Занятие № 10 (2/20)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Философские основы социальной работы
  2. Социологические основы социальной работы
  3.  Психологические основы социальной работы
  4.  Педагогические основы социальной работы

1. Философские основы социальной работы

В развитии теории и практики социальной работы большую роль играет философия социальной работы. Проблематика социальной работы опирается на междисциплинарные исследования, философская методология осуществляет задачу их интеграции. Сами проблемы, с которыми имеет дело социальный работник, носят мультидисциплинарный характер, и для их решения необходимо объединение самых различных знаний о человеке, обществе и культуре. Вместо нескольких точек зрения с позиций медицины, социологии, психологии, права должна быть получена общая картина. Функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке выполняет философия с.р. Именно она пытается прояснить основы и смысл экзистенциальной ситуации выбора, а также человеческого бытия как тотальности. Любая развитая научная дисциплина обнаруживает уровни: эмпирически-прикладной, теоретический, философско-методологический. Отсюда и различие в отражении реальной действительности. Научное мышление «фотографирует, взвешивает» мир, а философское – искажает или интерпретирует его.

Важнейшая функция философского мышления – понимание не явно видимых связей и отношений, экспликация (раскрытие сущности, объяснение) интеллектуальных, волевых, чувственных, рациональных и иррациональных, исторически-временных, пространственно-структурных, причинно-следственных и иных проявлений.

Философское осмысление бытия основывается на принципах: комплексность, единство объективно-рациональных и субъективно-чувственных аспектов познания, рефлексивность, плюралистичность и вариативность.

Предметное поле философии с.р.образуют социо-антропологические феномены, феномены общественных отношений, отягощенных социальными и индивидуальными неравенствами потенциалов, жизненных сил и возможностей для их реализации.

Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке и его жизненном мире. Но она в тоже время возвышает человека над его ущербностью, ограниченными возможностями и паталогией, фиксирует предназначение социальных институтов обеспечить условия этого возвышения, включения в норму социального и экзистенциального здоровья, реинтеграции в культуру.

Философская концепция социальной работы реализует к тому же принцип синтеза глобального и регионального в контексте развития цивилизации, идею трансляции мировой культуры, исходя из особенностей России.

Философия с.р. ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска. Неповторимость всех жизненных событий и ситуаций человека, историческая уникальность судьбы, болевые точки и радости наполняют время человека в контексте культурной эпохи. Философия социальной работы выступает как островок нового образа жизни, социокультурного движения, нового типа отношения к человеку. Философия с.р. есть духовно-интеллектуальный уровень освоения содержания и смысла соц., персонифицированных отношений людей в пространстве их жизненного, социализированного мира, включая интеллект, чувства, веру, потребности, интересы и ценностные ориентации.

Также многогранна роль философии в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Помимо конкретных знаний о различных аспектах человеческого поведения и функционирования общества философия воспитывает также привычку к рефлексии и саморефлексии, т.е. умение подвергать мыслительному анализу различные стороны действительности и в первую очередь – собственное поведение, чувства и эмоциональное проявление. Философия дает верный масштаб размышлениям и суждениям социального работника, предоставляет логический инструментарий для правильной оценки мира и места человека в нем.

2. Социологические основы социальной работы

Социология и с.р. имеют взаимосвязь не только в прикладном, но и теоретическом плане. Социология тесным образом связана с философией, что обуславливает методологический характер социологии по отношению к социальной работе. Это позволяет рассматривать первую как основу социальной работы. Между объектами этих дисциплин наблюдается как совпадение, так и несовпадение.

Объект социологии значительно шире, особенно если рассматривать социальную работу в более узком смысле и соотносить объекты той и другой науки с учетом изучения групп населения. Несмотря на общность предмета (социальные отношения), между ними также есть различия, которые конкретизируются в функциях. В с.р. эти функции сориентированы на определенные, главным образом слабо защищенные, группы населения, а в социологии – на соц. пространство, весь общественный организм и его разнообразные структурные элементы. Практическое значение имеет социология для с.р. в прикладном аспекте. С. р-к использует социологию как науку в своей деятельности.

Важнейшей предпосылкой эффективности этого процесса в современных условиях является существование и развитие социологии с.р. как отраслевой, среднеуровневой социологической теории.

Основной спектр направлений влияния социологии на социальную работу заключается в следующем:

  1. использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной работы;
  2. применение этих данных в подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников;
  3. анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, экспертов смежных научных дисциплин, практиков, работников образования и др.

Такая область социологического знания как социология управления является базовой для развития тех моделей с.р., которые объединены так называемой структурной социальной работой, ориентированной на организацию зашиты коллективными средствами. Это направление влияния социологии на с.р. выражается и в существовании различных социолого-ориентированных теорий и технологий организации помощи нуждающимся слоям населения. В рамках взаимодействия социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел этой отрасли социологического знания, как управление персоналом, что имеет прямое отношение к деятельности различных учреждений с.р.

Также важно обозначить взаимодействие социологии семьи с решением проблем социальной работы, с деятельностью социальных работников. Влияние социологии семьи на эффективность социальной работы сказывается прежде всего в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материальной обеспеченности разных семей, их групп. При этом полезно знать соц. историю семьи, которая на разных этапах своего развития решает достаточно типичные задачи. Без социологического осмысления этого фактического материала, соц. ситуаций, с.р. чаще всего не может понять проблемы, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Не менее значимо влияние на с.р. социологии труда как отрасли социологического знания области социальной практики, организующей целесообразную деятельность современного человека. Характеризуя специфику положения и образ жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствия труда на конкретном рабочем месте.

Большое значение для социальных работников приобретает социология духовной жизни, которая предоставляет им данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим и т.п. ориентациям. Взаимодействие социологии духовной жизни и социальной работы опирается здесь на психологию и философию. В этой связи важно иметь в виду то влияние на социальную работу, которое приобретает социология культуры. Роль учреждений культуры как фактора и условия оказания помощи нуждающимся, учет данных о дифференциации населения по ориентациям на те или иные культурные ценности – новое, но очень перспективное направление развития с.р.

3. Психологические основы социальной работы

Взаимосвязь психологии и с.р. можно рассматривать в 2 аспектах. С одной стороны, теоретические точки соприкосновения, с другой – прикладной аспект.

В первом случае влияние психологии проявляется в ее функциях по отношения к с.р.:

  1. Теоретическая. Она заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач с.р., с одной стороны, и индивидуальными коллективно-психологическими явлениями, процессами, с другой.
  2.  Методологическая. Выражается в использовании психологии для исследования соц.-пед. Процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
  3.  Объяснительная. На основе психологии выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику с.р.
  4.  Диагностическая. Психология включает в с.р. диагностику личности, ее социальных качеств и диагностику групп и их развития.
  5.  Проектирование. Эта психологическая процедура включает в себя способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации с.р.
  6.  Прогностическая. Она состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

Также многие теоретические положения психологии используются в с.р.:

  • Теория личности. С.р. тесно увязана с типазацией личности, в соответствии с которой строятся ее стратегия и тактика.
  • Теория групп. Здесь раскрывается структура группы (лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт), что помогает организовать с.р.
  • Теория психологии общения. Она помогает овладевать навыками общения, воспитывающего и развивающего личность, что помогает создавать благоприятные соц.-пед. Отношения.
  • Теория социального конфликта. Анализ конфликта обеспечивает действенность с.р., повышает эффективность учебно-трудовой деятельности.
  • Психология талантливых людей. Она позволяет учитывать их способности и особенности характера.
  • Теория и практика дезадаптированных и депривированных людей. Она служит основой для работы с особыми категориями людей.

Особая взаимосвязь психологии и с.р. прослеживается и в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется общий объект воздействия – человек.

Второй аспект взаимосвязи психологии и с.р. заключается в следующем. Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб. Психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических направлений, так и специальных в зависимости от пола, возраста, профессии.

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник:

  1. должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание;
  2. различать те случаи, когда по маской социальной проблемы скрывается психологическая или даже психиатрическая проблема и направлять клиента к соответствующему специалисту;
  3. уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям;
  4. постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Для практики с.р. особенно важное значение приобретают следующие направления психологии.

Психодиагностика. Это отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза, который включает не только установление любого отклонения от нормального психологического функционирования и развития, но и определение психического состояния отдельного объекта или иной психической функции или процесса у конкретного лица.

Психологическое консультирование. Это оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Цель психологического консультирования – помочь личности жить в условиях психологического комфорта, положительно относиться к миру. Одной из составных частей консультирования является психотерапия. Это долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокими изменениями в ее структуре.

Использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом. Среди них:

  • психологический отбор применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп;
  • психологическая адаптация включает клиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
  • социально-психологический тренинг и аутотренинг используется для формирования социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности;
  •  коррекция поведения, мотивации, общения, самооценки позволяет осознать недостатки в структуре собственной личности, выработать новые модели поведения и упражняться в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности;
  • психотерапия в форме игр, погружения позволяет системно воздействовать на преобразования в структуре целостной личности.

4. Педагогические основы социальной работы

Педагогические основы с.р. включают элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах с.р. Педагогика, как и психология выполняет в структуре с.р. объяснительные и прогностические функции. В с.р. объективно применяется множество педагогических принципов.

Дидактические:

  1. принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
  2. дифференциация и индивидуализация учебно-трудовой деятельности.

Воспитательные:

  1. гуманизм как доверие к людям, сочетающиеся с проверкой, контролем и педагогическим тактом;
  2. принцип оптимистической гипотезы в воспитании персонала при опоре на положительное с целью решения задач социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования самозащиты;
  3. принцип коллективной деятельности при решении крупных соц. задач.

В с.р. также включается и педагогическое содержание: формирование социального идеала, гуманистических ценностей, соц. действий, умений и навыков, приемов самопомощи, социальных чувств, коррекция поведения, перевоспитание. Все это в итоге должно подвести личность к самовоспитанию.

В с.р. применяются также и педагогические методы. К ним относятся методы формирования индивидуального и группового сознания; формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску; методы соц. научения овладения элементами культуры в процессе общения и труда; методы формирования социальной перспективы, которая раскрывает приобретения, получаемые клиентами в ходе овладения ими новыми качествами личности, технологическими приемами, производственными знаниями; методы включения личности в коллективную деятельность способствуют педагогизации с.р.; методы включения в постепенно усложняющуюся деятельность путем повышения квалификации, участия в самоуправлении, повышения образования способствуют самоутверждению и самовыражению; методы одобрения и осуждения помогает наметить новые цели в самосовершенствовании человека; методы закрепления положительного опыта в трудовой, учебной, общественной деятельности; методы педагогической коррекции помогают, опираясь сильные стороны личности и проф. подготовки, преодолеть отдельные недостатки в деятельности и поведении.