Занятие 18 (2/36)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Особенности потребностей пожилых людей.
  2. Права пожилых людей и принципы работы с ними
  3. Понятие эйджизма
  4. Понятие конфликта

Для того чтобы эффективно оказывать социальную помощь пожилому человеку, необходимо опираться на знание некоторых его индивидуально- психологических особенностей, в том числе и особенностей мотивационно- потребностной сферы.

Чтобы было более понятным представление потребностей пожилых людей, рассмотрим иерархию потребностей, предложенную А. Маслоу. По его мысли, существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

  1. физиологические, базовые потребности – пища, вода, сон и т. п.;
  2. потребность в безопасности, защите – стабильность, порядок;
  3. потребность в любви и принадлежности – семья, дружба, социальная сеть;
  4. потребность в уважении – самоидентификация, самоуважение, признание;
  5. потребность в самоактуализации, в свершении жизни – развитие способностей.

Согласно этой иерархии, прежде чем говорить о личностном развитии кого-либо, нужно удовлетворить его базовые (витальные) потребности, и человек должен осознавать удовлетворенность своих основных нужд. Для того чтобы добиваться личностных свершений, надо иметь «кров и стол».

Большинство проблем пожилых людей связаны с основной потребностью выживания – многие из них живут в бедности, плохих жилищных условиях, испытывают трудности в приобретении одежды и других вещей, теряют социальные связи (умирают ровесники, друзья пожилого).

Если нет защищенности, затруднена идентификация, проблематична самооценка, труднее почувствовать удовлетворенность от свершений. Однако потребности не находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии. Нельзя говорить о том, что более высокие потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Известны случаи, когда очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали их удовлетворению.

Впоследствии сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Говоря о пожилых людях, следует помнить, что существуют некоторые особенности их мотивационно-потребностной сферы. Своеобразие личности пожилого человека обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько спецификой их иерархии.

Ведущая группа потребностей включает в себя потребность в избегании страданий, в спасении, в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам), в стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов.

Средняя группа – потребность в автономии, выступающая в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Упрямство и неприятие чужого мнения — также являются проявлением потребности в автономии. Это путь защиты собственной независимости. В эту же группу входят: — потребность в защите: имеется в виду потребность в защите своего «Я» от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир; — потребность в заботе о других, которая существенно значимее преобладает у женщин; — потребность во власти.

Третья группа – «подчиненные потребности»: потребность в любви, эротике, в отталкивании (враждебное, презрительное отношение к другим людям), потребность в творчестве. Сам комплекс потребностей, характерных для пожилого человека, не представляет собой ничего специфического.

Специфика заключается в том, что эти потребности смещены в определенном направлении. Такие потребности как потребность в любви, творчестве, т. е. весьма значимые, обычно играющие решающую роль в жизни человека, скажем, среднего или молодого возраста, оттеснены и имеют меньшее значение в более позднем возрасте. Потребность в избегании страданий и защищенности занимает ведущее положение в иерархии.

Проведенные опросы пожилых людей в нашей стране показывают, что, действительно, для пожилых людей, особенно проживших трудную жизнь, ведущей мотивацией является потребность в безопасности. Как учитывать потребности пожилых людей в социальной работе?

Изучение мотивации пожилых людей помогает, во-первых, ответить на вопрос: почему некоторые пожилые ведут наполненную, активную жизнь, продуктивны и удовлетворены жизнью, в то время как другие чувствуют скуку, депрессию, бесполезность? При этом можно подходить к проблеме мотивации пожилых людей с точки зрения базовых потребностей, а можно большую роль приписывать другим факторам: социальным, средовым. Кроме того, если потребностные факторы заложить в основу оказания социальной помощи пожилым, то каждая организация должна ответить на вопрос: какого рода потребности ваша служба готова удовлетворить?

Каждая организация в системе социального обслуживания удовлетворяет определенное (часто – ограниченное) количество потребностей пожилых людей. Потребности можно представить в виде своеобразного айсберга. На поверхности видна только их часть, которую можно удовлетворить в какой-то момент: потребность в медицинском уходе, потребности, связанные с жилищем, эмоциональные потребности, социальные потребности и т. д.

Большинство служб удовлетворяют потребности в медицинском обслуживании, а они определяют и социальные потребности, которые составляют большую часть потребностей пожилых людей, но не всегда удовлетворяются социальной службой. Поэтому важно определить, какие «участки» нужд намерена удовлетворить каждая конкретная организация социальной службы. Это позволит «айсбергу потребностей» таять, уменьшать значимость потребностей по мере их удовлетворения. Тогда граница станет ниже, а следовательно, у клиентов – пожилых людей станет меньше неудовлетворенных потребностей.

Поэтому любой организации, работающей с пожилыми, требуется ответить на следующие вопросы:

  • Как потребности отдельного человека связаны между собой?
  • Как учитывается чувство защищенности и безопасности пожилых?
  • Возможно ли работать по решению проблем депрессии пожилых? По преодолению горя, работе горя?
  • Не вызвано ли негативное самочувствие пожилых отсутствием необходимого окружения?

После этого следует обсудить самый важный вопрос: как вы представляете перемены в своей организации по улучшению социального обслуживания пожилых людей? Именно ответы на эти вопросы помогут реально решать задачи по оказанию помощи людям.


Фундаментальные основы прав пожилых людей на уход прописаны в издании Министерства здравоохранения Великобритании «Дома для того, чтобы в них жить» (1989 г.). Права, записанные в этой книге, и перечисленные ниже, подходят не только пожилым, проживающим в домах для престарелых, но и всем людям. Это общая методология отношения к пожилым людям, которая может быть применима и в российских условиях.

Безопасность – окружающая обстановка и структура поддержки, которые обеспечивают покой, помощь, предоставляемую с готовностью в нужное время, и разумную защиту от опасности.

Право принадлежать самому себе – право быть оставленным в покое или свободным от вмешательства, публичного внимания к своей жизни.

Достоинство – признание внутренней ценности людей, выраженное в уважении к их уникальности и личным нуждам, независимо от сложившихся обстоятельств.

Независимость – возможность мыслить и действовать без ссылки на другого человека, включая готовность принять на себя определенный риск.

Права – сохранение всех прав, связанных с гражданством.

Право выбора – возможность самостоятельного выбора из ряда вариантов. Удовлетворенность достигнутым – воплощение личных устремлений и способностей во всех аспектах повседневной жизни.

Любая работа с такими категориями населения, как инвалиды и пожилые люди должна основываться на трех основополагающих принципах: обеспечение достоинства, признание независимости, предоставление возможности выбора.

Эмпирически установлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается, но если деятельность личности ограничивается только решением задач сегодняшнего дня, то ее психологическая организация обедняется, так как по своим творческим возможностям человек может решать более сложные проблемы. Прогрессивное развитие личности как способ существования обеспечивается проявлением активности в разрешении противоречий между изменяющимися условиями бытия и реальными возможностями удовлетворения потребностей и интересов. Поэтому, хотя пожилым людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полтора лет. Такая перспектива позволяет пожилому человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает реальные пути достижения целей.


Социальные работники могут быть подвержены влиянию эйджизма, и иногда не обладают социально-психологической компетентностью, которая требуется для работы с пожилыми людьми и инвалидами. Дискриминация по возрасту, или эйджизм, означает отрицательное или унижающее отношение к человеку из-за его возраста, пренебрежение и негативное отношение к любой возрастной группе, хотя чаще всего речь идет именно об отношении к пожилым и старым людям.

Эйджизм часто соотносится именно с ними, то есть общественным сознанием пожилые люди наделяются негативными характеристиками, например считаются «бременем для государства». Иногда случаи жестокого отношения к пожилым людям можно прямо связать с распространением эйджизма: пожилые люди становятся уважаемы меньше, чем остальные, поэтому с ними обходятся, как с людьми, не заслуживающими равных прав. Часто сотрудники тех организаций, которые оказывают услуги пожилым людям, так же восприимчивы к эйджизму, как и все общество. Многим социальным работникам свойственны эйджистские тенденции.

Например, отсутствие социально-психологической компетентности социальных работников и, как следствие, увеличение трудностей в общении с пожилыми, приобретение навыков манипулирования пожилыми, усиление агрессивности и враждебности по мере увеличения стажа работы показывают направленность их деятельности, которая, во-первых, нарушает право пожилого на достоинство и уважение (основной принцип социальной работы) и, во-вторых, ориентирована на достижение скрытой (от пожилого) цели, не совпадающей с открыто декларируемой целью.

Социальные работники, являясь обычными людьми, не выходят за круг эйджистского поведения и предубеждения. В российском обществе понимание незрелой и несовершенной природы «новой» профессии социального работника и некоторых эйджистских допущений и приписываний – императив для социальной работы. В научной литературе встречаются такие цифры: 86 % слушателей факультета переподготовки социальных педагогов разделяют негативные стереотипы, связанные с восприятием позднего времени жизни.

Кроме социальных работников, непосредственно работающих с пожилыми людьми, есть еще и специалисты по социальной работе, которых готовят высшие учебные заведения и которые работают не в таком тесном контакте с пожилыми клиентами (иногда таких контактов не бывает вовсе) как социальные работники, обслуживающие пожилых на дому или в стационарах. Эти специалисты относительно далеки от индивидуальных пользователей социальных услуг, т. е. инвалидов и пожилых людей, и с «полным основанием» используют эйджистские стереотипы и представления.

Жестокое отношение к пожилым людям, которое может быть как со стороны тех, кто их обслуживает, так и со стороны членов семьи пожилого человека, является важной проблемой. Попытка описать феномен жестокого обращения с пожилыми людьми сталкивается с необходимостью определить и идентифицировать это понятие. Данный термин часто понимается по-разному: «плохое отношение к пожилым», «пренебрежение», «эксплуатация», «экономическая жестокость», «оскорбление действием», «физическая жестокость» и др. Эти определения имеют разное содержание и используются в разных контекстах.

Можно предложить следующую классификацию жестокости.

Физическая жестокость: рукоприкладство; побои; угроза физическим насилием; сексуальное насилие; ограничение движений; стеснение свободы; умышленное телесное повреждение, вызывающее смерть; убийство.

Психологическая жестокость: словесное оскорбление; обзывание; продуцирование страха возможным плохим обращением или помещением в дом престарелых; угрозы, изоляция; вымогательство; вызывающее поведение, влекущее за собой грубость со стороны пожилого человека; поведение, подрывающее личность пожилого; поведение или отношение, которые вызывают у пожилого чувство отчаяния, безнадежности; безжалостность; бессердечие.

Эксплуатация – экономическая жестокость: финансовая эксплуатация; отказ в доходе, заработке, пенсии; воровство денег; использование силы или юридических мер для нанесения ущерба пожилым. Нарушение прав: нарушение законов, гарантирующих всем гражданам равные права. Пренебрежение (активное): игнорирование; поведение, в результате которого остается брошенным слабый, выведенный из строя или умственно неполноценный человек, не способный заботиться о себе; помещение семьей людей, имеющих физические или умственные недостатки, в дом-интернат; нарушение долга или договора (принятых на себя обязательств), выражающееся в нанесении вреда, обиды или нарушении прав. Пренебрежение (пассивное): непреднамеренное, неумышленное пренебрежение, которое, тем не менее, приводит к психологическому или физическому дискомфорту пожилого человека.

Общепризнанна тяжелейшей проблема определения психологической жестокости.

Ученые считают, что такие проявления неизбежны со стороны социальных или медицинских работников, которые не прошли соответствующую психологическую подготовку, поэтому есть опасность недооценки субъективного фактора.

К факторам риска относятся следующие:

  • ситуации, в которых жестокость выступает как реакция «преступников» на стресс;
  • реакция пожилых людей на свою зависимость и ухудшение состояния или ухода за ними;
  • психологические проблемы и личностные черты социальных работников;
  • социальная изоляция;
  • негативные социальные процессы и аттитюды к пожилым людям, включающие возрастную сегрегацию;
  • отсутствие или недостаток коммуникативной компетентности.

В любой социокультурной среде существуют определенные факторы, которые провоцируют жестокость или злоупотребление силой. Во многих странах наблюдается маргинализация пожилых людей. Это – следствие урбанизации, индустриализации и модернизации общества, которое не имеет позитивной и реалистичной модели старения. Поэтому стратегия предотвращения жестокости должна включать преодоление негативного отношения к пожилым людям. Часто используют образовательные программы, которые с помощью средств массовой информации повышают общественную сензитивность к пожилым, формируют позитивное представление о роли пожилых людей.

Главная цель таких программ – расширить участие пожилых людей в общественной жизни, повысить их социальную интеграцию в общество и понизить их маргинальность. Общественные организации могут внести свой вклад в повышение роли пожилых людей в обществе.