Занятие № 5 (2/10)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Сущность социальной политики
  2. Понятие и классификация прав человека
  3. Принципы и основные направления социальной политики
  4. Функции и противоречия социальной политики

1. Сущность социальной политики

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных

Социум – общество, поэтому термин соц политика тождественна понятию политика.

Политика – представляет целенаправленную деятельность государства, иных субъектов, по регулированию общественных отношений и использованием политической власти и обеспечение устойчивого развития всего общества.

Цель социальной политики

  1. Воспроизводство всей общественной жизни, т.е. деятельность направленная на развитие общества.
  2. Регулирование социальной сферы жизни общества. Социальная сфера жизнедеятельности общества является одной из основных, под которой подразумевается целостное социальное (в узком смысле) бытие, где взаимодействия социальной группы, индивидов, институтов власти, обществен организаций, по поводу и в связи со статусом человека, его роль в обществе, условия жизнедеятельности, мат благосостоянием и образом жизни.
  3. Обеспечение социальной стабильности и социальной безопасности, равновесие целостности и динамизма
  4. совершенствование образа жизни, создание условий жизнедеятельности достойных человека
  5. соблюдение прав и свобод личности, реализация ее различных жизненны потребностей

Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:
— государственные ведомства и учреждения;
— органы местного самоуправления;
— внебюджетные фонды;
— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
— коммерческие структуры и бизнес;
— профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;
— добровольцы;
— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

2. Понятие и классификация прав человека

Права человека — это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражданина.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специфику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.

Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция Российской Федерации в их последовательном расположении.

Виды прав и свобод

Классификация основных прав и свобод может осуществляться в зависимости:

  • от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину);
  • от характера субъекта (индивидуальные и коллективные);
  • от содержания (личные, политические, экономические, социальные, культурные).

Все права и свободы человека условно можно разделить на группы:

  1. Личные (гражданские) права и свободы человека — права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.
  2. Политические права и свободы — права, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти
  3. Экономические права — это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере
  4. Социальные права — это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные права граждан — это права на благосостояние и достойный уровень жизни
  5. Культурные права — это комплекс прав и свобод, представляющий собой гарантированные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и научной жизни Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные.

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц.

Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Социальная политика представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека, «поскольку ее главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обеспечить безопасность и развитие человека без ущерба его достоинству».

3. Принципы и основные направления социальной политики

Принципы социальной политики

  1. Социальная справедливость общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
  2. Эгалитаризм – понимаемый как равенство социально личных прав, но не фактическое равенство мат положения невозможного в принципе
  3. Адресность поддержки слабо защищенных слоев населения
  4. Учет социальной дифференциации
  5. Защита всех категорий населения от стихийных явлений и негативных факторов общественной жизни
  6. Социальное равновесие, при котором исключаются острые конфликты между разными слоями и группами населения
  7. Социальное партнерство
  8. Толерантность – как проявление понимания, сочувствия к соц незащищенным слоям населения
  9. Максимизация прожиточного минимума, как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты

Основные направления социальной политики

1) Главное внимание уделяется проблемам доходов граждан и уровня жизни. Цели социальной политики фокусируются в основном на том, чтобы не допустить дальнейшего снижения этого уровня, добиться для начала хотя бы стабилизации положения в этой области, ограничения, а затем и сокращения масштабов бедности, создания в перспективе условий для роста жизненного уровня населения. Такое усиленное внимание к данной проблеме, особенно в более ранних из упомянутых документов, где порой она чуть ли не вообще заслоняет собой другие социальные проблемы и задачи, вполне объяснимо. Жизненный уровень весьма значительных масс очень сильно упал, и без существенных подвижек в этой области значимость других социальных проблем несколько отходит на второй план. Но, тем не менее, совсем оставлять их без внимания нельзя, и многие из них определенное внимание в рассматриваемых документах все же получили.

2) В подходах к обеспечению стабилизации жизненного уровня и постепенного создания условий для его повышения предлагается стимулировать активную трудоспособную часть общества высокопроизводительным и эффективным трудом либо предпринимательской деятельностью обеспечить свое благосостояние (а не рассчитывать на «милости» государства или еще кого-то) и благополучие всего общества, предоставить каждому трудоспособному члену общества условия, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью (обратим на это особое внимание!) обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. Что же касается социальной поддержки, она должна быть направлена на слабозащищенные группы населения, которые без нее не могут обойтись, при этом должна усиливаться ее адресность и обеспечиваться оптимальность соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.

3) В качестве очень важной черты современной социальной политики выступает положение о том, что государство должно обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения, т.е. гарантировать гражданам минимальный доход, а также дать им гарантии медицинского и социального обслуживания, помощи в случае болезни, инвалидности и разных социальных невзгод, гарантии получения образования и культурного развития на уровне, по меньшей мере, не ниже достигнутого.

4) Намечается стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приобретения, в т.ч. строительства, жилья.

5) В качестве особой выдвигается задача решения хотя бы в какой-то степени такой проблемы, как безработица, а именно — сдерживание массовой безработицы и смягчение ее тяжелых социальных последствий.

6) Определенное внимание уделяется проблемам развития отраслей народного хозяйства, непосредственно занятых предоставлением населению услуг социального характера, т.е. здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

7) В отличие от высказываемых порой представлений, сводящих систему социальных явлений и процессов лишь к непроизводственным сторонам жизнедеятельности людей, в рассматриваемых документах к кругу задач и направлений социальной политики совершенно правильно относится решение проблем, связанных с регулированием трудовых отношений, — охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство, вопросы оплаты труда, По дающиеся регулирующему воздействию социальной политики.

8) В качестве особых задач выделяется решение специфически социальных проблем некоторых категорий населения: вынужденных мигрантов, военнослужащих, жителей Севера и др.

9) применительно к отдельным этапам периода, на которые рассчитан тот или иной из упомянутых документов, устанавливается приоритетность решения определенных задач социальной политики, направлений.

10) Большое внимание уделяется региональным аспектам социальной политики, определяются важнейшие линии взаимодействия федеральных и региональных органов власти в этой области.

4. Функции социальной политики и противоречия

  1. регулирование воспроизводства раб силы
  2. воспроизводство самого человека
  3. стимулирование социальной активности человека (труд, общество, политика)
  4. обеспечение социально защиты населения
  5. обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности) которое называлось бы большинством населения справедливым, не требующим борьбы за переделы
  6. налаживание системы распределения эконом ресурсов и эконом эффектов, кот бы устраивало большинство населения
  7. обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества и полит власти
  8. налаживание такой системы эконом ресурсов и эконом эффекта (результата) кот устраивала бы большинство населения
  9. обеспечение устойчивости и социальной стабильности и безопасности устойчивости полит власти

Противоречия

  1. Между декламируемыми целями социальной политики и работы, и объем их финансирования.
  2. Противоречие между потребностями реальной социальной политики в нормативно — регулятивной и реально существующей нормативами и закон актами
  3. Противоречие между привычными нормами социальных отношений и формированием новых.
  4. Противоречие между отношением к труду. Между принципом равенства на низком материальном уровне.

Социальная политика — это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики, к которым относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. Успех или неудача в решении проблем зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.

Социальная устойчивость предполагает:

  • стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;
  • недопущение необоснованной дифференциации доходов;
  • формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.

Социальная политика государства в переходящей к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в:

  • поддержке различных слоев населения;
  • социальной поддержке малоимущих граждан;
  • создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
  • финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения;
  • заботе об охране экологии, окружающей среды;
  • регулировании сферы трудовых отношений.

И реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работ получателями.

В решении многих социально-экономических вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в тоже время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества.

Частью социальной политики государства является политика доходов. Социальная политика направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время ее можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказания содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке государства