Занятие № 9 (2/18)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие личности
  2. Адаптация и социализации личности
  3. Теория потребностей

1. Понятие личности

Личность — это социализируемый индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств.

Личность – это системное качество индивида, которое он приобретает в процессе социального взаимодействия и это взаимодействие протекает в 2-х формах: общения и совместной деятельности.

Индивидуальность – это особые качества индивида отличающего его от других людей.

Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления.

Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.

Можно выделить несколько основных типов личности:

  • Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
  • Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
  • Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.

Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.

Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.

Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно.
Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию.

Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере.

Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

2. Адаптация и социализация личности

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внутренней и внешней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Рациональное истолкование адаптации как следствия борьбы за существование и естественного отбора было дано в учении Дарвина. Сегодня понятие адаптации, помимо биологии, применяется также и при изучении человека и соц. систем. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза (тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах) при взаимодействии организма и среды. Адаптация решает проблему выживания человека, формы которой приобретают соц. характер.

Но в то же время на адаптацию влияют не только соц., но и биологические, психологические и физиологические аспекты развития человека. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, которая предполагает участие как в потреблении, так и в передаче соц. значимых норм и ценностей существующей и прошлой соц. среды. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия. В свою очередь соц. адаптация является специфической формой социализации человека. Несмотря на то, оба процесса рассматривают взаимоотношения человека с окружающей средой, между ними существует различие, касающееся форм протекания этих процессов. Процесс социализации идет более длительным, эволюционным путем посредством усвоения накопленного опыта. Процесс соц. адаптации идет более быстрым путем в относительно короткий промежуток времени.

Процесс соц. адаптации необходимо рассматривать с двух сторон:

  1. объективная, в ходе которой человек приобретает различные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений;
  2. субъективная, связанная со всеми аспектами его соц.-психологического развития, личностными качествами, взглядами, убеждениями.

Развитие механизмов соц. адаптации связано с активной деятельностью человека, главной целью которой является преобразование существующей соц. действительности. Эти механизмы проявляются в трех формах:

  1. Соц. деятельность, которая имеет свои закономерные этапы (нужда – потребности – мотивы – реализация и подведение итогов – оценка). Если процесс адаптации индивида дал сбой, то задача соц. работника – найти слабую сторону этого процесса и внести необходимые коррективы.
  2.  Соц. общение, в ходе которого при контакте с другими индивидами, в том числе и с соц. работником, и соц. группами человек направляет и расширяет круг усвоения соц. ценностей.
  3.  Соц. самосознание личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей соц. принадлежности и роли.

В контексте этих трех форм проявляется единство функционирования системы соц. защиты населения. Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы, что:

  • Адаптирование личности к соц. среде является сложным, противоречивым процессом;
  • Процесс социализации и соц. адаптации является единым явлением;
  • Проблему механизмов соц. адаптации необходимо рассматривать трех ее основных формах;
  • Наблюдается тесная связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуумов и ее соц. развития;
  • Система соц. институтов и соц. р-ки играют важную роль в процессе соц. адаптации личности.

Существуют различные классификации адаптаций в зависимости от критерия, положенного в основу классификации.

  1. Аспекты развития человек: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная
  2. Тип среды приспособления.
    • общественно-политическая (приобретение общественных ролей)
    • адаптация к природе (создание, жилищ, одежды)
    • адаптация к формам общественного сознания (к религии, науке, искусству)
    • гигиеническая (охрана здоровья, стремление к чистоте)
    • педагогическая (профессиональная)
  3. Структурные уровни адаптации.
    • макросреда (процесс соц. адаптации в контексте развития общества позволяет выявлять несовершенство соц. политики)
    • микросреда (процесс соц. адаптации на уровне группы)
    • внутриличностная (достижение сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов)
  4. Условия деятельности.
    • производственная (приспособление в ходе трудовой деятельности к производственной среде и режиму труда, выявление способностей к данной профессии, к творчеству; роль соц. работников в создании благоприятной атмосферы для раскрытия потенциальных возможностей человека)
    • бытовая (решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, направленных к распорядку, традициям, существующим в семье, коллективе, группе вне производственной деятельности)
    • досуговая (формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья).

Любой вид соц. адаптации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов соц. защиты населения. Современная стадия развития общества показывает, что человек не успевает адаптироваться в новые экономические, политические, духовные и соц. стороны бытия. Поэтому возрастает роль соц. работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с соц. средой благодаря своей проф. компетенции.

Социализация личности

Процесс включения индивида в общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты, организации), овладение им коллективным опытом, установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности называется социализацией. В работах Т. Парсонса представлена развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими. Индивид черпает свои знания из культурного окружения. Субъективные знания являются результатом взаимодействия с другими, но это не означает, что они могут быть рассмотрены как результат опыта того, кто производит действия, большинство знаний — это знания общества.

Дж. Мид разделил этот процесс на 3 этапа:

1-й этап — предварительный. На этом этапе (самое раннее детство) ребенок просто подражает, бессознательно копирует мимику, жесты, поведение окружающих — прежде всего родителей. Он может надевать отцовскую шляпу, таскать за собой веник, изображая уборку, и т.д. Ребенок копирует прежде: всего тех, кто имеет особое значение в его жизни. Для обозначения людей, которые оказывают на наше поведение, ценности, убеждения большое влияние, Мид ввел термин «значимые другие». Для маленького ребенка «значимые другие — это его семья. Их влияние на него огромно. Ведь ребенок еще не может выбирать «значимых других», критически оценивать их суждения. Все, что исходит от родителей, воспринимается с абсолютным доверием.

2-й этап — игровая стадия. На этой стадии ребенок уже сознательно принимает ту или иную социальную роль и разыгрывает достаточно сложные игровые представления, часто изображая сразу нескольких персонажей. Он буквально учится быть «другим». На этом этапе у ребенка уже есть сложившееся представление о себе, своя идентичность.

3-й этап — стадия коллективных игр. В играх, подобных футболу и волейболу, другим коллективным играм с правилами, ребёнок учится не только играть определенную роль. Он учится также соотносить свои действия с действиями других игроков в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Это возможно потому, что он уже научился на предыдущих стадиях социализации ставить себя на место другого, представляя, что бы он делал на его месте. Однако новизна в том, что в коллективной игре индивид учитывает одновременно и ожидания всех игроков (а не отдельного лица), и абстрактную систему правил, по которым ведется игра. Группа игроков, играющих по правилам, может быть рассмотрена как модель общества в целом, где также есть «игроки» и «правила». На стадии коллективных игр в сознании индивида формируется образ «обобщенного другого». Этим термином Мид обозначал отражение в сознании человека мнений, убеждений и ценностей группы, которые влияют на его поведение. «Обобщенный другой» может быть понят и как отражение в сознании индивида самого общества с его нормами и ценностями, ролевыми ожиданиями. Теперь индивиду уже не надо смотреть на реакцию конкретного «другого», на его конкретное действие. «Обобщенный другой» подсказывает ему, как следует действовать в той или иной ситуации. Формирование образа «обобщенного другого» означает конец первичной социализации. Индивид уже готов к социальному взаимодействию, готов играть свои роли и соответствовать ожиданиям других.

Теория Мида описывает именно внешний, социологический аспект социализации, ее формальный аспект.

Каковы же внутренние, психологические механизмы, осуществляющие социализацию?

Большинство исследователей выделяет четыре основных механизма: имитацию, идентификацию, стыд и вину.

Имитация — это осознанное подражание определенным действиям «значимого другого»; идентификация — это принятие ценностей и установок другого как своих собственных. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как закрепляют определенные формы поведения. Стыд и вина, напротив, препятствуют определенным типам поведения.
Стыд основан на предполагаемой отрицательной реакции окружающих на определенный тип поведения, а вина подразумевает отрицательную реакцию самого человека на какой-то совершенный им поступок.

Виды социализации.

Социализация продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении всей жизни человек сталкивается с новыми людьми, группами, новыми ситуациями, которые требуют изменения уже сложившихся форм поведения и мышления. Однако социализация на разных этапах жизни обретает разные формы. С этим связано выделение в процессе социализации трех основных этапов:

Первичная социализация имеет ряд особенностей:

  1. тесная эмоциональная связь со «значимыми другими»: именно благодаря этой эмоциональной связи детям удается идентифицировать себя с ними, усвоить родительское поведение, установки, ценности как свои собственные, безоговорочно принять их мнение, даже негативное;
  2. невозможность выбора «значимых других: ребенок не выбирает своих родителей и с неизбежностью усваивает их установки, ценности и предрассудки, их представление о мире, их отношение к окружающему и самому себе;
  3. в ходе первичной социализации формируются не только навыки социального взаимодействия, но также структура личности ребенка, его характер, привычки, отношение к миру и самому себе. Человек всю жизнь остается «заложником» своего детства.

Вторичная социализация, в отличие от первичной, уже не предполагает настолько тесной эмоциональной связи между индивидом и «значимыми другими» (это не означает, что такой связи вообще нет, но даже самая прочная привязанность к друзьям или супругу не столь прочна, как связь ребенка и родителей). В период вторичной социализации индивид уже располагает свободой выбора «значимых других», кроме того, на этапе вторичной социализации индивид уже способен критически оценивать мнения и представления других. И, наконец, вторичная социализация связана не столько с формированием структуры личности, сколько с изменением внешней линии поведения, освоением новой информации.

Если социализация взрослых выделяется как особый, третий этап социализации, то ее содержание обычно видят в усвоении профессиональных ролей. Если третий этап не выделяется, то усвоение этих ролей рассматривается как содержание вторичной социализации.

Ресоциализация. Наряду с термином «социализация» в социологии существует другой — «ресоциализация».

Целью социализации является формирование идентичности — то есть представления человека о самом себе, своем месте в социальном мире. Ресоциализация — это процесс потери прежней идентичности, связанный с необходимостью формирования новой.

Ресоциализация может быть более или менее глубокой. О глубокой ресоциализации можно говорить, если человек стремится (или оказывается вынужден) почти полностью отречься от себя прежнего и начать жизнь с «чистого листа». Примером может служить религиозное обращение. Менее привлекательными являются другие примеры: распад личности под влиянием алкоголизма и наркомании (возможен и обратный процесс — возрождение личности, вырвавшейся из сетей наркозависимости). Менее глубокой, но все же существенной ресоциализации требует поступление на военную службу. Армейская жизнь предъявляет человеку принципиально иные требования, нежели гражданская. Если человек попадает в воюющую армию и постоянно сталкивается с агрессией и насилием, это может приводить и к глубокой ресоциализации. Часты случаи, когда люди, вернувшиеся с войны, не могут приспособиться к мирной жизни и нуждаются в специализированной помощи.

Ресоциализация может проводиться целенаправленно. Примерами планомерного «перевоспитания индивида могут служить и та же армия, и организации типа «Анонимных алкоголиков», и тоталитарные секты, и концентрационные лагеря, Ресоциализация — это своего рода личностный кризис, последствия которого могут быть и благотворными, и катастрофическими.

3. Теория потребностей

Теория потребностей представляет личность как совокупность потребностей и ориентации, формируемых обществом. Развиваясь, общество порождает новые разнообразные потребности за счет которых идет развитие личности. Потребности могут задаваться как обществом в целом, так и отдельными социальными группами, к которым хочет принадлежать и которые предпочитает индивид.
У людей, согласно А. Маслоу, можно выделить 5 основныхуровней человеческих потребностей.

  1. Основные физиологические потребности; пища, отдых, жили¬ще и пр. Одним из главных средств удовлетворения их являются деньги и высокий заработок. Материальные стимулы, зарплата, социальные блага — средства удовлетворения основных физиологических потребностей.
  2.  Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении);
  3.  Потребность в социальной общности (быть принятым в ‘коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей).
  4. Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социальный престиж, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).
  5. Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, творчеству, развитию, пониманию своей жизни).

Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые потребности 1 и 2 уровня.

Для раскрытия сущности понятия личности необходимо отойти от упрощающих личность схем и представить системное понимание, которое бы включило рациональные элементы всех социологических концепций.