Занятие № 2 (2/4)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Сущность социальной работы как профессиональной деятельности
  2. Функции социальной работы
  3. Объект и субъект социальной работы

1. Сущность социальной работы как профессиональной деятельности

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Сущность профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Сущность социальной работы необходимо раскрывать с двух позиций.

  1. Во-первых, как особый вид деятельности. Социальная работа относится к одному из видов деятельности наряду с экономической, политической, культурной, правовой и др. Каждый вид деятельности включает совокупность действий человека, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении. В этом плане социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.
  2. Во-вторых, сущность социальной работы раскрывается через содействие в пользовании закрепленными в законодательстве правами. С.р. как раз и является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. В этом смысле социальная работа представляет собой деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

В то же время в с.р. можно выделить два аспекта:

  1. решение повседневных проблем клиента;
  2. решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых соц. проблем в глобальном масштабе.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, элементы которой выполняют особые функции и связаны и взаимодействуют между собой. Такие структуры называются системами. С этой точки зрения социальная работа является системой. Основными ее элементами являются субъект, содержание, управление, объект. Между ними существуют связи, реализующиеся через цели, средства и функции.

Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Сам институт социальной работы носит светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. Помимо морально-нравственных принципов, деятельность социального работника регулируется государственным законодательством.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы. Активность клиента исходит из принципа его суверенности. Человек, семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вправе искать помощи и принимать ее. Но они также вправе не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имеющихся вариантов тот вид содействия, который они признают наиболее приемлемым для себя, хотя, возможно, социальный работник сочтет, что им более подошел бы другой вид помощи. Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с их согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности.

Управление с.р. включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров с.р. Чтобы управление шло успешно, социальный работник должен много знать, причем не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управления страной и с.р., свои собственные права и обязанности и своих клиентов, все законодательство по вопросам соц. обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, с.р.

Перечисленные компоненты, составляющие структуру с.р. как деятельность, становятся системой, когда связываются в единое целое с помощью целей, функций и средств.

Цель – это образ предмета, к-й человек хочет получить в результате своей деятельности. Самая общая цель с.р. – удовлетворить потребности объекта. Цель связывает компоненты с.р. в единое целое, делает их единой системой. В соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы с.р.

2. Функции социальной работы

Такую же объединяющую роль выполняют и функции. Функции с. р. определяются ее содержанием. К ним относятся:

  1. Диагностическая. Изучение с.р-ком особенностей группы людей или отдельного человека, степени влияния на них микросреды и постановка соц. диагноза.
  2. Прогностическая. Прогнозирование влияния на объекты с.р. всех соц. институтов общества, выработка модели поведения этих объектов.
  3. Социально-терапевтическая (профилактическая). Оказание помощи и поддержки оступившимся и слабозащищенным слоям населения и предупреждение негативных последствий их поведения или деятельности.
  4. Организационная. Организация соц. служб на предприятиях, по месту жительства, привлечение к работе общественности.
  5. Правозащитная. Использование законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и защиту населения как внутри страны, так и за ее пределами.
  6. Соц.-педагогическая. Выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных организаций и учреждений.
  7. Соц.-психологическая. Проведение консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в соц. адаптации и соц. реабилитации.
  8. Соц.-медицинская. Организация работы в системе здравоохранения.
  9. Соц.-бытовая. Способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.
  10. Коммуникативная. Установление контактов с нуждающимися в помощи, организация обмена информацией.
  11. Рекламно-пропагандистская. Организация рекламы соц. услуг, пропаганда идей соц. защиты человека.
  12. Нравственно-гуманистическая. Придание с.р. высоких гуманистических целей, создание условий для достойной жизни людей.

Рассматривая систему с.р., необходимо учитывать, что она не сводится к системе деятельности. Ее нужно рассматривать как систему и в других аспектах. Очень важным в этом смысле является система учреждений и организаций с.р. в их вертикальном и горизонтальном срезах. Наряду с государственными органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные общественные организации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизу вертикальную структуру.

3. Объект и субъект социальной работы

Сторона, на которую направлена деятельность, называется объектом. Но субъектно-объектные отношения подвижны. С.р. является именно такой сферой соц. действительности, в к-й обе стороны являются активными участниками деятельности и познания, влияют друг на друга. Долгое время в науках, изучающих с.р., дискутировался вопрос о том, как называть того, кому оказывается помощь. Ввиду того, что индивид, получающий социальную помощь, сохраняет самосознание (даже неполное), в состоянии хотя бы ограниченно, под руководством других лиц, участвовать в деятельности по устранению своих затруднений, то он имеет право содействовать с с. р-ком, быть не пассивным, а активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В соответствии с этим утверждением лицо, которому оказывается социальная помощь, называется клиентом.

Объектов с.р. достаточно много. Существуют различные классификации объектов. Одна из них – по приоритетности проблем, возникших у клиентов.

  • Состояние здоровья.
  • Служба и труд в экстремальных соц. условиях.
  • Пожилой возраст.
  • Девиантное поведение в его различных формах и видах.
  • Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.
  • Особое положение детей.
  • Бродяжничество, бездомность.
  • Предродовое и послеродовое состояние.
  • Правовое и соц. положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Каждый из этих людей – уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложной биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, терпеливости, самоотдачи. Но с.р. ведется не только на уровне индивида, а также на уровне семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Некоторые проблемы (семейные) могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения, поэтому с.р. нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие – уже актуально.

Но нужно заметить, что на целый ряд причин, условий и обстоятельств, осложняющих положение клиента, не может воздействовать не только социальный работник, весь институт с.р., вся социальная система данного государства, но даже на современном уровне наших знаний и ресурсов – все человечество в целом. Например, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которые обуславливают ограничение возможностей индивидов. Также не в состоянии пока устранить бедность.

Субъект с.р. выполняет все функции по оказанию помощи нуждающимся. К субъекту относятся все люди и организации, ведущие с.р. и управляющие ею. Среди институтов, имеющих отношение к с.р.:

  1. государство в целом, осуществляющее соц. политику;
  2. благотворительные организации и общества милосердия;
  3. общественные организации (Детский фонд, Российская ассоциация соц. служб).

Говоря о соц. службах, организациях, необходимо провести их типологию. В основании первой классификации положена сфера деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, организациями. В этом случае различают службы здравоохранения, образования, быта. Если в основы положен статус этих организаций, то в этом случае их подразделяют на гос., общественные, благотворительные, частные.

Выбрав в качестве логического основания тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:

  1. служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов;
  2. служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
  3. службы по оказанию различных видов помощи семье.

Основанием для классификации служб может также выступать сфера деятельности:

  1. служба соц-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов специальными изделиями;
  2. служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезаптации.

Отдельные люди могут заниматься с.р. профессионально или на общественных началах. Как ни парадоксально, но в мировой практике больше людей, занимающихся с.р. на общественных начала, чем людей, имеющих дипломы, которые свидетельствуют о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». Многие занимаются с.р. по совместительству, работая в других организациях. В России также имеются, кроме профессионалов, недипломированные специалисты, но занимающиеся с.р. в различных службах социального обеспечения, страхования, здравоохранения, детских организациях. Точного количества таких работников пока нет, т.к. статистический учет этой категории пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. И совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается с.р. на общественных началах.

Говоря о субъекте с.р., важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией с.р. (организаторы, управленцы), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь (практические социальные работники).