготерапия, библеотерапия, самоактулизация.

Вопросы самоконтроля:

  1. Почему государство стало заботиться об инвалидах с 1990 года?
  2. Какова цель реализации политики в сфере обеспечении инвалидов?
  3.  Что вы знаете о проекте «Доступная среда»?
  4.  Почему в технологиях социальной работы с инвалидам так важна их готовность принять помощь?
  5. Раскройте приемы социальной терапии.
  6. Раскройте принципы социального обслуживания инвалидов.
  7. Что такое «дома милосердия»?
  8. Почему в социальной работе с инвалидами так важны гендерные аспекты?
  9. Расскажите о досуговой деятельности инвалидов.
  10. Почему в России развивается реабилитационный спорт?

Занятие № 14 (2\28)

Тема: Социальная работа с пожилыми людьми
Рассматриваемые вопросы:

  1. Пожилой человек в обществе
  2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми

Словарь: старение, качество жизни, геронтопсихология, стационарные социальные учреждения, срочная социальная помощь, дом-интернат, геронтологический центр.

Вопросы самоконтроля:

  1. Как влияют изменения психической деятельности на социальную сферу пожилых людей?
  2.  Что такое нуклеарная семья?
  3.  Какие центры социальной реабилитации пожилых можно выделить?

Занятие № 15 (2/30)

Тема: Социальная работа с гражданами БОМЖ
Рассматриваемые вопросы:

  1. Общая характеристика социальной работы с гражданами БОМЖ
  2. Специфика социальной работы с гражданами БОМЖ

Словарь: бездомность, реабилитация.

Вопросы самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию БОМЖ.
  2. Перечислите группы нищих, выделяемых Бахтияровым.
  3. Какие социальные учреждения существуют для лиц без определённого места жительства?
  4. Почему шанс на окончательную реабилитацию бездомных очень мал?

Занятие № 16 (2/32)

Тема: Комплексная поддержка молодой, неполной, многодетной семья
Рассматриваемые вопросы:

  1. Комплексная поддержка молодой семьи
  2. Особенности социальной работы с многодетной семьей
  3. Неполная семья как объект социальной работы

Словарь: семья, молодая семья, многодетная семья, неполная семья.

Вопросы самоконтроля:

  1. Почему молодую семью относят к социально незащищённой категории?
  2. Перечислите категории семей.
  3. Какие формы работы используются при работе с семьями?
  4. По каким признакам классифицируют неполную семью?

Занятие № 17 (2/34)

Тема: Социальная работа с замещающей семьей, семьей инвалида
Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие замещающая семья
  2. Типы замещающих семей

Словарь: замещающая семья, приемная семья, опекун, усыновитель, патронатная семья.

Вопросы самоконтроля:

  1. Что такое замещающая семья?
  2. Какие виды семей существуют?
  3. Какие задачи в социальной работе для инвалида выполняет замещающая семья?

Занятие № 18 (2/36)

Тема: Социальная работа с осужденными
Рассматриваемые вопросы:

  1. Основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях
  2. Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях
  3. Формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях

Словарь: ресоциализация, уголовно-исполнительное учреждение, аутоагрессия.

Вопросы самоконтроля:

  1. Для чего нужна социальная работа с осужденными?
  2.  Когда начинается социальная работа с осужденными?
  3.  В чем заключается деятельность социального работника при поступлении несовершеннолетнего в колонию?
  4.  Почему отдельно выделяют социальную работу с осужденными женщинами?

Занятие № 19 (2/38)

Тема: Социальная работа с мигрантами
Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие мигранты, миграционные движения, миграционные потоки
  2. Миграционная политика РФ
  3. Категории мигрантов
  4. Трудовые мигранты

Словарь: миграция, миграционный поток, миграционная политика, вынужденный переселенец, добровольный переселенец, трудовой мигрант.

Вопросы самоконтроля:

  1. Раскройте классификацию миграционного движения.
  2.  Для чего нужна миграционная политика?
  3.  Какими особенностями обладает трудовой мигрант?

Занятие № 20 (2\40)

Тема: Социальная работа с лицами, злоупотребляющими наркотиками
Рассматриваемые вопросы:

  1. Характеристика лица, злоупотребляющего наркотиками
  2.  Этапы наркомании
  3. Содержание социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками

Словарь: наркозависимость, СПИД, профилактика химических зависимостей.

Вопросы самоконтроля:

  1. Раскройте факторы наркориска.
  2. Нужно ли проводить социальную работу с семьей наркозависимого, какую роль играет семья в реабилитации наркозависимого?
  3.  Раскройте этапы наркомании.
  4.  Какие блоки включается в себя система противодействия химическим зависимостям?

Занятие № 21 (2/42)

Тема: Социальная работа с малообеспеченными и безработными гражданами
Рассматриваемы вопросы:

  1. Малообеспеченность как социально-экономическая проблема
  2.  Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами

Словарь: малообеспеченность, интенсивность риска наступления малообеспеченности, социальные показатели.

Вопросы самоконтроля:

  1. Чем характеризуется жизненная ситуация малообеспеченных граждан?
  2. Какие семьи попадают под категорию малообеспеченных граждан?
  3.  Какую роль играет социальный патронаж в социальной работе с малообеспеченными гражданами?

Занятие № 22 (2/44)

Тема: Социальная работа с военнослужащими и членами их семей
Рассматриваемые вопросы:

  1. Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы
  2. Проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей
  3.  Основные методы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Словарь: организационные методы, социально-психологические методы, социально-экономические методы.

Вопросы самоконтроля:

  1. Почему военнослужащие и их семья являются объектом социальной работы?
  2. Какие проблемы могут возникнуть у семьи военнослужащего?
  3. Для чего проводится социальная работа с военнослужащими и их семьей?

Занятие № 23 (2/46)

Тема: Социальная работа с молодежью
Рассматриваемые вопросы:

  1. Основные направления социальной работы с молодежью
  2.  Содержание деятельности социальных учреждений, органов по делам молодежи
  3. Социальная помощь уязвимым категориям молодежи
  4. Социальная работа в сфере молодёжного досуга
  5. Инновационное проектирование в социальной работе с молодежью
  6. Гендерный подход в социальной работе с молодежью
  7.  Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью

Словарь: молодежь, государственная молодежная политика, комплексные центры социального обслуживания молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, телефон доверия.

Вопросы самоконтроля:

  1. Для чего проводится социальная работа с молодежью?
  2.  Назовите цели государственной молодежной политики.
  3.  Какие социальные учреждения существуют для социально работы с молодежью?
  4.  В чем уязвима молодежь?
  5.  Какие социальные центры обеспечивают досуг молодежи?
  6.  Почему важен гендерный подход в работе с молодежью?
  7.  Чем обусловлена педагогическая востребованность социального обеспечения молодежи?

Занятие №24 (2/48)

Тема: Зарубежный опыт социальной работы
Рассматриваемые вопросы:

  1. Зарубежный опыт обслуживания пожилых и престарелых людей
  2. Зарубежный опыт обслуживания инвалидов
  3. Социальная работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения в странах Западной Европы

Словарь: хоспис, дом сервиса, реабилитация инвалидов, общины, закрытые места лишения свободы.

Вопросы самоконтроля:

  1. В чем заключается особенность социального обслуживания пожилых в Европе и США?
  2. В каком положении находятся пожилые и престарелые люди в Европе и США, по сравнению с пожилыми и престарелыми в России?
  3.  Какие учреждения существуют в Европе и США для пожилых и престарелых людей?
  4.  В чем заключается особенность социального обслуживания инвалидов за рубежом?
  5.  Какие учреждения существуют в Европе и США для обслуживания инвалидов?
  6.  Какова особенность работы и социального обслуживания с детьми и подростками с отклоняющимся поведение в Европе и США?
  7.  Какова роль социального работника в Европе и США?