Занятие №4 (2/8)

Тема: Познавательные психические процессы

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие и виды познавательных психических процессов.
  2. Ощущение.
  3. Восприятие.
  4. Внимание.
  5. Память.
  6. Мышление и речь.
  7. Воображение

Словарь: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание, компенсация, адаптация, синестезия, амнезия.

Вопросы для самоконтроля

  1. Определите общее и различное в понимании психических процессов восприятия и ощущения.
  2. Приведите примеры (из жизни) различных типов мышления.
  3. Какие психические процессы помогают людям разных профессий. Почему?
  4. Почему психические процессы — память и мышление называют высшими?
  5. Являются ли внимание и воображение самостоятельными психическими процессами?
  6. Как взаимосвязаны психические процессы между собой? Приведите промеры.

Задания для самостоятельной работы

  1. Для измерения устойчивости внимания студентов использовать таблицы Бурдона, где беспорядочно чередуются отдельные буквы и каждая буква повторяется несколько раз, испытуемый должен вычеркивать определенную букву или таблицу Крепелина, где складываются столбики цифр.
  2. Для проверки распределения внимания студентов предлагается таблица Шульте.
  3. В чем особенность восприятия пространства и времени?
  4. Объясните эффект фона и фигуры.

Занятие 5 (2/10)

Тема: Особенности психических процессов у лиц пожилого возраста и инвалидов

Рассматриваемые вопросы:

  1. Изменение психических познавательных процессов ощущения и восприятия в период старения.
  2. Когнитивные способности пожилых людей.
  3. Особенности памяти пожилых людей.
  4. Особенности мышления лиц пожилого возраста. Причины снижения интеллектуальных функций.
  5. Особенности протекания психических процессов у детей инвалидов .

Словарь: когнитивные процессы, первичная, вторичная и третичная память, механическая, смысловая, образная память, деменция, мудрость.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие виды ощущений изменяются в пожилом возрасте?
  2. В чем особенности восприятия пожилых людей?
  3. Почему нельзя говорить об одинаковых изменениях в ощущениях и восприятии у всех инвалидов?
  4. Какие познавательные процессы относятся к высшим? Почему?
  5. Какие виды памяти ухудшаются в процессе старения?
  6. Какие приобретения в когнитивной сфере происходят у пожилых людей?
  7. Перечислите наиболее частые заболевания пожилых людей, приводящие к серьезным изменениям когнитивной сферы

Задания для самостоятельной работы

  1. На примере пожилых родственников расскажите об особенностях восприятия и ощущений у пожилых людей.
  2. Подготовьте реферат о изменении ощущений и восприятия у людей с разными формами инвалидности.
  3. Объясните, в чем проявляются компенсаторные механизмы у людей с ограниченными возможностями.
  4. Подготовить доклады на тему: «Особенности когнитивного развития детей с ДЦП», «Особенности когнитивной сферы детей-аутистов», «Особенности когнитивного развития детей с соматическими заболеваниями».
  5. Проверить правильность полученных теоретических знаний о памяти пожилых людей на практике.
  6. Подготовить сообщение «Изменение речи пожилых людей с возрастом».
  7. Составить таблицу психических познавательных и процессов, которые с возрастом изменяются, кратко указать как происходит изменение.

Занятие 6 (2/12)

Тема: Эмоционально-волевые процессы

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятия: чувства и эмоции.
  2. Виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния.
  3. Волевые процессы.

Словарь: чувства, эмоции, стресс, настроение, аффект, фрустрация, воля, страсть, астенические, стенические эмоции, дистресс, аутстресс.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое чувства?
  2. Сравните чувства и эмоции?
  3. Можно ли управлять настроением?
  4. Можно ли «воспитать волю»?
  5. Приведите пример стенических и астенических эмоций.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте доклад на тему: «Волевые процессы в моей жизни».
  2. Определите, какие эмоции может вызвать чувство страха, одиночества, восторга.
  3. Подготовьте сообщение: «Влияние аутстресса и дистресса на людей».

Занятие 7 (2/14)

Тема: Особенности эмоционально — волевой сферы пожилых лиц и инвалидов

Рассматриваемые вопросы:

  1. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы.
  2. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости.
  3. Переживание одиночества как проблема пожилого возраста.
  4. Страх смерти.

Словарь: депрессия, бред, одиночество, смерть.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие изменения происходят в эмоциональной сфере пожилых людей?
  2. Какие психические отклонения возникают у пожилых людей и почему?
  3. Какое отношение у пожилых лиц к смерти?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить сообщения на тему: «Почему одиночество становится острой проблемой для пожилых людей?»; «Страх смерти. Одинаково ли к нему относятся молодежь и пожилые люди?».
  2. На примере родственников расскажите об изменениях в эмоционально-волевой сфере пожилых людей.