Занятие № 21 (2/42)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие мигранты, миграционные движения, миграционные потоки
  2. Миграционная политика РФ
  3. Категории мигрантов
  4. Трудовые мигранты

1. Понятие мигранты, миграционные движения, миграционные потоки

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих»

Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, вызываемое изменениями в политической, экономической, социальной сферах, изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования людей, а также экономическими бедствиями и различными политическими причинами.

С миграцией населения, и в том числе рабочей силы, связаны процессы заселения и хозяйственного освоения земель, развития производительных сил общества, образования и смешения рас, языков и народов. Современное состояние миграции в России связано с общественными переменами последних десяти – пятнадцати лет, которые коренным образом изменили политическую и социальную ситуацию на территории Российской Федерации. Россия переживала в этот период настоящий миграционный бум. В разные периоды времени многие развитые страны также испытали на себе высокую степень интенсивности миграции населения, однако в отличие от них наша страна столкнулась с высокой степенью интенсивности миграционных потоков в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.

Расширение миграционных потоков привело к разнообразным последствия, которые в настоящее время проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, психологической и т.д.

Миграционный поток это не только статистически значимая величина, но и чрезвычайно разнообразная совокупность в структурном отношении. По структуре миграционный поток может быть разделен по полу и возрасту мигрантов, их семейному состоянию, национальности, времени проживания в районах выхода, образованию, профессиям и т.д. Вместе с тем структура миграционного потока имеет и географический срез: миграционный поток структурируется также в зависимости от географии районов выхода и мест вселения мигрантов, а также от типов поселений (городская, сельская и сельско- городская миграция).

Мощность миграционного потока зависит, как правило, от двух условий: от численности населения тех регионов, между которыми осуществляется миграционный обмен, и от их местоположения. Чем больше численность населения регионов, участвующих в миграционном обмене, и чем ближе они расположены, тем значительнее миграционные потоки. На мощность миграционных потоков влияют и такие факторы, как этническое, хозяйственное и природное сходство территорий, исторически сложившиеся связи между ними и т.д.

Таким образом, миграционный поток можно определить как совокупное число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени. Это один из показателей направления миграции (например, из общего числа прибывших в какой-либо регион можно выделить потоки прибывших из каждого другого региона).

Выделяют прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный — как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков — обменом населением между двумя районами.

Классификация миграционного движения:

Различные типы миграции включают:

  • внешнюю и внутреннюю
  • сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;
  • миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);
  • миграцию из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах (рурализация);
  • кочевничество и паломничество
  • временную и долгосрочную
  • маятниковую
  • приграничную или транзитную

Классификация по формам:

  • общественно организованное
  • неорганизованное

Классификация по причинам:

  • экономическая
  • социальная
  • культурная
  • политическая
  • военная

Классификация по стадиям:

  • принятие решений
  • территориальное перемещение
  • адаптация

2. Миграционная политика РФ

Миграционная политика включает систему условий, способов и мер управления миграционным движением населения на федеральном и региональном уровне. Она предполагает осуществление социально-экономических и правовых мер по стимулированию перемещения населения из одних регионов в другие либо по ограничению таких перемещений и направлена на оптимизацию территориальной подвижности населения.

Основной целью миграционной политики является обеспечение наиболее эффективного перераспределения трудового потенциала по территории страны, а наиболее важным условием ее реализации – тесная увязка с социально-экономической и демографической политикой.

Особое внимание при разработке мер государственной миграционной политики уделяется снижению отрицательного воздействия миграционных процессов на социально-экономическую ситуацию в стране, решению наиболее острых проблем, вызванных миграцией населения. Так, в настоящее время, по данным ИЦ МВД РФ, неуклонно растет преступность среди мигрантов как совершенные ими преступления, так и совершенными в отношении них.

Одной из наиболее проблемных категорий мигрантов, требующих и общественного, и государственного внимания, и, прежде всего, содействия в трудоустройстве, является категория вынужденных переселенцев и беженцев (главным образом из стран бывшего СССР и «горячих точек» России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии и т.д.).

Для решения проблем этих категорий граждан с 1993 года было принято несколько разрозненных миграционных законов, которые не были объединены в общую систему, и это не позволило эффективно влиять на социально-экономическую обстановку в стране.

В целях нейтрализации возможных криминогенных последствий миграции по рекомендации специалистов необходимо ускорить принятие ФЗ «О миграции». Принятое законодательство по регулированию процессов миграции на федеральном уровне должно быть направлено в частности, на ограничение «квотирования» числа мигрантов в одних регионах и их увеличения – в других. Кроме того, необходимо разработать целевую программу миграционной политики в регионах, в которой учитывались бы проблемы различных категорий мигрантов. Именно такой подход укладывается в рамки основных принципов миграционной политики:

  • дифференцированный подход к различным категориям мигрантов;
  • введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в России;
  • ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.

Миграционная политика проводится с помощью прямых и косвенных методов регулирования территориальных перемещений. Прямые методы – субсидирование перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Косвенные методы – развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий, открытие новых рабочих мест в различных отраслях экономики, поддержка предпринимательства и др.

Государственное управление миграцией трудовых ресурсов неотъемлемо связано с регулирующей функцией государства на рынке труда. Оно предполагает создание механизма, позволяющего на основе принятых законов проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно-избранную занятость.

Главной задачей миграционной политики в настоящее время должны стать меры по повышению мобильности населения, необходимым условием которой является свобода передвижения. В современных условиях она сдерживается ограничениями, связанными с регистрацией мигрантов в субъектах РФ, неразвитостью рынка жилья, проблемой защиты частной собственности, наличием института прописки.

Основные направления деятельности правительства России связанны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а так же федеральной миграционной программы на 2002–2008 год. Эти документы предусматривали разработку и реализацию мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов.

К ним в частности относятся:

  • Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду (а так же беженцев, вынужденных переселенцев и др.), использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Акцент сделан на наиболее уязвимых и нуждающихся граждан;
  • Привлечение в РФ иммигрантов исходя из интересов экономики страны и её регионов. Эти меры направлены на содействие возвращению высококвалифицированных специалистов и на адаптацию иммигрантов. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю привлечения иностранной рабочей силы, защите российского рынка труда, где приоритетные права на занятие вакантных мест отводятся российским гражданам. Создаётся противодействие нелегальной миграции рабочей силы;

 Для лучшего обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой, создаются условия на основе развития регионального рынка жилья, необходимых социальных услуг. В регионах с экстремальными климатическими условиями используется вахтовый метод ведения работ.

Среди основных мер миграционной политики следует отметить следующие:

  • Приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в проживании и работе;
  • Оказание господдержки в обустройстве социально-незащищённых вынужденных переселенцев.
  • Помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов;
  • Дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения и стимулирования мигрантов на эти территории с учётом интересов государства и населения;
  • Регулирование потока мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, применение санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
  • Господдержка категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители крайнего севера, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

Главными аспектами миграционной политики России являются:

  • Обеспечение прав граждан РФ на свободу передвижения;
  • Гарантия защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и их поддержка;
  • Гарантия беспрепятственного возвращения на родину и обеспечение помощи в адаптации мигрантов.

Организационные формы и направления деятельности госорганов и негосударственных структур регулирования миграционных потоков достаточно разнообразны. Важна разработка и реализация федеральных и территориальных программ.
Иммиграционная политика РФ представлена большим разнообразием законов и подзаконных актов и базируется на нормативно-правовой основе.

Иммиграционное законодательство предусматривает определённые санкции за нарушение порядка иммиграции, которые налагаются как на иммигрантов, так и на лица им помогающих или нанимающих на работу.

Санкции различаются от штрафов до депортации. В некоторых странах они могут предусматривать и тюремное заключение.

3. Категории мигрантов

Процессы миграции населения могут быть обусловлены как желанием самих людей, так и обстоятельствами, от воли людей не зависящих. Отсюда и возникает две основных категории мигрантов: добровольные и вынужденные переселенцы. Однако не любая смена места жительства признается переселением с точки зрения миграционного права.

Рассмотрим по порядку каждую из выше перечисленных категорий мигрантов

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин, или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, а также вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка; по принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям, ставшим поводом для проведения враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц. Сведения о вынужденных переселенцах собираются и разрабатываются территориальными органами Федеральной миграционной службы России.

Добровольные переселенцы — граждане (или иностранный гражданин, лицо без гражданства постоянно проживающее на законных основаниях на территории России), покинувший место жительства по собственной воле.

4. Трудовые мигранты

Трудовые мигранты (легальные и нелегальные) составляют около 70% мирового миграционного потока. Стремление приложить трудовые ресурсы с максимальной выгодой для себя подталкивает людей к поиску работы в экономические развитых регионах.

Сегодня проблемами трудовой миграции занимается значительное число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на лучшие образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов. Нормативно-правовая база, для миграции представлена огромным числом законов и подзаконных актов.

Трудовой мигрант, согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ), — это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудового ресурса. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории.

Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры в ближнем зарубежье — Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье — Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. В Россию едут в поисках работы граждане более чем из ста стран. Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья — из развитых стран, в том числе США и Англии.

Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. В оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция становится мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение общей численности. Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают районы Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь сосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в регионе не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям — наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности, ухудшение демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Многие северные и восточные регионы теряют население моложе трудоспособного. В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционные процессы не приняли обвального характера из-за отсутствия у населения достаточных денежных средств. Миграции в Западной Сибири обусловлены географическим положением региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортной доступностью, развитием производительных сил. В совокупности Западная Сибирь наиболее притягательна для мигрантов. Восточная Сибирь за последние годы потеряла свое население в миграционном обмене с другими территориями.

Главенствующую роль в регулировании трудовой миграции в РФ занимает Федеральная миграционная служба. Новыми направлениями деятельности ФМС России в области трудовой миграции называют: установление уведомительного характера учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания; упрощение процедуры получения разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы; установление миграционных квот, что позволяет учитывать количественные и качественные характеристики трудовых мигрантов; дифференцирование санкции за административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства в сфере миграции; легализация иностранных граждан, находящихся на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности.

Но этих мер недостаточно. Поэтому с целью оптимизации деятельности в области трудовой миграции руководство ФМС РФ в рамках Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ создало рабочую группу по разработке проекта концепции организованного привлечения рабочей силы. В некоторых государствах СНГ планируется на базе бывших профтехучилищ создавать центры для подготовки потенциальных трудовых мигрантов. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает организацию за рубежом центров, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и законодательства.

Таким образом, деятельность ФМС РФ становится, прежде всего, социально ориентированной. Основные задачи, реализуемые сегодня, — формирование оптимального баланса между национальными и иностранными трудовыми ресурсами, толерантное отношение к мигрантам в обществе. Также немаловажно рациональное размещение въезжающего населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.

Регулирование трудовой миграции в России имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным последствиям можно отнести следующие: занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане страны; расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими; снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям трудовой миграции относятся следующие: рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране; рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной миграции.

Российская Федерация использует селективный подход при регулировании миграции — государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в стране, ограничивая въезд всем остальным.

Перечень желательных мигрантов варьируется:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие, специалисты в области нанотехнологий;
  • представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
  • специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, переносящие деятельность в Россию, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места;
  • соотечественники, проживающие за рубежом.

Большое значение для процесса социальной адаптации и интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта. Один из существенных минусов российской политики в области трудовой миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики. При этом трудовые мигранты активно предпринимают усилия для собственной легализации: «фиктивный брак», «приобретение фальшивых регистраций, легализаций» документов.

Нелегальный статус ставит трудового мигранта вне общества. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений «трудовой мигрант — принимающее общество» как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинство нелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступает основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигранты сталкиваются с отсутствием техники безопасности, неномированным рабочим днем.

В данном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае полученной производственной травмы или болезни. Подавляющее большинство трудовых мигрантов стремится лечиться самостоятельно, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе, территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг.

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни. Подавляющее большинство трудовых мигрантов попадают с ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимают квартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигранта является питание. Как правило, они стремятся сэкономить на собственном питании. Питание становится не полноценным, некачественным и несистематическим.

Трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного узнавания мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум.

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на интолерантность принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения рабочие места. Хотя реально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах Европейского Союза. В то же время имеются сектора в экономике, где конкуренция с местным населением — реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы. В этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально не желает включаться в силу различных причин в наличный трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому: — в силу их отсутствия.

Нелегальные трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества, кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории. Это объясняется, в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни со стороны государственных органов принимающей страны, ни со стороны структур гражданского общества. Он рассчитывает только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка трудовых мигрантов направлена, в первую очередь, на оказание помощи легальным мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые мало привлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых мигрантов (в виду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Функции социальной защиты и помощи трудовым мигрантам, в сложившейся ситуации, часто берут на себя общественные организации и фонды. Велико значение деятельности национально-культурных автономий и объединений. Они в своей деятельности имеют возможность оказания адресной помощи мигрантам-представителям определенных национальностей в процессе социальной адаптации и интеграции.

Примером эффективной деятельности подобных организаций может служить работа коалиции «Ангел», основанной на базе еврейских национально-культурных объединений России. Целью этой коалиции является помощь девушкам и молодым женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в процессе работы за рубежом или в крупных городах России. Данная организация оказывает просветительскую, консультационную, посредническую и экстренную социально-психологическую помощь молодым женщинам – жертвам различных видов принуждения и насилия.

Таким образом, отличительными особенностями трудовых мигрантов называют: низкая профессиональная квалификация (либо ее отсутствие); низкая правовая грамотность и компетентность; авантюризм; социальная незащищенность. Данные особенности обостряются при отсутствии у человека статуса легального трудового мигранта. Следовательно, данная категория населения нуждается в социальной помощи и поддержке. Но, к сожалению, они обращаются за помощью лишь в критических случаях, стараясь справиться с возникающими проблемами самостоятельно. На сегодняшний день в России сложились целые сектора экономики, ориентированный на использование рабочей силы нелегальных трудовых мигрантов, но они слабо контролируются государством, поэтому люди, занятые в них, сознательно обрекают себя на маргинализацию.